с.1038 Еще Веллей Патеркул (II. 36. 2) называл Саллюстия aemulus Thucydidis, став первым, кто обозначил указанную в заглавии обзора проблему. Она давно уже является предметом исследования антиковедов, которые, естественно, анализируют ее в куда более широком контексте. Обратимся к публикациям последних лет.
Одну из глав в своей монографии «Героизация варваров: речи врагов в римской историографии» Эрик Адлер посвятил анализу письма, составленного от лица понтийского царя Митридата VI Евпатора и адресованного царю Парфии Фраату III Теосу с целью добиться присоединения последнего к антиримскому союзу Понта и Армении (Sall. Hist. IV. 69)1. Лейтмотивом письма Митридата является развернутая критика римского «империализма» — политики территориальной экспансии римлян, якобы обусловленной cupido profunda imperi et divitiarum («глубоко укоренившимся в них с.1039 желанием владычества и богатств» — IV. 69. 5; здесь и далее пер.
В начале письма Митридата4 приводятся примеры вероломства и агрессивности римлян по отношению к эллинистическим царям в 200—
Э. Адлер отмечает следующий принципиальный момент: в своих произведениях Саллюстий подвергает резкой критике лишь современный ему римский «империализм» со всеми его издержками, тогда как славные деяния великих предков (maiores) остаются для него идеалом (Sall. Cat. 9. 1—
Э. Адлер считает, что рассуждения Митридата об угрозе Парфии со стороны Рима (Sall. Hist IV. 69. 19) выглядят вполне обоснованными. Разумеется, Саллюстий не мог не помнить о катастрофе при Каррах, о несостоявшейся военной экспедиции Цезаря и о фиаско, постигшем Антония. Видимо, он критически относился к политике Рима в отношении Парфии (с. 27, 32)8. Кроме того, Адлер находит у писателя прямую связь между обличением «упадка нравов» в Риме9 и очевидными издержками внешнеполитического курса Республики. В глазах Саллюстия проявлением алчности и стяжательства римской элиты во внешней политике является экспансионизм, с.1040 подвергнутый в письме Митридата резкой критике (с. 31). Таким образом, обличая в своих сочинениях пороки (vitia) коррумпированной сенатской олигархии, Саллюстий критиковал и проводившийся этой олигархией внешнеполитический курс10. Разница лишь в том, что в «Югуртинской войне» он в большей степени порицал бездеятельность римлян, тогда как в письме Митридата — их агрессивность (с. 29).
В статье «Кто настроен антиримски? Саллюстий и Помпей Трог о Митридате»11 Э. Адлер сопоставил письмо Митридата у Саллюстия (Hist. IV. 69) и речь Митридата у Помпея Трога (Iustin. XXXVIII. 38. 4—
В работе Э. Адлера содержатся интересные наблюдения над текстом Саллюстия и Юстина. Однако тезис о критике Саллюстием римского «империализма», весьма популярный в историографии, вызывает сильнейшие сомнения. Передержки и просто вымысел в письме Митридата — по крайней мере в глазах римлян — столь значительны, что более или менее знакомые с историей римские читатели (а Саллюстий рассчитывал явно не на малообразованную аудиторию) не могли воспринимать всерьез обличения со стороны понтийского царя: он утверждает, будто Эвмена II римляне «выдали Антиоху в уплату за мир»; называет завещание Аттала III римской подделкой; объявляет себя «освободителем» Греции, хотя в Афинах его сторонники установили тиранию; сами римляне — «пришлецы без родины, без родителей» (convenas olim sine patria parentibus), созданные на погибель сему миру (Hist. IV. 69. 8, 11, 17), etc.13 Все это куда больше напоминает пародию на антиримскую пропаганду, творцам которой приписываются откровенно нелепые (особенно в глазах римлян) утверждения, а потому считать, будто Саллюстий разделял мысли «своего» Митридата и тем самым обличал римскую агрессию, вряд ли верно.
К проблеме изображения чужеземцев в произведениях Саллюстия и других античных авторов обратился в своей диссертации Джеймс Хлап14. Он указывает на то, что у Саллюстия (Iug. 5. 1), Ливия (XXI. 1. 2) и Тацита (Agr. 30. 2) в связи с темой военно-политического противостояния римлян и варваров возникает тема переменчивости фортуны. Она «является центральной для понимания Саллюстием Югуртинской войны» (с. 66, см. прим. 18). Ученый обнаруживает явные параллели между образами Югурты у Саллюстия и Ганнибала у Ливия (с. 71). Оба африканских героя, бросивших вызов римскому могуществу (с. 67), наделены рядом достоинств, присущих vir bonus и свидетельствующих об их незаурядности (Sall. Iug. 6. 1; Liv. XXI. 4. 3—
По мнению Дж. Хлапа, описывая Африку и населявшие ее народы, Саллюстий (Iug. 17—
В 2013 г. вышла в свет статья того же автора «Мелосский диалог у Саллюстия: Сулла и Бокх в Bellum Iugurthinum»15. В ней Дж. Хлап развивает идею о критике Саллюстием римского «империализма» на примере переговоров Бокха и Суллы в Iug. 102, 108—
Статья Дж. Хлапа не лишена любопытных наблюдений и выводов, однако сравнение с мелосским диалогом представляется не вполне удачным, поскольку Мелос был гораздо более слабым противником для Афин, нежели Бокх для римлян, да и требования к нему предъявляются куда более скромные, чем к мелосцам. К тому же такое сравнение подразумевает осуждение Саллюстием действий римлян, но куда более верной представляется упомянутая выше точка зрения о том, что в Bellum Iugurthinum порицается инертность римлян, а не римский «империализм», обличения же их из уст Югурты воспринимать как выражение мыслей самого Саллюстия невозможно — нумидийский царь при всех своих достоинствах является врагом Рима, вдвойне опасным потому, что он способствует моральному разложению римской верхушки. Наконец, вряд ли можно считать просто ложью слова Суллы о благодеяниях со стороны римлян только потому, что они не оказали помощи Адгербалу — ведь Ливий, приводящий призыв испанского вождя не помогать римлянам, которые не спасли Сагунт (XXI. 19. 9—
Дэниэл Дж. Кэйпаст в своей книге уделил немало внимания сравнительному анализу политологических концепций латинских авторов, в том числе и Саллюстия16. Его исходная точка — соотношение между свободой и риторикой и их связь с политическими конфликтами. Ученого интересуют труды Саллюстия, Ливия и Тацита как источники для исследования противоречий с.1042 в рамках этих связей. По мнению Кэйпаста, «каждый из них по-своему осмысливает место риторики в политическом сообществе и ее соотношение со свободой и социальными и политическими конфликтами» (с. 22).
У Саллюстия, как известно, важнейшие изменения в истории Рима связаны с двумя событиями. Первое, изгнание царей, благотворно повлияло на civitas — в условиях свободы римляне стали в поисках славы проявлять свои лучшие качества17, принося тем самым пользу отечеству. Однако после падения Карфагена все изменилось, ибо в отсутствие угрозы со стороны внешнего врага люди избавились от необходимости следовать mos maiorum и предались порокам. (По иронии судьбы, отмечает Кэйпаст, ответственность за разрушение Карфагена нес, как считалось, Катон Старший, также ярый враг порчи нравов, к которой, по мнению Саллюстия, и привело уничтожение этого города.) В таких условиях слова начинают менять смысл, дурные наклонности и дела прикрывают благопристойными словами, и риторика становится для Саллюстия признаком разложения, усиливая вражду между гражданами (с. 29—
В этом взгляды Саллюстия сильно отличаются от соответствующих воззрений Цицерона, который больше уповал не на коллективный страх как сдерживающий фактор, а именно в риторике видел средство, способное внести мир и порядок в конфликтующее общество. И если мир у Саллюстия оказывается вредоносным для civitas, то Цицерон считает, что именно в условиях мира процветает красноречие (с. 27—
Расхождение между обоими авторами мы наблюдаем и в описании заговора Катилины, где главными героями у Саллюстия оказываются Цезарь и Катон, а вовсе не Цицерон, о речах которого говорится мало, хотя первая Катилинария и оценивается как блестящая и полезная для государства (Sall. Cat. 31. 7). Еще больше разница между воззрениями обоих мыслителей проявляется во взглядах на историю. Цицерон считал ее вотчиной оратора, хотя и знал о правилах (не вполне совпадавших с риторическими), по которым нужно ее писать. Однако для Саллюстия образец историка — Фукидид, о котором Цицерон не всегда отзывался с похвалой (см. Cic. Or. 30), поскольку его стиль не соответствовал тем целям, которые ставил перед историей римский оратор (с. 34—
Но и с самим Фукидидом Саллюстий не во всем согласен. Вслед за ним он, как уже говорилось, указывает на смену смысла слов как следствие порчи нравов, однако если у афинского историка это результат условий, порожденных войной, то у его римского последователя такое происходит в результате порчи нравов, начавшейся, напротив, в условиях мира. Опасения Миципсы в отношении Югурты (Iug. 6. 3), которого он подозревает в чрезмерном стремлении к власти (natura… avida imperi) и вообще удовлетворении желаний (animi cupidinem), — эхо фукидидовских πλεονεξία и φιλοτιμία, сдерживаемых, как считал Саллюстий, страхом. Страх в его глазах — свидетельство «динамической и соревновательной природы политического сообщества Рима. Это было сообщество, воплощавшее соперничество, характеризуемое антагонизмом между индивидами и группами, сдерживаемое отчасти коллективным страхом, а отчасти — гражданскими добродетелями. Проблему представлял не антагонизм сам по себе; проблема состояла в том, чтобы ограничивать антагонизм или давать ему конструктивный выход» (с. 31). На заре своей истории римляне боролись за славу, а не за власть, наградой было и богатство, но добытое честно. Случались и конфликты между не одними лишь индивидуумами, но и целыми группами, на что указывает Меммий, говоря о сецессиях (Sall. Iug. 31. 17). При этом в глазах Цицерона не все народные выступления вредны, благодаря им были изгнаны цари, создан трибунат и т. д. (Cic. Or. II. 124). Сдерживать распри или урегулировать их, если они все же возникли, должен не страх перед врагом, как у Саллюстия, а мудрый и искусный оратор, поэтому в отсутствие антагонизма от ораторов вообще мало пользы (с. 44—
Любопытно, что при описании раннего Рима Саллюстий сам придает словам разный смысл, в чем упрекает других: audacia, в которой он обвиняет Катилину, проявляли на войне предки (Cat. 9. 3); манипулирует он моральными терминами и при сравнении Цезаря и Катона, каждый из которых добродетелен. В своих речах они исходят из разных посылок: Цезарь апеллирует к представлениям о почетном и полезном, Катон — о безопасном, речь первого — эхо цицероновского De inventione, второго — Rhetorica ad Herennium, а равно и воззрений самого Саллюстия. Цезарь (= фукидидовский Диодот), в чьей речи нашли отражение исторические и повествовательные наклонности самого Саллюстия, советует сенаторам не поддаваться odium, amicitia, ira, misericordia. Отчасти это является автопортретом писателя, который начал писать, когда spe, metu, partibus rei publicae animus [eius] liber с.1043 erat (Cat. 51. 2; 4. 2). Перекликается с воззрениями автора и апелляция к нравам предков, на которых ссылается Цезарь. Катон же напирает на tuta, а не honestas, говоря в духе фукидидовского Клеона, но применяя тактику Диодота, для которого безопасность также выше почета. И так же, как сам Саллюстий, он порицает смену вещами их истинных имен. Однако Катон в условиях новой угрозы, на сей раз не внешней, а внутренней, ненадолго возвращает вещам их истинные имена (с. 60—
И еще один момент. Рим возрос выдающейся доблестью немногих (paucorum civium egregiam virtutem: Sall. Cat. 53. 4)18. У Цицерона же мы читаем, что государственный строй Рима, в отличие от греков с их законодателями — Миносом, Ликургом, Солоном и другими, — создавался многими людьми и в течение многих жизней (Cic. Rep. II. 2). В то же время он указывает на немалую роль в становлении Рима Ромула и Нумы, причем первого прямо уподобляет Ликургу (Rep. II. 15). И здесь Д. Кэйпаст проводит интересное сравнение Саллюстиева Катона с первым царем Рима, а Цезаря — со вторым, ибо деяния того и другого дополняли друг друга: Ромул заложил основы мощи Рима, создал сенат, тогда как Нума смягчил нравы. Нечто подобное мы наблюдаем и в случае с Катоном и Цезарем — первый суров и честен, второй — мягок и сострадателен, между ними нет антагонизма (хотя при обсуждении в сенате они и занимают разные позиции), они воплощают различные аспекты римской virtus. Таким образом, оппозиции полезны в том случае, когда уравновешивают и дополняют друг друга, как это имеет место с corpus и animus, с противопоставления которых начинает Саллюстий (Cat. 1. 2; Iug. 2. 1). И немалую роль здесь играет риторика — пусть она не гарантирует ни успеха, ни доверия, ни единодушия, «но без дискуссии и риторики нельзя принимать решения и трудно, если вообще возможно, поддерживать основанное на доверии общение и политическое сообщество, а энергия противоборствующих сторон не будет иметь безопасного выхода в приемлемых рамках, вместо открытой агрессии» — явное влияние Фукидида (III. 42; Kapust 2011, 71—
Несколько иная точка зрения на развитие общества вообще и Рима в частности у Тита Ливия. Для него римская civitas прежде всего иерархическая структура, основанная на отношениях между высшими и низшими. Если Саллюстий, похоже, усматривал определенную пользу во внутренних конфликтах (они могут быть благотворны, если не выходят за известные рамки), то для Ливия они — несомненное зло, примирению же сторон способствует не столько внешняя угроза, хотя и это не отрицается, сколько риторика. Ливий ближе к Цицерону, нежели к Саллюстию, «подчеркивая согласие и добрую волю. Риторические конструкции у Ливия служат созданию доверия и гармонии в государстве, укрепляя согласие и сотрудничество различных его членов». Тема concordia весьма занимает его, как и Саллюстия, особенно в первой декаде; римляне способны одолеть самого сильного врага, если будут заботиться о мире и согласии между собой (Liv. IX. 19. 17). «Сила благодаря согласию и согласие как признак силы — по-видимому, значительное влияние Саллюстия». Что же касается упадка Рима, то у последнего он носит более «одномоментный» характер, начавшись после падения Карфагена, тогда как у Ливия это процесс постепенный. Не устранение внешней угрозы и ambitio стали в его глазах причиной разложения, как у Саллюстия, а avaritia luxuriaque (Liv. I. Praef. 11). В целом же взгляд Ливия на римскую историю более оптимистичен, чем у его предшественника, и материал, в отличие от него, излагается в куда более возвышенной манере, рекомендованной Цицероном (с. 82—
Построения Д. Кэйпаста, особенно о двойственности суждений Саллюстия, предстающей в конечном счете как диалектическое единство, весьма любопытны, позволяя лучше понять многогранность и неоднозначность его творчества как историка и политического мыслителя. В то же время некоторые тезисы ученого представляются спорными — например, оценки Саллюстием риторики как одного из признаков разложения. Ведь из его текста не следует, что иной смысл придают словам именно риторы. Требует поправки и трактовка автором отношения Цицерона к народным выступлениям — оно основывается на оценке весьма давних событий и потому носит скорее теоретический, «антикварный» характер. То же касается и суждений о взгляде Саллюстия на внутренние конфликты как на нечто, при известных условиях могущее принести пользу. Он как будто сочувствует борьбе плебеев с патрициями, признавая ее справедливой (Iug. 31. 14; Hist. I. 11; III. 48. 15 и 26), но не говорит о ее благотворном влиянии на развитие civitas, лишь сдержанно заметив, что конец ей положила
Интересующей нас теме посвящена диссертация Дженнифер Герриш «“История” Саллюстия и историография эпохи триумвирата»20. Автор согласна с тезисом Р. Сайма о том, что эта эпоха может быть выделена в самостоятельный период римской литературы — именно тогда появились «Эклоги» и отчасти «Георгики» Вергилия, «Эподы» и первая книга «Сатир» Горация, первая книга элегий Проперция, биографический труд Корнелия Непота и др. Особое место в этом ряду занимают произведения Саллюстия (с. 30—
Но почему Саллюстий не обратился к современным ему событиям? По мнению Дж. Герриш, хотя триумвиры и не преследовали оппозиционных писателей подобно Нерону, автор Historiae сознавал возможность репрессий с их стороны и решил не рисковать. Его сочинения были рассчитаны не на рядового читателя, а на людей проницательных, способных понять его намеки. Рассматривая события
Имея возможность (опять-таки в соответствии с рекомендациями Цицерона) сделать положительных героев из многих персонажей «Истории», Саллюстий тем не менее предпочитает создавать двойственные образы. Дж. Герриш в отличие от многих ученых не считает, что Серторий изображен Саллюстием в благоприятном для него свете. Прежде всего он олицетворяет собой угрозу ремеслу историка — похваляясь своими подвигами и выбитым в бою глазом как постоянным напоминанием о них, он тем самым как бы демонстрирует, что не нуждается в услугах scriptores rerum для сохранения собственной славы. Здесь автор усматривает параллель с триумвирами, которые также сами создавали себе рекламу без помощи историков намного успешнее своих предшественников. В связи с этим Дж. Герриш предполагает, что взгляды Саллюстия на занятие историей изменились. И не случайно, по-видимому, во введении к Historiae отсутствуют рассуждения на сей счет, которые мы видим в «Заговоре Катилины» и «Югуртинской войне». Превращение Серторием с.1045 Испании в altera res publica демонстрирует падение роли Рима как центра государства — вспоминается, с одной стороны, Цицерон, для которого «столичный» статус Вечного города был основой стабильности государства, а с другой — Цезарь и Антоний, из которых первый будто бы хотел править римской державой из Трои, а второй обосновался в Александрии. Герриш проводит здесь параллель с обсуждением переселения в Вейи у Ливия, против чего выступил Камилл. Если Ливий описывал этот сюжет в те же годы, когда создавал свой последний труд Саллюстий, то перед нами реакция обоих историков на соответствующие настроения в Риме в ту пору. Другим их отражением стал сюжет с предполагаемым удалением Сертория на Острова Блаженных, заставляющий вспомнить XVI эпод Горация; аналогичные мотивы прослеживаются и в «Георгиках» Вергилия (II. 195—
Во время гражданской войны Серторий ищет славы человека доброго и справедливого (dum inter anna civilia aequi bonique famas petit — Hist. I. 90), что вызывает в памяти оценку Катона (Cat. 54. 6), который стремился быть добродетельным, а не казаться таковым (esse quam videri bonus malebat)22. К Серторию больше подходит второе. И если в годы Союзнической войны он показал себя достойно, то гражданскую войну он продлил, вступив к тому же в союз с лузитанами. Будучи одноглазым, Серторий попал в один ряд с такими полководцами, как Филипп II, Антигон Монофтальм, Ганнибал — это прекрасные военачальники, но последний из названных — лютый враг Рима, с которым его и сравнивали кельтиберы, хотя неясно, писал ли про это Саллюстий. Параллель с Ганнибалом может быть продлена, ибо он африканец, а это напоминание об Антонии, «осевшем» в Египте, Серторий оказывается, таким образом, чем-то вроде связующего звена между карфагенским полководцем и триумвиром (с. 57—
Другой интереснейший персонаж Historiae — Спартак. Именно Саллюстию обязаны мы тем его образом, который дошел (пусть и с различными изменениями) до наших дней. До той поры восстания рабов не называли именами их предводителей, которые в рассказах античных авторов походили один на другого (вспомним руководителей сицилийских восстаний у Диодора). У Саллюстия Спартак не просто яркая личность — подобно римским полководцам, он ведет скорее bellum iustum, нежели servile. На его примере, считает Дж. Герриш, Саллюстий показывает, что историк может возвышать (или наоборот) того, кого считает нужным — ситуация, обратная той, что мы наблюдали в связи с Серторием, который сам создает себе репутацию, не нуждаясь в усилиях scriptores rerum. Казалось бы, отличный случай создать exemplum bonum, однако, как и в случае с Серторием, образ Спартака носит двойственный характер. Он — предводитель latrones, в чем Герриш видит отзвук пропаганды
При описании раскола среди восставших нашли отражения мотивы раскола римского общества — сначала движение возглавляют Спартак, Крикс и Эномай, последнего настигает смерть в бою, а со вторым Спартак ссорится, и Крикс, отделившись от него, также гибнет. То же произошло с Ганником и Кастом, что привело к распаду второго «триумвирата» в руководстве восставших и их ослаблению. Это, естественно, должно было вызывать в памяти римлян судьбу первого триумвирата и борьбу внутри второго, а также его распрю с Секстом Помпеем. Идея очевидна — любая мощь обречена, если ее подтачивают изнутри раздоры (с. 116—
И, наконец, Помпей Магн, который, возможно, являлся главным персонажем «Истории». Он, как и Лукулл, в погоне за славой не желавший сдавать командование, — опасный эгоист, сильно напоминающий «героев»
И еще один важный аспект: Помпей в глазах Саллюстия, по мнению Дж. Герриш, также обесценивает усилия историков, ибо стремится создать себе должную репутацию без их помощи: он увековечивает свои победы памятниками в честь взятия будто бы 876 (!) oppida ab Alpibus ad fines Hispaniae ulterioris (Plin. NH. III. 18), за восхваление своих деяний поощряет поэта (не историка!) Феофана, представляет войну с Серторием как bellum externum24, что вызывает в памяти аналогичные попытки Цезаря во время его триумфов 46—
Нельзя не отметить солидную проработку источникового материала Дж. Герриш, отлично знающей как тексты античных авторов, так и современную историографию, причем не только англоязычную. Немалый интерес вызывают ее соображения относительно роли историка, сравнений с Фукидидом, полемики с Цицероном, параллелей с событиями 50—
В статье «Матрицы времени и круговращение зла в историописании Саллюстия» София Папайоанну обратилась к теме исторического времени у Саллюстия25. Подобно Фукидиду (I. 22. 4), считавшему, что исторический опыт ввиду повторяемости ситуаций и событий может пригодиться в будущем, Саллюстий рассматривал исторический труд как руководство к действию для политика-практика, особенно в ситуации все более усугублявшегося кризиса Республики (с. 115). Исходя из того, что у Саллюстия цикличная и линеарная модели времени переплетаются и взаимопроникают (с. 119), Папайоанну анализирует «Югуртинскую войну» и «Заговор Катилины», которые она считает дилогией (с. 131), пытаясь ответить на вопрос: в чем писатель видел истоки зла, погубившего Республику? Констатируя, что для Саллюстия такими истоками являлись пороки нобилитета (arrogantia, superbia etc.), и рассматривая в этой связи созданные историком образы врагов Рима — Югурты и Катилины, Папайоанну проводит параллели между Саллюстием и Цицероном (с. 128). Последний видит в Катилине личность, в которой пороки сочетались с достоинствами. Мысль оратора состояла в том, что зло опаснее всего тогда, когда оно сочетается с незаурядными дарованиями (Cic. Cael. 12—
С. Папайоанну подчеркивает, что моральная деградация Югурты стала следствием нравственного падения римских олигархов (с. 130). Хотя нумидийский царь и был побежден, он тем не менее ускорил крах Республики, так как именно с его пленением началась вражда между Марием и Суллой, которая в дальнейшем привела к гражданской войне (заметим, что Саллюстий ничего подобного не пишет). Таким образом, историк сближает двух своих главных героев — Югурту и Катилину (с. 131). Папайоанну сопоставляет описание Ганнибала у Ливия (Liv. XXI. 4. 3—
Только что увидела свет и статья отечественного автора,
Многие наблюдения
с.1048 В заключение можно отметить, что данная тематика еще далека от исчерпания, и в процессе ее исследования удается выявить немало новых граней творчества Саллюстия, позволяющих лучше понять его место в античной историографической традиции. И хотя авторы рассмотренных трудов нередко склонны к умозрительным построениям, в целом их работы написаны на высоком научном уровне, что вселяет надежду на дальнейшие успехи в изучении данной проблематики.
Литература/References
Adler, Е. 2006: Who’s Anti-Roman? Sallust and Pompeius Trogus on Mithridates. Classical Journal 101. 4, 383—
Adler, E. 2011: Valorizing the Barbarians: Enemy Speeches in Roman Historiography. Austin.
Büchner, K. 1953: Der Aufbau von Sallusts Bellum Iugurthinum. Wiesbaden.
Büchner, K. 1982: Sallust. Eleidelberg.
Chlup, J. Th. 2004: Beyond the Foreigner: Representations of non-Roman individuals and communities in Latin historiography, from Sallust to Ammianus Marcellinus. Diss. Ph. D. Durham.
Chlup, J. Th. 2013: Sallust’s Melian Dialogue: Sulla and Bocchus in the Bellum Iugurthinum. Dialogues d’Histoire Ancienne 8, 191—
Egorov,
Егоров,
Egorov,
Егоров,
Gerrish, J. 2012: Sallust’s Histories and Triumviral Historiography. Diss. Ph. D. [Philadelphia],
Heldmann, K. 1993: Sallust über die römische Weltherrschaft. Eine Geschichtsmodell in ‘Catilina’ und seine Tradition in der hellenistischen Historiographie. Stuttgart.
Kapust,
Korolenkov,
Короленков,
McGing,
Papaioannou, S. 2014: Matrices of Time and the Recycling of Evil in Sallust’s Historiography. Epekeina 4. 1—
Ramsey,
Zarecki,
ПРИМЕЧАНИЯ