Конфликт Цезаря с Суллой: приключенческий роман, пропаганда или действительность?*
с.66 О конфликте Цезаря с Суллой в 82 г.1 сообщается в трёх источниках (Vell. II. 41. 2; Plut. Caes. 1; Suet. Div. Iul. 1), которые, несмотря на некоторые расхождения, дают согласованную картину: Сулла потребовал от Цезаря развестись с Корнелией, дочерью Цинны; тот отказался, чем навлёк на себя гнев диктатора. В течение некоторого времени Цезарь скрывался в Италии, рискуя жизнью и откупаясь от преследователей, пока его родственники не добились от Суллы помилования для него. Как правило, исследователи не ставят этот рассказ под сомнение2. Но в 2011 г.
с.67 Посмотрим, что сообщают нам источники и как интерпретирует их сведения
1. Назначение Цезаря фламином Юпитера и его брак с Корнелией
Светоний начинает рассказ об этом эпизоде так: «На шестнадцатом году [Цезарь] потерял отца. В следующее консульство, будучи выдвинут в жрецы Юпитера и расторгнув помолвку с Коссуцией, девушкой из всаднического, но очень богатого семейства, с которой его обручили ещё несовершеннолетним, он женился на Корнелии, дочери Цинны, четырёхкратного консула, которая вскоре родила ему Юлию (annum agens sextum decimum patrem amisit; sequentibusque consulibus flamen Dialis destinatus dimissa Cossutia, quae familia equestri sed admodum diues praetextato desponsata fuerat, Corneliam Cinnae quater consulis filiam duxit uxorem, ex qua illi mox Iulia nata est)» (Iul. 1). Если Цезарь родился в 100 г.4, 12 или 13 июля5, то он должен был потерять отца во второй половине 85 — первой половине 84 г., а жениться на Корнелии — в 84 или 83 г.
с.68 Веллей Патеркул (II. 43. 1) пишет, что Цезарь, «будучи почти мальчиком, был назначен Марием и Цинной фламином Юпитера» (paene puer a Mario Cinnaque flamen Dialis creatus). Указание на совместное решение Мария и Цинны позволяет датировать это назначение концом 87 г. или первой половиной января 86 г.
Но действительно ли Веллей противоречит Светонию? Такое мнение основано на предпосылке, что Светоний в своём рассказе (patrem amisit; sequentibusque consulibus flamen Dialis destinatus dimissa Cossutia… Corneliam… duxit uxorem) перечисляет все события последовательно, а значит, выдвижение Цезаря на должность фламина и расторжение помолвки с Коссуцией состоялись в период между смертью его отца и женитьбой молодого человека на Корнелии, т. е. не ранее середины 85 г. и не позднее конца 83 г. Однако такое толкование текста — не единственно возможное. К. Пеллинг полагает, что Светоний мог подразумевать не хронологическую, а причинно-следственную связь между этими обстоятельствами7: поскольку Цезарь (ранее) был выдвинут на должность фламина, он (ранее) расторг помолвку с Коссуцией и (теперь) женился на Корнелии, и только к этому последнему событию относится хронологическое указание sequentibus consulibus. Назначение Цезаря на должность фламина могло состояться раньше, в конце 87 — начале 86 г., как и пишет Веллей.
Ошибка Веллея в вопросе о вступлении Цезаря в должность фламина тоже не так очевидна.
Но если Цезарь действительно был назначен на должность фламина Юпитера уже в 87 г. или в начале 86 г., то почему его брак с Корнелией откладывался минимум до 84 г. — а вместе с ним и инавгурация? Конечно, ответ на этот вопрос может быть лишь предположительным, но, возможно, дело просто в том, что лишь к 84 г. Корнелия достигла брачного возраста, который у римских девочек составлял 12 лет (Dio Cass. LIV. 16. 7). Сам Цезарь в момент с.70 назначения был крайне молод, ему не исполнилось и 14 лет и, видимо, ради этого назначения он надел мужскую тогу раньше, чем это было принято в Риме11; и его невеста вполне могла быть на несколько лет младше.
Однако Цезарь не был инавгурирован и после брака с Корнелией, в 84—
Чтобы попытаться найти ответ, вернёмся на несколько лет назад. Если Цезарь был назначен на должность фламина Марием и Цинной, то возникает вопрос — зачем им это понадобилось? Исследователи предлагают различные версии14. В целом можно согласиться с возражениями
Таким образом, сам тезис С. Вайнштока о том, что, назначая Цезаря фламином, Цинна и Марий преследовали собственные интересы, вполне правдоподобен. Но в чём эти интересы заключались? Этого С. Вайншток не конкретизирует.
Ряд исследователей считает, что таким путём Марий и Цинна желали отвратить проклятие Мерулы, предыдущего фламина Юпитера, который после возвращения Цинны в Рим покончил с собой, обагрив кровью алтари и предав проклятию его самого и его сторонников (Vell. Pat. II. 22. 2)19. Можно согласиться с тем, что это событие оказало влияние на решение о назначении Цезаря, которое могло до какой-то степени сгладить негативное воздействие проклятия и самоубийства Мерулы хотя бы на общественное мнение, если не на отношения с богами. Но не стоит преувеличивать значение этого фактора: ведь вступление Цезаря в должность было отложено как минимум на два года, значит, этот вопрос не воспринимался как особо срочный.
с.72 Обычно считается, что первичным было именно намерение Мария и Цинны сделать Цезаря фламином Юпитера, а уже затем последовала идея женить его на Корнелии, поскольку фламиника Юпитера должна была быть патрицианкой20. Однако возможна и обратная последовательность. В 87 г. Цинна и Марий были союзниками, а политические союзы в Риме часто скреплялись браками. Марий имел только одного сына, который уже был женат на Лицинии, дочери Красса Оратора (Cic. Balb. 49). Видимо, поэтому решено было выдать дочь Цинны за Цезаря, племянника Мария. Однако Марий и Цинна, вероятно, рассчитывали надолго сохранить за собой господство в государственных делах — если не формальные полномочия, то, по крайней мере, авторитет и влияние первых граждан, — и передать это положение своим сыновьям21. И в более отдалённой перспективе брак Цезаря с Корнелией ставил в невыгодное положение сыновей самих Мария и Цинны, т. к. Цезарь оказывался в центре их политической группировки и мог претендовать на наследие обоих её лидеров22. По всей видимости, именно эту проблему помог решить фламинат. Женив Цезаря на Корнелии, Марий и Цинна достигали своей основной цели — скрепляли политический союз браком. А назначая Цезаря на должность фламина Юпитера, они уничтожали его как возможного конкурента своим сыновьям. Запреты, налагавшиеся на фламина Юпитера не позволили бы Цезарю сделать политическую, а тем более военную карьеру.
Эти аргументы трудно счесть решающими. Как показывают примеры Флакка и Мерулы, претура действительно была доступна для фламина Юпитера, но для племянника Мария и зятя Цинны эта должность вряд ли была пределом мечтаний. Однако претура того же Флакка ясно доказывает, что военное командование и наместничество в провинции было для фламина Юпитера недоступно — а именно они сулили славу, триумф и обогащение.
Примеры верховных понтификов Красса Муциана и самого Цезаря тоже не столь однозначны. Во-первых, не следует проводить здесь прямую аналогию с фламинатом Юпитера: должность верховного понтифика никогда не была связана со столь суровыми, сложными и многочисленными запретами и обычаями (Gell. X. 15; Plut.
Во-вторых, нам не удалось найти в источниках сведений о том, что верховному понтифику не разрешалось покидать Италию. Ливий лишь сообщает о том, что в 205 г. верховный понтифик Красс уступил (concedente) Сципиону Сицилию без жеребьёвки, т. к. его удерживало в Италии попечение о священнодействиях (cura sacrorum, Liv. XXVIII. 38. 12) — однако здесь скорее предполагается добровольный выбор Красса25, и известно, что Фабий Кунктатор всё с.74 же уговаривал Красса отправиться на Сицилию (Plut. Fab. 25. 4)26. Сообщается также, что в 131 г. верховный понтифик Красс Муциан отправился за пределы Италии, чего ранее не случалось (Liv. Per. 59)27 — однако это говорит скорее о традиции и отсутствии прецедента, чем о существовании категорического запрета28. А к тому времени, когда сам Цезарь стал верховным понтификом, вряд ли кто-то сомневался в том, что он имеет право выехать в провинцию: ведь Метелл Пий, его непосредственный предшественник, отсутствовал в Италии почти десять лет, когда вёл войну против Сертория.
В-третьих, эпизод с назначением Красса Муциана командующим в войне против Аристоника скорее свидетельствует против тезиса
Что касается аргумента
Остаётся рассмотреть лишь пример Л. Корнелия Мерулы, предшественника Цезаря на должности фламина Юпитера. Его консульство не вызывает сомнений, однако свидетельств о том, что он «участвовал в обороне Рима, объезжая его укрепления» (с.120), нам найти не удалось. Аппиан (BC. I. 66) сообщает лишь о том, что «консулы Октавий и Мерула укрепляли Город рвами и ремонтом стен и устанавливали военные машины (Ὀκτάουιος δὲ καὶ Μερόλας οἱ ὕπατοι τὸ μὲν ἄστυ τάφροις καὶ τειχῶν ἐπισκευαῖς ὠχύρουν καὶ μηχανήματα ἐφίστανον)» (пер.
Кроме того, Мерула занял место Цинны, который из-за конфликта с коллегой и массовых беспорядков вынужден был бежать из с.76 Города, а затем был отрешён сенатом от должности (App. BC. I. 65—
Нельзя исключать, что, оставшись фламином, Цезарь сумел бы преодолеть препятствия религиозного характера, занять консульство и получить провинцию, — хотя для этого потребовалась бы огромная настойчивость, популярность и авторитет, содействие верховного понтифика и благоприятное стечение обстоятельств, — но он не мог заранее на это рассчитывать. Однако Цезарь мог быть твёрдо уверен в другом: должность фламина Юпитера создавала существенные затруднения в карьере, пренебречь которыми было невозможно. Именно поэтому, вероятно, он не торопился с собственной инавгурацией, хотя после заключения брака с Корнелией имел на неё право. Мария и Цинны, заинтересованных в том, чтобы Цезарь вступил в должность фламина Юпитера, уже не было в живых, а его самого она вряд ли могла привлекать.
2. Требование Суллы о разводе Цезаря с Корнелией
Обратимся к следующему эпизоду. Конфликт Суллы с Цезарем начался с того, что диктатор велел юноше развестись с Корнелией, дочерью Цинны. Вновь посмотрим, что сообщают нам источники и как интерпретирует их
Веллей Патеркул (II. 41. 2) замечает лишь, что никакой страх не вынудил Цезаря разойтись с дочерью Цинны (cuius filiam ut с.77 repudiaret nulle metu compelli potuit). Рассказ Светония более подробен, но столь же туманен (Iul. 1): диктатор Сулла никакими средствами не мог добиться, чтобы Цезарь развёлся с Корнелией (neque ut repudiaret compelli a dictatore Sulla ullo modo potuit). Больше всего конкретики содержится у Плутарха (Caes. 1): «Когда Сулла захватил власть, он не смог ни угрозами, ни обещаниями побудить Цезаря к разводу с Корнелией (Κορνηλίαν ὡς ἐπεκράτησε Σύλλας οὔτ’ ἐλπίσιν οὔτε φόβῳ δυνηθεὶς ἀποσπάσαι Καίσαρος)» (здесь и далее цит. в пер.
Но действительно ли в 82 г. Сулла ничего не мог предложить Цезарю? Начнём с того, что семья Цезаря была небогатой и проживала в Субуре, бедном районе Рима (Suet. Iul. 46. 1). Поэтому Сулла мог предложить Цезарю по меньшей мере деньги (в частности имущество проскрибированных), что значительно упростило бы ему путь по дороге почестей. Так, Плутарх сообщает, что диктатор по своей инициативе раздавал «добычу» своим сторонникам, желая привязать их к себе (Crass. 2. 4).
Вести речь об ординарных магистратурах для Цезаря, которому на тот момент не было и 20 лет, действительно, было преждевременно. Однако в Риме существовали и младшие должности — военных трибунов, префектов, монетариев, кураторов дорог, уголовных триумвиров и децемвиров для разрешения тяжб: эти посты с.78 Цезарь мог бы занять при содействии Суллы и обрести с их помощью награды, связи и известность, полезные для дальнейшей карьеры.
Что же касается жреческих должностей, то
Таким образом, в 82 г. Сулла мог пообещать Цезарю деньги, поддержку и помощь в карьере, жреческие должности и выгодный брак.
3. Попытка Цезаря получить жреческую должность
Рассказав об отказе Цезаря развестись с Корнелией и конфискации её приданого, Плутарх (Caes. 1. 3) сообщает следующее: «Занятый вначале многочисленными убийствами и неотложными делами, Сулла не обращал на Цезаря внимания, но тот, не довольствуясь этим, выступил публично, добиваясь жреческой должности, хотя сам едва достиг юношеского возраста. Сулла воспротивился этому и сделал так, что Цезарь потерпел неудачу (ὡς δ’ ὑπὸ πλήθους φόνων ἐν ἀρχῇ καὶ δι’ ἀσχολίας ὑπὸ Σύλλα παρορώμενος οὐκ ἠγάπησεν, ἀλλὰ μετιὼν ἱερωσύνην εἰς τὸν δῆμον προῆλθεν οὔπω πάνυ μειράκιον ὤν, ταύτης μὲν ἐκπεσεῖν αὐτὸν ὑπεναντιωθεὶς Σύλλας παρεσκεύασε)». Другие источники ничего не сообщают об этом выступлении Цезаря, и, по мнению
Действительно ли рассказ Плутарха так нелеп? М. Леоне и Б. Лью-Жиль выдвинули гипотезу о том, что Цезарь апеллировал к народу на действия верховного понтифика Метелла Пия, который наложил на него штраф37. Здесь имеется в виду сообщение Светония о с.80 том, что Цезарь был лишён «и жреческого сана, и женина приданого, и родового наследства» (et sacerdotio et uxoris dote et gentilicis hereditatibus multatus), и Плутарха — о том, что Сулла конфисковал приданое Корнелии (ἐδήμευσε τὴν φερνὴν αὐτῆς). По мнению упомянутых авторов, данные действия, возможно, осуществил не сам Сулла, а Метелл Пий, который, в качестве верховного понтифика имел право налагать штраф на жрецов. Основанием для штрафа послужил отказ Цезаря развестись с Корнелией; в связи с этим М. Леоне предполагает, что она была плебейкой и не могла состоять в браке по обряду конфарреации. Но данная гипотеза вызывает больше вопросов, чем даёт ответов.
Во-первых, нет прямых свидетельств о принадлежности Корнелиев Цинн к плебейскому сословию — вряд ли таковым можно считать тот факт, что суффект-консулом 86 г. вместе с Цинной был патриций Валерий Флакк, т. к. эти годы изобиловали нарушениями при избрании консулов. Даже если Корнелия была плебейкой, выше уже говорилось, что в этот период конфарреация была доступна не только для патрицианок38. Отметим, что в источниках вообще нет прямых свидетельств о том, что фламиника Юпитера должна быть патрицианкой, зато известно, что фламиникой Марса была плебейка (Macrob. Sat. III. 13. 11)39. Во-вторых, Плутарх прямо пишет, что приданое Корнелии конфисковал Сулла (не Метелл Пий). В-третьих, нам неизвестны примеры того, чтобы верховный понтифик не просто налагал штраф на жреца, но лишал его какого-то конкретного имущества, в данном случае — приданого жены и родового наследства40. В-третьих, в перечислении Светония первым стоит лишение Цезаря жреческой должности; а если он уже не являлся фламином, то как Метелл Пий мог наложить на него штраф? В-четвертых, в тогдашней политической обстановке такая апелляция была крайне маловероятна. Чтобы Цезарь апеллировал к народу против решения с.81 Метелла Пия — верховного понтифика, родственника и союзника Суллы, — кто-то должен был созвать сходку, чтобы Цезарь на ней выступил, и народное собрание, чтобы оно приняло решение по апелляции. Но кто из должностных лиц решился бы на столь дерзкий поступок в условиях диктатуры Суллы, во время проскрипций? Наконец, если Цезарь пытался апеллировать к народу по поводу штрафа, наложенного на него Метеллом Пием, то откуда в рассказе Плутарха появилась жреческая должность, которой он будто бы добивался от народа? Все эти вопросы остаются без ответа.
Сообщение Плутарха гораздо лучше объясняет гипотеза, выдвинутая К. Пеллингом, о том, что Цезарь пытался добиться своей инавгурации в качестве фламина Юпитера. Конечно, как отмечает сам Пеллинг, у Плутарха всё равно содержится путаница41. Однако если эта версия верна, то путаница не так уж велика, и можно предположить, каким образом она возникла.
Инавгурация фламина должна была происходить в калатных комициях (Gell. XV. 27. 1), где народ играл лишь пассивную роль свидетелей42, и
Почему Цезарь, ранее тянувший со вступлением в должность фламина, теперь попытался добиться своей инавгурации? К. Пеллинг предполагает, что он желал получить основание для отказа от развода, т. к. брак фламина Юпитера не мог быть расторгнут (Gell. X. 15. 23)45. Такую мотивацию нельзя исключать, но, возможно, она не являлась основной. Цезарь мог рассчитывать, что если он станет фламином Юпитера, то эта священная должность защитит и его самого, и фламинику, его супругу, от гнева Суллы. Выше уже говорилось о предсмертном проклятии его предшественника Мерулы, которое должно было произвести на общество тягостное впечатление. Оно усугубилось, когда в 83 г. сгорел храм Юпитера Капитолийского (Plut. Sulla. 27. 6; App. BC. I. 83), а верховный понтифик Сцевола был убит в преддверии храма Весты по приказанию Мария-младшего (Liv. Per. 86; App. BC. I. 88). Цезарь мог надеяться на то, что Сулла не захочет без необходимости повторять деяния своих врагов и не станет преследовать нового фламина Юпитера.
Итак, хотя сообщение Плутарха и ошибочно, но вряд ли нелепо. По-видимому, после отказа Цезаря развестись с Корнелией Сулла, занятый другими делами, сперва ограничился конфискацией её приданого. Однако, предвидя опасность, Цезарь попытался отвратить её путём инавгурации на должность фламина Юпитера. Верховный понтифик Метелл Пий не пошёл ему навстречу — в соответствии с пожеланиями Суллы, — а сам диктатор, видимо, расценил действия юноши как недопустимую настойчивость, если не дерзость: племянник Мария не только отказался развестись с дочерью Цинны, но и попытался сохранить за собой должность, полученную от смертельных врагов Суллы. Именно тогда диктатор, с.83 по-видимому, и отдал распоряжение об устранении Цезаря. Данная реконструкция событий позволяет не только объяснить сообщение Плутарха, но и ответить на вопрос, поставленный
4. Решение Суллы убить Цезаря
Обратимся к следующему вопросу. Насколько серьёзна была опасность для Цезаря и от кого она исходила? Вновь процитируем сообщения источников и посмотрим, как их интерпретирует
Согласно Веллею Патеркулу (II. 41. 2), «Цезарь ночью бежал из Города скорее от соучастников и прислужников Суллы, разыскивавших его, чтобы убить, чем от него самого (magis ministris Sullae adiutoribusque partium quam ipso conquirentibus eum ad necem… nocte Urbe elapsus est)» (пер.
Светоний пишет (Iul. 1. 2): «Так, наказанный лишением жреческого сана и приданого жены, и родового наследства он был сочтен принадлежащим к партии противников, и даже вынужден был скрываться» (quare et sacerdotio et uxoris dote et gentilicis hereditatibus multatus diuersarum partium habebatur, ut etiam discedere e medio… cogeretur)» (пер.
Плутарх рассказывает эту часть истории так: (Caes. 1): Сулла «намеревался даже уничтожить Цезаря и, когда ему говорили, что бессмысленно убивать такого мальчишку, ответил: “Вы ничего не понимаете, если не видите, что в этом мальчишке — много Мариев” (περὶ δ’ ἀναιρέσεως βουλευόμενος, ἐνίων λεγόντων ὡς οὐκ ἔχοι λόγον ἀποκτιννύναι παῖδα τηλικοῦτον, οὐκ ἔφη νοῦν ἔχειν αὐτούς, εἰ μὴ πολλοὺς ἐν τῷ παιδὶ τούτῳ Μαρίους ἐνορῶσι)».
Отсюда видно, что два автора — Плутарх и Веллей Патеркул, — прямо сообщают о том, что Цезаря намеревались убить, однако, по словам первого, опасность исходила от Суллы, а по словам второго с.84 — в большей степени от его окружения. Обобщённый рассказ Светония не противоречит ни одной из этих версий, но и ничего к ним не добавляет. Рассмотрим, как интерпретирует эти пассажи
Намёк на это автор усматривает в пассаже Светония (Iul. 1. 2), «который пишет, что Цезаря сочли приверженцем враждебной группировки (…), после чего ему пришлось скрываться, каждый день меняя убежище, несмотря на лихорадку (…). Но о внесении его в проскрипции всё-таки не сказано, хотя впечатление создаётся именно такое». В примечании автор добавляет: «В переводе
Следующий аргумент
Поскольку
Далее
Вместо того, чтобы на основании данных Веллея отвергать версию Плутарха, попробуем согласовать их между собой. Плутарх сообщает, что пока Цезарь не решил добиваться должности фламина, Сулла, занятый неотложными делами, не обращал на него внимания. Вероятно, после бегства Цезаря из Рима ситуация повторилась: диктатор объявил о своём решении убить Цезаря, но это не являлось для него первоочередной задачей, и его внимание поглотили более важные и срочные проблемы. Реализация этой задачи, т. е. с.87 уничтожение Цезаря, легла как раз на плечи ministrorum adiutorum Суллы, о которых пишет Веллей. Таким образом, рассказы Веллея и Плутарха не противоречат, а скорее дополняют друг друга.
5. Бегство Цезаря из Рима
Итак, Цезарь бежал из Рима и скрывался, но преследователи настигли его, и ему пришлось откупиться. Вот что сообщают об этом источники:
Suet. Iul. 1. 2: «Так что (Цезарь) даже вынужден был удалиться из общества и, несмотря на обострившуюся четырехдневную лихорадку, почти каждую ночь менять убежище, и деньгами откупался от сыщиков (ut etiam discedere e medio et quamquam morbo quartanae adgravante prope per singulas noctes commutare latebras cogeretur seque ab inquisitoribus pecunia redimeret)».
В другом месте (Iul. 74. 1) Светоний приводит некоторые подробности: «Корнелию Фагите, от ночной засады которого он, больной беглец, когда-то с трудом и за деньги спасся, чтобы не быть выданным Сулле, он не сделал (потом) никакого зла (Cornelio Phagitae, cuius quondam nocturnas insidias aeger ac latens, ne perduceretur ad Sullam, vix praemio dato euaserat, numquam nocere sustinuit)».
Плутарх сообщает следующее (Caes. 1): «Когда Цезарь узнал об этих словах Суллы (о том, что в нём “много Мариев”. — Авт.), он долгое время скрывался, скитаясь в земле сабинян. Но однажды, когда он занемог и его переносили из одного дома в другой, он наткнулся ночью на отряд сулланских воинов, осматривавших эту местность, чтобы задерживать всех скрывающихся. Дав начальнику отряда Корнелию два таланта, Цезарь добился того, что был отпущен (ταύτης τῆς φωνῆς ἀνενεχθείσης πρὸς Καίσαρα, συχνὸν μέν τινα χρόνον πλανώμενος ἐν Σαβίνοις ἔκλεπτεν ἑαυτόν · ἔπειτα δι’ ἀρρωστίαν εἰς οἰκίαν ἑτέραν μετακομιζόμενος κατὰ νύκτα, περιπίπτει στρατιώταις τοῦ Σύλλα διερευνωμένοις ἐκεῖνα τὰ χωρία καὶ τοὺς κεκρυμμένους συλλαμβάνουσιν. ὧν τὸν ἡγεμόνα Κορνήλιον πείσας δυσὶ ταλάντοις, ἀφείθη)».
Все эти сведения представляются
Что же неправдоподобного
Впрочем, рассказ Плутарха тоже представляется
Далее
6. Сумма взятки, уплаченной Цезарем
Итак, Цезарь откупился от преследователей. Сумма взятки, названная Плутархом, — два таланта, — соответствует награде, объявленной за голову проскрибированного (Plut. Sull. 31. 4). По мнению
Эти рассуждения представляются небесспорными. Прежде всего сомнителен сам тезис автора, что в
Далее, можно лишь догадываться о том, при каких обстоятельствах была обнародована сумма взятки. Её мог назвать Цезарь, но не только он: по меньшей мере, её знал Фагита, который прожил долгую жизнь и был довольно известной фигурой (Suet. Iul. 74. 1) — раз тот факт, что Цезарь не стал ему мстить, привлёк внимание. Вероятно, знали эту сумму и спутники Цезаря. Она могла быть названа в сочинении о Цезаре, которое его друг Гай Оппий написал после его гибели: и Плутарх, и Светоний его использовали (ср. Suet. 53. 1; 72; Plut. Caes. 17)53. Оппию не было никакой необходимости выдавать Цезаря за проскрипта, если он им не являлся. Скорее наоборот: если Оппий писал своё сочинение уже после создания II триумвирата, то он, вероятно, пожелал бы скрыть факт включения Цезаря в проскрипции, чтобы не создавать неблагоприятного контраста с Октавианом, который сам составил новые проскрипционные списки — и которого Оппий поддерживал (ср. Suet. Iul. 52. 2). Если сумму взятки обнародовал сам Цезарь, то он вполне мог сделать это не в
Далее, предположим, что о взятке в два таланта действительно первым заговорил Цезарь — и сделал это именно в 64 г., когда руководил судом по делам об убийстве, в котором были осуждены некоторые лица, получившие награду за головы проскрибированных (Suet. Iul. 11; Dio Cass. XXXVII. 10. 2). Но почему его сведения с.91 нужно считать ложью? В этой цифре нет ничего невероятного. Если в такую сумму Сулла оценил головы своих врагов, то в те времена это вполне могла быть стандартная плата, которую отдавали преследователям беглецы, не желавшие установления своей личности. Совпадение суммы взятки с наградой за голову проскрибированного не доказывает, что Цезарь лгал или что он не был проскрибирован. Между этими обстоятельствами нет никакой логической связи.
7. Личность и миссия Корнелия Фагиты
Итак, если
Далее, если Плутарх не называет по имени заступников Цезаря, это ещё не значит, что их имена ему не известны. Так, например, в жизнеописании Красса (16. 1) Плутарх упоминает жену Помпея, не называя её по имени — однако было бы опрометчиво делать вывод, будто он не знает, что это была Юлия, дочь Цезаря (ср. Plut. Pomp. 47. 6; Caes. 14. 7). Возможно, Плутарх не стал называть по имени заступников Цезаря, т. к. не считал, что их ходатайство как-то с.92 повлияло на судьбу Цезаря: его в данном сюжете интересовали не они сами, а позиция Суллы и его ответ на их просьбы — афоризм про «много Мариев». С другой стороны, Корнелий вступил с Цезарем в прямой контакт и держал его жизнь в своих руках, поэтому Плутарх счёл более важным назвать его имя.
Тот факт, что Плутарх не назвал когномен Корнелия, может быть просто случайностью. Например, в биографиях Помпея, Цезаря, Цицерона, Катона Плутарх многократно упоминает консула 54 г. Л. Домиция Агенобарба; обычно он назван просто Домиций, изредка Луций Домиций, а когномен его фигурирует лишь однажды (Pomp. 67. 3). Даже если бы этого единственного упоминания не было, вряд это позволяло бы сделать вывод, что Плутарх не знал полного имени Агенобарба или, тем более, считал его вольноотпущенником.
Итак, сам по себе номен «Корнелий» ещё не делает современника Суллы его вольноотпущенником. Это имя было чрезвычайно распространённым, существовали и вольноотпущенники других Корнелиев, и свободнорождённые плебейские Корнелии. Чтобы доказать, что в данном эпизоде имя «Корнелий» указывает на статус вольноотпущенника Суллы, следует привести аналогии из других сочинений Плутарха: скажем, примеры, где он называет «корнелиев» Суллы просто номенами, не поясняя, что речь идёт о вольноотпущенниках; а желательно доказать, что Плутарх вообще имеет тенденцию называть вольноотпущенников, и только их, по номенам без когноменов. Как минимум для доказательства того, что Фагита был «корнелием», следовало бы продемонстрировать, что деятельность этого человека характерна именно для вольноотпущенников Суллы. В источниках же дело обстоит как раз наоборот.
Сам
Итак, Плутарх сообщает о Фагите два факта: 1) он командовал солдатами; 2) его звали Корнелий. Эти факты друг другу не противоречат. Греческий историк ничего не пишет о том, что Фагита был вольноотпущенником вообще и вольноотпущенником Суллы в частности.
Итак, придя к выводам, что Сулла не приговаривал Цезаря к смерти, сыщики Суллы за ним не охотились и никакого выкупа Цезарь им не платил,
Не менее удивительна и забота Суллы о том, чтобы сообщить Цезарю своё положительное решение. Если диктатор решил простить строптивого юношу, то вполне достаточно было бы объявить о своём решении его родным и заступникам. И именно они были заинтересованы в том, чтобы донести эти новости до Цезаря. Зачем Сулле потребовалось отправлять собственного вольноотпущенника на встречу с племянником Мария и зятем Цинны, почему он так обеспокоился его судьбой? Ответов на эти вопросы в статье
8. Заступничество Мамерка, Котты и весталок за Цезаря
Обратимся к заступникам Цезаря — Мамерку Эмилию Лепиду и Гаю (вероятно) Аврелию Котте и к содержанию их разговора с Суллой. Вот, что сообщают нам источники.
Плутарх пишет (Caes. 1. 5), что Сулла, «когда ему говорили, что бессмысленно убивать такого мальчишку, ответил: “Вы ничего с.94 не понимаете, если не видите, что в этом мальчишке — много Мариев”».
Светоний (Iul. 1. 2—
Итак, согласно обоим источникам, заступники Цезаря просили сохранить ему жизнь: у Плутарха они говорят, что бессмысленно убивать (οὐκ ἔχοι λόγον ἀποκτιννύναι) такого мальчишку, у Светония они пытаются сохранить его невредимым (incolumis). Комментируя эти тексты,
Далее, не совсем ясно, по каким «другим вопросам» просьбы о сохранении жизни Цезаря ослабляли позицию Мамерка и Котты?
Однако даже если в допустить, что Мамерк, Котта и весталки пришли к Сулле обсуждать брак Цезаря, его местопребывание и права на имущество, то возникает вопрос: почему по столь с.95 незначительному поводу к Сулле явилась такая представительная делегация? Мамерк Эмилий Лепид был нобилем и патрицием, входил в коллегию понтификов, в гражданской войне воевал на стороне Суллы и взял Норбу, а на момент разговора с Суллой, вероятно, занимал претуру. Котта тоже был нобилем и понтификом (Vell. Pat. II. 43. 1), а также одним из лучших ораторов своего времени (Cic. Brut. 317). Жрицы Весты пользовались в Риме особым почётом и уважением. На фоне массовых проскрипций и конфискаций, в условиях, когда последние очаги гражданской войны в Африке, Испании и самой Италии (Волатерры) не были погашены, — почему именно вопрос о браке и имуществе Цезаря вызвал такое беспокойство у влиятельных людей? Неужели в 81 г. Цезарь уже был такой заметной фигурой на политической арене? Ответов на эти вопросы в рассматриваемой статье нет.
Выводы
Таким образом, сведения трёх источников о юности Цезаря и его противостоянии с Суллой довольно хорошо согласуются друг с другом, а несоответствия между ними нередко являются лишь кажущимися.
Решение о браке Цезаря и Корнелии, по-видимому, было принято в конце 87 или в первые дни 86 г. Марием и Цинной, которые таким образом желали скрепить свой политический союз. Цезарь расторг помолвку с Коссуцией, но заключение брака с Корнелией было отложено — вероятно, из-за несовершеннолетия невесты. Тогда же Цезарь был выдвинут и назначен фламином Юпитера; принимая это решение, Марий и Цинна стремились сгладить впечатление, которое произвела на общество смерть и предсмертное проклятие Мерулы, предыдущего фламина Юпитера и их врага; однако, вероятно, не менее важную роль играло стремление тогдашних властителей Рима ограничить карьеру Цезаря жёсткими религиозными рамками, чтобы он не мог составить конкуренцию их сыновьям. Брак Цезаря с Корнелией был заключён в 84 г., и тогда же отпало препятствие для его инавгурации на должность фламина, однако с.96 она так и не состоялась — по-видимому, потому, что Мария и Цинны уже не было в живых, а сам Цезарь был не слишком заинтересован в этой должности.
Но после возвращения Суллы положение изменилось. Когда Цезарь отказался развестись с Корнелией, он, вероятно, понял, что находится в опасности, и попытался добиться от Метелла Пия инавгурации, рассчитывая, что жреческий сан защитит его от гнева Суллы. Диктатор этому воспротивился и, действительно разгневавшись на дерзость Цезаря, распорядился убить его — хотя вполне вероятно, что в проскрипционный список Цезарь так и не попал. Сулла не считал Цезаря первоочередной проблемой, и преследованием юноши занимались в основном его приспешники. После того как Цезарь бежал из Рима и некоторое время скрывался и откупался от преследователей, его влиятельные родственники добились от Суллы для него помилования.
Однако в статье
ПРИМЕЧАНИЯ