САНДАЛИЯ (solea).
1. Самой примитивной формой обуви являются сандалии. Они состоят просто из плетёной, кожаной, войлочной или деревянной подошвы, привязанной к ноге ремнями и завязками. Их носили не только греки и римляне во все времена — они существуют и поныне. Для исследования использования сандалий в классическую эпоху огромную трудность представляет их отличение от разных типов башмаков и туфель, которые использовались наряду с ними. Даже если бы мы могли идентифицировать различные формы, упомянутые в литературе, с теми, которые изображены на памятниках, это не решило бы вопрос, ибо существует столько промежуточных форм, переходящих от одного класса к другому, что между ними невозможно провести твёрдую и чёткую границу.
В гомеровскую эпоху πέδιλα, которые носили мужчины (Il. II. 44 и т. д.), несомненно, были сандалиями, так как они назывались ὑποδήματα (Od. VIII. 368) и привязывались к ногам (Il. XXIV. 340 и т. д.). Неизвестно, использовали ли их женщины, однако богини носили их вне дома (Il. XIV. 186). Эпитеты «прекрасные» (καλά), «золотые» (χρυσεῖα), «божественные» (ἀμβρόσια), которые им даются, не содержат никаких сведений об их форме и способе изготовления. Однако сандалии, которые носил простой народ, видимо, были чрезвычайно просты, ибо сообщается, что когда Эвмей отправлялся в город, он сделал себе пару из хорошо выделанной воловьей кожи (Od. XIV. 23). Такие сандалии носили в сельской местности и позднее: их упоминает Сапфо (Frag. 98, Bergk, τὰ δὲ σάμβαλα πεμπεβόηα[1]), а совет Гесиода выстилать их войлоком (Op. 541) предполагает, что они относились к тому же типу, что и сандалии, которые надевают на очень толстые чулки народы нижнего Дуная; лучше всего известна форма, принятая в болгарской армии. В случае крайней необходимости такие сандалии делали даже из недублёной кожи, и они были известны как карбатины (καρβατίναι, Xen. Anab. IV. 5).
В классическую эпоху греки нередко ходили босиком. У спартанцев это даже было предусмотрено их дисциплиной (Xen. Rep. Lac. II. 3, и пассажи к ἀνυποδησία в Becker-Göll, Charikles, III. 267), а философы с.685 и другие аскеты приняли этот обычай в Афинах и в других местах (ср. Theocr. XIV. 5, Πυθαγορικτὰς ὠχρὸς κἀνυπόδητος[2]). Но даже Сократ, самый известный из босых философов (Aristoph. Nub. 103), хотя и не носил обуви в снегах и льдах при Потидее, надел сандалии, отправляясь на ужин к Агафону (Plat. Symp. 174), как было принято (Aristoph. Eq. 889). Фасон и подбор сандалий и башмаков был далеко не последней заботой греческого щёголя (Plato, Phaedo, с. 64 D), и известно много шуток о не подходящей по размеру обуви (Aristoph. Eq. 321), что было явным признаком неотёсанности (Theophr. Char. 4). Общим названием для всех сандалий было ὑπόδημα, в этом же смысле использовалось слово σανδάλιον или σάνδαλον (принятое ранее разграничение этих слов было следствием ошибки Салмасия; ср. Pollux, VII. 84, ed. Kuhn).
Подошва сандалии (πέλμα, κάττυμα) представляла собой один кусок или несколько слоёв кожи. Например, одна сандалия, обнаруженная в Херсонесе Таврическом и хранящаяся сегодня в Санкт-Петербурге, имеет подошву из одиннадцати или двенадцати слоёв кожи, а её верхняя поверхность украшена золотом (Stephani, Compte Rendu, 1865; ср. 1881, с. 142, и табл. III. 4 и 5). Толстые подошвы — как и современные высокие каблуки — носили женщины, чтобы казаться выше (ср. Xen. Oec. 10, 2). Кроме кожи, использовалось дерево, не только для грубых и дешёвых «сабо» (κρούπεζαι, sculponeae), но и для дорогих и изящных женских сандалий (τυρρηνικά, Poll. VII. 92; Clem. Alex. Paed. II. 11, 116). В 1876 г. возле Керчи в Крыму был найден экземпляр, который, однако, скорее всего относится к римской эпохе. Он состоит из трёх слоёв, соединённых деревянными гвоздями; верхний слой выкрашен в красный цвет и покрыт кожей. По краю имеется несколько пар отверстий для завязок или ремешков (Compte Rendu, 1881, p. 143, с рис.). Подошвы делали также из пробкового дерева (ср. Alexis ap. Athen. XIII. 568).
Самой характерной особенностью сандалий был ζυγὸς, или ζυγόν — полоска, проходившая поперёк пальцев и удерживавшая обувь на ноге (Arist. Lys. 416, и Schol. ad loc.). (У Страбона (VI. p. 259), однако, выражение ἄζυγα σανδάλια[3] определённо означает, как считает Беккер вопреки мнению Бёттихера, разные сандалии, то есть, непарные). К этой полоске был прикреплён ремешок, проходивший между большим и вторым пальцем. Этот и другие ремешки, удерживавшие другие части подошвы, обычно скреплялись пряжкой (lingula) над подъёмом. Она была металлической и имела сердцевидную или листовидную форму. Пристрастие Паррасия к роскоши выражалось, в частности, в том, что он затягивал ремни на сандалиях золотыми пряжками (χρυσοῖς τε ἀνασπαστοῖς ἐπέσφιγγε τῶν βλαυτῶν τοὺς ἀναγωγέας, Ath. XII. 543 f). Сеть из ремешков и полосок иногда была настолько плотной, что сандалии практически превращались в башмаки и часто доходили до икры. Такими, несомненно, были ῥαΐδια, которые Поллукс (VII. 64) описывает как πολυέλικτον ὑπόδημα[4].
Что касается различных видов сандалий, то о βλαῦται см. статью Calceus, т. I. с. 332. Бавкиды (βαυκίδες), тоже модные и дорогие (Poll. VII. 94), вероятно, были на них похожи, но их носили только женщины. Кроме того, Аристофан упоминает περιβαρίδες как роскошную разновидность сандалий (Lys. 45, 47, 53), хотя Поллукс сообщает, что их носили только рабы. [О крепидах (κρῆπις) см. статью Crepida.]
Как уже говорилось, слово ὑποδήματα употреблялось довольно нечётко, и хотя обычно оно обозначало сандалии, но иногда могло указывать и на закрытую обувь. Так, в эдикте Диоклетиана упоминаются ὑποδήματα Βαβυλωνικά, а их латинскими эквивалентами являются вавилонские сандалии (soleae Babylonicae, IX. 17) и вавилонские туфли (socci Babylonici, IX. 23). И περσικαί, излюбленная женская обувь в Афинах (Arist. Thesm. 734; Eccl. 319), должна была иметь закрытый верх (ср. Id. Nub. 151).
В Риме не принято было появляться на улице с открытыми ногами, и все свободные люди, выходя из дома, надевали башмаки или туфли. Сандалии и шлёпанцы носили только в помещениях, и выходить в них наружу по греческому обычаю считалось признаком женственности. Действительно, это была излюбленная насмешка римлян, приверженных древним традициям, над теми, кто считал паллий и крепиды более удобными, чем тога и кальцеи. Приверженцев пристойности шокировали таким образом Сципион Старший (Liv. XXIX. 19, 12), Веррес (Cic. in Verr. V. 33), Антоний (Cic. Phil. II. 30), Германик (Tac. Ann. II. 59) и Калигула (Suet. Cal. 52), и это предубеждение сохранялось ещё до правления Адриана (Gell. XIII. 22, 1).
Однако принято было приходить в сандалиях на званый ужин; дело в том, что, согласно обычаю, когда гость ложился за стол, раб его разувал (soleas demere, Plaut. Trucul. 367; soleas deponere, Mart. III. 50, 3), и сандалии были гораздо удобнее башмаков. Поэтому фраза «требовать сандалии» (soleas poscere, Hor. Sat. II. 8, 77 и т. д.) означала «собираться уходить». Большинство гостей прибывало в носилках, но те, кто не мог себе этого позволить, шли в башмаках и несли сандалии с собой, под мышкой. (Hor. Epp. I. 13, 15). Общим латинским названием сандалий было solea, а sandalium — это транслитерация, так никогда и не прижившаяся в Риме. [О крепидах см. статью Crepida.] Из других разновидностей наиболее известны галльские сандалии (gallicae); они использовались дольше всего. В эдикте Диоклетиана перечислено несколько разных видов мужских и женских галльских сандалий с одинарными или двойными подошвами, для путешествий или сельской местности (gallicae viriles rusticanae bisoles, gallicae viriles monosoles, gallicae cursoriae, taurinae muliebres bisoles и monosoles, IX. 12), и это свидетельствует, что они были популярны и очень распространены. Что касается других разновидностей, то патарские и вавилонские, а также тирренские (см. выше) сандалии не были собственно римскими — их носили во всём эллинистическом мире.
Сандалии на римских памятниках не имеют никаких существенных отличий от греческой формы. (Becker-Göll, Charikles, III. 267, 281; Gallus, III. 227; — Hermann-Blümner, Lehrbuch, 181 foll., 196; Guhl and Koner, с. 225; Iwan Müller, Handbuch, IV. с. 404, 409, 427, 432, 806, 880, 930; Marquardt, Privatleben, 1886, с. 322, 595, 705; Baumeister, Denkmäler, art. Fussbekleidung; Daremberg and Saglio, Dict. d’Antiq., arts. Blautai, Crepida; — Blümner, Technologie, I. 276; Leben u. Sitten, I. 60; — Büchsenschütz, Hauptstätte, с. 91.)
2. Solea, подковы для лошадей и мулов. Вопрос о том, когда именно в Европе вошло в обычай подковывать лошадей, является спорным; другой, следующий вопрос состоит в том, когда подковы впервые стали прибивать гвоздями. В греческой литературе до римского завоевания нет вообще никаких признаков подков для животных, исключая верблюдов, у которых, согласно Аристотелю с.686 (
В римской литературе вскользь упоминаются подковы для мулов: железная подкова (ferrea solea), оставленная в грязи (Catull. VIII. 23); подковы мулов Веспасиана (Suet. Vesp. 23); серебряные подковы мулов Нерона (Id. Ner. 30) и золотые подковы мулов Поппеи (Plin.
Использование пеньковых подков или сандалий (spartei), которые привязывали к повреждённым копытам, отмечают Колумелла (VI. 12), Гален (de Alim. I. 9) и Вегеций (I. 26), дающий чёткие указания, что чувствительные или повреждённые копыта должны быть обуты (calceati) в железные или пеньковые подковы, привязанные лентами (lemnisci) или повязками (fasciolae). Ясно, что эти авторы говорят о мерах, принимавшихся в исключительных случаях; более того, Колумелла (I. 73) рекомендует делать в конюшнях дубовый пол, «nam hoc genus ligni equorum ungulas ad saxorum instar obdurat»[5], а это предполагает, что, по его мнению, лошадей не подковывали. Вывод о том, что конские подковы использовалась только в исключительных случаях, можно сделать и из их отсутствия в перечне конского снаряжения (ἱππικὰ σκεύη), который приводит Поллукс (X. 56).
Что касается прибиваемых подков, то, хотя кажется, что строки Трифиодора («Взятие Трои», 86) οὐ μὲν ἐπὶ κνήμῃσιν ἀχαλκέες ἔξεχον ὁπλαί[6] и т. д., доказывают, что в его время (V в. н. э.?) коней обычно подковывали, однако невозможно сказать, имеет ли он в виду прибитые или привязанные подковы. Беккман цитирует пассаж из Льва (Tactica, V. 4), который, по-видимому, справедливо считает первым упоминанием о подковах, прибиваемых гвоздями. Слова этого пассажа (где описывается часть конного снаряжения) таковы: σεληναῖα σιδηρᾶ μετὰ καρφίων, то есть, «железные подковы с гвоздями». Однако, по нашему мнению, ошибочно делать вывод, что в этом тексте IX в. н. э. отмечается первое использование конских подков с гвоздями в их нынешней форме. У нас имеется не только рельеф из Галлии (см. Baumeister, Denkm. fig. 2322) с повозкой (carruca), запряжённой лошадьми, подковы которых прибиты гвоздями, но и античные конские подковы, не отличающиеся по форме от нынешних, найденные во Франции, Швейцарии и Германии, а несколько — и в нашей стране [в Англии. — Прим. ред. сайта]. Их описание с иллюстрациями можно найти у Флеминга (op. cit. гл. 3—
Рис. 1 |
|
Рис. 2 |
Рис. 3 |