2. (2) 9 Мы обнаружили, что существуют племена скифов, и притом многочисленные, которые якобы питаются человеческой плотью. Само по себе это может быть невероятным, если бы мы не знали, что в центре мира, на Сицилии и в Италии были такие чудовищные племена, как циклопы 1 и лестригоны 2, и что еще не так давно по ту сторону Альп у них в обычае было приносить в жертву человека, что граничит с поеданием.
10 А рядом с теми, которые обитают на севере, недалеко от самого истока северного ветра и его описанной пещеры, каковое место называют ges clithron 3, живут аримаспы 4, которые, как мы сказали, отличались одним глазом посередине лба. Рассказывают, что они возле рудников постоянно ведут войну с грифами 5, крылатыми чудовищами, которые выкапывают из шахт золото. О том, как звери с удивительным пристрастием охраняют золото, а аримаспы его похищают, пишут многие, но особенно ярко Геродот и Аристей из Проконнеса 6.
11 За другими скифами-людоедами в известной долине есть большая страна горы Имаон 7, которая называется Абаримон, где живут лесные люди, у которых ступни ниже голени обращены в другую сторону, которым свойственна исключительная быстрота и которые повсюду бродят вместе с дикими животными. Бэтон, измеритель походов Александра Великого, сообщил, что они не могут жить в другой среде и поэтому их не смогли привлечь на свою сторону ни соседние цари, ни Александр.
12 Как рассказывает Исигон Никейский 8, предыдущие антропофаги, которые, как мы уже говорили, обитали на севере, в десяти днях пути выше реки Борисфен 9, пили из человеческих черепов и использовали человеческую кожу с волосами вместо полотенца на грудь. Также он сообщает, что в Албании 10 рождаются люди с серо-голубыми глазами, с рождения седые, которые видят ночью лучше, чем днем. Он же передает, что савроматы, живущие в 13 днях пути выше Борисфена, всегда принимают пищу раз в три дня.
13 Кратет Пергамский 11 сообщает, что на Геллеспонте возле Пария 12 обитал род людей, которых он называет офиогенами, и что они обычно отражали укусы змей прикосновением и выводили из тела яд приложенной рукой. Варрон 13 еще рассказывает, что там живут немногочисленные люди, слюна которых излечивает от укусов змей.
14 Подобное племя псиллов 14 обитало и в Африке, как пишет Агатархид 15, названное по имени царя Псилла, могила которого находится в районе Большого Сирта 16. Их телу от природы был свойствен сок, гибельный для змей и его запахом они их усыпляли. У них даже был обычай родившихся детей сразу же бросать самым ужасным из них и таким образом испытывать целомудренность своих жен, так как змеи не уходят от родившихся от прелюбодейной крови. Само же это племя в результате поражения было почти полностью уничтожено назамонами 17, которые теперь занимают эти места. Однако род людей из тех, которые убежали или не приняли участие в сражении, и сегодня продолжает оставаться в небольшом количестве.
15 И в Италии сохраняется подобное племя марсов 18, которые, говорят, произошли от сына Кирки 19 и поэтому в них находится ее природная сила. И все-таки у всех людей против змей есть яд: передают, что они избегают укусов слюной, как прикосновения к горячей воде; поэтому если в горло попадает, даже умирают, и это особенно свойственно голодному человеку. Каллифан 20 передает, что выше назамонов и родственными с ними являются махлии-андрогины, обладающие двойственной природой и попеременно вступающие между собой в половую связь. Аристотель прибавляет, что правая грудь у них мужская, а левая — женская.
16 Исигон и Нимфодор 21 сообщают, что в той же Африке есть некие семьи колдунов, от похвалы которых гибнет все хорошее, деревья сохнут, а маленькие дети умирают. Исигон добавляет, что среди трибаллов 22 и иллирийцев 23 есть люди такого же рода, которые взглядом околдовывают и губят тех, на которых они слишком долго смотрят, особенно когда глаза гневные, так как взрослые легче чувствуют их зло. Более примечательным является то, что в каждом глазу у них по два зрачка.
17 Аполлонид 24 сообщает, что в Скифии есть такого рода и женщины, которые называются битиями. Филарх 25 передает, что и в Понте есть племя тибиев и много других той же природы, отличительными признаками которых являются в одном глазу двойной зрачок, а в другом — образ коня. Кроме того, они не могут погрузиться в воду, даже не отягощенные одеждой. Как рассказывает Дамон 26, мало отличается от них обитающее в Эфиопии 27 племя фармаков, пот которых вызывает у соприкоснувшихся с ними тел язву.
18 Цицерон также сообщает нам, что все женщины, которые имеют двойные зрачки, везде причиняют вред взглядом. Именно природе, так как она породила в человеке свойство диких зверей питаться человеческой плотью, было угодно породить и во всем теле и в глазах некоторых людей яд, чтобы нигде не было никакого зла, которого нет в человеке.
19 Недалеко от Рима в земле фалисков 28 есть несколько семейств, которые называются Гирпами. Во время ежегодного жертвоприношения Аполлону, которое совершается на горе Соракте 29, они, прохаживаясь по углям, не обжигаются и поэтому по постановлению сената навсегда освобождены от военной службы и всех других обязанностей.
20 На теле некоторых людей появляются порой необыкновенные части, как у царя Пирра 30 большой палец на правой ноге, прикосновением которого он лечил страдавших болезнью селезенки. Рассказывают, что он не смог сгореть с остальным телом и был погребен в ларце в храме.
21 Особенно изобилуют чудесами Индия и страна эфиопов 31. В Индии рождаются самые большие животные. Доказательством являются собаки крупнее остальных. Передают, что даже деревья здесь такой высоты, что через них не могут перелететь стрелы, а плодородие земли, умеренный климат и обилие воды делают так, что под одной смоковницей может укрыться несколько турм конницы, и тростник здесь такой высоты, что каждая секция по руслу судоходной реки выдерживает порой трех человек.
22 Известно, что там многие люди достигают роста в пять локтей 32, не сплевывают, у них никогда не болят голова, зубы или глаза, лишь изредка другие части тела: так они закаляются умеренным жаром солнца. Их философы, которых они называют гимнософистами 33, от восхода до заката остаются на месте, смотря на солнце неподвижными глазами, стоят на раскаленном песке в течение целого дня попеременно то одной, то другой ногой. Мегасфен 34 сообщает, что на горе, которая называется Нуло, живут люди, имеющие на каждой ступне, обращенной в другую сторону, по восемь пальцев.
23 Он же говорит, что на многих горах племя людей с собачьими головами укрывается шкурами диких зверей, вместо речи издает лай и вооруженное когтями питается охотой и ловлей птиц. Во времена Мегасфена их было свыше 120 тысяч. Ктесий 35 пишет, что в одной области Индии женщины рожают только один раз в жизни, а дети сразу же стареют. Это же самое племя людей, которые называются моноколами 36, так как имеют по одной ноге, умеет удивительно ловко прыгать. Они же именуются скиаподами, потому что в сильную жару лежа навзничь на земле они защищают себя тенью ног. Они находятся недалеко от трогодитов 37, а некоторые, напротив, к западу от них без шеи и с глазами на плечах.
24 В восточных горах Индии (называется страна катарклюдов) обитают сатиры 38, очень быстрые животные, то четвероногие, то бегущие прямо как человек; из-за их быстроты нельзя поймать ни стариков, ни больных. Таврон 39 называет племя хоромандов лесным, без голоса, с ужасным свистом, мохнатым телом, серо-голубыми глазами и собачьими зубами. Евдокс 40 сообщает, что у мужчин южной Индии ступни длиной в локоть, а у женщин столь маленькие, что они называются струтоподами 41.
25 Мегасфен передает, что среди индийских номадов есть племя, имеющее вместо ноздрей только отверстия, как у змей, и кривоногих, которое называется скиритами. У крайних границ Индии на востоке около истока Ганга обитает племя астомов, не имеющих рта, мохнатых по всему телу, покрывающих себя пухом листьев и питающихся только испарением и запахом, который они втягивают в себя носом. У них нет никакой пищи и никакого питья, только разнообразные запахи кореньев и цветов и диких яблок, которые они носят с собой во время долгого пути, чтобы не терять обоняние. От немного более тяжелого запаха они легко лишаются дыхания.
26 Рассказывают, что выше них далеко в горах живут триспитамы и пигмеи 42 ростом не более трех пядей 43, то есть три по 3∕4 фута, в здоровом и вечно цветущем месте, так как с севера находятся горы, которые, по сообщению Гомера, подвергаются нападению журавлей. Говорят, что они, сидя на спинах баранов и коз, вооруженные стрелами, весной всем стадом спускаются к морю и уничтожают яйца и птенцов этих птиц. Этот поход продолжается три месяца, иначе они не выдержат натиска следующих стай. Свои хижины они строят из глины, перьев и скорлупы яиц.
27 Аристотель же сообщает, что пигмеи живут в пещерах, а прочее о них, как и остальные. Исигон считает, что кирны, индийское племя, живут до 140 лет, а также эфиопы, макробии, серы и те, которые населяют гору Афон, так как питаются змеиным мясом. Поэтому ни на голове, ни на их одежде нет вредных для тела животных.
28 Онесикрит 44 говорит, что в тех районах Индии, где нет тени, встречаются люди ростом в пять локтей и две ладони 45, и живут они 130 лет, не старея, а умирают в зрелом возрасте. Кратет Пергамский называет индийцев, которые живут больше ста лет, гимнетами 46, а многие — макробиями 47. Ктесий сообщает, что из них одно племя, называемое панды, обитает в горных долинах и живет по двести лет, имея в молодости белые волосы, которые в старости чернеют.
29 А другие, граничащие с макробиями, у которых женщины рожают только один раз, живут не более сорока лет. То же самое передает и Агатархид и добавляет, что они питаются саранчой и очень быстры. Клитарх 48 дал им имя мандов, а Мегасфен насчитывает у них триста деревень. Женщины у них рожают в возрасте семи лет, а старости достигают к сорока годам.
30 Артемидор 49 рассказывает, что на острове Тапробана 50 люди живут очень долго, не слабея телом. Дурис 51 передает, что некоторые из индийцев совокупляются с дикими зверями, а дети рождаются смешанными и полузверями. У калингов, племени той же самой Индии, женщины беременеют в пять лет, а живут не больше восьми лет. А в другом месте рождаются люди исключительного проворства из-за мохнатого хвоста, а другие целиком закрывают себя ушами. Оритов 52 от индов и арабов отделяет река. Как сообщает Клитарх, они не признавали никакой другой пищи, кроме рыбы, которую они, разделав ногтями, сушат на солнце и таким образом делают из нее хлеб.
31 Кратет Пергамский передает, что трогодиты по ту сторону Эфиопии быстрее лошадей, а также что эфиопы достигают роста в восемь локтей. Это племя называется сирботами. Племя эфиопских номадов вдоль реки Астраг, обращенных к северу и называемое менисминами, находится от океана в двадцати днях пути. Оно питается молоком животных, которых мы называем кинокефалами 53, стада которых оно содержит, убивая самцов, только ради молодняка.
32 В пустынях Африки часто встречаются призраки людей и мгновенно исчезают. И вот такие из человеческого рода сделала изобретательная природа для себя игрушки, а для нас — странности. Кто в состоянии сосчитать, что она даже по отдельности делает ежедневно и почти ежечасно? Для обнаружения ее силы было бы достаточно причислить к чудесам эти племена. Теперь обратимся к мало изученному в человеке.
|
2. (2) [9] Esse Scytharum genera et quidem plura, quae corporibus humanis vescerentur, indicavimus. id ipsum incredibile fortasse, ni cogitemus in medio orbe terrarum [ac Sicilia et Italia] fuisse gentes huius monstri, Cyclopas et Laestrygonas, et nuperrime trans Alpis hominem immolari gentium earum more solitum, quod paulum a mandendo abest.
[10] sed iuxta eos, qui sunt ad septentrionem versi, haut procul ab ipso aquilonis exortu specuque eius dicto, quem locum Ges clithron appellant, produntur Arimaspi, quos diximus, uno oculo in fronte media insignes. quibus adsidue bellum esse circa metalla cum grypis, ferarum volucri genere, quale vulgo traditur, eruente ex cuniculis aurum, mira cupiditate et feris custodientibus et Arimaspis rapientibus, multi, sed maxime inlustres Herodotus et Aristeas Proconnesius scribunt.
[11] super alios autem Anthropophagos Scythas in quadam convalle magna Imavi montis regio est quae vocatur Abarimon, in qua silvestres vivunt homines aversis post crura plantis, eximiae velocitatis, passim cum feris vagantes. hos in alio non spirare caelo ideoque ad finitimos reges non pertrahi neque ad Alexandrum Magnum pertractos Baeton itinerum eius mensor prodidit.
[12] priores Anthropophagos, quos ad septentrionem esse diximus, decem dierum itinere supra Borysthenen amnem ossibus humanorum capitum bibere cutibusque cum capillo pro mantelibus ante pectora uti Isigonus Nicaeensis. idem in Albania gigni quosdam glauca oculorum acie, a pueritia statim canos, qui noctu plus quam interdiu cernant. idem itinere dierum XIII supra Borysthenen Sauromatas tertio die cibum capere semper.
[13] Crates Pergamenus in Hellesponto circa Parium genus hominum fuisse, quos Ophiogenes vocat, serpentium ictus contactu levare solitos et manu inposita venena extrahere corpori. Varro etiamnum esse paucos ibi, quorum salivae contra ictus serpentium medeantur.
[14] similis et in Africa Psyllorum gens fuit, ut Agatharchides scribit, a Psyllo rege dicta, cuius sepulcrum in parte Syrtium Maiorum est. horum corpori ingenitum fuit virus exitiale serpentibus et cuius odore sopirent eas; mos vero liberos genitos protinus obiciendi saevissimis earum eoque genere pudicitiam coniugum experiendi, non profugientibus adulterino sanguine natos serpentibus. haec gens ipsa quidem prope internicione sublata est a Nasamonibus, qui nunc eas tenent sedes. genus tamen hominum ex iis, qui profugerant aut cum pugnatum est afuerant, hodieque remanet in paucis.
[15] simile et in Italia Marsorum genus durat, quos a Circae filio ortos ferunt et ideo inesse iis vim naturalem eam. et tamen omnibus hominibus contra serpentes inest venenum: ferunt ictas saliva ut ferventis aquae contactu fugere; quod si in fauces penetraverit, etiam mori, idque maxime humani ieiuni oris. Supra Nasamonas confinesque illis Machlyas androgynos esse utriusque naturae, inter se vicibus coeuntes, Calliphanes tradit. Aristoteles adicit dextram mammam iis virilem, laevam muliebrem esse.
[16] in eadem Africa familias quasdam effascinantium Isigonus et Nymphodorus, quorum laudatione intereant probata, arescant arbores, emoriantur infantes. esse eiusdem generis in Triballis et Illyris adicit Isigonus, qui visu quoque effascinent interemantque quos diutius intueantur, iratis praecipue oculis, quod eorum malum facilius sentire puberes; notabilius esse quod pupillas binas in oculis singulis habeant.
[17] huius generis et feminas in Scythia, quae Bitiae vocantur, prodit Apollonides. Phylarchus et in Ponto Thibiorum genus multosque alios eiusdem naturae, quorum notas tradit in altero oculo geminam pupillam, in altero equi effigiem; eosdem praeterea non posse mergi, ne veste quidem degravatos. haut dissimile iis genus Pharmacum in Aethiopia Damon, quorum sudor tabem contactis corporibus afferat.
[18] feminas quidem omnes ubique visu nocere quae duplices pupillas habeant, Cicero quoque apud nos auctor est. adeo naturae, cum ferarum morem vescendi humanis visceribus in homine genuisset, gignere etiam in toto corpore et in quorundam oculis quoque venena placuit, ne quid usquam mali esset quod in homine non esset.
[19] Haut procul urbe Roma in Faliscorum agro familiae sunt paucae quae vocantur Hirpi. hae sacrificio annuo, quod fit ad montem Soractem Apollini, super ambustam ligni struem ambulantes non aduruntur et ob id perpetuo senatus consulto militiae omniumque aliorum munerum vacationem habent.
[20] quorundam corpori partes nascuntur ad aliqua mirabiles, sicut Pyrro regi pollex in dextro pede, cuius tactu lienosis medebatur. hunc cremari cum reliquo corpore non potuisse tradunt conditumque loculo in templo.
[21] Praecipue India Aethiopumque tractus miraculis scatent. maxima in India gignuntur animalia. indicio sunt canes grandiores ceteris. arbores quidem tantae proceritatis traduntur, ut sagittis superiaci nequeant — et facit ubertas soli, temperies caeli, aquarum abundantia, si libeat credere, ut sub una fico turmae condantur equitum, — harundines vero tantae proceritatis, ut singula internodia alveo navigabili ternos interdum homines ferant.
[22] multos ibi quina cubita constat longitudine excedere, non expuere, non capitis aut dentium aut oculorum ullo dolore adfici, raro aliarum corporis partium: tam moderato solis vapore durari. philosophos eorum, quos gymnosophistas vocant, ab exortu ad occasum perstare contuentes solem inmobilibus oculis, ferventibus harenis toto die alternis pedibus insistere. in monte, cui nomen est Nulo, homines esse aversis plantis octonos digitos in singulis habentes auctor est Megasthenes;
[23] in multis autem montibus genus hominum capitibus caninis ferarum pellibus velari, pro voce latratum edere, unguibus armatum venatu et aucupio vesci; horum supra centum viginti milia fuisse prodente se Ctesias scribit, et in quadam gente Indiae feminas semel in vita parere genitosque confestim canescere. idem hominum genus, qui Monocoli vocarentur, singulis cruribus, mirae pernicitatis ad saltum; eosdem Sciapodas vocari, quod in maiore aestu humi iacentes resupini umbra se pedum protegant. non longe eos a Trogodytis abesse, rursusque ab his occidentem versus quosdam sine cervice oculos in umeris habentes.
[24] sunt et satyri subsolanis Indorum montibus (Catarcludorum dicitur regio), pernicissimum animal, iam quadripedes, iam recte currentes humana effigie; propter velocitatem nisi senes aut aegri non capiuntur. Choromandarum gentem vocat Tauron silvestrem, sine voce, stridoris horrendi, hirtis corporibus, oculis glaucis, dentibus caninis. Eudoxus in meridianis Indiae viris plantas esse cubitales, feminis adeo parvas, ut Struthopodes appellentur.
[25] Megasthenes gentem inter Nomadas Indos narium loco foramina tantum habentem, anguium modo loripedem, vocari Sciratas. ad extremos fines Indiae ab oriente circa fontem Gangis Astomorum gentem sine ore, corpore toto hirtam vestiri frondium lanugine, halitu tantum viventem et odore, quem naribus trahant. nullum illis cibum nullumque potum, radicum tantum florumque varios odores et silvestrium malorum, quae secum portant longiore itinere, ne desit olfactus; graviore paulo odore haut difficulter exanimari.
[26] super hos extrema in parte montium Trispithami Pygmaeique narrantur, ternas spithamas longitudine, hoc est ternos dodrantes, non excedentes, salubri caelo semperque vernante montibus ab aquilone oppositis, quos a gruibus infestari Homerus quoque prodidit. fama est insidentes arietum caprarumque dorsis armatos sagittis veris tempore universo agmine ad mare descendere et ova pullosque earum alitum consumere; ternis expeditionem eam mensibus confici; aliter futuris gregibus non resisti. casas eorum luto pinnisque et ovorum putaminibus construi.
[27] Aristoteles in cavernis vivere Pygmaeos tradit, cetera de iis ut reliqui. Cyrnos Indorum genus Isigonus annis centenis quadragenis vivere, item Aethiopas Macrobios et Seras existimat et qui Athon montem incolant, hos quidem, quia viperinis carnibus alantur; itaque nec capiti nec vestibus eorum noxia corpori inesse animalia.
[28] Onesicritus, quibus locis Indiae umbrae non sint, corpora hominum cubitorum quinum et binorum palmorum existere, et vivere annos CXXX nec senescere, sed ut medio aevo mori. Crates Pergamenus Indos, qui centenos annos excedant, Gymnetas appellat, non pauci Macrobios. Ctesias gentem ex his, quae appelletur Pandae, in convallibus sitam annos ducenos vivere, in iuventa candido capillo, qui in senectute nigrescat,
[29] contra alios quadragenos non excedere annos, iunctos Macrobiis, quorum feminae semel pariant. idque et Agatharchides tradit, praeterea locustis eos ali et esse pernices. Mandorum nomen iis dedit Clitarchus, et Megasthenes trecentos quoque eorum vicos adnumerat. feminas septimo aetatis anno parere, senectam quadragesimo accidere.
[30] Artemidorus in Taprobane insula longissimam vitam sine ullo corporis languore traduci. Duris Indorum quosdam cum feris coire mixtosque et semiferos esse partus. in C alingis eiusdem Indiae gente quinquennes concipere feminas, octavum vitae annum non excedere. et alibi cauda villosa homines nasci pernicitatis eximiae, alios auribus totos contegi. Oritas ab Indis Arabis fluvius disterminat. hi nullum alium cibum novere quam piscium, quos unguibus dissectos sole torreant atque ita panem ex iis faciant, ut refert Clitarchus.
[31] Trogodytas super Aethiopiam velociores equis esse Pergamenus Crates, item Aethiopas octona cubita longitudine excedere; Syrbotas vocari gentem eam. Nomadum Aethiopum secundum flumen Astragum ad septentrionem vergentium gens Menisminorum appellata abest ab oceano dierum itinere viginti. animalium, quae cynocephalos vocamus, lacte vivit, quorum armenta pascit maribus interemptis praeterquam subolis causa.
[32] in Africae solitudinibus hominum species obviae subinde fiunt momentoque evanescunt. Haec atque talia ex hominum genere ludibria sibi, nobis miracula ingeniosa fecit natura. ex singulis quidem quae facit in dies ac prope horas, quis enumerare valeat? ad detegendam eius potentiam satis sit inter prodigia posuisse gentes. hinc ad confessa in homine pauca.
|