Процесс весталок в 73 г. до н. э.: суд присяжных или суд понтификов?
с.211 Юридическая терминология в сообщениях источников о суде над весталками в 73 г. до н. э. (в частности, упоминания о судьях, обвинителе и защитнике) привела некоторых исследователей к выводу о том, что это дело рассматривал не традиционный суд понтификов, а суд присяжных. В статье предпринята попытка доказать, что в 73 г. до н. э. не существовало постоянной судебной комиссии по делам об инцесте весталок, а учреждение чрезвычайного суда над ними особым законом маловероятно, так как сведения о нем отсутствуют, политическая обстановка этому не способствовала, а ряд косвенных данных указывает на то, что судьями в этом деле были понтифики. Правовые термины, употребляемые источниками, вполне применимы и в отношении жреческого суда и имеют аналоги в других рассказах античных авторов о судах над весталками.
Ключевые слова: весталки, понтифики, инцест, Фабия, Лициния, Красс, Катилина, Антоний Оратор, Педуцеев закон.
В 73 г.1 в Риме состоялся суд над весталками, обвиненными в нарушении обета целомудрия, и их предполагаемыми соблазнителями. Сведения об этих событиях, сохранившиеся в источниках, весьма фрагментарны и неоднозначны. В частности, остается неясным вопрос о том, какая судебная процедура использовалась в данном случае. Традиционно подобные дела рассматривал суд понтификов2, однако за сорок лет до исследуемых событий был создан иной прецедент. После того, как в 114 г. понтифики осудили лишь одну из трех весталок, заподозренных в инцесте3, Эмилию, плебейский трибун 113 г. Педуцей провел плебисцит о повторном следствии и суде, которые были поручены Л. Кассию Лонгину Равилле (консулу 127 г.); и в итоге обе обвиняемые жрицы, Лициния и Марция, были приговорены к смерти4. Многие исследователи, основываясь главным образом на особенностях терминологии с.212 источников, высказали мнение о том, что в 73 г. обвинение против весталок и их соблазнителей тоже рассматривали не понтифики, а государственный суд. Одни из них полагают, что Педуцеев закон учредил постоянную судебную комиссию и продолжал действовать и в 73 г.5; другое мнение состоит в том, что после прецедента, созданного Педуцеем, для рассмотрения инцеста весталок всякий раз учреждался чрезвычайный суд6. Однако некоторые авторы по-прежнему придерживаются мнения о том, что процесс 73 г. происходил перед понтификами7. Представляется целесообразным еще раз рассмотреть данную проблему и доводы обеих сторон.
Об этих событиях не сохранилось ни одного связного рассказа. Дата процесса известна благодаря Цицерону (Cat. III. 9), согласно которому в 63 г. Лентул Сура утверждал, что в этом году исполняется десять лет после оправдания весталок и двадцать — после пожара на Капитолии. Эту датировку подтверждает Орозий (VI. 3. 1), сообщающий, что Катилина при помощи Катула избежал осуждения за соблазнение весталки в первый год III Митридатовой войны8. Известно, что предполагаемую любовницу Катилины звали Фабия и она приходилась единоутробной сестрой Теренции, жене Цицерона (Ascon. 91 C). Второй парой обвиняемых, по-видимому, были весталка Лициния и М. Лициний Красс, которому удалось доказать, что его интерес к девушке был вызван не любовными, а денежными мотивами (Plut. Crass. 1. 4—
с.213 Исследователи, полагающие, что данное дело рассматривалось судом присяжных, указывают на ряд обстоятельств, нехарактерных для суда понтификов. Во-первых, согласно Плутарху (Crass. 1. 2), Красс был оправдан «судьями» (ὑπὸ τῶν δικαστῶν)11. Во-вторых, Плотия он называет «обвинителем» (διώκων), хотя нет сведений о том, что в суде понтификов над весталками и их любовниками участвовали обвинители; сообщается лишь о доносчиках (Liv. VIII. 15. 7; Dion. Hal. Ant. Rom. IX. 40. 3; Oros. V. 15. 22; Dio Cass. Fr. 87. 5)12. Наконец, в-третьих, роль Пизона в этом деле (Cic. Brut. 236) также указывает на суд присяжных, ибо участие защитников в суде понтификов нигде не засвидетельствовано13.
Для объяснения данных обстоятельств было выдвинуто предположение о том, что Педуцеев закон, принятый в 113 г., имел не экстраординарный, а общий характер: он учредил постоянный порядок или даже постоянный суд (quaestio perpetua) для рассмотрения дел об инцесте весталок и оставался в силе по меньшей мере до 73 г.14 Однако против этой гипотезы уже были высказаны некоторые серьезные возражения.
М. Равицца выдвигает другую гипотезу о том, каким образом дела об инцесте стали рассматриваться государственным судом, а не судом понтификов. По ее мнению, после прецедента, созданного в 113 г. Секстом Педуцеем, в последующие годы для разбора обвинений в инцесте каждый раз особым законом учреждался чрезвычайный суд18. Наиболее важен для ее аргументации процесс оратора Антония, обвиненного в инцесте. М. Равицца доказывает, что его следует относить не к 113 г., а к 111 г., причем его процедура существенно с.215 отличалась от процедуры, установленной Педуцеевым законом. Если это действительно так, то прецедентом для дела весталок в 73 г. должен служить скорее процесс Антония, чем дело Лицинии и Марции. Поэтому доводы М. Равиццы необходимо рассмотреть подробнее.
Прежде всего исследовательница анализирует пассаж Валерия Максима (III. 7. 9), где речь идет о том, что Антоний, уже выехавший из Рима для отправления квестуры, имел право воспользоваться Меммиевым законом, запрещавшим рассматривать обвинения против отсутствующих по делам государства, однако все же явился в суд. Традиционно отсюда делают вывод о существовании Меммиева закона общего действия, распространявшегося на любые суды19. Однако М. Равицца, проанализировав несколько судебных процессов, состоявшихся в
Второй аргумент М. Равиццы в пользу того, что дело оратора Антония не следует относить к 113 г., состоит в том, что, согласно Валерию Максиму (III. 7. 9), Антоний был обвинен «перед претором Луцием Кассием, трибунал которого из-за чрезмерной суровости звался губителем обвиняемых»24, однако Луций Кассий Равилла, который вынес приговор весталкам в 113 г., был не praetor, а quaesitor25. Впервые это несоответствие отметил еще Т. Карни, выдвинувший гипотезу, что этот суд происходил в 111 г., для которого засвидетельствованы и плебейский трибун Меммий, и претор Луций Кассий (ср.: Sall. Iug. 32—
Еще одно подтверждение своего мнения, что суд над Антонием не соответствовал процедуре, установленной Педуцеевым законом, М. Равицца находит в другом пассаже Валерия Максима (VI. 8. 1), где рассказывается о том, как обвинители (accusatores) потребовали допроса раба Антония, и этот преданный раб убеждал испуганного хозяина, чтобы тот выдал его судьям (iudices) для пыток. М. Равицца подчеркивает, что участие обвинителей и судей не характерно для суда, который вершил quaesitor, одновременно выполнявший функции обвинителя, следователя и судьи30, зато свойственно судам присяжных постгракханского типа31. Однако в судебных комиссиях допросы рабов под пыткой происходили с разрешения и под руководством председателя суда (Cic. Sull. 78: illa tormenta… regit quaesitor32; ср.: Rhet ad Herenn. II. 7. 10) и совершались не на глазах судей, а в атрии Свободы; там полученные показания письменно фиксировали и заверяли и лишь позднее, в ходе слушаний зачитывали судьям (Cic. Mil. 59)33. Даже если бы процесс Антония действительно происходил в суде присяжных под председательством Л. Кассия, претора 111 г., как предполагает М. Равицца, слова Валерия Максима ut se iudicibus torquendum traderet, все равно содержат неточность; правильнее было бы сказать в этом случае ut se praetori torquendum traderet. Можно сделать вывод, что Валерий Максим либо не располагал подробным описанием судебной процедуры, применявшейся в данном случае, либо не стремился точно с.218 воспроизвести ее детали в своем тексте. Поэтому представляется, что не следует придавать слишком большого значения упоминанию судей в данном эпизоде.
Что касается участия обвинителей в процессах, происходивших в соответствии с Педуцеевым законом, то вряд ли его можно полностью исключить только на том основании, что quaesitor Луций Кассий был наделен правом единолично выносить приговор, как это было в догракханских судах34. Следует помнить, что Педуцеев закон был принят уже после судебной реформы Гая Гракха; даже если в этом отношении он представлял собой возврат к прежней схеме, тем не менее он вполне мог заимствовать некоторые черты из гракханской модели. Педуцей был не согласен с излишне мягким приговором коллегии понтификов и, составляя свой закон, стремился обеспечить максимально суровое судебное разбирательство35. Этой цели вполне отвечало как предоставление следователю (quaesitor) — особенно столь безжалостному человеку, как Л. Кассий Равилла36 — права единолично выносить приговор37, так и участие в процессе обвинителей. С другой стороны, благодаря разделению обвинительной и судебной функции процесс над весталками должен был выглядеть более справедливым и беспристрастным38. Таким образом, Педуцеев закон, учреждавший специальный суд по конкретному делу, мог комбинировать отдельные элементы догракханской и постгракханской судебной системы так, как это было наиболее выгодно его автору в сложившейся ситуации39. с.219 Дополнительным доказательством того, что Кассиев суд над Лицинией и Марцией происходил без участия обвинителей, М. Равицца считает сообщение Диона Кассия о том, что процесс был инициирован благодаря доносу раба Мания, соучастника преступления весталок (Dio Cass. Fr. 87. 5)40. Однако Дион пишет здесь о том, каким образом вскрылось нарушение весталками целомудрия, т. е. о событиях, предшествовавших суду понтификов, и этот рассказ ничего не сообщает о том, каким образом было организовано обвинение перед трибуналом Луция Кассия. Итак, аргументы М. Равиццы в пользу того, что суд над Антонием Оратором по обвинению в инцесте происходил не по Педуцееву, а по более позднему Меммиеву закону, нельзя считать решающими.
Еще один обвиняемый в инцесте, дело которого также традиционно связывают с громким процессом 113 г., — это Сервий Фульвий, которого защищал Курион-дед (Cic. Brut. 122, 124; Inv. I. 80; Schol. Bob. 85 St.)41. М. Равицца считает, что, поскольку в источниках не содержится прямых указаний на то, что это обвинение было предъявлено именно в 113 г., оно с равным успехом может быть датировано более поздним временем, как и процесс Антония Оратора, и могло рассматриваться не в Кассиевом суде, а в иной quaestio extraordinaria, учрежденной законом, аналогичным закону Педуцея42. В этом случае оно тоже могло бы послужить прецедентом для процесса 73 г. Однако отсутствие в источниках ясных сведений о каких-либо иных судах над весталками в данный период времени43 заставляет усомниться в правдоподобии этого предположения. Утрата весталками целомудрия рассматривалась как великая опасность для благополучия государства44. Крайне маловероятно, что вскоре после нашумевшего процесса 114/113 г., в ходе которого был оспорен приговор понтификов, создан Кассиев суд, вошедший в поговорку, и осуждена половина с.220 действующей коллегии весталок, состоялось еще два аналогичных суда, учрежденных, по мнению М. Равиццы, особыми законами, для которых не засвидетельствованы ни даты, ни имена обвиненных жриц45 — даже если те и были в конце концов оправданы. Поэтому представляется, что дело Сервия Фульвия, как и дело Антония Оратора, следует все же рассматривать как составные части процесса 113 г., имевшего огромный общественный резонанс (Dio Cass. Fr. 87. 1—
Теперь следует понять, мог ли Педуцеев закон послужить прецедентом для рассмотрения всех подобных дел в будущем. Как уже говорилось выше, следует исключить возможность того, что этот закон учредил постоянную судебную комиссию по делам о нарушении целомудрия весталок: дело 113 г. рассматривал не суд присяжных, а quaesitor, и следствие было учреждено для разбирательства по одному конкретному делу. Более того, создание постоянно действующей комиссии для рассмотрения преступлений, совершающихся раз в несколько десятилетий, само по себе вряд ли было оправдано. Нет и оснований считать, что Педуцеев закон устанавливал на будущее общий порядок разбирательства для дел, связанных с инцестом весталок: если сообщение Плутарха (Crass. 1. 2) о судьях, оправдавших Красса в 73 г., верно, то в этом случае процедура явно была иной, чем в 113 г., когда приговор вынес quaesitor. Представляется более вероятным, что Педуцеев закон регулировал только порядок судебного разбирательства в одном конкретном случае; в остальном его значение состояло лишь в том, что он создал прецедент вмешательства плебейского трибуна и народного собрания в сферу, которая ранее находилась в исключительном ведении коллегии понтификов. Дальнейшее развитие этого прецедента зависело уже от конкретной политической обстановки последующих лет.
Э. Роусон рассматривает Педуцеев закон 113 г. в общеполитическом контексте и доказывает, что он представлял собой проявление общей тенденции этих лет — стремления популяров ограничить контроль сенатской олигархии над государственной религией. Исследовательница ставит его в один ряд с такими событиями, как, например, принятие Домициева закона об избрании жрецов в 104 г. или судебное обвинение в ненадлежащем исполнении жреческих обязанностей, предъявленное М. Скавру в народном суде в 103 г.46 с.221 Однако она справедливо отмечает, что подобная тенденция была характерна лишь для ограниченного периода времени, и в
Таким образом, представляется, что когда в 73 г. весталки Фабия и Лициния были обвинены в утрате целомудрия, римские правовые нормы и обычаи не содержали готового и однозначного ответа на вопрос, какова должна быть процедура рассмотрения этого дела. С одной стороны, существовала почтенная многовековая традиция, согласно которой подобные обвинения находились в ведении суда понтификов. С другой стороны, последний приговор понтификов по аналогичному делу был оспорен, и оно повторно рассматривалось следователем, назначенным путем плебисцита. В таких условиях вопрос о судебной процедуре должен был решаться в зависимости прежде всего от политической обстановки.
Следует отметить, что в 73 г. точное повторение событий сорокалетней давности было невозможно: если в 114/113 г. учреждения государственного суда над весталками добился плебейский трибун, то после диктатуры Суллы трибуны были лишены законодательной инициативы и, следовательно, не могли провести закон о создании чрезвычайного суда (Liv. Per. 89)49. Далее, в 113 г. Педуцей начал действовать лишь после того, как понтифики оправдали двух весталок, что вызвало общественное недовольство. Однако в источниках нет никаких указаний на то, что в 73 г. дело весталок рассматривалось дважды — сперва понтификами, затем государственным судом; кто бы ни вынес Фабии, Лицинии и их предполагаемым любовникам оправдательный приговор, это решение, по-видимому, формально не оспаривалось.
с.222 Как же должны были развиваться события для того, чтобы, как полагает ряд исследователей50, рассмотрением этого дела сразу занялась судебная комиссия, а не понтифики? В качестве аналогии М. Равицца рассматривает суд над Клодием, состоявшийся через 12 лет после этих событий51. После того, как Клодия застали в доме верховного понтифика во время совершения священнодействий в честь Доброй Богини, преторий Квинт Корнифиций сделал об этом заявление в сенате; сенат передал это дело весталкам и понтификам, которые определили, что имело место кощунство; затем сенат поручил консулам внести закон об учреждении чрезвычайного суда по этому делу (Cic. Att. I. 13. 3). Принятию закона воспротивился плебейский трибун Фуфий; в конечном счете был принят другой законопроект, внесенный самим Фуфием и предусматривавший иной порядок назначения судей; и Клодий был оправдан (Cic. Att. I. 14. 1—
Данная аналогия, однако, вызывает сразу два возражения. Преступление, в котором обвиняли Клодия, действительно имеет ряд общих черт с преступлениями весталок: оно также было квалифицировано как инцест (Val. Max. VIII. 5. 5; Ascon. 45 C; Schol. Bob. 88—
Второе возражение состоит в том, что не вполне ясно, каким образом обвинение об утрате целомудрия Фабией и Лицинией вообще могло поступить на рассмотрение сената. Доносы на согрешивших весталок по обычаю подавались понтификам (Dion. Hal. Ant. Rom. VIII. 89. 4; IX. 40. 3; Liv. VIII. 15. 7—
Можно привести еще несколько косвенных соображений в пользу того, что дело весталок в 73 г. рассматривала коллегия понтификов. Во-первых, примечательно отсутствие в источниках сведений о том, как происходило учреждение чрезвычайного суда над весталками, об обсуждении этого вопроса в сенате или на сходках61, о внесении и принятии соответствующего закона; неизвестно и имя его автора62. Такая картина резко контрастирует с процессами 114/113 и 61 гг. Во-вторых, Орозий (VI. 3. 1) упоминает о том, что Катилина избежал осуждения благодаря помощи Катула (Catuli gratia)63. Это сообщение легко объяснимо, если суд происходил в коллегии понтификов: Катул был одним из старейших членов коллегии, занимал в ней видное место64 и в отсутствие Метелла Пия, вероятно, исполнял обязанности ее главы65; а верховный понтифик играл особую роль в делах об инцесте весталок66, руководил слушаниями и мог оказать влияние на приговор67. Если же дело рассматривал суд с.225 присяжных, то Катулу труднее найти место в этом процессе68. В-третьих, Плутарх сообщает, что Клодий стремился «очернить в глазах народа жрецов и жриц», и в том числе весталку Фабию (Cat. Min. 19. 5). Если Фабия была оправдана коллегией понтификов, то Клодий (как ранее Педуцей), по-видимому, обвинял жрецов в том, что они закрыли глаза на осквернение священных обрядов Весты; если же оправдательный приговор вынес суд присяжных, то не вполне понятно, какого рода претензии Клодий мог предъявить жрецам. Наконец, Дионисий Галикарнасский (Ant. Rom. II. 67. 3) пишет в настоящем времени о том, что расследуют и карают инцест весталок понтифики (τιμωρίαι τε ἐπὶ τοῖς ἁμαρτανομένοις κεῖνται μεγάλαι, ὧν ἐξετασταί τε καὶ κολασταὶ κατὰ νόμον εἰσὶν οἱ ἱεροφάνται), а с другой стороны, известно, что около 90 г. н. э. Домициан осудил весталку Корнелию не как император, а как верховный понтифик, посовещавшись с другими понтификами (Plin. Ep. IV. 11. 6). Конечно, нельзя исключать, что в начале правления Августа, когда Дионисий Галикарнасский писал «Римские древности», дела об инцесте вернулись в юрисдикцию коллегии понтификов, хотя в 73 г. к ней не относились. Впрочем, для Дионисия последним по времени был как раз процесс Фабии и Лицинии; сведений о судах над другими весталками в I в. нет.
Таким образом, можно полагать, что в 73 г. не существовало закона, который предписывал бы рассматривать дела об инцесте весталок в государственном суде. Нет и прямых сведений о том, что подобный суд был специально учрежден для рассмотрения дел Фабии, Лицинии и их предполагаемых любовников, но общая политическая обстановка этого времени и ряд косвенных соображений указывают на то, что эти дела, вероятно, рассматривала коллегия понтификов. Однако против данного вывода свидетельствуют некоторые указания источников, которые необходимо рассмотреть отдельно.
Во-первых, это участие в деле Марка Пизона. Цицерон сообщает, что после юношеских успехов он отказался от выступлений в суде, однако затем «завоевал большую славу в процессе весталок и с тех пор, как бы вновь призванный на эту с.226 (судебную, cursum forensem. —
Думается, что эти соображения не бесспорны. Действительно, у нас нет свидетельств об участии защитников в судах над весталками до 113 г., однако следует учитывать, что предыдущий надежно засвидетельствованный суд по делу об инцесте состоялся более чем за сто лет до этих событий, в 216 г.73 Традиционно патроны должны были оказывать своим клиентам помощь в суде, поэтому слово patronus (т. е. patronus causae) стало означать судебного защитника74; однако для столь ранней эпохи сведения о защитах в конкретных судебных делах крайне скудны75. Излагая историю римского красноречия, с.227 Цицерон называет ряд деятелей Ранней республики, которые, по его предположениям, были хорошими ораторами, однако ничего не знает об их выступлениях в суде (Brut. 52—
С другой стороны, в рассказе Плиния Младшего об осуждении весталки Корнелии при Домициане есть упоминание о защитнике: когда Валерий Лициниан, обвиненный в связи с ней, признал свою вину, Геренний Сенецион сказал: «Из адвоката я превратился в вестника: Лициниан отступился» (Plin. Ep. IV. 11. 12: ex advocato nuntius factus sum; Licinianus recessit; пер.
Возвращаясь к процессу 73 г., можно согласиться с аргументацией Р. Льюиса в пользу того, что Марк Пизон, очевидно, защищал Фабию, обвиненную в связи с Катилиной81. Как уже говорилось выше, Катилина в этом процессе получил помощь от Катула (Oros. VI. 3. 1), который, по-видимому, председательствовал в суде; с другой стороны, оправдательный приговор свидетельствует о том, что суд в целом не был настроен к обвиняемым враждебно. Даже если к 73 г. не существовало прецедентов участия защитников в судах понтификов над весталками (или такие прецеденты не были известны), Фабия вполне могла обратиться к понтификам за разрешением воспользоваться услугами адвоката, и это ходатайство имело хорошие шансы на удовлетворение, тем более что в 113 г. весталки имели защитников, пусть даже не в суде понтификов, а в quaestio.
Остается вопрос, поставленный Р. Бауманом: каким образом Марку Пизону удалось завоевать громкую славу в процессе, происходившем в «затхлых закоулках» (musty recesses) Регии?82 Чтобы ответить на него, следует еще раз вернуться к суду над весталкой Корнелией в правление Домициана. Плиний, полагающий, что император в этом случае действовал с бесчеловечностью тирана, по господскому произволу (immanitate tyranni licentia domini), с негодованием пишет о том, что Домициан созвал понтификов не в Регии, а на собственной Альбанской вилле. Он явно считает такой выбор места суда неблагоприятным для обвиняемой и называет его в одном ряду с тем фактом, что Домициан осудил Корнелию заочно, не вызвав и не выслушав ее (Plin. Ep. IV. 11. 6). Поскольку место разбирательства никак не влияло на состав судей — в любом случае это была коллегия понтификов, разница, очевидно, состояла в том, что суд на Альбанской вилле императора был менее публичным мероприятием, чем суд в Регии на Римском форуме83. Негативная реакция Плиния вызвана тем, что дело об инцесте разбиралось тайно; в результате общество не было убеждено в виновности Корнелии, и она, по его словам, была казнена «не знаю, невинная ли, но как невинная несомненно» (Ep. IV. 11. 6: nescio an innocens, certe tamquam innocens. Пер.
Следующий аргумент в защиту гипотезы о том, что дело 73 г. рассматривалось в суде присяжных, а не в коллегии понтификов, состоит в том, что Плутарх называет некоего Плотия обвинителем (διώκων) Лицинии. Участие обвинителей характерно для государственного суда, тогда как в связи с судами понтификов над весталками в источниках упоминаются доносчики89. Однако следует отметить, что в тех случаях, когда о личности доносчика нам хоть что-то известно, в этой роли, как правило, выступают рабы, т. е. лица, по определению не способные взять на себя обвинение (Dion. Hal. Ant. Rom. IX. 40. 3; Liv. VIII. 15. 7; Plut. Quaest. Rom. 83; Dio Cass. Fr. 87. 5; Oros. V. 15. 22). Греческие источники для описания их действий употребляют слова, производные от глагола μηνύω (Dion. Hal. Ant. Rom. VIII. 89. 4; IX. 40. 3: μήνυσις; Plut. Quaest. Rom. 83: ἐμήνυσε; Dio Cass. Fr. 87. 5: κατεμήνυσεν). Единственное важное исключение составляет рассказ Дионисия Галикарнасского об оправдании весталки Тукции (Ant. Rom. II. 69), имевшем место, вероятно, в 230 или 228 г.90. Сообщатся, что некто обвинил (κατηγορῆσαι) весталку; ниже это лицо названо обвинителем (κατήγορος); и этот человек, не имея возможности сослаться на затухание огня, ложно представил в качестве с.230 доказательств некоторые правдоподобные доводы и свидетельства (τινας ἐξ εἰκότων τεκμηρίων καὶ μαρτυριῶν ἀποδείξεις φέροντα οὐκ ἀληθεῖς), а после чудесного оправдания весталки его тщетно пытались разыскать. Эти обстоятельства, по-видимому, объясняют, почему Дионисий в данном случае использует другую лексику: описанный здесь обвинитель не похож на раба, который просто информирует о совершенном преступлении понтификов, в чьей компетенции находится дальнейшее расследование (ср., например: Dion. Hal. Ant. Rom. VIII. 89. 5). Скорее, это свободный гражданин, который выдвигает обвинение и самостоятельно обосновывает его при помощи найденных им доказательств и свидетельских показаний. В процессе 73 г. Плотий, принадлежавший, вероятно, к сенаторскому сословию91 и вполне способный самостоятельно совершать юридически значимые действия, мог сыграть аналогичную роль. Это не обязательно означает, что Плотий являлся обвинителем в техническом смысле слова (accusator): о процедуре суда понтификов над весталками известно слишком мало, и трудно сказать, предполагала ли она участие обвинителя. Однако Плутарх не всегда использует слово διώκων как юридический термин. Так, он пишет о том, что обвинителями Верреса были сицилийцы (Plut. Cic. 7. 4: τῶν Σικελιωτῶν διωκόντων), хотя формально эту роль на суде сыграл Цицерон, сицилийцы же лишь свидетельствовали против бывшего наместника. Напротив, самого Цицерона он называет διώκων, рассказывая о том, как он раскрывал замыслы неосторожных катилинариев (Ibid. 18. 7). Наконец, он использует глагол διώκειν, описывая, как Марий в сенате порицал законопроект Сульпиция (Plut. C. Mar. 29).
Таким образом, упоминание Плутарха о Плотии как διώκων не исключает возможности того, что суд над весталками в 73 г. происходил в коллегии понтификов. Плотий, по всей вероятности, сделал перед понтификами заявление об утрате Лицинией целомудрия и представил для его обоснования какие-то собранные им доказательства и, возможно, свидетельские показания. Эта роль вполне соответствует той, которую сыграл неизвестный κατήγορος в ходе суда над Тукцией, происходившего в коллегии понтификов. Решить вопрос о том, являлись ли эти лица формальными обвинителями (accusatores), вряд ли возможно.
Наконец, последнее возражение против того, что дело 73 г. рассматривалось в суде понтификов, заключается в том, что Красс, по словам Плутарха, был оправдан судьями (ὑπὸ τῶν δικαστῶν ἀφείθη). На него, как представляется, убедительно ответил Р. Льюис93: термин δικασταί вполне может быть применен к понтификам, которые в 73 г. собрались в качестве суда (iudicium, состоящий из с.231 iudices), чтобы рассмотреть дело об инцесте94; и Цицерон (Har. resp. 13), рассуждая о суде понтификов над весталками, использует сходную терминологию и упоминает о судебных функциях и компетенции понтификов: «Я утверждаю, что… коллегия никогда не выносила решения (iudicasse) ни по одному делу в таком полном составе, даже — о смертной казни для дев-весталок. Впрочем, присутствие возможно большего числа людей важно при расследовании преступления; ведь суждение понтификов равносильно судебному приговору (ita est enim interpretatio illa pontificum, ut eidem potestatem habeant iudicum); что касается религиозного запрета, то разъяснение может быть по правилам дано даже одним опытным понтификом, между тем такой же порядок решения при суде по делу о гражданских правах (in iudicio capitis) был бы жесток и несправедлив. Но вы всё же видите, что понтифики для решения насчет моего дома собрались в более полном составе, чем это бывало когда-либо при разборе дел о священнодействиях дев-весталок (de caerimoniis virginum iudicasse)» (пер.
Таким образом, о процедуре суда над весталками, примененной в 73 г., можно сделать следующие выводы. Вопрос о том, рассматривал ли это дело суд понтификов или суд присяжных, вряд ли может быть разрешен однозначно и окончательно; тем не менее ряд соображений указывает на то, что первый вариант более вероятен. По-видимому, в 73 г. не существовало постоянного суда по делам об инцесте весталок, не была установлена определенная процедура рассмотрения этих дел в государственном суде (будь то единоличный quaesitor, или суд присяжных) и не действовал закон, исключавший подобные дела из компетенции коллегии понтификов, к которой они традиционно относились. Педуцеев закон, учредивший в 113 г. государственный суд над двумя с.232 весталками, имел чрезвычайный характер и предназначался для разрешения одной конкретной ситуации, но не всех последующих. Между 113 и 73 гг. не состоялось более ни одного суда над весталками, поэтому в 73 г. вопрос о судебной процедуре должен был решаться заново с учетом как событий 40-летней давности, так и текущей политической ситуации.
Маловероятно, что в 73 г. был учрежден чрезвычайный суд над весталками (аналогичный суду над Клодием, созданному в 61 г.). В отличие от преступления Клодия в 62 г., проступок весталок имел в прошлом множества прецедентов и не требовал изобретения новой процедуры. Политическая воля для этого тоже, вероятно, отсутствовала, а политическая обстановка этому не способствовала. Плебейские трибуны в этот период были лишены законодательной инициативы, а коллегия понтификов, в которую входили наиболее влиятельные консуляры, была не заинтересована в передаче данного вопроса в сенат и, следовательно, в отказе от своих традиционных полномочий. В 74—
Свидетельства источников об участии в этом деле защитника, обвинителя и судей вполне объяснимы в рамках данной гипотезы. Известно, что в эпоху Империи адвокат мог защищать человека, обвиненного в инцесте перед судом понтификов. О раннереспубликанской эпохе этого нельзя утверждать с уверенностью, но нет и оснований это исключать, а в условиях 73 г., когда судебный патронат в Риме уже стал важным общественным институтом, коллегия понтификов вполне могла позволить весталкам воспользоваться услугами защитника, тем более что в 113 г. в Кассиевом суде Лициния и Марция имели такую возможность. Роль Плотия, которого Плутарх называет обвинителем, вероятно, состояла в том, что он выдвинул в коллегии понтификов обвинения против Лицинии и представил собранные им доказательства и, возможно, свидетелей. Являлся ли он обвинителем (accusator) в техническом смысле слова, определить вряд ли возможно. Что касается упоминания Плутарха о судьях, то вряд ли можно сказать, что он допустил крупную ошибку, если назвал судьями совокупность людей, которые собрались, чтобы судить весталок и их предполагаемых любовников, рассмотрели представленные доказательства, заслушали защитительные речи и вынесли оправдательный приговор. В римских жизнеописаниях Плутарх далеко не всегда использует термины διώκων и δικασταί в узком техническом значении; очевидно, что и в данном случае их следует скорее понимать в широком смысле.
с.233
Литература
Боровков
Бугаева
Дворецкий
Кузнецова
Смирнова
Сморчков
Сморчков
Смышляев
Alexander
Bauman
Berger A. 1953: Encyclopedic Dictionary of Roman Law // TAPS.
Brennan
Broughton
Cadoux
Carlon
Carney T. 1962: The Picture of Marius in Valerius Maximus // RhM. 105, 289—
Cerami P. 2011: «Quaesitores ex lege Mamilia». Riflessioni sul binomio «funzione inquirente» — «funzione giudicante» // Atti del Convegno «Processo civile e processo penale nell’esperienza giuridica del mondo antico in memoria di Arnaldo Biscardi» (Siena, 13—
Crawford M. 1974: Roman Republican Coinage. Vol. 1. Cambridge.
[Cicero] 1964: Ad C. Herennium de ratione dicendi (Rhetorica ad Herennium) / With an Engl. Transl. by H. Caplan. London-Cambridge, Mass.
Cornell T. 1981: Some observations on the «crimen incesti» // Le délit religieux dans la cité antique. Actes de la table ronde de Rome (6—
Crook J. 1995: Legal Advocacy in the Roman World. Ithaca–New York.
David J.-M. 1992: Le patronat judiciare au dernier siècle de la République Romaine. Rome.
Gaheis A. 1912: Herennius (44) // RE. 15, 678.
Greenidge
Griffin M. 1973: The Tribune C. Cornelius // JRS. 63, 196—
Gruen E. 1968a: Roman Politics and the Criminal Courts, 149—
Gruen E. 1968b: M. Antonius and the Trial of the Vestal Virgins // RhM. 111, 59—
Hellegouarc’h J. 1963: Le vocabulaire latin des relations et des partis politiques sous la République. P.
Johnson
Keaveney A. 1992: Lucullus. A Life. L.–
Keaveney A. 2005: Sulla. The Last Republican. L.–
Kennedy G. 1968: The Rhetoric of Advocacy in Greece and Rome // AJPh. 89, 419—
Koch C. 1958: Vesta // RE. 2. 16, 1747—
Kroppenberg I. 2010: Law, Religion, and Constitution of the Vestal Virgins // Law and Literature. 22. 3, 418—
Kunkel W. 1962: Untersuchungen zur Entwicklung des römischen Kriminalverfahrens in vorsullanischer Zeit. München.
с.234
Lennon
Lewis
Lewis
Lintott A. 1999: The Constitution of the Roman Republic. Oxford.
Lovisi C. 1998: Vestale, incestus et juridiction pontificale sous la République romaine // MEFRA. 110. 2, 699—
Marshall B. 1985: Catilina and the Execution of M. Marius Gratidianus // CQ. 35, 124—
Mommsen Th. 1870: Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. Paris.
Mommsen Th. 1899: Römisches Strafrechts. Leipzig.
Moreau Ph. 1982: Clodiana religio: un procès politique en 61 avant
Moreau Ph. 2002: Incestus et prohibitae nuptiae. L’inceste à Rome. Conception romaine de l’inceste et histoire des prohibitions matrimoniales pour cause de parenté dans la Rome antique. P.
Mulroy D. 1988: The Early Career of P. Clodius Pulcher: A Re-Examination of the Charges of Mutiny and Sacrilege // TAPhA. 118, 155—
Mustakallio K. 1992: The «crimen incesti» of the Vestal Virgins and the Prodigious Pestilence // Crudelitas: The Politics of Cruelty in the Ancient and Medieval World / T. Viljamaa, A. Timonen, C. Krötzl (eds). Krems, 56—
Ravizza M. 2001: Sulla pretesa «lex Memmia de absentibus» // Labeo. 47, 185—
Ravizza M. 2006: Catilina, Crasso e le vestali // Rivista di Diritto Romano. 6, 1—
Rawson E. 1974: Religion and Politics in the Late Second Century
Scheid J. 1981: Le délit religieux dans la Rome tardo-républicaine // Le délit religieux dans la cité antique. Actes de la table ronde de Rome (6—
Shervin-White
Staples A. 2004: From Good Goddess to Vestal Virgins. Sex and Category in Roman Religion. L.–
Strachan-Davidson
Tatum
Taylor
Venturini C. 1996: Processo penale e società politica nella Roma Reppublicana. Pisa.
Ward A. 1977: Marcus Crassus and the Late Roman Republic. Columbia–London.
Wildfang
Wissowa G. 1923/1924: Vestalinnenfrevel // Archiv für Religionswissenschaft. 22, 201—
Zumpt
The Trial of Vestals in 73
The legal terminology of the sources about the trial of vestals in 73 BC (particularly the mention of judges, prosecutor and advocate) has led some researchers to the conclusion that the case was tried before secular jury court and not before the traditional pontifical college. An attempt is made in the article to argue that in 73 BC there was no permanent jury court for incest cases; and the establishment of an extraordinary court for this case by a special law is improbable because our sources are entirely silent about it, the political situation was unfavorable for such a move and some circumstantial evidences suggest that the case was tried before pontifices. The legal terms of the sources are quite applicable for the pontifical court and there are analogies for them in the reports of ancient authors about the other trials of vestals.
Key words: Vestals, pontifices, incest, Fabia, Licinia, Crassus, Catiline, lex Paeducea.
ПРИМЕЧАНИЯ