ТРОН (thronus). Трон так давно используется как символ царской власти или достоинства, что любое исследование его происхождения выйдет далеко за рамки первых сведений о Греции и Италии. Даже среди доисторических руин в Микенах и на других участках в Греции и на Эгейских островах изображения сидящих фигур не оставляют никаких сомнений в том, что им оказывают почести. К сожалению, эти троны так плохо изображены, что невозможно получить никакого представления о том, как они тогда выглядели.
У Гомера θρόνος отличается от всех других сидений [Sella], и на нем восседают только цари и правители. Однако трон предназначен не только для них, так как правитель может предложить его любому гостю, которого пожелает почтить. Например, Телемах таким способом выражает уважение к Афине, когда она появляется в образе Мента (Od. I. 130). Несомненно, именно поэтому в великолепных дворцах, таких, как дворец Алкиноя или гостеприимный дом Одиссея, сиденья для гостей называются тронами (Od. XVI. 408). Поэтому вполне естественно, что сиденья богов всегда называются тронами, кроме одного отрывка (Il. VIII. 436), где Зевс сидит на троне, а остальные боги — на κλισμοῖς1, но это, конечно, должно было подчеркнуть его превосходство. То же самое имел в виду и скульптор, создавший фриз Парфенона. На западной стороне, в собрании богов, он предоставил трон со спинкой и подлокотниками лишь Зевсу, а сиденья остальных богов — просто табуреты (ср. British Museum Guide to Elgin Marbles, с. 66, № 29).
Эпитеты у Гомера не слишком проясняют, какова была форма и внешний вид упомянутых им тронов. Трон был высоким (ὕψηλος, Od. VIII. 422) и всегда имел скамеечку для ног (θρῆνυς, Od. I. 131; XIX. 57). Их покрывали самыми дорогими тканями и коврами (Od. I. 130; XX. 150). Судя по эпитетам σιγαλόεις, φαεινός и ξεστός, троны были деревянными, изогнутыми и хорошо отполированными. Но часто дерево покрывали золотыми пластинами (χρύσειος, Il. VIII. 442); подобный стиль хорошо известен по микенским орнаментам с золотыми листьями (ср. Schuchhardt, Schliemann’s Ausgrabungen, 267 сл.). Подлокотники трона не упоминаются, но из рассказа о смерти Антиноя Хельбиг делает вывод, что они имелись (Od. XXII. 8—
Монета из Элиды с Зевсом на троне. |
Самый известный из таких надгробных рельефов, где покойный восседает на троне, а потомки воздают ему почести, — это гробница Гарпии из Ликии в Британском музее. На нем изображены целых пять тронов; самые типичные из них расположены на плите, где две сидящие дамы принимают подношения от трех женщин. Женщина слева сидит на троне с изогнутыми ножками, которые укреплены перекладинами. Виден подлокотник трона, тоже изогнутой формы; как и на троне в Олимпии, его поддерживает сфинкс. Женщина справа сидит на троне с очень прочными квадратными ножками, которые наверху заканчиваются ранним вариантом ионийских волют (ср. Puchstein, Das Ionische Capitell), а в середине украшены орнаментом из пальметт. с.838 Подлокотник заканчивается бараньей головой, а верхняя часть спинки наклонена и вырезана в форме гусиной головы. Оба трона снабжены высокими подушками и скамеечками для ног. На других сторонах гробницы можно увидеть другие типы сидений: у одного нет спинки, у другого — подлокотников, а подлокотник третьего поддерживает фигура тритона, а его передние ножки вырезаны в форме передних лап льва. Такая имитация львиных лап встречается очень часто, но обычно на передних ножках. Однако на нескольких надгробных рельефах из Спарты и ее окрестностей (ср. Mittheilungen des Ath. Inst. 1877) можно видеть все четыре ножки, вырезанные таким образом, причем задним ножкам придана форма задних лап. Студничка указал, что такая забавная фигура встречается также на вазах киренского типа и что такую форму имеют почти все египетские троны. На этом основании он предполагает, что данная мода происходила из Египта (Cyrene, с. 9), и примечательное совпадение с некоторыми другими формами делает эту гипотезу довольно вероятной.
Однако греки заимствовали свои модели тронов не только из Египта: связи с Ассирией и Востоком даже сильнее. Об этом особенно ярко свидетельствуют определенные примитивные формы ионических капителей и очень своеобразный тип пальметты: на каждой стороне ножки сделано два эллиптических надреза, а стеблем двойной пальметты служит узкая декоративная планка. Все это изображено на втором из описанных выше тронов и очень часто встречается в вазовой росписи во все периоды, кроме самого позднего. Логично сделать вывод, что греческие столяры заимствовали модели и орнамент у восточных краснодеревщиков, путешествовавших по Греции. Однако их работу не копировали слепо: ошеломляющее разнообразие тронов в вазовой росписи не позволяет дать им простое описание и свидетельствует о том, что их изготовители были весьма изобретательны. Правда, какие-то фантазии могли принадлежать и художнику, который пользовался в этом вопросе свободой и порой исключал спинки, подлокотники и скамеечки для ног, если они не вписывались в его замысел.
Гораздо более надежными источниками служат каменные копии настоящих сидений, на которых часто помещены статуи; например, троны со священной дороги Бранхидов, которые сейчас находятся в Британском музее. На таких тронах восседали люди высокого статуса: жрецы, судьи на играх, учителя в школах (ср. Bullettino dell’ Instituto, 1890, I. с. 1, «Parodia d’una scena di scuola»). Именно такие троны знали греки классического периода, вряд ли знакомые с царскими инсигниями. Позднее, особенно под властью Римской империи, возник обычай посвящать почетные сиденья или троны в общественных местах, обычно в театре, чтобы на них восседали выдающиеся люди. В театре Диониса в Афинах до сих пор сохранились места благотворителей, жрецов, архонтов, полководцев и других должностных лиц (ср.
Так обстояло дело и в Риме, где solium2 использовал только paterfamilias3, который сидел на нем утром, принимая клиентов (Cic. de Leg. I. 3, 10: «Cum praesertim non recusarem quominus more patris sedens in solio consulentibus
(Baumeister, Denkmäler, ст. Sessel; Iwan Müller, Handbuch, с. 381, 385; Overbeck, Plastik, I. 56, 74 сл.; Blümner, Kunstgewerbe in Alterthum, I. с. 111, II. с. 41; Buchholz, III. II. 138; Hermann—
ПРИМЕЧАНИЯ
|
||
1.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 145—161 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову; на перекладине под троном цветок. В поле, слева и справа: S. C. | ||
2.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ (ΩΝ в обрезе перевернуто по отношению к легенде) — Зевс, с обнаженным торсом, в венке и драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой. В левом поле: Ε. | ||
3.
Сестерций, медь Пертинакс Рим, 193 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. P. HELV. PERTINAX AVG. — голова Пертинакса в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: OPI DIVIN. TR. P. COS. II — Опс (Изобилие), в драпировке, сидит влево на троне, держит два зерновых колоса в правой руке, левая рука лежит на сиденье трона. В поле, слева и справа: S. C. | ||
4.
Денарий, серебро Гражданская война 68—69 гг. Южная Галлия (Немаус?), 68—69 гг. | ||
АВЕРС: I. O. M. CAPITOLINVS — бюст Юпитера Капитолийского с голой грудью и плащом на левом плече, в диадеме и с бородой, обращенный влево; перед ним пальмовая ветвь. РЕВЕРС: VESTA P. R. QVIRITIVM — Веста сидит на троне влево, в драпировке, с покрытой головой, держит патеру в правой руке и факел в левой. | ||
5.
Денарий, серебро Гордиан I Африканский Рим, 238 г. | ||
АВЕРС: IMP. M. ANT. GORDIANVS AFR. AVG. — драпированный бюст Гордиана I, в доспехах и в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: SECVRITAS AVGG. — Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на трон левой рукой. | ||
6.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 145—161 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову. В поле, слева и справа: S. C. | ||
7.
Аурей, золото Адриан Рим, 118 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия. В обрезе: CONCORD. | ||
8.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 153—154 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр. В обрезе: S. C. | ||
9.
Сестерций, медь Филипп I Араб Рим, 4-я мастерская, 246—247 гг. | ||
АВЕРС: MARCIA OTACIL. SEVERA AVG. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо. РЕВЕРС: CONCORDIA AVGG. — Конкордия (Согласие) сидит на троне влево, держит патеру в правой руке и двойной рог изобилия — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
10.
Аурей, золото Антонин Пий Рим, 145—161 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — бюст Антонина Пия, в доспехах, со штрихом драпировки на спине, с обнаженной головой, вправо. РЕВЕРС: TR. POT. COS. IIII — Рома, в шлеме, в драпировке, сидит на троне влево, держит палладий на протянутой правой руке и вертикально копье — в левой; справа, сбоку — круглый щит. |