ЭМБАДА (embas, ἐμβάς). Иногда это слово используется как общее название закрытой обуви, именуемой так, потому что нога в неё «входит» (ἐμβαίνειν), она не просто завязывается на ноге, как сандалия. Так, когда Геродот (I. 195) пишет, что персидские башмаки (ὑποδήματα) были похожи на беотийские эмбады (ἐμβάδες), то второй термин имеет такое же общее значение, как и первый. Также и у Лукиана (Rhet. Praec. § 15, ἡ ἐμβὰς Σικυωνία[1]) слово ἐμβὰς имеет общее значение; латиняне для описания этого рода обуви использовали слово «сикионские» (Sicyonia) без всякого существительного (Lucr. IV. 1125). Но в Афинах слово ἐμβὰς имело особое значение; это была дешёвая разновидность башмаков, которая сперва изготавливалась во Фракии, по типу (ἰδέαν) своему похожая на низкие котурны (κόθορνοι, Poll. VII. 85). (Последние, как мы видели [Cothurnus], были закрытыми башмаками с прямоугольными подошвами, часто деревянными). Эти эмбады носили мужчины (Suidas, s. v. ἐμβάς; Aristoph. Eccl. 47, 314, 633, 848 и т. д.) и бедные классы (ср. Aristoph. Vesp. 1157): так, у Исея (de Dicaeog. her. § 11) человек, который довёл другого до нищеты, попрекает его тем, что он носит «эмбады и рубище» (ἐμβάδες καὶ τριβώνια). Уже упоминавшиеся [Cothurnus] противоречивые сведения о различии между эмбадами (ἐμβάδες) и эмбатами (ἐμβάται) применительно к сценической обуви, в основном согласовал между собой Реймар (комм. к Dio Cass. LXIII. 8), показавший, что эмбатами (ἐμβάται), как правило, называют башмаки трагических актёров, а эмбады (ἐμβάδες) в узком смысле — это обувь комических актёров, но, поскольку иногда это слово обозначает и башмаки вообще, оно может применяться и к обуви трагических актёров, как у Лукиана (Gall. § 26; ср. Pseudol. § 19).