Катон Утический: хранитель устоев и нарушитель традиций
с.123 Катон Младший, или Катон Утический, уже при жизни был образцом для подражания (Cic. Att. II. 1. 10; Fam. VIII. 17. 2). В Риме его имя стало нарицательным; впрочем, в массовом сознании оно ассоциировалось не только с исключительно порядочным и бескорыстным человеком, но и с докучливым ментором и неисправимым резонёром. По свидетельству Плутарха, «людей испорченных и разнузданных, но любителей важных и суровых слов в насмешку звали Катонами» (Plut. Cato Minor. 19. Здесь и далее пер.
Как писал Валерий Максим, слава Катона Младшего превзошла славу Катона Цензория (Val. Max. III. 4. 6). Веллей Патеркул утверждал, что Катон был чужд человеческих пороков (Vell. Pat. II. 35), а Вергилий считал его первым среди праведников (Verg. Aen. VIII. 670). По словам с.124 Саллюстия, «быть честным, а не казаться им предпочитал он. Таким образом, чем меньше искал он славы, тем больше следовала она за ним» (Sall. Cat. 54. 6. Пер.
В период принципата «Катон служил образцом для тех, кто имел мужество бросить вызов авторитарной власти»7. Не случайно «катоновская легенда» особую популярность обрела в последние годы правления Нерона, когда «доблестный духом Катон»8, непримиримый враг тирании и фанатичный поборник республиканских ценностей, привлёк к себе внимание Тразеи Пета и Петрония, Сенеки и Лукана9. По словам Сенеки, «в Катоне бессмертные боги дали нам такой образец мудрого мужа, до которого далеко и Улиссу и Геркулесу предшествовавших столетий». И далее: «Живя в тот век, когда старинная доверчивость была давно отброшена и человеческое хитроумие достигло вершины всякого искусства, он сражался с многоглавым злом честолюбия, с непомерной жаждой власти, которой не мог насытить даже весь земной шар, поделённый на троих; он один выступил против пороков вырождающегося общества, обваливающегося под собственной тяжестью; он стоял, держа на своих плечах рушащееся государство, насколько мог удержать его один человек, до тех пор, пока не рухнул вместе с бременем, которому так долго не давал упасть. Они перестали существовать одновременно, ибо разделить их было бы невозможно, да и кощунственно: ни Катон не пережил свободы, ни свобода — Катона» (Sen. Const. 2. Здесь и далее пер.
с.125 О Катоне писал Куриаций Матерн, неоднократно упоминал в своих сочинениях Тацит10. Однако лишь Плутарх придал «катоновской легенде» законченную форму11. Биография Катона Младшего стала одной из самых значительных по объёму в сборнике сравнительных жизнеописаний. Во II в. интерес к Катону заметно ослабел. Что касается христианских авторов, то они (Тертуллиан, Лактанций, Иероним) в целом были довольно равнодушны к «катоновской легенде». Разумеется, эти писатели не одобряли развод с Марцией и самоубийство Катона. Кстати сказать, суицид — это, пожалуй, то единственное, за что Катона порицали в средние века12. Данте в «Божественной комедии» поместил его в «Чистилище». Образ Катона был чрезвычайно популярен в Европе в новое время и, в частности, в эпоху Просвещения13. Как сказал о Катоне Г. Буассье, «не было человека категоричнее и однозначнее его, и мы не видим во всей истории ни одного лица, чьи достоинства и недостатки были бы так ясно обозначены. Единственно, что грозит изучающим его, это соблазн ещё более преувеличить эту могучую и резкую фигуру»14.
Парадокс заключается в том, что Катон, будучи убеждённым консерватором и блюстителем архаических mores maiorum, сплошь и рядом нарушал установившиеся в римском гражданском коллективе традиции и неписаные нормы. Как политик, он был абсолютно лишён какой бы то ни было гибкости и способности идти на компромисс. В результате, обладая почти безупречной репутацией и являясь образцом римлянина времён Гая Фабриция и Курия Дентата, Катон в ходе выборов часто проигрывал менее щепетильным конкурентам, что не могло не вредить тому делу, которое он так фанатично отстаивал15. По словам
С юных лет Катон твёрдо усвоил себе определённую систему ценностей и манеру поведения, которых он неукоснительно придерживался до конца жизни. В этой поистине фанатичной приверженности усвоенным идеалам и принципам в полной мере проявился «дух непреклонный Катона» (Luc. IX. 18. Ср. Hor. Carm. II. 1. 24). Как пишет Плутарх, «неудержимо, словно по наитию свыше, стремясь ко всякой добродетели, он особенно горячо полюбил справедливость — прямолинейную, не знающую уступок ни по снисходительности, ни по личному расположению» (Plut. Cato Minor. 4). Это была «одержимость добродетели, яростно отстаивающей благо и справедливость» (ibid. 26). Характерно, что «грозный и страшный на ораторском возвышении или в сенате», Катон в личном общении, как правило, был обходительным и приятным человеком (ibid. 21). Иногда он позволял себе пошутить; в том, как Катон исполнял должность эдила, устраивая вместе с Фавонием театральные зрелища для народа, нельзя не увидеть ярко выраженный элемент карнавального веселья19. Несомненно, Катон понимал значение в политической борьбе такого серьёзного оружия, как сарказм (ibid. 46).
Как и его знаменитый прадед, Катон Младший «вёл жизнь бережливую и строгую» (Plut. Cato Minor. 3), хотя располагал огромными денежными средствами (ibid. 4). Сенека, пытаясь убедить своих друзей и последователей в том, что истинный философ может позволить себе быть богатым человеком без какого бы то ни было ущерба для философии20, в трактате «О блаженной жизни» обратился к авторитету обоих Катонов: «Марк Катон всегда прославлял Курия и Корункания, да и весь тот век, когда несколько пластинок серебра составляли преступление в глазах цензора; однако сам он имел сорок миллионов сестерциев, поменьше, конечно, чем Красс, но поболее, чем Катон Цензор. От прадеда его в этом сопоставлении будет отделять значительно большее расстояние, чем от Красса, однако если бы ему вдруг достались ещё богатства, он бы от них с.127 не отказался». По мнению Сенеки, «мудрец вовсе не считает себя недостойным даров случая: он не любит богатство, однако предпочитает его бедности. Он принимает его, только не в сердце своё, а в дом. Он не отвергает с презрением того, что имеет, а оставляет у себя, полагая, что имущество составит вещественное подкрепление для его добродетели» (Sen. Beat. XXI. 3—
Вероятно, Катон Младший рассуждал аналогичным образом. Известно, что чужой собственности он не присваивал и в хищении казённых средств замечен не был. Во время путешествия по Азии Катон проявил редкую умеренность и скромность (Plut. Cato Minor. 12). Он отказался от богатых даров галатского тетрарха Дейотара (ibid. 15). С Кипра Катон, по сообщению Веллея Патеркула, «доставил в Рим гораздо больше денег, чем надеялись» (Vell. Pat. II. 45. 5. Пер.
Известным недостатком Катона было пристрастие к частым и обильным возлияниям — как и у Катона Старшего. Плутарх пишет, что порой Катон пил ночи напролёт (Plut. Cato Minor. 6). В Риме поговаривали, что даже в суде он нередко появлялся, будучи навеселе (ibid. 44). Эти слухи враги Катона использовали с целью его дискредитации. В качестве примера можно привести Цезаря с его «Антикатоном». Так, в одном из писем Плиния Младшего читаем: Цезарь «описывает, как люди, встретившись с ним (Катоном. —
Катон постоянно эпатировал римскую публику своим экстравагантным поведением, вследствие чего снискал себе репутацию чудака. Отличившись во время восстания Спартака, он отказался от наград (Plut. Cato Minor. 8). Успешно завершив непростую миссию на Кипре, Катон опять-таки отверг заслуженные почести (речь шла о с.128 чрезвычайной претуре и праве появляться на общественных зрелищах в тоге-претексте: ibid. 39). Тем самым ревностный хранитель устоев республики грубо и демонстративно нарушал сложившиеся обычаи, косвенным образом нанося удар по вековой системе римских ценностей. Отказавшись по принципиальным соображениям от «выпрашивания голосов» и услуг раба-номенклатора21, Катон восстановил против себя друзей и сторонников. Почему? Плутарх объясняет: «Чем яснее постигали они благородство его поступков, тем горше становилось им при мысли, что подражать Катону они не в силах» (ibid. 8). Дело доходило до курьёзов: когда антиохийцы готовились с помпой встретить Деметрия, влиятельного вольноотпущенника Помпея, Катон вообразил, что пышная встреча готовится для него, и не на шутку рассердился на своих людей, «высланных вперёд, которые этому не воспрепятствовали» (ibid. 13).
Его экстравагантность выражалась и в одежде: в то время как окружающие носили яркие цвета, Катон, напротив, одевался мрачно (Plut. Cato Minor. 6). Кроме того, зачастую он появлялся «в общественных местах босой и в тоге на голом теле» (ibid. Ср. ibid. 44; 50). В таком виде Катон даже вершил суд, будучи претором (Val. Max. III. 6. 7; Plut. Cato Minor. 44). Тогу без туники он носил с целью продемонстрировать свою приверженность заветам седой римской старины22. В этой связи заметим, что, например, в роду Корнелиев Цетегов было вовсе запрещено носить туники23. Наконец, Катон всегда ходил пешком, демонстративно воздерживаясь от передвижения верхом или в лектике. Характерно, что даже тяжёлый переход через пустыню в Африке он совершил пешим порядком (Plut. Cato Minor. 5; 9; 56). Чтобы оценить по достоинству экстравагантное, вплоть до юродства, поведение Катона (т. н. insolentia), необходимо помнить, что публичность и демонстративность в общественной жизни были традиционны для Рима24.
Демонстративное поведение Катона на публике, безусловно, имело ещё и философский подтекст25. Катон получил прекрасное образование (Ps.-Sall. Ep. II. 9. 3). Греческая философия играла в его жизни огромную роль. Недаром Цицерон утверждал, что Катон перенёс философию «на форум и в жизнь государства и чуть ли не на поле битвы» (Cic. Fam. XV. 4. 16. Здесь и далее переписка Цицерона даётся в пер.
Перманентному политическому кризису, поразившему Римскую республику в I в. до н. э., Катон Младший пытался противопоставить собственный нравственный пример, коррупции и интригам соискателей должностей — личную честность и принципиальность. В массе своей избиратели не могли не сочувствовать столь ответственной и по-человечески привлекательной гражданской позиции. Так, в июле 54 г. до н. э. Цицерон писал брату Квинту: «Скупка голосов возвращается в огромных размерах; подобной не было никогда… Кандидаты в трибуны, вручив Марку Катону по пятьсот тысяч сестерциев каждый, взаимно обязались добиваться избрания с тем, чтобы он был судьёй: нарушивший правила будет осуждён им. Право, если эти комиции, как полагают, пройдут без подкупа, то один Катон окажется могущественнее, чем все законы и все судьи» (Cic. Qu. fr. II. 14. 4; ср. Att. IV. 15. 7—
Весьма непростыми были отношения Катона Младшего с другим «столпом» римского республиканского строя — Цицероном. Слишком уж разными были они людьми — суровый, принципиальный, бескомпромиссный стоик Катон и чересчур гибкий, нестойкий, далеко не всегда последовательный Цицерон, философ-эклектик и адвокат, обладавший репутацией «перебежчика» (transfuga). Они принадлежали к одному политическому лагерю; однако в силу обстоятельств оказались по разные стороны баррикад во время процесса Мурены в конце 63 г. до н. э.27. Луция Лициния Мурену, избранного консулом на 62 г. до н. э., Катон обвинил в подкупе избирателей. В суде Мурену защищали Цицерон, Квинт Гортензий Гортал и Марк Лициний Красс. Против Катона, который отстаивал принцип «честных выборов», выступил сам консул 63 г. до н. э. Цицерон, под наблюдением которого проводились консульские выборы на следующий год. Пикантность ситуации заключалась в том, что Мурена обвинялся на основании Туллиева закона о коррупции, автором которого являлся сам Цицерон; поэтому, защищая Мурену, он выступал как бы против себя самого. Впрочем, опытный адвокат с блеском вышел из трудного положения. Поскольку Катон с.130 пользовался безупречной репутацией, скомпрометировать его в глазах судей было практически невозможно; Цицерон и не пытался это сделать. Напротив, в своей речи «В защиту Мурены» он превознёс до небес добродетели Катона, сделав объектом своих нападок катоновский стоицизм. Так, по словам оратора, Катон — «муж достойнейший и неподкупнейший» (Cic. Mur. 3), «человек высокого ума» (ibid. 62). Говоря об огромном авторитете Катона, обусловленном его «блистательной и достойной жизнью» (ibid. 58), Цицерон обращается к нему с такими словами: «Ведь сама природа создала тебя великим и выдающимся человеком, обладающим честностью, вдумчивостью, воздержностью, великодушием, справедливостью, словом, всеми доблестями. К этому присоединилось влияние философского учения, далёкого от умеренности и мягкости, но, как мне кажется, несколько более сурового и строгого, чем это допускает действительность или природа» (ibid. 60).
Далее оратор с сарказмом говорит о стоической непреклонности Катона. Мастер компромисса и сторонник политической целесообразности, Цицерон в предельно корректной форме порицает Катона за отсутствие гибкости (Cic. Mur. 64 sqq.). Чрезмерный ригоризм — вот что Цицерон ставит в вину Катону (ibid. 74 sqq.). По выражению П. Грималя, «Катона он изобразил более стоическим стоиком, чем самые знаменитые последователи этого направления в прошлом веке, что выглядело несколько комично»28. Сравнивая своего оппонента с Катоном Старшим, Цицерон замечает: «Если же ты добавишь к своей строгости и суровости его благожелательность и доступность, то твои качества, и без того выдающиеся, правда, лучше не станут, но, во всяком случае, будут приправлены приятнее» (ibid. 66). Разумеется, сочувственный отклик в сердцах судей не могла не вызвать и такая реплика Цицерона: «Не следует лишать римский плебс удовольствий в виде игр, боёв гладиаторов и пиршеств — всего того, что было введено нашими предками, и у кандидатов нельзя отнимать эту возможность проявить внимание, свидетельствующее скорее о щедрости, чем о подкупе» (ibid. 77). В итоге Мурену оправдали, Катон проиграл29.
В одном из своих писем Аттику Цицерон признавался: «Катон меня лично восхищает» (Cic. Att. XII. 5. 2). Однако строгая принципиальность Катона слишком часто вступала в конфликт с политической целесообразностью, что вызывало раздражение оратора. Так, в июне 60 г. до н. э. он писал Аттику: «Ведь я люблю нашего Катона не меньше, чем ты, а между тем он, с наилучшими намерениями и со своей высокой с.131 добросовестностью, иногда наносит государству вред. Он высказывается так, словно находится в государстве Платона, а не среди подонков Ромула» (Cic. Att. II. 1. 8). В январе того же года Цицерон сетовал на то, что Катон «действует более своей стойкостью и неподкупностью, нежели продуманностью и врождённым умом» (Cic. Att. I. 18. 7). Вернувшись из ссылки, Цицерон на заседании сената заявил, что главный виновник его изгнания, Клодий, был избран плебейским трибуном незаконно, «а потому все его действия, предложения и записи следует полагать несостоявшимися и не имеющими силы». Катон, отправленный на Кипр по инициативе Клодия и не желавший, чтобы результаты его успешной миссии были объявлены незаконными, выступил против предложения Цицерона, что привело к их ссоре (Plut. Cato Minor. 40).
Присущий Катону ригоризм в полной мере проявился и в истории с благодарственными молебнами в честь Цицерона, которых тот добивался в ознаменование своих побед в Киликии (Cic. Fam. VIII. 11. 2; XV. 5. 2; Att. VII. 1. 7). В январе 50 г. до н. э. Цицерон в личном письме просил Катона похлопотать за него перед сенатом по поводу предоставления ему официальных почестей — молебствий и триумфа (Cic. Fam. XV. 4). Однако принципиальный Катон жестоко разочаровал своего тщеславного друга30. В ноябре 50 г. до н. э. Цицерон с раздражением писал Аттику в Рим: «Во всяком случае, он по отношению ко мне был позорно недоброжелателен: он засвидетельствовал мою неподкупность, справедливость, мягкость, добросовестность, о чём я не просил; чего я требовал, в том отказал. Как Цезарь в том письме, в котором он меня поздравляет и обещает всё, веселится по поводу несправедливости неблагодарнейшего по отношению ко мне Катона!.. Прости меня: не могу перенести этого и не перенесу» (Cic. Att. VII. 2. 7).
В апреле 46 г. до н. э. Катон покончил с собой. Он не изменил своим убеждениям, избрав для себя «добровольную смерть» (voluntaria mors), тогда как Цицерон предпочёл малодушно капитулировать перед диктатором. В своём диалоге «Катон», от которого сохранились лишь три небольших фрагмента, Цицерон, по словам Тацита (Ann. IV. 34), «прославил Катона до небес» (Catonem caelo aequavit). Тем не менее оратор не смог удержаться от критики в адрес «последнего республиканца», которого он упрекал «за отсутствие прагматизма и с.132 упрямство»31. Символично, что убийца Цезаря Брут доводился Катону одновременно племянником и зятем. Как утверждал тот же Цицерон, «много значит кровное родство» (multum valet communio sanguinis: Cic. Rosc. Am. 63).
Стоицизм Катона проявился в странной истории с уступкой жены известному оратору Квинту Гортензию Горталу, о чём подробно рассказывает Плутарх (Plut. Cato Minor. 25). Первой женой Катона была Атилия, с которой он развёлся из-за её скандального поведения (ibid. 24). В первом браке Катон имел двух детей. Второй раз он женился на Марции, которая родила ему троих детей. К ней-то и посватался Гортензий, мотивировав свой, мягко говоря, странный поступок следующим «логическим» доводом: «Она ещё достаточно молода, чтобы рожать, а у Катона уже и так много детей» (ibid.). Таким образом, Гортензий попросил у человека, которого он считал своим другом, руки его жены! На первый взгляд, ситуация более чем странная. К тому же следует учесть, что Гортензию к тому времени уже исполнилось 58 лет, Марции же было около 3032. Как известно, Катон ответил согласием, проявив воистину стоическое великодушие. Примерно в 56 г. до н. э. Гортензий взял в жёны Марцию33, которая вскоре родила ему сына. Гортензий, человек весьма состоятельный, сделал жену своей наследницей. В 50 г. до н. э. он умер, а в следующем году, когда началась гражданская война, Катон вновь женился на Марции (ibid. 52). Заметим: женился на богатой вдове! Цезарь в своём «Антикатоне», написанном весной 45 г. до н. э. в лагере возле Мунды, обвинил к тому времени уже покойного Катона в корыстолюбии. Плутарх отверг это обвинение, резонно рассудив, что «корить Катона низкой алчностью — всё равно, что Геракла называть трусом» (ibid.).
Насколько уступка Катоном своей жены Гортензию соответствовала римским законам и обычаям? Об этой истории, кроме Плутарха, впоследствии вспоминали Страбон (XI. 9. 1), Лукан (Phars. II. 326—
Примечательно, что ещё около 60 г. до н. э., т. е. примерно за четыре года до сватовства Гортензия, с Катоном пытался породниться Помпей: он сватался то ли к дочерям, то ли к племянницам Катона, намереваясь на одной из них жениться самому, а вторую выдать замуж за сына; однако Катон ему отказал (Plut. Cato Minor. 30). Интересно сравнить эти два эпизода. Во-первых, желание Помпея было более естественным, чем странное предложение Гортензия; брачный союз с Помпеями (отцом и сыном) был выгоднее и престижнее, чем брак Марции с пожилым оратором (пусть даже таким богатым и влиятельным, как Гортензий). Тем не менее Катон «грубо и высокомерно» отказал Помпею и ответил согласием Гортензию34. В чём же причина столь странного и даже, на первый взгляд, абсурдного поведения Катона?
Объяснение мы находим как в мировоззрении, так и в психологическом складе личности «последнего республиканца». Дело в том, что Катон стоически относился к браку, считая главной обязанностью супругов рождение и воспитание здоровых детей в интересах и на благо общества. В этом случае стоицизм Катона совпал с его убеждениями римского патриота и традиционалиста35. Например, с.134 Лукан в «Фарсалии» пишет: «Таковы и нрав, и ученье Катона: / Меру хранить, предел соблюдать, идти за природой, / Родине жизнь отдавать; себя неуклонно считал он / Не для себя одного, но для целого мира рождённым. / Пир его — голод смирить; чертога великолепье — / Крышу иметь над собой в непогоду; богатое платье — / Грубую тогу надеть по обычаю римских квиритов. / Да и в утехах любви лишь одно продолжение рода / Он признавал. Был он Риму отцом, был Риму супругом: / Общего блага борец; ни в единый поступок Катона / Не проникало вовек, чтобы тешить себя, сластолюбье» (Luc. II. 380—
Впрочем, как явствует из источников, даже такой фанатичный «хранитель римских устоев, твердолобый консерватор»37, каким был Катон, порой отступал от своих принципов. Например, осенью 63 г. до н. э., намереваясь призвать к ответу вновь избранных консулов Юния Силана и Лициния Мурену, добившихся избрания благодаря подкупу избирателей, Катон публично поклялся привлечь к суду невзирая на лица всех виновных в этом деле. Однако, как пишет Плутарх, «Силану, который был женат на его сестре Сервилии, и, следовательно, приходился ему свойственником, он сделал снисхождение и оставил его в покое, а Луция Мурену привлёк к суду за то, что тот якобы с помощью подкупа достиг должности вместе с Силаном» (Plut. Cato Minor. 21). Цицерон тогда не без иронии упрекал Катона в непоследовательности, ибо тот стал обхаживать граждан и завёл себе номенклатора (Cic. Mur. 76—
Весной 52 г. до н. э. в обстановке нараставшей анархии он, как сообщает Плутарх, «решил, что лучше теперь, пока ещё не дошло до крайности, предоставить Помпею неограниченные полномочия волею и милостью сената и, воспользовавшись самым малым из беззаконий как целительным средством ради спасения государства от величайшей опасности, сознательно ввести единовластие, а не доводить дело до того, чтобы единовластие выросло из мятежа само по себе» (Plut. Cato Minor. 47). Катон тогда поддержал инициативу Бибула, предложившего сенаторам санкционировать избрание Помпея единственным консулом (consul sine collega).
В очередной раз Катон смирился с нарушением закона в интересах политической целесообразности осенью 50 г. до н. э., когда в сенате было поставлено на голосование предложение плебейского трибуна Гая Скрибония Куриона об одновременном сложении полномочий Цезарем и Помпеем. Так, у Аппиана читаем: «Когда же Курион спросил, угодно ли сенату, чтобы оба, Цезарь и Помпей, сложили свою власть, 21 человек ответил отрицательно, но 370 человек для общей пользы и чтобы избежать раздора, начали склоняться к мнению Куриона. Тогда Клавдий распустил сенат» (App. BC. II. 30. Пер. под ред.
В годы гражданской войны Катон, напротив, крайне щепетильно относился к соблюдению буквы закона, даже если это вредило делу с.136 республиканцев. Так, после битвы при Фарсале Катон с 15 когортами воинов переправился на Керкиру, где стоял флот, и хотел уступить командование Цицерону как «старшему по званию» (Цицерон был консуляром, тогда как Катон — лишь преторием), однако тот отказался, намереваясь отплыть в Италию. Вскоре Катону пришлось взять командование на себя, однако в Африке он, несмотря на уговоры соратников, передал свои полномочия консулу Метеллу Сципиону. Сципион был бесталанным полководцем; тем не менее в этой критической ситуации Катон сохранил верность своим принципам и добровольно подчинился Сципиону, хотя тот принадлежал к числу его личных врагов. Результатом этого рокового решения стала катастрофа, постигшая республиканцев при Тапсе. Характерно, что даже в критической ситуации Катон отказался от мысли издать указ об освобождении рабов, чтобы не нарушить священное право собственности (Plut. Cato Minor. 55—
Понятие «катоновский миф»42 возникло во многом благодаря трагическому и вместе с тем героическому уходу Катона из жизни. Показательно, что прозвище «Утический», под которым он вошёл в историю, происходит от названия города в Северной Африке, где оборвалась его жизнь. Таким образом, уже в древности считалось, что самоубийство в Утике, которое было совершено и обставлено Катоном, так сказать, в лучших традициях античного суицида, носившего, как известно, театральный характер43, стало для него таким же звёздным часом, как цензура для его прадеда, Катона Старшего. Для стоиков смерть Катона послужила прекрасным образцом поведения мудреца в критической ситуации. Немедленно возник «миф о славном конце» (nobile letum). Цицерон летом 46 г. до н. э. писал о «прекрасной» смерти Катона (Cic. Fam. IX. 18. 2). По его словам, Катон «и предвидел то, что есть теперь, и боролся за то, чтобы это не совершалось, и чтобы не видеть совершившегося, расстался с жизнью» (Cic. Att. XII. 4. 2). О «славном конце» Катона писал Гораций (Hor. Carm. I. 12. 35—
О последних днях и самоубийстве Катона довольно подробно пишут Плутарх (Cato Minor. 66—
«Стоический культ самоубийства»45 возник в Риме ещё в период Поздней республики, когда вместе с греческой литературой в «Вечный город» проник стоицизм, оказавший мощное воздействие на формирование мировоззрения многих представителей римской интеллектуальной элиты. Пожалуй, самым выдающимся среди них был Катон Утический, обратившийся в новую веру со всем пылом и страстью своей бескомпромиссной и увлекающейся натуры. Добровольно расстаться с жизнью ещё совсем не старого (к тому времени ему исполнилось всего лишь 48 лет) и физически здорового Катона побудило принципиальное нежелание мириться с надвигавшейся тиранией. В соответствии с заповедями стоицизма Катон покончил с собой, не желая быть «великодушно» помилованным тем самым Цезарем, которого он считал тираном, грубо поправшим римскую свободу46. Цицерон, отдавая долг памяти самого стойкого и принципиального римского республиканца, писал: «Катон же, так как природа наделила его необычайной твёрдостью правил и так как он укрепился в ней по своей с.138 неизменной стойкости и всегда оставался верен своему решению, им себе намеченному и принятому, должен был скорее умереть, чем взглянуть в лицо тирану» (Cic. Off. I. 112. Пер.
Катон защищал безнадёжное дело, однако его моральный авторитет (auctoritas) был столь высок, что одно его имя привлекало под знамёна республиканцев многих и многих49. «Целостность характера, непоколебимая твёрдость, то отсутствие какого бы то ни было прагматизма, который составляет основу политической мудрости, сделали из него человека, пригодного для этой миссии»50. Недаром впоследствии Лукан писал: «За дело победителей были боги, / За дело побеждённых — Катон» (Luc. Phars. I. 128). В мае 49 г. до н. э. Цицерон был уверен: если бы Катону удалось удержать Сицилию, вокруг него сплотились бы все честные граждане (Cic. Att. X. 16. 3). Катон был харизматической личностью: его речь вдохновила бойцов перед битвой при Диррахии, в которой Цезарь потерпел поражение (Plut. Cato Minor. 54). Как лидер, Катон стоил целой армии, однако в силу целого ряда причин, как объективного, так и субъективного свойства, ему не удалось переломить ситуацию в пользу республиканцев. Покончив с собой, Катон шагнул в бессмертие. Подобно Сократу, «чтобы отстоять себя духовно и нравственно, он пожертвовал собой физически, телесно»51.
ПРИМЕЧАНИЯ