Изменения, внесённые автором в электронную публикацию, выделены серым цветом.
с.615 Аннотация. У Плутарха, Цицерона и схолиаста из Боббио говорится, что цензор 65 г. до н. э. Марк Красс поддерживал законопроект об аннексии Египта, но из-за сопротивления оптиматов у него ничего не вышло. Однако Светоний пишет, что египетского командования добивался в этом году Цезарь. Согласно самой распространенной на сегодняшний день точке зрения, Красс сам рассчитывал получить это назначение, а Цезарь выступал лишь в качестве его младшего союзника и на египетское командование надеяться не мог; сообщение же Светония рассматривается как ошибочное. В статье заново рассмотрены все свидетельства и сделан вывод, что получить египетское командование должен был именно Цезарь, а не Красс. Также предлагается и обосновывается более точная датировка этого эпизода концом 65 г.[1]
Ключевые слова: Цезарь, Египет, эдилитет Цезаря, Поздняя Римская республика, Красс, хронология 65 г., цензура Красса, Катул, Катон Младший, Цицерон
Sabina E. Tariverdieva
Abstract. Plutarch, Cicero and the Bobbio scholiast tell us that the censor of 65 BCE, Marcus Crassus, supported a law about the annexation of Egypt, but he failed because of the opposition of the optimates. Suetonius, however, tells us that it was Caesar who tried to get the Egyptian command с.616 that year. According to the dominant view, Crassus wanted to get the Egyptian command for himself and Caesar acted only as his junior ally, but could in no way hope to receive the command for himself. In this article the evidence is re-examined and the conclusion is drawn that it was Caesar who should have got the Egyptian command, rather than Crassus. Also more precise dating of the whole episode at the end of 65 BCE is suggested.
Keywords: Caesar, Egypt, Caesars’ aedileship, Late Roman Republic, Crassus, chronology of 65 BCE, censorship of Crassus, Catulus, Cato the Younger, Cicero
В 65 г.1 цензор Марк Красс попытался «превратить Египет в данника римлян», опираясь на завещание египетского царя2, в котором тот оставлял свое царство Риму3. Его коллега Квинт Лутаций Катул яростно воспротивился, и Красс потерпел неудачу, после чего оба цензора, так и не достигнув согласия, сложили с себя полномочия. Так рассказывает об этом Плутарх (Crass. 13)4. До нас дошли фрагменты речи Цицерона «Об александрийском царе», где тот напрямую связывает Красса с этим предложением: «Это справедливая причина для войны, подобно тому как, напомнил Красс, было в случае с Югуртой» (пер.
с.617 Но имеется еще и рассказ Светония о том, как в это же время Цезарь при помощи трибунов добивался, чтобы ему назначили провинцией Египет, но потерпел неудачу из-за сопротивления оптиматов (Iul. 11. 1). Сообщение Светония содержит в себе некоторые неясности (см. об этом подробнее ниже), и поэтому мнения историков о роли Цезаря в деле с аннексией Египта в 65 г. разделились.
Согласно самой распространенной версии, Красс и Цезарь действовали вместе, а целью их было укрепление собственного положения и противодействие Помпею. При этом одни исследователи считают, что Цезарь лишь поддерживал кандидатуру Красса9, другие — что он сам надеялся получить командование, но инициатором все равно был Красс10, третьи — что они выступали наравне11. Стоит также отметить и мнение С. Коломбини, что свидетельству Светония следует полностью доверять и признать, что Цезарь в 65 г. действительно надеялся получить чрезвычайный империй в Египте. Несмотря на то, что я прихожу к тому же выводу, согласиться с анализом Коломбини полностью я не могу, поскольку трактовка источников этим автором в ряде случаев является весьма спорной. Так, например, Коломбини всерьез воспринимает рассказ Светония о так называемом «первом заговоре Катилины» и пишет, что как раз в контексте этой авантюры Красса и Цезаря эпизод с Египтом выглядит вполне логично12, хотя уже давно вся история с первым заговором признается пропагандистским мифом13 (другие примеры спорных трактовок будут рассмотрены ниже). Однако существуют и другие мнения. Например, Е. Штрасбургер считает, что сообщение Светония содержит ошибку и относится скорее к 57—
Итак, по поводу роли Цезаря в истории с попыткой аннексии Египта в 65 г. в историографии до сих пор ведутся споры, а ключевое для этой проблемы свидетельство Светония сложно интерпретировать. Однако представляется, что гораздо продуктивнее попытаться согласовать это свидетельство с другими сведениями о египетской проблеме в
Вот, что он пишет: «Когда расположение народа было обеспечено, Цезарь, действуя через нескольких трибунов, попытался добиться плебисцита о назначении ему провинцией Египта; поводом для получения этого чрезвычайного командования послужило ему то, что население Александрии изгнало своего царя, в свое время получившего от сената титул союзника и друга римского народа; поступок александрийцев вызвал в Риме всеобщее осуждение. Однако Цезарь не добился своего из-за сопротивления партии оптиматов» (пер.
Прежде чем приступать к непосредственному анализу этого эпизода, я коротко остановлюсь на некоторых особенностях Светония как источника (оставляя в стороне вопросы о его литературном стиле). Ученые отмечают, что Светоний подробнее, чем Плутарх, останавливается на личности своего персонажа, на любых мелочах, так или иначе связанных с ним, но зачастую небрежно обходится с историческим фоном, на котором действуют его персонажи. Светоний пренебрегает рассказом о многих важных обстоятельствах (чего Плутарх себе не позволяет)18, зато описывает больше личных поступков самого Цезаря19. Именно этим может объясняться тот факт, что Светоний не называет имени египетского царя и вообще неточно объясняет обстоятельства дела — его не интересует Египет как таковой, его занимает лишь то, что связано напрямую с Цезарем. С другой стороны, становится понятно, почему у Плутарха в соответствующем жизнеописании нет конкретных данных о том, что Цезарь добивался для себя египетского командования, а есть лишь общие слова о «новых с.619 должностях», которыми народ стремился его вознаградить (Plut. Caes. 5, об этом свидетельстве Плутарха см. ниже).
Следующей характерной чертой Светония исследователи считают то, что он несколько специфически обходится с хронологией, а именно: в своих биографиях он не следует четкому ходу событий, но разделяет жизнеописание на две большие части (особенно это заметно как раз в биографии Цезаря, в императорских меньше): хронологическое изложение событий и рубрики, посвященные тем или иным личным качествам персонажа соответствующей биографии. И именно поэтому возникает хронологическая путаница: Светоний в этих «рубриках» возвращается к событиям, о которых уже писал в хронологической части. Например, в жизнеописании Цезаря он дважды пишет о пиратах: в гл. 4. 2—
Другие особенности Светония, отмечаемые Ж. Гаску (возведение единичных фактов в систему, склонность объяснять глобальные события особенностями личности персонажа, предпочтение, отдаваемое «романтическим» и «героическим» версиям событий), как представляется, никак не влияют на его трактовку «египетского эпизода» в 65 г. и не дают дополнительных оснований для сомнений22. Поэтому теперь приступим к непосредственному анализу вышеприведенного сообщения Светония.
Светоний датирует этот эпизод либо эдилитетом Цезаря, т. е. 65 г., либо началом 64 г. так как предыдущий параграф начинается словами aedilis praeter comitium, а после рассказа о попытке аннексии Египта и восстановлении трофеев Мария следует информация о том, как Цезарь в 64 г.23 председательствовал в суде по делам об убийствах (quaestio de sicariis).
Светоний не называет имени изгнанного египетского царя. Большинство историков полагает, что речь идет о Птолемее Авлете, который стал союзником и другом римского народа только в консульство Цезаря в 59 г., а изгнан был еще позднее. Исходя из этого Штрасбургер, а за ним и другие исследователи считают текст Светония ошибочным, поэтому отвергают его как свидетельство участия Цезаря в «египетском вопросе» в 65 г. (см. выше, прим. 14). Но если с.620 толковать текст именно так, то у римского автора царит полный сумбур: Светоний рассказывает об изгнании «друга и союзника римлян» Авлета среди событий 65—
Данную проблему можно разрешить, если предположить, что Светоний имеет в виду не Авлета, а одного из его предшественников, автора завещания в пользу Рима, на которое и опирались сторонники аннексии Египта в 65 г. Ведь Светоний не утверждает, что Цезарь желал восстановить изгнанного царя на египетском троне; он вполне может иметь в виду, что изгнание царя побудило его составить завещание в пользу Рима, дававшее основания для аннексии Египта. Именно такую гипотезу предложил К. Беннет25: по его мнению, Светоний говорит о Птолемее X, который был изгнан в 88 г. именно так, как рассказывается в этом сообщении (Suet. Iul. 11), хотя о том, что он был «другом и союзником римского народа», сведений нет26. Толкование Беннета представляется убедительным, но все же следует оговорить, что автором завещания в пользу Рима иногда считают Птолемея XI, правившего всего несколько дней и убитого с.621 александрийцами в гимнасии (например, App. BC. I. 102) в 80 г.27 Мог ли Светоний вести речь о нем? В этом пассаже участь царя обозначается expulerant. В «Жизни двенадцати Цезарей» нет примеров, чтобы глагол expellere описывал то, что случилось с Птолемеем XI Александром II: не изгнание (из города, из Палатина, с Форума, с земли и т. д.), а свержение с трона и убийство. То есть если Светоний все же имел в виду Птолемея XI, ошибка в его сообщении остается, но она куда менее существенна, чем в рамках гипотезы Штрасбургера. Таким образом, если Светоний говорит об участи не Птолемея Авлета, а одного из его предшественников — автора завещания, — то его сообщение в целом достоверно, хотя в нем пропущена логическая связка и, возможно, содержится неточность. А это, в свою очередь, означает, что Цезарь играл некоторую (и явно далеко не последнюю) роль в попытке аннексии Египта в 65 г.
Вторым аргументом против достоверности рассказа Светония иногда служит соображение, что Цезарь, всего лишь курульный эдил, не мог рассчитывать на командование в Египте в обход более влиятельных сенаторов28. Но прежде чем разбирать вопрос, на что мог надеяться Цезарь, рассмотрим подробнее иные предположения ученых о тех персонажах, которые могли бы получить командование в Египте в 65 г. Сперва обратимся к двум альтернативным гипотезам, отводящим главную роль не Цезарю и не Крассу, а другим лицам: а) трибунам, которые, конечно, сами не претендовали на командование, но, выдвигая свой законопроект, не имели в виду никакой конкретной кандидатуры для назначения (Драммонд); б) Помпею (Самнер).
Начнем с точки зрения Драммонда. Во всех источниках прямо и ясно говорится об участии Красса (Плутарх, Цицерон, схолиаст) и Цезаря (Светоний), чего не отрицает и Драммонд29. И при этом ни в одном не сказано, что проект был самостоятельной инициативой трибунов; напротив, согласно Светонию, роль трибунов была подчиненной (per partem tribunorum). Далее, Драммонд, как и Груэн, приписывает сведения Светония об участии Цезаря враждебной антицезарианской пропаганде
с.622 Еще более странно, что столь скептически относясь к данным Светония, Драммонд полагает правомерным строить свою гипотезу об инициативе трибунов на сведениях того же самого якобы весьма ошибочного сообщения, игнорируя Плутарха, который, по его мнению, «упрощает» ситуацию, приписывая инициативу Крассу30. Далее, Драммонд не приводит в обоснование своей точки зрения хоть каких-то аналогий, а ближайшие случаи с трибунскими законами, предполагающими командование31 — Габиния, Манилия (67 и 66 гг.) и Ватиния (59 г.) — говорят как раз против версии Драммонда: во всех трех случаях трибуны явно действовали не самостоятельно, а в интересах более влиятельных лиц, а именно Помпея (первые двое) и Цезаря (Ватиний)32.
И, наконец, имеются еще свидетельства Цицерона из речи, произнесенной в 63 г. против законопроекта Сервилия Рулла, также предусматривавшего вмешательство в египетские дела:
Раньше этого добивались открыто; теперь к тому же стремятся тайно, путем подземных ходов (…) Что же, вы отдадите Александрию тайным вожделениям тех же людей, открытым требованиям которых вы оказали сопротивление? (Leg. agr. I. 1; пер.
Но если они имели в виду Александрию, то почему они в настоящее время не избрали того же пути, какой они избрали в консульство Луция Котты и Луция Торквата? Почему они нацелились на эту страну не открыто, как некогда, и почему не таким же образом, как тогда — не прямо и не у всех на глазах? (Cic. Leg. agr. II. 44; пер.
Крайне сложно поверить, что в этих речах Цицерон намекает всего лишь на трибунов 65 г., которые даже неизвестны по именам и вряд ли могли чего-то добиваться еще и в 63 г. В этих речах Цицерон обращается к разным аудиториям: в первой речи к сенату, во второй — к народу. И то, что в обоих случаях оратор делает одни и те же намеки, свидетельствует, что в 63 г. и сенат и народ считали, что в 65 г. Красс и Цезарь добивались Египта совместно и для себя, а не просто поддерживали трибунов каждый по отдельности33. Ввиду этого гипотеза Драммонда представляется мне неубедительной.
Теперь обратимся к версии Самнера о том, что египетский законопроект 65 г. выдвигался в интересах Помпея. Сразу возникает два вопроса, на которые автор гипотезы не дает ответов. Первый: если с наибольшей вероятностью командование в Египте в 65 г. получил бы Помпей, а Цезарь выступал именно в его интересах, то какова же роль Красса в этой истории? Именно он выступает с.623 инициатором аннексии, идет на конфликт с коллегой, на очередную конфронтацию с оптиматами — и все это только ради того, чтобы его соперник34 Помпей, уже и так наделенный чрезвычайным империем на Востоке, получил власть и в богатейшем Египте? Это маловероятно. По-видимому, сам египетский царь Птолемей Авлет не считал, что инициатива аннексии исходит от Помпея или выгодна для него (во всяком случае не расценил ее как враждебность со стороны Помпея): в 64—
Теперь обратимся к ученым, которые приписывают этот проект Крассу и Цезарю. Начнем с более распространенной гипотезы: в общем виде она сводится к тому, что главную роль играл Красс, командования он желал для себя, а Цезарь играл второстепенную роль (см. прим. 9). Следует признать, что в отличие от двух предыдущих эта версия стоит на весьма прочном фундаменте. Участие Красса засвидетельствовано надежно, а учитывая, что он был цензором, тогда как Цезарь всего лишь эдилом, вполне понятна логика исследователей, которые отдают главную роль именно ему. Но, как мне представляется, главный недостаток этой гипотезы состоит в некотором несоответствии сведениям источников. Взглянем на них еще раз, учитывая предыдущий анализ сообщения Светония. Если свести рассказы воедино, то получается следующее: в
—мог ли Цезарь, тогда всего лишь курульный эдил, надеяться на командование?
—если командования добивался Цезарь, то почему за аннексию Египта выступал Красс?
Начнем с Цезаря. Рассуждения историков о том, что курульный эдил никак не мог рассчитывать получить такое важное командование в обход более влиятельных лиц35, небесспорны. Для начала посмотрим, не было ли в Риме подобных прецедентов. Первым на ум приходит один из самых знаменитых римлян, блестящий полководец и победитель Ганнибала — Сципион Африканский. Он был избран курульным эдилом в 213 г. (Liv. XXV. 2)36, а в 210 г. добился для себя с.624 проконсульского ранга и империя в Испании (Liv. XXVI. 18—
В 77 г. Помпей, не занимавший ни одной магистратуры, получил наместничество в Испании, однако Хрусталев отвергает эту аналогию, ссылаясь на то, что к 65 г. ситуация в государстве стала уже совершенно иной40. Замечу, правда, что итог всего предприятия тоже совершенно иной: Помпей свое наместничество получил, а Цезарь — нет. Но карьера Помпея действительно экстраординарна, и ни этот случай, ни, например, получение им командования против Сертория, которого Помпей добился силой, отказываясь распустить войско (Plut. Pomp. 17), конечно, прецедентами служить не могут41. Мне представляется, что пример Помпея мог использоваться разве что в риторических целях Крассом или самим Цезарем, но об этом нет никаких сведений в источниках, поэтому оставим Помпея в покое.
Обратимся к другому примеру. В 75 или 74 г. квестора Публия Корнелия Лентула Марцеллина отправили в Кирену по такому же делу, какое в 65 г. ожидало представителя Рима в Египте — по завещанию умершего царя Кирена отошла Риму и следовало превратить ее в провинцию (Sall. Hist. II. 43). То есть в данном случае с аналогичным поручением в новую провинцию отправился с.625 человек, который по статусу был даже ниже Цезаря. И поскольку Кирена еще не была провинцией, Марцеллину она не могла достаться по жребию, иначе говоря, это поручение было тоже не рядовым, а чрезвычайным. Можно согласиться с соображениями Д. Стоктона, который справедливо указывает, что по важности Кирена не могла сравниться с Ближней Испанией (соответственно о Египте даже говорить не приходится)42. Поэтому данный случай, также как и эпизоды из времен Второй Пунической войны, нельзя рассматривать как прямую аналогию планам Цезаря. Но все эти примеры могли послужить для Цезаря аргументом, что подобное возможно в принципе. Если по важности Египет превосходил Кирену, то и Цезарь по статусу и влиянию превосходил Публия Лентула Марцеллина.
Остается еще один аналогичный случай, имевший место как раз в 65 г.: квестор Пизон был назначен наместником Ближней Испании и командовал там значительным войском численностью в два легиона43, причем стоял за этим назначением тоже Марк Красс (Sall. Cat. 19, ср. CIL VI 1276; Ascon., p. 92 C; Suet. Iul. 9)44. Дж. Балсдон доказывает, что в таком назначении не было ничего невозможного, хотя обычным его тоже назвать трудно; в частности, оно могло объясняться тем, что наместник Ближней Испании либо умер, либо не выехал в провинцию, и поэтому Пизона отправили заменять его45. Однако справедливым представляется возражение Стоктона, который, ссылаясь на соответствующую надпись об этом поручении Пизона46, пишет, что Пизон был отправлен в Испанию по решению сената, а значит, его назначение являлось экстраординарным47. Но если чрезвычайное наместничество и империй с армией удалось получить квестору Пизону, почему бы не рассчитывать на то же самое курульному эдилу Цезарю?48 Он, как и Пизон, мог опираться на прецеденты из недавней истории и влияние Красса. К тому же он был весьма популярен в народе, чем Пизон похвастаться не мог, — по крайней мере, сведений об этом нет, — а вот Сципион Эмилиан в 148 г. как раз благодаря такой популярности и получил консульство вместо эдилитета.
Конечно, такие случаи были исключительными, и в каждом из них исход зависел от многих иных факторов, а не только от прецедентов. В общем-то, судя по итогу, Цезарь на сей раз переоценил свои силы — египетского командования он не получил. Мы не знаем, где именно в его расчеты вкралась ошибка. Может, он преувеличил собственную популярность? Или, напротив, недооценил с.626 силу и интенсивность сопротивления сената? Имеющиеся у нас источники не позволяют ответить на эти вопросы. Но приведенные мной случаи показывают, что в принципе, теоретически, цель Цезаря была достижима: при удачном стечении обстоятельств эдилиций мог получить важную провинцию и войска.
К 65 г. Цезарь уже не раз продемонстрировал свои способности. В 82 г. он, племянник Мария и зять Цинны, ответил отказом, когда Сулла потребовал от него развестись с Корнелией, и выжил49; молодым человеком без какой-либо должности он попал в руки к пиратам и не только выбрался живым, но и успешно боролся с ними, захватил их в плен и казнил; не имея опыта командования, он одержал победу над подчиненным Митридата (Suet. Iul. 4; Plut. Caes. 2)50; за спасение римского гражданина при взятии Митилен получил дубовый венок — одну из самых почетных римских наград (Suet. Iul. 2)51. Замечу, что и у Сципиона Эмилиана, получившего вместо эдилитета консульство, тоже имелась почетная военная награда — стенной венок (Plin. NH. XXII. 6; Vell. I. 12. 4). Конечно, мы не можем надежно установить, каковы были мысли и расчеты Цезаря в 65 г. — об этом знал только он сам. Однако в отличие от него мы можем заглянуть в будущее — и увидим, что в 63 г. Цезарь пошел на куда более рискованную авантюру, у которой почти не было прецедентов52, и добился блестящего успеха. Молодой эдилиций стал верховным понтификом, очень существенно опередив двух своих соперников, имевших куда больше заслуг, чем он: Квинта Лутация Катула — авторитетнейшего с.627 человека в сенате, консуляра, цензория, который входил в коллегию понтификов примерно с 76 г., и Сервилия Исаврика — консуляра, триумфатора, тоже давнего члена коллегии понтификов, имевшего верховного понтифика среди своих предков (Liv. XL. 42. 8). Следует отметить, что ради победы на этих выборах он пошел на такие огромные расходы и наделал столько долгов, что в случае поражения намеревался уйти в изгнание, однако отклонил предложение своего соперника Катула, который предложил ему большую сумму денег за отказ от борьбы. Следовательно, Цезарь не боялся ввязываться в рискованные предприятия с неясным исходом и верил в свои силы (Suet. Iul. 13; Plut. Caes. 7).
В 65 г. Цезарь действительно имел мало шансов добиться для себя египетского командования; сам исход дела это подтверждает, ведь из планов аннексии Египта ничего не вышло. По всей видимости, несмотря на все прецеденты из прошлого и личные заслуги самого Цезаря он такого поручения, по мнению сената, не заслуживал. Но одного этого недостаточно для опровержения прямого свидетельства Светония о том, что Цезарь все же предпринял такую попытку. Исследователи, отвергающие это сообщение, по-видимому, исходят из предпосылки, что Цезарь не мог допустить ошибки. Но почему он не мог попробовать, пусть даже с небольшими шансами на победу? Далеко не все его проекты увенчались успехом, и многое ему не удавалось, но едва ли это повод сомневаться в самих попытках, пусть и неудачных53. Мне представляется, что при наличии прецедентов прошлых лет, поддержке Красса, огромной личной популярности (например, Plut. Caes. 5), а также учитывая пример Пизона, Цезарь вполне мог надеяться получить командование в Египте для себя.
Теперь обратимся к следующему вопросу: если выгоды Цезаря при таком раскладе очевидны, то зачем в это дело ввязался Красс? Думается, что здесь следует дать то же объяснение, которое дается в историографии назначению Пизона в Испанию: это был ход, нацеленный на укрепление собственного положения в приближающемся противостоянии с Помпеем54. Правда, Цезарь в 65 г., в отличие от Пизона, врагом Помпею не был. И поскольку в рамках своей версии я полагаю, что Крассу назначение Цезаря было выгодно, то должна ответить на закономерный вопрос: а мог ли Красс в 65 г. доверять Цезарю настолько же, насколько и Пизону? Разумеется, точного ответа мы не узнаем, но мне представляется, что хотя в 65 г. Цезарь не был врагом Помпея, но не был и его другом. Он поддерживал законы Габиния и Манилия, но нет никаких свидетельств, что Помпей его чем-то отблагодарил или вообще заметил55. С другой стороны, в 65 г. Красс и Цезарь в вопросе о транспаданцах отстаивали одну и ту же позицию (Suet. Iul. 8)56. А уже в 64 г. имеется прямое свидетельство Аскония об их сотрудничестве в связи с консульскими выборами (Tog. Cand. 83 С)57. с.628 Красс вполне мог рассчитывать, что Цезарь, получив с его помощью командование в Египте, останется на его стороне и окажет ему помощь при переговорах с Помпеем. К сожалению, рассмотреть в рамках одной статьи следующие по времени эпизоды взаимоотношений Цезаря с Крассом (в частности, законопроект Сервилия Рулла, заговор Катилины и поручительство Красса за долги Цезаря) не представляется возможным. Однако могу лишь кратко отметить, что мне более убедительными представляются аргументы сторонников мнения, что Красс и Цезарь во второй половине
Важно рассмотреть еще одну проблему: датировку инициативы об аннексии Египта. На этом вопросе остановился Хрусталев, который датирует это предложение концом весны или, самое позднее, летом 65 г.60 Его аргументы вкратце сводятся к следующему:
а) поскольку и Плутарх (Crass. 13. 1—
б) так как Светоний пишет, что Цезарь обратился к трибунам после того, как завоевал популярность у плебса при помощи зрелищ, а из Диона Кассия известно (XXXVII. 8), что он проводил Мегалесийские (апрель61), Римские (сентябрь62) и гладиаторские игры в честь отца (которые могли быть в любое время года), то самая ранняя датировка инициативы с аннексией Египта — после Мегалесийских игр.
Однако эта реконструкция небесспорна. Начну с того, что Плутарх и Дион Кассий называют разные причины конфликта Красса и Катула. И неясно, какой именно вопрос был поднят первым и послужил началом их разногласий. Далее, пересмотр списка сената и смотр всадников происходили после ценза63, а его длительность в течение года жестко не регламентировалась, и вопрос о транспаданцах должен был возникнуть именно в ходе ценза. В распоряжении с.629 Красса и Катула имелось полтора года, и если они постоянно мешали друг другу, конфликтуя в процессе работы, то ценз вполне мог затянуться и до конца 65 г., а то и до начала 64 г. Действительно, у нас имеется свидетельство о том, что Катул и Красс еще находились в должности после 5 декабря 65 г.: Плутарх рассказывает о конфликте квестора Катона с цензором Квинтом Лутацием Катулом, когда тот вступился за писца, которого Катон привлек к суду за легкомысленное отношение к своим обязанностям (Cato Min. 16; Mor. 808E; 528C). Квестура Катона должна датироваться 64 г., поскольку это согласуется с датой его рождения (95 г., см. Plut. Cat. Min. 73; Liv. Per. 114) и законным возрастом для занятия должностей в послесулланское время (кандидату на должность квестора на момент соискания должно было исполниться 30 лет)64.
Во-первых, почему для Красса вдруг так обесценилась цензура? Единственный возможный ответ: он понял, что Катул не даст ему ничего добиться. В таком случае Красс должен был выдвинуть египетский проект уже после противостояния с коллегой, связанного с транспаданским вопросом. И если этот конфликт так обескуражил Красса, что обесценил для него саму цензуру, то почему же Марк Лициний совершает ту же ошибку и снова не учитывает в своих планах противодействия Катула? Если он считал коллегу по цензуре столь опасным и неодолимым противником, то как же решился выдвинуть проект аннексии богатого и могущественного царства и создания чрезвычайного командования? Ведь на примере законопроектов Габиния и Манилия он уже мог убедиться, какое решительное сопротивление подобные назначения встречают у оптиматов и лично у Катула (Plut. Pomp. 25, 30; Cic. Leg. Man. 51, 59—
Во-вторых, почему вместо того, чтобы спокойно дождаться окончания своей цензуры, Красс решился бы на такой уязвимый для критики шаг, как досрочный отказ от полномочий? Если бы он выразил готовность сложить с себя цензуру ради египетского командования, то противники его инициативы представили бы его намерения в весьма невыгодном свете: римский народ оказал Крассу доверие, облек его самыми почетными цензорскими полномочиями, а тот, не завершив ни единой задачи из тех, ради которых его избрали, бросает все свои обязанности ради того, чтобы прибрать к рукам Египет с его богатством. Это лишь усложнило бы Крассу и без того нелегкую задачу. Зачем он стал бы действовать подобным образом?
Но все эти препятствия можно устранить, если допустить, что командования добивался Цезарь. Как я уже писала выше, Светоний тоже не дает ясной датировки, но располагает рассказ о египетском деле после сообщения о деятельности Цезаря в должности эдила и до его председательства в суде по уголовным делам. Если предположить, что дело происходило в конце 65 г., то все складывается: Цезарь, добившись популярности при помощи игр в год своего эдилитета, в конце года с помощью новых трибунов, которые вступали в должность 10 декабря67 (например: Liv. XXXIX. 52. 4) пытается добиться командования в Египте для себя68. И в этом случае их с Крассом действия вполне логичны: к моменту принятия закона Цезарь уже освободился бы от курульного с.630 эдилитета и смог бы сразу же принять командование, тогда как Красс был бы занят еще шесть месяцев69.
В пользу моей концепции можно привести и еще одно свидетельство источника, которое отмечает и Коломбини70. Рассказ Светония косвенно подтверждает Плутарх, который как раз в пассаже, касающемся мероприятий Цезаря во время эдилитета, пишет: «Но и народ, со своей стороны, стал настолько расположен к нему (Цезарю. —
Коломбини приводит еще одно соображение в пользу того, что Цезарь в 65 г. добивался командования для себя. Светоний сообщает: «Цицерон в некоем письме к Аксию пишет, что Цезарь в консульство укрепил власть (regnum), о которой помышлял эдилом»73. Слово regnum здесь перевести довольно сложно. Коломбини исходит из того, что оно означает «царство», т. е. Египет, царя которого Цезарь в свое консульство утвердил на престоле. Этот пассаж исследователь использует как подтверждение того, что и в 65 г. Цезарь желал заполучить Египет, а это письмо Цицерона к Аксию и послужило источником для
Представляется, что более убедительное истолкование этому пассажу дал У. Аллен. Он показал, что в эпоху Цезаря и Цицерона слово regnum не всегда означало конкретное царство или «царскую власть» и часто использовалось для описания слишком большой власти какого-то лица в рамках Республики (этим словом описывается диктатура Суллы, первый триумвират, так Цицерон говорит даже о Клодии: Mil. 43), а потому не следует расценивать свидетельство Цицерона как утверждение, будто Цезарь с юных лет стремился стать царем75. Аллен полагает, что Марк Туллий здесь имеет в виду чрезмерно «популярские» мероприятия Цезаря во время его эдилитета и консульства, которые принесли ему слишком большое влияние, опасное для государства. Но во многих свидетельствах, которые исследователь приводит в качестве примера, речь идет не просто о влиянии, а о некоем формальном положении, о должности: например, с.633 о диктатуре Суллы (Cic. Att. VIII. 11. 2), о претуре, на которую претендовал Клодий (Mil. 43, cf. 24—
Учитывая все вышеизложенное, мне представляется, что дело обстояло следующим образом: трибунский законопроект аннексии Египта был поддержан совместно Цезарем и Крассом и, вероятно, датируется концом 65 г,. а значит был внесен трибунами не 65, а 64 г. При этом Красс как более влиятельный человек должен был поддержать законопроект своим авторитетом в сенате, а командование в Египте должен был принять Цезарь. То есть главные выгоды должен был получить не Красс, как считает сейчас большинство, а именно Цезарь: ему достались бы империй, войско, а в случае успешной кампании — богатства Египта, которые позволили бы ему отчасти компенсировать огромные траты в год эдилитета. Красс же за свою помощь получил бы то же, что и в случае с назначением Пизона — лояльного человека во главе войска, укрепление своего политического положения вообще и на переговорах с Помпеем, в частности, а также доступ к египетскому богатству. Именно эта версия лучше всего согласуется с политической обстановкой того времени, с методами Красса, с хронологией событий, и, самое главное, с источниками, где нет и намека, что Марк Лициний намеревался встать во главе армии, которую отправили бы аннексировать Египет, зато имеются прямые сведения о подобных намерениях Цезаря.
Литература / References
Adcock,
Afzelius, A. 1940: Das Ackerverteilungsgesetz des P. Servilius Rullus. Classica et Mediaevalia III, 214—
Allen, W. 1953: Caesar’s regnum (Suet. Iul. 9. 2). Transactions and Proceedings of the American Philological Association 84, 227—
Badian, E. 1967: The Testament of Ptolemy Alexander. Rheinisches Museum für Philologie 110, 178—
Balsdon,
Balsdon,
Bellemore, J. 1996: The quaestorship of Cato and the tribunate of Memmius. Historia 45, 504—
Bennet, Ch. 2016: Ptolemy XII URL: http://www.tyndalehouse.com/egypt/ptolemies/ptolemy_xii.htm#Auletes (дата обращения: 20.09.2016).
Billows, R. 2009: Julius Caesar. The Colossus of Rome. London — New York.
Bloedow, E. 1963: Beiträge zur Geschichte des Ptolemaios XII. Diss. Würzburg.
Braund, D. 1983: Royal wills and Rome. Papers of the British School at Rome 51, 16—
Broughton,
Broughton,
Brunt, P. 1971: Italian Manpower 225
Butler,
Chrustaljow,
с.634 Colombini, S. 1991: Roma, Cesare e l’Egitto nel 65 a. C. Rendiconti dett’Istituto Lombardo. Accademia di scienze e lettere. Classe di lettere e scienze morali e storiche 125, 140—
Cornell, T., Bispham, E. 2013: The Fragments of the Roman Historians: Introduction. Vol. 1. Oxford.
Crawford,
Drummond, A. 1999: Tribunes and tribunician programmes in 63 BC. Athenaeum 87, 121—
Fehrle, R. 1983: Cato Uticensis. Darmstadt.
Fontanella, F. 2005: La I orazione De lege agraria: Cicerone e il senato di fronte alla riforma di P. Servilio Rullo (63 a. C.). Athenaeum 93, 149—
Gascou, J. 1984: Suétone historien. Rome.
Gelzer, M. 1968: Caesar. Politician and Statesman. Transl. by P. Needham. Cambridge (Mass.).
Gesche, H. 1976: Caesar. Darmstadt.
Greenidge, A. 1901: Legal Procedure of Cicero’s Time. Oxford.
Gruen, E. 1974: The Last Generation of the Roman Republic. London.
Gruen, E. 2009: Caesar as a politician. In: M. Griffin (ed.), A Companion to Julius Caesar. Chichester, 23—
Günther,
Hardy,
Havas, F. 1977: Rome and Egypt in the 60s
Hofmann-Löbl, I. 1996: Die Calpurnii: politisches Wirken und familiäre Kontinuität. Frankfurt am Main.
Hölbl, G. 2001: A History of the Ptolemaic Empire. Transl. from German by T. Savadra. London—
Huß, W. 2001: Ägypten in hellenistischer Zeit, 332—
Jashemsky,
Khrustalyov,
Хрусталев,
Khrustalyov,
Хрусталев,
Lintott, A. 1968: Violence in Republican Rome. Oxford.
Lintott, A. 1999: The Constitution of the Roman Republic. New York.
Lyubimova, O. 2013: [The conflict of Crassus and Pompey in 70 BC: its background and causes]. Studia historica 13, 136—
Любимова,
Lyubimova, O. 2015: [The “First Catilinarian conspiracy” and Marcus Licinius Crassus]. Antichnyy mir i arkheologiya [Ancient World and Archaeology] 17, 151—
Любимова,
Lyubimova, O. 2017: [Marcus Licinius Crassus and the Transpadani: nimium parcus in largienda civitate?]. Vestnik Drevney Istorii [Journal of Ancient History] 1, 66—
Любимова,
Lyubimova, O., Tariverdieva, S. 2015: [Caesar’s conflict with Sulla: thriller, propaganda or reality?]. Studia historica 14, 66—
Любимова,
Marshall,
Maxfield,
Melior, R. 1999: The Roman Historians. London — New York.
Mitchell, Th. 1979: Cicero, the Ascending Years. New Haven.
Münzer, F. 1999: Roman Aristocratic Parties and Families. Transl. from German by Th. Ridley. Baltimore.
Olshausen, E. 1963: Rom und Ägypten von 116 bis 51 v. Chr. Diss. Erlangen.
Osgood, J. 2010: Caesar and the pirates. Greece and Rome 57, 319—
Pelling, Ch. 2011: Plutarch Caesar. Oxford.
с.635 Pelling, Ch. 2015: The first biographers: Plutarch and Suetonius. In: M. Griffin (ed.), A Companion to Julius Caesar. Chichester, 252—
Rawson, B. 1991: History, historiography, and Cicero’s expositio consiliorum suorum. In: B. Rawson, Roman Culture and Society. Collected Papers. Oxford — Cambridge (MA), 408—
Scullard,
Shatzman, I. 1971: The Egyptian question in Roman politics (59—
Sherwin-White,
Siani-Davies, M. 1997: Ptolemy XII Auletes and the Romans. Historia 46, 306—
Stockton, D. 1971: Cicero: A Political Biography. Oxford.
Strasburger, H. 1938: Caesars Eintritt in die Geschichte. München.
Sullivan,
Sumner,
Sumner,
Sumner,
Sumner,
Suolahti, J. 1963: The Roman Censors: A Study on Social Structure. Helsinki.
Syme, R. 1964: Sallust. Berkeley — Los Angeles.
Taylor,
Taylor,
Vanderbroek,
Vervaet, F. 2009: Pompeius’ career from 79 to 70 BCE: constitutional, political and historical considerations. Klio 91, 406—
Wallace-Hadrill, A. 1983: Suetonius: the Scholar and His Caesars. London.
Ward,
Ward,
ПРИМЕЧАНИЯ