Fides в «Гражданской войне» Юлия Цезаря:
Исследование римской политической идеологии конца республиканской эпохи
Перевод с англ. О. В. Любимовой.
с.139
Глава 3.
Fides сената и олигархия (pauci) в BC. I. 1—9
В предварительном исследовании в первых двух главах основное внимание уделялось многообразию римских воззрений на fidem. Задача состояла в том, чтобы рассмотреть эту проблему с римской точки зрения, её идеологические, исторические и практические аспекты, хотя, пожалуй, все изученные нами тексты до некоторой степени отражают идеологические представления, даже когда (как в некоторых письмах Цицерона) непосредственной целью автора не является открытое поучение. Мы не стремимся чётко разграничить, скажем, то, что делает с историей Валерий Максим («поучающий моралист»), и то, что делает Ливий («историк»). Нам не требуется решать, могло ли морализаторство, содержащееся в личных наблюдениях Цицерона за живым политическим процессом, где-то снизить точность этих наблюдений, и если да, то в каком отношении. Цель предварительного раздела состояла просто в том, чтобы дать достаточно широкую выборку античных воззрений. С её помощью нам теперь будет проще оценить, что именно Цезарь хотел сообщить первому поколению читателей в первых главах «Гражданской войны», где действие сосредоточено в сенате.
Таким образом, в настоящей главе внимание будет сосредоточено на том, как Цезарь изображает нарушение fidei в сенате, которое приписывается главным образом дурной fidei его врагов (inimici). Явное пренебрежение fide со стороны его врагов проявляется в тексте в том, что они заставляют молчать независимые голоса в сенате, используют общественные ресурсы для достижения частных целей, что выражается в назначении в провинции с.140 частных лиц (privati), принимают чрезвычайное постановление сената (senatus consultum ultimum) вопреки прецедентам и лишают трибунов права вето. Я доказываю, что Цезарь неявно включает в этот распад и проявленное сенатом пренебрежение к собственному голосованию — когда в предыдущем месяце подавляющее большинство высказалось за компромиссное решение. В этой главе также начинается исследование тех методов, с помощью которых Цезарь, изображающий себя защитником конституции от помпеянцев, начинает связывать защиту собственной чести (dignitas) с publica fide. Однако программный пассаж (BC. I. 22. 5), важный для понимания идеологического обоснования Цезаря и его связи с народной свободой (libertas), рассматривается не здесь, а в приложении к диссертации: здесь он отвлекал бы внимание от основной темы.
Усмирение сената помпеянцами 1 января 49 г. (BC. I. 1—2 )
Кратко обобщим деятельность сената, изображённую в BC. I. 1—
На протяжении большей части второй главы Цезарь описывает, что происходит, когда сенат пытается рационально ответить Лентулу и Сципиону. Несколько сенаторов высказывают не столь жёсткие суждения (leniorem sententiam). Марк Марцелл (консул 51 г.) заявляет, что доклад о Республике (de ea re) должен быть представлен сенату не ранее, чем можно будет провести военный набор по всей Италии. Тогда, по его словам, сенат будет иметь смелость безопасно и свободно принимать любое решение, какое пожелает, под защитой набранной им армии (quo praesidio tuto et libere senatus, quae vellet, decernere auderet). Марк Калидий (претор 57 г.) говорит, что Помпею следует отправиться в его собственные провинции, ибо это устранит опасность грядущего конфликта (ne qua esset armorum causa). Как объясняет Калидий, Цезарь боится (timere), что два легиона, взятые из его армии (для войны с Парфией) на самом деле удержаны Помпеем и стоят в Риме, чтобы их можно было с.142 использовать против него (ad eius periculum). Марк Целий Руф (трибун 52 г., эдил 50 г.) высказывает такое же мнение.
Мнения Калидия и Целия важны здесь в том числе потому, что подчёркивают главную мысль Цезаря: обеим сторонам ещё не поздно отступить от пропасти. Месяцем ранее консулы предыдущего года просили Помпея принять верховное командование над всеми республиканскими силами в Италии, явно и осознанно пренебрегая тем, что подавляющее большинство сената (370 против 22) проголосовало за компромисс (см. ниже). Суждение (sententia) Калидия предполагает, что аудитория знает об этом событии. Иными словами, отчасти он и Целий несомненно имеют в виду, что Помпей ещё может возвратить меч, который ему поспешно и незаконно вручили консулы. У него и сената есть время вернуться по своим следам на месяц назад и ещё раз всё обдумать. Кризис можно предотвратить прямо сейчас, если Помпей просто отправится в собственную провинцию (см. ниже), где он в любом случае должен находиться. Поступив так, он поможет смягчить господствующую атмосферу страха. Тем самым он проявит также свою publicam fidem — потому что будет выглядеть человеком, который не только жертвует своим достоинством (dignitas), но и уважает истинные намерения сената.
Однако Лентул не желает этого терпеть. Он громко и оскорбительно нападает на всех выступающих (convicio L. Lentuli consulis correpti exagitabantur). Он отказывается поставить на голосование предложение Калидия, а Марцелл так запуган нападками Лентула, что отзывает собственное предложение (perterritus conviciis a sua sententia discessit). В итоге — согласно Цезарю — большинство сената в свою очередь уступает устрашению. Сенаторы испуганы резкими выражениями консула, испытывают страх (terror) перед стоящей недалеко армией (под командованием Помпея) и угрозами (minae) друзей Помпея. с.143 Поэтому сенат принимает решение против воли и под принуждением (plerique compulsi inviti et coacti). Он соглашается с предложением Сципиона о состоянии государства (de re publica), согласно которому Цезарь должен сдать командование своей армией к определённому сроку, а если не сделает этого, то будет считаться врагом Республики. Трибуны Марк Антоний и Квинт Кассий налагают запрет на решение сената. Их вето немедленно ставится на обсуждение сената. Все высказанные суждения (sententiae) о нём равно грубы и жестоки (acerbissime crudelissimeque), и чем резче мнение, тем больше его одобряют личные враги Цезаря (ita quam maxime ab inimicis Caesaris collaudatur).
Если рассматривать то поведение, которое мы видели на заседаниях сената в 57 и 56 гг., как стандарт для оценки представления римской аудитории того времени о том, как должна выглядеть традиционная или формально допустимая деятельность магистратов, влиятельных политиков и рядовых членов сената, то очевидно, что описание сената в начале января у Цезаря представляет собой обвинение в отсутствии fidei, направленное прежде всего против консула Лентула, консуляра Сципиона и самого Помпея. В качестве оснований Цезарь приводит следующее: эти люди и их союзники использовали тактику устрашения, насилия и принуждения (в нарушение нравов и обычаев предков, mos maiorum), чтобы помешать свободному обсуждению (а этот процесс предполагает, что членов сената спрашивают об их суждениях в соответствии с процедурой и без запугивания), не допустить рассмотрения законных интересов Цезаря в установленном порядке, помешать трибунам воспользоваться их общепризнанными правами так, как они считают нужным, и вынудить сенат объявить войну против Цезаря, которая в действительности будет вестись ради частных интересов этих людей, а не ради государства. Выстраивая свою аргументацию, Цезарь с.144 стремится убедить читателя, что, поднимая оружие, он защищался и имел моральное право это сделать.
Как я указывал выше, можно сказать, что в некотором смысле предъявленное Цезарем обвинение в отсутствии fidei может относиться к сенату как государственному органу. Сенат уступил перед лицом давления, — чего никогда не сделал бы сенат Полибия времён Второй Пунической войны (и аудитория, несомненно, это понимала — не было нужды это прописывать). Однако Цезарь не обвиняет сенат в тех прямых выражениях, которые употребляет для характеристики своих противников. Его нежелание прямо приписать сенату недостаток fidei, когда обстоятельства давали для этого некоторые основания, скорее всего следует рассматривать одновременно как призыв занять более твёрдую позицию, обращённый к этому органу, и как знак fidei самого Цезаря — свидетельство его республиканских убеждений. Возможно, это также напоминание (для читателей, принадлежавших в основном к политическому классу) о том, что если сенат не будет соблюдать благородных традиций и служить независимым и верным защитником республики, то он рискует утратить уважение и преданность римского народа (populus Romanus) и, следовательно, руководящую роль.
В своём первом выступлении в сенате в Риме после Рубикона, описанном в BC. I. 32. 7, Цезарь вполне буквально пытается устыдить отцов, чтобы они взяли на себя бремя управления республикой: «Ввиду этого он настоятельно предлагал сенаторам взять на себя заботу о государстве и управлять им сообща с Цезарем. Но если они из страха будут уклоняться от этого, то он не станет им надоедать и самолично будет управлять государством»[1].
с.145 Ошибочно видеть в этом заявлении Цезаря что-то нереспубликанское. Например, Цицерон (Cael. 59) вспоминает обращённые к нему лично слова консуляра Метелла Целера, когда тот лежал на смертном одре: crebro Catulo, saepe me, saepissime rem publicam nominabat, ut non tam se emori quam spoliari suo praesidio eum patriam, tum etiam me doleret («… то и дело обращался к Катулу, часто — ко мне, но чаще всего — к государству, скорбя не столько из-за того, что умирает, сколько из-за того, что и отчизна, и я лишаемся его защиты [suo praesidio]»)[2]. На самом деле, с идеологической точки зрения, Цезарь в BC. I. 32 не предполагает для себя какой-то иной роли по отношению к сенату и республике. Цицерон очень часто изображает себя как человека, который более или менее в одиночку защитил и сохранил республику и её учреждения. Такого рода защиту (praesidio) государства (res publica) или отечества (patria) каждый человек, наделённый fide, берёт на себя добровольно, и в совокупности с различными примерами fidei, рассмотренными ранее, она может рассматриваться как классический гражданский гуманизм3.
Начнём исследование первых двух глав «Гражданской войны» с неудачи, постигшей трибунов, когда они попытались добиться согласия консулов на немедленное голосование по поводу мирных предложений, содержавшихся в письме Цезаря (litteris Caesaris). Видимо, прежде всего имеется в виду Лентул, так как его коллегу Гая Марцелла Цезарь не называет. Трибунам пришлось выдержать с.146 трудную борьбу (summa tribunorum plebis contentione) с консулами, которые противодействовали оглашению послания в сенате. Но вместо того, чтобы разрешить голосование по поводу мирных предложений, консулы выдвинули собственное предложение «о положении государства» (de re publica), как выражается Цезарь — возможно, с намеренной иронией4.
Имеется несколько оснований, позволяющих Цезарю убедительно описать обструкционизм консулов как нарушение fidei. Ему не нужно притягивать факты, чтобы сделать fidem главным вопросом. Во-первых, тремя неделями ранее сенат подавляющим большинством (370 против 22) проголосовал за то, чтобы и Цезарь, и Помпей сложили командование. Ранее в данной главе это важное голосование уже упоминалось5. Более того, в июне 50 г. сенат проголосовал за то, чтобы позволить Цезарю заочно добиваться консульства, не требуя от него отказаться от армии или провинций (см. Fam. VIII. 13. 2: Trasierant illuc, ut ratio esset eius habenda, qui neque exercitum neque provincias tradere vellet). Сами эти голосования уже представляли собой веские высказывания сената de re publica в пользу компромисса ради внутреннего мира (и о том, что к этому моменту различные формальные юридические вопросы имеют сравнительно мало значения). Редко признаётся, до какой степени Цезарь считает здесь само собой разумеющимся декабрьское голосование 370 против 22 и, я полагаю, рассчитывает с.147 на знание читателя о нём, хотя ни разу не упоминает об этом голосовании прямо6. Он также не сообщает читателю точное содержание своего письма. Но из других источников нам известно, что в его письме к сенату содержалось предложение, чтобы он и Помпей сложили командование — то самое предложение, которое сенат так решительно и, что более существенно, добровольно одобрил на предыдущем заседании7. Скорее всего, Цезарь знал, что его аудитория помнит это голосование за мир как воплощение истинных чувств сената в декабре.
В письме Fam. I. 7. 4 (написанном в 56 г.) Цицерон пересказывает Лентулу, как сам Помпей недавно разделил постановления сената на два рода. Один из них — это просто вспышки неких озлобленных людей (на конкретное постановление, о котором он говорит, был наложен запрет, и это предполагало, что «система» работала эффективно, подавляя эмоциональные вспышки8), тогда как другой — это «спокойно вынесенное решение сената» (constantis senatus с.148 consilium). Голосование сената большинством в 370 против 22 за предложение Куриона, вероятно, представляет собой «спокойно вынесенное решение сената», как выразился сам Помпей. Когда трибунат Куриона подошёл к концу (9 декабря), всего через несколько дней после голосования, он созвал сходку, на которой осудил действия Помпея и Гая Марцелла, предпринятые вопреки мнению подавляющего большинства сената9. Фергюс Миллар отмечает, что Дион Кассий описывает это событие в самом конце XL книги (то есть, на середине пути) своей «Истории», состоявшей из 80 книг. Иными словами, как предполагает Миллар, через 250 лет Дион Кассий считал трибунат Куриона главным поворотным пунктом римской истории10.
Вполне правомерно задаться вопросом: какое значение имел Курион? В конце концов, Дион Кассий не всегда правильно понимает Республику и республиканскую политику. Это так. Но некоторые её аспекты он понимает и, что важнее, ему были доступны источники, теперь исчезнувшие. В конце XL книги Дион Кассий говорит и кое-что ещё, о чём Миллар не упоминает. А это важно. Прямо перед описанием речи Куриона на его последней сходке (XL. 66. 4) Дион Кассий отмечает, что результаты поступка консула (упоминается только Гай Марцелл), передавшего командование Помпею, совершенно с.149 не соответствовали тому, что можно было бы (по логике вещей) ожидать от столь великого замысла. Как выражается Дион Кассий, они (то есть, узкий круг сенаторов, поддерживавших Марцелла) просто выразили свою ненависть к Цезарю (ἀλλὰ τὴν ἔχθραν μόνον τὴν πρὸς τὸν Καίσαρα ἐνδειξάμενοι αὐτοὶ), но (что удивительно) больше не предприняли никаких военных мер, хотя своим поступком дали Цезарю подходящий предлог для удержания за собой легионов. Здесь важно наблюдение Диона Кассия (восходящее, возможно, к хорошему источнику), что сразу после того, как Марцелл дерзко пренебрёг мнением большинства сената, в Риме считалось, что он и его сторонники руководствуются ненавистью к Цезарю (частной и личной), то есть, не publica fide.
Непосредственные современники Цезаря не могли предвидеть все исторические последствия деятельности Куриона в последние недели его трибуната. Но от них, вероятно, не ускользнуло их политическое значение для обоснования действий Цезаря. Согласно Диону Кассию, Цезарь обратился к Куриону за помощью, в частности, потому, что Курион (как политический лидер и оратор) «был крайне убедителен для народа»11. То есть, Курион был не просто красноречив — этому политику доверял народ. Поэтому когда в прощальной речи в последний день трибуната он осудил Помпея и консулов за то, что они пренебрегли советом сената, его красноречие, вероятно, оказало большое влияние на формирование общественного мнения и формулировку проблемы в Риме в декабре.
Как отмечалось в главе 1, политика определяется восприятием. Цезарю не требовалось описывать содержание своего письма. Независимо от того, что ещё мог бы сказать Цезарь, с.150 его изначальная аудитория, вероятно, хорошо знала, что он принял условия сената, как они были сформулированы голосованием 370 против 22. Так что в сознании читателей было две твёрдых отправных точки: (1) компромисс декабря 50 г. в пользу мира, одобренный сенаторами, которые тогда не подвергались угрозам и принуждению; и (2) намеренный срыв идущего процесса старшими магистратами и их немногочисленными сообщниками в сенате при молчаливом согласии Помпея12. Таким образом, для читателя первых глав наиболее яркой была проблема fidei: отсутствие fidei у тех, кто препятствует работе сената, и вопрос об обосновании их действий, а не действий Цезаря.
Рассмотрим дело подробнее. В рассказе Цезаря (как и в других источниках) Лентул не обосновывает свой отказ поставить на голосование предложения Цезаря. Это можно представить как нарушение fidei. Считалось, что магистраты, как мы помним, должны действовать e re publica fideque sua[4]13. Судя по рассмотренным выше рассказам о сенатской процедуре, голосование сената по представленным ему вопросам было рутинным делом. В декабре 57 г., как мы видели, избранный трибун Рутилий Луп специально отклонился от темы, чтобы объяснить, почему он не собирается просить о голосовании (QF. II. 1. 1). Через месяц он объяснил, почему препятствует голосованию по предложению Гортензия относительно Лентула Спинтера (Fam. I. 2. 2). Отсюда можно сделать вывод, что с высокой вероятностью сенат обычно спрашивали о его мнении относительно поставленных перед ним вопросов. Эту вероятность можно приравнять к нравам и обычаям предков (mos maiorum). В конце концов, задача сената состояла именно в том, чтобы давать советы. В письме Цицерона QF. II. 1. 3 мы видели, с.151 что после речи Антистия Вета (ibatur in eam sententiam) голосование состоялось как нечто само собой разумеющееся — настолько укоренён был обычай. Избранный консул Марцеллин, отвечая Лупу, прямо заявил, что по молчанию сената нельзя судить о том, что он одобряет, а что не одобряет (QF. II. 1. 1: noli, inquit, ex taciturnitate nostra, Lupe, quid aut probemus hoc tempore aut improbemus, iudicare). Он одобрил решение Лупа не просить о голосовании — но по своим собственным причинам, которые счёл необходимым изложить. Марцеллин явно считал, что должен это прояснить, так как нормальная процедура требовала частых голосований. Таким образом, любое решение не проводить голосование должно было основываться на fide магистрата, который пытается отложить какие-то действия или помешать им, — если он хотел, чтобы эта обструкция считалась легитимной. Причины по которым Марцеллин не желал рассмотрения вопроса, явно свидетельствовали о его fide.
Ещё одним примером того, как консул должен вести себя в сенате, стали формально корректные действия самого Цезаря при рассмотрении его земельного законопроекта14. В данном случае Цезарь пытается провести голосование по поводу собственного предложения. Джереми Патерсон отметил, что в Поздней республике сенат и консулы редко инициировали крупные социальные законопроекты; важные реформы проводили трибуны, часто вопреки жестокому сопротивлению других сенаторов15. Как отмечает Патерсон, многие сенаторы даже не признавали наличие проблемы16. В своё консульство в 59 г. Цезарь попытался сотрудничать с сенатом при проведении крайне необходимого земельного законопроекта. Рафлауб недавно описал эту меру Цезаря как с.152 «образец умеренности и здравого смысла»17. Из рассказа Диона Кассия об этих событиях ясно, что, каковы бы ни были мотивы Цезаря, при внесении своего предложения он тщательно соблюдал нравы и обычаи предков (mos maiorum). Как председательствующий консул, Цезарь поимённо предлагал каждому сенатору высказать его суждение (sententia), обещая изменить или исключить любую статью, которая кого-либо не устроит18. Ни один сенатор не смог найти в законопроекте реальных недостатков19. Таким образом, с точки зрения publicae fidei, сенат должен был одобрить законопроект, прежде чем он будет вынесен на народное голосование. Но под руководством Катона большинство сената сочло, что любое изменение статус-кво нежелательно в принципе, и при помощи различных обструкционистских мер отклонило попытку Цезаря получить одобрение сената, так что у него остался единственный выход — напрямую представить эту меру народу20. Даже тогда Цезарь не отказался от попыток добиться сотрудничества сената. Перед народным собранием он спросил своего коллегу Бибула, есть ли у него какие-либо возражения против закона. Бибул имел возможность либо поддержать законопроект, либо подвергнуть его конструктивной критике. Вместо этого Бибул громко заявил, что закон не будет принят, даже если весь народ этого хочет. В этом заявлении выразилось нескрываемое презрение не только к Цезарю, но и к мнению, интересам и правам (iura) народа21.
с.153 Заявление Бибула сходно по духу с действиями Гая Марцелла и его коллеги в декабре 50 г., когда они пренебрегли волей сената, явно выраженной в голосовании за компромисс большинством 370 голосов против 22 (само это голосование, как мы только что видели, отражало истинные чувства населения о том, что компромисс предпочтительнее гражданской войны), и передали военное командование в государстве Помпею. Поэтому вполне возможно, что аудитория Цезаря сразу вспомнила бы это слепое, высокомерное, непримиримое поведение меньшинства (pauci) в сенате, наносящее ущерб интересам общества. Напротив, в рассказе Диона Кассия Цезарь скрупулёзно проявляет publicam fidem в 59 г., когда пытается выяснить мнение сената; это образцовое поведение консула, в противовес запугиванию в январе 49 г.
В BC. I. 1. Луций Лентул не просто не допускает голосования по поводу письменных предложений Цезаря, но и не объясняет сенату причин своего решения. Напротив в своём дальнейшем поведении он продолжает демонстрировать отсутствие fide. Словно обменявшись ролями с сенатом, он обращается с ним так, как будто в конечном счёте этот орган должен просто пассивно выслушивать советы, а не давать их. Но совет Лентула вряд ли можно назвать традиционным. Вместо того, чтобы, как старший магистрат, высказать мнение о том, какой курс разумнее всего принять сенату (выше мы видели, что Марцеллин поступил именно так), он выдвигает ультиматум, словно предлагает условия капитуляции сдавшемуся врагу. Лентул оказывает давление на сенат (incitat), обещая, что не подведёт республику, если сенаторы смело выскажут свои мнения (senatum rei publicae se non defuturum pollicetur, si audacter ac fortiter sententias dicere velint)22. Если же они, напротив, решат искать расположения Цезаря, с.154 как, по его словам, они поступали прежде, то он не подчинится их авторитету и позаботится о своих интересах (se sibi consilium capturum neque senatus auctoritati obtemperaturum)23. Возможно, он даже станет добиваться дружбы Цезаря (habere se quoque ad Caesaris gratiam atque amicitiam receptum). Лентул дал понять, что в определённых обстоятельствах вполне может поставить свои интересы выше интересов государства, и это было явным нарушением fidei магистрата24. Высказанные им обвинения в том, что сенат ранее добивался расположения Цезаря, — это, вероятно, намёк на декабрьское голосование в пользу компромисса, потребовавшее жертвы со стороны как Помпея, так и Цезаря. Так что это ещё один пример отсутствия у него fidei. Это явно нечестное заявление, которое совершенно искажает известный факт: в декабре сенат действовал добровольно и желал компромисса как с Цезарем, так и с Помпеем.
Хотя оба новых консула, несомненно, присутствовали, именно Лентул недвусмысленно изображён господствующим над своим партнёром. Его коллега Гай Марцелл не упомянут по имени; о его присутствии на заседании свидетельствует только употребление Цезарем множественного числа: consules и consulibus. Причины этого мы, пожалуй, никогда в точности не узнаем. Конечно, вполне возможно, что именно так всё и произошло, то есть, Марцелл ограничился присутствием на заднем плане и именно Лентул возглавил атаку. Однако Макфарлейн указал на обстоятельство, из-за которого это выглядит странно. Именно Марцелл назван с.155 первым в консульских фастах, и поэтому (по крайней мере, теоретически «конституция» это предписывала) именно он должен был руководить обсуждением в январе, так как он был избран первым, однако в тексте ему отведена пассивная роль. Лентул был вторым консулом. Поэтому он (опять-таки, теоретически) должен был получить фасции и приступить к активному руководству в сенате только в феврале25. Но Цезарь намеренно датирует бегство трибунов из Рима консульством одного Лентула (BC. I. 5. 4: …qua ex die consulatum iniit Lentulus)26. Первоначальная аудитория должна была немедленно это заметить. Вне зависимости от того, действительно ли Марцелл был так незаметен, как в тексте «Гражданской войны», в рассказе Цезаря подчёркивается, что 1 января конституционная практика с самого начала представляла собой точную противоположность с.156 предписаниям традиционной идеологии. Таким образом, publica fides была отвергнута в тот самый миг, когда Лентул, «не тот» консул, открыл рот.
Таким образом, ясно, что в «Гражданской войне» Лентул вытесняет Марцелла не случайно. Макфарлейн предполагает, что это может объясняться двумя причинами, и обе очень правдоподобны. В тексте Цезарь утверждает, что огромные долги и расточительный образ жизни побуждали Лентула расшатывать государство (BC. I. 4. 2.)28. Другие античные источники подтверждают, что Лентул находился в тяжёлом финансовом положении29. Можно сделать вывод, что аудитория должна была знать о долгах Лентула и признавать, что у Цезаря есть основания приписывать ему такую мотивацию30. Макфарлейн отмечает также ошеломляющее утверждение Цезаря (BC. I. 4. 2), будто Лентул похвалялся своим друзьям, что станет вторым Суллой (seque alterum fore Sullam inter suos gloriatur)31. Современному читателю может показаться, что это утверждение, стоящее в повествовании так близко, звучит слишком резко, что обвинение Цезаря содержит всего лишь то, чего можно было бы ожидать от отчаявшегося человека. Однако Макфарлейн делает ещё два наблюдения, объясняющие, почему Цезарю могло быть политически выгодно процитировать дерзкое и нечестивое заявление Лентула именно здесь. Во-первых, с.157 надёжно установлено, что братом Лентула был Публий Корнелий Лентул, сторонник Катилины32. Во-вторых, Публий Лентул высказывал очень похожую похвальбу во времена заговора Катилины33. Можно предположить, что первоначальная аудитория Цезаря знала об этой истории. Она понимала, на что намекает Цезарь: яблоко от яблони недалеко падает.
Надменное и оскорбительное поведение консула Лентула представляет собой противоположность поведению Марцеллина в 57/56 гг. Действия Марцеллина, как их описывает Цицерон (в основном одобряющий их), напоминали о традициях, которые как древние, так и современные авторы часто относят в основном к Средней Республике, высоко ценимой Цицероном. Возможно, эта одна из причин восхищения Цицерона консулом Марцеллином. Последний явно считал, что сенат и сенатская процедура важнее, чем временные и иногда явно личные цели некоторых его членов34. Цезарь, видимо, обращается к той же самой республиканской традиции, за соблюдение которой Цицерон хвалил Марцеллина в его консульство в 56 г. Видимо, он желал или ожидал, что его читатели узнают идеал, к которому он апеллирует, и знал, что этот идеал ещё важен для них (и поэтому и обращался к нему).
с.158 Сципион, тесть Помпея, произнёс речь, похожую на речь Лентула. Казалось, что Сципион говорит за Помпея (ex ipsius ore Pompei mitti videbatur). Он просто выдвинул ультиматум: Помпей искренне (in animo) готов помочь республике, если сенат последует за ним, но у последнего есть лишь один шанс. Эти утверждения Цезаря, вероятно, должны были восприниматься, как обвинения в отсутствии fidei, направленные против как Сципиона, так и Помпея. Конечно, предполагалось, что суждение (sententia) сенатора должно быть его собственным. Консуляр Сципион изображён здесь просто как рупор Помпея. Если выше я правильно истолковал выражение ex animo agere в «Наставлениях по соисканию» как метафору для fidei, то оно лишь усиливает явное впечатление, что Сципион, который просто говорит за Помпея, нарушает publicam fidem, приличествующую консулу. Хуже того, он заявляет о fide Помпея в отношении республики, но это условное заявление, которое к тому же содержит довольно прозрачную угрозу. Следовательно, это ложная fides.
В главе BC. I. 2, кратко пересказанной выше, речь идёт о реакции отдельных сенаторов на требования Лентула и Сципиона. Помпей, через своего «заместителя» Сципиона, предусмотрел, что кто-то может попытаться донести до сенаторов более умеренные мнения (si cunctetur atque agat lenius). Он неявно охарактеризовал этих людей как слабых. Поэтому двойная ирония (которая, скорее всего, была очевидна первоначальной античной аудитории) состояла в том, что первым высказал умеренное мнение Марк Марцелл (консул 51 г.), злейший враг Цезаря, связанный личными, политическими и родственными узами с различными членами помпеянской клики (а также кровный родственник консулов 50 и 49 гг., тоже враждебных Цезарю). В своё консульство Марцелл пытался поднять вопрос о назначении преемника Цезарю в Галлии, но его коллега Сервий Сульпиций Руф и Помпей помешали ему. Кроме того, именно Марцелл приказал с.159 высечь жителя Нового Кома, чтобы продемонстрировать, что он не признаёт решение Цезаря предоставить этому городу римское гражданство35. Однако теперь Марцелл занял, или попытался занять, независимую позицию. Именно он высказал суждение (sententia), что не следует ставить перед сенатом никаких вопросов, пока по всей Италии не будет произведён набор. Затем, под защитой этих войск, сенат найдёт в себе смелость постановить то, что сочтёт нужным, свободно и в безопасности (quo praesidio, и т.д.). Марцелл пытался добиться для сената независимого положения и освободить его от зависимости от Помпея или Цезаря (с идеологической точки зрения Цезарь не возражает против этого). Конкретнее, Марцелл пытался вернуть сенату то положение, которое он утратил месяцем ранее, когда его кузен, консул Гай Марцелл, пренебрёг голосованием подавляющего большинства, 370 против 22, в пользу компромисса. Гай Марцелл отправился прямо к Помпею, в буквальном смысле вложил меч в его руки и попросил его лично возглавить войска республики и повести их против Цезаря (App. BC. II. 31).
Как отмечалось выше, Марцелл никем не был уполномочен; его поступок нарушал волю сената, был совершенно беспрецедентен и, можно сказать, «выходил за пределы конституции». Он руководствовался ложным слухом, вызвавшим панику в городе, о том, что Цезарь вторгается в Италию с армией36. Гай Марцелл не попытался удостовериться в истинности слуха; таким образом, он нарушил fidem магистрата — его обязанность обеспечить компетентный и беспристрастный совет, что вдвойне важно, когда люди, которыми, как предполагается, он должен руководить, испытывают эмоциональное смятение. Магистрат не был безусловно обязан совещаться с сенатом, прежде чем что-либо предпринять37. Теоретически эта прерогатива могла даже простираться так далеко, чтобы допускать с.160 действия, прямо нарушающие инструкции или советы сената. Но консул, поступающий таким образом, несомненно, должен был сослаться на то, что его политика была продиктована необходимостью отвратить непосредственную опасность.
Похожая, если не аналогичная ситуация возникла в 211—
Не может быть сомнений в том, что декабрьское голосование искренне предназначалось для наилучшего соблюдения интересов государства в столь тяжёлом положении. В душе каждого сенатора мысли о том, в чём состоит их долг в момент кризиса, должны были занимать первое место. Сенат часто менял своё мнение или мешкал. Но если сенат под давлением отменяет совет, данный искренне, не переменив при этом своего истинного мнения, то это очевидное нарушение fidei и постыдный поступок. Несомненно, представление об этом отчасти лежит в основе как настоятельного требования Марка Марцелла о том, чтобы сенат оставался в стороне от обеих партий и сохранял независимость от них (quo praesidio tuto et libere senatus, quae vellet, decernere auderet), так и риторического решения Цезаря поставить это суждение на столь видное место в своём тексте. Цезарь хочет показать, что Помпей, Лентул и их союзники прибегают к насилию и принуждению, что не просто нарушает fidem, но и вообще уничтожает все условия, необходимые для продолжения какого-либо политического процесса, основанного на доверии, в сенате и, более того, во всём обществе.
В остальной части главы BC. I. 2 Цезарь ещё сильнее выдвигает на первый план методы помпеянцев. Марк Калидий, к которому присоединился Марк Целий Руф (то есть, корреспондент Цицерона) с.162 объяснил мотивацию Цезаря в момент кризиса страхом перед Помпеем: если Цезарь разоружится и вернётся в Рим, а Помпей сохранит командование армией у ворот Рима, то у Цезаря будут серьёзные основания опасаться Помпея и не доверять ему. Поэтому Калидий предложил, чтобы Помпей всё-таки отправился в Испанию, назначенную его провинцией, где он и должен был находиться, тем самым развеяв опасения Цезаря (ut Pompeius in suas provincias proficisceretur)40. По умолчанию здесь предполагается, что Цезарь действительно выполнит своё недавнее обещание сложить бо́льшую часть своих полномочий и вернуться в город в разумные (с его точки зрения) сроки, если явная угроза для его безопасности со стороны потенциально враждебных войск Помпея под Римом будет устранена41. Предложение Калидия не вполне соответствовало декабрьскому голосованию, согласно которому оба соперника должны были отказаться от провинций, так как оно позволяло Помпею сохранить за собой империй. Но оно соответствовало лежавшему в основе этого голосования представлению о том, что обе стороны должны добровольно чем-то пожертвовать ради мира. Поскольку теоретически предложение Калидия предусматривала бо́льшую жертву со стороны Цезаря (и в BC. I. 9. 5 Цезарь подразумевает, что это приемлемо), данный пассаж явно подчёркивает fidem Цезаря. Он также подчёркивает, что fides Помпея является сомнительной, так как в нём показано, что «заместители» Помпея решительно отвергают возможность жертвы, которая может спасти множество римских жизней и сохранить мир и согласие в обществе. Предложение Калидия выглядело как уступка Помпею по сравнению с решением, принятым 370 голосами против 22. с.163 Когда союзники Помпея помешали его обсуждению, это можно было расценить лишь как ещё одну чёрную метку. Поэтому вероятно, что одна из целей Цезаря здесь — представить Помпея как человека, не желающего пойти на жертву ради мира, хотя сенат (Калидий) попытался учесть его законные интересы и уменьшить цену требуемой от него жертвы. Явное нежелание Помпея это сделать и нежелание Лентула допустить обсуждение этого вопроса — в данных обстоятельствах — ставят перед аудиторией Цезаря вопросы о publica fide обоих42.
Марцелла и Калидия заставили замолчать, и отнюдь не вежливо. Их противники прибегли к тактике устрашения и запугивания. Лентул произнёс тираду против выступавших. Он прямо отказался поставить предложение Калидия на голосование сената и, по-видимому, никак это не объяснил (Lentulus sententiam Calidii pronuntiaturum se omnino negavit). Марцелл, услышав речь Лентула, из страха взял назад своё предложение (Marcellus perterritus conviciis a sua sententia discessit). Следует отметить повторение в этой части BC. I. 2 различных слов, обозначающих страх и неуверенность: timere (2. 3), perterritus (2. 5), terrore (2. 6); praesidio (2. 2), ereptis, periculum (2. 3), correpti (2. 5), minis, compulsi, inviti, coacti (2. 6), acerbissime, crudelissimi (2. 8)[5]. Вспомним, какое воздействие оказало на сенат физическое устрашение в письме Цицерона QF. II. 1. 3: Клодий произносил злобную речь с.164 (furebat), его банда головорезов громко его поддержала (clamorem… sustulerunt), сенат испугался (eo metu iniecto) и именно из-за прямой угрозы разошёлся. Если принять точку зрения Цезаря, то можно сказать, что в январе 49 г. в сенате случилось нечто подобное (хоть и в гораздо бо́льших масштабах) тому, что могло бы случиться в 57 г., если бы банда Клодия действительно окружила бегущих сенаторов и заставила их проголосовать под свою диктовку. Но когда в 57 г. сенат ощутил страх, он имел возможность разойтись. В 49 г. его положение было совсем иным. Именно это Марцелл и желал выразить в своём суждении43.
Далее в оставшейся части главы BC. I. 2 Цезарь приводит новые иллюстрации тех последствий, которые имела слабость сената для конституции, как и в главах BC. I. 3—
Трибуны Марк Антоний и Квинт Кассий немедленно наложили запрет. Вслед за этим вопрос об их запрете был поставлен перед сенатом44. Когда Цезарь характеризует последующее обсуждение как gravis, — это отчасти ирония. Тактика запугивания, к которой прибегли его враги, приводит к инверсии традиционных терминов сенатского дискурса, в основе которого лежат понятия компетентности, объективности и равенства. Высказывания (sententiae), с.166 адресованные двум трибунам, были резкими, жестокими и ещё сильнее разжигали пламя пристрастности (ut quisque acerbissime crudelissimeque dixit, ita quam maxime ab inimicis Caesaris collaudatur[6]). Такое поведение составляет резкий контраст тому, что случилось в декабре 57 и январе 56 г., когда многие сенаторы сочли поведение Лупа крайне провокационным. Как мы видели выше, консул Марцеллин (при содействии коллеги) не прибегал к тактике запугивания, насилия или устрашения, чтобы заставить трибуна замолчать. Напротив, в этих предыдущих случаях Лупу позволено было действовать совершенно независимо, несмотря даже на то, что он попытался поставить на голосование своё предложение насчёт Помпея раньше консульского. Его поступок был воспринят как «несправедливый и новый» (iniqua et nova) и сильно рассердил многих сенаторов, но право трибуна использовать свои прерогативы в этом вопросе (то есть проводить политику, предполагающую, что трибун считает её осуществлением своих прерогатив) не оспаривалось45.
Цезарь часто подчёркивает жестокость выражений своих противников. Это не просто риторическое украшение. Следует отметить, что в речи «За Рабирия» (13) Цицерон так же изображает резкие и жестокие выражения трибуна Лабиена, которые сами по себе подрывают свободу, мешают народу проявить милосердие и угрожают устоявшейся традиции (sed etiam verborum crudelitate inaudita violare libertatem huius populi, temptare mansuetudinem, commutare disciplinam conatus est). Постоянно с.167 подчёркивая эту особенность помпеянских методов в тексте, Цезарь желал продемонстрировать свою верность традициям и изобразить своих противников настоящими радикалами. Он хочет мира, а его враги — не хотят. Его слова и поступки (сказал бы он) доказывают, что он искренен и достоин доверия; выражения и методы его врагов выставляют их в противоположном свете. Цезарь как будто говорит: люди, заявляющие, будто пекутся о благе республики, не должны произносить столь подстрекательских инвектив против политического противника, не нападавшего на них, если только они искренни. Именно эти люди, а не он, Цезарь, — настоящие враги конституции.
Сенат в осаде (BC. I. 3—4 )
Насилие помпеянцев в отношении сената становится ещё более вопиющим в течение нескольких следующих дней и достигает пика 7 января, при принятии чрезвычайного постановления сената (senatus consultum ultimum) против Цезаря. Для читателя следующая фаза процесса начинается, когда в BC. I. 3 из тени выходит сам Помпей. После того, как вечером 1 января сенат был распущен, этот орган в полном составе был созван за городом для встречи с Помпеем. Помпей выведен на сцену в BC. I. 3: теперь он лично ведёт ещё более масштабную и неистовую кампанию по запугиванию сената. Он хвалит своих преданных сторонников и укрепляет их дух на будущее. Он осуждает и понукает тех сенаторов, которые проявили апатию. В течение следующих нескольких дней (это понятно из текста) из разных мест в город вызывают солдат; они и офицеры наводняют город и комиций. Сенат намеренно заполняют врагами Цезаря и друзьями консулов и Помпея. Благодаря этим враждебным голосам в сенате и давлению солдат на улицах помпеянцы испуганных ослабляют, с.168 неопределившихся склоняют к поддержке принятой меры, а большинство сената лишают возможности свободно принимать решения (quorum vocibus et concursu terrentur infirmiores, dubii confirmantur, plerisque vero libere decernendi potestas eripitur). Выше мы отмечали высказывание в «Наставлениях по соисканию» о том, что на выборах избирателей, не преданных всецело какому-либо кандидату, можно было законно рассматривать как открытых для агитации других кандидатов. Подобная логика применима и к ситуации, описанной в BC. I. 3. Цезарь ещё раз намекает на то, что его позиция (если бы её представили должным образом) вполне могла бы убедить большинство ещё неопределившихся сенаторов, если бы его враги не прибегли к угрозе силой (plerisque vero libere decernendi potestas eripitur). В данных обстоятельствах применение силы можно было убедительно представить как нарушение нравов и обычаев предков (mos maiorum).
В своих сочинениях Цицерон много раз, в различных контекстах отмечает, что применение силы там, где должны господствовать традиция, закон и процедура, нарушает справедливость. В речи «О своём доме» (53) он спрашивает, можно ли считать основанным на справедливости (ius) результат любого предприятия, реализованного грубой силой (vis): aut quidquam iure gestum videri potest, quod per vim gestum esse constet? В письме QF. II. 1. 3 мы видели рассказ о том, как организованные сенатские дебаты были нарушены и сорваны из-за угрозы непосредственного насилия. Конечно, когда стоял вопрос об SCU (принятие SCU против Цезаря будет описано ниже), речь шла о том, достигнута ли точка, после которой уже невозможен исход, благоприятный для конституции и основанный на законе и процедуре. В таком случае обычаи предков (хотя и политически взрывоопасные) предписывали (после Гракхов) использовать смертоносную силу во внутреннем конфликте против граждан, которых принятое сенатом SCU признало врагами государства. Относительно своего собственного дела Цезарь доказывает, с.169 что эта точка ещё не была достигнута, так как (1) объективные обстоятельства в его случае не превысили исторического порога (см. BC. I. 7) и (2) в его мирных предложениях ясно видно его огромное уважение к конституции (см. BC. I. 9). Именно его враги попирают конституцию. Именно они создали этот ненужный кризис46.
Более того, интересы Цезаря вообще не были приняты во внимание, хотя, как он вскоре подчеркнёт для читателя, он заслужил уважение по меньшей мере своей службой государству. Несколько храбрых, по-видимому, сенаторов — Луций Пизон, Луций Росций и некоторые другие, не названные по именам в BC. I. 3, предложили сохранить открытыми некоторые каналы коммуникации с Цезарем, но их предложения (направить послов к Цезарю, чтобы сообщить ему о решении сената) провалились.
В главе BC. I. 4 (которую часто называют «главой о мотивах») Цезарь утверждает, что его враги отбросили эту, по-видимому, последнюю возможность для договорённости, потому что в первую очередь стремились воплотить некоторые свои честолюбивые стремления, хотя с.170 утверждали, что пекутся об общественном благе (учитывая, что в сенате велись дебаты о состоянии государства (de re publica)). Таким образом, речь шла о publica fide. Цезарь особо упоминает речи Лентула, Сципиона и Катона в сенате против предложений Пизона и Росция (и других), мотивы, побуждающие этих людей противодействовать ему, а затем мотивы Помпея47. Катоном движет давняя вражда с Цезарем и обида из-за неудачи в борьбе за консульство (Catonem veteres inimicitiae Caesaris incitant et dolor repulsae). Таким образом, его притязание на publicam fidem — всего лишь предлог для сокрытия его истинных, глубоко личных мотивов48. Лентул руководствуется прежде всего своими огромными долгами, надеждами получить заморское командование, провинцию и взятки от тех, кто притязает на царства (в провинции или рядом с ней). В кругу близких он хвастает, что станет новым Суллой и вернётся, рассчитывая приобрести высшую власть (Lentulus aeris alieni magnitudine et spe exercitus ac provinciarum et regum appelandorum largitionibus movetur, seque alterum fore Sullam inter suos gloriatur, ad spem summa imperii redeat). Эти личные мотивы явно предполагают, что fides консула Лентула вызывает большие сомнения. Даже более того, когда Лентул бесстыдно сравнивает себя самого с Суллой, это свидетельствует, что он уже замышляет государственный переворот49. Сципион руководствуется теми же надеждами на с.171 армию и провинцию (и полагает, что получит их благодаря тому, что его дочь замужем за Помпеем), страхом перед судебным обвинением и взаимной лестью и похвальбой — его самого и некоторых могущественных людей, очень влиятельных тогда в республике и в судах. (Scipionem eadem spes provinciae atque exercitum impellit, quos se pro necessitudine partiturum cum Pompeio arbitratur, simul iudiciorum metus, adulatio atque ostentatio sui et potentium, qui in re publica iudiciisque tum plurimum pollebant)50. Эти частные амбиции тоже нарушают publicam fidem51. Напоминание о том, что родство Сципиона с Помпеем гарантирует ему доступ к богатству и власти (как и описание его круга общения), указывает аудитории на то, что судебное правосудие и блага всемирной империи монополизировала сплочённая клика посвящённых, что наносит ущерб общественным интересам. Сам Помпей прежде всего руководствуется стремлением к тому, чтобы в государстве не было никого, равного ему по достоинству (dignitas), а враги (inimici) Цезаря поощряют его в этой решимости (Ipse Pompeius, ab inimicis Caesaris incitatus et quod neminem dignitate secum exaequari volebat). Помпей также желает разрешить кризис военным путём как можно скорее (подразумевается — в противоположность большинству сената, которое предпочитает переговоры и компромисс). Это объясняется тем, что он уязвлён бесчестьем, ибо использовал два легиона, предназначенных для войны с Парфией, для укрепления собственной власти и господства (simul infamia duarum legionum permotus, quas ab itinere Asiae Syriaeque с.172 ad suam potentiam dominatumque converterat, rem ad arma deduci studebat)52. Все подобные мотивации для действий в сфере общественных интересов явно нарушают publicam fidem.
Помпей здесь также обвинён в отсутствии частной fidei в его дружбе (amicitia) с Цезарем. Цезарь утверждает, что из-за своего нежелания терпеть равного себе по достоинству (dignitas) Помпей не только совершенно отказался от дружбы с Цезарем, но и сблизился с людьми, которые некогда были их общими врагами, а также что он, Цезарь, первоначально принял на себя бремя вражды с ними, когда его дочь была замужем за Помпеем (totum se ab eius amicitia averterat et cum communibus inimicis in gratiam redierat, quorum ipse maximam partem illo affinitatis tempore iniunxerat Caesari). Говоря это, Цезарь подчёркивает свою fidem как друга (и отсутствие у Помпея fidei и его неблагодарность как друга)53.
В вышеприведённом контексте очевидно, что эти личные и эгоистические мотивы, которые Цезарь приписывает своим противникам, являются нарушением publicae fidei. Эти люди утверждают, что действуют во благо республики. Цезарь доказывает, что это вовсе не так. Каждый из них заботится лишь о достижении своих личных целей.
В главе BC. I. 4 заметна и ещё одна тема. До сих пор исследователи в должной мере не признали, что, начиная с этого часто цитируемого пассажа, Цезарь старается как можно сильнее подчеркнуть собственную fidem в позитивном смысле54. Это очевидно в его описании Помпея. Отдельные высказывания Цезаря о Помпее не просто указывают на с.173 недостаток fidei у Помпея, но и подразумевают добрую fidem Цезаря, ибо последний, с его собственной точки зрения, сохранил верность своему другу Помпею, невзирая на провокации. Говоря, что именно Помпей не желает терпеть равного себе по достоинству (quod neminem dignitate secum exaequari volebat), Цезарь тем самым притязает на то, что является более благонадёжным республиканцем, ибо его критика не имела бы смысла, если бы он сам не готов был допустить существование равного ему по достоинству (что добрый республиканец обязан допустить, и различные дипломатические предложения Цезаря в адрес Помпея, описанные в «Гражданской войне», предполагают, что он готов к этому). Таким образом, данное утверждение — это заявление Цезаря о своей fide. Следующее замечание Цезаря о его дружбе (amicitia) с Помпем тоже подчёркивает его fidem. Он говорит, что Помпей не просто совершенно отрёкся от дружбы с Цезарем и объединился с врагами (inimici) последнего, но сделал это вследствие подстрекательства этих врагов (а также под воздействием только что указанного нежелания признать равного по достоинству). Как отмечалось выше, Цезарь утверждает, что Помпей сам навязал ему большинство этих врагов в то время, когда был женат на его дочери (quorum ipse maximam partem illo affinitatis tempore iniunxerat Caesari). Он хочет, чтобы читатель увидел, что когда Помпей стал другом, политическим союзником и родственником Цезаря, то последний добровольно и без протеста принял дополнительное политическое бремя борьбы с этими людьми, которые на самом деле были врагами Помпея. Это может рассматриваться как признак fidei Цезаря. Это также намёк для читателя на то, что эти новые друзья, с которыми Помпей сблизился, — не надёжные друзья ему, в душе они остаются его врагами, и ему следовало бы признать это и восстановить дружбу с Цезарем55.
с.174 Последнее упоминание Цезаря о Помпее в этой главе не только подчёркивает его собственную fidem, но и косвенно напоминает аудитории о компромиссном голосовании сената 370 против 22 первого декабря. Совсем незадолго до этого Помпей одолжил Цезарю один из своих легионов для войны в Галлии. После поражения Красса при Каррах безопасность на Востоке находилась под угрозой. В сентябре 51 г. угроза обострилась, когда крупное парфянское войско под командованием Пакора, сына царя, перешло Евфрат при Зевгме и, видимо, приготовилось к крупной атаке на уязвимую границу56. В ответ на это сенат потребовал по легиону у Помпея и Цезаря для службы на этом театре военных действий. Помпей решил, что из его легионов на Восток следует отправить тот, который он ранее одолжил Цезарю. В результате Цезарь лишился не одного легиона, который от него потребовали, а двух. Когда восточный кризис миновал (парфяне просто передумали и отступили), два легиона не вернулись к Цезарю, а были размещены на зимние квартиры в Капуе57. Вспомним, что через несколько дней после голосования 1 декабря консул Гай Марцелл, действуя от своего собственного имени и без одобрения сената, отправился к Помпею за городскую черту, театральным жестом вручил ему меч и попросил его взять на себя ответственность за защиту Италии. В данном случае Марцелл — также не имея на то с.175 законных полномочий — предоставил Помпею командование этими двумя легионами58. Таким образом, в силу этого нарушения закона — которое в глазах аудитории, вероятно, было прямо связано с неповиновением Марцелла авторитету сената (Цезарь говорит о бесчестии (infamia), которое навлекли события, связанные с передачей легионов Помпею) — Цезарь мог обоснованно заявлять, что Помпей собирался использовать эти легионы для укрепления собственного могущества и господства (ad suam potentiam dominatumque converterat) и, более того, что он отвлёк войска от службы государству (res publica) ради этой личной цели, что, несомненно, является нарушением publicae fidei59. Цезарь приводит этот факт как дополнительное свидетельство того, что Помпей уже решился на войну и, следовательно, всерьёз не пытался найти мирное решение (rem ad arma deduci studebat). Тот факт, что Цезарь полностью подчинился требованию сената о предоставлении легионов, хотя оно ослабило его военную мощь, мог рассматриваться как ещё одно свидетельство его publicae fidei60. Сам Цицерон признавал, что два легиона с.176 у Цезаря забрали обманным путём (insidiose)61. Его замечание — важное свидетельство того, что он тоже считал удержание легионов нарушением fidei.
Omnia divina humanaque iura permiscentur: когда необычные действия оправданы
Вышеприведённый анализ, как представляется, показывает, что Цезарь в значительной мере разделял комплекс представлений Цицерона и Саллюстия62. Как отмечает Нил Вудз, Цицерон считал оправданным применение насилия ради самозащиты и выживания в условиях, когда рушатся закон и порядок63. Конечно, учитывая, что Цезарь в принципе не оспаривал право сената принять SCU («которое побуждало магистратов применять силу против сограждан, не заботясь о строгой законности своих действий», по словам Линтотта; см. выше), а Саллюстий явно считал оправданным его принятие против Катилины, оба политика, видимо, в каком-то важном вопросе стоят на той же почве, что и Цицерон.
Ещё один пример идеологически общей точки зрения можно найти в том, что все эти авторы используют схожую фразеологию, чтобы указать на то, что «божественное и человеческое право» попрано и, следовательно, закон и порядок уничтожены, и насильственные и ненасильственные формы сопротивления (например, сецессия) могут быть морально оправданным выходом. Я с.177 предполагаю, что в языковой культуре слова о попрании divina et humana iura широко использовались, чтобы донести до аудитории мысль, что перейдён важный порог на пути к необычным действиям. То есть, когда divina et humana находятся в крайней опасности, необычные действия могут не нарушать publicam fidem.
Рассмотрим эту проблему подробнее. В конце BC. I. 6 Цезарь утверждает, что «попирается всякое право: божеское и человеческое» (omnia divina humanaque iura permiscentur). Эта фраза имеет семь примечательных параллелей у Саллюстия. Первая из них содержится в знаменитом нравоучительном пассаже «Заговора Катилины» (12. 1—
Саллюстий описывает процесс порчи нравов, который, по его мнению, ещё продолжался в современном ему Риме. В предыдущей главе он называет непосредственной причиной этой порчи нравов дурные поступки Суллы и особенно отсутствие у него fidei. В Азии (самой богатой заморской провинции) Сулла позволил своей армии наслаждаться беспримерной роскошью и вольностью, что имело длительные и пагубные последствия, описанные в BC. 12. 1—
Риторику, связанную с упразднением божественного и человеческого, (divina et humana) Саллюстий разворачивает и в трёх из пяти сочинённых им речей, сохранившихся от его «Истории»66. Во всех случаях подразумевается одно и то же: необычные или нетрадиционные действия в самых чрезвычайных обстоятельствах не нарушают publicam fidem.
Вероятно, это же подчёркивается у Цицерона. В трактате «Об обязанностях» (I. 26) Цицерон разъясняет изречение поэта Энния о fide. Энний сказал: Nulla sancta societas / Nec с.179 fides regni est («…Нет священной общности, / Нет и верности во власти царской»)67. Об этом утверждении Цицерон пишет, цитируя фразу Энния, что в ситуациях, где лишь немногие способны подняться на вершину, борьба в большинстве случаев будет так сильна, что трудно сохранить «священную общность»68. В трактате, сочинённом после смерти Цезаря, он утверждает, что примером этого был Цезарь: чтобы занять первое место в государстве, Цезарь попрал все божеские и человеческие законы (omnia divina et humana). Далее Цицерон прямо связывает это выражение с понятием нарушения fidei и, следовательно, с теми границами, которые должны соблюдаться, чтобы человеческое общество было справедливым. Он занимает в точности ту же позицию, что и Саллюстий. Совершенно то же самое мог бы сказать Меммий о нобилях — за исключением того, что для Цицерона в Off. I. 26 необычное действие, которого требует publica fides, — это убийство Цезаря.
В речи «За Флакка», произнесённой в 59 г., мы видим такое же выражение, в котором нарушение fidei приравнивается к нарушению дружбы и долга (officia) перед богами и людьми (58: Nisi forte hae civitates existimari volunt facilius una se epistula Mithridatis moveri impellique potuisse ut amicitiam populi Romani, fidem suam, iura omnia offici humanitatisque violarent[8]).
Речь Цицерона «В защиту Сестия», произнесённая в 56 г., содержит ещё одно свидетельство и показывает проблему с новой стороны. В первой главе Цицерон использует похожие выражения для описания того смятения, в которое с.180 дурные граждане сумели повергнуть добрых (eos [дурные граждане] autem, qui omnia divina et humana violarint[9]). Подразумевается, что подобное нападение аннулирует fidem. Однако в Sest. 90—
Итак: я доказываю не возможность прямого влияния какого-либо из вышеприведённых пассажей Цезаря, Цицерона или Саллюстия на другие, но общее для культуры употребление практически одинакового выражения, обозначающего попрание божественного и человеческого права (divina et humana iura), как указания на своего рода пограничную точку: её достижение означает для всех необходимость справедливой борьбы, как моральной, так и физической70. Ниже мы увидим, что именно так Цезарь и использует это выражение.
Помпеянский coup d’etat и принятие senatus consultum ultimum (BC. I. 5—6 )
Цезарь — писатель, который не тратит слов зря. По-видимому, все подробности, связанные с деятельностью сената и вокруг сената, которые он включил в первые главы, он считает важными для обоснования своей позиции перед читателями. В BC. I. 5 и 6 он объясняет, как наблюдаемое моральное и политическое разложение повлияло в конечном счёте на конституцию и на мир. Кроме того, он выбирает именно этот момент, чтобы в первый раз изобразить себя с.182 как главного героя повествования, причём в контексте, который подчёркивает его fidem.
В первых трёх главах открыто подчёркивается дурное поведение Помпея и его союзников и отсутствие у них fide (хотя, как уже отмечалось, явно подразумевается надёжность fidei Цезаря). В BC. I. 4, как мы видели, внимание начинает переключаться на fidem Цезаря. В BC. I. 5 и 6 представленное им описание действий его противников как истинного государственного переворота (coup d’etat) подчёркивает его собственную невиновность в случившемся, как и его сдержанность по отношению к тому, что он представляет читателю как великую провокацию, учитывая терпение, которое он проявил, пытаясь предотвратить войну71. Эта сдержанность свидетельствует о его fide. Цезарь хочет показать, что он исчерпал все реальные средства, чтобы примириться с врагами на условиях, достойных для обеих сторон. Когда произошло всё описанное, он ещё находился в Равенне, в пределах своей провинции. Он не мог представлять непосредственной угрозы для безопасности республики. Тем не менее, против него было принято чрезвычайное постановление сената, после того, как трибуны, попытавшиеся этому помешать, вынуждены были отступить перед угрозой для жизни. Он объясняет, что ранее SCU принималось только в тех случаях, когда городу Риму угрожала какая-то непосредственная опасность (BC. I. 5. 3)72. Цезарь с.183 подразумевает, что это лишь отягощает оскорбление, нанесённое трибунам, так как их попытка наложить вето в его интересах ни в коем случае не могла рассматриваться как нарушение конституции (в BC. I. 7 Цезарь сам признаёт, что насилие [vis] со стороны трибунов было достаточным основанием для принятия SCU). Чтобы обосновать свою позицию, Цезарь продолжает урок истории. Заявив, что SCU всегда принимался только для отвращения непосредственной угрозы для города и общественной безопасности, он утверждает, что воспрепятствование трибунскому праву вето, которое не отменил даже Сулла, не имеет реальных прецедентов (BC. I. 5. 1). В прошлом даже самые мятежные трибуны подвергались нападению лишь через восемь месяцев после вступления в должность, тогда как нынешние трибуны вынуждены были позаботиться о собственной безопасности в первую же неделю года (BC. I. 5. 2)73. Вскоре Цезарь возвратится к тем же самым историческим темам в BC. I. 7. Другие важные нарушения исторических прецедентов подчёркнуты в следующей главе (BC. I. 6. 5—
После принятия SCU трибуны бежали из города и присоединились к Цезарю: очевидно, они искали у него защиты, учитывая обстоятельства (Profugiunt statim ex urbe tribuni plebis seseque ad Caesarem conferunt). Предоставление защиты просителю или слабому и беспомощному было классическим способом демонстрации fidei. Вот лишь один пример: Цицерон всегда был глубоко благодарен Гнею Планцию за fidem, которую Планций с.184 проявил как квестор Македонии во время изгнания Цицерона, когда защитил последнего от смертельной угрозы со стороны его врагов (inimici) — различных изгнанных друзей и союзников Катилины и Клодия (см. Planc. 1):
Цицерон подчёркивает, что fides, проявленная Планцием в деле его спасения, позднее принесла Планцию важную политическую поддержку, благодаря которой он победил на выборах эдилов. Нет оснований считать, что защита, предоставленная трибунам Цезарем, не затронула столь же чувствительную струну в душах по крайней мере некоторых его читателей. Нам она может показаться совершенно циничной, и некоторые из древних авторов считали её просто уловкой: Плутарх описывает защиту трибунов Цезарем как prophasis, «предлог», но далее он также поддерживает мнение, что и Помпей, и Цезарь задолго до того решили устранить друг друга, и все мирные предложения и возражения во время кризиса рассматривает более или менее как предлоги (см. Caes. 28. 1 и 31. 3). Но даже если эта позиция не была искренней, это не означает, что она была неэффективной как средство убеждения.
Затем Цезарь решает ввести в повествование самого себя как активного персонажа, — сразу после того, как сенат формально объявляет чрезвычайное положение, в контексте, который показывает, что он (1) совершенно не представляет никакой физической угрозы для общественной безопасности; (2) по-прежнему не только искренне стремится к достижению мира путём переговоров, но и, видимо, верит, что разум и хладнокровие должны возобладать (он говорит, что ожидал ответа с.185 на свои очень умеренные требования, если благодаря справедливому взаимодействию между людьми возможно будет вернуться к мирному положению75); (3) твёрдо защищает конституцию и угнетённых, о чём свидетельствует приём, оказанный им трибунам. Что могло сильнее задеть читателя за живое в этих обстоятельствах, чем тот факт, что те самые должностные лица, которые обязаны были защищать нуждающихся, теперь сами нуждались в защите, причём от собственного правительства?76
Privati cum imperio (BC. I. 6)
Принятие SCU (BC. I. 5. 3—
О чём здесь говорит Цезарь? В 53 г. было принято постановление сената о том, что консул или претор может получить провинцию лишь спустя пять лет по истечении срока его должности77. Внешне целью этой меры было сдерживание подкупа и с.186 незаконной деятельности, которые расцвели пышным цветом на консульских и преторских выборах (то есть, борьбу за должности всё сильнее обостряла надежда обогатиться путём ограбления провинции после окончания срока должности; на это указывает и вышеприведённая критика Цезаря в адрес Лентула и Сципиона). На следующий год это постановление по предложению Помпея стало законом (lex Pompeia). Нет сомнений в том, что когда Цезарь писал «Гражданскую войну», то считал, что этот закон был направлен против него (BC. I. 85. 9—
Мы не можем вдаваться в вопросы, связанные с самим Помпеевым законом и общими проблемами его интерпретации. Но закон имел несколько важных следствий для положения Цезаря. Эти вопросы в 1958 г. тщательно исследовал П. Дж. Кафф. Он ставит вопрос: какое именно действие народа и магистрата в Поздней республике предоставляло империй?80 Он сомневается, что римский конституционалист этого времени мог бы однозначно ответить на этот вопрос81. Но из античных источников, которые он приводит, совершенно ясно: не было никаких сомнений о том, что единственным конституционным источником империя был римский народ82. В общем, перефразируя Каффа, до тех пор, пока существовала преемственность империя между магистратурой и промагистратурой (как чаще всего и происходило в республиканской истории), народ оставался исходным источником империя, так как именно он предоставлял должность, хотя сенат мог продлить с.188 его после завершения годичного срока должности83. Помпеев закон 52 г. кардинально изменил это положение дел84. Теперь, подчёркивает Кафф, провинциями должны были управлять люди, империй которых (по всем республиканским нормам) уже давно истёк85. Например, Цицерон был направлен в Киликию в 51 г., хотя в последние 13 лет не выступал перед народом как кандидат на государственную должность. Возможно, Цезарь пытается поддержать предполагаемую популярскую доктрину, как считает Кафф86. Или, возможно, Цезарь просто защищает традиционные нравы и обычаи предков (mos maiorum), не обязательно напрямую связанные с Семпрониевым законом. Утверждения Цезаря в тексте, пожалуй, совместимы с любым или обоими отчасти пересекающимися ответами на вопрос, в чём именно состояла проблема, — дело просто в том, что проблема была очевидна, и аудитория Цезаря знала о ней, так что он мог не тратить на неё время87. Во всяком случае, представляется с.189 логичным вывод, что Цезарь вполне мог описать империй, не одобренный народным голосованием в избирательном собрании в соответствии с практикой, существовавшей до 52 г., как предоставленный «решением клики (pauci)», выражаясь словами Каффа88. Этот вопрос был очень важен для аргументации Цезаря в BC. I. 1—
Более всесторонне Цезарь рассматривает эту ситуацию в BC. I. 85. 8—
Если выдвинутая выше гипотеза верна, то из неё следуют важные выводы для понимания того обоснования, которое Цезарь даёт своим действиям. Во-первых, ясно, что его аргументация в собственную защиту сконцентрирована, последовательна и основана на некоторых объективных претензиях, каждая из которых так или иначе коренится в традиционном республиканизме. Это не бесформенная и расплывчатая риторика. Конечно, при всём этом она служит его интересам. Почему бы и нет? Обоснованная самозащита — а в чрезвычайных обстоятельствах, как мы видели, даже вооружённая самозащита, — была одной из граней республиканизма. Претензии Цезаря были легитимны. Закон 52 г., установивший пятилетний интервал между магистратурой и промагистратурой, разорвал связь между провинциями и народными выборами и тем самым увеличил власть самых влиятельных сенаторов за счёт народа (populus). Во время Второй Пунической войны частных лиц с империем (privati cum imperio) было мало. Но закон 52 г. затрагивал все провинции, причём не в условиях кризиса, а на постоянной основе. Возможно, Цезарь использовал этот аргумент, потому что в ретроспективе увидел, как данный закон использовали против его с.191 интересов в январе 49 г.90. Цезарь основывает аргументацию в свою защиту на перечисленных им нарушениях конституционного процесса, которые произошли в определённое время в определённом месте и, по его словам, были организованы его врагами в сенате, чтобы лишить его практически всех его прав (iura). Следует иметь в виду, что одной из главных задач республиканского правительства была защита прав и имущества всех граждан и каждого гражданина в отдельности; в противном случае, пожалуй, бо́льшая часть республиканской истории, в том виде, в каком она до нас дошла, была бы непостижима91. Кроме того, ради достижения этой цели его враги (inimici) готовы были дойти до того, чтобы лишить народ ведущей роли в государстве, намеренно оторвав процесс предоставления империя после должности (imperium ex officio) от его древних и неотделимых демократических корней в комициях. Нетрудно понять, почему в начале 50 г. (как отмечалось выше) Цицерон мог публично заявлять, что одобряет дело (causa) Цезаря, не проявляя смущения.
Действительно, Цезарь представляет своё дело более или менее последовательно на всём протяжении «Гражданской войны». Он оправдывает свои действия после 7 января нарушениями институционального процесса (предназначенного для обеспечения не просто «прав» в соответствии с буквой закона, но и должного уважения ко всем республиканским участникам процесса), совершёнными в первую неделю января 49 г. Не заметно, чтобы с.192 в тексте выражалась бы какая-то политическая цель, исключающая возобновление республиканского правления на основе прежнего положения (status ante quo), когда борьба закончится, но следует также предположить, что отмена Помпеева закона почти наверняка должна была стать частью любой активной программы Цезаря, выполненной ко времени написания «Записок». Если сравнить главные пассажи, в которых он объясняет читателю, почему он сражается (BC. I. 7—
Это также никоим образом не предполагает, что Цезарю когда-либо недоставало уверенности в справедливости тех правовых, моральных и политических требований, которые он в письменной форме выдвинул перед сенатом 1 января. Когда в тексте поднимается проблема трибунов, это не уловка, которая должна отвлечь читателей от проблемы, заурядность которой общепризнана и очевидна. Современники бы восприняли такой автопортрет как свидетельство того, что Цезарю недостаёт fidei и он не заслуживает доверия. В декабре 50 г. и январе 49 г. олигархия (pauci) лишила свободы как сенат, так и плебейских трибунов. Но именно из-за ущемления прав последних сенат не имел возможности действовать, руководствуясь publica fide.
Подведём итоги этой части исследования. Цезарь завершает главу BC. I. 6 утверждением, что было попрано всё божественное и человеческое право (omnia divina humanaque iura permiscentur). Выше я указал, что и Саллюстий, и Цицерон используют очень похожие фразы в сопоставимом контексте. Они выражаются так, чтобы подчеркнуть, что совершаются (неважно кем) некие неприемлемые публичные действия, которые не просто угрожают фундаментальным моральным и политическим традициям, но уже породили ситуацию, в которой традиции не соблюдаются, поэтому крайне необходимо предпринять всё, что только можно, для её исправления и возвращения с.193 к стабильности92. Ясно, что в умах других представителей первого поколения читателей Цезаря эта фраза тоже осознанно ассоциировалась с серьёзным нарушением фундаментальных моральных гарантий (то есть, fidei), а также с представлением о том, что необычные действия, предпринятые в ответ на попрание божественных и человеческих прав (divina et humana) не нарушают publicam fidem. Я полагаю, что Цезарь, несомненно, использует здесь это выражение, чтобы показать, что были безнаказанно нарушены многие границы, жизненно важные для работы республиканского правительства. Его враги уже перешли моральный Рубикон, а он терпеливо ждёт в Равенне, в пределах своей провинции, рационального ответа на свои весьма умеренные требования (lenissima postulata). Теперь для него настал момент предпринять что-то для самозащиты. И первым шагом должно было стать прямое объяснение, адресованное как противнику, так и читателю, почему у него не было другого выхода. Он переходит к этому в главах 7—
Подведём итоги этой главы. Мы видели, что Цезарь основывает свои взаимоотношения с сенатом на publica fide. Цезарь утверждает, что его требования законны и, видимо, подразумевает, что сенат признал бы это, если бы имел возможность открыто высказать своё мнение, даже если бы решил не удовлетворять все его требования без исключения (in toto). Но сенат полностью лишён права свободно решать этот вопрос. Союзники Помпея в сенате и сам Помпей за его пределами прибегают к тактике запугивания и устрашения, чтобы подавить попытки различных сенаторов с.194 открыто обсудить требования Цезаря. Трибунам, которые пытаются защитить права Цезаря, не позволяют использовать их конституционные полномочия в интересах Цезаря. В результате сенат уступает давлению. Запуганные сенаторы принимают чрезвычайное постановление (senatus consultum ultimum); работа нормального республиканского правительства в буквальном смысле прекращена. Теперь Помпей и его друзья получили право предпринять самые суровые меры против Цезаря. Но именно они, а не Цезарь, представляют угрозу для республики. Среди прочих возмутительных и беспрецедентных решений они даже наделяют частных лиц (privati) империем. Мир поистине перевернулся — но не по вине Цезаря.
ПРИМЕЧАНИЯ