У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

КАЛИГА (ca­li­ga) — проч­ный и тяжё­лый баш­мак или, ско­рее, сан­да­лия рим­ских сол­дат. Эту обувь (cal­cea­men­tum) исполь­зо­ва­ли и цен­ту­ри­о­ны, но стар­шие офи­це­ры её не носи­ли. Поэто­му про­стые сол­да­ты и цен­ту­ри­о­ны обо­зна­ча­лись как «обу­тые в кали­ги» (ca­li­ga­ti: Suet. Aug. 25, Vi­tell. 7; οἱ ἀπὸ κά­λεγος, Dig. 27, 1, 10). Упо­ми­на­ние этой обу­ви ука­зы­ва­ло так­же на служ­бу рядо­вым. Так, сооб­ща­ет­ся, что Марий под­нял­ся к кон­суль­ству «от кали­ги» (a ca­li­ga), то есть, из рядо­вых (Sen. de Be­nef. V. 16), а Вен­ти­дий juven­tam ino­pem in ca­li­ga mi­li­ta­ri to­le­ras­se[1] (Plin. H. N. VII. § 135). Импе­ра­тор Кали­гу­ла полу­чил своё про­зви­ще, пото­му что ещё маль­чи­ком носил кали­ги, кото­рые его отец Гер­ма­ник наде­вал на сына, чтобы пора­до­вать сол­дат (Tac. Ann. I. 41; ma­ni­pu­la­ris ha­bi­tus[2], Suet. Ca­lig. 9). На три­ум­фаль­ных памят­ни­ках в Риме осо­бен­но чёт­ко вид­на раз­ни­ца меж­ду кали­га­ми рядо­во­го сол­да­та и каль­це­я­ми коман­ди­ров выс­ше­го ран­га. Когда Цице­рон гово­рит об «Эпи­к­ра­те», то есть, Пом­пее: «mi­hi ca­li­gae ejus non pla­ce­bant»[3] (ad Att. II. 3), он под­ра­зу­ме­ва­ет нару­ше­ние услов­но­стей. Кали­ги име­ют несколь­ко рем­ней, сквозь кото­рые вид­не­ет­ся часть ноги, как мож­но видеть на гра­вю­ре, при­ло­жен­ной к ста­тье Ar­ma, с изо­бра­же­ни­ем фигу­ры рим­ско­го сол­да­та; а каль­цеи — это обыч­ная закры­тая обувь. Подош­ва калиг была плот­но усе­я­на сапож­ны­ми гвоздя­ми (cla­vi ca­li­ga­rii[4], Plin. H. N. XXXIV. § 143; ca­li­ga­res, id. IX. § 69: cf. Juv. Sat. III. 248, 322, XVI. 24; ἧλοι[5], Jos. B. J. VI. 1, 8).

Ca­li­gae spe­cu­la­to­riae (Suet. Ca­lig. 52), кото­рые изготав­ли­ва­лись для весто­вых [Spe­cu­la­tor], веро­ят­но, были гораздо лег­че, чем обыч­ная сол­дат­ская обувь.

J. Y., Wil­liam Way­te

См. также:
БАВКИДЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
БАКСЕИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЦЕЙ, КАЛКЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЬЦЕЙ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАМПАГ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАРБАТИНА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КОТУРН (Словарь античности)
КОТУРН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОТУРН (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КРЕПИДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КРЕПИДЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
САНДАЛИЯ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАТЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭНДРОМИДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Пере­нёс бед­ную юность в воен­ных кали­гах.
  • [2]В одеж­де рядо­во­го вои­на.
  • [3]Мне не нра­ви­лись его кали­ги.
  • [4]Гвозди для калиг.
  • [5]Гвозди.

  • William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, pt. I, London, 1890, p. 346.
    © 2015 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
    См. по теме: КУКОЛЬ • ДИФТЕРА • ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ • КЛАВ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Римский солдат с парфянским пленником.
    Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
    Мрамор.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Триумфальное шествие Тита: трофеи из Иерусалима.
    Рельеф на южной стене арки Тита.
    81—96 гг.
    Рим, Римский Форум, Арка Тита.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Прибытие императора в Рим (adventus).
    Рельеф на северной стороне.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Римский солдат с парфянским пленником.
    Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
    Мрамор.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробный памятник Луция Сертория Фирма, сигнифера и аквилифера XI Верного и преданного легиона Клавдия.
    Известняк.
    I в. н. э.
    Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Римский военный лагерь на берегу Дуная (нижний регистр).
    Мрамор.
    180—193 гг.
    Рим, Колонна Марка Аврелия, I.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Обращение императора к солдатам (adlocutio).
    Рельеф на южной стороне.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Римский солдат с парфянским пленником.
    Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
    Мрамор.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя Тита в доспехах.
    Белый мрамор.
    79 г. н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Три надгробных памятника семейства Серториев.
    Известняк.
    I в. н. э.
    Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА