КОТУРН (греч. kothornos), высокий закрытый сапог из мягкой кожи; как повседневная обувь котурны были по средствам только обеспеченным людям. Котурны использовались актерами при исполнении трагических ролей — они увеличивали рост актера, придавали величественность его фигуре. Около 500 до н. э. стали использоваться котурны на толстой подошве. Сначала ее делали из кожи, а со 2 в. до н. э. — из пробки; с эллинистического времени высота подошвы постоянно увеличивалась. В императорскую эпоху подошва котурнов в некоторых случаях была высотой в локоть, так что котурны стали напоминать ходули.
См. также:
БАВКИДЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
БАКСЕИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ИЛЛЮСТРАЦИИ (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим. Саркофаг муз.
Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э. Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим. Саркофаг муз (фронтальная панель).
Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э. Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим. Саркофаг-стригилато с музами трагедии и комедии и портретом умершей в клипеусе.
Мрамор. III в. н. э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим. Трагический актер.
Слоновая кость. I—II вв. н. э. Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа (в Малом дворце).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим. Сцена из греческой трагедии.
Фреска из Помпей (VI, 9, 6). 62—79 гг. Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.