В электронной публикации постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную.
Глава 1.
Основные черты римских политических группировок и характерные особенности политической идеологии в эпоху Поздней республики
с.28 Анализ идеологических представлений эпохи Поздней республики является важным моментом в изучении истоков и становления официальной идеологии периода правления императора Августа.
Обращение к идеологии этого периода объясняется тем фактом, что исследования в области идеологии времен Поздней республики и раннего Принципата практически не пересекаются. Это в итоге привело к тому, что в современной историографии все большей популярностью пользуется мнение, согласно которому существенное влияние на формирование официальной идеологии раннего Принципата оказал «республиканизм». При этом все лозунги, все идеологические представления республиканской эпохи признаются «республиканскими». Причем выразителями этих представлений выступают «защитники республики», «сторонники сената» и т. д.1. Эти выводы делаются без глубокого анализа политических реалий Поздней республики, без привлечения результатов исследований тех историков, которые непосредственно занимались изучением идеологических контроверз эпохи республики. То есть вопрос о принадлежности «республиканизма» к тем или иным течениям или политическим группировкам остается в стороне. Поэтому важным является постановка проблемы о соотношении «республиканизма» с «традиционализмом» и с идеологическими представлениями различных политических сил, существовавших в Риме в этот период.
Обычно идеологическая борьба в эпоху Поздней республики связывается с двумя латинскими терминами — optimates и populares. Однако острая полемика, развернувшаяся в последнее время относительно значения этих понятий и шире — вокруг вопроса о формах политических объединений в Риме в I в. до н. э. — заставляет нас вначале уделить внимание именно этой проблематике.
Вопрос о формах политических объединений в Риме в I в. до н. э. остается крайне дискуссионным. В историографии сложилось два направления: «традиционное» и «просопографическое». В конце XIX в. в антиковедении сформировалось представление о политической ситуации в Древнем Риме в I в. до н. э. как о борьбе между двумя политическими партиями — «популярами» и «оптиматами», одна из которых представляла демократические силы, а другая — интересы знати. Впервые эти термины в таком смысле стал использовать В. Друманн2. Но основоположником «традиционного» направления принято считать Т. Моммзена. Именно в его труде «История Рима» эта теория получила наибольшее развитие3. Среди сторонников этого направления можно назвать Эд. Мейера, Г. Ферреро, Ж. Каркопино, Х. Хилла,
«Просопографическое» направление стало складываться в
с.30 С
Однако с
Суммируя наработки этих ученых, можно говорить о том, что нобили не имели такого контроля над народным собранием и сенатом, как это себе представлял М. Гельцер. Опираясь на эти выводы, Ф. Миллар,
с.31 По нашему мнению, точка зрения представителей «традиционного» направления совершенно не приемлема для описания политической борьбы в Риме в I в. до н. э. Ошибка Т. Моммзена и его последователей состоит в том, что они использовали римские термины в несвойственном контексте, отрывая их от реального смыслового содержания и создавая своего рода «историографический миф»13. С другой стороны, все три «школы» «просопографического» направления имеют принципиальные недостатки, которые не позволяют в полной мере отразить сущность политической борьбы в это время.
Наши замечания можно разделить на три части: 1) терминология, в которой крайне сложно разобраться и которая не всегда соответствует римским реалиям; 2) невнимание сторонников «просопографического» направления к наличию различных тенденций в идеологии Поздней республики; 3) игнорирование отсутствия у римских политических групп и группировок собственных идеологических и политических программ.
Терминология в работах сторонников «просопографического» направления совершенно запутана. В большинстве случаев представители этого направления, справедливо отказываясь от употребления термина «партия», используют взамен термины factio и partes14. Однако некоторые из них употребляют термины «партия» и factio как равнозначные синонимы15, другие — не видят определяющей разницы между factio и partes16.
Factio17. Впрочем, большинство исследователей различают значение factio и partes. Так, одна их часть считает, что термин factio использовался для обозначения политических объединений нобилей, а partes — для группировок «популяров»18. По мнению других, factiones — это политические объединения, формировавшиеся вокруг отдельных политиков и состоявшие из их клиентов для воплощения их личных политических желаний19. Третьи полагают, что factiones — это небольшие конкурирующие между собой в мирный период группировки аристократов, практически идентичные с точки зрения сословной структуры20.
с.32 Предположение
С нашей точки зрения, использование factio для обозначения римских политических группировок некорректно. Здесь мы присоединяемся к мнению Р. Сиджера22. Он отмечает тот факт, что римские авторы эпохи Республики иногда употребляли этот термин во множественном числе, но только тогда, когда речь шла о других странах (см., напр.: Caes., Bell. Gall., I, 31; Bell. Civ. III, 35; Cic., Fam., VIII, 15, 2; Nep., Pel., I, 2; Phoc., III, 1; Dion, VI, 3). По отношению к Риму источники всегда говорят только об одной factio. Впервые использовать factio во множественном числе для описания политической борьбы в Риме стал Тацит (Tac., Hist., I, 13)23. То есть, по представлениям самих римлян, в государстве время от времени возникала только одна группировка. Поэтому нельзя говорить о борьбе аристократических factiones. Factio всегда обозначает политическую группировку нобилитета (Sall., Bell. Iug., 41; Cic., De re pub., I, 45; Caes., Bell. Civ., I, 22; Ps.-Caes. Bell. Gall., VIII, 50). Вследствие этого в корне не верно обозначать этим словом политические группировки, возглавляемые с.33 Гракхами, Г. Марием, Г. Юлием Цезарем или Октавианом, как это делают, к примеру, Р. Сайм, Э. Бедиан,
К характеристике Р. Сиджера следует добавить следующее наблюдение. По сути, этот термин принадлежит политическому лексикону «популяров». Некоторые исследователи отрицают принадлежность factio к популярам на том основании, что этим термином Цицерон называет союз Цезаря, Помпея и Красса (Cic. Att., VII, 9, 4)26. Однако этот союз был объединением нобилей (и Цезарь, и Помпей, и Красс принадлежали к знатным фамилиям)27, что не противоречит популярскому значению factio. Populares применяли его к той группировке нобилей, которая в тот или иной момент контролировала государственные дела. Factio имела негативное значение, так как, с точки зрения «популяров», деятельность такой группировки была незаконной. «Sed haec inter bonos amicitia, inter malos factio est» (но это среди честных людей — дружба, среди дурных — преступное сообщество) (Sall., Bell. Iug., 31, пер.
Для самих римлян не существовало одного термина для обозначения политической группировки. Характерной чертой римского политического словаря является то, что различные виды политических объединений имели различные наименования. Кроме factio, использовались такие термины, как «coitio» (личностный союз), — в сущности, объединение нескольких политиков для получения магистратуры на выборах; «collegium» и «sodalitas» (объединения нескольких людей для достижения общих целей); «res», «causa» (дело, сторона)29. На первый взгляд, термины «coniuratio» (союз, основанный на взаимной клятве), «conspiratio» (тайное соглашение), «manus» (группа, шайка, банда), «castra» (зд. политический с.34 лагерь), несли более узкое значение, однако Ж. Эллегуар показал, что все они могли обозначать политическую группировку30.
Вообще, следует отметить очень важный факт: любой термин, обозначающий некое политическое объединение граждан, фактически всегда несет в себе в той или иной степени негативный смысл. Таким образом, не только factio, но и все остальные термины имели отрицательное значение31. То есть, с точки зрения римлян, все политические объединения граждан были незаконными, если это были не сенат или одна из форм народного собрания. Попытка выбрать тот или иной латинский термин для обозначения политической группировки очень затрудняет интерпретацию самих латинских определений и ведет к искаженному восприятию римской политической жизни. С нашей точки зрения, скорее следует использовать русские термины. Например, такие, как «политическая группировка», «клика» и др. Употребление латинских терминов ведет только к еще большей путанице. Между тем само определение аристократических котерий как конкурирующих между собой в мирный период группировок аристократов, которые объединялись вокруг политика-лидера и составляли его consilium, вполне можно принять.
Partes32. Трактовка значения partes также вызвала некоторую дискуссию. Мы уже говорили выше, что часть ученых не видит определяющей разницы между factio и partes, а другие исследователи считают, что factio обозначает группировку нобилей, а partes — «популяров». Эти предположения убедительно опроверг еще Ж. Эллегуар33.
с.35 Более справедливой, по нашему мнению, является точка зрения, согласно которой partes обозначает расплывчатую группировку, включающую в себя как сторонников, так и просто «сочувствующих»34. Существование такого объединения предполагает глубокий раскол внутри общества, когда размежевание охватывает все социальные слои, то есть, по сути, эта политическая группировка существует только в периоды гражданских войн (Caes., Bell. Gall., VII, 32; Tac., Ann., XVI, 7)35. Примечательно, что Лукан, повествуя о гражданской войне Помпея и Цезаря, для обозначения противоборствующих группировок ни разу не использовал factio, тогда как о partes он говорит постоянно (Lucan., I, 274, 280, 534, 692, II, 59, 229, 391, 513, IV, 403, V, 14 и др.). Говорить о существовании partes в мирное время абсолютно некорректно36.
Характерной особенностью римских partes было то, что обычно они носили имя того или иного политического лидера37. В
Еще одной отличительной чертой римских partes, на которую до сих пор исследователи не обращали внимания, является их ярко выраженный с.36 дуализм. В Риме никогда не существовало больше двух partes одновременно, также как и не существовало одной partes. Саллюстий так говорит о борьбе знати и плебса: «Так все разделилось на две части» (Ita omnia in duas partis abstracta sunt) (Sall., Bell. Iug., 41). Фактически повторяет это утверждение Цезарь. «Они [массилийцы] видят, что римский народ разделился на две части (se divisum esse populum Romanum in partes duas)… Их главы — Гн. Помпей и Г. Цезарь» (Caes., Bell. Civ., I, 35; cр.: Cic., Att., VII, 3, 5; Fam., X, 31, 2; De re pub., I, 19, 31; Flor., II, 5; Plut., Brut., 4; Dio Cass., XLI, 39). Римляне даже переносили свои политические обычаи на чужеземные народы. Цезарь, говоря о борьбе галльских племен за гегемонию, считает, что они также делились на две части: «omnes civitates [в Галлии] in partes divisae sunt duas» (Caes., Bell. Gall., VI, 11; cр.: I, 31).
В заключение следует сказать несколько слов о структуре римских partes во время гражданских войн 49—
с.37 Принципы формирования самого ядра политической группировки остаются спорными. В последнее время
Свою теорию
Показательно, что
Определенное значение в формировании partes имела «дружба» (Cic., Att., VII, 20, 2; VIII, 3, 2; Fam., IX, 9, 2; Q. fr., III, 6, 1). Какую-то роль, несомненно, следует отдать и личным мотивам римских политиков. Но эти примеры встречаются намного реже (Cic., Fam., VIII, 17, 1 (М. Целий Руф); IX, 25, 3 (М. Фадий Галл); X, 31, 2 (Азиний Поллион — см., однако, противоположное свидетельство Веллея Патеркула: Vell. Pat., II, 63); XI, 22, 1 (Г. Клавдий Пульхр-сын); Att., IX, 19, 2). И возводить их в абсолют нет никаких оснований. Поведение многих римских политиков (например, П. Корнелий Долабелла, Г. Мунаций Планк, Г. Курион младший, Кв. Туллий Цицерон-сын и др.)49 показывает, что «дружба» или личное расположение не были основой их деятельности50.
Таким образом, ядро partes формировалось, скорее всего, вокруг окружения политика-лидера, состоящего из его amici, familiares, но весьма существенную роль играли и его политические сторонники. Следовательно, в становлении partes большое значение имели и идеологические представления римских политиков.
Из-за отказа от «двухпартийной системы» сторонники «просопографического» направления совершенно не в силах объяснить наличие двух четко прослеживающихся тенденций в идеологии эпохи Поздней с.39 республики51. Все их попытки вызывают большие возражения.
Симптоматично, что речь идет именно о populares, так как отрицать идеологическую преемственность optimates фактически невозможно53. Между тем «идейная преемственность» римских политиков от Гракхов до Октавиана, которые получили название «популяров», четко фиксируется в дошедших до нас источниках.
В качестве примера можно привести свидетельства о Л. Апулее Сатурнине, плебейском трибуне 103 и 100 гг. до н. э., Г. Юлии Цезаре и П. Корнелии Долабелле, консуле 44 г. до н. э. «Убив открыто на комициях Авла Ниния, добивавшегося власти трибуна, Апулей пытался поставить на его место некоего Г. Гракха, человека, не принадлежавшего к какой-либо трибе, никому не известного, без родового имени, но причислявшего себя, подменив имя, к знаменитой фамилии» (Flor., III, 16, пер.
Ключевыми лозунгами в идеологии движения Гракхов были выражения vindicare plebem in libertatem (свобода римского народа), pauci sceleri (преступная кучка знати) и factio paucorum (клика знати) (Sall., Iug., с.40 42). Такие же выражения использовали и сторонники Катилины (Sall., Cat., 20). В подобных словах свое политическое кредо описывает Г. Юлий Цезарь: «Populum Romanum factione paucorum oppressum in libertatem vindicaret» (Caes., Bell. Civ., I, 22). Слово в слово эти выражения повторяет заявление Октавиана: «Rem publicam a dominatione factionis oppressam in libertatem vindicavi» (RGDA, 1).
Со всей определенностью можно говорить, что политический лексикон позднереспубликанской эпохи был разделен на две противоположные части54. Основу идеологий и optimates, и populares составляли такие лозунги, как res publica, libertas, pax, но вкладывался в них различный смысл. Кроме того, каждый из них применял собственные наборы терминов, которые практически не употребляла другая сторона. Например, optimates не использовали вышеназванные нами выражения vindicare plebem in libertatem, pauci sceleri, factio paucorum. И наоборот, термины, употреблявшиеся идеологическими противниками «популяров» (например, optimates, populares, boni, improbi), не встречаются в произведениях Саллюстия или Цезаря. Прилагательное optimus (но не optimatus) у Саллюстия встречается всего три раза (Sall., Iug., 22, 92, 102): в первый раз в качестве нейтрального, не носящего идеологического ярлыка «optimi quoqui» (лучшие люди); во второй раз optimi названы солдаты Мария; в третий раз optimus назван царь Бокх. У Цезаря термин употребляется дважды: в первый раз так названы солдаты Цезаря, а во второй — дело (то есть partes) Цезаря (Caes., Bell. Civ., I, 12, 39). Единожды у Гая Гракха, который называет optimus своего брата Тиберия (ORF2, 48, Fr., 17). Саллюстий и Цезарь никогда не использовали термин populares для самоназвания. Один раз Саллюстий называет «угодным народу» (popularis) царя Югурту, другой раз — знатного нумидийца Набдалсу (Sall., Iug., 7, 70). Эти же авторы никогда не употребляли термин boni для обозначения своих противников.
с.41 Говорить о «преемственности метода» римских populares, по нашему мнению, совершенно некорректно. Такая точка зрения противоречит данным источников. Среди плебейских трибунов-«популяров» конца II — нач. I вв. до н. э. существовали разногласия по поводу линии поведения в отношении борьбы с «pauci»: вооруженная борьба или мирные акты55. Ярким примером также является негативное отношение Г. Юлия Цезаря, который сам активно использовал лозунги populares, к деятельности братьев Гракхов56, М. Целия Руфа (Caes., Bell. Civ., III, 20—
В конце концов, не принимается во внимание определяющий момент. Различные котерии знати в мирное время или противоборствующие partes во время междоусобных столкновений не имели собственных идеологических или политических программ. Все их идеологические воззрения сводились к лозунгам двух идейно-политических «течений»57 — «оптиматов» и «популяров». Г. Марий (Liv., Per., 84; Eutrop., V, 8, 9; VI, 1; Oros., V, 20, 5), Катилина (Cic., Att., I, 14, 5; Sall., Cat., 14), Г. Юлий Цезарь (Cic., Fam., VIII, 6, 5; 17, 2; Vell. Pat., II, 55, 63; Liv., Per., 111, 116; Suet., Div. Iul., 75), П. Клодий (Cic., Q. fr., I, 4, 3; In Vat., XVII, 40), М. Антоний (Cic., Att., XIV, 6; Brut., II, 4, 5; Fam., X, 33, 1; Phil., V, 12, 32; XI, 4, 9; XIII, 18, 38; 39, 20; Vell. Pat., II, 86), Октавиан (Suet., Div Aug., 9, 17; Tib., 6) стояли во главе своих котерий или partes. Но все они в глазах современников были «популярами» (Г. Марий: Cic., Ac., II, 13; Катилина: Cic., In Cat., IV, 10; Г. Юлий Цезарь: Cic., Att., XVI, 16a, 5; In Cat., IV, 9; П. Клодий: Cic., De gar. resp., 42—
Итак, даже такой краткий анализ показывает, насколько сложной и запутанной была ситуация в политической жизни Поздней республики. Несомненно, говорить о существовании политических партий в Риме абсолютно неверно. Последние исследования показывают, что в мирное время существовали аристократические котерии, не имевшие, правда, того влияния и той организованности, о которых сложилось устойчивое представление в историографии. Также следует отметить особые политические группировки (partes), складывавшиеся во время гражданских войн, которые имели свои специфические римские особенности, такие как персонифицированность, дуализм и др. Все эти политические организации (аристократические котерии и partes) обладали отличительной чертой — у них не было своих «партийных идеологий», в то время как в позднереспубликанской идеологии наблюдаются две четко прослеживающиеся и противостоящие друг другу тенденции.
Рассмотрение вопроса о политических группировках в Риме было бы неполным без трактовки понятий optimates и populares.
Для сторонников «традиционного» направления понятия optimates и populares означают в той или иной мере политическую партию. Так, Т. Моммзен полагал, что optimates — это представители нобилитета, а также поддерживавшие их приверженцы традиционного политического строя Республики из различных слоев римского общества, составлявшие «аристократическую партию», а «популяры» — выходцы из общественных низов, которые формировали «демократическую партию»61. Точка зрения Т. Моммзена разделяется, в общем, большинством сторонников «традиционного» направления62. Однако проведенный выше краткий анализ политических группировок показал, что нет никаких оснований говорить о существовании в республиканском Риме политических партий.
Наоборот, исследователи, принадлежащие к «просопографическому» направлению, а также последователи Ф. Миллара и
с.43 Обратимся в начале к разбору термина optimates. Сложность анализа этого слова заключается в том, что единственным аутентичным источником для эпохи Поздней республики являются сочинения Цицерона. В речи в защиту П. Сестия Цицерон дает собственное толкование понятия optimates. По мнению римского оратора, «оптиматы» — это «благонамеренные» граждане всех сословий, даже вольноотпущенники (etiam libertini); «те, кто не преступен, кто от природы не склонен ни к бесчестности, ни к необузданности, кто не обременен расстроенным состоянием»; те, кто противостоит multitudo (презр. множество, народная масса) и plebecula (презр. чернь, простонародье) (Cic., Pro Sest., 96 sqq., пер.
Против такой интерпретации совершенно справедливо выступают Х. Штрасбургер, Х. Виршубски,
Однако ни один из исследователей не объясняет причин такой «цицероновской» интерпретации. Выводы К. Фили, которая считает, что Цицерон намеренно приспосабливал значения слов populares и optimates, чтобы завоевать доверие и плебса, и сенаторов, весьма сомнительны66. По нашему мнению, такая трактовка optimates была вызвана временным противостоянием Цицерона после возвращения из изгнания с его бывшими союзниками, которых называли optimates (речь идет о М. Катоне, Кв. Гортензии, Ап. Клавдии Пульхре, Кв. Аррии и др.). Последние всегда смотрели на Цицерона, как на выскочку (homo novus), и после его изгнания попытались не допустить восстановления того положения, которое знаменитый оратор занимал после своего консульства: «Не испытываю никакой скорби оттого, что всесилен один человек [Гн. Помпей], но от этого готовы лопнуть те, кто скорбел оттого, что я обладал с.44 некоторой силой» (Cic., Att., IV, 18, 2, пер.
Такая трактовка Цицерона предполагает тот факт, что понятие optimates было самоназванием римской аристократии (ср.: Cic., De leg., II, 30; III, 10, 33, 38; Liv., III, 39; VI, 39), которая использовала его в политической борьбе для того, чтобы подчеркнуть свое нравственное превосходство (ср.: Cic., De re pub., I, 50). И именно с этим и связана такая болезненная реакция римского оратора. Между тем такое понимание Цицероном optimates говорит и о том, что большую роль играл моральный оттенок этого термина68.
Большинство исследователей, опираясь на употребление термина «оптиматы» в речах, трактатах, переписке Цицерона и на свидетельства более поздних источников (Т. Ливия, Веллея Патеркула и др.), как раз указывает на то, что термин optimates имел несколько значений: «широкое (или моральное)» и «узкое»69.
«Широкое» значение не вызвало особой дискуссии. По мнению Х. Штрасбургера, в этом значении optimates использовалось для характеристики «неопределенной элиты, состоящей из отдельных личностей или семей, которые наиболее совершенно представляют свою сущность» (die sein Wesen am reinsten repräsentieren)70. Ж. Эллегуар и
с.45 Гораздо больше споров ведется вокруг «узкого» значения термина optimates. М. Гельцер, Х. Штрасбургер, Ж. Эллегуар, Г. Фолькманн, Д. Кинаст,
С точки зрения Х. Виршубски,
Резко отличается от вышеперечисленных взглядов мнение
с.46 С нашей точки зрения, более объективно к интерпретации этого понятия подходят
Разбор переписки Цицерона ясно демонстрирует, что optimates не были единой группировкой или объединением, а состояли из нескольких небольших групп или отдельных знатных политиков. В частности, котерия Катона Младшего активно боролась за влияние с группой сенаторов, в состав которой входили П. Корнелий Лентул Спинтер и Цицерон (Cic., Fam., I, 9, 2; ср.: Att., V, 17, 5; VI, 8, 5; VII, 2, 6—
с.47 В общем, следуя такой трактовке, термин optimates можно определить как «идейно-политическое течение»80, в рамках которого существовали небольшие котерии аристократов, стремившиеся сохранить господствующее положение и опиравшиеся в своей политике на сенат.
Однако optimates не был единственным термином для характеристики этой группы политиков. Более распространенным было понятие boni («честные»).
Ж. Эллегуар в своем фундаментальном труде предложил другой выход из ситуации. По его мнению, boni — это «сторонники превосходства сената; люди, располагающие определенным богатством, для сохранения которого сенаторский режим им кажется наилучшей защитой; но в то же самое время они рассматриваются как приверженцы честности и охранники морали в политических отношениях». В свою очередь optimates — это «аристократы, которые, составляя сенаторское сословие, очевидно, также были заинтересованы в поддержке сената; но главное для них — укрепление и сохранение привилегий своей касты; boni для них — масса чернорабочих, которые полезны для осуществления их намерений»82. Таким образом, историк также разделяет понятия optimates и boni, в целом не приводя убедительных доводов в пользу этого. В источниках во многих случаях найти разделение или противопоставление этих терминов практически невозможно (напр., см.: Cic., Att., I, 13, 2)83.
Во многом с мнением Ж. Эллегуара сходна точка зрения
с.48 Х. Моуритсен, также соглашаясь с французским исследователем, считает, что термин boni означал зажиточную часть плебса, стоящую на социальной лестнице сразу за сенаторами и всадниками86.
Напротив,
С нашей точки зрения, более справедливо мнение
К этому следует добавить один показательный факт, на который исследователи ранее не обращали внимания, а именно употребление понятия boni в письмах адресатов Цицерона. В подавляющем большинстве случаев корреспонденты римского оратора используют boni только в политическом значении, как синоним термина optimates. Его употребляют М. Целий Руф (Cic., Fam., VIII, 4, 2), П. Корнелий Лентул Спинтер (Cic., Fam., XII, 15, 3), Г. Мунаций Планк (Cic., Fam., X, 4, 3; 8, 2; 18, 1), М. Юний Брут (Cic., Att., XIII, 40, 1; Brut., I, 16, 1), Гн. Помпей Магн (Cic., Att., VIII, 12d, 1). Д. Брут Альбин и Г. Кассий Лонгин используют в схожих случаях и в этом же значении optimus (Cic., Fam., XI, 19, 2; XII, 11, 1; 12, 4). Сам Цицерон, обращаясь к своим политическим союзникам, намного чаще использует понятие boni как синоним optimates, чем в письмах к Аттику (напр., см.: Cic., Fam., X, 13, 2; 22, 3; 27, 2; XI, 28, 1; XII, 5, 3; 6, 1—
Таким образом, понятие optimates не было единым обозначением группы римских политиков, ориентировавшихся на сенат. Boni был более широкоупотребляемым термином. Цицерон только в своей переписке использовал это слово более 160 раз93, тогда как термин optimates всего 17 раз94. Объяснением этому может послужить его намеренное использование в политической борьбе, так как в отличие от optimates понятие vir bonus достаточно рано, а возможно, и изначально, имело ярко выраженное значение морального превосходства (ср.: Plaut., Pseudol., 1143—
Трактовка понятия populares96 вызывает у современных ученых меньше споров. Тщательный анализ источников привел к тому, что мнение Т. Моммзена и его последователей о том, что этот термин обозначал «демократическую партию», формировавшуюся из общественных низов, было отвергнуто. Большинство исследователей полагает, что понятие populares обозначало некую совокупность разрозненных политиков или небольших групп (по происхождению аристократов или выходцев из всаднических семей), опиравшихся в своей политической деятельности на народное собрание, которых объединяли некоторые общие признаки: апелляция к народному собранию в обход сената, агитация введения тайного голосования, принятие аграрных и хлебных законов и др.97. Кроме того, многие ученые различают «ранних» и «поздних» populares. «Ранние» — это Гракхи, Л. Апулей Сатурнин, М. Ливий Друз, которые являлись представителями римской демократии; «поздние» — это демагоги и политические авантюристы, использовавшие традиционные лозунги только для достижения власти98.
На этом фоне несколько выделяется точка зрения Х. Мейера, который в своей фундаментальной статье, посвященной populares, чрезвычайно понижает значение этого термина. Немецкий ученый настаивает на том, что «популяры» — это не партия и не определенная группа политиков, а политический стиль, линия поведения99. «Популярская политика (popularis ratio) в целом в политической жизни для отдельного политика была только дорогой к получению и удержанию власти… В политические будни она с.51 была периферийным явлением. Большинство “популяров” являлись таковыми только один год или очень краткий промежуток времени в их политической карьере (единственные знаменитые исключения — Цезарь и Клодий), и это являлось только частью (и необязательно самой важной) в их политической деятельности»100.
Точка зрения Х. Мейера вызвала большие дебаты и привела к пересмотру роли и места «популяров» в политической жизни Поздней республики в работах некоторых ученых. Р. Сиджер, Л. Перелли, Н. Макки,
Таким образом, говоря о populares, следует подразумевать определенную группу римских политиков (родом из высших сословий), опиравшихся на народное собрание, которые, вне всяких сомнений, не формировали политической партии. Но в то же время не следует впадать в другую крайность и сводить эту традицию до уровня политического стиля или линии поведения большинства римских политиков.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что термины optimates/boni и populares не обозначали политических партий. Эти понятия являлись наименованиями двух идейно-политических течений, внутри которых существовали небольшие котерии, опиравшиеся в своей политической деятельности на сенат, или действовали отдельные политики, рассчитывавшие на поддержку народного собрания. Все они принадлежали к римской аристократии, то есть борьба шла внутри нобилитета. Политические аутсайдеры, не имевшие возможности опереться в своей деятельности на сенат, стремились сделать карьеру или прийти к власти, используя народное собрание. Однако отказываться от использования этих терминов, описывая политическую борьбу в эпоху Поздней республики, в пользу factio и partes (как это делают некоторые исследователи) не совсем корректно, так как именно с этими терминами в глазах самих древних римлян и связано идеологическое противостояние в римском обществе.
Изучение идеологии optimates является отдельным и довольно объемным вопросом. Поэтому мы ограничимся разбором некоторых ключевых лозунгов — res publica (restituta), libertas, pax, использование которых Октавианом, по мнению некоторых исследователей, подразумевает под собой его ориентацию на «республиканизм»105. Такой подход в целом является достаточно обоснованным, так как эти лозунги представляют собой основу идеологии «оптиматов»106.
Res publica как лозунг «оптиматов»
Современные исследователи, толкующие значение понятия res publica, отталкиваются от высказывания Цицерона о том, что «est… res publica res populi» (res publica — это дело народа) (Cic., De re pub., I, 39)107. Однако трактовка этого термина затрудняется тем, что Цицерон довольно часто вкладывает в него разные смысловые оттенки: «государство», «общественная деятельность», «общественные дела», «общественный интерес», «сообщество», «страна»108. В результате историки предлагают различные толкования данного термина.
По мнению многих ученых, семантически понятие res publica у римлян в большей или меньшей мере соответствовало понятию «государство». При этом оно не является эквивалентом современного термина «республика», так как res publica не было противоположностью автократической системе правительства принципата, ведь Цицерон принимает царскую власть (автократию) в качестве одного из положений своего идеального государственного устройства109. Такое же значение res publica взято
Точка зрения
Ученый подчеркивает, что, хотя для Цицерона res publicaэто всенародное дело (res populi), тем не менее народное верховенство для него — с.54 лишь общий принцип, который остается в теории и допустим только в качестве фикции112. Напротив, М. Шофилд отвергает это мнение и настаивает на том, что формулировка Цицерона «res publica = res populi» была для римлян не видимостью, а прямым выражением суверенитета римского народа, характеризующего систему, краеугольным камнем которой являются законность и порядок113. Таким образом, он пытается, видимо, поддержать популярную сейчас среди некоторых американских и европейских ученых теорию, трактующую государственное устройство Древнего Рима эпохи Поздней республики как разновидность демократии114.
Более емкое определение понятия res publica мы находим у
Однако эти трактовки мало что дают для понимания того, какой смысл вкладывали в понятие res publica как политический лозунг optimates. Политические и судебные речи Цицерона, как и его трактаты, на которые опирается большинство ученых116, не могут быть основой для исследования идеологических взглядов просенатских политиков, так как они крайне необъективны и тенденциозны117. Как пример можно привести «признание» Цицерона в своей неискренности. «Моя основная мысль была следующей: значение сословия сенаторов, согласие с всадниками, единодушие в Италии, затухание заговора, понижение цен, гражданский мир. Тебе [Аттику] знакомы мои звоны, когда я говорю по этому поводу» (Cic., Att., I, 14, 4). Между тем даже при поверхностном чтении писем Цицерона и его корреспондентов бросается в глаза довольно специфическое использование ими римского термина res publica, которое не соответствует разобранным выше трактовкам.
Рассмотрим несколько примеров. «… nihil agens [М. Пупий Пизон Кальпуриан, консул 61 г. до н. э.] cum re publica, seiunctus ab optimatibus, a quo nihil speres boni rei publicae… Eius autem collega [М. Валерий с.55 Мессала, консул 61 г. до н. э.]… partium studiosus defensor bonarum (…он совершенно не заботится о res publica, держится в стороне от оптиматов; от него не приходится ждать чего-либо хорошего для res publica, …зато его коллега… усердный защитник дела честных)» (Cic., Att., I, 13, 2). В русском переводе
Следующий пример. В начале мая 43 г. до н. э. из Диррахия М. Брут пишет Цицерону в отношении войска Антистия Вета, перешедшего на сторону убийц Цезаря: «Hunc exercitum esse utilem rei publicae (это войско должно быть полезным res publica)» (Cic., Brut., I, 11, 2). А 7 мая 43 г. до н. э. из лагеря в Сирии Г. Кассий Лонгин в подобных же словах (sic!) пишет Цицерону: «Crede mihi, hunc exercitum, quem habeo, senatus atque optimi cuiusque esse (верь мне, это войско, которым я располагаю, принадлежит сенату и наилучшим мужам)» (Cic., Fam., XII, 12, 4). Вся разница состоит в том, что в первом случае войско должно защищать res publica, а во втором — «senatus et optimi quique»! Какое отношение здесь res publica имеет к «государству», «цивитас», «делу народа», «общему благу» (ср. также: Cic., Fam., X, 18, 3; 32, 5; XII, 10, 2)?
Еще один пример. «…оправдание Клодия [когда тот проник к жене Цезаря и оскорбил Добрую богиню] — это тяжелая рана res publica» (Cic., Att., I, 16, 7). Вполне можно заявить, что был нарушен закон — и это «тяжелая рана государству». Но чуть ниже Цицерон пишет, что именно «сенаторы не должны пасть духом от удара, им нанесенного» (Cic., Att., I, 16, 9). При чем здесь сенаторы к «государству», «делу народа» или «общему благу»?
Смотрим далее. П. Корнелий Долабелла, цезарианец, пишет Цицерону: «Если он [Помпей] теперь избегнет этой опасности и удалится на корабли, ты заботься о своих делах и будь, наконец, другом лучше себе самому, чем кому бы то ни было. Ты уже удовлетворил и чувство долга, и дружбу, удовлетворил также partes и то государственное дело, которое ты одобрял (satisfactum etiam partibus et ei rei publicae, quam tu probabas)» (Cic., Fam., IX, 9, 2, пер.
Утверждение Цицерона о том, что res publica — это res populi, не более чем популистское заявление одного из «честных» перед гражданской войной Цезаря и Помпея119. Можно указать и на еще одно с.57 подобное заявление. В своей речи перед войском незадолго до битвы при Филиппах Г. Кассий Лонгин заходит так далеко, что объявляет «народ» (ὁ δῆμος — в передаче Аппиана, то есть народное собрание) чуть ли не средоточием всей власти (App., B. C., IV, 91, 92).
Optimates, или boni, вкладывали в это понятие совершенно другой смысл. Res publica была для них «общим делом», — но не «делом народа», а «делом честных». Для того чтобы отличать res publica как лозунг optimates от других его значений, мы предлагаем употреблять расширенное выражение, а именно res publica omnium bonorum (общее дело всех честных), что, несомненно, и имели в виду «оптиматы», когда использовали этот термин в приведенных выше примерах. Другими словами, res publica omnium bonorum — это защита власти, доминирующего положения (в государстве) и интересов всех optimates, или boni (ср.: Cic., Fam., I, 8, 3—
Консул не заботится об «интересах честных», и поэтому от него не приходится ждать ничего хорошего для «общего дела». Совершенно логично, что он держится в стороне от «оптиматов». Поэтому и его коллега, «усердный защитник партии честных», вполне естественно, характеризуется с самой положительной стороны. Римское войско принадлежит не «государству», а защищает интересы сената и «общее дело честных». И «дело Цицерона» — это не государственное дело, а «интересы честных», которые он и отстаивал.
Также подтверждает нашу точку зрения то, что Цицерон и его корреспонденты время от времени использовали вместо res publica выражения «res nostra», «res communis», «causa communis», «causa publica», «ea causa», «causa libertatis», «causa», «summa», которые можно перевести как «общее (наше) дело». Это говорит о том, что и res publica (как лозунг «честных») следует понимать только как «общее дело», но никак не «государство», «дело народа» или «общее благо».
Приведем примеры. «Так как Росций-отец всегда сочувствовал знати (nobilitatis), то и во время последних потрясений, когда высокому положению и жизни всех знатных людей (omnium nobilium) угрожала опасность, он …ревностно отстаивал на своей родине их дело (causam)» (Cic., Pro Rosc. Am., 16). «…защищающему не свое дело, а общее (quidem roganti nec suam causam, …sed publicam)» (Cic., Att., IX, 1, 4, пер.
Весьма показательно, что, характеризуя деятельность Цезаря и его сторонников, Цицерон и его корреспонденты используют те же термины. «Когда наш Брут и Кассий написали мне, чтобы я своим авторитетом сделал более честным Гирция, который до сего времени был честным. Я знал, но не был уверен, что он будет таким; ведь он, быть может, несколько сердит на Антония, но делу очень предан (causae vero amicissimus) [«делу» цезарианцев, которое противопоставляется «общему делу»]» (Cic., Att., XV, 6, 1). «Я [Целий Руф] говорю это не потому, что не верю в это дело (huic causae); верь мне, лучше погибнуть, чем видеть этих [цезарианцев у власти]» (Cic., Fam., VIII, 17, 1).
Следует отметить, что на специфическое употребление res publica в переписке Цицерона исследователи обращали внимание и ранее. Но нужно сделать уточнение: они в первую очередь стремились объяснить только те места в корреспонденции, где использовались такие выражения, как «res publica amissa (утраченная)», «nulla (отсутствие) res publica», «res publica perdita (потерянная)» и т. п. Однако их попытки выглядят запутанно и сбивчиво, если не сказать больше.
В частности, Х. Мейер, который поддерживает точку зрения, согласно которой res publica = «государство», заявляет, что выражение res publica amissa и подобные ему означали только то, что на более или менее продолжительный период времени основные государственные функции целиком или частично были ограничены (работали с перебоями, с.59 находились в опасности, aussetzten) и что государство не соответствовало очень высокому стандарту, который был теоретически установлен. Ввиду этого стандарта можно было действительно говорить о том, что res publica исчезла или уничтожена. То есть это значит, что явное расхождение между стандартом и действительностью весьма ярко проявлялось в государственной деятельности. Однако же значение цицероновских высказываний ограничивается тем, что их автор из огромной раздражительности и идеализма якобы часто чрезмерно драматизировал суть дела (sic!)120.
М. Шофилд, напротив, оспаривает эту точку зрения. Английский историк говорит, что в заявлениях Цицерона об утрате и потере res publica речь идет вовсе не о том, что от «республики» осталось лишь название. В действительности римский оратор, по его мнению, сожалеет о пренебрежении древними обычаями и отсутствии патриотически настроенных людей (sic!)121. К. Брингманн, в сущности, объединяет обе точки зрения. По его мнению, социальные конфликты, гражданские войны вели к «падению» res publica. Однако для самих римлян важную роль играл и моральный упадок римского общества, отход от mos maiorum, забвение которых вело, по их представлениям, к «гибели» res publica122.
По нашему мнению, высказывания Цицерона о «потере», «гибели» res publica являются еще одним доказательством того, что знаменитый оратор и его союзники имели в виду прежде всего защиту власти и интересов сторонников сената.
Цицерон довольно часто пишет о том, что res publica уже нет (Cic., De off., II, 29; Cic., Att., II, 25, 2; VIII, 11d, 6; Fam., II, 5, 2; Cic., Q. fr., III, 4, 1; 5, 4 и др.). Однако он сожалеет не только об утрате res publica. Он сожалеет о «былом блеске на форуме, авторитете в сенате и влиянии у честных людей» (Cic., Att., IV, 1, 3, пер.
с.60 Таким образом, Цицерон говорит о потери dignitas и libertas, двух фундаментальных качеств, характеризующих положение именно римских аристократов в государстве123 (ср.: Cic., Fam., I, 9, 25; In Verr., II, 1; Pro Marc., 8; Phil., I, 34). То есть для того, чтобы res publica существовала, необходимо условие, при котором лидеры «оптиматов» были бы окружены почетом и имели непосредственный доступ к управлению государством. Цицерон выразил это положение в кратком лозунге cum dignitate otium: «При управлении государством все мы, как я очень часто говорил, должны ставить себе целью покой, соединенный с достоинством» (Cic., Fam., I, 9, 21, пер.
Любое изменение сложившегося положения, по мнению optimates, ведет к потрясению res publica. Принятие новых законов, введение новых должностей или сосредоточение большой власти в руках одного человека воспринималось как посягательство на libera res publica. Именно поэтому Цицерон часто говорит о том, что res publica не может существовать без сената, магистратур, судов, справедливости, законов (Cic., Att., VII, 13, 1; IX, 7, 5; Fam., I, 8, 3; IV, 1, 2; X, 1, 1; XII, 2, 3; Q. fr., III, 4, 1 и др.), — то есть тех уже сложившихся условий, которые определяли доминирующее положение лидеров «оптиматов» в государстве. Когда эти условия нарушались, их следовало вернуть. Тогда часто звучали призывы к восстановлению libera res publica (особенно в период гражданских войн, когда на первенствующее положение претендовали другие группы нобилей) (см.: Cic., Fam., XI, 5, 3; Att., VIII, 3, 2; 3, 4; 12c, 3; XIV, 4, 1; 14, 6; XV, 13, 4; Fam., XI, 8, 1; XII, 2, 1; 6, 2; 10, 4; Brut., II, 1, 1; 5, 1; De domo suo, 146; De senect., 20 и др.).
Следовательно, понятие res publica как политический лозунг optimates (res publica omnium bonorum) означало в мирное время государственный строй, при котором optimates занимали господствующее положение в государстве. Во время гражданских неурядиц это понятие обозначало защиту «дела оптиматов», то есть борьбу за прежний государственный строй, восстановление прежнего положения optimates в государстве. Именно эту идею и выражал лозунг res publica restituta.
Libertas в трактовке «честных»
Термин libertas достаточно подробно разобран в историографии, его трактовке посвящено огромное количество научных работ125. Большинство исследователей соглашается с тем, что те или иные политические силы вкладывали в этот термин различный смысл, вследствие чего много внимания уделяется интерпретации libertas и как лозунга optimates, и как лозунга populares126. Однако, в сущности, эти толкования не вызвали большой дискуссии, так как выводы историков во многом схожи, а различия касаются только частных моментов127. Поэтому перед нами не стоит задача полноценного разбора или даже самостоятельной трактовки этого понятия. Существенно, что выводы нескольких исследователей по отдельному вопросу целиком вписываются в контекст наших общих рассуждений. Вследствие этого для нас важно акцентировать внимание на характерных особенностях понятия libertas как лозунга boni, показать смысловую нагрузку, которую вкладывали в этот термин сторонники «честных».
Optimates считали, что после свержения царской власти в государстве господствует libertas. Но этот «свободный порядок» постоянно пытаются свергнуть отдельные политики, стремящиеся к неограниченной власти, или политики, опирающиеся в своей деятельности на народное собрание и призывающие к принятию аграрных и земельных законов или отмене долгов128. Эти попытки рассматривались как стремление к тирании (tyrannis) или царской власти (regnum), то есть попытке ограничить власть нобилей (servitas)129. Обвинение в стремлении к царской власти политиков, агитировавших за принятие земельных законов или отмену долгов (в этом обвиняли Спурия Кассия, Манлия Капиталийского, братьев Гракхов и др.), стало классическим130. В эпоху Цицерона это уже было locus communis (напр., см.: Cic., De amit., 41; De leg. ag., II, 8, 15, 20, 32, 35).
с.62 Поэтому на протяжении всей истории республики в аристократической среде существовала определенная жесткая оппозиция «тирания—
Под libertas optimates подразумевали не «личную свободу», а прежде всего dignitas, auctoritas, то есть возможность определяющего влияния на управление государственными делами, совокупность политических прав знати131. Термины regnum, tyrannis или servitas выражали собой ситуацию, когда власти римской аристократии существовала непосредственная угроза (см.: Cic., Att., IV, 8a, 2; Fam., I, 8, 3; Q. fr., III, 5, 4).
У римского плебса, по мнению «оптиматов», libertas также существует, но это скорее «личная свобода» (см.: Cic., Pro Sest., 137). Показательно, что Цицерон называет «древнюю свободу» libertas plebis (Cic., Pro Flacco, 137), в то время как libertas populi он всегда использует, говоря о современном ему положении (напр., см.: Cic., Pro Sull., 86; Pro Sest., 103; De re pub., I, 55; II, 53; III, 23). Libertas plebis для него — это произвол плебса. Само выражение указывает на период, когда народ имел собственные интересы, которые в эпоху Цицерона утратил. Используя же выражение libertas populi, знаменитый оратор затушевывает собственные интересы плебса идеей общих интересов, то есть фактически интересов «честных»132. Libertas плебса Цицерон подменяет aequitas. Под этим понятием римский оратор понимает «равенство» граждан общины перед с.63 законом, но отвергает как социально-политическое равенство, так и равенство избирательных прав (Cic., De re pub., I, 52—
Итак, наличие «свободы» в res publica является непременным условием, при котором optimates могут находиться у власти. Для них libertas — это не «личная свобода», а возможность свободно заниматься государственными делами. Libertas nobilium консервативна и статична. Для Цицерона и его политических союзников libertas была неразрывно связана со спокойствием (otium), то есть с внутренней стабильностью в государстве. Любое посягательство на гегемонию «честных», по их мнению, — это узурпация и свержение законной власти, попытка установления «тирании».
Pax в идеологии optimates
Pax как политический лозунг имел два различных аспекта. Один касался римской общины, другой — остального мира. Основной акцент современные историки делают на изучении второго аспекта, рассматривая pax в контексте «имперской» идеологии Рима, его агрессивной внешней политики. Они подчеркивают тесную семантическую связь этого термина с латинским глаголом pacare, который, с одной стороны, имеет значение «делать мирным», а с другой — «усмирять», «укрощать»135. Что касается «гражданского» значения pax, то ему уделяется значительно меньше внимания. Обычно исследователи ограничиваются замечанием, что pax означает внутренний мир, отсутствие гражданских раздоров. Состояние pax зависит от гражданского согласия (concordia)136. Его противоположностью являются гражданские раздоры (dissensio), гражданская война (bellum civile). По римским представлениям, те, кто пытался начать гражданскую смуту, были нечестивцами (impii) и угрожали самому существованию civitas.
Pax как лозунг boni вовсе не привлекал к себе внимания, хотя использование Августом этого понятия в своей идеологии некоторыми историками связывается с заимствованием римским императором лозунгов с.64 «республиканской идеологии»137. Основным источником для трактовки pax как лозунга «честных» является корреспонденция Цицерона. Интерес вызывает эволюция значений, которые знаменитый оратор вкладывал в это понятие в своих письмах.
Согласно представлениям «честных», любое выступление против их господствующего положения в государстве было посягательством на pax. Римский политический деятель должен поддерживать общественное спокойствие и охранять существующий порядок, то есть власть boni138. Таких взглядов «оптиматы» придерживались и во время гражданской войны между Суллой и Марием. Об этом определенно свидетельствует один из сохранившихся фрагментов истории Грания Лициниана (Gran. Licinian., p. 15 ed. Flemisch). Родной брат Цицерона Квинт специально написал для него наставление по соисканию консульства, где указывает, что кандидат должен действовать так, «чтобы римские всадники и честные и богатые мужи сочли…, что ты будешь поддерживать тишину и общественное спокойствие…» (Cic., Comm. pet., XIII, 53, пер.
Несомненно, Цицерон в своей переписке выражал взгляды «честных». Об этом он говорит сам. В 59 г. до н. э. в письме к Аттику знаменитый оратор заявляет, что «после смерти Катула я держусь пути оптиматов» (Cic., Att., I, 20, 3, пер.
Но менее чем через год политическая карьера Цицерона потерпела полный крах. Он отправился в изгнание, после чего его влияние никогда, за исключением нескольких месяцев в 44 г. до н. э., не достигало прежнего уровня. Вернувшись из изгнания, знаменитый оратор с.65 столкнулся с противодействием со стороны его бывших союзников, которые посчитали, что его политическая карьера закончена. Котерия Катона стала откровенно бороться с Цицероном. В этих условиях, лишенный поддержки, Цицерон пошел на временный союз с триумвирами. После развала триумвирата Цицерон оказался не у дел. Скорее всего, он был лидером сенатского «болота» и выражал «общее» мнение. Большая часть римского общества страстно желала мира: «Ты [Аттик] считаешь честными… откупщиков, которые никогда не были надежными, а теперь лучшие друзья Цезарю, или ростовщиков, или земледельцев, для которых самое желанное — это мир. Если ты только считаешь, боятся быть под царской властью те, кто никогда не отвергал ее, лишь бы жить спокойно» (Cic., Att., VII, 7, 5, пер.
Напротив, взгляды на pax optimates, которые в это время пошли на союз с Помпеем, не претерпели изменений. «Я [Цицерон] предпочел разрешение посредством соглашения…, они [помпеянцы] же — оружием» (Cic., Att., VIII, 11d, 8, пер.
Вскоре после начала гражданской войны и перемирия со своими бывшими союзниками римский оратор присоединяется к partes Помпея. Его интерпретация pax вновь кардинально меняется. «Если будет война, — дело полезное. О этот позор для res publica, который едва ли можно вознаградить каким-либо миром!» (Cic., Att., VII, 18, 2, пер.
После убийства Г. Юлия Цезаря Цицерон на короткое время вновь выходит на первые роли. Он становится фактически идейным вдохновителем «оптиматов»/помпеянцев139. Содержание его заявлений становится еще более категоричным. «…не могу переносить тех, которые, притворяясь, что хотят мира, защищают преступные действия» (Cic., Att., XIV, 15, 3, пер.
В это время использование лозунга pax в политической борьбе достигло таких масштабов, что появляется новый политический термин — pacificatorius, или pacificator. Причем эти слова имели для «честных» ярко выраженный негативный смысл и использовались ими в ироническом смысле для обозначения своих политических противников (Cic., Att., XV, 7, 1; Fam., X, 27, 2; Phil., XII, 3; ср.: Dio Cass., XLIV, 49)140.
Таким образом, если власти optimates начинает что-либо угрожать, они были готовы начать гражданские раздоры и даже гражданскую войну. «Честные» не желали мириться с тем, что власть находилась в руках других. Такое положение, по их мнению, не было настоящим миром. Это был turpa pax (постыдный мир) (Cic., Att., VII, 18, 1), и против него следовало бороться.
Между тем С. Вейнсток приводит в пример два денария, чеканенных «помпеянцами», которые, по его мнению, содержат «мирную пропаганду». Первый — это денарий Кв. Сициния (ок. 49 г. до н. э.), на реверсе которого присутствует изображение кадуцея (символа мира)141 (прил. А, рис. 1). Между тем сам кадуцей не является центром всего изображения, как это имеет место на «цезарианских» денариях: он составляет единое целое с пальмовой ветвью и венком над ними. Поэтому более справедлива, по нашему мнению, интерпретация
Второй денарий был выпущен Кв. Метеллом Пием Сципионом и П. Лицинием Крассом Юнианом в 47—
Разбор pax как лозунга «оптиматов» показывает, что он имел специфический смысл и не был популярным среди широких слоев римского общества. Boni были готовы защищать свою власть любой ценой, и такие их пропагандистские заявления и лозунги отталкивали широкие массы. В 49 г. до н. э. Цицерон с горечью пишет о том, что жители италийских городов и муниципиев с радостью встречали Цезаря, надеясь, что он быстро завершит гражданскую войну, и боялись возвращения Помпея (Cic., Att., VIII, 13, 2, пер.
Подводя итог, следует сказать, что «честные», по сути, использовали общеримские традиционные ценности — «общее дело народа», «свобода», «гражданский мир» — в своих интересах. В устах optimates libera res publica, libertas, pax в первую очередь выражали законность их господствующего положения в государстве. Мало того, они связывали наличие этих ценностей в государстве с существованием своей власти. В случае утраты власти «оптиматами» должны были исчезнуть и «правильный» государственный строй, и свобода, и гражданское согласие. Очевидно, что эти лозунги не были «национальными», принимаемыми всеми слоями римского общества. Они выражали идеологические взгляды лишь ее небольшой части, а именно части римской аристократии, имевшей непосредственный доступ к управлению государством. Собственно, то, что среди большинства граждан эти лозунги не были особо популярны, и было одной из причин, почему boni потерпели столь сокрушительное поражение в гражданской войне.
с.68 Из этого вытекает, что римский «республиканизм» следует связывать именно с идеологией «честных», последовательно отстаивавших существование сенаторского режима, а в сущности тимократическую «конституцию». Поэтому такие понятия, как римский «традиционализм» и «республиканизм», не являются тождественными. Последний у́же и является только частью «традиционализма», то есть «традиционализм» был не идеологией «оптиматов», а ее основой.
Характерной чертой республиканской идеологии было то, что и optimates, и populares довольно часто использовали в идеологической борьбе одни и те же лозунги. Показательно, что основу идеологии «популяров» составляли все те же понятия res publica, libertas, pax145. Правда, главенствующее место здесь занимает libertas, а res publica и pax играют скорее второстепенную роль.
Res publica как лозунг «популяров»
Из текстов, современных рассматриваемым нами событиям и оппозиционных идеологии optimates, до наших дней сохранились только несколько фрагментов речей Г. Семпрония Гракха, а также сочинения Г. Юлия Цезаря и Г. Саллюстия Криспа. Сегодня исследователи при трактовке понятия res publica практически не обращают внимания на то, что и Г. Гракх, и Цезарь, и Саллюстий ни разу не использовали термин res publica в «оптиматском» значении, но, как и другие римские политики, применявшие в своей деятельности лозунги «популяров», часто подразумевали под res publica «res populi Romani» (дело римского народа) или «salus publica» (общее благо).
Однако прямое указание на такую трактовку res publica мы встречаем у Цицерона. В своем сочинении «De re publica» знаменитый оратор, описывая три «чистые» формы государства — царскую власть, власть «оптиматов» и власть народа, рассказывает о последней, с точки зрения сторонников «народной власти», то есть populares: «…когда в народе находился один или несколько более богатых и более могущественных человек, тогда — говорят они [сторонники народной власти] — из-за их высокомерия и надменности и создавалось вышеуказанное положение [рабство]… Но если народ сохраняет свои права, то — говорят они — это наилучшее положение, сама свобода, само благоденствие, так как он — господин над законами, над правосудием, над делами войны и мира, над союзными договорами, над правами каждого гражданина и над его имуществом. По их мнению, только такое устройство и называется с полным с.69 основанием res publica, то есть дело народа (hanc unam rite rem publicam, id est rem populi)» (Cic., De re pub., I, 48). Такую же интерпретацию res publica мы находим в одном из отрывков речей Г. Гракха, который заявляет, что, «если ко мне обратится народ с просьбой, я одобрю выгоду общего дела (rei publicae commoda)» (ORF2, 48, Fr., 30), и у Грания Лициниана, использовавшего здесь гракханскую риторику: «…в самом деле, с такой умеренностью он [П. Лентул] вел дело, чтобы и общему делу услужить (rei publicae commodaret)» (Gran. Licinian., p. 9 ed. Flemisch). То есть они напрямую связывали «общее дело» с делом народа.
В таком же смысле res publica употребляет Цезарь: «Что при величии власти римского народа (in tanto imperio populi Romani), он [Цезарь] считал величайшим позором для себя и для общего дела (sibi et rei publicae)» (Caes., Bell. Gall., I, 33). Будущий диктатор соединяет «общее дело» с «величием власти римского народа». В следующем фрагменте примечательно разделение Цезарем «общего» и «частного» дел. Здесь под «общим делом» подразумевается ведение внешних войн, что, очевидно, было делом всего римского народа: «Этим [разгромив часть гельветов] Цезарь отомстил не только за государство, но и за себя лично (in re Caesar non solum publicas, sed etiam privatas iniurias ultus est), так как в упомянутом сражении тигуринцы убили вместе с Кассием его легата Л. Пизона, деда цезарева тестя Л. Пизона)» (Caes., Bell. Gall., I, 12, пер.
Саллюстий также довольно часто подразумевает под res publica «общее дело римского народа»: «…но когда их [плебеев], мало-помалу согнанных с земель, праздность и бедность лишили постоянного жилья, они начали посягать на чужое имущество, свободу свою и общее дело выставили на продажу (libertatem suam cum re publica venalem habere)» (Sall., Epist. ad Caes., II, 5; ср.: II, 11; Sall., Cat., 4, 18, 20; Bell. Iug., 30, 31, 40). Римский историк в некоторых случаях заменяет res publica выражением imperium populi Romani: «…более того, ради твоей погибели они [«оптиматы»] с.70 предпочли подвергнуть опасности свободу, чем допустить, чтобы благодаря тебе держава римского народа из великой стала величайшей (quam per te populi romani imperium maxumum ex magno fieri)» (Sall., Epist. ad Caes., II, 4). «Не допускай [Цезарь], чтобы величайшая и непобедимая держава римского народа (populi romani summum atque invictum imperium) приходила в упадок от дряхлости и распадалась из-за внутренних раздоров» (Sall., Epist. ad Caes., II, 12, пер.
Цицерон, когда это было ему выгодно, также нередко использовал терминологию «популяров», особенно в своих речах. Как мы уже отмечали, речи Цицерона следует использовать для трактовки различных политических лозунгов cum grano salis. В частности, в них встречается выражение populi Romani causa (дело римского народа) (Cic., Pro Caec., 76), что в принципе невозможно в его переписке. В речах против Верреса Цицерон часто использует выражение communis causa, но контекст его «Веррин» не оставляет сомнений в том, что здесь римский оратор использует лексикон «популяров», так как «общее дело» неизменно употребляется с libertas (populi): «…общее дело римского народа (populi Romani communis causa)…; …это близко касается всеобщего дела свободы и достоинства (ad communem causam libertatis et dignitatis)…; …ты [Веррес] был недругом общему делу свободы (causae communi libertatis)…; …всеобщую свободу и гражданские права (communem libertatis et civitatis causam) обрек на муки и на распятие…» (Cic., In Verr., II, I, 84; V, 143, 169, 170). Все это говорит о том, что Цицерон имел в виду весь римский народ, а не только nobilitas.
С нашей точки зрения, ярким примером того, что политики, использовавшие в своей деятельности идеологию «популяров», понимали под res publica прежде всего «дело народа», является их трактовка основополагающего лозунга в политической борьбе этого времени — rem publicam in libertatem vindicare (восстанавливать свободу в государстве). Однако большинство исследователей считает, что этот лозунг в эпоху Поздней республики стал всего лишь разменной монетой в пропаганде различных политических сил и служил «для обмана общественного мнения и клеветы на политических противников»146. Между тем, по нашему мнению, контекст сохранившихся источников позволяет опровергнуть такую точку зрения и вполне разрешает показать различие в трактовке этого выражения теми или иными политическими силами.
В сочинениях Цицерона, который разделял взгляды «оптиматов», мы встречаем эту формулировку четыре раза. В трех случаях — в трактате «Брут» и в письмах к Г. Куриону Младшему и Октавиану — знаменитый оратор использует именно res publica. «Недаром я уже говорил… с.71 о Публии Сципионе, который, будучи частным лицом, освободил res publica от тирании Тиберия Гракха (qui ex dominatu Ti. Gracchi privatus in libertatem rem publicam vindicavit)» (Cic., Brut., 212, пер.
Однако в четвертом случае Цицерон вместо res publica использует res populi: «Поэтому, по их [populares] словам, дело народа обычно освобождается и от господства царей и отцов, но не бывает, чтобы свободные народы искали для себя царей или власти и могущества оптиматов (et a regum et a patrum dominatione solere in libertatem rem populi vindicari, non ex liberis populis reges requiri aut potestatem atque opes optimatium)» (Cic., De re pub., I, 48, пер.
Действительно, и Цезарь, и Саллюстий в выражении rem publicam in libertatem vindicare заменяют res publica на populus Romanus или plebs. В начале гражданской войны Цезарь заявляет Лентулу Спинтеру, что он начал военные действия для того, «чтобы освободить и себя, и народ римский от притеснений преступной клики (ut se et populum Romanum factione paucorum oppressum in libertatem vindicaret)» (Caes., Bell. Civ., I, 22). Саллюстий, рассказывая о начале гражданских раздоров, отмечает, что братья Гракхи впервые стали требовать свободы для плебса (Ti. et C. Gracchus… vindicare plebem in libertatem… coepere) (Sall., Bell. Iug., 42, пер.
Таким образом, для optimates лозунг rem publicam in libertatem vindicare означал восстановление «свободы» в государстве, то есть восстановление их власти. Для populares же populum Romanum in libertatem vindicare означало восстановление «свободы» плебса, передачу плебсу бо́льших политических прав и т. д. В сущности, для «популяров» понятия res publica и res populi Romani являлись синонимичными и отчасти взаимозаменяемыми.
с.72 Итак, данные источников определенно свидетельствуют о том, что в эпоху Поздней республики «оптиматы» и «популяры» по-разному трактовали res publica как политический лозунг. Под res publica «популяры» подразумевали «общее дело всего народа», а в некоторых случаях значение res publica сужается до понятия res populi и даже res plebis147.
Libertas populi Romani
При характеристике libertas как лозунга populares перед нами (вследствие того, что он подробно разобран исследователями) остаются те же задачи, которые мы сформулировали в отношении «оптиматского» понимания libertas: сосредоточить внимание на характерных особенностях понятия libertas как лозунга populares; показать то значение, которое вкладывали в этот термин сторонники «популяров».
В идеологии populares libertas играла ключевую роль. Под libertas они понимали не «личную», а прежде всего «политическую свободу», политические права плебса. Цицерон устами populares говорит: «Если народ сохраняет свои права, то… это наилучшее положение, сама свобода, само благоденствие, так как он — господин над законами, над правосудием, над делами войны и мира, над союзными договорами, над правами каждого гражданина и над его имуществом…» (Cic., De re pub., I, 48, пер.
По мнению «популяров», libertas была в прошлом, ее завоевал плебс в борьбе против патрициев. Плебейский трибун 111 г. до н. э. Г. Меммий утверждал, что плебс получил «свободу» от своих предков (Sall., Bell. Iug., 31).
Но со временем плебс утратил libertas. «Римский народ, еще недавний повелитель народов, теперь, лишенный верховной власти, славы, прав, возможности существовать и презираемый, больше не получает даже пищи, положенной рабам» (Sall., Hist., I, 55, 11, пер.
Исходя из этого, положение плебса в сложившихся обстоятельствах — это противоположность libertas — servitas. Плебейский трибун отмечает, что все находится в руках знати: «Провинции, законы, право, суд, война и мир, все дела божеские и человеческие находятся в руках немногих» (Sall., Bell. Iug., 31, пер.
Выше мы уже произвели разбор выражения plebem/populum Romanum in libertatem vindicare, отметив, что его использовали обе стороны. Однако следует указать, что в идеологии «популяров» это выражение стало ключевым политическим лозунгом. На звание vindex libertatis populi Romani (освободителя римского народа) претендовали многие populares и политики, использовавшие лозунги «популяров» в своей деятельности: Гракхи (Sall., Bell. Iug., 42), Г. Меммий (Sall., Bell. Iug., 30), Катилина (Sall., Cat., 20), Г. Юлий Цезарь (Caes., Bell. Civ., I, 22; Sall., Epist. ad Caes., II, 2).
Таким образом, в отличие от «честных» «популяры» вкладывали в libertas совершенно противоположный смысл. Под «свободой» они понимали «политическую свободу» плебса, которая исчезла из-за того, что «преступная группа» нобилей захватила власть в государстве. Под этим лозунгом они боролись со своими политическими противниками. Такие лозунги, как vindex libertatis, in libertatem vindicare, как мы видели, нельзя соотнести только с одной политической силой. Они использовались и optimates, и populares, которые совершенно по-разному их интерпретировали.
Pax в агитации «популяров»
Pax как лозунг «популяров», по нашим данным, никогда не привлекал к себе интереса исследователей148. Между тем свидетельства источников позволяют сделать несколько замечаний о трактовке pax противниками «оптиматов».
В отличие от «честных», которые видели разрешение противоречий в государстве и защиту своей власти только в развязывании гражданской войны или раздоров, среди «популяров» были разногласия по поводу линии поведения в отношении борьбы с pauci. Часть populares стремилась к вооруженному сопротивлению. Обращаясь к толпе, плебейский трибун Г. Меммий призывает к борьбе: «Либо быть нам в рабстве, либо оружием вернуть свободу (aut serviendum esse aut per manus libertatem retinendam)» с.74 (Sall., Bell. Iug., 30; ср.: Sall., Bell. Iug., 42; Hist., I, 55, 1—
Однако среди «популяров» была и противоположная точка зрения. Плебейский трибун Г. Лициний Макр предостерегал от вооруженной борьбы: «Я не склоняю вас к мщению за противозакония — лучше стремитесь к покою; не призываю вас к раздорам, …но… требую возвращения нам нашего достояния. Но если они [знать] станут упорно удерживать за собой принадлежащее нам, то я подам голос не за борьбу с оружием в руках и не за сецессию, а только за то, чтобы вы более не отдавали им своей крови» (Sall., Hist., III, 48, 17—
Эту линию поведения продолжил Цезарь. Он объявляет себя «популяром» и заявляет, что стремление populares к вооруженной борьбе было делом минувших дней: «Это [объявление «оптиматами» чрезвычайного положения в государстве] делалось в случае внесения гибельных законов (perniciosis legibus), насилия трибунов (vi tribunicia)… подобные деяния искуплены, например, гибелью Сатурнина и Гракхов (Saturnini atque Gracchorum casibus). Но таких дел в наше время не совершалось и не было в помышлении (quarum rerum illo tempore nihil factum, ne cogitatum quidem)» (Caes., Bell. Civ., I, 7).
Цезарь постоянно выставляет себя защитником мира и обвиняет в развязывании гражданской войны своих противников (Caes., Bell. Gall., VIII, 55; Caes., Bell. Civ., I, 4, 5, 9, 26, 32; III, 10; Cic., Att., VIII, 11c, 1; IX, 9, 4). Много внимания приемный отец Августа уделял агитации в пользу с.75 мира и согласия. Сохранилось несколько его денариев с изображениями головы Пакс, кадуцея, символизировавшего мир, рукопожатия как символа согласия, легенд PAXS и PAX IVL[ia] (Babelon, № Aemilia 17—
Такую модель поведения после смерти Цезаря продолжили его сторонники. «Цезарианцы» очень активно использовали этот лозунг в гражданской войне. Как и Цезарь, его эпигоны активно использовали монеты для «мирной» пропаганды (напр., см.: CRRBM, №№ Rome 3994, 4201, 4236, 4242, 4274, 4292; RRC, № 485/1; 494/10—
Виднейшие деятели «цезарианской» partes объявляют себя приверженцами pax. Г. Азиний Поллион в письме Цицерону фактически повторяет пропагандистские заявления Цезаря: «Поэтому считай, что именно я являюсь… величайшим сторонником мира (ведь я стремлюсь к тому, чтобы все граждане были вполне невредимы)» (Cic., Fam., X, 31, 5, пер.
Итак, данные источников показывают, что среди populares были различные подходы в трактовке pax как политического лозунга. Та часть «сторонников народа», которая призывала к вооруженной борьбе, старалась не использовать это понятие. Другая активно употребляла его в политической борьбе. Эту традицию унаследовала «цезарианская» partes. В результате в период гражданской войны Помпея и Цезаря и последовавшей за ней Мутинской войны лозунг pax фактически принадлежал политическому лексикону «цезарианцев».
Таким образом, «популяры» использовали те же общеримские традиционные ценности, что и boni, то есть основой их идеологии также был римский «традиционализм». Однако «общее дело народа», «свобода», «гражданский мир» в их агитации получают совершенно иное толкование. Нобили-аутсайдеры, опиравшиеся в своей политической деятельности на народное собрание, вынуждены были отражать в них идею суверенитета римского народа, его главенства в государстве. Res publica в их агитации становится синонимом res populi Romani, а в некоторых случаях ее значение сужается до понятия res populi и даже res plebis. Libertas означала «политическую свободу» плебса. Под ее флагом «популяры» и вели свою борьбу с «преступной шайкой». Практически каждый знаменитый popularis объявлял себя vindex libertatis populi Romani или plebis — защитником народной свободы. Эволюция трактовки pax привела к широкому использованию populares этого лозунга в периоды гражданских смут, и в результате — его употребление рассматривалось их противниками как враждебная агитация.
Из этого следует, что «республиканизм» нельзя соотносить с идеологией «популяров», которая в целом противостоит ему в рамках Поздней республики.
Итак, подведем общий итог главы. В Риме в эпоху Поздней республики не существовало политических партий или даже более или менее постоянных и стабильных политических группировок. Борьба шла между аристократическими котериями (объединениями аристократов вокруг политика-лидера, которые составляли его consilium). На их основе в периоды с.77 гражданских войн возникали аморфные, многочисленные политические группировки — partes, которые имели такие специфически римские черты, как персонифицированность, дуальность и др. Особенностью политической борьбы в Риме было то, что ни аристократические котерии, ни partes не имели собственных идеологических программ. Они использовали лозунги optimates и populares.
В свою очередь, эти термины не были наименованием политических партий, как считают сторонники Т. Моммзена. Один из них был обозначением правящей части нобилитета, в своей деятельности опиравшейся на сенат, а другой — знатных политиков-аутсайдеров, которые в своей политической карьере делали ставку на народное собрание. То есть, в сущности, «оптиматы» и «популяры» представляли собой «идейно-политические течения».
Таким образом, в идеологии Поздней республики существовало две тенденции: optimates и populares. Характерной особенностью идеологической борьбы в эпоху Поздней республики было то, что эти «течения» использовали в своей агитации одни и те же традиционные «полисные» ценности: res publica, libertas, pax и др., — вкладывая в них при этом различный смысл, а зачастую даже противоположный. Лозунг res publica мог означать и res publica omnium bonorum, и res populi Romani; libertas — и свободный доступ к управлению государством «честными», и политические права народа; vindex libertatis — и защитника власти optimates, и «освободителя» римского народа; pax — положение, когда власти «оптиматов» ничего не угрожает, и гражданский мир в агитации «сторонников народа». Другими словами, лозунги августовской эпохи (res publica restituta, vindex libertatis p. R., pax) можно рассматривать не только как «республиканскую идеологию», но и как традицию «популяров».
Разбор политических лозунгов optimates и populares показывает, что под «республиканизмом» следует понимать идеологические представления boni и противопоставлять его идеологии «популяров». Полностью следует отвергнуть трактовку, согласно которой «республиканизм» — это «традиционализм». На наш взгляд, римский «традиционализм» следует отличать от «республиканизма». Пропаганда традиционных ценностей в политической борьбе и «честными», и «популярами» показывает, что «традиционализм» был основой не только для идеологии optimates, но также и для идеологии populares. Таким образом, «республиканизм» имеет более узкое значение, чем «традиционализм», и является только его частью. Все это, по нашему мнению, заставляет пересмотреть выводы ряда исследователей, которые слишком свободно используют эти термины при трактовке истоков официальной идеологии императора Августа.
ПРИМЕЧАНИЯ