Словарь античности

АПОЛЛОН (лат. Apol­lo), так­же Феб (лат. Phoe­bus), кра­си­вый юный гре­че­ский бог сол­неч­но­го све­та, отож­дествляв­ший­ся с богом солн­ца Гелио­сом. Родил­ся в Дело­се; сын Зев­са и Лето, брат Арте­ми­ды. Зна­че­ние его име­ни неяс­но. Обла­дав­ший даром пред­виде­ния, Апол­лон наде­лял этим свой­ст­вом людей, напри­мер Кас­сан­дру. Воз­ле Дельф он убил дра­ко­на-чудо­ви­ще Пифо­на, в честь этой победы соору­жен Дель­фий­ский храм; Апол­лон полу­чил про­зви­ще Апол­лон Пифий. Пифия, жри­ца это­го хра­ма, дела­ла пред­ска­за­ния (ора­ку­лы). Как глав­ное ора­куль­ное боже­ство Апол­лон имел мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща, рас­по­ло­жен­ные в Гре­ции и Малой Азии. Апол­лон являл­ся так­же богом гар­мо­нии, духов­ной дея­тель­но­сти и искусств, преж­де все­го музы­ки и пения. Поэто­му его часто изо­бра­жа­ли с лирой в руках, полу­чен­ной им от Гер­ме­са. Апол­лон покро­ви­тель­ст­во­вал музам. Мар­сия, осме­лив­ше­го­ся всту­пить с ним в музы­каль­ное состя­за­ние, он жесто­ко пока­рал. Апол­лон почи­тал­ся так­же как боже­ство, охра­ня­ю­щее посе­вы и ста­да, слыл богом-отвра­ти­те­лем бед и богом исце­ле­ния. Его сын от Коро­ниды Аскле­пий был богом вра­че­ва­ния. За оскорб­ле­ния, нане­сен­ные сво­ей мате­ри Лето, Апол­лон убил из лука детей Нио­бы. Оса­див­ших Трою гре­ков он пока­рал мором. Свя­щен­ным дере­вом Апол­ло­на был лавр. Культ Апол­ло­на полу­чил рас­про­стра­не­ние в Риме в 5 в. до н. э. и достиг рас­цве­та в пери­од прав­ле­ния Авгу­ста, счи­тав­ше­го его сво­им богом-хра­ни­те­лем. Начи­ная с антич­но­сти часто дела­ли скульп­тур­ные изо­бра­же­ния Апол­ло­на. Наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся из них (ран­не­го клас­си­че­ско­го пери­о­да, 2-я четв. 5 в. до н. э.) явля­ют­ся т. н. «Апол­лон Кас­сель­ский», рим­ская мра­мор­ная копия ста­туи, воз­мож­но, работы Фидия, нахо­дя­ща­я­ся в г. Кас­сель, «Апол­лон Омфа­лос» — под­твер­жден­ная несколь­ки­ми сво­и­ми репли­ка­ми ста­туя Апол­ло­на дори­че­ско­го сти­ля. Осо­бен­но высо­ко ценит­ся «Апол­лон Бель­ведер­ский», рим­ская мра­мор­ная копия в Вати­кане, сде­лан­ная с гре­че­ско­го брон­зо­во­го ори­ги­на­ла 2-й пол. 4 в. до н. э. (Апол­лон изо­бра­жен в дви­же­нии, дер­жа­щим в руке лук и смот­ря­щим вслед выпу­щен­ной стре­ле). Фигу­ра Апол­ло­на нахо­дит­ся в цен­тре ком­по­зи­ции на запад­ном фрон­тоне хра­ма Зев­са в Олим­пии. Извест­на так­же ста­туя Апол­ло­на Сав­р­ок­то­на работы Пра­к­си­те­ля, кото­рая изо­бра­жа­ет Апол­ло­на уби­ваю­щим яще­ри­цу. Апол­ло­ну посвя­ща­ли свои скульп­ту­ры Торвальд­сен и Роден. В живо­пи­си Апол­ло­на чаще все­го изо­бра­жа­ли в окру­же­нии муз (Пус­сен), с Арте­ми­дой (Л. Кра­нах Стар­ший), сра­жаю­щим­ся с Пифо­ном (Дела­круа), вме­сте с Даф­ной (Тье­по­ло), «Апол­лон у Адме­та» (Лоррен), «Апол­лон рядом с Гиа­кин­фом» (Тье­по­ло). Моти­вы мифов об Апол­лоне исполь­зо­ва­лись и в опер­ном искус­стве (Люл­ли, Моцарт). кельт­ибе­ры ламп­сак­ский канад­ский

См. также:
АПОЛЛОН (Мифы народов мира)
АПОЛЛОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Борьба между Аполлоном и Гераклом за дельфийский треножник.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Сосибия.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА.
Аполлон Бельведерский (с античного оригинала).
Неизвестный французский мастер XVIII в.
Бронза патинированная.
Высота 56 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Аполлона в образе лучника (Аполлон Стреловержец).
Бронза. Современная копия греческого оригинала II в. до н. э.
Помпеи, Храм Аполлона (VII, 7, 32).
9. КЕРАМИКА. Греция.
Дельфийский оракул.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит лавровую ветвь в левой руке и патеру — в правой.
2. Тетрадрахма, серебро
Катана, 410—405 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий в длинном хитоне мчится в квадриге влево, справа ионическая колонна, вверху летит вправо Нике, держит венок и табличку с надписью ΕΥΑΙΝ (Εὐαίνετος — Эвайнет), под лошадьми шарик, в обрезе краб.
РЕВЕРС: ΚΑΤΑΝΑΙΩΝ — голова Аполлона в лавровом венке влево, слева колокольчик на ленточке, справа рак.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, опираясь на посох в правой руке, обвитый змеей.
4. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обращенный влево обнаженный Аполлон в венке, с патерой в протянутой правой руке, совершает жертвоприношение над горящим алтарем, держа в левой руке ветвь.
В правом поле: Ε.
5. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева.
В правом поле: .
6. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
7. Тетрадрахма, серебро
Галикарнас, 400—387 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке, слегка обращенная вправо.
РЕВЕРС: ΑΛΙΚΑΡΝΑΣΣΕΟΝ — внутри квадрата орел с расправленными крыльями, вправо, и звезда.
8. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
9. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
10. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА