Вступил ли проконсул Цезарь в город Рим в начале 49 г. до н. э.?
с.18
Did the Proconsul Caesar enter the City of Rome at the Beginning of 49 B. C.?
R. M. Frolov
This paper argues that, in the first months of 49 B. C., the proconsul Caesar did not enter Rome but remained near the city (ad urbem). He delivered speeches in the senate and in a contio, both legally convened for him outside the city limits. Our ancient sources do not allow us to conclude that Caesar entered Rome in order to organize right on the spot the emptying of the aerarium at the temple of Saturn on the forum or that he spent some time in the regia (likewise located in urbe). Thereby Caesar demonstrated his respect for republican regulations (according to which, a promagistrate lost his power upon entering Rome and, among other things, was not entitled to convene the senate). However, while avoiding the formal breach of these rules, the proconsul still attempted to control and direct the political processes in the city of Rome.
Keywords: Roman republic; promagistrates; in urbe; ad urbem; pomerium; sphere domi
с.19 В статье аргументируется тезис о том, что в первые месяцы 49 г. до н. э. проконсул Цезарь не вошел в город Рим, а оставался в его предместьях (ad urbem). Он выступил в сенате и в contio, которые были созваны для него законным порядком за городской чертой. Сведения источников не позволяют утверждать, что Цезарь вошел в Рим, чтобы лично руководить изъятием средств из эрария при храме Сатурна на форуме, либо какое-то время находился в Регии, располагавшейся in urbe. Таким образом, Цезарь демонстрировал уважение к фундаментальным республиканским нормам (согласно которым промагистрат утрачивал власть при вступлении в Рим, а также, например, не мог сам созывать сенат). Избегая формального нарушения этих правил, проконсул тем не менее стремился контролировать и направлять политические процессы в городе Риме.
Ключевые слова: Римская республика; промагистраты; in urbe; ad urbem; pomerium; сфера domi
В марте 49 г.1 Помпею удалось ускользнуть от преследования Цезаря и покинуть Италию. После этого Цезарь вернулся к Риму. Оставаясь еще на положении проконсула, он не мог пересечь границу города, обычно в исследовательской литературе определяемую как померий2. В Республике по-прежнему действовало, существенно влияло на политическую ситуацию и, по-видимому, никем всерьез не оспаривалось правило, согласно которому промагистрат утрачивал власть (империй и вместе с ним провинцию/провинции), если входил в Рим3. Ниже я аргументирую тезис о том, что проконсул Цезарь так и не вошел в Город в 49 г. Этот момент важен для понимания того, как Цезарь мог с.20 обеспечить контроль над политическими процессами в самом Риме, несмотря на то что оставался промагистратом.
Привести к выводу о том, что Цезарь оказался in urbe (в городе) еще будучи проконсулом, могут сообщения о двух событиях 49 г. Первое из них — заседание сената 1 апреля (и в последующие дни: Caes. BCiv. 1. 33), а также contio. Проконсул выступил и там, и там (Dio Cass. 41. 15—
Дион Кассий тоже прямо говорит о том, что сенат собрался за чертой померия (ἔξω τοῦ πωμηρίου), причем официально он был созван плебейскими трибунами М. Антонием и Кв. Кассием Лонгином (Dio Cass. 41. 15. 2—
Второй инцидент вызывает больше затруднений. Речь идет о столкновении Цезаря с плебейским трибуном Л. Цецилием Метеллом (тоже, очевидно, в апреле 49 г.) [4, S. 46—
Немедленно возникает вопрос: если Цезарь позаботился о созыве сената и contio за чертой города и в письме Цицерону в начале марта 49 г. сам говорил о намерении прибыть именно ad urbem (Cic. Att. 9. 6a; аналогично Att. 9. 6. 1; 9. 11a. 1; 9. 16. 3; 9. 17. 1; Fam. 8. 15. 1; Caes. BCiv. 1. 32. 1: ad urbem proficiscitur), то почему он все-таки оказался in urbe из-за Метелла, тем самым формально лишив себя проконсульской власти, а также права на галльский триумф?8 Когда было решено забрать деньги из казны, зачем понадобилось личное присутствие Цезаря, если и без него солдаты могли выполнить поставленную задачу, проигнорировав sacrosanctitas (неприкосновенность) трибуна, а статус проконсула (точнее, бывшего проконсула, потерявшего с.21 империй при вступлении в Город) никаких формальных преимуществ в противостоянии с плебейским трибуном не предоставлял? Кроме того, не выглядит ли странным предположение о том, что Цезарь не предвидел последствий «дискуссии» с Метеллом на виду у всех9, во время которой последнему было нетрудно публично уличить проконсула в нарушении прав трибунов? Разве не должен был Цезарь исходить из того, что придется силой захватывать казначейство и что, следовательно, его личное участие в этом мероприятии еще больше ударило бы по его популярности?
Все эти вопросы снимаются, если следовать рассказу Диона Кассия, который сообщает только, что солдаты, посланные забрать государственные средства, проигнорировали Метелла и взломали двери эрария (Dio Cass. 41. 17. 2; также ср. Flor. 2. 13. 21: iussit effringi). В логике повествования Диона появление самого Цезаря на месте событий действительно оказывается ненужным. Однако
Свою интерпретацию Феррари подкрепляет, ссылаясь на переписку Цицерона и сочинения Плутарха. В письме к Аттику от 7 апреля 49 г. Цицерон отмечает: «Говорят, что тебя видели в Регии. И я, конечно, не осуждаю, так как и сам не избежал этого порицания» (Att. 10. 3a. 1: visum te aiunt in regia, nec reprehendo, quippe cum ipse istam reprehensionem non fugerim). Фрагмент, как правило, понимают буквально: Аттик явился в Регию, где и находился Цезарь (великий понтифик, резиденцией которого являлось это сооружение). Регия располагалась in urbe, Цезарь, следовательно, оказался там же [11, p. 288—
Прежде всего странным выглядит небольшая по размерам Регия, которая должна была быть использована для публичных встреч10. Далее, ничто не мешает понять текст Цицерона как признание в том, что его обвиняли в «приходе в Регию» в том же смысле, как и Аттика. Однако Цицерон сам оставался проконсулом и только ради личного разговора с Цезарем в Регии он вряд ли готов был утратить империй и право на триумф, на который по-прежнему надеялся. Поскольку Цицерон в действительности в Рим не вошел, regia может означать не только в его случае, но и в случае Аттика лишь факт переговоров с Цезарем, но не конкретное место этих переговоров (contra [19, S. 233]). Тогда regia является метафорой, которая, с одной стороны, позволяет понять, что речь однозначно идет именно о Цезаре (великом понтифике с резиденцией в Регии), а с другой стороны, попутно намекает на стремление последнего к царской власти (regnum). Наконец, если это прочтение не убеждает, можно задать такой вопрос по поводу буквального понимания: ради чего Цезарь должен был находиться именно в Регии (точно не ради встречи с Метеллом), если тем самым он, подчеркну еще раз, сам себя лишал власти проконсула? Никакого объяснения этому в историографии не предлагается.
с.22 В пользу версии о метафорическом употреблении regia свидетельствует письмо от 25 февраля 49 г., в котором Цицерон обращается к Аттику с такими словами: «… когда даже вы, два таких мужа, (выйдете) к пятому мильному камню. Насколько более неудержимо будет он уверен в своем деле, когда вас и подобных вам увидит не только во множестве, но и поздравляющими его с выражением радости на лицах!» (Att. 8. 9. 2: si quidem etiam vos duo tales ad quintum miliarium. quanto autem ferocius ille causae suae confidet, cum vos, cum vestri similis non modo frequentis sed laeto vultu gratulantis viderit!). Конечно, это свидетельство не может служить строгим доказательством того, что в Att. 10. 3a. 1 Цицерон имеет в виду встречу Аттика с Цезарем не в Регии, а ad urbem. Однако оно вполне подтверждает, что Аттик намеревался лично приветствовать Цезаря как победоносного проконсула, претендующего на триумф, еще в момент его приближения к городу, т. е. не в самом Риме, а в его предместьях (ср. Cic. Att. 9. 7. 2: ne ad urbem ἀπάντησις mea animadvertatur)11. Таким образом, если Аттик реализовал свое намерение (против этого допущения свидетельств нет), то никакой необходимости для него изъявлять Цезарю все то же самое в Регии не было. Выход к «пятому мильному камню», как и заседание сената ad urbem, формально полностью соответствовал бы обычной ситуации, когда проконсул, претендующий на триумф, прибывал в предместья Рима.
Еще одним косвенным подтверждением интерпретации regia в Cic. Att. 10. 3a. 1 как метафоры являются передаваемые Цицероном в другом письме слова Г. Куриона о том, что Цезарь стремится избежать дальнейшего падения своей популярности, поскольку и так уже навредил себе тем, как поступил с казначейством. Из-за этого проконсул даже не решился перед отъездом от Рима произнести речь перед народом на сходке, как изначально планировал (Att. 10. 4. 8). Эти опасения и неуверенность Цезаря вряд ли можно согласовать с версией, из которой следует, что до этого он вошел в Рим (утратив тем самым в глазах сограждан всякие претензии на законное обладание империем и на триумф) и даже некоторое время оставался в Регии, а затем как ни в чем не бывало продолжил действовать как проконсул, хотя все же «постеснялся» выступить перед народом. Попутно замечу, что никаких намеков на «обмен любезностями» с Метеллом у дверей эрария и в этом письме нет. Говорится о желании Цезаря в порыве гнева убить трибуна (voluisse Caesarem occidi Metellum), но, во-первых, проконсул от этого все же воздержался, а во-вторых, это не подтверждает, что такое желание у него возникло, когда он лично лицезрел Метелла, охранявшего эрарий (pace [11; р. 288—
Последовательное применение Цицероном выражения ad urbem при описании созыва сената 1 апреля 49 г. (см. выше), его беспокойство по поводу собственного положения, формально во многом идентичного положению Цезаря (проконсул, избегающий вступления в Рим ради сохранения империя и права на триумф), многочисленные указания на обсуждения прибытия Цицерона именно ad urbem (Cic. Att. 7. 17. 3; 7. 18. 3; 9. 7. 2; 9. 18. 1; 9. 19. 4; 10. 4. 11; Fam. 4. 1. 1; также ср. Att. 8. 11 b. 3: ab urbe), на мой взгляд, исключают возможность того, что Цицерон ни разу не обратил бы внимание на нахождение Цезаря in urbe, если бы таковое действительно имело место12.
На молчание Цицерона и других современников Цезаря по этому поводу обратил внимание Й. Ян, однако его объяснение с.23 сводится к тому, что все стороны конфликта нарушали mos maiorum, поэтому вступление Цезаря в Рим просто не заметили («wurde … von niemandem empfunden» [17, S. 183]). Этот аргумент нельзя принять, поскольку Цицерон, например, все же подробно высказывается по поводу прочих нарушений со стороны Цезаря13.
Свидетельства, из которых действительно однозначно следует, что Цезарь оказался in urbe, а не ad urbem, сводятся к рассказам Лукана и Плутарха о столкновении Цезаря с Метеллом. У Лукана этот инцидент становится выразительным поэтическим средством. Для достижения нужного эффекта писателю важно создать впечатление о том, что Цезарь лично угрожал Метеллу и чуть ли не намеревался убить его собственными руками. Конечно, можно сразу констатировать, что поэту не составило бы труда в своем повествовании «перенести» Цезаря поближе к эрарию и к Метеллу, если это было бы необходимо для раскрытия художественного замысла, характеров героев и т. д. Но все же одного этого соображения недостаточно, чтобы утверждать, что именно в данном случае Лукан определенно допустил искажение исторической действительности14. Однако есть дополнительные основания полагать, что это именно так. Необходимо учитывать явно выраженную тенденцию Лукана при изображении других действий проконсула Цезаря в начале 49 г.
Как отмечено выше, Дион прямо указывает на то, что в апреле 49 г. Цезарь сам не собирал сенат. Это вполне логично, поскольку, во-первых, созыв сената проконсулом был бы однозначно незаконным актом, каковых Цезарь в этот период подчеркнуто стремился избегать. Во-вторых, все это было не нужно, если имелись плебейские трибуны, готовые собрать сенат в законном порядке. Кроме того, у Диона сенаторы собрались за чертой померия. Лукан же, переместив события из предместий Рима на Палатин15, не только приписал самому Цезарю официальный созыв сената, но даже специально подчеркнул (прибегнув к квазиюридической терминологии), что проконсул не имел на это полномочий (nullo cogendi iure senatus) [24, p. 116—
Но если Лукан дезинформирует нас в том, что касается участия промагистрата Цезаря в заседании сената, то опрометчиво будет принять на веру его рассказ о личном обращении проконсула к Метеллу (следовательно, о том, что Цезарь вошел в Рим), поскольку из этого рассказа с необходимостью следует (хотя Луканом и не обсуждается) явное нарушение еще одного основополагающего принципа функционирования промагистратуры: Цезарь оказался in urbe, но посчитал, что империй формально не утратил. Таким образом, он допустил нарушение, которое по своим масштабам было бы сопоставимо с официальным созывом сената проконсулом.
с.24 На это можно возразить, что версия Лукана не может быть легко отброшена, так как она подкрепляется сообщениями Плутарха (ср. комментарий [2, р. 331—
Таким образом, сообщения Плутарха и Лукана вряд ли следует предпочесть свидетельству Диона и указаниям в переписке Цицерона на нахождение Цезаря ad urbem. Кроме того, в данном случае легитимен, на мой взгляд, argumentum ex silentio: Цицерон и его корреспонденты много говорят о различных нарушениях со стороны Цезаря и о столкновении Цезаря и Метелла, но ни слова о том, что проконсул оказался in urbe ради личной «встречи» с трибуном, а также утратил империй и право на триумф. Следовательно, в данном случае ничто не препятствует принятию тезиса о технической точности слов самого Цезаря, который по поводу своего отъезда из Города писал не ex urbe proficiscitur (как сказано в BCiv. 1. 6. 7 о выходе консулов из Рима), а ab urbe proficiscitur (BCiv. 1. 33. 4)18. Последнее обозначает оставление Цезарем предместий Рима, а не самого Города, в который он так и не вошел. Возникает вопрос о том, как он планировал влиять и в какой степени действительности сумел повлиять на политические процессы в Риме, если по-прежнему считал себя связанным формальными ограничениями, предусмотренными республиканской традицией в отношении промагистратов?
Ссылки
1. Emmelius D. Grenzen schreiben. Das Pomerium und die Konstitution von Stadtgrenzen im antiken Rom. Bielefeld, 2019. 331 S.
2. Pelling C. Plutarch Caesar. Oxford; New York, 2011. 519 p.
3. Berti N. La guerra di Cesare contro Pompeo: commento storico a Cassio Dione. Libri XLI—
4. Woytek B. Arma et nummi. Forschungen zur römischen Finanzgeschichte und Münzprägung der Jahre 49 bis 42 v. Chr. Vienne, 2003. 631 S.
5. Hunink V. M. Annaeus Lucanus. Bellum Civile, Book III. A Commentary. Amsterdam, 1992. 305 p.
6. M. Annaei Lucani Pharsalia / C. M. Francken (ed). Vol. I. Leiden, 1896. 224 p.
7. Brisset J. Les Idées Politiques de Lucain. Paris, 1964. 236 p.
с.25 8. Bachofen A. Cäsars und Lucans Bellum Civile: ein Inhaltsvergleich. Zürich, 1972. 176 S.
9. Fabre P. Lentulus, César et l’aerarium // Revue des Études Anciennes. 1931. T. 33. P. 26—
10. Gelzer M. Caesar. Politician and Statesman. Oxford, 1968. 359 p.
11. Ferrary
12. Alföldi M. R. Caesar in 44 v. Chr. Bd. I. Bonn, 1985. 450 S.
13. Libero L., de. Der Raub des Staatsschatzes durch Caesar // Klio. 1998. Bd. 80. S. 111—
14. Дементьева В. В. Aerarium sanctius Римской республики // Прошлое. Проекция. Презентация: Проблемы всемирной истории: сб. науч. тр. / В. В. Дементьева, М. Е. Ерин (ред.). Ярославль, 2012. С. 8—
15. Schmidt O. E. Der Briefwechsel des M. Tullius Cicero. Leipzig, 1893. 534 S.
16. Jehne M. Der Staat des Dictators Caesar. Köln; Wien, 1987. 496 S.
17. Jahn J. Interregnum und Wahldiktatur. Kallmünz, 1970. 195 S.
18. Rawson E. Caesar: Civil War and Dictatorship // Cambridge Ancient History. 2nd ed. Vol. 9 / J. A. Crook, A. Lintott, E. Rawson (eds.). Cambridge, 1992. P. 424—
19. Becker W. A. Handbuch der römischen Alterthümer. T. 1. Leipzig, 1843. 722 S.
20. Shackleton Bailey D. R. Cicero, Letters to Atticus. Vol. 4. Cambridge, 1968. 479 p.
21. Welch K. E. T. Pomponius Atticus: A Banker in Politics? // Historia. 1996. Bd. 45. P. 450—
22. Schneider M. Cicero ‘Haruspex’: Political Prognostication and the Viscera of a Deceased Body Politic 04. 252 p.
23. Lintott A. W. Lucan and the History of the Civil War // Classical Quarterly. 1971. Vol. 21. P. 488—
24. Fantham E. Lucan and Republican Senate // Interpretare Lucano / P. Esposito, L. Nicastri (eds.). Napoli, 1999. P. 109—
25. Fantham E. Lucan. De bello civili: book II. Cambridge, 1992. 244 p.
26. Helzle, M. Der Stil ist der Mensch: Redner und Reden im römischen Epos. Stuttgart; Leipzig, 1996. 349 S.
27. Asso P. A Commentary on Lucan ‘De bello civili’ IV. Berlin; New York, 2010. 333 S.
28. Carsana C. Commento storico al libro II delle Guerre Civili di Appiano. P. I. Pisa, 2007. 309 p.
ПРИМЕЧАНИЯ