КОТУРН (греч. kothornos), высокий закрытый сапог из мягкой кожи; как повседневная обувь котурны были по средствам только обеспеченным людям. Котурны использовались актерами при исполнении трагических ролей — они увеличивали рост актера, придавали величественность его фигуре. Около 500 до н. э. стали использоваться котурны на толстой подошве. Сначала ее делали из кожи, а со 2 в. до н. э. — из пробки; с эллинистического времени высота подошвы постоянно увеличивалась. В императорскую эпоху подошва котурнов в некоторых случаях была высотой в локоть, так что котурны стали напоминать ходули.
См. также:
БАВКИДЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
БАКСЕИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ИЛЛЮСТРАЦИИ (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим. Трагический актер.
Слоновая кость. I—II вв. н. э. Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа (в Малом дворце).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим. Саркофаг-стригилато с музами трагедии и комедии и портретом умершей в клипеусе.
Мрамор. III в. н. э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим. Саркофаг муз.
Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э. Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим. Саркофаг муз (фронтальная панель).
Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э. Париж, Лувр.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим. Сцена из греческой трагедии.
Фреска из Помпей (VI, 9, 6). 62—79 гг. Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.