История рабства в античном мире
Том II
Рабство в Риме
Глава третья
ЧИСЛО РАБОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.
с.329
Как бы велико ни было число сельских рабов, оно все же было ограничено самым характером их обязанностей; оно не могло превысить того, которое было необходимым при данном состоянии хозяйства; а если их число все же увеличилось, то это потому, что уменьшилось число самостоятельных хозяев, и рабы были призваны стать на место свободного населения в деревне. Городские рабы, напротив, были как бы чужеядным растением в недрах самого города; и видя те пышные побеги, которые ответвлялись от него во все стороны, можно было бы подумать, что именно здесь сосредоточилась вся сила рабства.
Во главе городского дома хозяина, как и во главе поместья, стоял управляющий (dispensator)1; ему были подчинены многочисленные надзиратели: хранители мебели, одежды, серебра с.330 и всей парадной утвари, сверкавшей золотом и драгоценными камнями2.
Затем следовал целый ряд самых разнообразных служб.
Во-первых, служба в доме. Некогда довольствовались тем, что молоток, висевший у дверей, извещал хозяина о приближении чужого человека3; затем у входа поместили собаку на цепи, которую вскоре заменили рабом, которого не задумались также посадить на цепь more majorum (по обычаю предков)4. Затем шли надсмотрщики за атриумом — кастеляны (atrienses), уборщики (atriarii)5, докладчики (admissionales)6, рабы, приподнимавшие перед посетителями занавес у дверей (velarii), и целая толпа служителей по внутреннему обслуживанию дома (cubicularii, dietarii)7.
Служба при банях, начиная с истопников и кончая банщиками, на обязанностях которых лежало обмывание и натирание тела ароматическими маслами и духами согласно обычаям южных стран8.
Медицинское обслуживание. Римляне, некогда ограничивавшие искусство врачевания самыми грубыми приемами, пожелали иметь врачей9, и порабощенная Греция в угоду им была вынуждена культивировать эту науку, составлявшую прежде привилегию свободных людей. Только теперь это искусство стало рабским и было вынуждено подчиняться всем прихотям господина10.
Прислуживание у стола. Пока римляне продолжали придерживаться прежней умеренности в еде, раб, приставленный к приготовлению пищи, занимал одно из последних мест среди рабов; позднее, когда в Рим проникло уже греческое влияние, в случае необходимости более торжественного приема шли на рынок и нанимали там повара, забирая там же и провизию11. Этот обычай Плавт в одинаковой степени мог заимствовать как из практики современного ему Рима, так и на основании примеров, имевших место в Греции12. Впоследствии этих рабов стали покупать, и в домах, организованных наподобие целых государств, все то, что было связано с обслуживанием стола, составляло как бы особое ведомство.
Сюда принадлежали: метр д’отель (condus promus)13, экономы, ключники (cellarii), закупщики (penarii) и весь штат, состоящий при кухне: главные повара (archimagiri), повара (coci), помощники повара (vicarii supra cocos)14, слуги, поддерживавшие огонь (focarii), пекари и бесконечное множество кондитеров15. Эти специальности, некогда не знакомые или презираемые, превратились в искусство, за которое платили, не спрашивая о цене16. Начиная с эпохи Мария считали скупым человеком того, кто платил за заведующего кухней меньше, чем за ученого секретаря, руководителя умственной жизни17. Затем шли рабы, заведывавшие приглашениями (invitator, vocator)18, заведывавший пиршественным залом (tricliniarcha)19, оправлявшие ложа (lectisterniatores), накрывавшие стол, заведывавшие устройством пиров (structores); тот, кто нарезал мясо (scissor)20, — лицо важное: кулинарная анатомия составляла целую науку, имевшую своих учителей21; с.331 раздатчики хлеба и мяса (diribitores, carptores); рабы, пробовавшие кушанья, прежде чем подавать их гостям (praegustatores)22; молодые рабы, сидящие у ног своего господина (ad pedes), чтобы исполнять его приказания или забавлять своей болтовней. Вся эта толпа, набранная среди молодых рабов, прекрасных своей юностью и тем блеском, где сочетается искусство и природа, покрытых до плеч волною кудрей, со спускающейся до колен легкой белой туникой, складки которой мягко ложились, придерживаемые свободно завязанным поясом23, — все эти рабы, распределенные по группам, смотря по возрасту, фигуре и цвету кожи24, разливали вино в чаши или лили на руки гостям снеговую воду, а на голову духи25. В более раннюю эпоху служителей этого рода не искали так далеко: мальчик из сельской местности, сын пастуха или волопаса, вследствие своей молодости еще мало пригодный для работы, следовал за своим господином в город и подавал вино во время собрания друзей; и еще Ювенал советовал вернуться к этим простым обычаям26. Но впоследствии эти слуги должны были служить украшением пиршественной залы, и из всех частей света стали выписывать рабов наиболее редких: черного гетула; мавра, прирученного подобно львам Вакха; цветущую молодежь из Ликии, Фригии и Греции27, — несчастные дети, которые под гнетом этого золоченого ярма испытывали столько бедствий и оскорблений28; для полноты празднества следует еще прибавить танцы и пение молодых девушек из Гадеса, так как сладострастная Андалузия заслужила себе славу, могущую соперничать с местностями, наиболее известными своим культом Афродиты29. К этим «пажеским корпусам» (paedagogia), столь заботливо подобранным и столь искусно организованным для утехи господина (delicati — развратники), к этому блестящему обществу, отшлифованному всевозможными способами и как бы покрытому лаком изящества30, пресыщенный вкус империи добавил карликов, уродов, шутов, этих несчастных, которые вызывали больше шуток, чем шутили сами31.
Затем следует штат слуг вне дома: это толпа рабов, составляющая свиту господина, идущая впереди и позади него (anteambulones, pedisequi), хотя бы выход и не являлся торжественным32, или выходящая ему навстречу вечером и сопровождающая его с факелами («дадухи», «лихнухи»)33, а также рабы, служащие орудием подкупа и партийных интриг, которых господин держал при себе, направляясь на собрание, чтобы при их посредстве раздавать золото (distributor, tesserarius), а кроме денежных подарков еще и дружеские приветствия; ловкий слуга сообщал на ухо кандидату имена тех, кого он встречал (nomenclator, fartor)34. Впрочем, эту «толпу друзей» часто нанимали35 и поручали рабу составлять их список.
Женщина тоже имела своих рабов, не считая того «особого»36 раба, раба, полученного ею в приданое и столь же неприкосновенного, как это приданое, который часто пользовался с ее стороны значительно большим доверием, чем муж37. Это был настоящий с.332 дом в доме: один ученый посвятил целый труд его описанию38. В женских покоях были свои привратники, свои сторожа, были евнухи — сторожа весьма подозрительные («кто ж сторожить-то будет самих сторожей?»39), «силенциарии»40 (следящие за тем, чтобы вокруг царила тишина), целый штат слуг, необходимых при рождении ребенка и для первого ухода за ним: повивальная бабка (obstetrix), сиделки (adstetrix), кормилица (nutrix), заведующие колыбелью (cunarii), носильщики (bajuli, geruli), няньки и воспитатели (nutritores, nutricii). Вот во что вылился в этих новых гинекеях совет, данный философом Фавонием одной благородной матроне, — самой кормить и воспитывать своих детей41. Затем следовали женщины, необходимые для выполнения всевозможных домашних работ; старик Плавта так определяет их обязанности:
Нам зачем нужна служанка? Ткать, молоть, колоть дрова, Дом мести, урок свой делать, битой быть, на всю семью Каждый день готовить пищу42. |
В женских покоях всегда находились рабыни, занятые пряжей (quasillariae), тканьем (textrices), шитьем (sarcinatrices), причем римские матроны все еще продолжали руководить этими работами, что подтверждает и Плавт в своих комедиях и Вергилий в своих поэтических сравнениях и в своих описаниях сельской жизни43. Но теперь там царил новый дух, который направлял всю эту работу на удовлетворение порожденных им потребностей. Были женщины, обязанные гладить одежды (vestiplicae) под наблюдением надзирательницы за гардеробом (vestispica)44. Другие женщины распределяли между собой различные обязанности, связанные с мельчайшими подробностями дамского туалета, как то: причесывание, окраска волос и обрызгивание их мельчайшим дождем духов (ciniflones)45. Они владели всеми тайнами этого тонкого искусства — «возвращать то, что унесли с собой былые годы», т. е. придавать лицу прежнюю свежесть и блеск, натурально подкрашивать брови, вставлять зубы (одна рабыня каждый вечер укладывала их в ларчик)46, надевать украшения47 и оказывать тысячу мелких ежеминутных услуг, как то: обмахивать опахалом, держать открытым зонтик или носить сандалии. Сохранилась надпись одной рабыни, которой был поручен уход за маленькой собачкой императрицы Ливии48. Часто женщины поручали также воспитывать для себя и обучать группы молодых рабов. Пока они были детьми, ими любовались, когда они обнаженные играли вокруг стола своих господ, забавляя их во время еды своей болтовней49. Когда же они подрастали, они должны были сопровождать свою госпожу, чтобы придать больше пышности ее выходу. Старик, выведенный Плавтом и цитированный уже несколько выше, подыскивал в качестве сопровождающей для госпожи — матери семейства — крепкую некрасивую девушку, virago («здоровую девку»), происходившую из стран людей труда (Сирии, Египта), обычно занятую грубой работой; красота нередко бывала причиной скандалов, которых он хотел избежать50. Но матроны совершенно не желали видеть с.333 в своей свите безобразных лиц. Среди женщин было уже сильно развито желание блистать в обществе, и это желание, вызвавшее с их стороны протест против закона Оппия, восторжествовало над суровым Катоном. То, что во времена Плавта было лишь пожеланием или слабой попыткой51, превратилось в самый короткий срок в обычное явление, встречавшееся почти во всех знатных домах52. Матроны пользовались своими выходами, как наиболее удобным случаем похвастаться перед всем народом великолепием своего дома и утонченностью своего вкуса. Поэтому их свита состояла из самых отборных рабов: здесь были курьерши и лакеи женского пола (anteamdulatrices, pedisequae), вестовые и посланцы для обмена любезностями (salutigeruli, pueri internuncii), красивые молодые люди с завитыми и изящно причесанными волосами в качестве почетной стражи (asseclae calamistrati, cincinnatuli), множество возниц и носильщиков, приставленных к экипажам самого разнообразного вида: креслам, носилкам, колесницам, каретам с мулами и всякими иными упряжками. За колесницей полководца в день триумфа шли пленные побежденного народа; а в свите, окружавшей носилки матроны, были представители всех наций. В качестве носильщиков фигурировали сильные каппадокийцы, сирийцы53 и даже мидийцы54, впоследствии варвары с берегов Дуная и Рейна; рядом шли либурны, держа скамеечки; впереди — курьеры из племени нумидийцев и мазаков (каппадокийцев) с кожей цвета эбенового дерева, на черном матовом фоне которой особенно резко выделялись серебряные дощечки, подвешенные у них на груди, с выгравированными на них именем и гербами госпожи, собственностью которой они являлись55. Иногда, чтобы поразить многочисленностью своей свиты, женщины заставляли следовать за собой весь домашний штат, целую армию, как говорит Ювенал, так как все должно было отступать на задний план перед их тщеславием; в дни своего могущества они не только просили, но даже требовали у снисходительного мужа всех его слуг, целые толпы рабов:
Всех его рабов, целиком все его мастерские56. |
Под влиянием богатства различные виды личных услуг расширились и увеличились до указанных размеров57, а специальное влияние Греции породило новые прихоти и новые потребности. Появилось желание стать образованным, появились и свои секретари; в богатых домах возникали библиотеки, а вместе с ними и штат, необходимый для приведения в порядок хранения и изготовления книг: хранители, аннотаторы, писатели, переписчики58 и другие подручные: рабы — наклейщики, отбойщики, полировщики, рабы, приготовлявшие папирус или пергамент59. Этого мало: надо было научиться извлекать пользу из этого богатства. Простое, суровое домашнее воспитание заменили воспитанием иностранным; ребенком завладели всякого рода педагоги, преподаватели, учителя — учителя по названию, по положению настоящие рабы60; и это очень ясно давали им чувствовать их ученики. Впрочем, если знания, с.334 полученные в результате столь плохого преподавания, оказывались совершенно не удовлетворительными, то можно было купить готовую эрудицию; подобно тому как были собственные секретари, можно было иметь и собственных ученых61. Богатый Сабин, не будучи даже в состоянии запомнить имена Ахилла, Одиссея и Приама и тем не менее претендовавший на ученость, вообразил, что может помочь делу, купив рабов, знания которых были его собственностью, как и все остальное их имущество («пекулиум»). Поэтому он купил по очень высокой цене нескольких рабов, из которых один знал Гомера, другой Гесиода, и девять остальных распределили между собой девять лириков. Он заплатил за них бешеную цену, и в этом нет ничего удивительного, так как их нельзя было встретить случайно, их надо было заказать (non invenerat, faciendos locavit). Обеспечивши себя таким образом, он заставлял их сидеть у своих ног за столом и подсказывать себе стихи, которые он поминутно цитировал в присутствии гостей, как можно предполагать, весьма некстати и чаще всего в искаженном виде. Один шутник советовал ему завести себе также ученых «аналектов»62. И так как он утверждал, что рабы стоили ему около миллиона, то другой говорил ему: «Почему ты не купил себе столько же ящиков для книг?» Но наш амфитрион был внутренне убежден, что он действительно обладает теми знаниями, которыми обладали лица, жившие в его доме63.
Женщины тоже чванились этими дорогостоящими, но легко приобретаемыми знаниями. Они покупали или нанимали философа, как какую-нибудь говорящую книгу, которая избавляла их от необходимости читать, заставляли его иногда произносить нравоучительные рассуждения, не стесняясь подчас прерывать его с тем, чтобы ответить на любовное письмо, и часто брали этого философа-моралиста вместе с карликом и обезьянкой в свой экипаж, который доставлял их к месту назначенного свидания64.
Та же участь постигла и искусство художников. Первые художники, похитившие тайну искусства у греков, имели огромный успех и вызвали восторг в Риме; среди них были имена наиболее известных фамилий, как, например, один из Фабиев, расписавший храм Спасения в 450 г. по основании города (304 г. до н. э.), за что и был прозван Пиктором. Но когда покоренная Греция отправила в рабство своих лучших мастеров, намного превосходивших мастеров Рима, то и их труд перестал пользоваться прежним уважением у общества65. Искусство забросили, зато купили художника: архитектора — для постройки зданий, художника и скульптора — для того, чтобы они украсили их своими произведениями66.
К этим рабам, несшим более или менее реальные, более или менее серьезные обязанности, следует причислить рабов, которыми пользовались как доверенными в делах: прокураторов, т. е. управляющих делами и агентов, носивших различные названия в зависимости от возложенного на них поручения (матроны точно так же имели своих поверенных, ведших дела от их имени и заменявших им иной раз мужа)67; счетоводов, производивших подсчеты с.335 (рациоцинатор, калькулятор); тех, которые давали деньги под заклад или под поручительство (аргентарий; закладчик или меняла)68, рабов, приставленных к той или другой торговле, продавцов быков, лошадей и т. д.; плотовщиков (exercitores); разносчиков (circitores); продавцов в лавках (institores). Кто мог бы сказать, как распределялись между рабами и свободными эти различные специальности и самые обыкновенные занятия, начиная с заморских производств, вывезенных из Греции вместе с ремесленниками, описание которых нам дал уже Плавт69, вплоть до самых низменных работ, вроде работы того цирюльника, который из раба стал всадником по милости своей госпожи?70 Наконец, те рабы, талант или ловкость которых нанимали, по греческому обычаю, рабы — ремесленники и художники71 и рабы роскоши; иногда также этот блестящий кортеж, который придавал тщеславной посредственности видимость богатства72, этот штат слуг, требовавшийся в экстренных случаях во время пиров в третьесортных домах: повара, хоры музыкантов и танцовщиц73. Прибавьте еще к этому объекты того позорного промысла, которым жил какой-нибудь консул вроде Мамерка Скавра74: этих молодых девушек, которых впоследствии клеймили презрением75; наконец, несколько видов рабов, занятых во время народных празднеств: актеров, пантомимов, возниц и, что особенно характерно для Рима, — гладиаторов.
ПРИМЕЧАНИЯ
Были еще «энопты» — надсмотрщики за вином, обязанностью которых было наблюдать, чтобы оно было хорошего качества и в достаточном количестве, согласно толкованию Афинея (X, стр. 425). Напротив, Лукулл поручил одному из своих рабов заботиться о том, чтобы он не наедался чрезмерно (Плиний, XXVIII, 14, 4).
Кубки плебейского сорта, ценою лишь в несколько ассов, Раб нам подаст не наряженный, а защищенный от стужи. Он не фригийский и не ликийский (от скупщика взятых Между них нет и за деньги большие)… Этот сурового сын пастуха, а тот землепашца. Он вздыхает по матери, долго ее не видавши, И по хижинке, и по знакомым тоскует козляткам. |
В № 3202 находим «любимца Августа, помощника по следственным делам», который погиб 18 лет в одном из походов против германцев.
Цезарь и Август утешались рабами подобного рода. Светоний говорит о Цезаре: «За красивых и хорошо обученных рабов он платил такие деньги, что сам чувствовал неловкость и запрещал записывать эту трату в расходную книгу» («Цезарь», 47); а об Августе: «…либо играл в кости, камешки и орехи с ребятишками-рабами, коих детский лепет и хорошенькие лица доставляли ему большое удовольствие; таких он набирал отовсюду, особенно среди мавров и сирийцев; напротив, к карликам, горбунам и прочим в этом роде он питал отвращение, как к какому-то посмешищу природы и чему-то зловещему» («Август», 83). Но и эти уродливые существа усиленно отыскивались тогдашним обществом (Плутарх, О любопытстве, 10, стр. 520). Плиний говорит о Юлии: «Карлик ростом в два с четвертью фута был любимцем его внучки Юлии» («Естественная история», 16, 3). Относительно шутов см. Лукиан, Пир, 18. В конце концов эти невинные игры Августа не мешали ему вводить на своих пирах актеров и шутов: «увеселял гостей выступлением чтецов, музыкантов, актеров или же народных паяцов, а чаще всего ареталогов» (Светоний, Август, 74).
Актеры, сатирические хоры и шуты архимимы имели место также и при погребениях [в числе удовольствий, предоставляемых народу в качестве «поминок»]. См. Светоний, Цезарь, 84 и Веспасиан, 19; Дионисий Галикарнасский, VII, 72.