У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

ЭНДРОМИДА (endro­mis, ἐνδρο­μίς).

1. Раз­но­вид­ность высо­ких сапог, кото­рые носи­ли крит­ские охот­ни­ки и Арте­ми­да (Nonn. Dio­nys. V. 237: ср. Schol. on Cal­li­mach. Del. 238, Dian. 16; Poll. VII. 93; An­thol. Pla­nud. 253); «они так­же, — пишет Пол­лукс (III. 115), — под­хо­дят атле­там, и этим име­нем они назы­ва­ют сапо­ги бегу­нов». Они полу­чи­ли назва­ние от людей, кото­рые «в них бега­ли» (ср. «и не быст­рые эндро­миды», οὐδὲ τα­χείας ἐνδρο­μίδας, Call. Del. 238), точ­но так же при­ла­га­тель­ное ἐνδρο­μίδες исполь­зу­ет­ся по отно­ше­нию к щитам в дель­фий­ской над­пи­си (ap. Cur­tius, 40). На осно­ва­нии иллю­ст­ра­ций Рич утвер­жда­ет, что они остав­ля­ли паль­цы откры­ты­ми (Mus. Borb. VIII, pl. 23 и 25), и счи­та­ет, что имен­но в этом состо­я­ло глав­ное отли­чие эндро­миды (ἐνδρομὶς) от котур­на (κό­θορ­νος). Но это вовсе не оче­вид­но, ибо сапог крит­ско­го охот­ни­ка, кото­рый опи­сан Гале­ном (XVIII. 1, 682, ed. Kuhn) и, несо­мнен­но, явля­ет­ся эндро­мидой, создан, по его сло­вам, для этой суро­вой и неров­ной стра­ны, а в таких усло­ви­ях откры­тые паль­цы, конеч­но, не могут быть пре­иму­ще­ст­вом; кро­ме того, Гален утвер­жда­ет, что сапог соот­вет­ст­ву­ет всем сочле­не­ни­ям ноги (τῆς κα­τὰ φύ­σιν διαρθρώ­σεως ὅλης). Эндро­миды под­ни­ма­лись высо­ко над лодыж­кой, а верх­няя часть сапо­га отво­ра­чи­ва­лась и сво­бод­но сви­са­ла вниз, как мож­но видеть на при­ла­гае­мой гра­вю­ре с эндро­мидой (Mu­seo Bor­bo­ni­co, X. pl. 20). Обыч­но они были откры­ты­ми спе­ре­ди, а с каж­дой сто­ро­ны в коже име­лись отвер­стия, через кото­рые про­де­ва­ли завяз­ки, как у наших боти­нок на шнур­ках. Одна­ко Мил­лин при­во­дит рису­нок на вазе (Peint. des Va­ses, II. pl. 69), кото­рый — судя по тому, как чело­век спра­ва натя­ги­ва­ет сапог, — свиде­тель­ст­ву­ет о том, что кажу­ща­я­ся шну­ров­ка ино­гда слу­жи­ла про­сто укра­ше­ни­ем (см. гра­вю­ру на рис. 2). Рим­ляне пере­во­ди­ли ἐνδρομὶς Арте­ми­ды как cothur­nus (Verg. Ecl. VII. 32; Aen. I. 337). (Допол­ни­тель­ные сведе­ния см.: Span­heim, комм. к Call. Dian. 16.)


Рис. 1. Эндро­мида
(с пом­пей­ской фрес­ки).
Рис. 2. Эндро­мида
(рису­нок на вазе).

2. В рим­ское вре­мя сло­во «эндро­мида» (endro­mis) обо­зна­ча­ло плот­ный шер­стя­ной плед (Tert. Pall. 4, «endro­mi­dis so­lo­cem ali­qua mul­ti­cia syn­the­si extru­sit»[1]), кото­рый в пале­ст­ре ино­гда набра­сы­ва­ли на тело после интен­сив­ных упраж­не­ний (Juv. VI. 246); низ­шие клас­сы исполь­зо­ва­ли его для защи­ты от холо­да и дождя (Mart. IV. 19, XIV. 126; ср. Juv. III. 102). Сооб­ща­ет­ся, что такие пла­щи про­из­во­ди­ли на пред­при­я­ти­ях по обра­бот­ке шер­сти в галль­ской обла­сти сек­ва­нов (Mart. IV. 19, 1) и в Тире (Juv. VI. 246).


L. C. Pur­ser

См. также:
БАВКИДЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
БАКСЕИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЦЕЙ, КАЛКЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЬЦЕЙ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАМПАГ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАРБАТИНА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КОТУРН (Словарь античности)
КОТУРН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОТУРН (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КРЕПИДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КРЕПИДЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
САНДАЛИЯ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАТЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Гру­бую шерсть эндро­миды сбро­сил с себя с помо­щью одеж­ды из тон­кой тка­ни (пере­вод А. Я. Тыжо­ва).

  • William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, pt. I, London, 1890, p. 735.
    © 2015 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
    См. по теме: ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ • ДИФТЕРА • КУКОЛЬ • БАВКИДЫ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Сцена жертвоприношения в честь Дианы.
    Фреска IV стиля. 60—79 гг.
    Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
    2. КЕРАМИКА. Греция.
    Беллерофонт, Пегас и Химера.
    Килик чернофигурный. Лакония.
    Приписывается Мастеру Бореадов (грек (лаконец) работал в 575—550 гг.).
    Терракота.
    Ок. 570—565 гг. до н. э.
    Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
    3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Канделябр и культовая сцена.
    Фреска IV стиля. 60—79 гг.
    Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Наказание Дирки.
    Фреска из Помпей (Дом великого герцога Тосканы, VII, 4, 56).
    Третий стиль. Ок. 40 г. н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXI.
    5. КЕРАМИКА. Греция.
    Пирующий Геракл.
    Амфора-билингва, тип А. Аттика.
    Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
    Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
    Мюнхен, Государственное античное собрание.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя девушки в одеянии Артемиды.
    Греческий мрамор.
    I в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    «Пирр», колоссальная статуя Марса.
    Мрамор. Конец I в. н. э.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
    8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Ясон и Пелий.
    Фреска из Помпей (Дом Роковой Любви, IX, 5, 18).
    I в. н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
    9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Феникс, Ахилл и Пентесилея (вариант: Феникс и Поликсена).
    Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, f).
    20—25 гг.
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
    10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Приап, взвешивающий свой фаллос кошельком.
    Фреска из дома Веттиев в Помпеях (VI. 15. 1).
    Четвертый стиль. 60—79 гг.
    Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. b).
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. 12 литр, серебро
    Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
    Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
    АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
    РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
    В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА