Естественная история

Кн. VII, гл. 48

Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2013, вып. 3 (§§ 120—179).
Перевод с латинского и комментарии А. Н. Маркина (Удмуртский гос. ун-т).
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 2, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1909.
Скан тойбнеровского изд. 1909 (доступен только для IP из США).
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
  • 48. (49) 153 О про­дол­жи­тель­но­сти чело­ве­че­ской жиз­ни нель­зя ска­зать ниче­го опре­де­лен­но­го, так как не толь­ко усло­вия мест­но­сти, но и обсто­я­тель­ства и сопут­ст­ву­ю­щая каж­до­му с рож­де­ния судь­ба дела­ют такое опре­де­ле­ние сомни­тель­ным. Геси­од285, кото­рый пер­вым поведал кое-что об этом, рас­ска­зы­ва­ет, на мой взгляд, мно­го бас­но­слов­но­го о воз­расте людей и сооб­ща­ет, что воро­на живет в девять раз доль­ше нас, олень в четы­ре раза доль­ше воро­ны, а ворон в три раза доль­ше, чем олень. И осталь­ное в отно­ше­нии феник­са и нимф явля­ет­ся еще более бас­но­слов­ным.
  • 154 Поэт Ана­кре­онт286 дает Арган­фо­нию287, царю Тар­тес­са, 150 лет, Кини­ре288, царю Кип­ра, — на 10 лет боль­ше, Эги­мию289 — 200 лет; Фео­помп290 дает Эпи­ме­ниду291 из Кнос­са 157 лет. Гел­ла­ник292 сооб­ща­ет, что неко­то­рые люди из пле­ме­ни эпи­ев в Это­лии дости­га­ли 200 лет. С ним согла­ша­ет­ся Дамаст293, упо­ми­наю­щий одно­го из них, Пик­то­рея, кото­рый отли­чал­ся телом и силой и про­жил даже 300 лет.
  • 155 Эфор294 сооб­ща­ет, что цари Арка­дии дости­га­ли 300 лет, а Алек­сандр Кор­не­лий295 пишет, что некий Дан­дон в Илли­рии про­жил 500 лет. Ксе­но­фонт296 в сво­ем пери­п­ле рас­ска­зы­ва­ет, что царь ост­ро­ва лут­ми­ев297 про­жил 600 лет, а его сын (как мало он еще выду­мал!) — 800 лет. Все эти сооб­ще­ния слу­чи­лись от незна­ния раз­лич­ных систем лето­ис­чис­ле­ния. Ведь неко­то­рые счи­та­ли лето за один год, а зиму за вто­рой; дру­гие из одно­го года дела­ли четы­ре, как жите­ли Арка­дии, у кото­рых год состо­ял из трех меся­цев; третьи, как егип­тяне, счи­та­ли год по фазам луны, поэто­му у них, как рас­ска­зы­ва­ют, неко­то­рые люди жили 1000 лет.
  • 156 Но если мы перей­дем к досто­вер­ным фак­там, то близ­ким к истине явля­ет­ся то, что Арган­фо­ний из Гаде­са цар­ст­во­вал 80 лет; пола­га­ют, что он начал пра­вить в 40 лет. Несо­мнен­ным явля­ет­ся то, что Маси­нис­са пра­вил 60 лет, а Гор­гий298 с ост­ро­ва Сици­лия про­жил 108 лет. Кв. Фабий Мак­сим 63 года был авгу­ром. М. Пер­пен­на299 и недав­но Л. Волу­зий Сатур­нин300 пере­жи­ли всех, мне­ние кото­рых они спра­ши­ва­ли во вре­мя сво­его кон­суль­ства. Пер­пен­на оста­вил после себя толь­ко семе­рых из тех, кого он, будучи цен­зо­ром, выбрал; а про­жил он 98 лет.
  • 157 В этой свя­зи сле­ду­ет упо­мя­нуть тот факт, что в общем было толь­ко одно пяти­ле­тие, в тече­ние кото­ро­го не умер ни один сена­тор, когда цен­зо­ры Флакк и Аль­бин совер­ши­ли люст­рум301, вплоть до сле­дую­щих цен­зо­ров, с 579 года от осно­ва­ния Рима302. М. Вале­рий Кор­вин303 про­жил 100 лет, и меж­ду его пер­вым и шестым кон­суль­ст­вом про­шло 46 лет. Он же зани­мал куруль­ное крес­ло304 21 раз, столь часто, как никто дру­гой. С ним срав­нял­ся по про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни пон­ти­фик Метелл305.
  • 158 И сре­ди жен­щин Ливия, супру­га Рути­лия, про­жи­ла 97 лет, Ста­ти­лия из знат­но­го дома в прав­ле­ние Клав­дия — 89, Терен­ция, жена Цице­ро­на, — 103, Кло­дия, супру­га Офи­лия, — 115, и она же еще 15 раз рожа­ла. Лук­цейя, мими­че­ская актри­са, в свои сто лет еще высту­па­ла на сцене. Актри­са интер­медий Гале­рия Копио­ла еще раз вышла на сце­ну в воз­расте 104 лет, когда в кон­суль­ство Г. Поппея и Кв. Суль­пи­ция306 про­во­ди­лись игры, дан­ные по обе­ту, за бла­го­по­лу­чие импе­ра­то­ра Авгу­ста. Пер­вый раз она была выведе­на на сце­ну 91 год назад пле­бей­ским эди­лом М. Пом­по­ни­ем в кон­суль­ство Г. Мария и Гн. Кар­бо­на307, а сно­ва была воз­вра­ще­на на сце­ну ко все­об­ще­му удив­ле­нию уже будучи ста­рой жен­щи­ной Пом­пе­ем Вели­ким во вре­мя освя­ще­ния его боль­шо­го теат­ра308.
  • 159 Как сооб­ща­ет Аско­ний Педи­ан309, Сам­му­ла так­же про­жи­ла 110 лет. Мень­ше я удив­ля­юсь тому, что Сте­фа­ни­он, кото­рый пер­вым ввел танец в тоге, тан­це­вал во вре­мя двух Сто­лет­них игр310 — игр импе­ра­то­ра Авгу­ста и тех, кото­рые устро­ил импе­ра­тор Клав­дий в свое чет­вер­тое кон­суль­ство, так как меж­ду ними про­шло не более 63 лет, хотя и после это­го он жил еще дол­го. На вер­шине горы Тмол311, кото­рая назы­ва­ет­ся Темп­са, люди живут, соглас­но Муци­а­ну312, по 150 лет. Тако­го же воз­рас­та во вре­мя цен­зу­ры импе­ра­то­ра Клав­дия был запи­сан Т. Фул­ло­ний, житель Боно­нии313, и это под­твер­жда­лось срав­не­ни­ем с теми дан­ны­ми, кото­рые он пред­ста­вил ранее, и при­зна­ка­ми жиз­ни (ведь об этом поза­бо­тил­ся сам прин­цепс).
  • 48. (49) [153] De spa­tio at­que lon­gin­qui­ta­te vi­tae ho­mi­num non lo­co­rum mo­do si­tus, ve­rum et tempora ac sua cui­que sors nas­cen­di in­cer­tum fe­ce­re. He­sio­dus, qui pri­mus ali­qua de hoc pro­di­dit, fa­bu­lo­se, ut reor, mul­ta ho­mi­num aevo praefe­rens, cor­ni­ci no­vem nostras attri­buit aeta­tes, quad­rup­lum eius cer­vis, id trip­li­ca­tum cor­vis, et re­li­qua fa­bu­lo­sius in phoe­ni­ce ac Nym­phis.
  • [154] Anac­reon poe­ta Ar­gan­tho­nio Tar­te­sio­rum re­gi CL tri­buit an­nos, Ci­ny­rae Cyp­rio­rum de­cem an­nis ampli­us, Aegi­mio CC, Theo­pom­pus Epi­me­ni­di Gno­sio CLVII; Hel­la­ni­cus quos­dam in Aeto­lia Epio­rum gen­tis du­cenos exple­re, cui adsti­pu­la­tur Da­mastes me­mo­rans Pic­to­reum ex his prae­ci­puum cor­po­re vi­ri­bus­que etiam CCC vi­xis­se, Epho­rus Ar­ca­dum re­ges tri­ce­nis an­nis,
  • [155] Ale­xan­der Cor­ne­lius Dan­do­nem quen­dam in Il­ly­ri­co D vi­xis­se, Xe­no­phon in pe­riplo Lut­mio­rum in­su­lae re­gem DC at­que, ut par­ce men­ti­tus, fi­lium eius DCCC. quae om­nia insci­tia tem­po­rum ac­ci­de­runt. an­num enim alii aes­ta­te de­ter­mi­na­bant et al­te­rum hie­me, alii quad­ri­per­ti­tis tem­po­ri­bus, si­cut Ar­ca­des, quo­rum an­ni tri­menstres fue­re, qui­dam lu­nae se­nio, ut Aegyp­tii. ita­que apud eos et sin­gu­la mi­lia an­no­rum vi­xis­se pro­dun­tur.
  • [156] sed ut ad con­fes­sa tran­sea­mus, Ar­gan­tho­nium Ga­di­ta­num LXXX an­nis reg­nas­se pro­pe cer­tum est; pu­tant quad­ra­gen­si­mo coe­pis­se. Ma­si­nis­sam LX an­nis reg­nas­se in­du­bi­ta­tum est, Gor­gian Si­cu­lum CVIII vi­xis­se. Q. Fa­bius Ma­xi­mus LXIII an­nis augur fuit. M. Per­pen­na et nu­per L. Vo­lu­sius Sa­tur­ni­nus om­nium, quos in con­su­la­tu sen­ten­tiam ro­ga­ve­rant, su­persti­tes fue­re. Per­pen­na sep­tem re­li­quit ex iis quos cen­sor le­ge­rat; vi­xit an­nos LXXXXVIII.
  • [157] qua in re et il­lud ad­no­ta­re suc­cur­rit, unum om­ni­no quin­quen­nium fuis­se quo se­na­tor nul­lus mo­re­re­tur, cum Flac­cus et Al­bi­nus cen­so­res lustrum con­di­de­re, us­que ad pro­xi­mos cen­so­res, ab an­no ur­bis DLXXVIIII. M. Va­le­rius Corvinus cen­tum an­nos inple­vit, cui­us in­ter pri­mum et sex­tum con­su­la­tum XLVI an­ni fue­re. idem sel­la cu­ru­li se­mel ac vi­ciens se­dit, quo­tiens ne­mo ali­us. aequa­vit eius vi­tae spa­tia Me­tel­lus pon­ti­fex.
  • [158] Et ex fe­mi­nis Li­via Ru­ti­li LXXXXVII an­nos ex­ces­sit, Sta­ti­lia Clau­dio prin­ci­pe ex no­bi­li do­mo LXXXXVIIII, Te­ren­tia Ci­ce­ro­nis CIII, Clo­dia Ofi­li CXV, haec qui­dem etiam eni­xa quin­de­ciens. Luc­ceia mi­ma C an­nis in scae­na pro­nun­tia­vit. Ga­le­ria Co­pio­la em­bo­lia­ria re­duc­ta est in scae­nam C. Pop­paeo Q. Sul­pi­cio cos. lu­dis pro sa­lu­te Di­vi Augus­ti vo­ti­vis an­num CIIII agens; pro­duc­ta fue­rat ti­ro­ci­nio a M. Pom­po­nio aedi­le ple­bis C. Ma­rio Cn. Car­bo­ne cos. an­te an­nos XCI, a Magno Pom­peio mag­ni theat­ri de­di­ca­tio­ne anus pro mi­ra­cu­lo re­duc­ta.
  • [159] Sam­mul­lam quo­que CX an­nis vi­xis­se auc­tor est Pe­dia­nus As­co­nius. mi­nus mi­ror Ste­pha­nio­nem, qui pri­mus to­ga­tus sal­ta­re insti­tuit, ut­ris­que sae­cu­la­ri­bus lu­dis sal­ti­visse, Di­vi Augus­ti et quos Claudi­us Cae­sar con­su­la­tu suo quar­to fe­cit, quan­do LXIII non ampli­us an­ni in­ter­fue­re, quam­quam et pos­tea diu vi­xit. in Tmo­li mon­tis ca­cu­mi­ne, quod vo­cant Tempsin, CL an­nis vi­ve­re Mu­cia­nus auc­tor est, to­ti­dem an­norum cen­sum Claudi Cae­sa­ris cen­su­ra T. Fullo­nium Bo­no­nien­sem, id­que col­la­tis cen­si­bus, quos an­te de­tu­le­rat, vi­tae­que ar­gu­men­tis — ete­nim cu­rae prin­ci­pi id erat — ve­rum ap­pa­ruit.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 285Геси­од (конец VIII — 1-я пол. VII в. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский поэт, родом из Ким в Эолии. Явля­ет­ся родо­на­чаль­ни­ком дидак­ти­че­ско­го эпо­са, кото­рый пред­став­лен в его твор­че­стве поэ­ма­ми «Тео­го­ния» и «Труды и дни».
  • 286Ана­кре­онт из Тео­са (ок. 570—485 до н. э.) — древ­не­гре­че­ский поэт, пред­ста­ви­тель соль­ной лири­ки. Уже в древ­но­сти снис­кал сла­ву «пев­ца люб­ви». От его сочи­не­ний сохра­ни­лись лишь скуд­ные отрыв­ки.
  • 287Арган­фо­ний — пра­ви­тель Тар­тес­са, кото­рый очень дру­же­ст­вен­но при­нял фокей­цев, при­быв­ших в Испа­нию. По сооб­ще­нию Геро­до­та (I. 163), он цар­ст­во­вал 80 лет, а все­го про­жил 120 лет. О нем см. так­же: Cic. De se­nect. XIX. 69; Val. Max. VIII. 13.
  • 288Кини­ра — царь Кип­ра, люби­мец (воз­мож­но, и сын) Апол­ло­на, жрец Афро­ди­ты в Пафе. Сооб­ща­ют, что на Кипр он при­шел из Асси­рии или Кили­кии и осно­вал город Паф и культ Афро­ди­ты. По неко­то­рым дан­ным, он со сво­ей доче­рью Смир­ной (Миррой) поро­дил Адо­нида и, осо­знав свое пре­ступ­ле­ние, лишил себя жиз­ни. Ага­мем­но­ну он пода­рил пан­цирь. См.: Hom. Il. XI. 20; Tac. Hist. II. 3; Ovid. Met. X. 298 ff.; Pind. Pyth. II. 15.
  • 289Эги­мий — мифи­че­ский родо­на­чаль­ник дорий­цев, кото­рый в войне с лапи­фа­ми при­гла­сил на помощь Герак­ла и обе­щал ему третью часть сво­ей зем­ли. Герой одер­жал победу над лапи­фа­ми, и после его смер­ти Эги­мий в знак бла­го­дар­но­сти усы­но­вил сына Герак­ла Гил­ла, кото­рый и уна­сле­до­вал цар­ство Эги­мия вме­сте с дру­ги­ми его сыно­вья­ми — Диман­том и Пам­фи­лом. Все трое явля­ют­ся эпо­ним­ны­ми геро­я­ми трех дори­че­ских фил — Гил­ле­ев, Диман­тов и Пам­фи­лов. См.: Apol­lod. II. 7. 7; Pind. Pyth. I. 64.
  • 290Фео­помп с Хиоса (IV в. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский исто­рик, уче­ник Исо­кра­та, автор двух исто­ри­че­ских сочи­не­ний: «Исто­рия Гре­ции» в 12 кни­гах и «Исто­рия Филип­па» в 58 кни­гах. Древ­ние при­чис­ля­ли Фео­пом­па наряду с Геро­до­том и Фукидидом к исто­ри­че­ской клас­си­ке.
  • 291Эпи­ме­нид с ост­ро­ва Крит — совре­мен­ник семи гре­че­ских муд­ре­цов и сам при­чис­ля­е­мый к ним неко­то­ры­ми авто­ра­ми вме­сто Пери­андра. Исто­рия его рож­де­ния, жиз­ни и смер­ти напол­не­на мно­го­чис­лен­ны­ми чуде­са­ми и вымыс­ла­ми. Пре­да­ние о его дол­го­лет­нем сне в Дик­тей­ской пеще­ре и дол­гой жиз­ни рису­ет его осо­бен­ным любим­цем богов. Будучи уже ста­ри­ком, он в 596 г. до н. э. был при­зван в Афи­ны, чтобы очи­стить город от Кило­но­вой сквер­ны. Он совер­шил очи­ще­ние и на ост­ро­ве Делос. См.: Plut. Sol. 12; Diog. Laert. I. 109—115.
  • 292Гел­ла­ник Лес­бос­ский — послед­ний по вре­ме­ни из лого­гра­фов, совре­мен­ник Геро­до­та. Напи­сал око­ло 30 про­из­веде­ний, от кото­рых до нас дошло ок. 180 фраг­мен­тов. Гел­ла­ник собрал и при­вел в систе­му огром­ный мате­ри­ал по мифи­че­ской исто­рии Гре­ции.
  • 293Дамаст из Сигея — древ­не­гре­че­ский исто­рик, уче­ник Гел­ла­ни­ка и млад­ший совре­мен­ник Геро­до­та. Напи­сал, по-види­мо­му, гре­че­скую исто­рию, от кото­рой сохра­ни­лись лишь незна­чи­тель­ные фраг­мен­ты.
  • 294Эфор из Кимы (ок. 405—330 гг. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский исто­рик, уче­ник Исо­кра­та. Пер­вым из гре­че­ских исто­ри­ков опи­сал всю гре­че­скую исто­рию в одно­имен­ном про­из­веде­нии в 29 кни­гах. 30-ю кни­гу допи­сал его сын Демо­фил. Свое повест­во­ва­ние Эфор начал с так назы­вае­мо­го пере­во­рота Герак­лидов и довел до 341 г. до н. э. Его сочи­не­ние исполь­зо­ва­ли Дио­дор Сици­лий­ский, Стра­бон, Поли­ен, Пом­пей Трог, Плу­тарх, Нико­лай Дамас­ский. Сохра­ни­лись лишь незна­чи­тель­ные отрыв­ки.
  • 295Алек­сандр Кор­не­лий (I в. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский фило­лог и эрудит, родом из Миле­та или Мин­да (в Карии). Во вре­мя Мит­ри­да­то­вых войн был взят в плен и при­ве­зен в Рим, где был куп­лен Кор­не­ли­ем Лен­тул­лом и потом отпу­щен им на сво­бо­ду. С тех пор носил имя Луций Кор­не­лий Алек­сандр. Он был необык­но­вен­но начи­тан­ным, мно­го­сто­рон­ним и пло­до­ви­тым писа­те­лем, за что полу­чил про­зви­ще Поли­ги­стор. Извест­ны по загла­ви­ям око­ло 20 его сочи­не­ний, кото­рые охва­ты­ва­ли гео­гра­фию, этно­ло­гию, исто­рию, фило­со­фию, пара­док­со­гра­фию, лите­ра­тур­ную кри­ти­ку. Незна­чи­тель­ные фраг­мен­ты встре­ча­ют­ся у Сте­фа­на Визан­тий­ско­го (нача­ло VII в. н. э.).
  • 296Ксе­но­фонт Афин­ский (ок. 430—354 гг. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский исто­рик и писа­тель, уче­ник Сокра­та. Его сочи­не­ния посвя­ще­ны раз­но­об­раз­ной тема­ти­ке: «Гре­че­ская исто­рия», «Ана­ба­сис», «Киро­пе­дия», «О дохо­дах» и др.
  • 297Лут­мии жили в Вифи­нии на побе­ре­жье Чер­но­го моря.
  • 298Гор­гий из Леон­тин (ок. 485—380 гг. до н. э.) — один из наи­бо­лее выдаю­щих­ся софи­стов, осно­во­по­лож­ник рито­ри­ки. Являл­ся, по всей види­мо­сти, уче­ни­ком Эмпе­док­ла. Гор­гий был авто­ром мно­гих рито­ри­че­ских ново­введе­ний (т. н. Гор­ги­е­вых фигур).
  • 299Марк Пер­пен­на (род. в 147 г. до н. э.) — кон­сул 92 г., цен­зор 86 г.
  • 300Речь, веро­ят­но, идет о кон­су­ле-суф­фек­те 3 г. н. э.
  • 301Люст­рум — уста­нов­лен­ное Сер­ви­ем Тул­ли­ем очи­сти­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние сви­ньи, овцы и быка, устра­и­вае­мое на Мар­со­вом поле один раз в пять лет после окон­ча­ния цен­за. Этим сло­вом назы­вал­ся так­же пяти­лет­ний пери­од меж­ду дву­мя цен­за­ми.
  • 302174 г. до н. э.
  • 303Марк Вале­рий Кор­вин (Корв) — кон­сул 348, 347, 343, 335, 300, 299 гг., дик­та­тор в 342, 302 и 301 гг. Свое про­зви­ще полу­чил за поеди­нок с гал­лом, кото­ро­го он победил с помо­щью воро­на. Послед­ние годы сво­ей жиз­ни он про­вел в свое име­нии, зани­ма­ясь сель­ским хозяй­ст­вом, и умер в боль­шом поче­те и все­ми люби­мым. См.: Liv. VII. 26, 32—33, 39—40; Cic. De se­nect. 60.
  • 304Куруль­ное крес­ло — сде­лан­ный из сло­но­вой кости стул без спин­ки, кото­рый мог лег­ко скла­ды­вать­ся и слу­жил зна­ком отли­чия для куруль­ных долж­ност­ных лиц (кон­су­лов, пре­то­ров, куруль­ных эди­лов, дик­та­то­ров). Назва­ние про­ис­хо­дит от лат. «cur­rus» (колес­ни­ца), так как те, кото­рые им поль­зо­ва­лись, все­гда вози­ли его с собой в сво­ей повоз­ке.
  • 305Луций Цеци­лий Метелл. См. прим. 57.
  • 3069 г. н. э.
  • 30782 г. до н. э.
  • 308В 55 г. до н. э.
  • 309Квинт Аско­ний Педи­ан из Падуи (ок. 9 г. до н. э. — 76 г. н. э.) — рим­ский грам­ма­тик и уче­ный-фило­лог, друг Тита Ливия и Силия Ита­ли­ка. Послед­ние 12 лет про­жил сле­пым. Напи­сал ком­мен­та­рии к речам Цице­ро­на, из кото­рых сохра­ни­лись схо­лии к 5 речам, най­ден­ные в одной руко­пи­си Сен-гал­лен­ской биб­лио­те­ки в 1416 г. Под­жо Брач­чо­ли­ни. Его ком­мен­та­рии отли­ча­ют­ся тща­тель­но раз­ра­ботан­ны­ми мето­да­ми иссле­до­ва­ния, осно­ва­тель­ным изу­че­ни­ем источ­ни­ков и ясно­стью язы­ка. Сре­ди утра­чен­ных сочи­не­ний Аско­ния Педи­а­на сле­ду­ет назвать «Жиз­не­опи­са­ние Сал­лю­стия», «Пир», «Про­тив кле­вет­ни­ков Вер­ги­лия».
  • 310Секу­ляр­ные игры — самый тор­же­ст­вен­ный и свя­щен­ный празд­ник у рим­лян, кото­рый устра­и­ва­ли для сохра­не­ния государ­ства. Назва­ние про­ис­хо­дит от сло­ва «sae­cu­lum», под кото­рым пони­ма­ли про­дол­жи­тель­ность жиз­ни одно­го чело­ве­ка (чело­ве­че­ский век). Игры пер­во­на­чаль­но зна­ме­но­ва­ли собой конец ста­ро­го века и сопро­вож­да­лись ноч­ны­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми под­зем­ным богам (Плу­то­ну и Про­зер­пине). Импе­ра­тор Август изме­нил харак­тер празд­ни­ка. Наряду с иде­ей искуп­ле­ния он выдви­нул на пер­вый план идею очи­ще­ния перед нача­лом новой счаст­ли­вой эры и ввел в тор­же­ства Апол­ло­на и Диа­ну. Август поста­но­вил, чтобы игры про­во­ди­лись каж­дые 119 лет, и спра­вил их в 19 г. до н. э. Но уже Клав­дий укло­нил­ся от это­го пред­пи­са­ния и про­вел игры в 63 г. н. э.[1] Об их про­ис­хож­де­нии см.: Val. Max. II. 4.
  • 311Тмол (совр. Кизиль­че-Мус­таг или Бос-Даг) — гор­ная цепь в Лидии, глав­ная севе­ро-запад­ная ветвь Месо­гит­ских гор. Она была бога­та вино­гра­дом и золо­том. На ее вер­шине пер­сы постро­и­ли мра­мор­ную сто­ро­же­вую баш­ню. На ней, по пре­да­нию, родил­ся Зевс (Hom. Il. II. 373; Ae­sch. Pers. 49; Strab. XIII. 625; Ovid. Met. IV. 15). По Пли­нию (V. 29) и Таци­ту (Ann. II. 47), на Тмо­ле нахо­дил­ся одно­имен­ный город, раз­ру­шен­ный зем­ле­тря­се­ни­ем в 19 г. н. э.
  • 312Гай (или Марк) Лици­ний Муци­ан — государ­ст­вен­ный дея­тель, пол­ко­во­дец и писа­тель, совре­мен­ник Пли­ния, кон­сул 67(?), 70 и 72 гг. н. э. Он был дру­гом Вес­па­си­а­на, кото­рый, как счи­та­ет­ся, обя­зан ему сво­им избра­ни­ем в прин­цеп­сы. Пли­ний упо­ми­на­ет его 32 раза. Послед­ние годы сво­ей жиз­ни он посвя­тил лите­ра­тур­ным заня­ти­ям. Сочи­не­ние Муци­а­на, исполь­зо­ван­ное Пли­ни­ем, каса­лось вся­ко­го рода чудес и инте­рес­ных вещей. Он так­же собрал речи и дру­гие памят­ни­ки вре­мен Рес­пуб­ли­ки. О нем см.: Tac. Hist. I. 10, 76; II. 4—5, 74, 76—84, 95; III. 1, 8, 25, 46—47, 49, 52—53, 63, 66, 75, 78; IV. 4, 11, 39, 44, 46, 49, 68, 75, 80, 85; Tac. Dial. 37; Plin. V. 36; XVI. 213; XXXIV. 36; XXXV. 164; XXXVI. 131.
  • 313Боно­ния (совр. Боло­нья) — город в Циз­аль­пий­ской Гал­лии на севе­ре Ита­лии. Сюда в 189 г. до н. э. рим­ля­на­ми была выведе­на коло­ния латин­ско­го пра­ва (Liv. XXXVII. 57. 7—8).
  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Соглас­но Авгу­сту, интер­вал меж­ду Веко­вы­ми игра­ми (Lu­di Sae­cu­la­res) дол­жен был состав­лять 110 лет. Он про­вёл их в 17 г. до н. э., Клав­дий — в 47 г. н. э. (при­уро­чив их к 800-летию осно­ва­ния Рима). (Прим. ред. сай­та).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007034 1327007040 1327007041 1327007049 1327007050 1327007051