Политический смысл законопроекта Сервилия Рулла
с.257 Аннотация. В статье рассматриваются намеки Цицерона на враждебных Помпею «архитекторов» аграрного законопроекта Сервилия Рулла, выдвинутого в 63 г. до н. э., и предпринимается попытка идентифицировать этих лиц и их политические цели. Автор доказывает, что за Сервилием Руллом стояли Красс и Цезарь, а его законопроект не следует рассматривать как «пропомпеянский» или «антипомпеянский». Это было предложение о сотрудничестве, которое Красс и Цезарь сделали Помпею. Помпей мог бы использовать этот законопроект для наделения землей своих ветеранов — но лишь при условии вступления в союз с его «архитекторами».
Ключевые слова: аграрный законопроект Сервилия Рулла, Цицерон, Красс, Цезарь, Помпей, вознаграждение ветеранов, ager publicus, Поздняя Римская республика
Olga V. Lyubimova
The paper analyzes Cicero’s hints at the “architects” of Servilius Rullus’ agragian bill of 63 B. C. E., hostile to Pompey, and makes an attempt to identify these persons and their aims. The author argues that Crassus and Caesar stood behind the back of Servilius Rullus, and his bill should not be viewed as “Pompeian” or “anti-Pompeian”. It was a partnership proposal offered to Pompey by Crassus and Caesar. Pompey could use the law to make land allotments to his veterans, but it would be possible only if he made an alliance with its “architects”.
Keywords: Servilius Rullus’ agrarian bill, Cicero, Crassus, Caesar, Pompey, land allotments for veterans, ager publicus, Late Roman Republic
с.258 В конце декабря 64 г.1 плебейский трибун П. Сервилий Рулл обнародовал законопроект, предусматривавший масштабную программу распределения земли. Предполагалось создание комиссии децемвиров с преторским империем сроком на пять лет. Ее должны были избрать 17 триб из 35, отобранные по жребию, под председательством самого Рулла, причем к выборам допускались лишь кандидаты, представившие свои кандидатуры лично. Законопроект предусматривал выведение колоний в Италии: на государственной земле (ager publicus), т. е. на Кампанском и Стеллатском поле, а также на любой италийской земле, приобретенной у собственников, пожелавших ее продать. При этом принудительная покупка земли запрещалась, а участки, в надлежащем порядке предоставленные Суллой разным категориям лиц, закреплялись за владельцами. Деньги для покупки земель в Италии децемвиры должны были получить из следующих источников: средства от продажи участков государственной земли, перечисленных в законопроекте или предназначенных к продаже сенатом после 81 г., средства от реализации земли и иного имущества, которые поступили в собственность государства после 88 г., но не использовались им; дополнительные вектигали, которыми децемвиры имели право обложить государственную землю вне Италии; все доходы от государственной земли, приобретенной после 63 г.; военная добыча, не сданная в казну и не потраченная на памятники, и венечное золото. Расселять в новых колониях предполагалось римский городской плебс; вероятно, закон допускал также возможность наделения землей ветеранов, хотя и не упоминал их впрямую2. В январе 63 г. консул Цицерон произнес в сенате и в народном собрании четыре речи против этого законопроекта, три из которых полностью или частично сохранились. Кроме того, Л. Цецилий Руф, коллега Рулла, пригрозил наложить вето на законопроект (Cic. Sull. 65). В итоге Рулл, по-видимому, снял свое предложение с голосования.
В речах против аграрного закона Рулла Цицерон многократно намекает, что трибун является марионеткой в руках более могущественных людей, которые, оставаясь в тени, продвигают его законопроект ради личного обогащения и захвата власти в государстве (Leg. agr. I. 1; 11—
Согласно классической теории, истинными вдохновителями Сервилия Рулла были Красс и Цезарь, политические противники Помпея, хотя масштабность их замыслов оценивается по-разному. Одни исследователи, принимая трактовку Цицерона (Leg. agr. I. 16—
Данная теория в общих чертах воспроизводит ту картину, которую показывает своим слушателям Цицерон, однако существуют и иные толкования политической составляющей законопроекта.
Еще в XIX в. высказывались сомнения в том, что аграрный закон Рулла был направлен против Помпея. По мнению некоторых исследователей, Красс и Цезарь не рассчитывали всерьез на принятие закона: это была либо провокация с целью продемонстрировать равнодушие оптиматов к нуждам плебса и заставить Цицерона обнаружить свое истинное лицо и открыто встать на их сторону5, либо попытка хотя бы поставить на повестку дня злободневную социально-экономическую проблему и оказать давление на противников реформ6. П. Б. Гурвич, с другой стороны, полагает, что законопроект был задуман Крассом и Цезарем вполне серьезно, однако не в ущерб Помпею, а, напротив, для обеспечения землей его ветеранов, Цицерон же вводил в заблуждение аудиторию, представляя законопроект как опасный для Помпея, чтобы помешать его принятию7.
Споры вызывают и «архитекторы» закона Сервилия Рулла. Г. Штрасбургер, вслед за Цицероном расценивая законопроект как орудие Красса, нацеленное против Помпея, сомневается, что в этом деле принимал участие Цезарь; сходное мнение высказывают Л. Р. Тэйлор и Ф. Фонтанелла8. Г. Самнер, напротив, считает, что закон Рулла отвечал интересам Помпея и именно по этой причине Цезарь его поддерживал, тогда как Красс в этой борьбе не участвовал9. Л. Хаваш доказывает, что за Сервилием Руллом стоял Катилина и его сторонники10. Э. Грюэн высказал мнение, поддержанное Э. Драммондом, о том, что Сервилий Рулл стремился провести реформу по своей инициативе, не рассчитывая на поддержку крупных политических деятелей11. Наконец, У. Вальтер оценивает Сервилия Рулла как в целом самостоятельную фигуру, но считает вероятным его с.260 сотрудничество с Помпеем, тогда как Красс и Цезарь рассматривали законопроект лишь как пробный камень, позволяющий оценить сопротивление сената12.
Итак, представляется, что в литературе уже высказаны все возможные точки зрения о политической направленности законопроекта Сервилия Рулла. В данной статье я попытаюсь оценить правдоподобие и обоснованность существующих точек зрения. Для этого представляется целесообразным не излагать дискуссию в хронологическом порядке, а вычленить в проблеме несколько вопросов и последовательно рассматривать, что сообщают о них источники и как их интерпретируют исследователи.
Намеки Цицерона на «архитекторов» законопроекта Сервилия Рулла
Начнем с вопроса о том, на кого намекал Цицерон в речах против Сервилия Рулла, говоря о неких истинных творцах или вдохновителях закона. Желал ли он, чтобы его аудитория опознала конкретных лиц, или просто представил слушателям «чистый бланк», который они могли заполнить в меру своего разумения?
Самые важные свидетельства содержатся в пассажах Leg. agr. I. 1 и II. 41—
Наибольшие сомнения вызывает кандидатура Цезаря. Их впервые высказал Штрасбургер, указав на ненадежность сообщения Светония о египетском проекте Цезаря в 65 г.: там утверждается, что «александрийцы изгнали своего царя, объявленного в сенате союзником и другом римского народа» (Iul. 11). Однако в 65 г. обсуждался вопрос, следует ли аннексировать Египет, будто бы завещанный Риму царем Птолемеем Александром, а царь Птолемей Авлет, был объявлен другом и союзником римского народа только в 59 г., а изгнан из Египта — только в 58 г. Штрасбургер полагает, что источник Светония был либо кратким и неясным, либо просто фальсификацией: т. е. эти замыслы были приписаны Цезарю после 59 г., когда он действительно вмешался в египетские дела; а поскольку Цезарь тогда состоял в союзе с Крассом, его имя по ошибке или злонамеренно связали с прежним египетским проектом Красса в 65 г. Штрасбургер отмечает также, что вряд ли эдил Цезарь мог рассчитывать на чрезвычайный империй для присоединения Египта14. Если эти соображения справедливы, то в 65 г. Цезарь не проявлял интереса к Александрии, и в 63 г. слушателям Цицерона не пришло бы в голову, что он стоит за законом Сервилия Рулла.
Сомнения, высказанные Штрасбургером, разделяют также Л. Р. Тэйлор и Ф. Фонтанелла15. А. Уорд и Э. Драммонд, однако, отмечают, что даже если свидетельство Светония содержит путаницу, его нельзя полностью отвергать, если с.261 только оно прямо не противоречит исторической ситуации16. Кроме того, возможно, ошибка Светония не так уж велика: К. Беннет выдвинул гипотезу о том, что античный автор подразумевает здесь судьбу не Птолемея XII Авлета, занимавшего египетский трон в 65 г., а того царя, который будто бы составил завещание в пользу Рима, обсуждавшееся в 65 г., — т. е. либо Птолемея X Александра I, изгнанного подданными в 88 г., либо, что менее вероятно, Птолемея XI Александра II, убитого ими же в 80 г.17 В этом случае сообщение Светония в целом достоверно, в нем лишь пропущена связка: завещание свергнутого царя в пользу Рима.
Можно добавить, что гипотеза Штрасбургера о том, что сообщение Светония целиком восходит к некоей фальсификации, сама по себе неправдоподобна. Если основой фальсификации послужило вмешательство Цезаря в египетские дела в 59 г., то ее автор должен был знать, что лишь в этом году, и не ранее, Птолемей Авлет был объявлен другом и союзником Рима. Если фальсификация исходила от врагов Цезаря, то они не отнесли бы изгнание Птолемея Авлета к 65 г., ибо превратности судьбы египетского царя были прекрасно известны в Риме в
Соображение Штрасбургера о том, что эдил Цезарь не мог рассчитывать на чрезвычайное командование в Египте, многие исследователи сочли убедительным, однако для разрешения этой трудности выдвигалось предположение, что Цезарь в 65 г. добивался командования для Красса18 (или Помпея19) или просто поддерживал популярный законопроект20. М. Гельцер, однако, полагает, что Цезарь и сам мог надеяться на назначение21. Недавно эту точку зрения еще раз убедительно обосновала С. Э. Таривердиева22.
Итак, у нас нет оснований отвергать свидетельство Светония о том, что Цезарь в 65 г. открыто поддерживал законопроект об аннексии Египта. Следовательно, аудитория Цицерона в 63 г. должна была опознать Цезаря как одного из «архитекторов» законопроекта Рулла, который двумя годами ранее не сумел завладеть Египтом открыто, теперь же стремится к нему тайно.
Попытка Красса в 65 г. сделать Египет данником Рима засвидетельствована не только Плутархом (Crass. 13. 1—
В частности, Г. Самнер отмечает, что египетский законопроект 65 г. выдвинули трибуны, и их Цицерон тоже мог причислять к вдохновителям Сервилия Рулла25. Это возможно, однако имена этих трибунов нам неизвестны, так что здесь имеется простор для предположений26. Гипотеза Л. Хаваша менее правдоподобна: он полагает, что в 65 г. проект Красса и Цезаря по аннексии Египта поддерживали Катилина и его сторонники, а в 63 г. именно эти последние, уже без участия Красса и Цезаря, выдвинули законопроект Рулла27. Однако у нас нет не только прямых свидетельств, но даже намеков на то, что Катилина либо кто-то из участников его заговора проявлял интерес к египетским делам в 65 г., хотя можно было бы ожидать упоминаний об этом у Цицерона или Саллюстия. Отправной точкой для рассуждений Хаваша является реальность «первого заговора Катилины» в 66—
Остается рассмотреть другие, более туманные намеки Цицерона на архитекторов аграрного законопроекта. Они не позволяют подтвердить гипотезу о том, что с.263 Цицерон говорит о Крассе и Цезаре, так как либо являют собой общие места политической полемики, либо подходят множеству других людей34. Но если намеки Цицерона не соответствуют нашим сведениям о Крассе и Цезаре, то от указанной гипотезы придется отказаться.
Заявления Цицерона о том, что законопроект Рулла благоприятствует держателям земельных наделов, полученных от Суллы (Sullanas possessiones — Leg. agr. II. 68—
Утверждение Цицерона, что в число децемвиров желают войти люди, одни из которых «безмерно корыстны, другие — безмерно расточительны» (Leg. agr. II. 65), вполне может относиться к Крассу, которого Цицерон и ранее завуалированно упрекал в корыстолюбии, выступая против его египетского проекта в 65 г. (De rege Alex. Fr. 2 и Schol. Bob. 92 St.), и к Цезарю, огромные долги которого были хорошо известны (Suet. Iul. 13; Plut. Caes. 5. 8; 7. 2; 11. 1—
Цицерон утверждает, что за Руллом стоят люди, которых сенат боится гораздо больше, чем самого Рулла (Leg. agr. I. 22). По мнению Драммонда, такая характеристика не слишком подходит ни Крассу, ни (на рассматриваемый момент) Цезарю39. Но не следует забывать, что это — сравнительная характеристика. В 67 г. консулы задержали в Италии легионы, так как опасались восстания в Транспаданской Галлии, вызванного агитацией Цезаря (Suet. Iul. 8). Деятельность Цезаря на посту эдила побудила сенат ограничить число гладиаторов, которых можно держать в Риме, а его коллега Бибул жаловался, что вся народная любовь за устроенные зрелища досталась Цезарю (Suet. Iul. 10; Dio Cass. XXXVII. 8). Вскоре после этого Цезарь восстановил на Капитолии трофеи Мария, и на созванном по этому поводу заседании сената Катул обвинил его в том, что он «покушается на государство уже не путем подкопа, но с осадными машинами» (Plut. Caes. 6. 7). с.264 Что касается Красса, то в 64 г. Цицерон, тоже завуалированно, обвинял его в покушении на государство в связи с поддержкой, которую он оказывал Гнею Пизону, Катилине и Гаю Антонию (Ascon. 93 C, ср. Sall. Cat. 19. 1—
Итак, можно сделать вывод, что и в сенате, и перед народом Цицерон намекал, что за законопроектом Рулла стоят Красс и Цезарь, — и намекал достаточно прозрачно, чтобы аудитория без труда могла его понять. Однако Э. Грюэн и Э. Драммонд полагают, что Цицерон искажает реальность и на самом деле Рулл действовал в одиночку41. Рассмотрим, как положения закона соотносятся с политической обстановкой того времени.
Египетский вопрос в законопроекте Рулла
Поскольку в изложении Цицерона главной нитью, связывающей проекты 65 и 63 г., оказывается египетский вопрос, начать следует с него. Цицерон изображает дело так, словно закон Рулла дает децемвирам право окончательно решить судьбу Египта: либо аннексировать его, либо утвердить Птолемея на египетском троне (Leg. agr. I. 1; II. 41—
По-видимому, утверждение Цицерона, что законопроект Рулла предусматривает возможность аннексии Египта, и в самом деле является крупным с.265 искажением46. Однако вряд ли прав Драммонд, когда на этом основании он отвергает и слова Цицерона о том, что Рулла поддерживают те же лица, которые в 65 г. добивались аннексии Египта47. Напротив, инсинуация Цицерона о сходстве обоих предложений должна была выглядеть правдоподобной именно потому, что оба законопроекта поддерживали одни и те же люди; в противном случае она выглядела бы совершенно безосновательной. Отметим, кстати, что в изображении Цицерона аннексия Египта является для покровителей Рулла не самоцелью, но лишь средством получить доступ к египетским богатствам; и они, по его словам, вполне способны отказаться от аннексии в обмен на взятку от Птолемея Авлета (Leg. agr. II. 43—
Содержание законопроекта Рулла и интересы Помпея
Ключевое значение для установления «архитекторов» законопроекта Рулла и его политического смысла имеют утверждения Цицерона о том, что целый ряд положений законопроекта Рулла вредит интересам Помпея. Как самому оратору, так и исследователям, принимающим его трактовку событий, наиболее важным представляется следующее. Законопроект запрещал заочное избрание в коллегию децемвиров, а это означало, что Помпей, находившийся на Востоке, от участия в ней отстранялся (Leg. agr. II. 23—
Однако против такой логики рассуждений в историографии был выдвинут ряд возражений. П. Б. Гурвич указывает, что у Помпея в Риме было достаточно друзей и союзников, которые могли бы войти в децемвират, поэтому исключение его кандидатуры не наносило ему вреда. Данная статья закона, по его мнению, предназначалась для недопущения в аграрную комиссию оптиматов (Лукулла, Метелла Критского, Марция Рекса), которые тогда ожидали триумфа за померием49. Независимо от Гурвича такое же мнение высказывают Самнер и Драммонд, хотя первый допускает, что составители законопроекта могли просто скопировать запрет на заочное соискание из предыдущих аграрных законов50. К этому Самнер прибавляет, что Помпей все равно не мог бы приступить к обязанностям, находясь на Востоке; гораздо важнее было, чтобы комиссия как можно раньше начала работу51. С этой аргументацией согласны Грюэн и Вальтер, полагающие, что завоеватель Востока вряд ли пожелал бы занять место одного из десяти уполномоченных и исполнять чисто административные обязанности52.
Однако эти рассуждения опровергаются последующими событиями. Когда в 59 г. Цезарь провел законы о распределении земли среди ветеранов Помпея и городского плебса, Помпей (как и Красс) вошел в земельную комиссию с.266 и, в частности, стал основателем колонии в Капуе, создание которой предусматривалось и Сервилиевым законопроектом (Cic. Att. II. 19. 3; Dio Cass. XXXVIII. 1. 7). Правда, он, по-видимому, стал членом не вигинтивирата, а более престижной комиссии квинквевиров с судебными полномочиями53, но в сущности занимался той самой административной работой, которая предусматривалась и законом Рулла, причем даже в более узких рамках, так как аграрные законы Цезаря не уполномочивали членов земельной комиссии распоряжаться государственной собственностью за пределами Италии или устанавливать новые налоги и сборы. Сам Цезарь действительно отказался войти в свою земельную комиссию54, однако вовсе не потому, что считал эти обязанности ниже своего достоинства. Он, с одной стороны, желал исключить подозрения в личной заинтересованности при проведении закона55, с другой — оказать услугу Помпею, Крассу и другим лицам, занявшим место в комиссии (Dio Cass. XXXVIII. 1. 7). Отсюда следует, что членство в ней считалось весьма выгодным и престижным назначением. Это вполне естественно, так как участие в распределении земли среди ветеранов и городского плебса давало много возможностей для укрепления и расширения влияния. В 41 г. важнейшей причиной Перузинской войны стало стремление представителей Антония получить доступ к распределению земли между ветеранами, которым занимался Октавиан: сторонники Антония не желали, чтобы вся благодарность воинов досталась одному Октавиану (App. BC. V. 14; Dio Cass. XLVIII. 5. 2; 6. 1—
Г. Самнер прав в том, что даже в случае своего избрания в децемвират Помпей не мог бы распределять италийскую землю, находясь на Востоке57. Однако в восточных провинциях децемвирам предстояла немалая работа по продаже и обложению налогом государственной собственности, и Помпей вполне мог с.267 бы заняться этим. А наиболее значимый для него вопрос о вознаграждении его ветеранов встал бы только после его возвращения с Востока, ибо армия Помпея прибыла бы в Италию вместе со своим полководцем. Э. Харди предполагает, что закон Рулла предусматривал двухэтапную схему распределения земли: на первом этапе децемвиры должны были расселить городской плебс на государственной Кампанской и Стеллатской земле в колониях, местоположение и размер которых были установлены заранее. На втором этапе ветераны Помпея, вернувшиеся с Востока, должны были получить участки, выкупленные децемвирами у частных лиц; ни местоположение этих колоний, ни численность колонистов в законопроекте не были прописаны, ибо предсказать их было невозможно58. Нетрудно видеть, что перспективы ветеранов являлись довольно туманными, так как к моменту их прибытия наиболее плодородная и легкодоступная земля уже была бы распределена. В этих условиях личное участие Помпея в работе аграрной комиссии имело бы особенно важное значение, и статья закона, не допускавшая Помпея к распределению земли среди его ветеранов, действительно наносила ему ущерб.
Этого нельзя сказать о других оптиматах59, ожидавших триумфа за померием. Лукуллу и Марцию Рексу не приходилось заботиться о награждении ветеранов, так как их легионы перешли под командование Помпея (Plut. Luc. 36; Pomp. 31; Dio Cass. XXXVI. 48. 2). Три легиона Метелла Критского, возможно, вернулись в Италию и в 65 г. были распущены, но их служба продолжалась всего около трех лет, и у нас нет сведений о том, что Метелл когда-либо добивался земли для своих солдат60.
В целом для политика согласие войти в аграрную комиссию, учрежденную его противниками, означало бы измену принципам и потерю политического лица. Об этом свидетельствует Цицерон, дважды отказавшийся войти в земельные комиссии Цезаря в 59 г. несмотря на то, что участие в их работе позволило бы ему не только расширить влияние, но и защититься от угрозы со стороны Клодия61.
Назначение Катона на Кипр, хотя и кажется исключением, лишь подтверждает это правило: его имя было вписано в законопроект по инициативе Клодия, и после голосования Катону оставалось либо принять почесть, дарованную римским народом, либо отклонить ее (Cic. Dom. 20—
Так или иначе, Катон хотя бы имел возможность представить назначение на Кипр как нежелательное и навязанное ему поручение. Однако для того чтобы войти в земельную комиссию, политик должен был выдвинуть свою кандидатуру на выборах и приложить усилия для победы на них, т. е. проявить инициативу и открыто выразить свое согласие с предстоящей аграрной реформой. Если говорить о полководцах, ожидавших триумфа в 63 г., то Марций Рекс не дожил до 59 г. (Cic. Att. I. 16. 10), но ни Лукулл, ни Метелл Критский, насколько известно, не пытались войти в аграрные комиссии Цезаря; да и вообще случаи противодействия земельным реформам «изнутри», со стороны аграрных уполномоченных не засвидетельствованы62. Поэтому авторам Сервилиева законопроекта не было необходимости включать в него статью, закрывающую оптиматам доступ в децемвират.
Впрочем, Т. Митчелл справедливо отмечает, что если бы оптиматы захотели войти в аграрную комиссию, то без труда нашли бы в Риме влиятельных кандидатов: например, Катула или Гортензия63. Помпею это было бы сложнее, так как многие выдающиеся его сторонники находились вместе с ним на Востоке (в частности, А. Габиний, Л. Геллий, Кв. Метелл Непот, М. Пизон, М. Скавр, Фавст Сулла, возможно, Л. Афраний)64. Конечно, в Риме все равно нашлись бы политики, готовые и способные представлять интересы Помпея65, и на законодательном уровне помешать им баллотироваться в аграрную комиссию было бы невозможно. Однако часть нежелательных кандидатов могла быть отсеяна на этапе выборов: их особый порядок давал Сервилию Руллу большое влияние на их результаты.
Высказывая предположение, что запрет на заочное соискание должности децемвира мог быть просто скопирован Руллом из предыдущих аграрных законов66, Самнер не приводит никаких ссылок на существование подобных запретов ранее. Цицерон, однако, прямо утверждает, что это требование не имеет прецедентов (Leg. agr. II. 24). На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что оно действительно было направлено против Помпея.
Гурвич усматривает выгоду для Помпея в том, что, согласно проекту Рулла, децемвиры получали в свое распоряжение все поступления с новых вектигалей, установленных после 63 г. (Cic. Leg. agr. I. 13; II. 62), т. е. прежде всего доходы с территорий, завоеванных Помпеем. Эту статью законопроекта он рассматривает как решение вопроса о распоряжениях Помпея на Востоке. По его мнению, в случае принятия закона новые территории выводились из сферы ведения сената, и Помпею не пришлось бы долго добиваться утверждения своих распоряжений67. Даже если эта интерпретация верна, Помпей был бы избавлен от хлопот лишь в том случае, если бы аграрная комиссия целиком состояла из дружественных ему людей; в противном случае ему все равно пришлось бы договариваться — только не с сенатом, а с другим органом. Однако толкование Гурвича с.269 представляется слишком расширительным. Во-первых, Цицерон сообщает, что децемвиры должны были распоряжаться средствами, поступившими от новых, т. е. восточных, вектигалей, но не говорит ни слова о том, что они имели бы полномочия устанавливать или утверждать эти вектигали68. Во-вторых, распоряжения Помпея на Востоке, помимо установления налогов, предусматривали создание провинций, определение границ, признание царей и тетрархов, заключение договоров, предоставление городам свободного статуса и т. д.69 Таким образом, вряд ли данная статья законопроекта Рулла преследовала цели, идущие далее, чем финансирование аграрных мероприятий.
С Помпеем может быть связан и тот пункт законопроекта Рулла, где перечислялись участки государственной земли в Италии и провинциях, предназначенные к продаже. В этот перечень были включены земли Карфагена, кроме территории, занятой нумидийским царем Гиемпсалом. Цицерон утверждает, что составителей закона подкупил Юба, сын Гиемпсала, находившийся тогда в Риме (Cic. Leg. agr. I. 10; II. 58—
Но если так, то этот намек, видимо, был вставлен позднее, при публикации (что допускает и сам Харви): вряд ли в 63 г. аудитория Цицерона поверила бы, что Цезарь получил деньги от того самого Юбы, которого совсем недавно таскал за бороду. Более вероятно, что этот конфликт случился уже после внесения законопроекта Рулла74, а реплика Цицерона о волосах Юбы вызвана просто непривычной для римлян внешностью нумидийского царевича: его пышной прической и длинной бородой75. Если так, то нельзя отметать версию Цицерона о взятке, полученной с.270 вдохновителями законопроекта Рулла от Юбы76. Взятка могла иметь и нематериальный характер: например, Юба мог пообещать, что отступится от претензий к Масинте, клиенту Цезаря, если последний обеспечит утверждение спорных территорий за Гиемпсалом. Возможно и то, что земля Гиемпсала действительно была освобождена от продажи из-за его тесных связей с Помпеем. Можно предложить и третье объяснение: спорные земли закреплял за Гиемпсалом договор, заключенный им с Г. Коттой, консулом 75 г., однако не ратифицированный народом (Cic. Leg. agr. II. 58). Котта приходился родственником Цезарю и некогда вступился за него перед Суллой (Suet. Iul. 1. 2). Не исключено, что льгота, предоставленная Гиемпсалу в законе Рулла, была данью уважения не Помпею, а Котте77.
Однако некоторые аргументы исследователей, отвергающих уверения Цицерона в том, что законопроект Рулла наносит ущерб интересам Помпея, представляются более весомыми.
Прежде всего, уже не раз отмечалось немалое сходство предложений Рулла с выдвинутым в 60 г. аграрным законопроектом Флавия и принятыми в 59 г. Юлиевыми аграрными законами, которые несомненно предназначались для обеспечения землей ветеранов Помпея и пользовались его поддержкой78. Конечно, если верна довольно убедительная гипотеза Харди о двухэтапном распределении земли (см. выше), то Рулл отдавал городскому плебсу приоритет перед ветеранами. Тем не менее, трудно отрицать, что его законопроект по крайней мере можно было использовать в интересах Помпея.
Далее, законопроект Рулла требовал, чтобы все полководцы передавали в распоряжение децемвиров деньги, захваченные в качестве добычи или полученные от ее продажи, а также золотые венки, если эти средства не были сданы в казну или потрачены на сооружение памятников. От этого требования был освобожден только Помпей. Цицерон язвительно утверждает, что составители законопроекта просто не решились оскорбить Помпея, как всех прочих (Cic. Leg. agr. I. 12—
с.271 Итак, содержание аграрного закона Рулла не позволяет сделать однозначный вывод о том, отвечал ли он интересам Помпея или, напротив, должен был послужить орудием против него. Поэтому, чтобы выявить политический смысл этого законопроекта, исследователи более внимательно рассматривают обстоятельства его выдвижения и обсуждения.
Обстоятельства внесения и обсуждения законопроекта Рулла
Прежде следует обратить внимание на личность самого Сервилия Рулла. В источниках нет никаких сведений о его деятельности и карьере, которые позволяли бы связать его с Помпеем или его противниками81. Самнер, впрочем, высказывает осторожное предположение, что Сервилий Рулл идентичен Сервилию, командовавшему флотом Помпея в 65 г. (Plut. Pomp. 34)82; это могло бы послужить аргументом в пользу помпеянского характера законопроекта. Однако данное предположение представляется слишком шатким. Самнер отвергает предложенные ранее идентификации флотоводца Сервилия с Сервилием Цепионом, который командовал кораблями Помпея в 67 г. (Flor. I. 41. 20) либо с Сервилием Исавриком (консулом 48 г.)83, указывая, что к 65 г. первого уже не было в живых (Plut. Cat. Min. 11; 15), а второй был слишком молод для этой должности84. Однако Й. Гейгер убедительно продемонстрировал, что в этом поколении было два Сервилия Цепиона: первый из них (вероятно, Гней) приходился единоутробным братом Катону и скончался в 67 г.; второй же, Квинт, в 67 г. служил легатом Помпея, в 65 г. командовал его флотом и дожил по меньшей мере до 58 г.85 Таким образом, у нас нет оснований идентифицировать с Сервилием Руллом флотоводца Помпея.
Однако два члена коллегии трибунов 63 г. имеют более тесные связи с Помпеем: это Тит Лабиен и Тит Ампий Бальб, которые позднее в этом же году провели закон о предоставлении почестей Помпею (Vell. II. 40. 4). Самнер отмечает, что ни один из них не заявил о намерении наложить запрет на предложение Рулла, и расценивает их позицию как подтверждение того, что оно отвечало интересам Помпея86. Возражая ему, Уорд указывает, что даже если эти двое были помпеянцами (что вызывает у него некоторые сомнения), они могли воздержаться от наложения запрета, зная, что это обещал сделать их коллега Л. Цецилий Руф (Cic. Sull. 65)87.
Последнее соображение представляется справедливым, но нуждается в уточнении. Как уже говорилось выше, законопроект Рулла можно было использовать с.272 для наделения землей ветеранов Помпея. Если бы в 63 г. аграрный закон заблокировали сторонники Помпея, а через пару лет он сам поставил бы на повестку дня аналогичный закон, то противники обоснованно стали бы упрекать его в лицемерии и непостоянстве. Конечно, это препятствие не было непреодолимым, но в условиях противодействия оптиматов могло создать дополнительные трудности, а самого Помпея поставило бы в неудобное положение88. С другой стороны, если бы Руллу удалось провести закон, невзирая на интерцессию помпеянцев (как это удалось, например, Тиберию Гракху в 133 г. или Габинию в 67 г.), то Помпей уже не мог бы рассчитывать на сотрудничество с аграрной комиссией. Поэтому выжидательная позиция трибунов-помпеянцев вряд ли доказывает, что законопроект Рулла был выдвинут в интересах Помпея.
Следует отметить и еще один момент. У нас нет разумных оснований сомневаться в том, что Тит Ампий Бальб был последовательным помпеянцем, начиная со своего трибуната в 63 г. и вплоть до гражданской войны 49—
Грюэн указывает, что законопроект Рулла не дошел до стадии голосования и был отозван автором; по его мнению, это может означать, что за Руллом не стояли крупные политические фигуры, способные протолкнуть этот закон вопреки сопротивлению оптиматов и трибунскому запрету92. Драммонд тоже считает, что Рулл действовал самостоятельно, и ссылается на тот факт, что ни Красс, ни Цезарь не выступили в поддержку его предложения публично, хотя в других острых вопросах не стеснялись высказывать свое мнение93.
Действительно, в 65 г. Красс и Цезарь, как было показано выше, открыто выступали за аннексию Египта. Но, возможно, именно этот неудачный опыт побудил их в 63 г. воздержаться от публичной поддержки предложения Рулла. Его законопроект предоставлял децемвирам весьма широкие полномочия, и Цицерон, не называя имен, все же сумел обыграть корыстолюбие и властолюбие инициаторов аграрного законопроекта, их нечистоплотность в денежных делах и стремление к тирании (см. например, Leg. agr. I. 22—
С другой стороны, в 60 г. Помпей, пусть и не сразу, но все же счел необходимым встать на защиту Флавиева законопроекта. Но Красс и Цезарь в 63 г., видимо, так и не бросили на чашу весов свой авторитет. Грюэн и Драммонд объясняют это тем, что вопреки инсинуациям Цицерона они и не являлись инициаторами данного проекта. Однако между этими ситуациями имеется два существенных различия. Для Помпея вопрос о вознаграждении ветеранов имел важное значение: солдаты ждали земельных наделов от своего полководца, и неспособность их обеспечить неизбежно снижала его влияние в их среде (Cic. Leg. agr. II. 54; Dio Cass. XXXVII. 49. 2; XXXVIII. 5. 1—
Насколько нам известно, никто из коллег Флавия не попытался наложить запрет на его законопроект; но Руллу обещал воспрепятствовать трибун Л. Цецилий Руф (Cic. Sull. 65). Если противодействие сената трибун мог преодолеть, внеся законопроект прямо в народное собрание (хотя это и противоречило бы обычаям предков), то трибунская интерцессия представляла более серьезную проблему. Попытка ее устранить с огромной вероятностью привела бы к политическим потрясениям и массовым беспорядкам и потребовала бы отстранения Цецилия от должности или прямого нарушения трибунского вето, что впоследствии грозило бы Руллу уголовным обвинением95. Вполне вероятно, что ни сам Сервилий Рулл, ни его покровители не готовы были к столь решительным и опасным мерам ради принятия земельного закона. В конце концов, в 65 г. Красс и Цезарь тоже отступились от своего египетского проекта, не доводя дело до открытого противостояния.
Таким образом, обстоятельства внесения и обсуждения законопроекта Рулла не позволяют ни подтвердить, ни опровергнуть намеки Цицерона на Красса и Цезаря с.274 как его инициаторов и его вполне определенные утверждения о пагубности законопроекта для интересов Помпея. С другой стороны, анализ содержания законопроекта показывает, что его составители придавали большое значение составу аграрной комиссии, и запрет заочного избрания децемвиров прямо противоречил интересам Помпея. Однако законопроект можно было использовать для наделения землей ветеранов Помпея, а статья, освобождавшая последнего от обязанности предоставить военную добычу в распоряжение децемвиров, ставила его в привилегированное положение по сравнению с другими полководцами. Итак, законопроект Сервилия Рулла трудно истолковать как однозначно «пропомпеянский» или «антипомпеянский»; однако можно сделать вывод, что сам Помпей, по-видимому, не был инициатором этого проекта.
Политические стратегии Красса и Цезаря в отношении Помпея в 60-х годах
Теперь следует понять, как соотносится законопроект подобного содержания с политическими стратегиями Красса и Цезаря, на которых Цицерон намекает как на его инициаторов.
Историю взаимоотношений Красса с Помпеем в
с.275 Оценивая политику Красса в 63 г., следует учитывать не только его конфликт с Помпеем семилетней давности, но и его ссору с коллегой по цензуре Катулом, которая произошла всего двумя годами ранее и закончилась отнюдь не примирением, а отказом обоих цензоров от должности (Plut. Crass. 13; Dio Cass. XXXVII. 9. 3—
Отношения Цезаря с Помпеем складывались иначе104. В 70 г. Цезарь поддерживал закон о возвращении сторонников Лепида (Suet. Iul. 5)105, автор которого трибун Плотий, вероятно, был связан с Помпеем, так как провел также закон о наделении землей его ветеранов (Cic. Att. I. 18. 6; Dio Cass. XXXVIII. 5. 1—
Что же касается взаимоотношений самих Цезаря и Красса, то их сотрудничество, по-видимому, началось в 65 г. Сообщение Светония о том, что в 66 г. они участвовали в «первом заговоре Катилины» (Suet. Iul. 9), весьма сомнительно, как и вся традиция об этом заговоре108. Оно может отражать контакты между Цезарем и Крассом, существовавшие уже в 66 г.; но в списке «заговорщиков» их имена появились только в
К 64 г. относится еще одно важное свидетельство, которое имеет прямое отношение к проблеме инициаторов Сервилиева законопроекта. Асконий сообщает, что на консульских выборах этого года Красс и Цезарь поддерживали Катилину и Гая Антония и противодействовали их сопернику Цицерону (Ascon. 82—
С другой стороны, Гай Антоний первоначально поддерживал законопроект Сервилия Рулла, но Цицерон переманил его на свою сторону, заключив с ним соглашение об обмене провинциями (Plut. Cic. 12). Сам Цицерон во второй речи против Рулла (103) подчеркивает, что достиг согласия с коллегой — к неудовольствию неких людей, ожидавших, что консулы станут враждовать друг с другом. Таким образом, в 64 г. Красс и Цезарь продвигали Гая Антония на консульских выборах, а тот, в свою очередь, намеревался продвигать законопроект Сервилия Рулла. Логично сделать вывод, что истинными авторами проекта Рулла тоже были Красс и Цезарь120, и именно они оказались недовольны, когда Антоний, поддавшись на уговоры Цицерона, отказал Руллу в поддержке121.
Итак, мы видим, что к началу 63 г. Красс и Цезарь уже имели опыт сотрудничества и общих противников в лице Катула и Цицерона. Но прибытие Помпея с Востока должно было решающим образом изменить расстановку сил в Риме: Помпей возвращался с победой и огромной добычей, во главе многочисленной и преданной ему армии, присоединив к империи богатейшие территории. Отношения Красса с Помпеем были омрачены серьезным конфликтом семилетней давности и, вероятно, взаимным недоверием и опасениями (несмотря на внешнее примирение). Возможно, Красс поддерживал соискание Катилины и Антония, рассчитывая, что в благодарность они защитят его интересы после возвращения Помпея. Но поражение Катилины на выборах разрушило эти планы, и Крассу не хватило бы сил, чтобы одновременно противостоять и старому врагу — Помпею, и новым — Катулу и Цицерону. В его интересах было наладить отношения хотя бы с кем-то из этих могущественных фигур, и примирение с Помпеем, вероятно, выглядело более достижимым. Кроме того, Цезарь, теперешний союзник Красса, ранее оказывал Помпею услуги и вправе был рассчитывать на его дружественное отношение.
Такая политическая ситуация позволяет объяснить характер Сервилиева законопроекта. Его не стоит вслед за Цицероном расценивать как меру, направленную против интересов Помпея. Аграрный закон можно было использовать для вознаграждения ветеранов Помпея, и это, по-видимому, изначально было одной из его задач. Освобождая Помпея от необходимости сдавать в распоряжение децемвиров военную добычу, авторы законопроекта ставили его в привилегированное положение по сравнению с другими полководцами. Вероятно, именно этими соображениями руководствовались Лабиен и Ампий Бальб, трибуны-помпеянцы, с.278 когда не стали препятствовать проведению законопроекта122. С другой стороны, инициаторов закона нельзя охарактеризовать как сторонников Помпея, ибо они позаботились о том, чтобы Сервилий Рулл мог оказать решающее влияние на состав земельной комиссии, но закрыли дорогу туда самому Помпею. Представляется, что законопроект Рулла следует расценивать как предложение о сотрудничестве, которое Красс и Цезарь сделали Помпею. Но чтобы извлечь из него выгоды, Помпей сам в свою очередь должен был протянуть руку Крассу и Цезарю, которые в случае принятия закона стали бы членами земельной комиссии и распоряжались бы землей, предназначенной для его ветеранов.
Представляется, что продолжение этой политики можно усмотреть и в некоторых последующих акциях Цезаря. Уже упоминалось, что Цезарь поддержал закон Лабиена и Ампия Бальба о предоставлении почестей Помпею. В первый же день своей претуры в 62 г. он предложил передать поручение о восстановлении храма Юпитера от Катула Помпею (Dio Cass. XXXVII. 44. 1—
Итак, законопроект Сервилия Рулла, по-видимому, следует расценивать как первую попытку Красса и Цезаря склонить (или вынудить) Помпея к союзу с ними против оптиматов в сенате. В течение 63 и начала 62 г. они предприняли еще несколько таких попыток, которые, однако, тоже окончились неудачей. Только когда Помпей сам натолкнулся на сопротивление оптиматов и убедился, что с.279 ему не хватает влияния, чтобы добиться утверждения распоряжений, сделанных им на Востоке, и предоставления земли его солдатам, он вынужден был все-таки пожать протянутую руку и вступить в союз с Крассом и Цезарем.
Литература / References
Afzelius, A. 1940: Das Ackerverteilungsgesetz des P. Servilius Rullus. Classica et Medievalia 3, 214—
Agnes, L. 1943: Intorno alla rogatio Servilia. Rivista di filologia e d’istruzione classica 71, 35—
Badian, E. 1967: The testament of Ptolemy Alexander. Rheinisches Museum für Philologie 110, 178—
Barry, J. M. 2005: Fides in Julius Caesar’s Bellum Civile: A Study in Roman Political Ideology at the Close of the Republican Era. PhD Diss. University of Maryland.
Bennett, C. 2016: Egyptian Royal Genealogy: Ptolemy XII URL: http://www.tyndalehouse.com/egypt/ptolemies/ptolemy_xii_fr.htm (дата обращения: 9.04.2018)
Blänsdorf, J. 2015: Cicero erklärt dem Volk die Agrarpolitik (De leg. agr. II). In: J. Blänsdorf, Vorträge und Aufsätze zur lateinischen Literatur der Antike und des Mittelalters. Frankfurt am Main, 83—
Braund, D. C. 1983: Royal wills and Rome. Papers of the British School at Rome 51, 16—
Broughton, T. R. S. 1951: The Magistrates of the Roman Republic. Vol. 2. New York.
Brunt, P. A. 1957: Three passages from Asconius. Classical Review 7, 193—
Brunt, P. A. 1971: Italian Manpower 225 B. C. — A. D. 14. Oxford.
Brunt, P. A. 1988: The Fall of the Roman Republic. Oxford.
Bugaeva, N. V. 2010: [“Expositio consiliorum suorum”: the mysterious work of Cicero]. Antiquitas iuventae 5, 81—
Бугаева, Н. В. «Expositio consiliorum suorum»: таинственный труд Цицерона. Antiquitas iuventae 5, 81—
Chrustaljow, W. K. (forthcoming): Sic est (non) iusta causa belli? Issues of Law and Justice in the Argumentation of the Opponents and the Proponents of the Roman Annexation of Egypt in 65 B. C.
Crawford, M. (ed.) 1991: Roman Statutes. Vol. 1. London.
Deknatel, Ch. 1901: De vita Marci Licinii Crassi. Lugduni Batavorum.
Drumann, W. 1964: Geschichte Roms in seinem Übergänge von der republikanischen zur monarchischen Verfassung oder Pompeius, Caesar, Cicero und ihre Zeitgenossen. Bd 3. Hildesheim.
Drummond, A. 1999: Tribunes and tribunician programmes in 63 BC. Athenaeum 87, 121—
Drummond, A. 2000: Rullus and the Sullan possessores. Klio 82, 126—
Epstein, D. F. 1987: Personal Enmity in Roman Politics 218—
Ferrary,
Fontanella, F. 2005: La I orazione De lege agraria: Cicerone e il senato di fronte alla riforma di P. Servilio Rullo (63 a. C.). Athenaeum 93, 149—
Gabba, E. 1973: Esercito e società nella tarda repubblica romana. Firenze.
Geiger, J. 1973: The Last Servilii Caepiones of the Republic. Ancient Society 4, 143—
Gelzer, M. 1968: Caesar: Politician and Statesman. Engl. transl. by P. Needham. Cambridge (Mass.).
Gorenshtein, V. O. 1949: [Notes]. In: Pis’ma Marka Tulliya Tsitserona k Attiku, blizkim, bratu Kvintu, Marku Brutu [Marcus Tullius Cicero’s Letters to Atticus, to His Friends, to His Brother Quintus, to Marcus Brutus], Vol. 1. Moscow—
Горенштейн, В. О. Примечания. В кн.: Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, Марку Бруту. T. 1. М.—
Gruen, E. S. 1974: The Last Generation of the Roman Republic. Berkeley.
Gurvich, P. B. 1949: [Cicero and the lex Servilia agraria]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 241—
Гурвич, П. Б. Цицерон и lex Servilia agraria. ВДИ 2, 241—
Hardy, E. G. 1924: The agrarian proposal of Rullus in 63 B. C. In: E. G. Hardy, Some Problems in the Roman History. Oxford, 67—
Harvey, P. B. 1972: Cicero’s Orationes de lege agraria. Studies and Essays with a Commentary on the Third Oration. PhD Diss. Ann Arbor.
Havas, L. 1976: La rogatio Servilia (contribution à l’étude de la propriété terrienne à l’époque du déclin de la république romaine). Oikumene 1, 131—
Havas, L. 1977: Rome and Egypt in the 60s B. C. Studia Aegyptiaca 3, 39—
Holmes, T. R. 1923: The Roman Republic and the Founder of Empire. Vol. 1. Oxford.
Hopwood, K. 2007: Smear and Spin: Ciceronian Tactics in De Lege Agraria II. In: J. Booth, I. Gildenhard (eds.), Cicero on the Attack. Invective and Subversion in the Orations and Beyond. Swansea, 71—
с.280 Jonkers, E. J. 1963: Social and economic commentary on Cicero’s De lege agraria orationes tres. Leiden.
Khrustalyov, V. K. 2014: [“Egyptian Question” in the Roman politics in 60s B. C.]. Metamorphosy istorii [Metamorphoses of History] 5. Pskov, 142—
Хрусталев, В. К. «Египетский вопрос» в римской политике в
Khrustalyov, V. K. 2015: [M. Tullius Cicero. Die Fragmente der Rede “De rege Alexandrino” (russische Übersetzung und Kommentar)]. Mnemon. Issledovaniya ipublikatsiipo istorii antichnogo mira [Mnemon. Researches and Publications on the History of Ancient World 15]. Saint Petersburg, 501—
Хрусталев, В. К. Марк Туллий Цицерон. Речь «Об александрийском царе» (фрагменты). Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира 15. СПб., 501—
Klebs, E. 1894: Ampius (1). In: RE. Bd 1, 1978—
Luzzatto, G. I. 1966: Ancora sulla proposta di legge agraria di P. Servilio Rullo. Bollettino dell’Istituto di diritto romano 69, 85—
Lyubimova, O. V. 2013: [The conflict of Crassus and Pompey in 70 BC: its background and causes]. Studia historica XIII, 136—
Любимова, О. В. Конфликт Красса и Помпея в 70 г. до н. э.: его зарождение и причины. Studia historica XIII, 136—
Lyubimova, O. V. 2015a: [The trial of Vestals of 73 B. C.: political aspect]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 45—
Любимова, О. В. Суд над весталками в 73 году до н. э.: политический аспект. ВДИ 3, 45—
Lyubimova, O. V. 2015b: [The “First Catilinarian conspiracy” and Marcus Licinius Crassus]. Antichnyy mir i arkheologiya [Ancient World and Archaeology] 17, 151—
Любимова, О. В. «Первый заговор Катилины» и Марк Лициний Красс. АМА 17, 151—
Lyubimova, O. V. 2017: [Marcus Licinius Crassus and the Transpadani: nimium parcus in largienda civitate?]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 77/1, 66—
Любимова, О. В. Марк Лициний Красс и транспаданцы: nimium parcus in largienda civitate? ВДИ 77/1, 66—
Marshall, B. A. 1976: Crassus. A Political Biography. Amsterdam.
Matyushkina, O. G. 2013: [Agrarian draft law of Servilius Rullus]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kulturologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice] 7 (33), II, 94—
Матюшкина, О. Г. Аграрный законопроект Сервилия Рулла. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики 7 (33). Ч. II, 94—
Matyushkina, O. G. 2016: [Marcus Licinius Crassus and agrarian draft law of Servilius Rullus]. Nauka i obrazovanie segodnia [Science and Education Today] 7 (8), 9—
Матюшкина, О. Г. Марк Лициний Красс и аграрный законопроект Сервилия Рулла. Наука и образование сегодня 7 (8), 9—
Meier, Ch. 1995: Caesar. Engl. transl. by P. McLintock. London.
Minieri, L. 2002: La rogatio agraria di Servilio Rullo. In: G. Franciosi (a cura di), Ager Campanus. Atti dei Convegno internazionale: la storia dell’ager Campanus, problemi della limitatio e sua lettura attuale. Napoli, 45—
Mitchell, T. N. 1979: Cicero. The Ascending Years. New Haven—
Mommsen, Th. 1941: Istoriya Rima. T. 3 [Römische Geschichte. Bd. 3. Von Sullas Tod bis zur Schlacht von Thapsus]. Russian transl. Moscow, 1941.
Моммзен, Т. История Рима. Т. 3. От смерти Суллы до битвы при Тапсе. М.
Münzer, F. 1923: Servilius (5). In: RE. II. R. Hlbd 5, 1761.
Rawson, B. 1991: Roman Culture and Society. Oxford.
Rising, T. 2013: Senatorial opposition to Pompey’s Eastern settlement. A storm in a teacup? Historia 62, 196—
Rising, T. 2015: Caesar’s offer, Cicero’s rebuff, and the two land commissions of 59 B. C. Historia 64, 419—
Sage, E. T. 1921: Cicero and the agrarian proposals of 63 B. C. Classical Journal 16, 230—
Salmon, E. T. 1935: Catiline, Crassus, and Caesar. American Journal of Philology 56, 302—
Seager, R. 1964: The First Catilinarian Conspiracy. Historia 13, 338—
Seager, R. 2002: Pompey the Great. Malden—
Shackleton Bailey, D. R. 1977: Cicero: Epistulae ad Familiares. Vol. 1. 62—
Siani-Davies, M. 1997: Ptolemy XII Auletes and the Romans. Historia 46, 306—
Stein, A. 1923: Servilius (80). In: RE. II R. Hlbd 5, 1808—
Stockton, D. 1971: Cicero: a Political Biography. New York.
с.281 Stone, M. 1998: A house of notoriety: an episode in the campaign for the consulate in 64 B. C. Classical Quarterly 48, 487—
Strasburger, H. 1938: Caesars Eintritt in die Geschichte. München.
Sumner, G. V. 1966: Cicero, Pompey and Rullus. Transactions and Proceedings of the American Philological Association 97, 569—
Syme, R. 1938: The allegiance of Labienus. Journal of Roman Studies 28, 113—
Syme, R. 1964: Sallust. Berkeley—
Tariverdieva, S. E. 2017: [Caesar and the “Egyptian Question” in 65 BCE], Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 77/3, 853—
Таривердиева, С. Э. Цезарь и «египетский вопрос» в 65 г. до н. э. ВДИ 77/3, 853—
Taylor, L. R. 1942a: Caesar and the Roman nobility. Transactions and Proceedings of the American Philological Association 73, 1—
Taylor, L. R. 1942b: The election of the pontifex maximus in the Late Republic. Classical Philology 37, 421—
Tyrrell, R. E., Purser, L. C. (eds.) 1904: The Correspondence of M. Tullius Cicero Arranged According to Its Chronological Order. Vol. 1. 3rd ed. Dublin—
Tyrrell, W. B. 1970: Biography of Titus Labienus, Caesar’s lieutenant in Gaul. PhD Diss. University of Washington. URL: https://msu.edu/~tyrrell/Labienus.pdf (дата обращения: 9.04.2018).
Walter, U. 2013: Cicero: Zweite Rede an das Volk gegen den Volkstribunen Publius Servilius Rullus über das Ackergesetz Einführung, Kommentar zu §§ 1—
Ward, A. M. 1972: Cicero’s fight against Crassus and Caesar in 65 and 63 B. C. Historia 21, 244—
Ward, A. 1977: Marcus Crassus and the Late Roman Republic. Columbia (MO)—
Williamson, C. 2005: The Laws of the Roman People. Ann Arbor.
Wiseman, T. P. 1992: The Senate and the Populares, 69—
ПРИМЕЧАНИЯ