Борьба Цицерона против Красса и Цезаря в 65 и 63 гг. до н. э.
Перевод с англ. О. В. Любимовой.
с.244 Представление о том, что в середине
В 65 г. до н. э. Цицерон произнёс речь «Об александрийском царе», направленную против предложения присоединить к Риму Египетское царство4. Плутарх (Crass. 13. 1) сообщает, что Красс продвигал план аннексии, когда был цензором этого года, а Светоний (Iul. 11) утверждает, что Цезарь, рассчитывая получить командование данной операцией, заручился поддержкой нескольких трибунов, чтобы внести это предложение. На основании этих двух фрагментов часто делают вывод, что Красс и Цезарь, поддерживая этот проект, действовали совместно, против Помпея5.
с.245 Однако
Трудно поверить, что предложение должно было благоприятствовать Помпею потому, что его внесли трибуны: невероятно, чтобы даже подавляющее большинство трибунов было покорно Помпею. Противники Помпея, несомненно, могли бы найти несколько трибунов, которые внесли бы их предложение. Более того, единственный известный нам трибун 65 г., Гай Папий, возможно, работал на Красса и (или) Цезаря против Помпея. Он провёл Папиев закон, нацеленный против незаконного присвоения римского гражданства и предусматривавший изгнание из Рима всех иноземцев, прибывших из-за пределов Италии (Cic. Leg. Agr. I. 13; Arch. 10; Balb. 52; Att. 4. 18. 4; Off. III. 47; Dio XXXVII. 9. 5)7. Как и другие подобные акты, Папиев закон был политически мотивирован. Хотя свидетельств и недостаточно для того, чтобы твёрдо установить, кто стоял за Папием, это вполне мог быть Красс и (или) Цезарь8. Харди и Кэри предположили, что первоначально закон представлял собой оружие, разработанное оппонентами Красса в сенате против транспаданцев, прибывших в Рим, чтобы поддержать Красса, который пытался предоставить всем транспаданцам гражданские права9. Друман тоже считал, что противники в сенате продвигали закон вопреки интересам Цезаря, который всегда искал популярности у транспаданцев10. Однако слова Диона Кассия («нынешнюю Италию», τἠν νῦν Ἰταλίαν; XXXVII. 9. 5) явно подразумевают, что в законе Транспаданская область рассматривалась как часть Италии11. Поэтому, раз и Красс, и Цезарь с.246 добивались популярности у транспаданцев, Папий вполне мог сотрудничать с одним из них или с обоими и постарался защитить их интересы, включив Транспаданскую область в состав Италии.
С другой стороны, закон Папия был очень опасен для Помпея. У Помпея было множество неиталийских клиентов, и для многих из них он добился гражданства12. Некоторые из этих иноземных клиентов переехали в Рим, где поддерживали Помпея в политических баталиях13. Вероятно, именно эти люди с наибольшей вероятностью подпадали под действие Папиева закона, так как их патрон находился в Азии и не смог впрямую за них заступиться, если бы закон был использован против них. Таким образом, Папиев закон должен был лишить Помпея части его самых ценных сторонников в римской политической борьбе. Соответственно, если Папиев закон предназначался для того, чтобы защитить транспаданских клиентов Красса и Цезаря, но представлял опасность для неиталийских клиентов Помпея, можно не без оснований сделать вывод, что трибун Гай Папий в 65 г. сотрудничал с Крассом, или Цезарем, или обоими против Помпея. Но, кто бы ни стоял за ним, судя по самому характеру его закона, Папий вряд ли мог заботиться об интересах Помпея, и можно предположить, что в 65 г. были и другие трибуны, которые о них не заботились и могли согласиться предложить закон, вредоносный для Помпея.
Кроме того, если бы предложение о присоединении Египта было внесено в интересах Помпея, Цицерон, вероятно, поддержал бы его или, по крайней мере, не воспротивился бы. Он уже поддерживал Манилиев закон в 66 г. на первой сходке (contio: Cic. Leg. Man. passim), а возможно — и Габиниев закон в 67 г.14. Цицерон, не принадлежавший к знати, ещё в начале карьеры понял, что оптиматы, консервативная группировка нобилей, очень влиятельная в сенате и на консульских выборах (comitia consularia), не пожелают видеть консулом нового человека (novus homo)15. Поэтому он искал поддержки Помпея, который, добиваясь благосклонности народа и сословия всадников, бросил вызов оптиматам и стал одним из самых влиятельных людей в римском государстве. С другой стороны, Помпей нуждался в талантливом ораторе, который защищал бы его политические интересы от нападений тех, кто пытался ослабить его положение. Так что эти двое объединились и стали помогать друг другу. Свидетельство о политическом сотрудничестве с.247 между ними можно найти ещё в деле Верреса в 70 г.16. Цицерон ожидал, что в благодарность за помощь Помпей поддержит его при соискании консульства17. Поэтому вряд ли в 65 г. Цицерон стал бы рисковать этой поддержкой, противодействуя законопроекту, выгодному для Помпея.
Из речи Цицерона ясно, что на самом деле за этим предложением стоял Красс и именно он рассчитывал извлечь из него крупную выгоду18. Цицерон прямо называет Красса и ссылается на довод, выдвинутый Крассом в поддержку аннексии: Sic est iusta causa belli, sicuti Crassus commemoravit cum Iugurtha fuisse[1] (фр. 6).
Можно также доказать, что Крассу помогал Цезарь. Правда, его имя не названо ни во фрагментах речи Цицерона, ни в схолиях к ней, а единственное свидетельство о его поддержке этого предложения (Suet. Iul. 11) было поставлено под сомнение как основанное на недостоверных и слишком предвзятых источниках19. Отсутствие упоминаний о Цезаре во фрагментах и схолиях не представляет особой проблемы, так как бо́льшая часть речи Цицерона и труда схолиаста утрачена, а Цезарь был не столь важной мишенью, как могущественный Красс. А на возражения против Светония следует ответить, что многие его свидетельства вполне надёжны, даже в первых главах «Божественного Юлия», и их нельзя отвергать, если только они прямо не противоречат исторической ситуации.
Историческая ситуация в 65 г. указывает на то, что Красс был единственным, с кем Цезарь мог сотрудничать. В должности курульного эдила (Plut. Caes. 6. 1—
Вероятнее всего, в 65 г. Цезарь сотрудничал именно с Крассом. Красс, цензор этого года (Plut. Crass. 13. 1—
Однако остаётся вопрос о том, чего Красс и Цезарь надеялись добиться. Высказывалось предположение, что они желали получить империй для присоединения Египта и соответствующие войска, чтобы воспротивиться Помпею25. Вероятно, они были не столь глупы, чтобы рассчитывать уничтожить его военной силой, а скорее пытались занять с.249 сильную позицию, опираясь на которую, могли бы договориться о союзе с ним26. Крайне сомнительно, что они смогли бы победить Помпея в войне, а даже если и смогли бы, то тем самым развязали бы руки оптиматам, чтобы те, в свою очередь, уничтожили их самих. Поэтому, поскольку Красс был не прочь заключить сделку с соперником, если она казалась выгодной (Plut. Crass. 7. 5—
Если бы Крассу и Цезарю удалось получить командование для присоединения Египта, это дало бы им сильный аргумент на переговорах с Помпеем. Несомненно, и Помпей, и Красс, и Цезарь видели, что Египет способен принести огромную экономическую, политическую и военную власть. Принимая во внимание отношение Помпея к Египту после 63 г., невозможно представить, что когда он в 67—
Отсюда ясно, что если бы в 65 г. Красс и Цезарь получили контроль над Египтом, это позволило бы им занять сильную позицию на переговорах о сотрудничестве с Помпеем. Они оказались бы в силах ниспровергнуть основу его власти на Востоке и таким образом вдохновить оптиматов на более решительную борьбу с ним в сенате. Если бы Помпей с.250 отказался с ними сотрудничать, они пригрозили бы использовать свою новоприобретённую власть против него — возможно, даже поддержать его врагов в сенате. В обмен на сотрудничество они пообещали бы помощь в удовлетворении его требований, вопреки сопротивлению в сенате. Если Помпей не желал рисковать, развязывая гражданскую войну, у него практически не оставалось бы иного выбора, кроме объединения с ними. Но, конечно, он вовсе не стремился попасть в такое положение, когда вынужден будет заключить с кем-либо союз. Он хотел быть человеком, не имеющим в Риме равных, первым в государстве (princeps civitatis); и тем более ему не понравилась бы мысль о коалиции со своим давним соперником Крассом и его другом Цезарем. С другой стороны, едва ли Помпей допустил бы, чтобы Египет, с его огромными возможностями для укрепления влияния, попал в руки людей, которые затем станут опасными врагами, если он откажется с ними сотрудничать. Их замысел следовало растоптать. И снова, по-видимому, ораторский талант Цицерона сослужил службу Помпею.
Если вышеизложенный анализ верен, то, помогая сорвать план Красса и Цезаря, Цицерон прекрасно использовал речь «Об александрийском царе» для собственного политического продвижения: во-первых, он не позволил двум соперникам получить поддержку Помпея; во-вторых, он должен был приобрести расположение видных противников этого замысла в сенате, даже оптиматов; в-третьих, что важнее всего, помогая Помпею оставаться не имеющим равных по власти и престижу в Риме, он упрочил своё преимущественное право на его благосклонность, — которая в конечном счёте и обеспечила его избрание консулом на 63 г.
Однако Красс и Цезарь, по-видимому, не прекратили сотрудничество. Асконий (83 C) утверждает, что они поддерживали кандидатуру Катилины при соискании консульства в 64 г. Самнер ставит под сомнение это свидетельство Аскония, поскольку оно основано на сочинении Цицерона «О своих замыслах», которое он называет «исключительно ненадёжным документом»28. Несомненно, Цицерон допустил в нём множество передержек, но нет необходимости считать, что он фальсифицировал доказательства, утверждая, что Красс и Цезарь помогали Катилине в 64 г. Недобросовестность Цицерона, вероятно, заключается в том, что он использовал поддержку, которую они оказали Катилине в 64 г., чтобы обвинить их в соучастии в заговоре Катилины в 63 г.29.
Одним из их главных мероприятий в этом году, по-видимому, была не поддержка дикого плана заговорщиков, а ещё одна попытка принудить Помпея к сотрудничеству — на сей раз с помощью комплексного с.251 земельного законопроекта, предложенного трибуном Публием Сервилием Руллом30. Законопроект Рулла известен по нескольким речам, которые Цицерон произнёс против него в самом начале своего консульства, в январе 63 г.31. Уже указывалось на то, что предложение Рулла было не изолированным событием, а частью масштабной борьбы за власть, происходившей в Риме накануне возвращения Помпея с Востока:
Обычно считается, что Красс и Цезарь продвигали этот законопроект вопреки интересам Помпея, которые Цицерон отстаивает в своих речах33. Самнер предположил, что Юлий Цезарь один продвигал законопроект Рулла, выгодный Помпею, а Цицерон нанёс ущерб важным интересам Помпея, когда ему воспротивился34. Он сомневается в том, что Красс имел какое-то отношение к Руллу, и отмечает, что, говоря о лицах, стоящих за Руллом, Цицерон выражается осторожно, а часто — туманно35. Он утверждает, что Цицерон «представил чистый бланк, который его слушатели в сенате и народном собрании могли заполнить в соответствии со своими предубеждениями и страхами»36. С другой стороны, можно возразить, что в это неспокойное время Цицерон вполне мог счесть, что благоразумнее будет не навлекать на себя излишнюю вражду Красса и Цезаря, называя их по именам, особенно в публичных речах, которые могут быть использованы против автора37. Что ещё важнее, если верен предшествующий анализ роли Красса и Цезаря при внесении предложения о присоединении Египта в 65 г., то почти не остаётся сомнений в том, что, обращаясь к сенату и народу, Цицерон указывает главным образом на них. В первой речи (в сенате) и во второй речи (перед народом) он утверждает, что те самые люди, которые добивались командования в Египте в 65 г., теперь пытаются получить это командование с помощью с.252 законопроекта Рулла (Cic. Leg. Agr. I. 1; II. 44). Таким образом, Цицерон, по-видимому, считал, что обе его аудитории усмотрят Красса и Цезаря за законопроектом Рулла, и у нас нет причин с ним не соглашаться, особенно если можно доказать, что закон вредил интересам Помпея38.
Изучение биографии Публия Сервилия Рулла не позволяет понять, был ли его законопроект выгоден для Помпея или нет. Самнер выдвинул «одно шаткое предположение» о том, что он идентичен тому Сервилию, которого Плутарх (Pomp. 34.) называет командующим флотом Помпея на Чёрном море в 65 г.39. Рассматривая Сервилия, упомянутого Плутархом, Мюнцер нашёл лишь двух человек, с которыми его можно идентифицировать: Сервилия Исаврика и Сервилия Цепиона, названного у Флора (I. 41. 10) легатом или префектом Помпея на азиатском побережье в 67 г.40. Самнер считает оба варианта не слишком удачными. Он утверждает, что Цепион, которого упоминает Флор, исключается, если он идентичен Сервилию Цепиону, сводному младшему брату Катона, умершему в 67 г. на пути к азиатскому флоту, командование которым он должен был принять41. Самнер также полагает, что поскольку Сервилий Исаврик был претором в 54 г., он должен был родиться в 94 г., так как задержка в карьере маловероятна у человека такого происхождения. Поэтому он был бы слишком молод, чтобы занимать важный военный пост под командованием Помпея в 65 г., когда он ещё даже не входил в сенат42. Поэтому Самнер считает, что, возможно, Сервилий, упомянутый Плутархом, — это Сервилий Рулл, помпеянец, вернувшийся в Рим, чтобы занять должность трибуна и помочь Помпею, как сделал Метелл Непот годом позже.
Хотя доводы Самнера о том, что Сервилий, о котором пишет Плутарх, не может быть Сервилием Цепионом, упомянутым у Флора, представляются вполне справедливыми, его возражения против идентификации Сервилия из Плутарха с младшим Сервилием Исавриком неубедительны. По личным причинам Помпей вполне мог назначить Сервилия Исаврика на важный пост, несмотря на его молодость. Отец Исаврика, Публий Сервилий Ватия Исаврик, всегда помогал Помпею с тех пор, как поддержал его притязания на триумф в 80 г. (Plut. Pomp. 14. 5)43. Возможно, в благодарность за это Помпей сделал его сына префектом флота (praefectus classis).
Даже если Исаврик-младший родился в 94 г. (хотя недоказуемое предположение, будто его карьера не запаздывала, вовсе этого не гарантирует), с.253 его назначение на должность префекта флота в 65 г., прежде, чем он мог бы занимать квестуру, вовсе не является беспрецедентным или невозможным. Известно несколько человек, служивших префектами флота или префектами конницы (praefecti equitum) в молодом возрасте, ещё до квестуры44. Поэтому утверждение Самнера, что Сервилий Исаврик-младший не мог быть префектом флота у Помпея в 65 г., так как был слишком молод и ещё не входил в сенат, неосновательно. Скорее всего, префектом флота у Помпея в 65 г. был именно Сервилий Исаврик-младший, и очень маловероятно, что с этим префектом флота можно идентифицировать Публия Сервилия Рулла, который в 63 г. предложил аграрный закон.
Исследование деятельности других трибунов 63 г. тоже не позволяет сделать никаких выводов об отношении законопроекта к Помпею. Двое из этих трибунов, Тит Лабиен и Тит Ампий Бальб, выглядят помпеянцами: они внесли закон, позволивший ему носить триумфальное облачение на государственных играх (Vell. Pat. II. 40. 4; ср. Dio. XXXVII. 21. 3—
Поэтому необходимо внимательно изучить наиболее важные положения законопроекта Рулла, чтобы определить, действительно ли они были неблагоприятны для Помпея и можно ли было использовать их против него.
Вот наиболее важные положения законопроекта48:
1. Десять человек, децемвиры, избираются собранием семнадцати триб и действуют как комиссия по реализации закона (II. 16 и 21).
2. Как и при избрании верховного понтифика, семнадцать избирающих триб определяются жребием из всех тридцати пяти триб (II. 18 и 21).
3. Кандидаты на должность децемвиров должны лично заявить о своём соискании (II. 24).
4. Власть предоставляется децемвирам согласно куриатскому закону (lex curiata), который вносит претор, избранный первым в списке, а если не он, то претор, избранный последним в списке (II. 26—
5. Трибуны не имеют права наложить запрет на куриатский закон (II. 30).
6. Куриатский закон предоставляет децемвирам преторскую власть на пять лет (II. 32).
7. В Италии для распределения прямо предназначаются Кампанская земля и Стеллатское поле (ager Campanus и campus Stellatis, I. 20).
8. Деньги для покупки земли обеспечиваются за счёт продажи государственной собственности, предназначенной для этого в неисполненном постановлении сената, принятом в 81 г. (M. Tullio Cn. Cornelio consulibus) или позднее (II. 35).
9. Землёй за пределами Италии, поступившей в собственность римского народа после 88 г., (L. Sulla Q. Pompeio consulibus), комиссия распоряжается по своему усмотрению (II. 38).
10. Все государственные земли за пределами Италии, кроме Реценторийской земли (ager recentoricus) на Сицилии, уполномоченные могут облагать налогом (I. 10; II. 56 и 57).
11. Золото и серебро из военной добычи и трофеев, а также от золотых венков, не направленное в государственную казну и не потраченное на памятники, передаётся уполномоченным. Под действие данного положения не подпадает только Помпей (I. 12—
12. После 63 г. (post nos consules) децемвиры распоряжаются всеми деньгами, полученными от новых непрямых налогов (vectigalia, I. 13; II. 62).
Первое и второе положение — о том, что уполномоченные избираются собранием из семнадцати триб, определённых жребием — могли быть пагубны для Помпея. Для Помпея имело большое значение, чтобы эти уполномоченные были дружественны и подотчётны ему. У него имелось множество ветеранов, которым с.255 он должен был предоставить землю, чтобы обеспечить себе их неизменную лояльность. Если бы аграрных уполномоченных контролировали другие люди, то последние могли бы одержать верх над Помпеем: они могли предложить ему использовать аграрную комиссию для удовлетворения его нужд, если он захочет с ними сотрудничать, или пригрозить, что оставят его ветеранов без земли, если он откажется от сотрудничества. Цицерон предвидел эту опасность. Он прямо утверждает, что из-за этих положений выборами легко будет манипулировать, чтобы обеспечить избрание тех уполномоченных, каких пожелает Рулл и его покровители (II. 21—
Афселиус согласился с этим утверждением Цицерона. Он пишет, что Рулл и его покровители могли бы контролировать избрание децемвиров, подтасовав жребий при выборе семнадцати голосующих триб таким образом, чтобы большинство получили трибы, наиболее жаждущие земли: например, четыре городские трибы и трибы тех областей, которые сплотились вокруг Катилины49. Эти трибы были бы наиболее расположены к авторам земельного законопроекта и проголосовали бы за кандидатов, заручившихся поддержкой этих авторов и не обязательно лояльных Помпею. Но вне зависимости от того, сумели ли бы Красс и Цезарь подтасовать жребий, участие в выборах семнадцати триб, а не тридцати пяти, давало Крассу возможность очень эффективно использовать свои немалые средства для подкупа необходимого большинства всего лишь десяти триб в пользу кандидатов, дружественных ему и Цезарю50. В любом случае, Помпею никак не удалось бы напрямую контролировать комиссию, что было для него жизненно важно.
Третье положение усугубляло для Помпея невозможность контролировать комиссию, ибо требование, чтобы все кандидаты в децемвиры присутствовали в Риме, полностью лишало его возможности участвовать в выборах. Самнер утверждает, что на самом деле это положение было выгодно Помпею, так как не допускало к выборам несколько полководцев-оптиматов, которые были враждебны Помпею и ожидали вне Рима разрешения на триумф. По его мнению, они не пожелали бы отказаться от триумфа, чтобы лично заявить об участии в выборах51. Однако противодействие популяров уже долгое время мешало этим полководцам-оптиматам получить триумфа — Лукуллу и Марцию Рексу с 66 г.52. Трудно себе представить, что противодействие популяров настолько ослабло бы, чтобы этих полководцев избрали в аграрную комиссию, даже если бы они пожелали участвовать в выборах. Поэтому единственный, на кого неблагоприятно влияло третье положение, — это Помпей, находившийся в Азии.
с.256 Афселиус утверждает также, что четвёртое положение, которое устанавливало, что руководить принятием куриатского закона должен первый или последний претор, было разработано для того, чтобы выбрать человека, лояльного Цезарю, а не Помпею53. По его мнению, в 63 г. лишь два претора имели несомненные контакты с Цезарем, либо предположительно поддерживали законопроект Рулла: это Публий Корнелий Лентул Сура и Гай Косконий. Из числа остальных шести пять определённо не имеют связей с Крассом и Цезарем, а шестой неизвестен54. Однако Лентул был женат на Юлии, родственнице Цезаря55. Кроме того, он, вероятно, был не расположен к Помпею, ибо в 70 г. цензоры-помпеянцы исключили его из сената (Plut. Cic. 17. 1; Dio XXXVII. 30. 4). Косконий тоже, вероятно, входил в число друзей Цезаря. В 62 г. он сделал своим легатом Ватиния, ближайшего сподвижника Цезаря (Cic. Vat. 12; ср. Fam. I. 9. 19), а в 59 г. стал одним из двадцати уполномоченных для проведения в жизнь аграрного закона Цезаря (Cic. Att. II. 19. 4).
Афселиус полагает, что Лентул, как нобиль, был избран первым на 63 г., тогда как Косконий, не столь важная персона, оказался последним56. Таким образом, если бы принятием куриатского закона руководили люди, лояльные не Помпею, то это позволило бы преодолеть всякое сопротивление законопроекту Рулла со стороны как оптиматов, так и Помпея. Точно так же и пятое положение о запрете трибунского вето в отношении куриатского закона не позволяло ни Помпею, ни его противникам-оптиматам заблокировать утверждение состава аграрной комиссии.
Следовательно, хотя сторонники законопроекта Рулла могли утверждать, что положения с первого по пятое благоприятны для Помпея, так как блокируют сопротивление противников Помпея, однако в действительности они фактически препятствовали Помпею влиять на выбор членов аграрной комиссии и отдавали контроль над комиссией в руки людей, лояльных в первую очередь не ему. Вряд ли в подобных обстоятельствах Помпею было уютно.
Положения с шестого по двенадцатое были ещё опаснее для Помпея. Хотя они и не позволяли децемвирам дойти до столь нелепой крайности, как продать с торгов лагерь Помпея прямо у него из-под ног (как, с.257 по мнению Цицерона, они могли бы сделать: I. 6; II. 99), Харди справедливо отметил, что они всё же представляли для Помпея значительную угрозу57.
В частности, девятое положение предназначалось для обретения контроля над Египтом, что, как было показано выше, послужило бы мощным оружием на переговорах с Помпеем58. Даже одиннадцатое положение, внешне благоприятное для Помпея, как не преминул отметить Цицерон (II. 60—
Законопроект Рулла был так же невыгоден для Помпея, как и для его противников-оптиматов. Конечно, он мог быть выгоден Помпею, если бы дело попало в руки тех людей, которым тот мог доверять. Но сама его неопределённость указывает на то, что всё обстояло иначе и покровители Рулла работали на себя, а не на Помпея. Трудно отрицать, что этими покровителями были Красс и Цезарь, как, видимо, и намекает Цицерон. Как и в случае с египетским планом 65 г., они, вероятно, рассчитывали обрести средство, которое не позволит Помпею примириться с сенатом, где господствовали оптиматы, и в 60 г., благодаря глупости самого сената, им это наконец удалось. Конечно, они не желали уничтожить Помпея, так как слишком нуждались в нём, его достоинстве (dignitas) и многочисленных приверженцах. Законопроект Рулла был обоюдоострым: он мог быть использован против Помпея, если бы тот отказался сотрудничать с его авторами, но мог и оказаться ему очень полезным, если бы он согласился на сотрудничество, так как сразу же по прибытии домой к его услугам были бы все распоряжения о жизненно необходимом распределении земли и раздачах его верным ветеранам. Вероятно, Красс и Цезарь рассчитали, что Помпей предпочтёт объединиться с ними вместо того, чтобы встретить сопротивление как с их стороны, так и со стороны сената.
И вновь политические интересы Помпея и Цицерона совпали. Конечно, Помпей, завоеватель Востока, предпочёл бы не с.258 полагаться на чью-то добрую волю при удовлетворении пожеланий своего собственного войска. Противодействуя законопроекту Рулла, Цицерон помог Помпею сохранить свободу от всяких затруднений, которые умалили бы его первенство и независимость. Поэтому Цицерон мог уверенно утверждать, что Помпей возражает против предложения Рулла (II. 61—
Цицерон желал предотвратить союз Помпея с Крассом и Цезарем и сохранить поддержку Помпея (которой пользовался уже давно), чтобы осуществить свою надежду на установление согласия сословий (concordia ordinum). Помпей пользовался большой поддержкой всадников60, и Цицерон чувствовал, что если ему удастся привлечь влиятельных сторонников Помпея на сторону сената, то он сможет удерживать традиционно антагонистичные сословия сенаторов и всадников во взаимном согласии — concordia ordinum (Cluent. 152; Att. I. 18. 3)61. В результате сенат перестал бы выглядеть строго олигархическим, каким он стал в условиях господства оптиматов, подобных Метеллам, а у демагогов осталось бы меньше оснований для нападок на традиционно властный контроль сената над римскими делами.
Коннектикутский университет.
ПРИМЕЧАНИЯ
Наиболее новую работу с критикой представления о том, что в середине
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ: