А. Валлон

История рабства в античном мире

Том II
Рабство в Риме


Глава третья

ЧИСЛО РАБОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

с.343

8

Тако­ва общая кар­ти­на раб­ства в Риме, тако­во рас­пре­де­ле­ние рабов, пред­на­зна­чен­ных для обслу­жи­ва­ния тех потреб­но­стей, кото­рые любовь к рос­ко­ши поро­ди­ла во двор­цах маг­на­тов. Но эту кар­ти­ну, состав­лен­ную из раз­лич­ных дета­лей, заим­ст­во­ван­ных и из дидак­ти­че­ских книг, и у мора­ли­стов, и из поэ­зии — еще в боль­шей сте­пе­ни, чем из исто­рии, — мож­но ли эту кар­ти­ну счи­тать реаль­ным ото­б­ра­же­ни­ем дей­ст­ви­тель­но­сти, чем-то вро­де спис­ков пере­пи­си? Не гро­зит ли в дан­ном слу­чае опас­ность при­нять про­стые наиме­но­ва­ния за живых людей и счи­тать за отдель­ные кате­го­рии рабов то, что было толь­ко есте­ствен­ной клас­си­фи­ка­ци­ей их мно­го­чис­лен­ных функ­ций? Без сомне­ния, это так, и пото­му мы спе­шим при­ба­вить к наше­му опи­са­нию сле­дую­щее заме­ча­ние, необ­хо­ди­мое для того, чтобы испра­вить впе­чат­ле­ние, кото­рое оно может, оста­вить, как это име­ет, напри­мер, место при про­стом чте­нии трак­та­тов Пиньо­ри и Пом­па. Подоб­но тому как в сель­ских работах пахарь, возде­лы­ваю­щий зем­лю (fos­sor), мог в нуж­ный момент про­па­лы­вать посе­вы (sar­tor) и уби­рать их (mes­sor) или вино­гра­дарь (vi­ni­tor) под­ре­зы­вать вино­град­ни­ки (pu­ta­tor) и участ­во­вать в сбо­ре вино­гра­да (vin­de­mia­tor), так и в город­ской семье мно­го­чис­лен­ные обя­зан­но­сти, кото­рые, каза­лось бы, долж­ны были рас­пре­де­лять­ся меж­ду раз­лич­ны­ми лица­ми, на самом деле сосре­дото­чи­ва­лись в руках одно­го и того же раба. Кор­не­лий Непот гово­рит, что слу­ги Атти­ка мог­ли пре­крас­но выпол­нять обя­зан­но­сти чте­цов и пере­пис­чи­ков1. Здесь он име­ет в виду толь­ко их спо­соб­но­сти, но часто их, веро­ят­но, исполь­зо­ва­ли если и не так имен­но, то как-нибудь ина­че, если не для этих целей, то для каких-нибудь дру­гих работ или услуг. Раб, под­но­сив­ший во вре­мя оса­ды кам­ни в кор­зи­нах, или раб, отго­няв­ший мух, име­ли, веро­ят­но, и какие-либо дру­гие обя­зан­но­сти. В вил­ле Фав­ста, чей иде­аль­ный порядок и разум­ное веде­ние хозяй­ства вызы­ва­ют похва­лы Мар­ци­а­ла, рабы, имев­шие спе­ци­аль­ные функ­ции, как, напри­мер, трак­тир­щик (cau­po), про­да­вав­ший напит­ки путе­ше­ст­вен­ни­кам, раб при гим­на­сти­че­ском зале (pa­laestri­ta), нати­рав­ший мас­лом сво­его гос­по­ди­на, когда он упраж­нял­ся в борь­бе, так и все с.344 осталь­ные город­ские рабы употреб­ля­лись в сво­бод­ное вре­мя для дру­гих работ: юно­ши с вью­щи­ми­ся воло­са­ми пере­хо­ди­ли из рук педа­го­га под наблюде­ние управ­ля­ю­ще­го, и даже евнух нахо­дил какую-нибудь работу, соот­вет­ст­ву­ю­щую его сла­бым силам2.

Это соеди­не­ние несколь­ких долж­но­стей в одном лице, столь есте­ствен­ное для менее зна­чи­тель­ных семей3, кро­ме того под­твер­жда­ет­ся зако­на­ми, регу­ли­ро­вав­ши­ми выпол­не­ние заве­ща­ний: «Если раб, — гово­рит Мар­ки­ан, — зна­ет несколь­ко реме­сел и если одно­му наслед­ни­ку заве­ща­ют пова­ров, дру­го­му — тка­чей, а третье­му — носиль­щи­ков, то выше­упо­мя­ну­тый раб дол­жен при­над­ле­жать тому, в чьей доле зна­чат­ся рабы, ремес­ло кото­рых он испол­нял чаще все­го»4. Но не менее вер­но и то, что и для «вто­ро­сте­пен­ных» обя­зан­но­стей суще­ст­во­ва­ли спе­ци­аль­ные долж­но­сти. Сло­во ad pe­des име­ет для раба зна­че­ние не слу­чай­ной обя­зан­но­сти, а посто­ян­но­го заня­тия. Это было его зва­ние, сохра­няв­ше­е­ся за ним даже тогда, когда он зани­мал­ся чем-либо дру­гим, и даже в над­пи­сях. Суще­ст­во­ва­ли спе­ци­аль­ные рабы для выпол­не­ния каж­дой отдель­ной мело­чи внут­рен­не­го и внеш­не­го обслу­жи­ва­ния: один из них, на обя­зан­но­сти кото­ро­го лежа­ло идти впе­ре­ди сво­его гос­по­ди­на (ad­vor­si­tor), жалу­ет­ся в «Жре­бии» Плав­та, что он стал при­врат­ни­ком5; Сене­ка счи­та­ет несчаст­ным того раба, вся жизнь кото­ро­го посвя­ще­на деле­нию на части вся­кой жив­но­сти6. Эти обя­зан­но­сти, не зани­мав­шие сплошь все­го вре­ме­ни при­слу­жи­ваю­ще­го, име­ли не толь­ко сво­его отдель­но­го выпол­ни­те­ля, но они ино­гда мог­ли насчи­ты­вать за собой целую груп­пу таких слу­жи­те­лей, как это мы виде­ли при выхо­дах гос­по­ди­на. Если гос­по­дин имел несколь­ко рези­ден­ций, то неред­ко слу­ча­лось, что каж­дая сохра­ня­ла свой пол­ный штат при­слу­ги, как и инвен­тарь, кото­рым она была снаб­же­на. При заве­ща­нии одно­го дома, имев­ше­го пол­ный штат при­слу­ги (instruc­ta), пере­чис­ля­лись при­врат­ни­ки (os­tia­rii), садов­ни­ки (to­pia­rii), рабы, при­слу­жи­ваю­щие за сто­лом (diae­ta­rii), и фон­тан­щи­ки (aqua­rii), так же как и ремес­лен­ни­ки, при­креп­лен­ные исклю­чи­тель­но к это­му месту7, и даже груп­па моло­дых рабов (pae­da­go­gia), кото­рых гос­по­дин мог бы здесь собрать, чтобы иметь их под рукой во вре­мя сво­их крат­ковре­мен­ных посе­ще­ний8.

Подоб­но­го рода обы­чаи при­ве­ли к тому, что чис­ло рабов, состо­я­щих на служ­бе у маг­на­тов, было силь­но пре­уве­ли­че­но. Вна­ча­ле были допу­ще­ны пре­уве­ли­че­ния в опи­са­ни­ях жиз­ни, а затем вско­ре ста­ли пре­уве­ли­чи­вать и чис­ло рабов. В этом духе Пет­ро­ний или кто бы там ни был авто­ром «Сати­ри­ко­на», где опи­сы­ва­ют­ся нра­вы в началь­ный пери­од Импе­рии, дает опи­са­ние двор­ца Три­мал­хи­о­на, пре­зрен­но­го раба, без­мер­но раз­бо­га­тев­ше­го, как и мно­гие дру­гие рабы этой эпо­хи. В этом рос­кош­ном двор­це он насчи­ты­ва­ет целые леги­о­ны слуг. Соглас­но обы­чаю, кото­рый мы уже отме­ти­ли при орга­ни­за­ции сель­ских работ, рабы во двор­це были рас­пре­де­ле­ны по десят­кам; одно толь­ко обслу­жи­ва­ние бань тре­бо­ва­ло несколь­ких деку­рий, сме­няв­ших друг дру­га; для обслу­жи­ва­ния кух­ни их было сорок, и соот­вет­ст­вен­но это­му и чис­ло с.345 для всех осталь­ных служб9. Кажет­ся, что автор хотел нагляд­но изо­бра­зить, и при­том в самых широ­ких рам­ках, домаш­нюю служ­бу; она вполне сов­па­да­ет с той кар­ти­ной, кото­рую мы пыта­лись набро­сать. Что каса­ет­ся коли­че­ства сель­ских рабов, то их чис­ло мож­но себе пред­ста­вить по чис­лу ново­рож­ден­ных. Сек­ре­тарь докла­ды­вал сво­е­му гос­по­ди­ну, соглас­но запи­сям в домо­вой кни­ге (tan­quam ur­bis ac­ta, как буд­то по город­ским ведо­мо­стям), что в такой-то день в одном из его поме­стий роди­лось трид­цать маль­чи­ков и сорок дево­чек… под­счи­тай­те, осно­вы­ва­ясь на этих циф­рах, насе­ле­ние этой «про­вин­ции»10. И Три­мал­хи­он был не един­ст­вен­ным; в том же про­из­веде­нии дру­гой хва­лит­ся тем, что на его полях в Нуми­дии было доста­точ­ное коли­че­ство рабов, чтобы оса­дить и взять Кар­фа­ген11. Имея такие при­ме­ры, не прав ли был рим­ля­нин Ларен­зий в «Пире муд­рых», когда он сме­ял­ся над Афи­на­ми, где самый бога­тый грек Никий собрал (ску­пил) тыся­чу рабов, с тем, чтобы отда­вать их вна­ем для работы в руд­ни­ках? Он так­же: утвер­ждал, что в Риме очень мно­гие граж­дане дер­жа­ли по деся­ти и два­дца­ти тысяч рабов, и не с целью спе­ку­ля­ции, как в Атти­ке, а лишь для того, чтобы рабы состав­ля­ли их сви­ту12.

Эти оче­вид­ные пре­уве­ли­че­ния, к кото­рым мно­гие отно­сят­ся с пол­ным дове­ри­ем, счи­тая их за прав­ду, долж­ны были в силу есте­ствен­ной реак­ции вызвать ряд серь­ез­ных и спра­вед­ли­вых сомне­ний отно­си­тель­но того огром­но­го насе­ле­ния, кото­рое тем самым уже пред­по­ла­га­лось. Одна­ко все же не сле­ду­ет захо­дить слиш­ком дале­ко в сво­ем скеп­ти­циз­ме и наряду с общи­ми или фик­тив­ны­ми оцен­ка­ми отвер­гать точ­ные циф­ры, при­во­ди­мые в каче­стве част­ных при­ме­ров. Мне кажет­ся, что нель­зя сомне­вать­ся в том, что неко­то­рые лица име­ли очень зна­чи­тель­ное чис­ло рабов. Реаль­ность зла вызы­ва­ет, может быть, и чрез­мер­ное увле­че­ние мора­ли­ста; сати­ра все­гда пре­уве­ли­чи­ва­ет суще­ст­ву­ю­щие край­но­сти, но в этом пре­уве­ли­че­нии есть все­гда доля прав­ды. Поче­му бы Демет­рий, этот воль­ноот­пу­щен­ник Пом­пея, став­ший бога­че сво­его гос­по­ди­на, не мог достав­лять себе удо­воль­ст­вия еже­днев­ной про­вер­ки спис­ков сво­их рабов, как это делал пол­ко­во­дец со сво­и­ми сол­да­та­ми?13 Поче­му Цеци­лий не мог оста­вить по заве­ща­нию 4116 рабов, как утвер­жда­ет Пли­ний14, если в это чис­ло вклю­че­ны рабы, жив­шие в его сель­ских поме­стьях, и если эти послед­ние пред­став­ля­ют из себя лати­фун­дии, зани­мав­шие область цело­го наро­да древ­ней Ита­лии? Если он одно­вре­мен­но заве­щал 3600 пар быков и 257 тысяч голов мел­ко­го скота, то эти циф­ры, исчис­ляя людей, необ­хо­ди­мых для их обслу­жи­ва­ния, на осно­ва­нии дан­ных Варро­на (дан­ных, кото­рые, по его же соб­ст­вен­но­му при­зна­нию, несо­мнен­но сле­ду­ет огра­ни­чить в при­ме­не­нии к круп­ным циф­рам), дадут око­ло 3 тысяч рабов для ухо­да за мел­ким скотом и по мень­шей мере 360 для быков, счи­тая по одно­му на каж­дые 10 упря­жек.

Впро­чем, суще­ст­ву­ют памят­ни­ки, кото­рые по сво­е­му назна­че­нию и по сво­им раз­ме­рам свиде­тель­ст­ву­ют о широ­ком рас­про­стра­не­нии раб­ства в бога­тых рим­ских домах: это колум­ба­рии. Так с.346 назы­ва­лись высо­кие и про­стор­ные похо­рон­ные залы, где в несколь­ко эта­жей в малень­ких отдель­ных нишах раз­ме­ща­лись погре­баль­ные урны (ol­lae) рабов или воль­ноот­пу­щен­ни­ков дома. В нача­ле XVIII в. вино­гра­да­ри обна­ру­жи­ли под насып­ным хол­мом колум­ба­рий Ливии, жены Авгу­ста; и вот здесь, в этом хра­ме смер­ти, бла­го­да­ря над­гроб­ным над­пи­сям перед нами вста­ет вер­ная кар­ти­на импе­ра­тор­ско­го двор­ца15. Здесь были пред­став­ле­ны рабы для всех глав­ных видов служ­бы: для служ­бы в ком­на­тах и в при­хо­жей, для ухо­да за телом и за здо­ро­вьем, для вос­пи­та­ния детей, для наблюде­ния за гар­де­робом и для того, что рим­ляне по при­ме­ру гре­ков назы­ва­ют «миром жен­щин» (mun­dus mu­lie­ri­bus), — для хра­не­ния одежд и дра­го­цен­но­стей, при­ла­жи­ва­ния жем­чу­гов с дели­кат­ным пору­че­ни­ем выби­рать сре­ди всех укра­ше­ний те, кото­рые мог­ли спо­соб­ст­во­вать созда­нию наи­бо­лее совер­шен­но­го обра­за и пре­вра­тить гос­по­жу в про­из­веде­ние искус­ства. Одна нескром­ная моги­ла обна­ру­жи­ла перед нами даже гри­ми­ров­щи­ка Ливии16. Затем сле­до­ва­ли бес­ко­неч­ные мел­кие услу­ги интим­но­го харак­те­ра, состо­яв­шие в том, чтобы читать или дер­жать дощеч­ки для писем, сопро­вож­дать или сидеть у ног гос­по­жи17, обя­зан­ность, в кото­рой дебю­ти­ро­ва­ли груп­пы детей ско­рее для заба­вы, чем с поль­зой18, служ­ба по дому, при выхо­дах, в кото­рой эти дети, став­ши более взрос­лы­ми, игра­ли первую роль; уход за свя­щен­ны­ми пред­ме­та­ми, порт­ре­та­ми или ста­ту­я­ми пред­ков и богов19 и, нако­нец, общий над­зор и управ­ле­ние дела­ми20.

Все же не все долж­но­сти были пред­став­ле­ны в этих нишах колум­ба­рия; мы здесь не видим низ­ше­го раз­ряда рабов; из все­го, в силу необ­хо­ди­мо­сти очень мно­го­чис­лен­но­го, шта­та слу­жа­щих при кухне упо­ми­на­ет­ся толь­ко pis­tor (веро­ят­но, какая-нибудь высо­кая спе­ци­аль­ность кон­ди­тер­ско­го искус­ства), пере­шед­ший от Лици­ния к Авгу­сту. Итак, это избран­ное обще­ство: это любим­цы, над­зи­ра­те­ли над отдель­ны­ми служ­ба­ми, ста­ро­сты, деку­ри­о­ны, так как весь пол­ный и фак­ти­че­ский штат слу­жа­щих-рабов, как мы это видим в вымыш­лен­ной кар­тине пира Три­мал­хи­о­на, делил­ся на деку­рии рабов. Там были ста­ро­сты, деку­ри­о­ны эскор­та, деку­ри­о­ны при­врат­ни­ков и лаке­ев, педа­го­гов-дядек; деку­ри­о­ны, заведы­вав­шие снаб­же­ни­ем и сек­ре­та­ри­а­том; деку­ри­о­ны чте­цов и вра­чей и мно­гие дру­гие; этот титул давал­ся даже и жен­щи­нам, сто­яв­шим во гла­ве дру­гих. Отсюда ясно, насколь­ко зна­чи­тель­но было общее чис­ло слу­жа­щих. Этот колум­ба­рий, воз­двиг­ну­тый в два эта­жа, имел боль­ше пяти­сот ниш с дву­мя урна­ми, т. е. более чем для 1000 рабов или воль­ноот­пу­щен­ни­ков; мерт­вых было боль­ше, чем гроб­ниц; неред­ко дру­зья и род­ст­вен­ни­ки выра­жа­ли жела­ние, чтобы их пепел был сме­шан в одной урне, дабы вме­сте поко­ить­ся веч­ным сном. Прав­да, несколь­ко урн при­над­ле­жит к более позд­ним вре­ме­нам Импе­рии, но, с дру­гой сто­ро­ны, для рабов двор­ца импе­ра­три­цы Ливии были воз­двиг­ну­ты и дру­гие гроб­ни­цы: гроб­ни­цы еди­но­лич­ные (над­пи­си встре­ча­ют­ся во мно­гих сбор­ни­ках)21 и гроб­ни­цы общие. Вдоль той же самой Аппи­е­вой доро­ги, как и на доро­гах Кас­си­е­вой22 и Пре­не­стин­ской23, было откры­то несколь­ко с.347 ана­ло­гич­ных памят­ни­ков, над­пи­си на кото­рых поз­во­ля­ют отне­сти их к дому Авгу­ста. Неко­то­рые из них упо­ми­на­лись уже в ста­рин­ных сбор­ни­ках, как, напри­мер, тот, кото­рый опи­сы­ва­ет Фаб­рет­ти, имев­ший три ряда с отде­ле­ни­я­ми для четы­рех урн в каж­дом24. Дру­гие были откры­ты срав­ни­тель­но недав­но: один из них, нахо­дя­щий­ся меж­ду Аппи­е­вой и Латин­ской доро­га­ми, по-види­мо­му, был памят­ни­ком рабов детей Дру­за Неро­на. Дру­гой памят­ник, воз­двиг­ну­тый для рабов Мар­цел­ла, был открыт в 1847 г.

Дом Ливии — это дом само­го импе­ра­то­ра. Одна­ко по одной толь­ко этой при­чине не сле­ду­ет отка­зы­вать­ся от это­го при­ме­ра. Август, ста­рав­ший­ся замас­ки­ро­вать свою власть фор­ма­ми рес­пуб­ли­кан­ско­го прав­ле­ния, едва ли мог желать затмить древ­нюю ари­сто­кра­тию необыч­ной рос­ко­шью25. Его дом, без сомне­ния, зани­мал пер­вое место, но он не являл­ся чем-либо исклю­чи­тель­ным. Осталь­ные сле­до­ва­ли за ним на раз­ных рас­сто­я­ни­ях. Мно­гие из них так­же име­ли свои мав­зо­леи для воль­ноот­пу­щен­ни­ков и рабов. Об этом свиде­тель­ст­ву­ют наряду с выше­при­веден­ны­ми при­ме­ра­ми дома Меце­на­та, Лици­ния, Луция Аррун­ция, быв­ше­го кон­су­лом при Авгу­сте и погиб­ше­го при Тибе­рии, Силь­ва­на, Муна­ция, Саби­на, Скри­бо­ния и, нако­нец, Ста­ти­лия, колум­ба­рий кото­ро­го, откры­тый в 1875 г. в той же мест­но­сти, что и осталь­ные, один толь­ко име­ет более 420 над­пи­сей. Рабы в этих домах так­же объ­еди­ня­лись в деку­рии26.

Вос­хва­ля­ли уме­рен­ность цен­зо­ра Като­на, Сци­пи­о­на, Кар­бо­на, Мар­ка Анто­ния, Като­на Ути­че­ско­го, пото­му что они бра­ли с собой в поход от трех до две­на­дца­ти рабов. Впро­чем, на осно­ва­нии это­го не сле­ду­ет делать поспеш­ных заклю­че­ний о чис­ле их при­слу­ги, так как это мог­ло быть свя­за­но с при­выч­ка­ми поход­ной жиз­ни. Цезарь, имев­ший огром­ное коли­че­ство рабов, при пере­пра­ве на ост­ров Бри­та­нию взял с собой толь­ко трех27. Но в Риме нель­зя было пока­зы­вать­ся в све­те без пыш­ной сви­ты. Луки­ан во мно­гих слу­ча­ях рису­ет нам обы­чаи и потреб­но­сти того обще­ства, в кото­ром он вра­щал­ся28, и поэты даже в том слу­чае, если они не име­ют в виду сати­ры и не стре­мят­ся к пре­уве­ли­че­нию, при­во­дят так­же очень высо­кие циф­ры. Если Пли­ний в сво­ей диа­т­ри­бе, направ­лен­ной про­тив совре­мен­ных ему нра­вов, пре­уве­ли­чи­ва­ет, про­те­стуя про­тив леги­о­нов рабов29, то Юве­нал гово­рит по мень­шей мере о когор­тах30. Мар­ци­ал наме­ка­ет на тол­пу рабов, состав­ляв­шую сви­ту бога­чей, гово­ря о често­люб­це низ­ко­го про­ис­хож­де­ния и об его един­ст­вен­ном слу­ге:


По бед­но­сти один идет он перед ним, он — вся его тол­па,

а Гора­ций, желая пока­зать экс­цен­трич­ность Тигел­ли­на, изо­бра­жа­ет его окру­жен­ным сви­той то в две­сти чело­век, то в десять31.

Эти пре­дель­ные циф­ры нисколь­ко не пре­уве­ли­че­ны. Есть даже осно­ва­ние пред­по­ла­гать, что они явля­ют­ся общи­ми для зажи­точ­ных домов32. И эти выска­зы­ва­ния поэтов нахо­дят свое под­твер­жде­ние в зако­нах и в исто­рии. Что каса­ет­ся зако­нов, то я при­ве­ду с.348 толь­ко два из эпо­хи Авгу­ста: пер­вый, запре­щаю­щий лицам, под­верг­шим­ся изгна­нию, брать с собой более два­дца­ти рабов, и вто­рой — закон Фузия Кани­ния, имев­ший целью огра­ни­чить чис­ло отпус­ков на волю. Он сокра­тил чис­ло отпус­кае­мых по заве­ща­нию про­пор­цио­наль­но чис­лу рабов каж­до­го дан­но­го хозяй­ства напо­ло­ви­ну для само­го незна­чи­тель­но­го, до одной тре­ти, чет­вер­той и пятой части для осталь­ных; но даже и здесь он уста­нав­ли­вал мак­си­маль­ную нор­му и ни в коем слу­чае не раз­ре­шал осво­бож­дать более ста рабов33, что поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что чис­ло их неред­ко дости­га­ло пяти­сот. Что каса­ет­ся исто­ри­че­ских фак­тов, то нам хоро­шо извест­но, что Вет­тий, рим­ский всад­ник, запу­тав­ший­ся в дол­гах, воору­жил 400 сво­их слуг, чтобы при­нять уча­стие в том вос­ста­нии, кото­рое яви­лось пре­люди­ей ко вто­рой раб­ской войне34; что в нача­ле Импе­рии Лепид был осуж­ден меж­ду про­чим и за то, что тол­пы его рабов, пло­хо дис­ци­пли­ни­ро­ван­ных, нару­ша­ли обще­ст­вен­ную без­опас­ность в Калаб­рии35, и, нако­нец, эти 400 рабов Педа­ния Секун­да, каз­нен­ных за то, что они нахо­ди­лись под одной кры­шей со сво­им уби­тым гос­по­ди­ном (они состав­ля­ли, веро­ят­но, лишь часть при­слу­ги). В этом послед­нем слу­чае мы можем ссы­лать­ся на закон, как и на свиде­тель­ство исто­рии. В самом деле, что пред­став­лял собой этот закон, как не одно из; тех край­них меро­при­я­тий, под­ска­зан­ных рим­ской ари­сто­кра­ти­ей, как неко­гда пра­ви­тель­ству Спар­ты, мыс­лью о необ­хо­ди­мо­сти защи­тить незна­чи­тель­ную куч­ку гос­под про­тив мас­сы их рабов? С этой имен­но целью, вме­сто того чтобы отме­нить древ­ний обы­чай, его воз­об­но­ви­ли в прав­ле­ние Неро­на, когда так силь­но уве­ли­чи­лось чис­ло рабов36. На том же осно­ва­нии Кас­сию во вре­мя пре­ний уда­лось скло­нить на свою сто­ро­ну сенат, когда, каза­лось, он хотел отсту­пить перед ужа­сом этих каз­ней37.

Тако­во было чис­лен­ное отно­ше­ние рабов к гос­по­дам в выс­шем слое обще­ства. Сле­ду­ет осо­бен­но под­черк­нуть, что эти чис­ла даны нам не как осо­бые или исклю­чи­тель­ные слу­чаи. Они даже не были сохра­не­ны древни­ми писа­те­ля­ми с той же самой мыс­лью, кото­рая руко­во­дит нами при их соби­ра­нии, как в при­ме­рах Пли­ния, так и в при­ме­рах Афи­нея. Эти чис­ла слу­чай­но свя­за­ны с глав­ны­ми фак­та­ми, упо­ми­нае­мы­ми исто­ри­ей. Для боль­шин­ства лиц это было фан­та­зи­ей бога­то­го чело­ве­ка, удо­вле­тво­ре­ни­ем его тще­сла­вия, так как боль­шое чис­ло рабов, как и обшир­ность его доме­нов, слу­жи­ло внеш­ним при­зна­ком богат­ства, сте­пе­нью кото­ро­го изме­ря­лось ува­же­ние тол­пы:


Столь­ко он кор­мит рабов, сколь­ко юге­ров поля
Было во вла­сти его…38 

Для неко­то­рых это было делом често­лю­бия. Они нахо­ди­ли спо­со­бы под­ку­пать народ или устрой­ст­вом зре­лищ (как мы это виде­ли на при­ме­ре с гла­ди­а­то­ра­ми)39 или раз­лич­ны­ми услу­га­ми. Риф Эгна­ций заслу­жил бла­го­склон­ность тол­пы во вре­мя сво­его эди­ли­те­та тем, что употреб­лял сво­их соб­ст­вен­ных рабов для туше­ния пожа­ров40. Для неко­то­рых это было делом спе­ку­ля­ции. Так, с.349 Красс содер­жал пять­сот рабов не для туше­ния пожа­ров, а для исполь­зо­ва­ния их послед­ст­вий. Он ску­пал опу­сто­шен­ные участ­ки и с помо­щью рабов воз­во­дил новые дома, в резуль­та­те чего, по сло­вам Плу­тар­ха, боль­шая часть Рима ста­ла его соб­ст­вен­но­стью. Но это был не един­ст­вен­ный прак­ти­ко­вав­ший­ся им спо­соб экс­плуа­та­ции рабов. Кро­ме руд­ни­ков и работав­ших в них рабов, кро­ме земель с жив­ши­ми там коло­на­ми, он имел мно­го искус­ных рабов; и все осталь­ное, добав­ля­ет автор, было ничто по срав­не­нию с теми дохо­да­ми, кото­рые он извле­кал из их чис­ла и их талан­тов. Они были чте­ца­ми, писа­те­ля­ми, бан­ки­ра­ми, управ­ля­ю­щи­ми дела­ми, дво­рец­ки­ми, пова­ра­ми; и Красс не толь­ко при­сут­ст­во­вал во вре­мя пре­по­да­ва­ния, но и сам при­ла­гал все уси­лия, чтобы обра­зо­вать и обу­чить их; он был твер­до убеж­ден, что глав­ной обя­зан­но­стью гос­по­ди­на было вос­пи­та­ние сво­их рабов в каче­стве живых орудий хозяй­ства41. При­ме­ру Крас­са в мень­шем мас­шта­бе под­ра­жа­ли мно­гие дру­гие вла­дель­цы рабов42. Впро­чем, и неза­ви­си­мо от это­го тще­сла­вия, иска­тельств и спе­ку­ля­ций вся­ко­го рода раб­ство было широ­ко рас­про­стра­не­но. Не было такой низ­кой сту­пе­ни обще­ст­вен­ной лест­ни­цы, на кото­рой нель­зя было бы най­ти гос­по­ди­на. Сол­дат имел сво­его слу­гу в лице li­xa (мар­ки­тан­та) и ca­lo (погон­щи­ка), кур­ти­зан­ка — сво­их слу­жи­те­лей в лице aqua­rio­li (водо­нос и свод­ник), даже у раба был ино­гда свой раб (vi­ca­rius)43. После все­го ска­зан­но­го мож­но спро­сить: мно­го ли бед­ных пле­бе­ев обслу­жи­ва­ли себя сами?44 Это было при­зна­ком край­ней нище­ты, если «нет у него ни раба, ни сум­ки для денег»45; и все же чис­ло их было вели­ко. Мы счи­та­ем так­же невоз­мож­ным уста­но­вить хотя бы при­бли­зи­тель­но вер­ную циф­ру для этой вто­рой кате­го­рии рабов. Здесь ничто не может слу­жить нам пре­дель­ной нор­мой, как это име­ло место для сель­ских рабов. Здесь игра­ли роль не те или дру­гие вполне опре­де­лен­ные потреб­но­сти, а потреб­но­сти наду­ман­ные, удо­вле­тво­ре­ние често­лю­бия. Одни вла­де­ли целым насе­ле­ни­ем, дру­гие име­ли более или менее зна­чи­тель­ное чис­ло, не выхо­дя­щее, одна­ко, за пре­де­лы разум­но­го, у третьих, нако­нец, их совсем не было. При нали­чии таких край­но­стей на какой сред­ней вели­чине мож­но оста­но­вить­ся? Мож­но утвер­ждать лишь то, что со вре­мен Като­на Цен­зо­ра до Като­на Ути­че­ско­го чис­ло домаш­них рабов, при­над­ле­жав­ших по край­ней мере зна­ти, уве­ли­чи­лось боль­ше чем в четы­ре раза. Это под­твер­жда­ет и Вале­рий Мак­сим, кото­рый, сопо­ста­вив с тре­мя раба­ми пер­во­го две­на­дцать рабов, взя­тых с собой вто­рым при ана­ло­гич­ных обсто­я­тель­ствах, добав­ля­ет: «Чис­лом это боль­ше, чем рань­ше, но с точ­ки зре­ния изме­не­ния нра­вов эпо­хи это мень­ше»46. Я думаю, что впе­чат­ле­ния, полу­чен­ные от при­веден­ных выше свиде­тельств, поз­во­ля­ют сде­лать вывод, что поль­зо­ва­ние раба­ми было зна­чи­тель­но более рас­про­стра­не­но в Риме, чем в Гре­ции, сре­ди зажи­точ­но­го клас­са. Но в каком же чис­лен­ном отно­ше­нии сто­я­ли друг к дру­гу раз­лич­ные клас­сы сво­бод­ных в Риме и в Ита­лии? Это так­же труд­но уста­но­вить с необ­хо­ди­мой точ­но­стью, и пото­му ясно, что для обще­го исчис­ле­ния все­го домаш­не­го насе­ле­ния нам недо­ста­ет несколь­ких с.350 суще­ст­вен­ных момен­тов. Поэто­му мы огра­ни­чим­ся эти­ми част­ны­ми заме­ча­ни­я­ми о раз­лич­ных кате­го­ри­ях рабов и о том, как их исполь­зо­ва­ли на раз­лич­ных сту­пе­нях обще­ст­вен­ной лест­ни­цы, не ста­ра­ясь систе­ма­ти­зи­ро­вать их и не при­да­вая общей сум­ме види­мо­сти той точ­но­сти, кото­рою она не может обла­дать47.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1«Меж­ду ними были слу­ги весь­ма гра­мот­ные, очень хоро­шие чте­цы и мно­го пере­пис­чи­ков книг, так что у него не было ни одно­го слу­жи­те­ля, кото­рый бы не мог хоро­шо делать что-нибудь из это­го» (Кор­не­лий Непот, Пом­по­ний Аттик, 13).
  • 2
    И вино­чер­пий, ленясь, от празд­но­сти там не блед­не­ет,
    И не тра­тит борец ума­щен­ный напрас­но елея…
    Манит сад горо­жан весе­лых к лег­кой рабо­те,
    И без вся­ко­го пону­ка­ния смот­ри­те­ля сами
    Пови­но­вать­ся ста­ро­сте пыш­но­во­ло­сые рады.
    И изне­жен­ный евнух чув­ст­ву­ет радость в рабо­те.
    (Мар­ци­ал, Эпи­грам­мы, III, 58, 24 и сл.)
  • 3Это мож­но видеть на мно­гих над­пи­сях: «Секс­ту Пом­пею Воле­зию. Секс­та Пом­пея рабу, началь­ни­ку сто­ло­вой и заве­до­вав­ше­му атри­ем. Кней Пом­пей Фило­дес­пот, заве­дую­щий раз­ре­за­ни­ем мяса, посвя­тил» (Орел­ли, 2884; сравн. 2880 и др.).
  • 4L., 65, § 2, D., XXXII, 1. De le­ga­tis et fi­dei com­mis­sis (О заве­ща­ни­ях и дове­рен­но­стях).
  • 5Плавт, Жре­бий, II, 8, 355, рус. перев. 460.
  • 6«Несчаст­ный, кото­рый живет толь­ко для того, чтобы изящ­но раз­ре­зать откорм­лен­ных пуляр­док» (Сене­ка, Пись­ма, 47, 4).
  • 7L., 12, § 41 (Папи­ни­ан, цити­ро­ван­ный Уль­пи­а­ном), D., XXXIII, 7.
  • 8«В заве­ща­нии зна­чат­ся те шко­лы рабов, кото­рые он там имел, чтобы, когда он туда при­хо­дил, они были под рукой, чтобы слу­жить в сто­ло­вой» (L., 12, § 32, там же).
  • 9Хозя­ин гово­рит одно­му из сво­их пова­ров: «Из кото­рой деку­рии?» Когда он отве­тил: «Из соро­ко­вой», Три­маль­хи­он спро­сил даль­ше: «Куп­лен­ный или из домаш­них?» — «Ни тот, ни дру­гой, — отве­тил он, — я остав­лен тво­ей мило­сти по заве­ща­нию Пан­сой». — «Ну, — гово­рит, — ста­рай­ся; а не то велю тебя отпра­вить на побе­гуш­ки» (Пет­ро­ний, Сати­ри­кон, 47, стр. 240).
  • 10«В авгу­сте в Куман­ском име­нии, при­над­ле­жа­щем Три­маль­хи­о­ну, роди­лось маль­чи­ков 30, дево­чек 40… В тот же день раб Мит­ри­дат был рас­пят на кре­сте» и т. д. (там же, 53, стр. 257).
  • 11«А коли­че­ство рабов, раз­бро­сан­ное по полям Нуми­дии, у него столь вели­ко, что он мог бы взять даже Кар­фа­ген» (там же, 117, стр. 542). Сравн. Сене­ка, О бла­го­де­я­ни­ях, VII, 10: «Чис­ло рабов боль­шее, чем даже чис­ло жите­лей у воин­ст­вен­ных наро­дов».
  • 12Афи­ней, VI, стр. 272.
  • 13«Ему каж­дый день докла­ды­ва­лось о чис­ле рабов, как буд­то пол­ко­вод­цу о чис­лен­но­сти вой­ска, ему, для кото­ро­го дав­но ли богат­ст­вом был чулан поши­ре да двое под­руч­ных рабов» (Сене­ка, О спо­кой­ст­вии души, VIII, 4). Сравн. Пли­ний, XXXIII, 6, 9: «Настоль­ко уве­ли­чи­лись эти леги­о­ны рабов, и в сво­ем соб­ст­вен­ном доме для этой ино­зем­ной тол­пы и из-за рабов нуж­но было заве­сти номен­кла­то­ра» (раб, кото­рый знал име­на граж­дан, а здесь — рабов).
  • 14Пли­ний, XXXIII, 47, 2.
  • 15Гори, Колум­ба­рий Ливии Авгу­сты (Go­ri, Co­lum­ba­rium Li­viae Augus­tae, у Po­le­ni, no­va supple­men­ta, т. III). Наши снос­ки будут касать­ся это­го изда­ния. Я поста­ра­юсь не брать имен, кото­рые даны как име­на воль­ноот­пу­щен­ни­ков.
  • 16An­te­ras, Li­viae co­lo­ra­tor (Go­ri, № 84). Прав­да, ряд сло­ва­рей пере­во­дят это сло­во: «худож­ник при построй­ках».
  • 17A pe­di­bus — Све­то­ний (Август, 78) рас­ска­зы­ва­ет, что Август часто поль­зо­вал­ся двор­цо­вы­ми чте­ца­ми во вре­мя бес­сон­ниц: «если он не мог про­дол­жить пре­рван­но­го сна, как это с ним быва­ло, он, при­звав чте­цов или рас­сказ­чи­ков, при их помо­щи вновь засы­пал и часто так спал до позд­не­го утра».
  • с.524
  • 18Эфе­бы (Гори, № 3; см. Фаб­рет­ти, стр. 72, № 5). Имя «Дели­ций» (de­li­cius — милоч­ка) было дано ребен­ку 3 лет и трех меся­цев. Све­то­ний рас­ска­зы­ва­ет так­же о тех удо­воль­ст­ви­ях, кото­рые Август искал для себя сре­ди этих малень­ких детей (Август, 83).
  • 19В парад­ном зале (at­rium) хра­ни­лось мно­го таких изо­бра­же­ний и памят­ни­ков. Были спе­ци­аль­ные рабы, при­став­лен­ные для докла­да, для вос­ку­ре­ния фимиа­ма, для ухо­да за ста­ту­я­ми (a sta­tuis); сравн. Све­то­ний, Август, 31 и 57; спе­ци­аль­но для ухо­да за ста­ту­ей Вене­ры — для дома Цеза­ря это был домаш­ний культ; но с пер­вых же годов Импе­рии изо­бра­же­ния импе­ра­то­ров сами ста­но­вят­ся пред­ме­том куль­та.
  • 20Кас­си­ры, началь­ни­ки тех или дру­гих групп рабов, сто­ро­жа дома или цело­го квар­та­ла (in­su­la — «ост­ров») домов, так и назы­вав­ши­е­ся in­su­la­rius; нуму­ля­рии (num­mus — сереб­ря­ная моне­та), на кото­рых, по мне­нию Гори, лежа­ла обя­зан­ность про­ве­рять каче­ство моне­ты. Об этих рабах-нуму­ля­ри­ях име­ют­ся ука­за­ния и в над­пи­сях (C. I. L., т. III, 3501, т. V, 93 сл.).
  • 21Напри­мер, Момм­зен, Inscrip­tio­nes Nea­po­li­ta­nae La­ti­nae, № 6861, 6851.
  • 22[Ответв­ле­ние Фла­ми­ни­е­вой доро­ги, вед­шей на север].
  • 23[Город Пре­не­ста — в Лаци­у­ме, вбли­зи Рима].
  • 24Над­пись, при­во­ди­мая Гру­те­ром (стр. 934, № 12), отно­ся­ща­я­ся к такой общей моги­ле: «Из дома Цеза­рей и Ливии воль­ноот­пу­щен­ни­ков и рабов»; без сомне­ния, эта моги­ла была выстро­е­на ассо­ци­а­ци­ей воль­ноот­пу­щен­ни­ков и рабов, орга­ни­зо­ван­ная, с согла­сия хозя­и­на, по образ­цу похо­рон­ных кол­ле­гий, см. ниже, гл. 6.
  • 25Тибе­рий, кото­рый вна­ча­ле сле­до­вал такой же поли­ти­ке, как и Август, про­яв­лял, по край­ней мере вна­ча­ле, еще боль­шую скром­ность: «Не было у Кеса­ря поле­вых уго­дий в Ита­лии, рабы не были занос­чи­вы и их было немно­го, домаш­ний штат огра­ни­чи­вал­ся немно­ги­ми воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми» (Тацит, Лето­пись, IV, гл. 6).
  • 26«Боже­ст­вен­ным манам Мар­ка Фуль­вия, Мар­ка Люция Лэта жерт­вен­ник на свои день­ги [воз­двиг­ли] деку­ри­о­ны» (Гру­тер, стр. 1151, № 4). Цице­рон, гово­ря Атти­ку о рабах, кото­рых Ведий водил за собой как сви­ту, при­бав­лял: «Если Кури­он про­вел свой закон, то, конеч­но, Ведию они обой­дут­ся по 100 тысяч сестер­ций» («К Атти­ку», VI, 1, конец).
  • 27Поли­бий и Посидо­ний у Афи­нея, VI, стр. 273, в; Вале­рий Мак­сим, IV, 3, 11 и 12; Апу­лей, Апо­ло­гия, стр. 23 (ed Bi­pon­ti­na).
  • 28«Пусть мно­го­чис­лен­ная тол­па слу­жи­те­лей сопут­ст­ву­ет тебе; дер­жи все­гда кни­гу в руках, — все это создаст тебе успех» (Луки­ан, Учи­тель крас­но­ре­чия, 55). Сравн. Осел, 4 и 22; К изо­бра­же­ни­ям, 12; Сатур­на­лии, I; Пись­ма к Сатур­ну, 35, и Юве­нал, VII, 141.
  • 29Пли­ний, XXXIII, 6, 9—10.
  • 30Юве­нал, XIV, 305.
  • 31Мар­ци­ал, XII, 88, 3.
  • 32
    «То вдруг две­сти рабов у него, то не боль­ше десят­ка,
    То о царях гово­рит и тет­рар­хах высо­кие речи;
    То вдруг ска­жет…»
    Сати­ры, I, 3, 11 сл.
  • 33Инсти­ту­ции Гая I, 42—46; Уль­пи­ан, Фраг­мен­ты, I, 24.
  • 34Дио­дор, Фраг­мен­ты, XXXVI, 2, 3 (изд. Di­dot). Дру­гой рим­ский всад­ник был убит во вре­мя вос­ста­ния 80 сво­их рабов. Афе­ни­он, кото­рый играл в этой войне такую круп­ную роль, преж­де управ­лял дву­мя­ста­ми рабов в име­нии сво­их хозя­ев (там же, 4, 1 и 5, 1).
  • 35«Пото­му что сво­и­ми пло­хо дис­ци­пли­ни­ро­ван­ны­ми тол­па­ми рабов в Калаб­рии он сму­щал спо­кой­ст­вие Ита­лии» (Тацит, Лето­пись, XII, 65).
  • 36«Было выне­се­но сенат­ское поста­нов­ле­ние оди­на­ко­во для отмще­ния и спо­кой­ст­вия» (Тацит, Анна­лы, XIII, 32). Он ясно ука­зы­ва­ет, что это был древ­ний обы­чай, «по древ­не­му обы­чаю» — ve­te­re ex mo­re (там же, XIV, 42 и в сле­дую­щей речи, 43—45).
  • 37Там же, 43—45.
  • 38Юве­нал, III, 141.
  • 39На это дела­ет намек автор декла­ма­ций, при­пи­сы­вае­мых Квин­ти­ли­а­ну (240, т. VI, стр. 73, изд. Лем­э­ра).
  • с.525
  • 40Вел­лей Патер­кул, II, 101, 3.
  • 41Плу­тарх, Красс, 2. Кор­не­лий Непот вос­хва­ля­ет так­же Атти­ка за то, что он взял на себя само­го вос­пи­ты­вать сво­их рабов: «Рав­ным обра­зом были хоро­ши и про­чие ремес­лен­ни­ки, кото­рые необ­хо­ди­мы в домаш­нем быту. И сре­ди них он не имел ни одно­го, кото­рый бы не был рож­ден и вос­пи­тан у него в доме. Это слу­жит дока­за­тель­ст­вом не толь­ко его воз­дер­жан­но­сти, но и лич­но­го ста­ра­ния» (Пом­по­ний Аттик, 13). Но он нигде не гово­рит, чтобы он отда­вал их внай­мы на сто­ро­ну. У Като­на Стар­ше­го, кото­рый сам учил сво­их детей, был раб-грам­ма­тик, по име­ни Хилон, от кото­ро­го он полу­чал выго­ду тем, что давал ему пра­во учить посто­рон­них (Плу­тарх, Катон Стар­ший, 20, § 6).
  • 42Напри­мер, тот Мал­ле­ол, кве­стор Дола­бел­лы, у кото­ро­го Веррес ску­пил рабов: «Боль­шое коли­че­ство рабов, мно­го ремес­лен­ни­ков, мно­го кра­сав­цев» (Цице­рон, Про­тив Верре­са, II, I, 36).
  • 43Что каса­ет­ся li­xa (мар­ки­та­на), то Метелл в Афри­ке запре­тил, чтобы стро­е­вой сол­дат, в лаге­ре ли или в строю, имел раба или вьюч­ное живот­ное (Сал­лю­стий, Югур­та, 45). Сравн. об этом роде рабов Дио­на Кас­сия, VI, 20, стр. 820. Об aqua­rio­li — Фест под этим сло­вом; для vi­ca­rius (под­руч­ный) — Плавт, Ослы, II, 4, 417; 1. 19, § 2; D., IX, 4 и почти весь отдел под назва­ни­ем «О пеку­лии, остав­лен­ном по заве­ща­нию», D., XXXIII, 8. Один из рабов Като­на купил в Испа­нии трех плен­ни­ков (Плу­тарх, Ост­ро­ум­ные выра­же­ния (Катон) и Катон Стар­ший, 10). Мно­го над­пи­сей гово­рит об этих рабах рабов (Орел­ли, № 2820—2825 и мн. др.); рав­ным обра­зом и о жен­щи­нах (Орел­ли, № 2826), Дру­гая над­пись (№ 3209) гово­рит о «вика­рии вика­рия» (т. е. о рабе раба); этот слу­чай обоб­щен в законе 25, D., XXXVIII, 8; «О пеку­лии, остав­лен­ном по заве­ща­нию»: «Если рабу дано пове­ле­ние быть сво­бод­ным и ему по заве­ща­нию остав­лен пеку­лий, то рабы его рабов заклю­ча­ют­ся в этом заве­ща­нии». Насколь­ко на этой третьей сту­пе­ни раб­ства мож­но было бы с пол­ным осно­ва­ни­ем ска­зать с поэтом:


    Доволь­но уж быть рабом; не хочу я быть и рабом раба.
    (Мар­ци­ал, Эпи­грам­мы, II, 18, 7).

  • 44«Нуж­на была помощь слуг. Ее я при­гото­вил себе не день­га­ми, не покуп­кой, но тем, что взял себе жену и вос­пи­тал эту девуш­ку» (Квин­ти­ли­ан, Декла­ма­ции, 301, т. VI, стр. 205; сравн. стр. 209).
  • 45Катулл, XXIV, 5, 8 и 10. Сравн. XXIII, 1.
  • 46Вале­рий Мак­сим, IV, 3, 11 и 12. Плу­тарх в жиз­не­опи­са­нии Като­на Стар­ше­го (10) гово­рит о пяти его рабах. Это мало меня­ет дело; я дер­жусь того отно­ше­ния, кото­рое уста­но­вил Вале­рий Мак­сим.
  • 47У Апу­лея есть текст, где дума­ли най­ти сред­нее, а может быть, и самое низ­кое чис­ло коли­че­ства рабов, «фами­лии» рим­ско­го граж­да­ни­на. Он гово­рит в сво­ей «Апо­ло­гии» (стр. 52 ed. Bi­pon­ti­na): «Пят­на­дцать сво­бод­ных — это уже народ; столь­ко же рабов — это целая “фами­лия”; столь­ко же заклю­чен­ных — это работ­ный дом». Стран­ный текст; ведь если, пони­мая бук­валь­но, мож­но счи­тать, что 15 рабов — это целый штат рабов, если 15 сво­бод­ных — это целый народ, — это очень мало. Но юри­сты, по-види­мо­му, мень­ше чув­ст­ву­ют затруд­не­ний в при­ме­не­нии это­го сло­ва «фами­лия». Уль­пи­ан огра­ни­чи­ва­ет­ся тем, что заяв­ля­ет, что один раб не состав­ля­ет еще фами­лии, рав­но как и два раба, 1. 40, § 3, D., L., 16, «О зна­че­нии слов»; но это не поме­ша­ет ему, одна­ко, при­ме­нять ино­гда к двум рабам, а ино­гда и к одно­му рабу то, что закон гово­рит о «фами­лии» (L., I, § 17, D., XLIII, 16 De vi et vi arm, Павел, Реше­ния (Sen­ten­tiae), V, 6, 3 сл.). Было, конеч­но, мно­го людей, о кото­рых мож­но было ска­зать то, что Федр (Бас­ни, новая серия, III, 19) ска­зал об Эзо­пе и его гос­по­дине:


    Эзоп один был для хозя­и­на «тол­пой» рабов.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1437172091 1437172385 1437172590