с.75 Чужеземных народов (exterae nationes), о которых Цезарь так или иначе упоминает в «Записках», на поверку оказывается сравнительно немного. Основной объём сообщаемой им историко-этнографической информации приходится на долю северных варваров – галлов, германцев и британцев. Кроме того, в повествовании Цезаря присутствуют греки, мельком упоминаются испанцы и фракийцы, а также дикие горцы и первобытные племена, населявшие острова в дельте Рейна. Из всех перечисленных народов и племён лишь греки – массалиоты, будучи «людьми образованными» (homines docti: BC. II. 12. 4), принадлежали к миру цивилизации, тогда как остальные «тонули во мраке варварства»1.
«Варварство»2—3 в понимании Цезаря являлось синонимом «дикости» (например, германцы в речи Дивициака оцениваются им как «дикари и варвары» (homines feri ac barbari: BG. I. 31. 5; ср. 33. 4; IV. 10. 4)), незнакомой с образом жизни греков и римлян (homines barbari et nostrae consuetudinis imeriti: IV. 22. 1). Последний включал в себя как материальную, так и духовную культуру (cultus atque humanitas: I. 1. 3). И если понятие «духовная культура», или образованность, humanitas (I. 47. 4), было для Цезаря аналогично понятию «цивилизованный образ жизни» (ср. IV. 3. 3; V. 14. 1), то невежество (imperitia), напротив, являлось характерным признаком варварства (barbaros atque imperitos homines: I. 40. 9; 44. 9; IV. 22. 1; VI. 10. 2). Варварство отличали обычаи, казавшиеся «дикими» представителю греко-римской цивилизации, как, например, человеческие жертвоприношения у галлов (VI. 16. 2–5) или «групповой брак» у британцев (V. 14. 4–5). Варварский образ жизни характеризовался воинственностью (IV. 1. 3; VI. 23. 1–8; BC. I. 85. 8), необычной диетой и «странной» одеждой (BG. IV. 1; 10; V. 14; VI. 21–22), приоритетным развитием скотоводства в ущерб земледелию (IV. 1. 6; V. 14. 2) и некоторыми другими признаками.
Хотя Цезаря нельзя считать писателем-примитивистом, тем не менее в его «Записках» неоднократно встречаются недвусмысленные указания на с.76 то, что цивилизация пагубно влияет на общественные нравы, а это, в свою очередь, рано или поздно неизбежно приводит к упадку военно-политического могущества (I. 1. 3–4; IV. 2–3; VI. 24). Данное обстоятельство, на наш взгляд, объясняется тем, что Цезарь либо недостаточно критически воспринял, либо сам чересчур субъективно интерпретировал сведения своих источников о быте и нравах нервиев (II. 15. 4–6), свевов (IV. 1–3) и в целом всех германцев (VI. 21–24), повествование о которых приобрело у него отчётливые признаки «культурного примитивизма». Элементы идеализации «благородных дикарей» в «Записках» Цезаря свидетельствуют, в частности, о том, что их автор вовсе не был чужд эллинистической историко-этнографической традиции4.
Среди положительных качеств галлов Цезарь отмечает благочестие (natio est omnis Gallorum admodum dedita religionibus. VI. 16. 1; ср.: VI. 17), храбрость в бою (virtus, fortitudo. I. 1. 4; 28. 5; II. 8. 1–2; 24. 4; 27. 3; 33. 5; III. 25. 1; VII. 59. 5–6; 77. 4), ненависть к рабству5 и любовь к свободе (III. 8. 4; VII. 1. 3–8; 76. 2). По его мнению, галлы отличавшиеся воинственностью (VI. 15. 1), «превосходили воинской доблестью все народы» (virtute belli omnibus gentibus praeferebantur. V. 54. 5) и даже когда-то германцев (VI. 24). Он приводит яркие примеры мужества, героизма, благородства и преданности некоторых из них6 в моменты смертельной опасности (III. 22; с.77 IV. 12; V. 45; VII. 25; 40). Кроме того, Цезарь утверждал, что этот народ «является чрезвычайно сообразительным и на редкость способным к заимствованию и воспроизведению у себя всего того, чему учат другие» (ut с.78 est summae genus sollertiae atque ad omnia imitanda et efficienda, quae ab quoque traduntur, aptissimum: VII. 22. 1).
Однако похвалы имеют незамысловатый подтекст. Понятно, что признание доблести галлов придаёт вес успехам Цезаря – какой почёт в победе над трусами? В этом смысле особенно показателен эпизод битвы под Авариком: галлы, падая один за другим под выстрелами скорпиона, шли вперёд, лишь бы поджечь римские осадные сооружения (VII. 25). Таким образом, рассказывая о храбрости врага и вроде бы демонстрируя тем самым свою объективность, автор на деле показывает превосходство римлян, ибо галлы проявляют себя, лишь погибая и не нанося вреда врагу, и мужество их не приводит к победе. Аналогичный подтекст имеет и признание способности галлов перенимать «то, чему учат другие» – ведь речь идёт, в сущности, об усвоении римского опыта (см.: V. 42. 1–2).
Вообще же в большинстве случаев его оценки галлов в целом, а также особенностей их «национального характера» отличаются сугубо негативным смыслом, что дало основание Н. С. Широковой говорить об «отчётливо прослеживающейся в тексте Цезаря антигалльской тенденции»7. Так, по мнению Цезаря, вспыльчивость и безрассудство являются врождёнными качествами галлов, заставляющими их легкомысленно принимать на веру ложные слухи (iracundia et temeritas, quae maxime illi hominum generi est innata, ut levem auditionem habeant pro re comperta: VII. 42. 2; ср. IV. 5. 3; VI. 7–8). Они непривычны к труду (homines insueti laboris: VII. 30. 4), «поспешны в принятии решений и обыкновенно падки на все новое» (sunt in consiliis copiendis mobiles et novis plerumque rebus student: IV. 5. 1; ср. III. 8. 3; 10. 3), отличаются неустойчивостью (infirmitas), легкомыслием (levitas animi) и непостоянством (mobilitas. II. 1. 3; IV. 5; 13. 3). По словам Цезаря, «насколько галлы полны решимости и присутствия духа для начала войны, настолько же они бесхарактерны и нестойки перед лицом неудач» (ut ad bella suscipienda Gallorum alacer ac promptus est animus, sic mollis ac minime resistens ad calamitates perferendas mens eorum est: III. 19. 6). Им свойственны привычка к отсутствию порядка и воинской дисциплины (Gallica consuetudo. BC. I. 51. 1. Впрочем, были и исключения из общего правила: BG. V. 34–35), «нелепое варварское высокомерие» (stulta ac с.79 barbara arrogantia. BC. III. 59. 3) и хвастовство (gloria, Gallica ostentatio: III. 79. 6; BG. VII. 53. 3; ср. I. 14. 4), а также склонность к обману (dolus), козням (insidiae) и вероломству (perfidia: IV. 13. 4; 14. 3; V. 26–27; VII. 5. 5–6; 17. 7; 54. 2; BC. III. 60–61). Очевидно, именно последним обстоятельством8 было обусловлено то недоверие, с которым Цезарь относился к своей свите, состоявшей из галлов (neque salutem suam Gallorum equitati committere audebat: BG. I. 42. 5). Подчас они проявляли «исключительную и безбожную жестокость» (singularem et nefariam crudelitatem: VII. 77. 2; ср. 4. 9–10; 38. 9), примером которой могли служить, в частности, человеческие жертвоприношения (sacrificia: VI. 16. 2–5). Ярчайший пример – эпизод с изменой Литавикка, обличающий одновременно и предательство, и жестокость галлов (VII. 38). Как известно, последний объявил, будто Цезарь уничтожил многих знатных эдуев и призвал отомстить за них. Гнев эдуев обрушился на римских купцов, следовавших с Литавикком в надежде на его защиту (qui eius praesidii fiducia una ierant). А вместо защиты их ждёт незаслуженная смерть после жестоких мучений (crudeliter excruciatos), провиант, который они везли с собой, подвергается разграблению. Эффект усиливается благодаря сдержанному тону повествования – автор намеренно избегает патетических восклицаний, ибо и так всё очевидно – cum tacent clamant.
Важно отметить, что Цезарь по-разному относился к различным галльским племенам. Так, об эдуях, этих давних и верных союзниках Рима (V. 54. 4), неоднократно получавших от сената титул «единокровных братьев римского народа» (fratres consanguineosque saepe numero a senatu appellatos: I. 33. 2), он отзывается более благоприятно (VI. 12; VII. 33. 1), нежели о гельветах (I. 14), враждебно настроенных по отношению к римлянам (homines inimico animo: I. 7. 5; ср. 10. 2). Кроме того, характеристика некоторых племён включает в себя элементы примитивизма и идеализации «благородных дикарей». Это относится, в частности, к волькам-с.80 тектосагам (VI. 24. 2–4), бельгам (I. 1. 3; II. 4) и нервиям (II. 4. 8; 15; 27. 3–5). Справедливость (iustitia) и воинская доблесть (bellica laus) вольков-тектосагов (Volcae Tectosages), по мысли Цезаря, обусловлены избытком населения и недостатком земли (propter hominum multitudinem agrique inopiam), т. е. в конечном счете бедностью (VI. 24. 1). Аналогичную мысль он проводит и в отношении германцев (24. 4–6). Не случайно бельги, самые храбрые (fortissimi) из всех галлов (I. 1. 3), оказываются по происхождению германцами (II. 4. 2). Выдающуюся храбрость бельгов Цезарь объясняет их отдалённостью от материальной и духовной культуры Нарбонской Галлии (a cultu atque humanitate provinciae), слабой вовлечённостью в процесс меновой торговли с римскими купцами и постоянными войнами с зарейнскими германцами (I. 1. 3).
Нервии, по его словам, являются «самыми дикими» (maxime feri) из бельгов и живут «дальше всех» (longissime absint: II. 4. 8). Купцы к ним не ездят, т. к. нервии запрещают им ввозить в их пределы вино и предметы роскоши, которые «изнеживают душу и ослабляют храбрость» (relanguescere animos eorum et remitti virtutem: II. 15. 5). Сохраняя стойкое неприятие всего, что было связано с культурной жизнью9, нервии оставались «дикими и очень храбрыми людьми» (esse homines feros magnaeque virtutis) (ibidem; cp. II. 27. 3–5). Характерно, что из всех варваров лишь одним нервиям Цезарь приписал такое качество, как «величие духа» (animi magnitudo: 27. 5). У римлян они переняли кое-какие военные навыки, которые с успехом использовали против них же (V. 42. 1–2). Таким образом, Цезарь явно связывает воинскую доблесть нервиев с их отдалённостью от центров римской культуры, а также с их неприятием таких её атрибутов, как вино и предметы роскоши. Идеализируя нервиев, Цезарь volens-nolens противопоставлял этих «благородных дикарей» своим развращённым соотечественникам. Связывая порчу нравов с достижениями цивилизации и, как следствие, до известной степени идеализируя состояние дикости, Цезарь-с.81 этнограф отдает дань греческой традиции «культурного примитивизма»10.
Цезарь первым из античных авторов чётко указал на то, что галлы и германцы являются, по существу, разными народами (quo different hae nationes inter sese: VI. 11. 2; cp. III. 11. 2), и в этом состоит одна из несомненных его заслуг11. «Германцами» (Germani) Цезарь называл всех варваров, с.82 живших восточнее Рейна12. В «Записках о галльской войне» он поместил небольшой очерк, посвященный германцам, их быту и нравам (mores: VI. 21–24). Прежде всего Цезарь отметил то немаловажное обстоятельство, что обычаи германцев резко отличались от галльских, и в первую очередь тем, что у них не было друидов и не практиковалось человеческих жертвоприношений (Germani multum ab hac consuetudine different. Nam neque druides habent, qui rebus divinis praesint, neque sacrificiis student: VI. 21. 1). Дальнейшее описание представляет германцев в роли «благородных дикарей»13. Среди их обычаев и нравов Цезарь называет столь традиционные для такого рода повествований14 отсутствие частной собственности на с.83 землю (VI. 22. 2), употребление одежды из шкур и половое воздержание (21. 4–5), гостеприимство (23. 9), мясо-молочную диету (22. 1), имущественное равенство (22. 2–4), привычку к деятельному образу жизни (21. 3), наконец, воинственность (23. 1–8) и храбрость (24. 3–6; ср. I. 36. 7; 39. 1).
Патриархальная простота и строгость нравов, отмеченные Цезарем у германцев, резко контрастируют с образом жизни галлов, привыкших к деньгам и предметам роскоши (VI. 19. 1–2; 24. 5–6), а также с примерами их бесчеловечной жестокости (IV. 14. 5; V. 56. 2; VI. 16. 5; 19. 4; VII. 38. 5). Германцы для Цезаря были «дикарями и варварами» (homines feri ac barbari. I. 31. 5; 33. 4; cp. I. 47. 3), в культурном отношении (consuetudo victus) стоявшими гораздо ниже галлов (I. 31. 11; cp. IV. 3. 3), но зато превосходившими их в моральном плане. Они мало занимались производительным трудом, предпочитая ему грабительские набеги на соседей (VI. 23. 1–6). К примеру, сугамбров Цезарь характеризует как «прирождённых воинов и разбойников» (in bello latrociniisque natos: VI. 35. 7). То же самое можно сказать и о свевах – «грубых варварах» (barbaros atque imperitos homines), совершавших время от времени разбойничьи набеги на земли своих соседей – херусков, которые отвечали им тем же (VI. 10. 2).
В описании свевов, «самого многочисленного и наиболее воинственного» из всех германских племён (Sueborum gens est longe maxima et bellicosissima Germanorum omnium: IV. 1. 1), также присутствует немало элементов «культурного примитивизма». Так, по сведениям Цезаря, у свевов не было частной собственности на землю, они придерживались преимущественно мясо-молочной диеты, вели активный образ жизни на лоне природы, носили одежду, сшитую из шкур, и отличались физической крепостью и здоровьем (1. 2–8). Свевы пользовались абсолютной свободой (libertas vitae), никому не подчиняясь и делая только то, что они хотели (1. 7). Они с.84 вовсе не употребляли вина и были совершенно равнодушны к привозным товарам (2. 1–2).
По-видимому, именно всеми этими обстоятельствами Цезарь был склонен объяснять особую воинственность, храбрость и военное могущество свевов (IV. 2–3). Косвенно такой вывод подтверждается тем, что убии, некогда обладавшие значительной военно-политической мощью, как сообщает Цезарь, со временем благодаря частым приездам купцов и влиянию соседей-галлов стали «более культурными» (humaniores), понесли ряд поражений от свевов15 и превратились в их данников (IV. 3. 3–4). К тому же ряду элементов примитивизма относится и свидетельство Цезаря о том, что германцы, по-прежнему живущие в нужде (inopia) и бедности (egestas), превосходят воинской доблестью (virtus) галлов, которые некогда отличались большей храбростью, чем германцы, и даже сами на них нападали, но с течением времени стали более цивилизованными благодаря близости римской провинции (Gallia Narbonensis) и знакомству с заморскими товарами, вследствие чего потеряли былую воинственность, потерпели от германцев немало поражений и более не пытаются равняться с ними в храбрости (VI. 24). Таким образом, Цезарь, не располагавший в достаточном объёме достоверной информацией о зарейнских германцах, поддался соблазну их идеализации, исходя из традиционных для античной литературы представлений о доблести и справедливости северных варваров в противовес порче нравов и связанным с ней порокам греко-римской цивилизации16.
Остаётся дополнить собирательный образ германцев теми негативными чертами их характера, о которых упоминает Цезарь в «Записках о галльской войне». Их сравнительно немного. Лишь однажды Цезарь упрекнул германцев в вероломстве (perfidia) и лицемерии (simulatio) (IV. 13. 4). Кроме того, целый ряд отрицательных качеств типичного варвара-германца сохранила для нас характеристика Ариовиста.
с.85 Очевидно, вся история с Ариовистом, описанная Цезарем, имела немалое значение и для последующих военных операций в Галлии, и для его собственного политического реноме, что нашло отражение в I книге «Записок». Поэтому тему «Цезарь и Ариовист» стоит рассмотреть несколько подробнее17.
По мнению Г. Хауорта, Ариовист (Ariovistus, rex Germanorum: I. 31. 10), возможно, не был германцем в этническом смысле этого слова (т. е. «тевтонцем»), а происходил из гетов или даков18. Он возглавлял конфедерацию племён, принадлежавших к разным народам и в том числе к галлам, которые жили восточнее Рейна и чисто географически были отнесены Цезарем к германцам. Костяк означенной конфедерации, вторгшейся на территорию современного Эльзаса, вероятно, составляли маркоманы; это мощное давление и вынудило гельветов к миграции19.
Ариовисту в 59 г. до н. э. сенатским постановлением был дарован титул rex socius et amicus populi Romani. Начав с ним войну на собственный страх и риск20, Цезарь был обязан как-то мотивировать свои действия перед сенатом21. Так на свет появилась речь Дивициака в I книге «Записок о галльской войне» (I. 31. 3–16). По мнению С. Л. Утченко, устами Дивициака «даётся, по существу, мотивировка и обоснование необходимости начать военные действия против Ариовиста, который меньше всего, по-видимому, был расположен портить отношения с римлянами, да и едва ли помышлял в то время о господстве над всей Галлией»22. Интересно, что о том, как германцы угнетали эдуев и секванов (ловкий проконсул оправдывал свою войну против Ариовиста необходимостью защитить римских союзников – I. 45), непосредственно повествует не Цезарь, а Дивициак как лицо «нейтральное». Его же устами Цезарь даёт и характеристику Ариовисту (I. 31. 13–15)23, с.86 своеобразный фон для которой формируют «дикие» соплеменники германского вождя. По словам А. Н. Шервин-Уайта, «заставить одного варвара дать характеристику другому – это, без сомнения, эффектный приём»24.
Итак, по словам Дивициака, Ариовист – «человек дикий, вспыльчивый и безрассудный» (hominem esse barbarum, iracundum, temerarium: I. 31. 13). Он «властвует надменно и жестоко» (superbe et crudeliter imperare: 31. 12). Дивициак опять-таки отмечает жестокость (crudelitas) Ариовиста (32. 4), а Цезарь как бы «от себя» подчёркивает его упрямство (pertinacia) (42. 3), высокомерие (spiritus) и наглость (arrogantia) (33. 5; ср. 46. 4). В то же время наряду с «бешенством и безумием» (furor atque amentia: 40. 4) вождь германцев подчас проявляет «расчёт и хитрость» (ratio et consilium: 40. 8). Можно предположить, что такая характеристика в значительной мере соответствовала стереотипному представлению соотечественников Цезаря об особенностях германского «национального характера» (Nationalcharakter). Как считает А. Н. Шервин-Уайт, именно первая книга De bello Gallico сыграла важнейшую роль в появлении одного из самых стойких предрассудков римлян по отношению к германцам25.
Многое убеждает нас в том, что военный конфликт с Ариовистом был инициирован Цезарем, а сам ход событий, изложенный в I книге «Записок», получил под пером проконсула крайне тенденциозную трактовку. С. Л. Утченко не исключает того, что «как съезд, так и обращение галльских вождей к Цезарю были инспирированы им самим»26. Косвенное подтверждение этому он усматривает в явных преувеличениях, допущенных Цезарем при описании того, как театрально, «со слезами» и «громким плачем» галльские principes умоляли его о помощи (I. 31–32)27, а также в замечании Светония о том, что Цезарь в Галлии «не упускал ни одного случая для войны, даже для несправедливой или опасной (ne iniusti quidem ac periculosi), и первым нападал как на союзные племена, так и на враждебные и дикие (tam foederatis quam infestis ac feris gentibus)» (Suet. Iul. 24. Пер. М. Л. Гаспарова). И хотя у Светония речь идет о событиях после 56 г. с.87 до н. э., С. Л. Утченко резонно полагает, что допустимо «и в выступлении против Ариовиста видеть вполне аналогичное явление»28.
Тенденциозность Цезаря выражается, с одной стороны, в явном очернении германцев и Ариовиста, а с другой – в апологии собственных деяний в Галлии, – апологии, проводимой им в том числе и при помощи такого одиозного персонажа «Записок», каким стал в описании Цезаря вождь германцев. Так, А. И. Доватур полагает, что в речи Ариовиста (BG. I. 44), одной из пяти самых больших речей в «Записках о галльской войне» (I. 31; 40; 44; V. 27; VII. 77), разъясняется всё значение галльских войн. По его мнению, «устами Ариовиста Цезарь сам восхваляет свою деятельность в Галлии»29. Речь Ариовиста, как и речи Дивициака, Амбиорига и Критогната30, была сочинена Цезарем с одной целью: служить оправданием его далеко не всегда безупречной (с точки зрения римских государственных интересов) политики в Галлии. Поэтому все оценки варваров, содержащиеся в этих речах, должны восприниматься сугубо критически.
Подводя некоторые итоги, следует отметить: отношение Цезаря к германцам вовсе не было проникнуто непримиримой враждебностью, ненавистью или презрением, несмотря на то что они были варварами, «дикарями» (homines feri: I. 47. 3) и к тому же его противниками на поле брани31. Скорее он испытывал к ним, помимо сугубо прагматического интереса, с.88 связанного с его политическими и военно-стратегическими планами, ещё и научный, этнографический, интерес, нашедший отражение в описании особенностей «национального характера», быта и нравов зарейнских германцев32. В этом описании информация негативного плана сведена до минимума, тогда как положительный интерес Цезаря-этнографа, как мы видели, обернулся известной идеализацией «благородных дикарей», что в значительной степени отличает характеристику германцев от характеристики галлов33.
Рассказывая о британцах (V. 12–14), Цезарь утверждает, что «наиболее цивилизованными» (longe humanissimi) из них являются обитатели побережья (V. 14. 1). Они были выходцами из Бельгики (12. 2), поэтому сохранили многое от «галльского образа жизни» (Gallica consuetudo: 14. 1). О степени их цивилизованности говорит, в частности, наличие золотой монеты в обращении (12. 4).
В описании быта туземцев, населявших, по сведениям Цезаря, внутреннюю часть острова, присутствуют такие традиционные компоненты повествований о жизни «благородных дикарей», как отсутствие земледелия (frumenta non serunt), мясо-молочная диета (lacte et carne vivunt), одежда из звериных шкур (pellibusque sunt vestiti) и «групповой брак» (uxores habent… inter se communes: V. 14. 4). Таким образом, сообщения Цезаря о жителях Британии содержат некоторые элементы примитивизма. За исключением одного упрёка по адресу британцев – в «неблагоразумии» (imprudentia: IV. 27. 5), этим исчерпываются какие бы то ни было оценочные суждения Цезаря о них.
Между тем он упоминает также о «диких и варварских племенах» (feris barbarisque nationibus), населявших острова в дельте Рейна и якобы питавшихся исключительно рыбой и птичьими яйцами (IV. 10. 4–5); об альбиках, этих «суровых горцах» (homines asperi et montani), едва ли с.89 уступавших доблестью римлянам (BC. I. 57. 3.; ср. 58. 2–4); о воинственных испанцах I. 85. 8) и храбрых фракийцах (III. 95. 3). Особое уважение Цезарь обнаружил по отношению к «имени и древности» Массалии (pro nomine et vetustate: II. 22. 6; ср. аналогичную его сентенцию в отношении Афин: App. BC. II. 88; Dio Cass. XLII. 14. 2). Характеризуя массалиотов34 как «людей образованных» (homines docti: BC. II. 12. 4), он в то же время отметил их храбрость в бою (6. 1). Тем не менее Цезарь не преминул указать на такие пороки массалиотов, как коварство и вероломство (14. 1)35.
Подводя итоги всему вышеизложенному, подчеркнём следующее: в замечаниях, отзывах, описаниях и характеристиках, данных Цезарем разным чужеземным народам, почти совершенно отсутствует тот ярко выраженный римский «шовинизм», который мы наблюдаем, к примеру, у Цицерона. Незначительными проявлениями его отмечено лишь отношение Цезаря к галлам, которым посвящена наибольшая часть его этнографических сообщений. Это и неудивительно: из всех тех народов, которые упоминаются в «Записках», наиболее тесные и продолжительные контакты Цезарь имел именно с галлами, а следовательно, лучше знал достоинства и недостатки их национального характера. И если последних, по его мнению, оказалось больше, то, во всяком случае, мы не сможем отнести такую оценку с.90 полностью на счёт предубеждения или какого-то сильного «шовинистического» чувства.
Как мы помним, победоносный полководец отдавал должное воинской доблести своих противников. Кроме того, он, по-видимому, испытывал к ним, их быту и нравам чисто познавательный интерес, который и нашёл отражение в записках полководца, построившего свой рассказ в традициях эллинистической этнографии. Цезарь, надо полагать, в известной мере разделял как и его соотечественники, чувство римской исключительности. Он, безусловно, был убеждён в превосходстве греко-римской цивилизации над варварством. Однако, вступив в довольно тесные и продолжительные контакты с варварами, Цезарь сумел подняться над примитивным шовинизмом и национальным чванством, постаравшись дать всем этим племенам и народам наиболее объективную оценку36. То обстоятельство, что при всём этом он не смог избежать известной идеализации некоторых из них, свидетельствует лишь о том, что его отношение к варварам если и не являлось абсолютно объективным и свободным от «национального предрассудка», то во всяком случае было скорее взвешенно-позитивным, нежели презрительно-негативным.
ПРИМЕЧАНИЯ
Другой, «в высшей степени храбрый и образованный молодой человек» (summa virtute et humanitate adulescentem: I. 47. 4), «первый в провинции Галлии» (principem Galliae provinciae), был его другом (familiaris), которому Цезарь всецело доверял (cui summam omnium rerum fidem habebat: I. 19. 3). Характерно, что в ходе войны с германцами судьба римского гражданина во втором поколении, галла по рождению, друга и гостеприимца Цезаря Гая Валерия Процилла, видимо, беспокоила проконсула гораздо больше, нежели судьба «чистокровного» римлянина М. Меттия (quae quidem res Caesari non minorem quam ipsa victoria voluptatem attulit, quod hominem honestissimum provinciae Galliae, suum familiarem et hospitem, ereptum e minibus hostium sibi restitutum videbat neque eius calamitate de tanta voluptate et gratulatione quicquam fortuna deminuerat: I. 53. 7). Кроме того, в Галлии у Цезаря было немало гостеприимцев (hospites), которые своевременно информировали его о состоянии дел в своих общинах (V. 6. 3). Разумеется, ко всем своим галльским друзьям и гостеприимцам Цезарь относился в высшей степени благосклонно, что подтверждают приведённые выше отзывы.
Д. Кутрубас (Koutroubas D. E. Die Darstellung der Gegner in Caesars Bellum Gallicum. Diss. Heidelberg, 1972), рассматривая отдельно отношения 1) Цезаря с вождями варваров и 2) римлян в целом как этнокультурной общности с теми или иными варварскими племенами и народностями (гельветами, бельгами, германцами и др.), несколько упрощённо делит всех упомянутых Цезарем знатных варваров на его друзей и врагов, забыв о том, что, к примеру, Ариовист до лета 58 г. до н. э. носил титул «друга римского народа», Амбиориг поначалу деятельно помогал Цезарю (V. 27; Jullian C. Histoire de la Gaule. T. III. P., 1920. P. 370). То же можно, видимо, сказать и о Верцингеториге (Dio Cass. XL. 41. 1; Gelzer M. Vercingetorix // RE. 2. R. Hbd. 15. 1955. Sp. 982). Очевидно, помимо двух групп, друзей и врагов, имеет смысл выделить третью, в которую войдут отдельные личности и целые группировки, то переходившие на сторону римлян, то выступавшие против них (см. рецензию Э. Меншинга на диссертацию Д. Кутрубаса в: GGA. 227. 1975. S. 12 f.).
Римляне во времена Цезаря практически не различали галлов и германцев (ср. Sall. Iug. 114. 1; Hist. III. 96). Греческие этнографы в этом отношении тоже оказались не на высоте. По-видимому, даже Посидоний не делал принципиального различия между галлами и германцами (Rawson E. Op. cit. P. 259. N. 56). Г. Хауорт считал, опираясь на известный фрагмент Саллюстия (Sall. Hist. III. 96), что по крайней мере в 72 г. до н. э. римляне отмечали хотя бы чисто внешнее различие между ними (Howorth H. H. The Germans of Caesar // EHR. 23. 1908. P. 420). В дальнейшем его существенно углубил и расширил Цезарь в «Записках о галльской войне».