АПОЛЛО́Н
[1] Apollo, Ἀπόλλων, сын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Койя. Hesiod. theog. 918. Hom. Il. 1, 21. 36. У Гомера и Гесиода не указывается место рождения Аполлона; а по гимну к Аполлону Делосскому, он родился на острове Делос у подошвы горы Кинфа (Δήλιος, Κύνθιος) вместе с Артемидой; здесь мать их, Лето, преследуемая ревнивой Герой, нашла себе наконец безопасное убежище. Аполлон Пречистый (Φοῖβος) есть бог блага и порядка; он охранитель закона, всего доброго и прекрасного в природе и в человеческой жизни. Он объявляет людям волю Зевса, правителя мира и высшего покровителя всякой законности, с которым Аполлон связан самым тесным образом; он же наблюдает за исполнением воли Зевса. Кто противится Зевсову закону, того карает гнев Аполлона; стрелами своими, летающими с серебряного лука, он, издали попадающий в цель (ἑκηβόλος, ἕκατος, ἑκάεργος, ἀργυρότοξος, κλυτότοξος, arcipotens, arcitenens), поражает ослушника смертью. Это испытали на себе Алоады (От и Ефиальт), гордая Ниоба со своими детьми и греки в лагере под Троей (Hom. Il. 1). [2] Но как, с одной стороны, Аполлон —
Как вестник воли Зевса, он бог предсказаний и оракулов. От его ясного, провидящего взора ничто не скрыто, но изречения его часто темны для ограниченного человеческого ума, поэтому Аполлон называется Λοξίας, темный. Знаменитейшее из мест, где он дает предсказания — Дельфы или Пифо (поэтому он Πύθιος); он завладел этим местом вскоре после своего рождения, поразив дракона Пифона. Hymn. in Apoll. Pyth. 104. 282 слл. Прежде этот оракул принадлежал Гее (и Посейдону) и — после нее — Фемиде. Aeschyl. Eum. 1. слл. Аполлоновские оракулы находились также в Абах в Фокиде, близ Фив на Исмене, на источнике Тильфоссе в Беотии, в Кларе близ Колофона, в Дидимах близ Милета и т. д. (Ἀβαῖος, Ἰσμήνιος, Κλάριος, Θυμβραῖος, Παταρεύς). [3] Аполлоновы пророчественные изречения имели сильнейшее влияние на общественные дела греков, на их государственные учреждения, на расселение племен и основание колоний; он основатель городов и предводитель колоний (ἀρχηγέτης, κτίστης), охранитель городов и улиц (ἀγυιεύς); он сам выстроил стены Трои (Il. 7, 452) и Мегар (см. Alcathous).
Всеведущий бог, объявляющий божественную волю, владеет также даром поэзии, пения, музыки. У Гомера (Il. 1, 603) он во время пира богов играет на форминге, а Музы сопровождают его игру своим пением, но здесь он не является еще богом пения. Впоследствии Аполлон представляется богом всех изящных искусств и предводителем Муз (Μουσαγέτης).
Со всевидящим богом Гелием всеведающий светлый (λύκειος) Феб Аполлон был отождествлен лишь в поздние сравнительно времена. Аполлон был одним из верховных богов у греков; культ его был распространен повсеместно и имел чрезвычайно значительное влияние на греческую образованность; но особенно высоко чтили Аполлона доряне. Главными местами почитания Аполлона были: Темпейская долина, Дельфы, откуда служение ему распространилось по Беотии и далее, Крит, Делос, Малоазиатское побережье. Аполлоновские праздники падают большей частью на весенние месяцы; в это время года во многих местах совершались в честь Аполлона праздники очищения и искупления; таков у афинян и вообще у ионян был праздник Θαργήλια. Пифийские игры, в которых принимала участие вся Греция, происходили обыкновенно поздним летом каждые 4 года. На мысе Акции, Actium, где Ἀπόλλων Ἄκτιος имел храм, построенный, по преданию, аргонавтами, каждые 3 года совершалось празднество с состязаниями, происходившими на суше и на море; со временем Августа это празднество (Ἄκτια, Actia, Actiaca) справлялось с особенным великолепием каждые 5 лет.
[4] Очень многочисленно, по мифологии, было потомство Аполлона; сыновьями его назывались преимущественно пророки, певцы и герои, основатели тех городов, где его особенно почитали. Ему посвящены были, кроме других животных, лебедь и волк, из растений оливковое дерево, пальма, лавр. Что касается последнего, то известно сказание о том, как нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавровое дерево (δάφνη). Ov. met. 1, 452 слл. Пластическое искусство представляет Аполлона прекраснокудрым (Ἀκερσεκόμης), сильным юношей, стройным, высоким, с гордыми, ясными чертами лица. Самая древняя из сохранившихся статуй (см. рис. a) найдена около Тенеи в Пелопоннесе (ныне находится в Мюнхене), а самая знаменитая — это Аполлон Бельведерский в Ватикане (см. рис. b); он изображен здесь с эгидой, которую держит перед собой, распространяя ее страх и смятение среди своих врагов (в том же приблизительно положении, как в Il. 15, 318). Рисунок c изображает голову Аполлона, соответствующую Аполлону Бельведерскому; прежде она находилась в собрании Джустиниани, а ныне составляет собственность графа Pourtalès-Gorgier. Статуя из Пио-Клементинского собрания (рис. d) представляет Аполлона Мусагета в длинном ионическом одеянии аедов.
[5] К римлянам почитание Аполлона перешло от греков. Уже во времена царей, как говорят, римляне вопрошали дельфийский оракул: в 432 г. до Р. Х. Аполлону построен был первый храм в Риме; здесь этот бог чествовался как Apollo medicus, как бог, спасающий от мора; именно эта сторона представления о божестве всего более и выступает в почитании Аполлона у римлян. Во вторую Пуническую войну в честь его установлены были Аполлоновы игры (ludi Apollinares, см. Ludi). Август, особенно высоко чтивший этого бога, дал новое устройство столетним играм (ludi saeculares), перенеся часть чествования, принадлежавшего прежде Плутону и Прозерпине, на Аполлона и Диану.
|
||
1.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит лавровую ветвь в левой руке и патеру — в правой. | ||
2.
Тетрадрахма, серебро Катана, 410—405 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Колесничий в длинном хитоне мчится в квадриге влево, справа ионическая колонна, вверху летит вправо Нике, держит венок и табличку с надписью ΕΥΑΙΝ (Εὐαίνετος — Эвайнет), под лошадьми шарик, в обрезе краб. РЕВЕРС: ΚΑΤΑΝΑΙΩΝ — голова Аполлона в лавровом венке влево, слева колокольчик на ленточке, справа рак. | ||
3.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, опираясь на посох в правой руке, обвитый змеей. | ||
4.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обращенный влево обнаженный Аполлон в венке, с патерой в протянутой правой руке, совершает жертвоприношение над горящим алтарем, держа в левой руке ветвь. В правом поле: Ε. | ||
5.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева. В правом поле: Ⲉ. | ||
6.
Денарий, серебро Август Рим, 29 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой. В поле, слева и справа: IMP. CAESAR. | ||
7.
Тетрадрахма, серебро Галикарнас, 400—387 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке, слегка обращенная вправо. РЕВЕРС: ΑΛΙΚΑΡΝΑΣΣΕΟΝ — внутри квадрата орел с расправленными крыльями, вправо, и звезда. | ||
8.
Денарий, серебро Гай Вибий Панса Рим, 90 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек. РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек | ||
9.
Денарий, серебро Гай Вибий Панса Рим, 90 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек. РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек | ||
10.
Денарий, серебро Гай Вибий Панса Рим, 90 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек. РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек. |