SCRIPTORES HISTORIAE AUGUSTAE

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. 11 марта 221 г.

2. gabalus — слово еврейского происхождения, имеющее значение "крест" или "виселица", а также (как бранное слово) человека, заслуживающего позорную казнь. Ср. Опил. XI.6, где оно переведено как "подлец".

3. Александр Север был провозглашен цезарем через три года после убийства Макрина, вероятно (ср. CIL.VI. 3079) до 1 июня 221 г.

4. Ср. Алекс. VIII.1.

5. См. прим. к Марк. VI.6.

6. Ср. размышления Макиавелли о роли солдат в римской истории 161-238 гг. в XIX главе "Государя".

7. Правильное имя — Гай Юлий Виндекс.

8. Обучение у учителей грамоте обычно начиналось в 7 лет и продолжалось до 11 или 12 лет, затем ученик продолжал (до 17 лет) образование у грамматика и заканчивал полное образование у ритора.

9. По авторитетному мнению Штрауба все приведенные здесь имена учителей Александра Севера являются вымышленными.

10. Владыка (dominus) было обычным обращением не только раба к господину или сына к отцу (ср. Плавт. Привидение. 686; Теренций. Братья. 88 слл.; Сенека. Письма. 47.14; о специфике юридического значения этого слова см. Дигесты. 29.5.1.1, а также 2.11.14 и 3.3.1рг), но и клиента к патрону, ученика к учителю и вообще младшего к старшему (так Сенека Младший называет своего старшего брата Галлиона — см. Сенека. Письма. 104.1), подчиненного к вышестоящему, а также формой вежливого обращения к незнакомому лицу (см. Сенека. Письма. 3.1). Это слово становилось оскорбительным для гражданского сознания римлян лишь в том случае, когда они чувствовали, что оно выступает в своем буквальном значении, и тогда оно характеризовало власть даже более одиозную, чем власть царя (гех), и приближалось к современному значению слова "тиран" (ср.: "…он (имеется в виду Тарквиний Гордый. — Н.0.) превратился из царя во владыку (dominus) … ибо владыка есть тот, кого греки называют тираном; а царем называют того, кто подобно отцу заботится о народе". Цицерон. О государстве. 2.47; см. также 2.48 слл.). Август, который имел большой политический престиж, запретил именовать себя "владыкой" скорее всего из-за своеобразной щепетильности, чем боясь оскорбить гражданские чувства римлян (впоследствии эти чувства были оскорблены Калигулой и Домицианом именно потому, что эти императоры принуждали так себя именовать). См. Светоний. Август. 53.1 сл. (о том, что этот запрет был чистой формальностью, явствует, например, из того, что уже Овидий не опасается называть Августа владыкой, см. Понтийские послания. 2.8.26). Тиберий повторил подобный запрет (см. Светоний. Тиберий. 27 и прим. М. Л. Гаспарова). В письмах к Траяну, который "хорошо" знал, "как различны по своей природе деспотия (dominatio) и принципат" (Плиний. Панегирик. 45.3), Плиний Младший обращается к императору, употребляя слово "владыка", и это звучит почти как обращение равного к равному (см. выше). Как видим, все зависело от того, какой смысл вкладывался в это слово: Антонин Пий — образец человеческих добродетелей — однажды назвал себя, может быть и сам не обратив на это внимания, владыкой (см. Дигесты. 14.2.9; что, впрочем, не осталось незамеченным средневековыми юристами, которые сделали далеко идущие выводы). Сам Александр Север назван владыкой в календаре римского гарнизона в г. Дура-Европос (Feriale Duranum, col. II, 16). Аврелий Виктор (О Цезарях. 39.4), свидетельствуя о том, что Диоклетиан был первым императором после Калигулы и Домициана, открыто (palam) поощрявшим называть себя владыкой, порицает императора именно за надменность, а не за сам титул, так как этот лояльный историк жил уже в ту эпоху (вторая половина IV в.), когда слово "владыка" входило в официальную титулатуру императоров. В надписях на монументах это слово впервые встречается при Септимии Севере, но постоянно входить в официальные титулатуры императоров оно стало лишь после Диоклетиана, при Лицинии (307-324 гг.) и Константине (306-337 гг.).

11. См. предыдущее прим.

12. Ср. Гелиог. XXIII.3 сл.

13. Повседневной одеждой императоров была белая тога. Дорожный плащ (paenula) — обычная одежда солдат и простых граждан; ношение пенулы запрещалось патрицианским магистратам. Ср. Адр. XXII.2 сл.; Марк. XXVII.3; Алекс. XL.7 слл.; Галл. XVI.4.

14. ...персонал, присутствующий на аудиенциях (admissionales) — церемонийместеры, особый штат (ab admissione, см. Кодекс Феодосия. 6.35.3), первые сведения о котором появляются лишь со второй половиной IV в., поэтому Альфёльди признает описываемую здесь церемонию императорского приема анахронизмом. Возможно, автор "Жизнеописаний Августов" ввел это описание как "Wunschbild" своей эпохи, когда доступ к императору был предельно затруднен дворцовыми службами.

15. Пренестинская богиня — Fortuna Primigenia, главная богиня Пренесты, известная своим оракулом. См. Цицерон. О дивинации. 2.85 слл.

16. См. прим. к Адр. II.8.

17. Вергилий. Энеида. 6.882 сл. О Марцелле см. прим. к Элий. IV.1.

18. В действительности Александр Север получил имя Александр не при рождении, а при провозглашении цезарем. Ср. Дион. 79.17.3; Геродиан. 5.7.3.

19. До сих пор об этом храме ничего неизвестно.

20. Штрауб полагает, что эта история сочинена по образцу: Светоний. Август. 94.4.

21. Ср. Алекс. XIII.1. Так называемый "Хронограф 354 г." (называемый также по имени каллиграфа "Календарь Филокала") приводит 1 октября как дату рождения Александра Севера (ср. CIL. I3, 274). Александр Македонский умер 13 июня 323 г. до н.э.

22. Это неверно. Родственные отношения Гелиогабала и Александра Севера к Каракаллу были одинаковыми: их матери, сестры Юлия Соэмия и Юлия Мамея, были кузинами Каракалла.

23. А именно Юлия Домна, ср. Септ. Сев. III.9.

24. Adclamationes (Холь переводит их как Sprechchore): в римской общественной жизни им придавалось большое значение. В императорскую эпоху наряду с формальными актами они могли играть роль постановлений сената и полностью заменяли первые.

25. Acta urbis — официальный орган римских властей, учрежденный Цезарем в 59 г. до н.э. (Светоний. Юлий. 20). Здесь сообщались новости самого различного характера; материалом служила доска, покрытая гипсом.

26. 6 марта 222 г. По данным Диона (79.3.3) скорее следует принять дату 11 марта, но окончательное решение невозможно.

27. Обычное место заседаний сената в императорскую эпоху — заложенная Цезарем и достроенная Августом Юлиева курия на Римском форуме. Если автор Ист. Авг. пишет о заседаниях в курии, в первую очередь следует понимать именно ее. О заседаниях сената в храме Согласия в императорскую эпоху сообщается только в Ист. Авг. (ср. Перт. 49; Макс. Бальб. 1.1; Проб. 11.5).

28. Приведенный протокол вымышлен.

29. Ср. Гелиог. XVII.1-6.

30. Воспоминания о счастливых временах первых Антонинов продолжали жить вплоть до поздней античности. Септимий Север фиктивным усыновлением принял имя Антонина; его сохранили его ближайшие преемники. Это имя, как и имя Августа, служило выражением императорского достоинства.

31. Бассиан — первоначальное имя Каракалла. Ср. прим. к Карак. I.1.

32. Антонин Пий прожил 74 года, Марк Аврелий — около 59 лет.

33. Ср. Алекс. VIII.3; X.7.

34. Ср. Перт. V.5; Макс. Бальб. VIII.1

35. Имеется в виду Квинт Цецилий Метелл, консул 80 г. до н.э., прозванный Благочестивым благодаря своим неустанным усилиям по возвращению из политической ссылки своего отца Квинта Цецилия Метелла Нумидийского, консула 109 г. до н.э. Ср. Плиний. Панегирик. 88.6.

36. Ср. Вер. I.3; Алекс. X.5. Об имени Антонина у Вера ср. прим. к Вер. I.3.

37. Диадумен(иан) принял имя Антонина в возрасте 9 лет.

38. Ср. Опил. V.1; VI.6; Диад. I.3-II.4 и Дион. 78.19.2.

39. …грязнейший не только из двуногих, но и из четвероногих — ср. Цицерон. За свой дом. 48; Плиний. Письма. 1.5.14; Апулей. Метаморфозы. 4.10.

40. Ср. Алекс. IX.1; Вер. I.3.

41. Александр Македонский, как известно, при жизни не принимал "имени Великого".

42. Помпей был впервые приветствован "именем Великого" в 81 г. до н.э., до своего первого триумфа, который был отпразднован 12 марта 79 г. до н.э. в честь победы над нумидийским царем Ярбасом.

43. …за необыкновенную силу духа и удивительную и исключительную твердость — присвоили ему имя Севера — автор "Жизнеописаний Августов" из-за своего пристрастия к игре слов (ср. Авид. I.7; V.6; Комм. XVII.11; Перт. I.1; Септ. XIV.14; ср. также Аврелий Виктор. О цезарях. 24.4) допускает неточность: имя Севера Александр принял непосредственно после своего прихода к власти, чтобы подчеркнуть свое родство с Септимием Севером (а не с Гелиогабалом, который в свое время усыновил Александра).

44. Это не так. См., например, Светоний. Юлий. 70; Август. 24.2.

45. Алекс. LIII.2-LIV.7. Ср. Евтропий. 8.23

46. Алекс. LI.6-LII.1.

47. Cp. Алекс. V.2 (прим.).

48. Ср. Алекс. V.1 (прим.).

49. Первоначальное имя Александра Севера было Алексиан (ср. Геродиан. 5.3.3.); при усыновлении Гелиогабалом имя "Алексиан" было заменено на "Александр".

50. пурпурного цвета — ср. Альб. V.3; V.9; Гета. III.2; III.5; Диад. IV.1; IV.5; Макс. XXX.1; XXX.3 сл.; Авр.IV.5; IV.7; V.1; V.3; Тац. XVII.3.

51. Ср. Алекс. I.2.

52. Родина персикового дерева Китай, римлянам оно стало известно через посредство Персии, отсюда название arbor Persica.

53. Алтарь Победы, на котором была установлена вывезенная из Тарента статуя, изображающая стоящую на шаре богиню Победы, был освящен Августом 28 августа 29 г. до н.э.

54. …в сенате — в Юлиевой Курии.

55. Ср. Адр. II.8 (прим.).

56. Вергилий. Энеида. 6.847-854.

57. Он упоминается только в Ист. Авг.; ср. также Алекс. XLVIII.7; LXIV.5; Аврелиан. XII.4. Скорее всего вымышленное лицо, возможно также, что в этих случаях речь идет о разных лицах.

58. Александр Север начал править в возрасте 13 лет. О влиянии, которое оказывала его мать Юлия Мамея на его действия в начале правления, подробно сообщает Геродиан (6.1.1-10).

59. "Трибы" употреблено метонимически. Конкретно подразумеваются граждане, не принадлежащие к сенаторскому и всадническому сословиям.

60. Бросающаяся в глаза реминисценция из Цицерона (Против Катилины. 1.2).

61. Ср. Алекс. IV.1.

62. В отличие от республиканской эпохи, когда граждане разговаривали с должностными лицами стоя. Сидеть в присутствии должностного лица было привилегией сенаторов. Эту привилегию уважали Август, Тиберий и Траян, которые в определенных случаях стояли перед членами сената, в то время как те сидели. При Диоклетиане эти отношения были заменены на противоположные, поэтому для императорского совета употребляется термин consistorium вместо consilium.

63. Это замечание можно понять только в том смысле, что Александр Север усматривал оскорбление величества, достойное смерти, в том обстоятельстве, что кто-либо присутствовал на его приемах, чувствуя за собой неискупимую вину. Трудно найти параллели для такого преувеличенного внимания к этому преступлению. Напротив, из юридических источников известно, что именно при Александре Севере оскорбление величества толковалось в наиболее узких рамках.

64. Такое приветствие (проскинеза) было окончательно оформлено как придворный церемониал Диоклетианом, однако после отдельных неудачных попыток его ввести при Калигуле, Нероне и Домициане оно имело место уже в правление Коммода и первых Северов.

65. Назначение префекта претория, как и городского префекта, было полномочным правом цезаря. Об утверждении такого назначения сенатом речь идет только в Ист. Авг., в биографии Александра Севера.

66.В республиканскую эпоху вступление во всадническое сословие было строго обусловлено свободным рождением. Впоследствии на это все меньше и меньше обращали внимание.

67. Cм. Адр. VII-X (прим.).

68. Ср. также Пий. II.8. Светоний свидетельствует, что меры, приписываемые в этом месте Александру Северу, принимал Август (Авг. 41.1).

69. Александр Север впервые стал присваивать сенаторское достоинство префектам претория при их отставке (ср. Адр. VIII.7; Пий. X.6; Комм. IV.7).

70. Это обозначение сенаторского сословия, употребляемое еще в республиканскую эпоху, становится обычным в I в. н.э.; при Септимии Севере оно общеупотребительно.

71. Пурпурная полоса на тунике — знак сенаторского и всаднического достоинства; она различалась по ширине в зависимости от ранга. Всадники носили узкую полосу (angustus clavus), сенаторы — широкую (latus clavus).

72. Ср. Адр. VII.4; Септ. Сев. VII.5.

73. Ср. Гелиог. XXVII.7.

74. Ср. Алекс. XXXII.5.

75. Ср. Септ. Сев. XVIII.3; Гелиог. XII.1.

76. Испорченное место.

77. Вероятно, здания, описываемые ниже, XXV.3

78. Жреческой коллегии квиндецемвиров были поручены сохранение и толкование Сивиллиных книг и священнодействия, ими предписанные. Потом на нее был возложен надзор за официально вводимыми в Риме чужеземными культами.

79. Коллегия авгуров, первоначально включавшая трех членов, затем (в республиканскую эпоху) последовательно 6, 9 и 15 и, наконец, увеличенная Цезарем до 16 членов, имела задачей добиться согласия и поручительства Юпитера в вопросах, касающихся общественного блага. Сверх этих функций авгуры не занимались исследованием будущего и не приносили жертв.

80. Как великому понтифику цезарю принадлежало последнее слово в решении религиозных вопросов.

81. Конс считает это сообщение неправдоподобным.

82. В обоих случаях речь идет об императорских провинциях, которым в конце предложения противопоставлены проконсульские, т.е. сенаторские.

83. Ср. Адр. XVIII.10; Авр.XXIII.8.

84. Ремонт общественных зданий вменялся в обязанность цезарю.

85. Подразумевается Большой цирк.

86. Амфитеатр Флавиев, т.е. Колизей.

87. Стадион Домициана, построенный на Марсовом поле.

88. Ср. также Гелиог. XXXII.6. Это мероприятие Филиппа подтверждает также Аврелий Виктор (О цезарях. 28.6).

89. Обычно общественные бани открывались в восьмом или девятом часу, т.е. вскоре после полудня, и закрывались перед наступлением ночи. Решение Александра Севера сделать возможными ночные посещения бань не подтверждается иными источниками.

90. Это неверно. Ср. Алекс. XII.4.

91. Речь явно идет о Нероновых термах на Марсовом поле, восстановленных и расширенных Александром Севером; после этого они получили его имя.

92. Этот акведук снабжался водой из источников с северной части Альбанской горы и шел в северо-западном направлении к Пренестинским воротам.

93. А именно в своих термах, расположенных к северо-востоку от Колизея.

94. Ср. Гелиог. XVII.9. Справедливость этого замечания сомнительна.

95. Ср. Гелиог. XXIV.6. Речь идет о мраморной облицовке, в которой комбинируются плитки из красного порфира и зеленого лаконского камня.

96. Имеется ли в виду, что Александр Север был изображен в одежде Александра Великого, как предполагает Холь, или, как думает Менадье, на монетах чеканилось изображение самого Александра Великого, не вытекает из текста однозначно. Замечание не подкреплено строгими нумизматическими свидетельствами. Но в любом случае речь идет о подражании Александру Великому.

97. Это сообщение представляет собой вымысел. Оно основано на законе Аркадия от 450 г. н.э. (2.33.4), в котором установлено, что сенаторы должны ссужать деньги из расчета не более 6%.

98. Об этом сообщается только в Ист. Авг.

99. Сообщение, что Павел занимал должность префекта претория, нигде более не подтверждено и должно рассматриваться как неисторическое. Ульпиан был назначен префектом претория примерно в конце 222 г.

100. Об этой постройке сообщается только в Ист. Авг. Речь идет об авторском вымысле по аналогии с Цицероном (К Аттику. 4.16.8).

101. Имеются в виду Юлиевы ограждения на Марсовом поле, которые обычно назывались просто Ограждениями и только здесь — ограждениями Агриппы. Постройка была начата Юлием Цезарем и в 26 г. до н.э. завершена Агриппой.

102. Большой храм за померием на Марсовом поле.

103. Скорее всего, авторский вымысел.

104. Античное обозначение басков.

105. Холь считает это намеком на "Цезарей" Авсония.

106. А именно в первый раз в 222 г. как коллега цезаря Гелиогабала, в 226 г. вместе с Гаем Авфидием Марцеллом и в 229 г. с историком Дионом Кассием.

107. Казнь через распятие в императорскую эпоху применялась к рабам и свободным людям низших сословий. Сенаторы и всадники, а также декурионы не подвергались смертной казни на кресте. Случай, сообщаемый здесь, необычен. В худшем случае такое преступление влекло за собой высылку. С другой стороны, цезарь стоял над законом и мог сам определять меру наказания.

108. Форум Нервы был построен Домицианом, но освящен при Нерве в начале 97 г. Он был расположен между форумом Августа на северо-западе и форумом Веспасиана (храм Мира) на юго-востоке. Он составлял главную дорогу от Субуры к Римскому форуму и другим форумам цезарей.

109. Ср. Светоний. Авг. 31.5. Сообщение, что Алексадр Север украсил Проходной форум статуями, не подтверждено какими-либо иными источниками.

110. Присутствие Христа и Авраама наряду с языческими божествами надо считать вымыслом, несмотря на ссылку на современника. Упоминание Христа вызвано в первую очередь тем, что автор-язычник оспаривает абсолютные претензии христианства и косвенно призывает христиан проявлять терпимость по отношению к язычеству.

111. Водопровод Клавдия, заложенный Калигулой в 38 г., окончательно достроен Клавдием в 52 г.

112. mulsum — напиток из меда и виноградного сока или хорошего вина.

113. Блюдо, состоящее из четырех частей: фазаньего мяса, свиного вымени, ветчины и теста. В этом значении тетрафармакон встречается только в Ист. Авг. (см. также Адр. XXI.4). В других местах это слово обозначает целебную повязку для ран из четырех компонентов.

114. Ср. Элий. IV.7.

115. Ср. Адр. VII.10.

116. Ср. Алекс. LXVII.2.

117. Ср. Гелиог. XX.3.

118. Ср. Песц. XI.5.

119. Ср. Перт. XI.3.

120. Речь идет о спортивных состязаниях по греческому образцу — конных, гимнастических и мусических состязаниях (в отличие от римских игр).

121. Ср. Авид. IV.3.

122. Оба сорта хлеба приготовлялись из пшеничной муки, которая различалась качеством помола.

123. 25 марта — главный из цикла праздников, посвященных Великой Матери богов (15-27 марта). В этот день отмечали возвращение к новой жизни Аттиса, любимца Кибелы (см. Катулл. 63).

124. Ежегодный, с 208 г., праздник (6-13 июля). Аполлоновы игры были в ведении городского претора и состояли из театральных представлений (кроме последнего дня, когда проводились игры в цирке).

125. Имеется в виду 13 сентября, дата основания храма Юпитера Всеблагого Величайшего на Капитолийском холме, а также высшая точка римских игр.

126. 17 декабря. Вплоть до поздней античности самый любимый народный праздник. При Августе он был продлен до трех дней, впоследствии до недели.

127. Ср. Перт. XII.6. Фазан встречался первоначально, как говорит его название (Phasianus, от реки Фасис), на берегах Каспийского моря. Римляне узнали о нем от греков, затем стали разводить его сами. Фазанье мясо считалось деликатесом.

128. Игра слов: secundam — второе и fecundam — плодородное, обильное.

129. Наряду с чистыми, естественными винами римляне делали большое число искусственных (vina fictiva), среди которых приправленные вина (vina condita) образовывали особую группу. Они изготовлялись либо с помощью травяных, цветочных и т.п. добавок к вину, либо смешиванием вина или виноградного сока с эссенциями, обладающими приятным запахом, или приправами. Вино, о котором идет речь, приготовлялось из лепестков розы и виноградного сока; добавлялись также фиалки, полынь, миртовые ягоды, перец (см. Гелиог. XIX.4 с прим. 78).

130. Марциал. 5.19. Оба стихотворения, и это и следующее, основаны на игре слов: lepos — красота, lepus — заяц.

131. Здесь обыгрывается неумеренное пристрастие Траяна к вину; см. Адр. III.3 сл.; Дион. 68.7.4; Аврелий Виктор. О цезарях. 13.4.

132. Это не соответствует действительности. Золотые монеты такого типа сохранились от всех императоров, правивших хоть сколько-нибудь продолжительное время, начиная с Цезаря и кончая Каракаллой. Исключения — Гальба, Отон, Вителлий, Пертинакс.

133. Монет в одну треть и одну четверть золотого не сохранилось ни от Александра Севера, ни от императоров, правивших после него.

134. Ср. Гелиог. XXXII.1.

135. Здесь имеется в виду императорская сокровищница, где наряду с прочими драгоценностями хранилась наиболее ценная одежда.

136. Имеется в виду пурпурная императорская мантия, которую как знак высшей власти мог носить только цезарь.

137. В республиканскую эпоху государственный статус Рима и Италии значительно отличался от статуса провинций: категорически не допускалось все, что имеет какое-либо отношение к армии (за определенными исключениями). Поэтому императоры, стоящие на позициях права — Марк Аврелий, Адриан, Александр Север, отказывались в пределах Италии от пурпурной мантии и носили обычное гражданское платье, т.е. тогу.

138. Речь идет о вышитой золотом тоге, входившей в парадное облачение триумфатора; она хранилась в храме Юпитера Капитолийского.

139. О брюках римляне узнали от жителей северных провинций, в первую очередь от галлов. В эпоху Поздней империи эта одежда получила распространение также в Италии. Однако Гонорий и Аркадий запрещали их ношение в своей резиденции (Кодекс Феодосия. 14.10.2).

140. Ср. Гелиог. XII.1-2.

141. Речь идет о почтальонах.

142. Соревнования по бегу, связанные со священными культами, происходили на празднике Робигалий 25 апреля, на Капитолийских играх, на празднике в честь основания города и на арвальских празднествах.

143. Ср. Цицерон. Против Верреса. 5.9.

144. Это не соответствует действительности. Использование повозок в Риме (в черте города) всегда было строго ограничено. В республиканскую эпоху только женщины обладали таким правом; затем его отобрал Цезарь. Мужчинам это было запрещено. Магистраты и жрецы могли пользоваться повозками для определенных официальных мероприятий, таких, как триумфальные процессии, торжество в цирке и некоторые религиозные церемонии. В эпоху Ранней империи это распространялось на императора и императрицу. Впоследствии, однако, использование повозок стало повседневным. Но высшим служащим и сенаторам это было разрешено только во второй половине IV в. Это сообщение отражает позднейшие обстоятельства.

145. Ср. Адр. XIII.6.

146. Вне сомнения авторский вымысел, вызванный, вероятно, сообщением Светония о родословном древе Гальбы (Гальба. 2).

147. Персий. 2.69.

148. Речь идет о прокураторах провинций. Обозначение по отношению к ним встречается в юридическом языке III в. н.э., но официальным титулом становится только при Диоклетиане.

149. В отличие от республики в императорскую эпоху народ не играл никакой роли в выборе должностных лиц. Если автор приписывает цезарю-язычнику соблюдение "демократических процедур" при назначении, характерных для выбора христианских епископов, то лишь для того, чтобы косвенным образом рекомендовать эти процедуры своим современникам, цезарям-христианам.

150. Ср. Песц. VII.6.

151. Ср. Адр. XVIII.6.

152. Ср. Адр. VII.7; XVIII.3; Авид. VII.6.

153. Ср. Цицерон. Тускуланские беседы. 2.37; Аммиан. 17.9.2. Речь идет лишь о дополнительной порции сухарей — около 2 кг, которых при необходимости солдату хватало на два дня, а не о всей семнадцатидневной порции.

154. Упомянут только здесь. Без сомнения вымышленное лицо.

155. Из упомянутых имен только одно, а именно Мария Максима, встречается где-либо, кроме Ист. Авг.; см. Перт. XV.8.

156. Публий Геренний Дексипп, около 210-275 гг. н.э., греческий политик и историк.

157. Имеется в виду поход 232 г. против царя Ардашира I, основателя новоперсидской державы. Ср. Геродиан. 6.5.1-6.6.

158. Ср. Евтропий. 8.25; Аврелий Виктор. О цезарях. 24.2.

159. Август приказал украсить статую Венеры в Пантеоне жемчугом, добытым в египетском походе. См. Плиний. Естественная история. 9.119 сл.; Макробий. Сатурн. 3.17.14 сл. Вероятно, эта историческая реминисценция и лежит в основе анекдота.

160. Александр Север не мог долго пользоваться советами Ульпиана, так как тот был убит в самом начале его царствования, еще до конца 223 г. (см. Дион. 80.2.2).

161. Ср. Геродиан. 6.1.7; 6.9.8.

162. Ср. Алекс. XV.5 и Песц. III.8.

163. Речь Александра Севера, как и вся сцена — вымысел.

164. Ср. Авид. V.5.

165. Имеется в виду Гелиогабал. Конкретный смысл намека неясен.

166. Campidoctores. Имеется в виду самое высокое унтер-офицерское звание в римской армии Поздней империи. Соответствующий ему круг обязанностей соответствовал званию центуриона, исчезнувшему в результате реформ Диоклетиана и Константина. Первые эпиграфические свидетельства относятся к эпохе Северов; речь в них идет лишь о преторианцах.

167. Об использовании серпоносных колесниц против римлян в императорскую эпоху речь не идет больше нигде. Вне сомнения, эта ошибка была вызвана аналогией с походом Александра Македонского, против которого они были использованы.

168. Ср. Руф Фест. 22.

169. 25 сентября 233 г.

170. Приведенный протокол вымышлен.

171. Этой репликой автор косвенно разоблачает свой вымысел.

172. Catafractarii. Первоначально этот вид тяжелой конницы был в армии персов; его сохранили и Селевкиды. В римском войске его ввел Адриан. Аммиан Марцеллин упоминает о его присутствии как у персов, так и у римлян, подробно описывая (16.10.8 и 25.1.2) их металлический доспех, покрывающий все тело. Одно из первых столкновений с катафрактариями — и весьма неудачное для римлян — произошло во время парфянского похода Марка Красса в 54 г. до н.э. См. Плутарх. Красс. 18 слл.

173. Имеется в виду Гелиогабал.

174. Намек на поражение Красса при Каррах в 53 г. до н.э.; в этой битве парфяне захватили значки семи римских легионов. Август дипломатическими средствами добился возвращения значков и пленных.

175. Кнейссль считает, что эти титулы по отношению к Александру Северу суть не что иное, как чистый вымысел.

176. Ср. Геродиан. 6.6.3.

177. Триумфальную колесницу везли четыре лошади (начиная с Цезаря — белой масти). Помпей намеревался заменить их слонами, но отказался от этого. Первый надежно установленный случай, когда колесницу везли слоны, — шествие Диоклетиана (Lact. mert, pers. 16.6).

178. Ср. Пий. VIII.1; Авр.XXVI.6.

179. Никто из этих полководцев не засвидетельствован более нигде. Все сообщение заслуживает, таким образом, мало доверия.

180. Сомнительное замечание. Ни один из этих титулов не засвидетельствован ни нумизматически, ни эпиграфически.

181. Мероприятия в отношении пограничных войск, приписанные Александру Северу, относятся, вероятно, к более позднему времени; соответствующие законы датированы IV и V в.

182. Ср. Геродиан. 6.8-9; Максимин. VII.5.

183. Ошибка, которая встречается и у Аврелия Виктора (О цезарях. 24.4).

184. Александр Север был убит в Германии, вероятно, в Майнце или около него. Ср. Геродиан. 6.7.6.

185. Точная дата смерти Александра Севера неизвестна.

186. Ср. Плиний. Естественная история. 15.70.

187. Этот анекдот напоминает историю об огромной женщине варварского происхождения, которую встретил Друз на Эльбе (см. Дион. 55.1.3; Светоний. Клавдий. 1.2).

188. Вне сомнения, вымышленное описание.

189. Племя, жившее в Месопотамии.

190. Писателя-астролога с таким именем упоминает Аполлинарий Сидонский (Письма. 8.11.10).

191. Очень маловероятно.

192. После убийства Александра Севера его память была проклята по приказу Максимина. Должно быть, он был обожествлен после устранения последнего. Он упоминается как божественный в недатированном эдикте Гордиана III (Кодекс Юстиниана. 9.51.6).

193. И то, и другое ничем не доказано. Скорее всего, это вымысел.

194. Это дает основания сделать предложение о создании нового братства; скорее всего, оно было посвящено культу нового божества.

195. Предуведомление "Лампридия" к жизнеописаниям Аврелиана и его преемников, принадлежащим, как явствует из рукописей, "Вописку", указывает как на единое авторство, так и на употребление псевдонимов.

196. Явный вымысел; побудительным мотивом служило упоминание имени Гомулла (консула 152 г.). Пий. XI.8 и Авр. VI.9.

197. Ср. Геродот. I.99

198. Такого рода критика в адрес правящего цезаря совершенно невероятна. Одно это обстоятельство говорит о том, что весь отрывок Алекс. LXV.1-LXVIII.4 является вымыслом.

199. Из всех перечисленных поименно членов совета принцепса Александра Севера, кроме знаменитых юристов Ульпина и Павла, можно идентифицировать только Катилия Севера, упомянутого в актах арвальских братьев 213 и 218 гг.

 

 


SCRIPTORES HISTORIAE AUGUSTAE
Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!