Ливия Друзилла
Пер. с нем. О. В. Любимовой.
кол. 900 37) Ливия Друзилла [Prosopographia imperii Romani Saec. I. II. III. Berolini, 1897. Vol. 2. P. 291 № 210].
Имена и происхождение
Ливия Друзилла, обычно называемая Ливией; имя Друзилла почти всегда связано с именем Ливия; лишь в исключительных случаях (Suet. Aug. 69; Nep. Att. 19) ее называют просто Друзиллой (Plin. NH. XV. 137; Suet. Aug. 62; Tib. 4; Cass. Dio XLVIII. 15; CIL. VI. 13179; Miller E. Inscriptions grecques découvertes a Thasos // Revue Archéologique. N. S. T. 37. 1879. P. 282 f. (надпись с Тасоса); Mionnet T.E. Description de medailles antiques, Grecques et Romaines. Supplément. T. 1. Paris, 1819. P. 43 № 239). После бракосочетания с Октавианом она больше не использовала официально когномен Друзилла (CIL. VI. 13179 adn.; VI. 4616. 6; VI. 883 и др.). После ее удочерения в род Юлиев по завещанию Августа ее официальным именем стало Юлия Августа (напр., CIL. II. 2038), однако ее часто называли и Ливия Августа (Suet. Cal. 23; Galb. 5; Otho 1) или просто Августа (Suet. Claud. 3; Tac. passim.; CIL. кол. 901 IX. 3661; XI. 3303), или просто Юлия (Mionnet T.E. Op. cit. T. 5. P. 553 № 204—
Отцом Ливии был Марк Ливий Друз Клавдиан, прямой потомок знаменитого цензора Аппия Клавдия Пульхра, через усыновление вошедший в род Ливиев (Vell. II. 75 и 94; Suet. Tib. 3; Tac. Ann. VI. 51; Cass. Dio XLVIII. 44; CIL. IX. 3660 = ILS. 124; 255-263 Fabricius E. Alterthümer auf der Insel Samos // MDAIA. Bd. 9. 1884. S. 257 (надпись с Самоса); Borghesi B. Oeuvres completes. Bd. 5. Paris, 1869. P. 314—
Жизнь до брака с Августом
Ливия родилась 30 января 58 г. до н. э. (Henzen G. Acta Fratrum Arvalium quae supersunt. Berolini, 1874. № XXIV; XLIII; год рождения можно установить только по году смерти и возрасту, названному в Cass. Dio LVIII. 2; о мнимом расхождении возраста, указанного в Plin. NH. XIV. 60 и Cass. Dio loc. cit. ср. Gardthausen V. Augustus und seine Zeit. Bd. 2.2. Leipzig, 1891. S. 633. Anm. 9). Детство Ливии окутано мраком. Едва она повзрослела, ее выдали замуж, вероятно, в 43 г. до н. э., за племянника её отца, Тиберия Клавдия Нерона (Münzer F. Claudius (254) // RE. Bd. 3.2. 1899. Sp. 2777; CIL. VI. 15567; IX. 3662 = ILS. 125a), и 16 ноября 42 г. до н. э. в Риме, где у Тиберия Клавдия Нерона был дом на Палатине, она родила сына, который получил то же имя, что и отец, и впоследствии стал императором Тиберием (ILS. 108 ; Suet. Tib. 5; 14; Willrich H. Livia. Leipzig; Berlin, 1911. S. 75; Gelzer M. Iulius (154) // RE. Bd. 10. 1. 1918. Sp. 478). Эти события произошли в тревожные времена после убийства Цезаря. Отец и супруг Ливии не остались в стороне от столкновений этой эпохи. Оба сперва встали на сторону убийц Цезаря, а отец Ливии покончил с собой после битвы при Филиппах (Vell. II. 71; Cass. Dio XLVIII. 44). Напротив, супруг Ливии, получивший при Цезаре влияние и почетные должности (Suet. Tib. 4; CIL. XII. p. 83), вскоре примкнул к триумвирам (Suet. loc. cit.), чтобы в борьбе между тремя властителями сражаться на стороне противников Октавиана. Даже после поражения Антония он хотел продолжать борьбу самостоятельно, однако вынужден был отступить перед наступающим Октавианом. Он вызвал к себе жену Ливию с маленьким Тиберием и вместе с семьей отправился к Сексту Помпею на Сицилию (Tac. Ann. V. 1; VI. 51; Cass. Dio XLVIII. 15). В рассказе античных авторов об этих событиях важную роль играют трудности бегства кол. 902 и опасность, которой маленький Тиберий подвергал беглецов своим криком (Vell. II. 75; Suet. Tib. 6). Но и на Сицилии беженцы не нашли покоя, так как Тиберий Клавдий Нерон был оскорблён поведением Секста Помпея (Suet. Tib. 4). Поэтому он решил отправиться в Грецию и разыскать Марка Антония. Сначала беглецы некоторое время отдыхали в Спарте (Suet. Tib. 6). За гостеприимство, предоставленное тогда Ливии, Август позднее выразил особую благодарность этому городу во время одной из своих поездок на Восток (Cass. Dio LIV. 7; см. ниже). Бегство через Грецию тоже не обошлось без опасных происшествий. На пустынной тропе среди ночи беглецов застал врасплох лесной пожар, в котором загорелись одежда и волосы Ливии, так что она лишь с трудом спаслась (Suet. Tib. 6). Но вскоре после их прибытия к Антонию политическое положение резко переменилось, и это имело решающее значение для судьбы Ливии.
Ливия и Август
Октавиан и Антоний заключили соглашение, и в свите Антония в Рим вернулся и Тиберий Клавдий Нерон с супругой и маленьким сыном (Vell. II. 77; Tac. Ann. V. 1; Suet. Tib. 4; Drumann W. Geschichte Roms in seinem Übergange von der republikanischen zur monarchischen Verfassung oder Pompeius, Caesar, Cicero und ihre Zeitgenossen. Königsberg, 1834. S. 431, Α. 17). Здесь Октавиан познакомился с молодой красавицей (об изображениях см. ниже) и воспылал к ней неистовой страстью. Его любовь, кажется, не осталась безответной (Suet. Aug. 62; Cass. Dio XLVIII. 34), так как поспешность разводов Октавиана со Скрибонией и Ливии с ее супругом свидетельствует против мнения Ферреро о том, что решающее значение для обеих сторон имели лишь политические соображения (Ferrero G. Die Frauen der Caesaren / Übers. von E. Kapff. Aufl. 2. Stuttgart, 1914; ср. также Tac. Ann. V. 1). Через несколько месяцев Ливия должна была родить второго ребенка (Suet. Tib. 4), и Октавиан счел нужным проконсультироваться у понтификов, не является ли это препятствием для немедленного брака (Tac. Ann. V. 1; Cass. Dio XLVIII. 44). Для этого исключительного случая понтифики изобрели чрезвычайно остроумный ответ (Cass. Dio loc. cit.), так что свадьба состоялась, вероятно, в начале 38 г. до н. э. Покинутый супруг Ливии на свадьбе согласился выступить в роли отца невесты (Suet. Tib. 4; Cass. Dio XLVIII. 44). Вполне естественно, что странная спешка с разводом и новым браком шокировала общество и породила немало шуток и серьезного негодования (Suet. Aug. 69; Cal. 25; Cass. Dio XLVIII. 44), тем более, что и позднее критики закона Августа о браке не прошли мимо этих событий. Через три месяца после свадьбы на свет появился второй сын Ливии, Нерон Клавдий Друз (Gärtner H. Claudius (139) // RE. Bd. 3.2. 1899. Sp. 2703). День рождения Друза точно не известен, он выпадает на период с конца марта до начала июля 38 г. до н. э. (Gardthausen V. Op. cit. Bd. 2.2. кол. 903 S. 634. Anm. 14; Gärtner H. Op. cit. Sp. 2706). Римские зубоскалы осмеяли и это событие, и скоро появился насмешливый стих: τοῖς εὐτυχοῦσι καὶ τρίμηνα παιδία[1] (Comicorum Atticorum Fragmenta / Ed. T. Kock. Bd. 3. Lipsiae, 1888. S. 449 № 213; Suet. Claud. 1; Cass. Dio XLVIII. 44). Однако вопрос о том, не был ли Друз внебрачным сыном Августа, которого Ливия зачала в прелюбодеянии, обсуждался и всерьез (Suet. Claud. 1). Вероятно, именно поэтому Август зафиксировал истинное положение дел в своей автобиографии (Cass. Dio XLVIII. 44). Он сразу отправил новорожденного мальчика отцу, в доме которого тот оставался вместе с братом Тиберием до 33 г. до н. э., когда Тиберий Клавдий Нерон скончался (Suet. Tib. 6; Cass. Dio loc. cit.). Затем оба мальчика вернулись к матери, в дом Октавиана, которого их отец назначил опекуном (Cass. Dio loc. cit.). Брак Октавиана и Ливии остался бездетным, хотя Август очень хотел иметь наследника мужского пола, чтобы укрепить и продолжить династию. Единственный их общий ребенок родился мертвым раньше срока (Suet. Aug. 63; Plin. NH. VII. 57).
Несмотря на такую поспешность, брак Августа и Ливии не оказался опрометчивым. Благодаря своим умственным способностям и душевным качествам Ливия идеально подходила для того, чтобы находиться рядом с Августом, быть его незаменимой помощницей и советницей и не только безупречно исполнять обязанности хозяйки дома и матери, но и в полной мере занять место императрицы, первой женщины в империи и в сущности основать его (Suet. Aug. 62: Liviam Drusillam… abduxit dilexitque et probavit unice ac perseveranter[2]). Даже бегло взглянув на достоверные изображения Ливии (см. ниже), можно увидеть, что она не только была очень красива, но и обладала силой воли и энергией и не позволяла чувствам легко брать верх над разумом. Это впечатление подтверждается описанием ее характера у античных авторов. Она способна была, не умаляя своего достоинства, великодушно закрывать глаза на эпизодические измены мужа (Suet. Aug. 69; Tac. Ann. V. 1: «снисходительная супруга» (uxor facilis); Cass. Dio LIV. 19; LVI. 43). Нелепо приукрашенный рассказ Диона Кассия (LIV. 19) о состязании в красоте между Ливией и Теренцией, супругой Мецената и любовницей Августа, во время поездки в Галлию в 16 г. до н. э. (Gardthausen V. Op. cit. Bd. 1.2. S. 776 ff.), и еще более бессмысленный слух о том, что Ливия сама поощряла супруга к разврату (Suet. Aug. 71), не следует принимать на веру (вдвойне сомнительна интерпретация картины с Гермесом, Аргусом и Ио, найденной в доме Ливии, в контексте подобного поведения Ливии (Gardthausen V. Op. cit. Bd. 1.2. S. 1026), тем более, что Ливия переехала в дом, где была найдена рассматриваемая картина, лишь после смерти Августа [Willrich H. Op. cit. S. 76]). Сама Ливия не позволяла себе того же, что и ее муж, кол. 904 но тщательно оберегала свою репутацию (Sen. Dial. VI. 4. 3: opinionis suae custos diligentissima[3]; Tac. Ann. V. 1: sanctitate domus priscum ad morem[4]; Val. Max. VI. 1. 1).
Хотя круг обязанностей Ливии был значительно шире, чем у традиционной хозяйки римского дома, она особенно гордилась тем, что достойно руководила большим домом и подавала другим пример своим образом жизни и хозяйственностью (Tac. Ann. V. 1). Август носил лишь ту одежду, которая была изготовлена рабынями в его доме под надзором его супруги (Suet. Aug. 73). Ее скромный образ жизни, нелюбовь к роскошным яствам и одеяниям (Plin. NH. XIV. 60; XIX. 92; Cass. Dio LIV. 16) способствовали борьбе Августа с порчей нравов в столице; её образ жизни поддерживал также законодательсто императора о морали и браке, на которое Ферреро (Ferrero G. Op. cit. S. 48) приписывает ей значительное влияние; при этом она предоставляла приданое девушкам из обедневших семей и обеспечивала образование многих детей из сенаторского сословия (Cass. Dio LVIII. 2). Вероятно, в связи с этим в Египте ее почитали как покровительницу брака (Blumental F. Der ägyptische Kaiserkult // Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete. Bd. 5. 1913. S. 341). Однако не только в этой сфере, представлявшей для женщин особый интерес, Август мог рассчитывать на советы и деятельную помощь Ливии. Он часто обсуждал с ней важные дела (Sen. Dial. VI. 4. 3: cui non tantum quae in publicum emittuntur nota, sed omnes animorum vestrorum motus[5]) и придавал значение ее мнению, о чём свидетельствует тот факт, что он составлял план таких бесед, чтобы собрать самые важные пункты и иметь возможность серьезно обсудить их, а также, вероятно, чтобы записать мнение жены по каждому пункту и позднее еще раз спокойно его обдумать (Suet. Aug. 84). Представляется недопустимым на основании этой привычки, проявлявшейся в беседах не только с Ливией, делать вывод, что Август таким образом выражал недоверие к Ливии (Gardthausen V. Op. cit. Bd. 1.2. S. 1024). Из слов Tac. Ann. V. 1: cum artibus mariti bene composita[6] следует, что она относилась с полным пониманием к политическим мероприятиям Августа. Видимо, она пользовалась своим влиянием на супруга, чтобы смягчать наиболее строгие его меры, насколько это допускали справедливые политические интересы, как в случае заговора Корнелия Цинны в 4 г. до н. э. (Cass. Dio LV. 22; LVIII. 2; Sen. Clem. I. 9. 6). Однако было бы неверно сделать из этих сообщений вывод, что влияние императрицы на Августа было всесильным. О том, что Август умел отстаивать свое мнение перед супругой, свидетельствует случай, когда она попросила Августа предоставить гражданство галлу, своему протеже, но тот лишь освободил его от налогов (Suet Aug. 40).
Со временем Август так привык прислушиваться к советам Ливии во всех важных делах, кол. 905 что ей приходилось сопровождать его почти во всех поездках, даже если он годами не возвращался в Рим (Sen. Dial. VI. 4. 3; Tac. Ann. III. 34). Едва ли обоснованно из пассажа Плутарха (Ant. 83) делать вывод, что Ливия сопровождала Октавиана и в Египте после победы над Антонием (Aschbach J. Livia, Gemahlin des Kaiser Augustus. Wien, 1864. S. 11). Из него следует лишь то, что Клеопатра тоже ожидала, что Ливия может оказать на Августа благоприятное для нее влияние. С уверенностью можно утверждать, что Ливия участвовала во второй поездке Августа на Восток в 22 г. до н. э., когда для нее на борт даже взяли молочную козу (Krinagoras c. 26 Rub.; Cichorius C. Rom und Mytilene. Leipzig, 1888. S. 58; Gardthausen V. Op. cit. Bd. 1.2. S. 810). Если бы Ливия не сопровождала императора, он вряд ли счел бы нужным посетить Спарту, которая теперь была вознаграждена за помощь и гостеприимство, оказанные Ливии во время её бегства (Cass. Dio LIV. 7). Однако в Афины император не заехал, и не исключено, что именно тогда афиняне решили оказать божественные почести Ливии и дочери императора Юлии, чтобы вернуть его утраченное расположение, (IG. III. 316; Wolters P. Inschrift aus dem Dionysostheater // MDAIA. Bd. 14. 1889. S. 321; Judeich W. Topographie von Athen. München, 1905. S. 94, 221 Anm. 16). Культ новых богинь был связан с культом Гестии на Акрополе (Willrich H. Op. cit. P. 64). Вероятно, во время этой поездки Ливия пожертвовала Дельфийскому храму золотое яйцо (Plut. De Εἰ apud Delphes. 3). Когда императорская чета посетила Сирию, туда явилась Саломея, сестра Ирода, чтобы вместе с братом приветствовать их, и этого краткого знакомства оказалось достаточно, чтобы завязать дружбу, имевшую для обеих женщин важное значение (см. ниже, с.914).
О том, что Ливия сопровождала Августа и в его поездке в Галлию в 16 г. до н. э., уже упоминалось (см. выше, с.904). За исключением путешествия императорской четы в Тицин за телом Друза и последней поездки императора в Кампанию (см. ниже), слова Тацита (Ann. III. 34): quotiens divum Augustum in Occidentem atque Orientem meavisse comite Livia[7] нельзя связать с конкретными свидетельствами, хотя таких случаев, наверное, было гораздо больше.
Во всяком случае, мы видим, что Ливия ни в коем случае не ограничивалась узким кругом домашних обязанностей римской матроны, но занимала особое положение как супруга первого лица империи, а также играла важную роль в общественной жизни.
Это особое положение Ливии было узаконено вскоре после ее вступления в брак с Октавианом. Уже в 35 г. до н. э. Ливия и Октавия, сестра Октавиана и супруга Антония, получили право самостоятельно управлять имуществом. Им также была предоставлена sacrosanctitas, неприкосновенность плебейских трибунов. Кроме того, уже тогда было разрешено воздвигать статуи обеих женщин (Cass. Dio XLIX. 38; LVIII. 2; Willrich H. Op. cit. S. 54). Право самостоятельно кол. 906 распоряжаться собственностью для Ливии было вовсе не пустой формальностью, так как, вероятно, уже тогда у нее было собственное имущество и постепенно она получала все больше за счет дарений, наследств и т. д., так что ей понадобилась целая армия служащих, вольноотпущенников и рабов. Уже вскоре после брака с Октавианом она владела знаменитой Куриной виллой (ad Gallinas) в Примапорте, лавровая роща которой приобрела особое значение для рода Юлиев (Cass. Dio LVIII. 52; Plin. NH. XV. 137ff.; Suet. Galb. 1; Serv. Aen. VI. 230). Найденная здесь прекрасная статуя Августа из Примапорты, вероятно, была создана по заказу и за счет Ливии; по мнению Студнички (Studniczka P. Zur Augustusstatue der Livia // MDAIR. Bd. 25. 1910. S. 28ff.) это произошло в 18 г. до н. э. Как указывает название, еще при жизни Августа императрица владела в Галлии рудником, где добывали особый сорт меди, aes Livianum (Plin. NH. XXXIV. 3; Hirschfeld O. Die kaiserlichen Verwaltungsbeamten bis auf Diocletian / 2 Aufl. Berlin, 1905. S. 158). Также при жизни супруга она распорядилась за свой счет восстановить разрушенный храм Женской Фортуны на Латинской дороге (CIL. VI. 883; Val. Max. I. 8. 4). Ливия также взяла на себя часть расходов на устройство Пятилетних игр, которые в 10 г. до н. э. учредил Ирод по случаю освящения нового портового города Кесарии. Кроме того, императорская чета отправила дружественному правителю богатые посвятительные дары для нового храма в Иерусалиме (Ios. Flav. AI. XVI. 5. 1; BI. V. 13. 6). На Капитолии Ливия посвятила огромный кристалл весом 150 фунтов (Plin. NH. XXXVII. 27).
Для своих рабов и вольноотпущенников Ливия построила особую гробницу, колумбарий (CIL. VI. p. 878 ff.), и титулы погребенных здесь слуг императрицы, упомянутые в надписях, показывают, что еще при жизни ее мужа управление ее имуществом и ведение ее хозяйства требовали очень специфической иерархической системы должностей (CIL. VI. 3965—
Ливия выходила из дома и появлялась в обществе не только во время поездок императорской четы. В Риме она тоже должна была исполнять представительские обязанности, и ее достойное поведение на публике служило образцом, который Август рекомендовал своей дочери Юлии для подражания (Cass. Dio XLIV. 16; Macrob. Sat. II. 5). Вместе с супругом она была удостоена чести пировать в храме Согласия (Cass. Dio XLIX. 18). Посланники, привозившие в Рим прошения для подачи императору, заручались также заступничеством императрицы. Другие возвращались к ней, чтобы поблагодарить за милость (IG. XII. 2. 60 l. 28—
На Тасосе ее почитали как «богиню-благодетельницу» (θεὰ εὐεργέτις) (Miller E. Op. cit. P. 283, ср. IG. XII. 8 [1909] № 381 A, B, 19—
Хотя, как мы видели, Ливия играла значительную роль в общественной жизни, исполняя представительские обязанности и будучи постоянной спутницей, советницей и помощницей своего супруга, однако, как мы видели, ее жизнь была теснейшим образом связана с судьбами отдельных членов семьи кол. 908 и именно в семейных делах Август, вероятно, более всего полагался на советы супруги. Поэтому большинство авторов рассматривают семейную политику как главную область деятельности императрицы.
После смерти отца оба сына Ливии, Тиберий и Друз, росли в доме Августа вместе с Юлией, дочерью Августа от брака со Скрибонией, которая была на несколько месяцев старше младшего сына Ливии. Когда в 27 г. до н. э. Тиберий надел мужскую тогу (Gelzer M. Op. cit. Sp. 479), он устроил за счет матери и отчима великолепные погребальные игры в честь умерших деда и отца (Suet. Tib. 7: cuncta magnifice, impensa matris oc vitrici). Вильрих справедливо подчеркивает, что брак Тиберия с Юлией как решение вопроса о наследнике напрашивался с самого начала, но тогдашняя политическая обстановка и особенно уважение к Агриппе, другу и соратнику императора, исключили это простейшее решение. Еще когда Тиберий жил в доме своего отца Нерона, рука Юлии была обещана сыну Антония (Suet. Aug. 63), а вскоре после смерти своего родного отца, уже в доме отчима, Тиберий обручился с Випсанией, дочерью Агриппы (Nep. Att. 19) в 33/32 гг. до н. э. (Willrich H. Op. cit. S. 18, Anm. 2). После разрыва между триумвирами помолвка между дочерью Октавиана и сыном Антония тоже распалась, однако не только уважение к Агриппе побудило Октавиана сохранить помолвку Тиберия и Випсании и выдать свою дочь Юлию за сына своей сестры Октавии, молодого Марцелла, но и желание выбрать себе наследника и преемника из числа ближайших кровных родственников (Suet. Aug. 63). Но уже в 23 г. до н. э. молодой супруг Юлии скончался после непродолжительной болезни. В рассказе Диона Кассия (LIII. 33) об этих событиях сразу же упоминается слух, что к смерти Марцелла была причастна Ливия, хотя сам историк признает, что не верит этому слуху и что в том году многие умерли от этой болезни. Даже замечание Сенеки о ненависти Октавии к Ливии (Dial. VI. 2. 5) не означает, что он считал Ливию виновной в смерти Марцелла. Нельзя отрицать, что Ливия была амбициозна, хладнокровна и вынашивала для своих сыновей честолюбивые планы. Но эти качества еще не ставят на ней клеймо преступницы, и именно в силу своей политической проницательности и понимания тогдашней обстановки она должна была осознавать, что смерть Марцелла лишь расчистит дорогу Агриппе. Август нуждался в Агриппе, который и так негодовал из-за оказанного Марцеллу предпочтения, и теперь не решился бы вдвойне оскорбить его: одновременно отобрать жениха у его дочери и кол. 909 предпочесть ему, испытанному полководцу, молодого и почти неопытного человека, который не мог, подобно Марцеллу, сослаться на привилегию кровного родства с императором. Нет никаких свидетельств, что уже тогда Август и Ливия хотя бы рассматривали союз Тиберия и Юлии. В столь критическом положении у Августа оставалось только одно решение: снова заручиться помощью и сотрудничеством Агриппы в тогдашних трудных условиях, выдав за него Юлию (в 21 г. до н. э., Cass. Dio LIV. 6; Gardthausen V. Op. cit. Bd. 1.2. S. 809; Bd. 1.23. S. 1099), и Ливия не могла этого не понимать. После того, как это дело было благополучно улажено, императорская чета оставила Запад на попечение Агриппы и получила возможность отправиться в вышеупомянутую поездку на Восток. Через несколько лет оба сына Ливии тоже вступили в брак. Тиберий стал мужем Випсании, обрученной с ним с годовалого возраста, а Друз женился на Антонии, младшей дочери Октавии и племяннице Августа (Suet. Tib. 7). Ливия с радостью участвовала в счастливой семейной жизни обоих сыновей (Suet. loc. cit.; Val. Max. IV. 33; Ios. Flav. AI. XVIII. § 180) и с гордостью смотрела на их военные подвиги в сражениях с племенами Реции и Норика (Cass. Dio XLIV. 22). Не такую радость императорской чете принес брак дочери (падчерицы) Юлии, хотя она родила своему мужу пять детей, и император намеренно игнорировал сведения, что его дочь открыто ведет недостойный образ жизни (Gardthausen V. Op. cit. Bd.1.3. S. 1099). Неожиданная смерть Агриппы в 12 г. до н. э. внезапно вновь запутала найденное в 21 г. до н. э. решение личного вопроса. Выбор наследника оставался без изменений, так как Август усыновил обоих старших внуков еще при жизни Агриппы (Suet. Aug. 64). Но эти дети не могли сразу занять место их отца в империи, поэтому Августу пришлось искать для них опекуна, которому, однако, вместе с рукой императорской дочери передавалось не наследование власти, а лишь роль временного заместителя императорских внуков. Союз Юлии и Тиберия теперь прямо напрашивался даже без того, чтобы Ливия — как полагает Гардтхаузен (Gardthausen V. Op. cit. Bd.1.2. S. 1028), не подкрепляя свое предположение никакими намеками в сообщениях источников, — добивалась этого решения вопреки сопротивлению всех участников. Ведь благодаря этому браку ее сын занял незавидное положение — как временный заместитель и отчим заносчивых императорских внуков и предполагаемых престолонаследников и как супруг Юлии, пользовавшейся дурной славой, тем более, что ему пришлось против своей воли развестись с любимой женой Випсанией, матерью его сына Друза. Таким образом, Ливия не без тревоги смотрела на новый порядок вещей, политическую необходимость которого она осознавала. И ее опасения были не напрасны, так как после краткого периода согласия между супругами Юлия вернулась к прежнему образу жизни, и их супружеские отношения кол. 910 закончились. Политика разрушила личное счастье Тиберия (Suet. loc. cit.).
Однако как полководцы оба сына Ливии в эти годы продолжили свой путь к славе. Когда в 9 г. до н. э. за свои заслуги перед империей Тиберий был удостоен овации и по этому случаю угощал народ, Ливия и Юлия оказывали гостеприимство женщинам (Cass. Dio LV. 2). Такое же чествование было предназначено и Друзу за успешную войну в Германии (Cass. Dio LV. 2. 4; Gärtner H. Op. cit. Sp. 2713). Но молодой полководец не успел удостоиться этой почести, а Ливия не увидела победоносного возвращения своего второго сына на родину (Consol. ad Liv. 21 ff.), так как династию и в её лице Ливию постигла тяжелая, невосполнимая утрата. Друз умер в центральной Германии после непродолжительной болезни в результате падения с лошади; Тиберий, спешно прибывший к постели больного брата (Liv. Per. 142 p. 121; Val. Max. V. 5. 3), успел как раз вовремя, чтобы закрыть глаза умирающему. Ливии пришлось остаться дома в бессильном и тревожном ожидании (Consol. ad Liv. 195 f.). Она не могла и думать о том, чтобы сопровождать Тиберия и хотя бы в последние часы находиться рядом с сыном и слышать его последние слова (Consol. ad Liv. 95 ff., 393; Sen. Dial. VI. 2. 3—
К скорби Ливии из-за смерти Друза в следующие годы присоединилась беспокойство за судьбу Тиберия. В 7 г. до н. э. он вместе с матерью посвятил портик Ливии, построенный на месте дворца печально известного Ведия Поллиона, который сделал Августа своим наследником. Строительство началось в 15 г. до н. э. и теперь было закончено (Ovid. Fast. VI. 637 ff.; Cass. Dio LIV. 23; LV. 8). (О местоположении и планировке портика см.: Richter O.L. Topographie von Rom / 2 Aufl. München, 1901. S. 326). Как с этим портиком был связан храм Согласия, упомянутый Овидием (loc. cit.), не вполне ясно. Гардтхаузен предполагает, что храм служил центром комплекса (Gardthausen V. Op. cit. Bd. 2.2 S. 641, Anm. 2), Рихтер, напротив, утверждает, что он стоял вне портика. Поскольку строительством портика Август оказывал честь своей супруге (Suet. Aug. 29), вряд ли она участвовала в расходах на строительство, тогда как Овидий определенно говорит: te quoque magnifica, Concordia, dedicat aede Livia, quam caro praestitit ipsa riro[8]. Все же не следует отказываться от мысли, что храм Согласия, построенный Ливией в честь супруга, был посвящен одновременно с портиком Ливии и что Дион Кассий объединяет весь район под названием «священный участок Ливии» (τεμένισμα Λίουῖον) (поскольку Овидий упоминает храм в «Фастах», написанных не позднее 8 г. до н. э., и, видимо, знает его, не следует предполагать, кол. 912 что храм Согласия был посвящён лишь после смерти Августа, в память о счастливом браке императорской четы). Во время посвятительных торжеств Тиберий угощал сенаторов на Капитолии, тогда как Ливия пригласила в гости женщин (Cass. Dio LV. 8). Портик стал у римлян популярным местом для прогулок (Ovid. Ars Am. I. 71; Strab. V. 236). Плиний считает особенно красивыми тенистые аллеи портика, увитые виноградной лозой (NH. XIV. 11). Вероятно, в это же время в рамках обустройства нового городского квартала на Эсквилине был построен продовольственный рынок Ливии (Macellum Liviae) — также дань уважения Ливии от Августа (CIL. VI. 1178; Richter O.L. Op. cit. S. 109, 113, 332).
К 6 г. до н. э. разногласия между Тиберием с одной стороны и его супругой и ее сыновьями — с другой настолько углубились (Tac. Ann. I. 53), что Тиберий решил удалиться от надменности императорских внуков и позора своего брака в добровольное изгнание. Мать тщетно пыталась отговорить его от этого плана (Suet. Tib. 10; Cass. Dio LV. 9). Пожалуй, лишь после отъезда Тиберия из Рима посторонним людям стало понятно положение принцев по отношению к Августу. Так, в 4 г. до н. э. частное лицо посвятило алтарь Августу и его семье: императору, Ливии, принцам и их матери Юлии (IGR. 380. № 1109). К этому контексту принадлежит также несколько монет, на которых Σεβαστοί, Август и Ливия, изображены вместе с Цезарями (Mionnet T.E. Op. cit. T. 3. P. 307 № 21; T. 4. P. 73 № 387, 388; Suppl. 7. P. 375 № 273—
Однако античные историки (Tac. Ann. I. 3; Cass. Dio LV. 10a) обвиняют Ливию в смерти обоих императорских внуков, Луция и Гая, умерших один за другим, во 2 и 4 гг. н. э., первый в Массилии, второй на Востоке. Это предположение не обосновано ходом событий и выглядит вдвойне абсурдным как раз потому, что принцы умерли так далеко от родины, а значит, Ливия не могла бы ничего предпринять, не имея целого штаба посвященных и сообщников (Niebuhr Vorträge über кол. 913 römische Geschichte. Bd. 3. Berlin, 1949. S 147; Willrich H. Op. cit. S. 25). Светоний (Aug. 65) и Плиний (NH. VII. 46) рассказывают только о факте смерти обоих принцев, вообще не упоминая в связи с этим Ливию. У Августа, который так и не смирился со смертью обоих внуков (RGDA. 2 c. 14; Suet. Tib. 23), теперь не оставалось другого выбора, кроме формального предоставления Тиберию, сыну Ливии, того места, которое фактически он уже занимал, когда его пасынки были детьми. Веллей Патеркул (II. 103Tac. Ann. IV. 57; похоже Cass. Dio LVII. 3; ср. Gardthausen V. Op. cit. Bd. 1.2, Sp. 1027 и 1029). Вместе с Тиберием Август усыновил и своего младшего внука, Агриппу Постума.
Теперь Ливия стала не только супругой правителя, но и матерью предполагаемого наследника, и нельзя отрицать, что благодаря этому её положение, особенно на западе империи, значительно укрепилось, что отражают надписи и монеты Уже к 3 г. н. э. относится надпись Ephem. epigr. Vol. 5. P. 372 = ILS. 120: Iunoni Liviae Augusti sacrum[9] (Африка, ср. Mommsen Th. Op. cit. 2. 19 adn.). После усыновления Тиберия Ливии были посвящены, например, следующие надписи: CIL. IX. 3304 и XIV. 3575 = ILS. 118. Кроме того, на триумфальной арке, сооруженной в Павии в 7—
Отождествление императрицы с какой-либо богиней, конечно, встречается задолго до ее смерти и обожествления как распространенная форма лести у поэтов. Так, Овидий, надеявшийся получить разрешение на возвращение из изгнания благодаря заступничеству Ливии перед Августом, неоднократно сравнивает императрицу с Юноной и по одному разу — с Венерой и Вестой (Ovid. Pont. III. 1. 117 f.; 145; IV. 13; 29; Fast. I. 649).
В связи с этим следует упомянуть и другие формы, в которых выражалось всеобщее почитание первой женщины государства. Ее именем часто называли предметы повседневного обихода, например, сорт бумаги, ранее charta regia (Plin. NH. XIII. 74), вино, которое она пила ежедневно и которому приписывала укрепляющие и продлевающие жизнь свойства (XIV. 60), салат из девясила (inula), который тоже всегда присутствовал на ее столе (XIX. 92), определенный сорт фиг (XV. 70) и лавр, который рос в роще ее Куриной виллы (XV. 130), — это свидетельствует о том, что династическая идея и представление о господствующем положении супруги правящего императора постепенно распространялись и на Западе. В царстве Понт и в Иудее изобрели другую форму чествования. В Понте в честь Ливии город был назван Ливиополем (VI. 11), а Ирод Антипа переименовал город Вифарамфту в Ливиаду (позднее Юлиаду) (XIII. 44; Ios. Flav. BI. IV. 7. 6; 8. 2; Schürer E. Geschichte des Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi / 3 Aufl. Bd. 2. Leipzig, 1898. S. 167f.). Здесь следует также упомянуть, что Ирод Великий, умерший в 4 г. до н. э., оставил императрице Ливии и другим членам династии 500 талантов (Ios. Flav. AI. XVII. 61 = § 147 и XVII. 8. 1 = § 190. Hirschfeld O. Kleine Schriften. S. 519), и что Саломея, сестра Ирода, во время поездки императорской четы на Восток подружившаяся с Ливией и всегда поддерживавшая с ней связь (Ios. Flav. BI. I. 28. 6; AI. XVII. 1. 1 = § 10), после своей смерти в 10 г. н. э. завещала императрице крупные земельные владения, которые приносили около 60 талантов в год (AI. XVII. 8. 1 = § 189; XVII. 11. 5 = § 321; XVIII. 2. 2 = § 31; BI. II. 9. 1; Hirschfeld O. Die kaiserlichen… S. 26, Anm. 1)
Однако усыновление Тиберия укрепило не только внешнее положение Ливии. По мнению античных авторов, теперь она еще сильнее, чем прежде, подчинила своему влиянию стареющего императора и, чтобы еще больше упрочить положение Тиберия, в 7 г. н. э. побудила Августа отвергнуть и изгнать его родного внука Агриппу Постума (Tac. Ann. I. 3). кол. 915 Впрочем, другие сообщения Тацита и Светония об этом испорченном императорском внуке не согласуются с данным предположением Тацита и доказывают, что действия императора против собственного внука были государственной необходимостью. Таким образом, если в этом деле решающую роль сыграла Ливия и ее советы, то это еще раз доказывает ее здравую политическую проницательность, на которую не влияли семейные соображения. В 8 г. н. э. Август счел необходимым сослать также свою внучку Юлию, сестру Агриппы. Вину за ее судьбу Тацит тоже возлагает на Ливию, хотя именно Ливия заботилась об изгнаннице до самой своей смерти (Tac. Ann. IV. 71; Gardthausen V. Op. cit. Bd. 1.3. S. 1253 f.).
1 июля 13 г. Тиберий был торжественно провозглашен соправителем. Это ясно отражало волю императора относительно наследования (Vell. II. 121; Suet. Tib. 21). После окончания ценза в мае 14 г. н. э. Тиберий отправился в Иллирик, и Август и Ливия решили проводить его до Беневента. Говорили, что во время этой поездки император тайно, с одним спутником и без ведома Ливии, на несколько дней отправился на Планазию, чтобы примириться с опальным внуком. Вилльрих (Willrich H. Op. cit. S. 28) прослеживает этапы развития этого слуха (Plin. NH. VII. 46; Plut. De Garrul. 11; Tac. Ann. I. 5; Cass. Dio LVI. 30) и выдвигает аргументы против него (Willrich H. loc. cit.; Stahr A.W.T. Römische Kaiserfrauen. Berlin, 1865. S. 93; Aschbach J. Op. cit. S. 46; Gardthausen V. Op. cit. Bd. 1.2. S. 1251 f.). Выдумка о том, что старый император посетил Планазию, лежит в основе клеветы, будто Ливия, опасаясь реабилитации Агриппы, тут же решилась убить императора с помощью отравленных на дереве фиг (Tac. Ann. I. 5: scelus uxoris[13]; Cass. Dio LVI. 30). Официальные сообщения о смерти императора (см. Vell. II. 123. 1—
Тело императора было доставлено в Рим для погребения, и Ливия не уклонилась от того, чтобы через пять дней вместе с самыми выдающимися всадниками собрать его кости из пепла, чтобы похоронить их в мавзолее Августа (Cass. Dio LVI. 42; Suet. Aug. 100). Сразу же после смерти Август был кол. 916 обожествлен. Сенатору, который под присягой подтвердил, что видел вознесение Августа на небеса, Ливия подарила крупную сумму денег (Suet. Aug. 100; Cass. Dio LVI. 46). Сама она стала первой жрицей Божественного Августа. Вместе с Тиберием она приступила к строительству храма, которым почтил ему сенат. Кроме того, в его память она учредила трехдневные игры на Палатине, которые должны были проводиться ежегодно (Tac. Ann. I. 73; Cass. Dio LVI. 46). «Такие-то решения, — говорит Дион Кассий, — в память об Августе были тогда приняты, официально (λόγῳ) — сенатом, а на деле (ἔργῳ) — Тиберием и Ливией»[16].
Ливия и Тиберий
Ливия и Тиберий. Для того положения, которое должна была занять Ливия после смерти императора, большое значение имело завещание Августа. На основании высказанной в нем просьбы сенат освободил Ливию от ограничений Вокониева закона (Lex Voconia), и благодаря этому она смогла унаследовать 50 миллионов сестерциев, которые оставил ей супруг (Suet. Aug. 101; Tac. Ann. I. 8 ; Cass. Dio LVI. 32; Jörs P. Die Ehegesetze des Augustus // Festschrift Theodor Mommsen zum fünfzigjährigen Doctorjubiläum. Marburg 1893. S. 41, 64). Кроме того, по завещанию Ливия была удочерена в род Юлиев и получила имя Августа, так что с этого времени она официально звалась Юлия Августа (Tac. Ann. I. 8; Cass. Dio LVI. 43). Моммзен (Mommsen Th. Römische Staatsrecht / 2 Aufl. Bd. 2.2. Leipzig, 1877. S. 795, 764) предполагает, что Август тем самым официально сделал Ливию соправительницей. Но, вероятно, он таким образом хотел лишь укрепить положение Тиберия и его наследников, приняв родоначальницу новой династии Юлиев-Клавдиев в семью Божественного Юлия. Во всяком случае, сенат и сама Ливия рассматривали удочерение как уравнивание императрицы-матери с правящим императором. Поэтому сенат не уставал изобретать всё новые почести для императрицы. Решено было воздвигнуть алтарь удочерения (adoptionis, Tac. Ann. I. 14). Когда Ливия исполняла обязанности жрицы своего обожествленного супруга, ее, как и весталок, должен был сопровождать ликтор (Tac. loc. cit.). Предлагалось также присвоить ей официальный титул родительницы (parens) или матери отечества (mater patriae) (Tac. loc. cit. ; Cass. Dio LVII. 12). Предложение прибавить к имени Тиберия дополнение «сын Юлии» (Iuliae filius) (Tac. и Cass. Dio loc. cit.), вероятно, выражало желание предоставить Ливии преимущество перед Тиберием или всегда напоминать ему о том, кому он обязан властью. Предложили также переименовать месяц октябрь в ливий (Suet. Tib. 26). Тиберию удалось воспрепятствовать принятию всех этих чрезмерных почестей (Tac. Ann. I. 14).
Какое отношение Тиберий и Ливия имели к убийству Агриппы Постума сразу же после вступления Тиберия на престол, из источников не вполне ясно. Из того факта, что именно Ливия отговорила Тиберия передать расследование этого дела сенату (Tac. Ann. I. 6), вряд ли допустимо сделать вывод, что приказ исходил от нее (Cass. Dio LVII. кол. 917 3); с другой стороны, ни Ливия, ни Тиберий не были заинтересованы в том, чтобы отозвать такой приказ Августа, если он существовал (Tac. loc. cit. ; Suet. Tib. 22; Cass. Dio loc. cit.; Willrich H. Op. cit. S. 34f.). Как сенат своими почестями охотно провозгласил императрицу-мать соправительницей, так и Ливия была вполне готова воспользоваться этим правом против Тиберия. Но хотя она играла важную роль на всех официальных мероприятиях и исполняла свои представительские обязанности еще более тщательно, чем раньше, однако Тиберий не позволял ей вмешиваться в свою политику и умел держать требования матери в надлежащих границах. Как и Тиберий, Ливия устраивала собственные приёмы и отчитывалась о них в «Ежедневных актах» (Acta diurna) (Cass. Dio LVII. 12; Suet. Tib. 50; Tac. Ann. IV. 57). Официальные протокольные письма вассальным династам тоже подписывались ими совместно (loc. cit.), и, как и при Августе, восточные монархи старались снискать расположение Тиберия при посредничестве Ливии (Tac. Ann. II. 42).
В целом, ее авторитет значительно возрос благодаря обожествлению Августа, новой жреческой должности и удочерению в род Юлиев (ср. Ovid. Fast. I. 536, где практически предсказано обожествление Ливии: sic Augusta novum Iulia numen erit[17]). Число монет с ее портретом и поставленных в ее честь статуй и надписей значительно увеличилось. Сюда относятся надписи CIL. IX. 4514; X. 459, 799, 7340. Божественные Августы (θεοὶ Σεβαστοί) Ливия и Август упоминаются в надписях и на монетах как родители нового Августа: IG. VII. 195; XII. 3. 104 l. 6ff.; Dessau H. Die Inschrift… S. 398; Mionnet T.E. Op. cit. Suppl. 5. P. 428 № 933. На многих монетах Юлия Августа (Ἰουλία Σεβαστή) теперь появляется рядом с правящим императором (Mionnet T.E. Op. cit. T. 2. P. 596 № 547; BMC Greek (Mysia) P. 140 № 251 = Mionnet T.E. Op. cit. T. 2. P. 595 № 541; P. 140 № 252 [ср. Mionnet T.E. Op. cit. Suppl. 5. P. 429 № 939; 941 [θεῶν Σεβαστῶν]; BMC Greek (Thrace) P. 99 № 61; BMC Greek (Macedonia) P. 39 № 18; P. 53 № 79). Божественные почести, оказывавшиеся императрице-матери, стали еще разнообразнее, чем ранее. На монетах BMC Greek (Mysia) P. 140 № 251 и BMC Greek (Macedonia) P. 117 № 76 ее называют Деметрой, на монете BMC Greek (Cilicia) P. XC — Герой, в надписи IGR IV. 319 (= Riewald P. Op. cit. P. 44) — Новой Герой (Ἥρα νέα), в надписи IG. III. 461 — Провидицей (Πρόνοια). В легенде монеты BMC Greek (Troas etc.) P. 204 № 157 она названа Юлия Божественная Августа (Ιου θεὰ Σεβαστή). Дополнение надписи IGR I. 1150 = Riewald P. Op. cit. P. 328 «новая Исида» (νέας Ἴσσιδος) ненадежно. О том, что уже тогда были учреждены храмы со жрицами культа Ливии, свидетельствуют надписи IG. IX. 2, 333 = Riewald P. Op. cit. P. 47 и CIG. 2815 = Riewald P. Op. cit. P. 57. В надписи с Самоса упоминается жрица τῆς Ἀρχηγέτιδος Ἥρας καὶ Θεᾶς Ἰουλίας Σεβαστῆς[18](Vischer W. Eine samische Inschrift // RhM. Bd. 22. 1867. S. 314), и на Самосе, по-видимому, был храм Ливии, в котором наряду с ее культовым изображением стояли также статуи ее родителей кол. 918 (Rayet O. Op. cit. P. 231 и Fabricius E. Op. cit. P. 257; ср. также CIL. IX. 3660; 3661). В Кизике она была σύνναος[19] Минервы (IGR. IV. 144 = Riewald P. Op. cit. P. 330 № 128). В храме Августа в Анкире знатный галат поместил статуи Тиберия и Юлии Августы (Ἰυλίας σεβαστῆς) (OGIS. 533. 25). Но и на западе империи культ Ливии как богини теперь быстро развивался. Согласно надписи CIL. X. 7340, в Гимере был воздвигнут алтарь Ливии и императора Тиберия. В Испании она появляется на монетах и в надписях как родоначальница мира (genetrix orbis) (Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l’Empire romain. T. 1. Paris, 1880. P. 169 № 3; CIL. II. 2038). Вышеупомянутая надпись свидетельствует о том, что Тиберий уже разрешил отправлять культ Ливии со жрецами и жрицами и на Западе. Доказательствами этого можно считать также надписи CIL. II. 194; XII. 1363; 4249. На Гавле она почиталась как Церера (CIL. X. 7501 = ILS. 121). На Большой Парижской камее, которая была задумана как чествование Германика, но завершена лишь после его смерти, Ливия изображена в образе и облачении матери богов Кибелы. На монетах города Лепта в Африке она названа матерью отечества (mater patriae) (Cohen H. Op. cit. P. 165 № 807). Ее день рождения, конечно, праздновался в самых разных местах. Свидетельства об этом сохранились в надписях CIL. VI. 2968; V. 3303 и в протоколах арвальских братьев (Henzen G. Op. cit. № XXIV; XLIII). И после ее смерти ее день рождения оставался праздником арвальских братьев, и в Египте два посвященных ей праздника, не согласующиеся, однако, с известными сведениями о ее жизни, праздновались еще через много лет после ее смерти (Blumental F. Op. cit. S. 341). Как уже упоминалось, ее почитали там как покровительницу брака. Провинция Азия запросила и получила разрешение построить храм Тиберия, сената и Юлии Августы в Смирне (Tac. Ann. IV. 15; Hirschfeld O. Kleine Schriften. P. 485; Willrich H. Op. cit. S. 68). Однако от такого же культа в западных провинциях Тиберий решительно отказался (Tac. Ann. IV. 37; Hirschfeld O. loc. cit.).
Все это — более или менее официальные почести, которые не могут служить решающими свидетельствами о положении и деятельности Ливии. В этом отношении мы видим, что в вопросах управления и в семье Юлия Августа играла ту же роль, что и Ливия при Августе. И при Тиберии ей удавалось, если это не противоречило интересам государства, склонять императора в некоторых делах к снисходительности (Tac. Ann. I. 13) или добиваться тех или иных преимуществ для своих протеже — будущего императора Гальбы, деда императора Отона и префекта гвардии Бурра (Suet. Galb. 6; Otho 1; Tac. Ann. V. 1; CIL. XII. 5842). Разумеется, Тиберий умел препятствовать слишком далеко идущим пожеланиям Ливии, если они, по его мнению, шли вразрез с интересами государства, как во время процесса Ургулании (Suet. Tib. 50 и 51; Tac. Ann. II. 34). О том, что сенат не проявил такой твёрдости перед просьбами императрицы-матери и что здесь ее власть, видимо, была довольно велика, свидетельствует рассказ о допросе Ургулании (Tac. кол. 919 loc. cit.) и замечание Тацита (Ann. IV. 21: spreta Augustae potentia[20]). Конечно, на официальных мероприятиях Ливия продолжала присутствовать лично. Однако Тиберий при этом строго придерживался обычаев Августа и даже пытался еще более ограничить ее участие в таких случаях (Suet. Tib. 50; Cass. Dio LVII. 12). Выполнение завещательных распоряжений Августа тоже в конечном счете требовало совместных действий, так как часть выделенного двум главным наследникам имущества принадлежала им совместно. Поэтому в надписях часто упоминаются общие служащие обоих (CIL. VI. 4358; 9066; X. 7489; XII. 5842; Hirschfeld O. Die kaiserlichen… S. 26 ff.; 27 Anm. 1; 28 Anm. 1). На основании надписей CIL. X. 7489 и XV. 7814 Вилльрих справедливо делает вывод, что Тиберий и Ливия совместно владели поместьями на острове Липара и виллой в Тускуле (Willrich H. Op. cit. S. 72 f.). И на Капри, где любил жить Тиберий, у Ливии была собственность (CIL. VI. 8958). Надписи из колумбария Ливии (см. выше) свидетельствуют о том, что и после смерти Августа число ее рабов и вольноотпущенников не уменьшилось. Ввиду усыновления Ливии в род Юлиев после 14 г. н. э. ее вольноотпущенники называются Марками Юлиями (CIL. VI.2 p. 878). Вольноотпущенники Ливии с именем Маронианы происходят из наследства Августа, который, в свою очередь, получил их по завещанию от Вергилия (Hirschfeld O. Kleine Schriften. S. 518). Вероятно, к имуществу, унаследованному от Августа, относятся также владения императрицы-матери в Египте (P. Lond. II. 445 P. 166; Hirschfeld O. Kleine Schriften. S. 554) и кирпичный завод в Кампании (CIL. X. 8042. 41a, 60; Hirschfeld O. Die kaiserlichen… S. 27) Однако если надпись IG. XIV. 2414. 40 тоже относится к этому кирпичному заводу, то Ливия должна была владеть им еще при жизни Августа. Таким образом, обширные совместные владения предполагали много общих административных сделок и совещаний относительно рационального и общественно полезного расходования поступающих доходов. Даже в последние годы жизни Ливии император и его мать распорядились построить за свой счет водопровод в Этрурии (CIL. XI. 3322).
Ливия была не вполне удовлетворена тем политическим положением, которое пожелал предоставить ей сын, и иногда отваживалась открыто выступать в роли соправительницы. Так, в надписи на статуе Августа, которую они с Тиберием посвятили в 22 г. н. э., ее имя предшествовало имени ее сына Tac. Ann. III. 64; CIL. I2. P. 236 и 316). Таким образом, между ней и правящим императором действительно имели место трения, и иногда могло дойти даже до бурных сцен между ней и ее сыном (Cass. Dio LVII. 12; Suet. Tib. 51). В семье и семейной политике Ливия занимала такое же положение, как и в правление Августа. С семьей Антонии ее связывала особенно тесная дружба, которая распространялась также на Германика и его детей. Вскоре кол. 920 после смерти Августа обе женщины переселились из дворца Августа. который стал государственной собственностью, в соседний дом на Палатине (Lanciani R.A. Topografia di Roma antica. I comentarii de Frontino intorno le acque e gli aquedotti. Silloge epigrafica aquaria memoria. Roma, 1880. P. 446 № 155 a–d. О росписях этого дома ср. Perrot G. Les peintures du Palatin // Revue archéologique. N. S. 1870. T. 21. P. 387 ff.; T. 22. P. 47 ff.). О судьбе Клавдия, младшего сына Антонии, и его отношениях с бабушкой уже говорилось. Ливилла, единственная оставшаяся в живых дочь Антонии, была вовлечена — конечно, не без участия Ливии — в династическую политику императорской семьи и вышла замуж сначала за Гая Цезаря, а после его смерти — за Друза Младшего, сына Тиберия. Германик назвал обеих младших дочерей, родившихся в 16 и 18 гг., в честь императрицы-матери — Ливией Друзиллой и Юлией Ливией, и для последней Ливия предоставила из своей прислуги кормилицу (CIL. VI. 4252), а позднее педагога (CIL. VI. 3998). Когда умер один из сыновей Германика — еще при жизни Августа — Ливия приказала изготовить его маленькую статую в образе Купидона и поместила ее в храме Венеры на Капитолии (Suet. Cal. 7). Не доказано, что Германик и Агриппина, с одной стороны, и Ливия — с другой, с самого начала питали друг к другу антипатию и недоверие, как Тацит пытается убедить своих читателей (Tac. Ann. I. 32), хотя между взглядами на жизнь старшего и младшего поколения и могла существовать естественная противоположность. Последующая вражда между Ливией и Агриппиной началась только с пребывания пары престолонаследников на Востоке и их конфликта с Пизоном и его супругой Планциной, которая считалась доверенной подругой Ливии; демонстративная конфронтация Агриппины с Ливией после смерти Германика и процесса Пизона и Планцины привела тогда к полному разрыву между женщинами. Если Ливия не выражала чрезмерную скорбь в связи со смертью внука, это вполне соответствует ее поведению в подобных случаях, например, после смерти Друза, и ее представлению о собственном достоинстве как императрицы и римской матроны. Видеть в этом доказательство ее причастности к смерти Германика недопустимо (Tac. Ann. III. 3). Достаточно часто указывалось, что в ходе процесса была продемонстрирована бездоказательность обвинения в отравлении и, следовательно, подозрение о том, что Тиберий и Ливия тайно заказали убийство, беспочвенно; однако Агриппина придерживалась своего убеждения и позднее, вероятно, преследовала Ливию еще более жестокой ненавистью, чем Тиберия, так как благодаря ее ходатайству перед императором и сенатом спаслась Планцина (Tac. Ann. II. 43; 71; 82; III. 10; 15). Обвинение против Пизона Ливия представила сенату вместе с остальными членами династии; во всяком случае, она была включена в благодарность сената за помощь в возмездии за смерть Германика (Tac. Ann. III. 18). Однако конфликт между женщинами императорской семьи кол. 921 уладить было невозможно, и он отравил жизнь Ливии и императора Кроме того, рьяные приверженцы каждой партии только разжигали пламя, вместо того, чтобы его гасить (Tac. Ann. IV. 12; Ferrero G. Op. cit. S. 98 ff.), а властолюбивый характер обеих женщин лишь усугублял разрыв.
В 22 г. н. э. пожилая императрица-мать тяжело заболела, и тогда стало особенно очевидно, какой любовью и уважением Ливия пользовалась в семье и в самых широких общественных кругах, даже если отнести большинство знаков привязанности на счет низкопоклонства. Император поспешил к постели больной (Tac. Ann. III. 64; 71), и ради ее выздоровления совершались жертвоприношения и приносились обеты (CIL. VI. 562; Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 6. Vindobonae, 1828. P. 150). В ее честь в 22 и 23 гг. н. э. сенат чеканил монеты с головой Ливии в образе Справедливости (Iustitia), Благочестия (Pietas) и Здоровья (Salus) (Cohen H. Op. cit. T. 1. P. 170 № 1—
Вскоре после этого Ливии также предоставили право сидеть вместе с весталками на общественных праздниках (Tac. Ann. IV. 16). Таким образом, теперь она получила полное юридическое равенство с весталками (Willrich H. Op. cit. S. 55).
С этой почестью, поводом для которой послужила ее тяжелая болезнь, связана, вероятно, и надпись Orelli-Henzen P. 441 № 7165: игры в честь дня рождения Ливии в 23 г. н. э. упоминаются в записи коллегии магистратов-августалов какой-то колонии
В надгробной речи в честь Друза Младшего, сына Тиберия, в 23 г. н. э. и в связи со смертью одного из сыновей этого Друза и Ливиллы об одиночестве императрицы-матери говорится с особым участием (Tac. Ann. IV. 8 и 15), и, пожалуй, это свидетельствует о том, что именно Ливия проявляла глубокий интерес ко всем радостям и страданиям императорской семьи и равно заботилась обо всех членах семьи.
В задачи данной статьи не входит исследование причин, побудивших Тиберия в 26 г. н. э. окончательно переселиться на Капри. Маловероятно, что главной причиной его отъезда было властолюбие Ливии (Suet. Tib. 50; 51; Tac. Ann. IV. 57; Cass. Dio LVII. 12). До сих пор он умел держать Ливию в определенных границах, и в этом случае он не освободил бы ей поле для действия и не предоставил бы ей заботу о семье и семейной политике (Так, надо полагать, что браки старших детей Германика, Агриппины и Нерона, заключенные после удаления Тиберия из Рима, были делом Ливии; во всяком случае, ее советы имели решающее значение [Tac. Ann. IV. 75; III. 29]) В источниках нет и сведений о том, что Ливия использовала отъезд Тиберия, чтобы активнее выступать на политической сцене. Трудно сказать, в какой мере на решение Тиберия, которое, пожалуй, следует считать преимущественно психологическим, повлияли раздоры женщин императорской семьи (Ferrero G. Op. cit. S. 102 ff.). Тиберий и далее проявлял к матери любезность и почтение, кол. 922 мягко обращаясь с фаворитами Ливии, которые уже давно подавали ему поводы для противодействия ей (Светоний, Tib. 51, искажает обстоятельства, которые, однако правильно изложены у Тацита, Ann. VI. 26). Вероятно, Тиберий также воздерживался при жизни Ливии от обвинения Агриппины и ее сыновей, потому что желал пощадить старую императрицу; возможно, прав и Тацит, который видит в этом свидетельство благоприятного влияния императрицы на Тиберия и страха Сеяна перед бдительным оком Ливии (Tac. Ann. V. 1 и 3). После того, как Агриппина и ее старшие сыновья были помещены под стражу (Gelzer M. Iulius (133) // RE. Bd. 10.1. 1918. Sp. 382; Suet. Cal. 10. 1), сам Тиберий поручил Ливии воспитание младшего сына Германика, впоследствии императора Калигулы, и это тоже доказывает, что Тиберий не опасался властолюбия матери. Император со временем становился все медлительнее и нелюдимее, поэтому, естественно, отдалялся и от матери, и личные отношения между ними постепенно охладели. В течение трех лет с отъезда Тиберия из Рима до смерти Ливии они виделись лишь однажды и беседовали всего несколько часов (Suet. Tib. 51; Cass. Dio LVIII. 2). И даже известие о ее тяжелой болезни в 29 г. до н. э. не заставило его поспешить в Рим (Cass. Dio loc. cit.). Умирающая Ливия, почувствовав приближение смерти, оставила распоряжения о своем погребении (Suet. Tib. 51. 2) и скончалась в возрасте 86 лет (Cass. Dio LVIII. 2), так и не увидев больше сына. Даже тогда Тиберий не смог преодолеть свою медлительность и неприязнь к Риму, чтобы прибыть в столицу на похороны (Suet. Tib. 51. 2). Поэтому надгробную речь на похоронах Ливии произнес ее правнук Гай (Tac Ann. V. 1; Suet. Cal. 10). Тиберий не позволил оказать покойной чрезмерные почести, которые сенат запланировал для погребения. Тацит (Ann. V. 1) говорит о скромных похоронах (funus modicum) (ср. Cass. Dio LVIII. 2). Ливию похоронили в мавзолее Августа (Cass. Dio loc. cit.). Однако сенат не во всем повиновался указаниям императора. Конечно, он не мог обожествить покойную вопреки императорской воле; и почетная арка, которой сенат почтил Ливию и строительство которой император взял на себя, так и не была возведена (Cass. Dio LVIII. 2). Однако сенат устроил ее похороны за государственный счет и предписал матронам носить траур по императрице в течение года (Cass. Dio loc. cit.). Тиберий не исполнил ее завещательные распоряжения, как полагает Вилльрих, из чрезмерной экономии. Только Калигула выполнил последнюю волю своей прабабки и выплатил все ее завещательные отказы и подарки (Cass. Dio LIX. 1 f.).
Обожествление Ливии состоялось только при Клавдии, в 42 г. н. э., который, вероятно, желал узаконить свое положение при помощи божественного происхождения — как внук Божественной Юлии или Божественной Августы. Тогда же ее статуя была установлена в храме Августа на Палатине. Жертвоприношения Божественной Августе совершали весталки, кол. 923 и все римские женщины отныне должны были приносить клятву именем Божественной Августы (Cass. Dio LX. 5). Если, как уже упоминалось, еще при жизни Ливии, особенно на востоке, но местами и на западе Империи, встречаются признаки ее божественного почитания, то после обожествления свидетельств ее культа становится еще больше. Ее жрицы называются в надписях порой sacerdos, порой flaminica (CIL. II. 1571; VIII. 6987; X. 1413; XII. 1845; 4249; XIV. 399; IG. XII. 3. 104; XII. 5. 629).
Личность
Из довольно скудных положительных отзывов об императрице и вопреки искажению ее характера в описаниях античных авторов, мы все же можем составить очень ясное представление о личности Ливии. Прежде всего, она всегда полностью сознавала свои супружеские и материнские обязанности. Это проявляется как в отношении ее первого супруга, так и в отношении Августа, и развод с Клавдием и брак с Октавианом, вероятно, был единственным случаем, когда она позволила чувству взять над собой верх. Впрочем, выше отмечалось, что немалую роль здесь играло и честолюбие. К своим обязанностям первой женщины династии и империи она относилась очень серьезно (Ovid. Pont. III. 1. 142) и разделяла сильные династические чувства Августа — не односторонне, в пользу собственных детей, как пытаются убедить нас античные авторы (Tac. Ann. I. 10: Livia gravis in rem publicam mater, gravis domui Caesarum noverca[21]), но заботилась обо всей династии и лично интересовалась благополучием и судьбой всех членов императорской семьи. Если укрепление ее внешнего положения, внешние почести и знаки отличия, достававшиеся ей вполне заслуженно, укрепляли ее уверенность в себе и, как могут сказать, властолюбие, так что постепенно она все больше вмешивалась в дела и поэтому часто выглядит для внешнего мира как политически расчетливая и холодная особа (Калигула злобно называл ее «Улиссом в юбке», Suet. Cal. 23), то это нельзя поставить ей в вину, тем более, что она никогда не злоупотребляла своим положением во вред государству (Vell. Pat. II. 131; Tac. Ann. V. 3 ff.). В общем и целом, она была энергичной, целеустремленной, самодостаточной и благородной женщиной, обладала значительным умом и огромной энергией, которые благодаря ее разумному и здравому отношению к делу укрепили положение императрицы и оформили его как важный фактор зарождающейся монархии (ср. Willrich H Op. cit. S. 45—
Портреты
Дошедшие до нас надежно идентифицированные изображения Ливии не только объясняют, почему Октавиан загорелся страстью к этой женщине, но и подтверждают то впечатление, которое складывается от ее личности. На большинстве греческих монет она изображена как богиня, в идеализированном, а не индивидуальном стиле. Вполне достоверным портретом считается монета сената, на которой Ливия представлена в образе Салюс. Наиболее достоверные изображения Ливии — кол. 924 маленький бронзовый бюст в Лувре (Bernoulli J.J. Op. cit. Bd. 2. 1. S. 83ff.), венский сардоникс, где Ливия представлена как жрица Августа (Aschbach J. Op. cit. Taf. III. 2), и портретная голова, опубликованная в статье Helbig W. Sopra un ritratto di Livia // MDAIR. Bd. 2. 1887. P. 8ff. (ср. также Delbrück R. Antike Porträts. Bonn, 1912. S. XLVII f. Taf. 34) Почти все остальные изображения Ливии, в том числе и на Большой Парижской камее (Furtwängler A. Die Antiken Gemmen. Leipzig; Berlin, 1909. Bd. 1. Taf. 60. Bd. 2. S. 268 ff.) имеют в лучшем случае посредственное сходство или являются простыми типами. Бёле, приверженный старому взгляду на Ливию как на великую преступницу, утверждает, что при взгляде на портреты Ливии ее злобу (méchanceté) и коварство (scélératesse) можно узнать по её носу и рту (Beulé M. Auguste, sa famille et ses amis. Paris, 1868. P. 123 ff.).
Источники
Как видно из вышеизложенного, наиболее важными источниками о жизни Ливии, наряду с монетами и надписями, являются Светоний, Тацит и Дион Кассий. Отдельные важные сообщения и характерные штрихи встречаются у Веллея Патеркула, Валерия Максима, Сенеки, Плиния Старшего и Иосифа Флавия. У поэтов содержится мало информации — даже в посвященном Ливии стихотворном утешении «Эпикедий Друза» (о характере и ценности отдельных источников см. Willrich H. Op. cit. S. 2—
Современные интерпретации
Представления о Ливии, основанные на античных источниках, первоначально находились под полным влиянием приговора Тацита (Zisich A. De domo Augusti. Straßburg, 1697; St. Lotz. Dissertatio de domo Augusti. Altorf, 1715; Weichert A. Imperatoris Caesaris Augusti scriptorum reliquiae. Grimma, 1846). Негативный образ Ливии у старых авторов встречается также у Эккеля, Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 6. Vindobonae, 1828. S. 146 ff., в предисловии к работе Bernoulli J.J. Römische Ikonographie. Bd. 2.1. Berlin; Stuttgart, 1886. S. 83ff., иногда у Домашевского, von Domaszewski A. Geschichte der römischen Kaiser. Leipzig, 1909 и особенно у Гардтхаузена, Gardthausen V. Augustus und seine Zeit. Bd. 1.2. Leipzig, 1891. S. 1018 ff., а недавно у Дессау, Dessau H. Geschichte der römischen Kaiserzeit. Bd. 1. Berlin, 1924. S. 454. Вычленить верный портрет Ливии из искаженных описаний постарались Stahr A.W.T. Römische Kaiserfrauen. Berlin, 1865. S. 27 ff.; Aschbach J. Livia, Gemahlin des Kaisers Augustus. Wien, 1864 и в первую очередь Willrich H. Livia. Leipzig; Berlin, 1911, где наиболее полно собраны и проанализированы имеющиеся сведения о Ливии. Некоторые интересные, хоть и спорные мысли высказывает Г. Ферреро: Ferrero G. Die Frauen der Caesaren / Übers. von E. Kapff. Aufl. 2. Stuttgart, 1914.
|В тот же день и тебя, о Дружба, пышно почтила Ливия, храм твой святой милому мужу даря. (перевод Ф.А. Петровского) |