У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

ТРОН (thro­nus). Трон так дав­но исполь­зу­ет­ся как сим­вол цар­ской вла­сти или досто­ин­ства, что любое иссле­до­ва­ние его про­ис­хож­де­ния вый­дет дале­ко за рам­ки пер­вых сведе­ний о Гре­ции и Ита­лии. Даже сре­ди доис­то­ри­че­ских руин в Мике­нах и на дру­гих участ­ках в Гре­ции и на Эгей­ских ост­ро­вах изо­бра­же­ния сидя­щих фигур не остав­ля­ют ника­ких сомне­ний в том, что им ока­зы­ва­ют поче­сти. К сожа­ле­нию, эти тро­ны так пло­хо изо­бра­же­ны, что невоз­мож­но полу­чить ника­ко­го пред­став­ле­ния о том, как они тогда выгляде­ли.

У Гоме­ра θρό­νος отли­ча­ет­ся от всех дру­гих сиде­ний [Sel­la], и на нем вос­седа­ют толь­ко цари и пра­ви­те­ли. Одна­ко трон пред­на­зна­чен не толь­ко для них, так как пра­ви­тель может пред­ло­жить его любо­му гостю, кото­ро­го поже­ла­ет почтить. Напри­мер, Теле­мах таким спо­со­бом выра­жа­ет ува­же­ние к Афине, когда она появ­ля­ет­ся в обра­зе Мен­та (Od. I. 130). Несо­мнен­но, имен­но поэто­му в вели­ко­леп­ных двор­цах, таких, как дво­рец Алки­ноя или госте­при­им­ный дом Одис­сея, сиде­нья для гостей назы­ва­ют­ся тро­на­ми (Od. XVI. 408). Поэто­му вполне есте­ствен­но, что сиде­нья богов все­гда назы­ва­ют­ся тро­на­ми, кро­ме одно­го отрыв­ка (Il. VIII. 436), где Зевс сидит на троне, а осталь­ные боги — на κλισ­μοῖς1, но это, конеч­но, долж­но было под­черк­нуть его пре­вос­ход­ство. То же самое имел в виду и скуль­п­тор, создав­ший фриз Пар­фе­но­на. На запад­ной сто­роне, в собра­нии богов, он пре­до­ста­вил трон со спин­кой и под­ло­кот­ни­ка­ми лишь Зев­су, а сиде­нья осталь­ных богов — про­сто табу­ре­ты (ср. Bri­tish Mu­seum Gui­de to El­gin Marbles, с. 66, № 29).

Эпи­те­ты у Гоме­ра не слиш­ком про­яс­ня­ют, како­ва была фор­ма и внеш­ний вид упо­мя­ну­тых им тро­нов. Трон был высо­ким (ὕψη­λος, Od. VIII. 422) и все­гда имел ска­ме­еч­ку для ног (θρῆ­νυς, Od. I. 131; XIX. 57). Их покры­ва­ли самы­ми доро­ги­ми тка­ня­ми и ков­ра­ми (Od. I. 130; XX. 150). Судя по эпи­те­там σι­γαλόεις, φαεινός и ξεσ­τός, тро­ны были дере­вян­ны­ми, изо­гну­ты­ми и хоро­шо отпо­ли­ро­ван­ны­ми. Но часто дере­во покры­ва­ли золоты­ми пла­сти­на­ми (χρύ­σειος, Il. VIII. 442); подоб­ный стиль хоро­шо изве­стен по микен­ским орна­мен­там с золоты­ми листья­ми (ср. Schuch­hardt, Schlie­mann’s Ausgra­bun­gen, 267 сл.). Под­ло­кот­ни­ки тро­на не упо­ми­на­ют­ся, но из рас­ска­за о смер­ти Анти­ноя Хель­биг дела­ет вывод, что они име­лись (Od. XXII. 8—20). Древ­ней­шие памят­ни­ки с изо­бра­же­ни­ем тро­нов — это гру­бые терра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки богинь, най­ден­ные вме­сте с ваза­ми Дипи­ло­на и дру­гой кера­ми­кой гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля (ср. Jahrbuch des d. Arch. Inst., Boeh­lau, 1888). Одна­ко они свиде­тель­ст­ву­ют лишь о том, что спин­ка тро­на была пря­мой и укра­шен­ной и что обыч­но исполь­зо­ва­лись ска­ме­еч­ки для ног. Одна­ко в вели­ко­леп­ных тро­нах, на кото­рых в после­дую­щие века вос­седа­ли хра­мо­вые идо­лы, мож­но про­следить тра­ди­ци­он­ную вычур­ность геро­и­че­ской эпо­хи. Один из них — это трон Апол­ло­на в Ами­к­лах работы Батик­ла из Маг­не­зии (Paus. III. 18, 19), вто­рой — трон Зев­са в Олим­пии, заду­ман­ный и испол­нен­ный Фиди­ем (Paus. V. 11). Но пер­вый не явля­ет­ся тро­ном в обыч­ном смыс­ле сло­ва: это соору­же­ние, постро­ен­ное вокруг древ­не­го дере­вян­но­го идо­ла (ξόανον), кото­ро­му, конеч­но, нель­зя было при­дать сидя­чую позу. Вто­рой, одна­ко, был тро­ном во всех отно­ше­ни­ях, за исклю­че­ни­ем колос­саль­но­го раз­ме­ра; един­ст­вен­ным отли­чи­ем были допол­ни­тель­ные стол­бы, встав­лен­ные меж­ду нож­ка­ми для под­держ­ки огром­но­го веса ста­туи. Пав­са­ний (loc. cit.) подроб­но опи­сы­ва­ет его фор­му и укра­ше­ния. Он был сде­лан из золота и сло­но­вой кости, укра­шен дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и эбе­но­вым дере­вом, резь­бой, инкру­ста­ци­я­ми и рос­пи­сью. Спин­ка была высо­кой, ее вен­ча­ли скульп­тур­ные груп­пы Гра­ций и Вре­мен года, под­ни­мав­ши­е­ся над голо­вой бога. Меж­ду нож­ка­ми было четы­ре попе­ре­ч­ных пере­кла­ди­ны, а вни­зу сто­я­ла ска­ме­еч­ка для ног; все было укра­ше­но фигу­ра­ми и груп­па­ми, изо­бра­жаю­щи­ми мифо­ло­ги­че­ских геро­ев и сюже­ты. Этот трон хоро­шо виден на моне­тах Элиды, отче­ка­нен­ных в прав­ле­ние Адри­а­на; на их ревер­се зна­ме­ни­тая ста­туя изо­бра­же­на в мини­а­тю­ре (ср. Journ. of Hel­le­nic Stu­dies, vol. X. 98). Она хоро­шо согла­су­ет­ся с Пав­са­ни­ем: у тро­на высо­кая спин­ка, под­ло­кот­ник под­дер­жи­ва­ет сфинкс, име­ет­ся попе­ре­ч­ная пере­кла­ди­на меж­ду нож­ка­ми и ска­ме­еч­ка для ног. На моне­те отсут­ст­ву­ют две груп­пы на спин­ке и, конеч­но, она не дает ника­ко­го пред­став­ле­ния об укра­ше­ни­ях. Этот трон был вели­ко­ле­пен, но отли­чал­ся от сиде­ний ран­них гре­че­ских царей лишь раз­ме­ра­ми и худо­же­ст­вен­ны­ми досто­ин­ства­ми. Даже более или менее обыч­ные тро­ны на памят­ни­ках (осо­бен­но на над­гроб­ных релье­фах) очень раз­но­об­раз­ны по фор­ме и слож­ным укра­ше­ни­ям.

Моне­та из Элиды с Зев­сом на троне.

Самый извест­ный из таких над­гроб­ных релье­фов, где покой­ный вос­седа­ет на троне, а потом­ки возда­ют ему поче­сти, — это гроб­ни­ца Гар­пии из Ликии в Бри­тан­ском музее. На нем изо­бра­же­ны целых пять тро­нов; самые типич­ные из них рас­по­ло­же­ны на пли­те, где две сидя­щие дамы при­ни­ма­ют под­но­ше­ния от трех жен­щин. Жен­щи­на сле­ва сидит на троне с изо­гну­ты­ми нож­ка­ми, кото­рые укреп­ле­ны пере­кла­ди­на­ми. Виден под­ло­кот­ник тро­на, тоже изо­гну­той фор­мы; как и на троне в Олим­пии, его под­дер­жи­ва­ет сфинкс. Жен­щи­на спра­ва сидит на троне с очень проч­ны­ми квад­рат­ны­ми нож­ка­ми, кото­рые навер­ху закан­чи­ва­ют­ся ран­ним вари­ан­том ионий­ских волют (ср. Puchstein, Das Ioni­sche Ca­pi­tell), а в середине укра­ше­ны орна­мен­том из паль­метт. с.838 Под­ло­кот­ник закан­чи­ва­ет­ся бара­ньей голо­вой, а верх­няя часть спин­ки накло­не­на и выре­за­на в фор­ме гуси­ной голо­вы. Оба тро­на снаб­же­ны высо­ки­ми подуш­ка­ми и ска­ме­еч­ка­ми для ног. На дру­гих сто­ро­нах гроб­ни­цы мож­но увидеть дру­гие типы сиде­ний: у одно­го нет спин­ки, у дру­го­го — под­ло­кот­ни­ков, а под­ло­кот­ник третье­го под­дер­жи­ва­ет фигу­ра три­то­на, а его пере­д­ние нож­ки выре­за­ны в фор­ме пере­д­них лап льва. Такая ими­та­ция льви­ных лап встре­ча­ет­ся очень часто, но обыч­но на пере­д­них нож­ках. Одна­ко на несколь­ких над­гроб­ных релье­фах из Спар­ты и ее окрест­но­стей (ср. Mit­thei­lun­gen des Ath. Inst. 1877) мож­но видеть все четы­ре нож­ки, выре­зан­ные таким обра­зом, при­чем зад­ним нож­кам при­да­на фор­ма зад­них лап. Студ­нич­ка ука­зал, что такая забав­ная фигу­ра встре­ча­ет­ся так­же на вазах кирен­ско­го типа и что такую фор­му име­ют почти все еги­пет­ские тро­ны. На этом осно­ва­нии он пред­по­ла­га­ет, что дан­ная мода про­ис­хо­ди­ла из Егип­та (Cy­re­ne, с. 9), и при­ме­ча­тель­ное сов­па­де­ние с неко­то­ры­ми дру­ги­ми фор­ма­ми дела­ет эту гипо­те­зу доволь­но веро­ят­ной.


Тро­ны из гроб­ни­цы Гар­пии (Mur­ray).

Одна­ко гре­ки заим­ст­во­ва­ли свои моде­ли тро­нов не толь­ко из Егип­та: свя­зи с Асси­ри­ей и Восто­ком даже силь­нее. Об этом осо­бен­но ярко свиде­тель­ст­ву­ют опре­де­лен­ные при­ми­тив­ные фор­мы иони­че­ских капи­те­лей и очень свое­об­раз­ный тип паль­мет­ты: на каж­дой сто­роне нож­ки сде­ла­но два эллип­ти­че­ских над­ре­за, а стеб­лем двой­ной паль­мет­ты слу­жит узкая деко­ра­тив­ная план­ка. Все это изо­бра­же­но на вто­ром из опи­сан­ных выше тро­нов и очень часто встре­ча­ет­ся в вазо­вой рос­пи­си во все пери­о­ды, кро­ме само­го позд­не­го. Логич­но сде­лать вывод, что гре­че­ские сто­ля­ры заим­ст­во­ва­ли моде­ли и орна­мент у восточ­ных крас­но­де­рев­щи­ков, путе­ше­ст­во­вав­ших по Гре­ции. Одна­ко их работу не копи­ро­ва­ли сле­по: оше­лом­ля­ю­щее раз­но­об­ра­зие тро­нов в вазо­вой рос­пи­си не поз­во­ля­ет дать им про­стое опи­са­ние и свиде­тель­ст­ву­ет о том, что их изгото­ви­те­ли были весь­ма изо­бре­та­тель­ны. Прав­да, какие-то фан­та­зии мог­ли при­над­ле­жать и худож­ни­ку, кото­рый поль­зо­вал­ся в этом вопро­се сво­бо­дой и порой исклю­чал спин­ки, под­ло­кот­ни­ки и ска­ме­еч­ки для ног, если они не впи­сы­ва­лись в его замы­сел.

Гораздо более надеж­ны­ми источ­ни­ка­ми слу­жат камен­ные копии насто­я­щих сиде­ний, на кото­рых часто поме­ще­ны ста­туи; напри­мер, тро­ны со свя­щен­ной доро­ги Бран­хидов, кото­рые сей­час нахо­дят­ся в Бри­тан­ском музее. На таких тро­нах вос­седа­ли люди высо­ко­го ста­ту­са: жре­цы, судьи на играх, учи­те­ля в шко­лах (ср. Bul­let­ti­no dell’ Insti­tu­to, 1890, I. с. 1, «Pa­ro­dia d’una sce­na di scuo­la»). Имен­но такие тро­ны зна­ли гре­ки клас­си­че­ско­го пери­о­да, вряд ли зна­ко­мые с цар­ски­ми инсиг­ни­я­ми. Позд­нее, осо­бен­но под вла­стью Рим­ской импе­рии, воз­ник обы­чай посвя­щать почет­ные сиде­нья или тро­ны в обще­ст­вен­ных местах, обыч­но в теат­ре, чтобы на них вос­седа­ли выдаю­щи­е­ся люди. В теат­ре Дио­ни­са в Афи­нах до сих пор сохра­ни­лись места бла­готво­ри­те­лей, жре­цов, архон­тов, пол­ко­вод­цев и дру­гих долж­ност­ных лиц (ср. C. I. A. III. 240 сл.; и Miss Har­ri­son, Mytho­lo­gy and Mo­nu­ments of An­cient Athens, с. 273—277). Поми­мо этих цере­мо­ни­аль­ных сиде­ний у каж­до­го гла­вы семей­ства был стул, сидя на кото­ром, он при­ни­мал гостей; по фор­ме такой стул был похож на древ­ний θρό­νος и назы­вал­ся этим име­нем.

Так обсто­я­ло дело и в Риме, где so­lium2 исполь­зо­вал толь­ко pa­ter­fa­mi­lias3, кото­рый сидел на нем утром, при­ни­мая кли­ен­тов (Cic. de Leg. I. 3, 10: «Cum prae­ser­tim non re­cu­sa­rem quo­mi­nus mo­re pat­ris se­dens in so­lio con­su­len­ti­bus res­pon­de­rem»4). So­lium имел почти такую же фор­му, как и гре­че­ский θρό­νος и тоже был сиде­ньем богов. Одна­ко сиде­нье учи­те­ля назы­ва­лось не so­lium, а cathed­ra; этим сло­вом так­же пере­во­ди­лось гре­че­ское поня­тие δίφ­ρος, а не θρό­νος. So­lium — это и назва­ние опре­де­лен­но­го сту­ла для купа­ния: чело­век сидел на нем, а его поли­ва­ли горя­чей водой. Такие сту­лья мож­но увидеть во мно­гих музе­ях (ср. Da­rem­berg et Sag­lio, Dict., ста­тья Bal­neae, рис. 768). Неко­то­рые же, види­мо, пред­став­ля­ли собой что-то вро­де пере­нос­ной бани, и их часто упо­ми­на­ют антич­ные меди­ки (Cel­sus, VII. 26, 5, «in so­lium… aquae ca­li­dae re­su­pi­nus de­mit­ten­dus est»5, ср. Fes­tus, 298 b, 22 M., «Al­vei quo­que, la­van­di gra­tia insti­tu­ti, quo sin­gu­li des­cen­dunt so­lia di­cun­tur»6.

(Bau­meis­ter, Denkmä­ler, ст. Ses­sel; Iwan Mül­ler, Handbuch, с. 381, 385; Over­beck, Plas­tik, I. 56, 74 сл.; Blüm­ner, Kunstgewer­be in Al­ter­thum, I. с. 111, II. с. 41; Buch­holz, III. II. 138; Her­mann—Blüm­ner, Pri­va­tal­ter­thü­mer, с. 158; Hel­big, Das ho­me­ri­sche Epos, с. 108, 118 сл., 378; Becker—Göll, Cha­rik­les, III. 82).

[W. C. F. An­der­son]

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Сту­льях.
  • 2Трон.
  • 3Отец семей­ства.
  • 4Я, сле­дуя заве­там отцов, не скло­нен отка­зы­вать­ся от того, чтобы, сидя в сво­ем крес­ле (so­lio), давать сове­ты по вопро­сам пра­ва (Пере­вод В. О. Горен­штей­на).
  • 5Лежа­ще­го в ванне (in so­lium) сле­ду­ет погру­зить в горя­чую воду.
  • 6Так­же и коры­та, при­ду­ман­ные для купа­ния, в кото­рые опус­ка­ют­ся по одно­му, назы­ва­ют­ся so­lia.

  • William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, ч. II, London, 1891, c. 837—838.
    © 2012 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. МОЗАИКА. Рим.
    Гнев Ахилла: Афина появляется, чтобы не дать герою напасть на Агамемнона.
    Мозаика из Помпей (дом Аполлона, VI, 7, 23, внутренняя стена сада).
    Стеклянная масса.
    Неаполь, Национальный археологический музей.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя Юпитера.
    Мрамор. Кон. I в. н. э.
    Драпировка, жезл, фигуры орла и Виктории — тонированный гипс. XIX в.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    3. ГЛИПТИКА. Рим.
    «Гемма Августа».
    Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
    Вена, Музей истории искусств.
    4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
    Рождение Афродиты. Алтарь Афродиты (т. н. «Трон Лудовизи») — фронтальный рельеф.
    Мрамор. 460—450 гг. до н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
    5. КЕРАМИКА. Греция.
    Рождение Афины из головы Зевса.
    Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
    Приписывается мастеру Антимена.
    Глина.
    Ок. 510 г. до н. э.
    Лондон, Британский музей.
    6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
    Фреска IV стиля. 60—79 гг.
    Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
    7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
    Кафедра Максимиана.
    Слоновая кость. VI в.
    Равенна, Архиепископский музей.
    8. МОЗАИКА. Греция.
    Первое купание Ахилла.
    Кипр. Вилла Тесея.
    V в. н. э.
    Пафос, Археологический парк.
    9. МОЗАИКА. Греция.
    Федра и Ипполит.
    Дом Диониса.
    Конец II в. н. э.
    Пафос, Археологический парк.
    10. ГЛИПТИКА. Египет.
    Гор-Гарпократ.
    Трехслойный сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
    2,5 × 1,5 см.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Сестерций, медь
    Антонин Пий
    Рим, 145—161 гг.
    АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову; на перекладине под троном цветок.
    В поле, слева и справа: S. C.
    2. AE, медь
    Макрин
    Маркианополь, 217—218 гг.
    АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
    РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ (ΩΝ в обрезе перевернуто по отношению к легенде) — Зевс, с обнаженным торсом, в венке и драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой.
    В левом поле: Ε.
    3. Сестерций, медь
    Пертинакс
    Рим, 193 г.
    АВЕРС: IMP. CAES. P. HELV. PERTINAX AVG. — голова Пертинакса в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: OPI DIVIN. TR. P. COS. II — Опс (Изобилие), в драпировке, сидит влево на троне, держит два зерновых колоса в правой руке, левая рука лежит на сиденье трона.
    В поле, слева и справа: S. C.
    4. Денарий, серебро
    Гражданская война 68—69 гг.
    Южная Галлия (Немаус?), 68—69 гг.
    АВЕРС: I. O. M. CAPITOLINVS — бюст Юпитера Капитолийского с голой грудью и плащом на левом плече, в диадеме и с бородой, обращенный влево; перед ним пальмовая ветвь.
    РЕВЕРС: VESTA P. R. QVIRITIVM — Веста сидит на троне влево, в драпировке, с покрытой головой, держит патеру в правой руке и факел в левой.
    5. Аурей, золото
    Адриан
    Рим, 118 г.
    АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия.
    В обрезе: CONCORD.
    6. Сестерций, медь
    Антонин Пий
    Рим, 145—161 гг.
    АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову.
    В поле, слева и справа: S. C.
    7. Денарий, серебро
    Гордиан I Африканский
    Рим, 238 г.
    АВЕРС: IMP. M. ANT. GORDIANVS AFR. AVG. — драпированный бюст Гордиана I, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: SECVRITAS AVGG. — Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на трон левой рукой.
    8. Сестерций, медь
    Антонин Пий
    Рим, 153—154 гг.
    АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр.
    В обрезе: S. C.
    9. Сестерций, медь
    Филипп I Араб
    Рим, 4-я мастерская, 246—247 гг.
    АВЕРС: MARCIA OTACIL. SEVERA AVG. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
    РЕВЕРС: CONCORDIA AVGG. — Конкордия (Согласие) сидит на троне влево, держит патеру в правой руке и двойной рог изобилия — в левой.
    В поле, слева и справа: S. C.
    10. Аурей, золото
    Антонин Пий
    Рим, 145—161 гг.
    АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — бюст Антонина Пия, в доспехах, со штрихом драпировки на спине, с обнаженной головой, вправо.
    РЕВЕРС: TR. POT. COS. IIII — Рома, в шлеме, в драпировке, сидит на троне влево, держит палладий на протянутой правой руке и вертикально копье — в левой; справа, сбоку — круглый щит.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА