Гладиаторские бои в Риме: жертвоприношение или состязание?
с.148 В ряду легко узнаваемых примет римской цивилизации немного найдется таких, которым под силу было бы оспорить пальму первенства у разного рода зрелищ. Страсть к конным ристаниям, театральным представлениям, поединкам гладиаторов и звериным травлям вошла, как кажется, в плоть и кровь всех тех, кто был так или иначе вовлечен в орбиту римской державы. Комплекс идей и представлений, предрассудков и предпочтений, связанных со зрелищами, питал самые разные жанры литературного творчества, не говоря уже о популярности соответствующих тем в мире надписей — как латинских (прежде всего, разумеется, в Помпеях), так и греческих (эпитафии из Смирны)1. Но ничуть не менее впечатляют и чисто вещественные свидетельства — сотни амфитеатров2, построенных по всей территории Римской империи, бесчисленное множество предметов быта, украшенных изображениями героев арены или сценами, разыгрывавшимися в цирке или амфитеатре, — от керамической и стеклянной посуды, ручек ножей с.149 и клейм на водопроводных трубах до огромных мозаичных или живописных картин, помещенных в жилых покоях сельских вилл и городских домов3.
Пожалуй, нет необходимости говорить о популярности зрелищ, об их проникновении в бытовую реальность римлян и провинциалов — достаточно напомнить о том, что ни в одной из хрестоматийных книг, посвященных истории быта и нравов Рима, эта тема не обойдена вниманием4. Да и по сей день из этого источника черпают авторы популярных изданий, романисты и кинематографисты, успех которых гарантирован как этой популярностью, так и состоянием обработки источников. В самом деле, античная традиция, повествующая о самых разнообразных сторонах феномена зрелищ, давно уже систематизирована, обобщена и препарирована, что закреплено в энциклопедиях5 и общих работах, среди которых особое место занимает фундаментальная монография Ж. Виля о гладиатуре на Западе6. Последние десятилетия отмечены также серьезными и основательными усилиями в деле систематизации и изучения памятников материальной культуры — изображений гладиаторов, амфитеатров и других сооружений, где проводились те или иные зрелища7. Таким образом, в настоящее время в распоряжении исследователей имеется огромный комплекс прекрасно разработанных и систематизированных источников, что позволяет ставить и решать самые разные и подчас нетривиальные проблемы. Разнообразие применяемых подходов и методов изучения делает все более очевидной сложность феномена зрелищ, что диктует необходимость постоянного учета при его рассмотрении факторов самого разного порядка и предостерегает от упрощенных реконструкций и рискованных обобщений. Историческая конкретность римских зрелищ, их сопряженность с социальными реалиями и процессами предполагает предельно возможный историзм при их рассмотрении, осознание того простого факта, что и формы, и функции их постоянно менялись, не оставаясь одними и теми же.
с.150 Вот почему в данной статье ставится достаточно ограниченная задача: рассмотреть сакральное измерение гладиаторских игр, причем лишь в период Римской республики.
То, что поединки гладиаторов не были лишены сакрального смысла, было очевидным для римлян. Не случайно острие христианской пропаганды было направлено против зрелищ, причем именно из-за их связи с idololatria (Tert. de spect. VI; XIII). Кровавые зрелища стали своего рода символом язычества, а христианству до сих пор многими приписывается особая роль в искоренении этого «варварства». В чем же крылись причины этой связи гладиаторских поединков с римской религией? Естественный ход мысли подсказывает искать ответ на этот вопрос с помощью объяснения происхождения боев гладиаторов из религиозного ритуала того или иного характера. Именно так и поступали сами древние. Традиция, сохранившаяся в произведениях Тертуллиана и Сервия, возводила происхождение гладиаторских игр к погребальным человеческим жертвоприношениям, которые были заменены поединками в результате смягчения нравов. Что отразилось в этой традиции? Память о реальных событиях или ученая реконструкция? Лишь тщательный анализ всех данных позволяет разрешить этот вопрос.
Сначала рассмотрим более подробно высказывания Тертуллиана и Сервия. Тертуллиан в книге «О зрелищах», дав всестороннее описание цирковых ристаний, театральных представлений и гимнастических состязаний, с тем чтобы доказать их глубинную связь с идолопоклонничеством, посвящает специальную главу и гладиаторским поединкам как самому известному и популярному зрелищу. «Гладиаторские бои (munus) получили свое название от обязанности (officium), так как officium также означает munus. Древние считали, что этим зрелищем они воздавали должное умершим, после того как сделали его жестокость более гуманной. Ведь некогда, поскольку верили в то, что души покойных умилостивляются человеческой кровью, во время похорон приносили в жертву пленных или неважных рабов, купленных ради этого. В дальнейшем было решено прикрыть нечестивость удовольствием. Таким образом, приобретенных и обученных, насколько только тогда умели, владению оружием (учившихся только затем, чтобы быть убитыми), уничтожали перед могильными холмами, как только назначался день тризны. Так убийствами облегчали смерть. Вот происхождение гладиаторских с.151 боев»8. Очевидно, Тертуллиан старается объяснить одновременно происхождение и самого обычая, и термина, наиболее употребительного в его время для обозначения гладиаторских боев — munus. Не забудем, что христианским апологетом движет стремление доказать идолопоклоннический характер ритуала. Именно поэтому в его концепцию прекрасно вписывается представление о жертвоприношении душам умерших, как будто бы подтверждаемое и значением munus как officium. Но даже из изложения Тертуллиана ясно, что погребальные человеческие жертвоприношения относятся к незапамятной древности (olim), и, очевидно, во всей использованной им литературе не нашлось определенных данных о них. Таким образом, генетическая связь гладиаторских боев с жертвоприношениями остается лишь гипотетической.
Теперь обратимся к Сервию. Комментируя строки «Энеиды» (X. 519), повествующие о том, как Эней, узнав о смерти Палланта, ввязывается в бой и восьмерых врагов
«В плен живыми берет, чтобы в жертву манам принесть их, Вражеской кровью залить костра погребального пламя». (пер. С. Ошерова) |
Сервий замечает: «…существовал обычай умерщвлять пленных при погребении могущественных мужей; впоследствии это показалось жестоким и было решено, чтобы перед погребениями сражались гладиаторы, которые называются бустуарии — от слова bustum (погребальный костер)»9. Как видно, Сервий излагает ту же интерпретацию происхождения гладиаторских поединков, что и Тертуллиан. Человеческие жертвоприношения отнесены к мифологическим временам, а гладиатура привязывается к ним при помощи умозаключения. Неслучайно у обоих авторов употреблено одно и то же слово для описания перехода из мифологического регистра в исторический: placuit. То есть замена жертвоприношений поединками приписывается не эволюции, а человеческому решению. Еще более ясно это в другом комментарии Сервия, относящемся с.152 к упоминанию чаш с жертвенной кровью при погребении Полидора (Verg. Aen. III. 67): «…также установлено, что при погребениях умерщвляются жертвы; у древних убивали и людей, но после смерти Юния Брута, когда многие роды послали пленных для его тризны, внук его составил присланных друг с другом в пары, и так они бились»10. Сервий связывает переход от жертвоприношений к гладиатуре с решением внука Юния Брута — очевидно, имея в виду впервые засвидетельствованные традицией в 264 г. до н. э. гладиаторские бои на похоронах Брута Перы (Liv. Epit. XVI; Val. Max. II. 4. 7). Излишне напоминать, что о человеческих погребальных жертвоприношениях в Риме III в. до н. э. (как впрочем и в более раннее время) ничего не известно.
Итак, традиция не содержит никаких положительных свидетельств о человеческих жертвоприношениях как древнейшей форме гладиатуры. Данная интерпретация носит умозрительный характер. Ж. Виль (и готовивший его книгу к посмертному изданию П. Вейн) склонны считать такое объяснение происхождения гладиаторских боев изобретением эллинистической учености с целью оправдания этого зрелища11. Разумеется, критика данных Тертуллиана и Сервия сама по себе не исключает возможности генетической связи гладиаторских поединков и человеческих погребальных жертвоприношений. Но если в источниках отсутствуют прямые подтверждения такой эволюции, приходится судить о ее вероятности иным образом — то есть сопоставляя характер одного и другого обычая.
Начнем с жертвоприношений. Как показали многочисленные исследования12, этот многозначный ритуал не поддается единой, всеобъемлющей интерпретации. Он являет огромное число модификаций своей природы и конечных целей, что не позволяет объединить пусть даже вполне схожие обряды в безусловно единый семантический ряд. С какими же видами жертвоприношений могли быть связаны гладиаторские поединки?
Ж. Виль пишет о двух известных формах погребальных человеческих жертвоприношений. Во-первых, это умерщвление с.153 части непосредственного окружения умершего — в частности, жен и слуг, призванных продолжать свое служение господину в загробном мире. Во-вторых — это принесение в жертву пленника на могиле воина, особенно павшего в бою с врагами. Самым известным примером такого рода жертвоприношения служит убийство двенадцати славнейших троянских юношей на похоронах Патрокла (Hom. Il. XXI. 26—
Можно ли обнаружить связь — смысловую, а значит, возможно, и генетическую — между гладиатурой и жертвоприношением с.154 пленных на могиле павшего воина? И почему Тертуллиан и Сервий допускали это с такой легкостью и естественностью? Представляется, что объяснение следует искать в эволюции гладиаторских игр на протяжении веков римской истории. В самом деле, для римлян эпохи империи munera — это кровавое зрелище, неразрывно связанное с звериными травлями (venatio), с публичными истязаниями и казнями осужденных (damnati), подчас в театрализованных формах, с уничтожением огромного числа практически беззащитных людей (например, пленных иудеев, даков и т. д.). Редкие протесты против жестокости такого рода зрелищ (как в известном письме Сенеки) относились как раз к так называемому meridianum spectaculum (Sen. Ep. I. 7), то есть к устраивавшемуся в перерыве между утренними venationes и вечерними gladiadores зрелищу, основным содержанием которого было как раз уничтожение безоружных и необученных людей. Ибо в эпоху империи поединки гладиаторов стали лишь частью спектакля, что вкупе с возросшей их ожесточенностью и увеличением вероятности смертельного для участников исхода усиливало впечатление резни, избиения обреченных и беззащитных людей и животных. Действительно, тех, кого выводили на арену, не мудрено было сравнить с жертвами. Этим и объясняется ход рассуждений Тертуллиана, Пруденция, Сервия и других, уподоблявших варварство арены человеческим жертвоприношениям.
Однако в раннюю эпоху римской истории характер соответствующего зрелища был иным. Звериные травли, театрализованные казни осужденных, массовые убийства пленных (в частности, в форме сражения gregatim), в которых действительно можно усматривать элементы смыслового сходства с жертвоприношениями, первоначально включались в программу общественных игр (ludi) и триумфов, от которых был четко отделен munus как составной элемент частных ludi funebres16. Соединение munus и venatio в рамках одного зрелища впервые засвидетельствовано, по мнению Ж. Виля, лишь в 6 г. н. э. на играх, посвященных памяти Друза Старшего17.
Поэтому следует судить о первоначальном характере римской гладиатуры по возможности на основе сохранившихся для республиканского времени данных, не упуская из вида ее значительную эволюцию. В уже не раз упоминавшейся книге с.155 Ж. Виль подверг новому рассмотрению все данные, относящиеся к проблеме происхождения гладиаторских поединков, на основе которых и строятся концепции об их этрусских (чаще всего) либо южно-италийских корнях. Проанализировав еще раз совокупность немногочисленных текстов (в особенности фрагмент Николая Дамасского (Athen. IV. 153 F), прямо указывавшего на заимствование римлянами гладиаторских зрелищ у этрусков) и изобразительных памятников (росписи гробниц и ваз), автор пришел к следующему заключению. Гладиатура появилась в начале IV в. до н. э., или ранее, в Южной Италии в среде смешанного населения, состоящего из осков, самнитов, этрусков. В конце IV или начале III вв. этот вид поединков был воспринят в Этрурии, а в 264 г. до н. э. бой гладиаторов впервые состоялся в Риме, куда этот обычай, должно быть, попал через этрусков18.
Таким образом, обычай устраивать поединки при погребении выдающихся мужей возник в не столь уж далекую историческую эпоху и был достаточно широко распространен во всем италийском ареале. Поэтому едва ли оправданно возводить его к какому-либо древнему религиозному ритуалу и тем более связывать с какой-либо этнически определенной группой населения, будь то этруски или оски и самниты. Можно было бы предположить обусловленность распространения такого обычая какими-то сторонами социальной реальности и соответственно видеть в сравнительно позднем его появлении в Риме следствие запаздывающего, по сравнению с Этрурией и Южной Италией, развития римской общины.
Отвергая идею о происхождении гладиатуры из жертвоприношений, Ж. Виль подчеркивает агонистический характер этого обычая. Вывод этот достаточно очевиден: действительно, вооруженный поединок со свойственными ему превратностями и случайностями, в том числе и благоприятными, имеет мало общего с жертвоприношением, где жертва обречена безропотно принять неминуемую смерть. Детальный анализ древнейших изображений гладиаторов в росписях гробниц и на вазах19 подтверждает это: гладиаторские поединки представлены как неотъемлемая часть погребальных игр (ludi funebres) наряду с кулачным боем, борьбой, ристаниями колесниц и т. д., то есть полностью включены в сферу состязаний. Все это позволяет видеть корни гладиаторских поединков именно в погребальных играх, подчеркивая их агонистическую природу. Прообраз их можно обнаружить и в с.156 мифологической традиции, все в том же описании похорон Патрокла — а именно в вооруженном поединке Аякса и Диомеда, едва не кончившемся смертельным исходом (Hom. Il. XXIII. 805 sq.).
О первоначальном характере гладиаторских боев в Риме можно судить по анналистической традиции, отчасти сохраненной Титом Ливием. Как уже упоминалось, впервые три пары гладиаторов бились в 264 г. до н. э. после смерти Юния Брута Перы (Liv. Epit. XVI; Val. Max II. 4. 7; Serv. ad Aen. III. 67). В 216 г. до н. э. в честь умершего Марка Эмилия Лепида, консула и авгура, в течение трех дней сражались 22 пары гладиаторов (Liv. XXIII. 30. 15); в 200 г. до н. э. сыновья Марка Валерия Левина выставили 25 пар за четыре дня (Liv. XXXI. 50. 4); в 183 г. до н. э. в связи с похоронами Публия Лициния бились уже 120 гладиаторов (Liv. XXXIX. 46. 2—
О несопоставимости spectaculum gladiatorium с простым умерщвлением жертвы (mactatam humanam victimam esse) говорит и изложение Ливием истории исключения из сената Л. Квинкция Фламинина, который, будучи консулом в 192 г. до н. э. и находясь в Цизальпинской Галлии, велел убить посреди пира знатного бойя, чтобы угодить своему любимцу, расстроенному тем, что пришлось покинуть Рим накануне гладиаторских игр (Liv. XXXIX 42—
Таким образом, нет оснований видеть в гладиаторских боях форму, хотя бы и сильно модифицированную, какого-либо древнего религиозного ритуала. Они развились в определенный исторический период как один из эпизодов погребальных игр. Часто в эволюции гладиаторских игр видят смену религиозного ритуала развлечением, практически лишенным сакрального смысла. Так ли это? Действительно ли эти зрелища завоевали небывалую популярность лишь как развлечение? И если к тому же нет причин возводить их к ритуалу жертвоприношения, можно ли вообще связывать их с сакральной сферой? Видимо, все же да.
Во-первых, неоспорима связь гладиаторских боев с погребальным ритуалом. На этом сходятся и Тертуллиан с Сервием, и свидетельства дошедших до нас изображений гробниц и вазописи, с.157 и Ливий, следующий за анналистической традицией, связывая ludi funebres и munus gladiatorium. Эта связь оставалась нерушимой вплоть до эпохи империи, даже в I в. до н. э., когда почести умершим становились все чаще лишь козырной картой в политической игре живых, а организация munus gladiatorium — лучшим способом добиться благосклонности публики. Lex Tullia de ambitu (Cic. pro Sest LXVI. 134; in Vat. XV. 37), принятый по предложению Цицерона в 63 г. до н. э., запрещал претендовавшему на занятие магистратуры «давать гладиаторов» в течение двух лет перед избранием, если только это не диктовалось точным установлением дня устройства этих зрелищ в завещании. Здесь очевидно и сохранение связи гладиатуры с погребальным культом, и использование традиционного обычая в политических целях, далеких от почитания умерших.
Включенность в погребальный культ, безусловно, свидетельствует о сакральности гладиаторских боев, носившей однако ярко выраженный частный характер. Противопоставление общественных, хотя бы и связанных исторически либо организационно с теми или иными знатными римскими родами, ludi (circenses или scaenici) и частного по характеру munus gladiatorium оставалось в силе вплоть до эпохи империи, когда соотношение общественного и частного, в особенности в применении к принцепсам, изменилось до неузнаваемости21. Показательно даже то, что само слово «игры» (ludi) не применялось для обозначения гладиаторских зрелищ вплоть до III в. н. э. — впервые сочетание «гладиаторские игры» (которым мы поневоле пользуемся ныне) появляется лишь у Минуция Феликса Так что с формальной точки зрения гладиаторские бои могли иметь отношение к sacra privata, но никак не к sacra publica, а следовательно сакральное измерение, если таковое было присуще этому зрелищу, должно было иметь частный характер, не затрагивая сакральную сферу римской общины в целом
Однако как же быть с небывалым развитием гладиатуры именно в Риме, с необыкновенной ее популярностью? Неужели речь шла о чистом развлечении? Стоит напомнить об истории, случившейся со знаменитым комедиографом Теренцием, которому фатально не везло с постановкой пьесы «Свекровь». После неудавшегося первого представления
«Пытаюсь ставить сызнова. И первый акт Понравился; внезапно слух разносится, Что будут гладиаторы; народ бежит, Шумят, кричат, дерутся за места вокруг». (пер. А. В. Артюшкова) |
с.158 Так сорвалось и второе представление комедии из-за того, что публика предпочла гладиаторов (Terent. Hecyr. 3941). Произошло это, видимо, во время погребальных игр в честь Эмилия Павла, покорителя Македонии. С этим же munus связана и другая история. После смерти Эмилия Павла его сын, отданный в усыновление Сципион Эмилиан, отказался от своей доли наследства в пользу брата Фабия; однако когда тот собрался устроить гладиаторские бои, Эмилиан решил взять на себя половину немалых издержек (30 талантов из 60), хотя и не обязан был так поступать (Polyb. XXXI. 28. 5—
Стремились ли амбициозные политики просто угодить низменным вкусам публики, или распространение и популярность с.159 такого рода зрелищ была связана с важными процессами в коллективном сознании римлян? Для ответа на этот вопрос необходимо попытаться понять, почему именно гладиаторские бои стали типично «римским» зрелищем.
Наверно, неслучайно первое известие о гладиаторских поединках относится именно к 264 г. до н. э., когда началась I Пуническая война. Очевидно, устраиваемые в связи с похоронами наиболее могущественных римлян гладиаторские бои приобрели тогда некий особый резонанс, коль скоро оказались включенными в городские анналы. Можно предположить, что смысловая нагрузка этого спектакля — поединок вооруженных людей, оружие которых в то время еще практически не отличалось от воинского — знаменательно перекликалась с основным содержанием римской истории соответствующего периода, то есть с созданием мировой державы с помощью завоеваний. Роль военного элемента в социальной организации и вообще в жизни Рима хорошо известна, и нельзя забывать что зрителями гладиаторских боев были граждане-воины, которым самим предстояло не раз скрестить оружие в бою с врагом. И разве можно было представить себе лучшую подготовку, чем показательные сражения профессиональных рубак-гладиаторов? Об этом «педагогическом» значении гладиатуры мы знаем и от римских авторов. Так, в 105 г. до н. э. консул Публий Рутилий привлек наставников гладиаторов (doctores) из школы Аврелия Скавра для боевой подготовки солдат-легионеров (Val. Max. II. 3. 2). Цицерон называл гладиаторские зрелища «лучшим уроком мужества против боли и смерти» (Cic. Tusc. II. 17). Сходные мысли высказывал и Плиний Младший в «Панегирике» Траяну, хваля императора за устройство соответствующих зрелищ (Plin. Pan. XXIII. 1). Об эффективности такого рода воздействия можно судить по описанному Ливием и Полибием эпизоду II Пунической войны, когда переправившийся через Альпы Ганнибал решил поднять боевой дух своих войск, устроив поединки между плененными горцами (Liv. XXI. 42—
Предлагаемый ход рассуждения дает основания считать, что гладиаторские поединки, несмотря на частный характер этого зрелища, не были лишены серьезной идеологической нагрузки, связанной с существованием римской общины в целом. Более того, организация munus gladiatorium становилась подчас важнейшей точкой пересечения интересов лидеров общины и стереотипов общественного сознания. Все это позволяет говорить об особом сакральном измерении, присущем гладиаторским играм в республиканском Риме. Так, М. Клавель-Левек дала разностороннюю характеристику роли игр в социальной практике и духовном пространстве римлян, в формировании самосознания имперского рабовладельческого общества и обеспечении идеологического доминирования господствующих классов. В то же время ею была подчеркнута роль массовых зрелищ как места артикуляции и с.161 снятия социальных противоречий в процессе интеграции и самоидентификации социума и различных его слоев25.
По-видимому, секрет особой популярности гладиаторских зрелищ можно усматривать как раз в сочетании частных и общественных моментов. Возможно, устройство погребальных игр в честь вождей призвано было актуализировать и упрочить внутриобщинные связи, свидетельствуя о месте умершего и его рода среди живых. Неслучайно ludi funebres устраивались в честь viri fortes. И в последующем устройство гладиаторских поединков видными деятелями Римской республики укрепляло связи между ними и народом, минуя официальные публичные институты, в том числе и те, в сфере которых находились общественные игры — цирковые ристания и сценические представления. Объяснение тому, что именно гладиаторы стали особо желанным объектом «подарка народу» (munus), стоит искать в самом характере зрелища вооруженного поединка, находившего особый отклик в замешанном на ценностях и парадигмах «римского мифа» сознании граждан. В период империи munera все более утрачивают свой изначально агонистический характер, приближаясь к кровавой резне, в чем, очевидно, можно «винить» как монархическую природу императорской власти, узурпировавшей право проведения гладиаторских зрелищ, по крайней мере в самом Риме, так и изменившуюся в ходе эволюции «от гражданина к подданному» зрительскую аудиторию.
Превращение гладиаторских поединков из эпизода частных по характеру погребальных игр в популярнейшее зрелище общеримского значения свидетельствует о существенных связях этого «низменного развлечения» с коллективным самосознанием римлян, в котором доминировали такие элементы «римского мифа», как особая роль военных вождей, престижность и значимость индивидуальной воинской выучки, мужество, воля к победе и презрение к боли и смерти. Поэтому несмотря на приниженный социальный статус профессиональных гладиаторов, будь то рабы или свободные auctorati, их вооруженный поединок воспринимался до известной степени как модель гражданского поведения и тем самым участвовал в формировании духовного универсума римского общества периода республики. Именно в этом смысле и допустимо говорить о сакральном измерении гладиатуры, не ограничиваясь простым ее сопоставлением с теми или иными конкретными религиозными культами и ритуалами.
с.162
Combats de gladiateurs à Rome: sacrifice ou competition?
La présence des spectacles, et tout d’abord gladiatoriens, dans la vie quotidienne des Romains et de tous ceux qui se trouvèrent sous leur domination témoigne de l’importance de ce phénomène, à bien des égards. Aussi il est pertinent d’étudier la dimension sacrale de la gladiature.
Il faut se rendre compte d’une distinction nette entre la gladiature de l’époque républicaine et celle des siècles postérieurs, pour avoir la compréhension adéquate de la nature originelle, de cet institut, qui était agonistique et non sacrificielle (selon G. Ville). Ce n’est qu’à l’époque impériale que munus, devenu grand spectacle sanglant comprenant non seulement paria gladiatorum, mais aussi venatio, combats gregatim, châtiments des damnati ad bestias, supplices théâtralisés etc., put faire penser aux sacrifices humains. Et Sénèque (Ep. I. 7) s’indigne notamment contre ce spectaculum meridianum et non la gladiature proprement dite. Un tel caractère des munera explique bien la logique des auteurs tardifs, tels que TertuUien et Servius qui, dans leur quête des origines de la gladiature, remontent aux sacrifices humains modifiés.
En fait, les combats de gladiateurs firent partie des ludi funebres. Cette coutume, connue presque partout en aire italique, eut le succès et le développement exceptionnel dans la Rome républicaine. Un tel sort de la gladiature serait conditionné par sa polisémie. Restant, jusqu’à la fin de l’époque républicaine, en dehors de la sphère de contrôle d’État (à peu de reserves, telles que lex Tullia de ambitu), ce spectacle privé, qu’était munus, formait un canal de communication directe entre les leaders de la cité et le peuple. En plus, le contenu de ce spectacle n’était pas neutre aux problèmes essentiels de l’existence de l’État romain. Le duel des hommes armés, déroulé sur le Forum, trouverait un retentissement particulier chez les Romains qui étaient citoyens de même que soldats. Les Anciens se rendaient compte de ce rôle éducatif de la gladiature pour la société dont la puissance se basait sur l’organisation militaire apte aux grandes conquêtes (p. ex.: Val. Max. II. 3. 2; Cic. Tusc. II. 17; Plin. Pan. XXXIII. 1).
Tout cela permet de considérer les jeux de gladiateurs non comme un simple divertissement pour la populace mais en tant que moment décisif dans la formation et fonctionnement de l’autoconscience collective des Romains à l’époque où ils se rendaient maîtres du monde entier. Les Romains rassemblés au Forum pour regarder les combats gladiatoriens assisteraient à l’actualisation des paradigmes et valeurs du «mythe с.163 romain» (selon la parole de E. M. Staerman), tel que: rôle particulier des chefs militaires (à l’honneur desquels était donné munus); prestige et importance de l’apprentissage du combat; courage et volonté à la victoire; bravoure et mépris à la mort et la douleur. C’est pourquoi, malgré la position, humiliée des gladiateurs professionnels (esclaves ou auctorati libres) leur combat pourrait être perçu comme une sorte de comportement civique examplaire, ce qui contribuerait à la formation de l’univers imaginaire de Rome. C’est dans cette optique qu’il serait possible de déceler la dimension sacrale de la gladiature sans se borner des rapprochements entre celle-ci et des cultes et rites religieux concrets.
ПРИМЕЧАНИЯ