Илиада

Краткое содержание песней, составленное Н. И. Гнедичем

Илиада. М., «Художественная литература», 1978 г. С. 479—500.

ПЕСНЬ I

Воз­зва­ние к музе и изло­же­ние пред­ме­та пес­ней, гне­ва Ахил­ле­со­ва и его послед­ст­вий, ст. 1—7. При­чи­на рас­при меж­ду Ага­мем­но­ном и Ахил­ле­сом; Хрис, жрец Апол­ло­на, при­хо­дит в стан ахе­ян, чтобы выку­пить дочь свою, в пред­ше­ст­во­вав­шие бит­вы, при разо­ре­нии Фив пле­нен­ную и награ­дою из добыч Ага­мем­но­ну дан­ную, 8—21 и 366. Ага­мем­нон отвер­га­ет его с пору­га­ни­ем; жрец уда­ля­ет­ся и молит Апол­ло­на о мще­нии за обиду; бог на воин­ство ахей­ское посы­ла­ет язву; она сви­реп­ст­ву­ет, 22—32. Ахил­лес, по вну­ше­нию Геры, соби­ра­ет совет, чтобы изыс­кать сред­ство к отвра­ще­нию бед­ст­вия; Кал­хас, вер­хов­ный жрец, откры­ва­ет истин­ную при­чи­ну оно­го и объ­яв­ля­ет, что толь­ко воз­вра­ще­ни­ем Хри­се­иды отцу ее и при­не­се­ни­ем жертв Апол­ло­ну пре­кра­тит­ся язва, 53—100. Таким обра­зом раз­дра­жен­ный Ага­мем­нон начи­на­ет рас­прю с Ахил­ле­сом; воз­вра­тить Хри­се­иды не отка­зы­ва­ет­ся, но с тем, чтобы немед­лен­но дано ему было воз­мездие; Ахил­лес, него­дуя на коры­сто­лю­бие царя, оскор­би­тель­но упре­ка­ет его; Ага­мем­нон воз­ра­жа­ет еще оскор­би­тель­нее и нако­нец гро­зит, что у само­го Ахил­ле­са похи­тит Бри­се­иду, полу­чен­ную им награ­дою от ахе­ян, 101—187. Ахил­лес, оскорб­ле­ни­ем оже­сто­чен­ный, обна­жа­ет меч на Ага­мем­но­на; явля­ет­ся Пал­ла­да; ей поко­ря­я­ся, он укро­ща­ет гнев, но, поно­ся Ага­мем­но­на, объ­яв­ля­ет, что он с мир­мидо­на­ми более не участ­ву­ет в бра­ни, 188—244. Нестор убеж­да­ет их сми­рить­ся, но тщет­но, 245—304. Собра­ние пре­рва­но. Ахил­лес и Ага­мем­нон уда­ля­ют­ся враж­деб­ные; пер­вый — в стан свой, где, пре­дан­ный гне­ву, оста­ет­ся без дей­ст­вия, 305 и 488. Послед­ний отправ­ля­ет Хри­се­иду к отцу с уми­ло­сти­ви­тель­ны­ми жерт­ва­ми богу; воин­ство очи­ща­ет­ся и так­же при­но­сит жерт­вы Апол­ло­ну, 305—317. Меж­ду тем Ага­мем­нон, совер­шая угро­зы, посы­ла­ет увесть насиль­ст­вен­но Бри­се­иду от Ахил­ле­са, 318—348. Ахил­лес молит матерь свою, Фети­ду, об отмще­нии за обиду; она обе­ща­ет про­сить Зев­са, когда он воз­вра­тит­ся на Олимп, ибо, со все­ми бога­ми отшед к Эфи­о­пам, он не преж­де как в две­на­дца­тый день воз­вра­тит­ся, 349—425. Меж­ду тем Хри­се­ида при­ве­зе­на к отцу с жерт­ва­ми Апол­ло­ну: по при­не­се­нии оных бог уми­ло­стив­ля­ет­ся и язву пре­кра­ща­ет, 430—488. Зевс воз­вра­ща­ет­ся на Олимп; Фети­да пред­ста­ет ему тай­но и молит бога отмстить за сына ее; он пре­кло­ня­ет­ся и дает ей обет, что тро­яне будут победи­те­ля­ми в бра­ни, пока Ахил­ле­са не удо­вле­тво­рят за оскорб­ле­ние Ага­мем­нон и ахей­цы, 492—533. Гера, недоб­ро­же­ла­тель­ная тро­я­нам, уведав о сем тай­ном сове­те, пагуб­ном, как подо­зре­ва­ет она, ахей­цам, ею покро­ви­тель­ст­ву­е­мым, раз­дра­жа­ет­ся; рас­пря Геры и Зев­са во вре­мя пир­ше­ства, 534—567. Опе­ча­лен весь сонм богов; Гефест воз­вра­ща­ет их к весе­ло­сти, 568—600; и боги, с наступ­ле­ни­ем ночи пре­кра­тив пир­ше­ство, отхо­дят ко сну, 601—611.

ПЕСНЬ II

Зевс, дабы отмстить за обиду, Ахил­ле­су нане­сен­ную, посы­ла­ет Ага­мем­но­ну, во вре­мя ночи, обо­льсти­тель­ное сно­виде­ние, что он нако­нец заво­ю­ет Трою; ст. 1—40. Ага­мем­нон, обо­льщен­ный и жаж­ду­щий без Ахил­ле­са взять Трою, спе­шит и сно­виде­ние свое, и наме­ре­ние вести на бой всех дана­ев открыть ста­рей­ши­нам, потом немед­лен­но сзы­ва­ет собра­ние народ­ное, 41—100. Но, не дове­ряя, готов ли народ без Ахил­ле­са всту­пить в сра­же­ние, испы­ты­ва­ет дух его и при­твор­но сове­ту­ет воз­вра­тить­ся в оте­че­ство, про­из­но­ся свою речь с зна­ме­ни­тым в руках наслед­ст­вен­ным скип­тром, 101—141. Народ, вой­ною утом­лен­ный, не поняв наме­ре­ния царя, быст­ро вол­ну­ет­ся и бро­са­ет­ся к кораб­лям, чтобы гото­вить­ся к отплы­тию, 142—154. Одис­сей, Пал­ла­дою воз­буж­ден­ный, нис­шед­шею с неба, убеж­де­ни­я­ми и угро­за­ми укро­ща­ет смя­те­ние народ­ное и сво­ею вла­стию вновь вос­ста­нов­ля­ет собра­ние, 155—210. Тер­си­та, мужа без­образ­но­го и зло­слов­но­го, жесто­ко нака­зы­ва­ет для при­ме­ра дру­гим, 211—277. Так укро­тив народ, Одис­сей новою речью воз­буж­да­ет его на брань, вос­по­ми­ная меж­ду про­чим преж­ние счаст­ли­вые зна­ме­ния и про­ро­че­ство Кал­ха­са, что Троя будет взя­та в деся­тый год бра­ни, 278—335. В таком же разу­ме про­из­но­сит речь Нестор и вме­сте сове­ту­ет употре­бить неко­то­рый род так­ти­ки, разде­лив народ на пле­ме­на и коле­на, 336—368. Ага­мем­нон начи­на­ет уже рас­ка­и­вать­ся в сво­ей рас­пре с Ахил­ле­сом, при­ка­зы­ва­ет бой и бран­ным жаром оду­шев­ля­ет всех, 369—393. Все спе­шат воору­жить­ся; меж­ду тем Ага­мем­нон, заклав жерт­вы, ста­рей­ших вождей при­гла­ша­ет на пир­ше­ство; про­чие быст­ро, по сво­им кущам, при­но­сят жерт­вы богам, насы­ща­ют­ся и гото­вят­ся к сра­же­нию, 394—440. Вест­ни­ки по сове­ту Несто­ра сзы­ва­ют ахе­ян на бой; вожди стро­ят их, каж­дый свое пле­мя, и выво­дят к сра­же­нию, 441—483. Подроб­ное исчис­ле­ние кораб­лей, наро­дов и вождей, кото­рые с Ага­мем­но­ном при­шли на брань Тро­ян­скую, 484—785. Тро­яне так­же, Поли­том изве­щен­ные о наступ­ле­нии ахе­ян, под пред­во­ди­тель­ст­вом Гек­то­ра, и сами, и союз­ни­ки их, выхо­дят в поле, к хол­му Бати­еи; крат­кое исчис­ле­ние тро­ян, союз­ни­ков и вождей их, 786—877.

ПЕСНЬ III

Постро­ен­ные воин­ства схо­дят­ся, тро­яне с кри­ком, ахе­яне тихо; ст. 1—15. Но до нача­тия сра­же­ния Парис вызы­ва­ет на еди­но­бор­ство храб­рей­ших из ахе­ян; выхо­дит Мене­лай; устра­шен­ный Парис отсту­па­ет, 16—37. Ско­ро, одна­ко, пори­цае­мый Гек­то­ром, он реша­ет­ся на еди­но­бор­ство, дол­жен­ст­ву­ю­щее поло­жить конец бра­ни, 38—75. Гек­тор объ­яв­ля­ет усло­вия боя: победи­тель оста­нет­ся обла­да­те­лем Еле­ны и сокро­вищ, с нею похи­щен­ных, 76—95. Мене­лай, согла­сясь на оные, тре­бу­ет, чтобы дого­вор был освя­щен при­сут­ст­ви­ем При­а­ма, 96—110. Воин­ства пола­га­ют ору­жия; с обе­их сто­рон при­готов­ля­ют жерт­во­при­но­ше­ния, 111—120. Меж­ду тем Еле­на, Иридою воз­ве­щен­ная о еди­но­бор­стве Пари­са с Мене­ла­ем, всхо­дит на баш­ню Скей­скую, откуда был вид на поле, 121—145. Ста­рей­ши­ны тро­ян­ские, там же собрав­ши­е­ся, удив­ля­ют­ся кра­со­те ее. При­ам ее рас­спра­ши­ва­ет, а она ему ука­зы­ва­ет и име­ну­ет вождей ахей­ских: Ага­мем­но­на — ст. 146—190, Одис­сея — ст. 191—224, Аяк­са, Идо­ме­нея — ст. 225—233. Еле­на ищет в воин­стве и бра­тьев сво­их Дио­с­ку­ридов, но не нахо­дит, 234—245. При­ам, вест­ни­ком при­гла­шен­ный, при­ез­жа­ет к воин­ству, сопро­вож­дае­мый Анте­но­ром, 246—268. Дого­вор еди­но­бор­ства освя­ща­ет­ся жерт­во­при­но­ше­ни­ем, кото­рое совер­ша­ет­ся с обряда­ми и обык­но­ве­ни­я­ми древ­но­сти, 269—303. При­ам воз­вра­ща­ет­ся в Трою; Гек­тор с Одис­се­ем изме­ря­ет место для бит­вы, бро­са­ет жре­бий, кому преж­де начать ее; Парис и Мене­лай воору­жа­ют­ся, выхо­дят, 304—344; сра­жа­ют­ся, но Пари­са, уже побеж­дае­мо­го, Кипри­да похи­ща­ет и невреди­мо­го пере­но­сит в его почи­валь­ню, 345—382. Боги­ня туда же при­во­дит Еле­ну, про­тив ее воли, и, него­дую­щую, поно­ся­щую Пари­са, поко­ря­ет неж­ным его жела­ни­ям, 383—448. Мене­лай бес­по­лез­но ищет скрыв­ше­го­ся про­тив­ни­ка; Ага­мем­нон тре­бу­ет от тро­ян услов­лен­ных наград победи­те­лю, 449—461.

ПЕСНЬ IV

Боги пир­ше­ст­ву­ют у Зев­са, ст. 1—4. Он меж­ду тем гово­рит о быв­шем еди­но­бор­стве. (Оно, как виде­ли, оста­лось сомни­тель­ным, ибо Парис хотя побеж­ден, но не убит. Кро­ме это­го, с испол­не­ни­ем усло­вий еди­но­бор­ства, т. е. с воз­вра­ще­ни­ем Еле­ны Мене­лаю, как победи­те­лю, кон­чи­лась бы брань Тро­ян­ская и Зевс не испол­нил бы обе­та, дан­но­го Фети­де, отмстить за обиду Ахил­ле­са уни­чи­же­ни­ем ахе­ян в бра­ни.) Вот поче­му Зевс пред­ла­га­ет на раз­мыш­ле­ние богам: как устро­ить дело? воз­об­но­вить ли брань или поло­жить мир меж­ду враж­деб­ны­ми наро­да­ми, воз­вра­тив Еле­ну Мене­лаю и сохра­нив Трою? 6—19. Гера раз­дра­жа­ет­ся, ибо миром она не может удо­воль­ст­во­вать нена­ви­сти сво­ей к тро­я­нам; воз­ра­жа­ет, упре­ка­ет и при­нуж­да­ет Зев­са согла­сить­ся на раз­ру­ше­ние Трои, 20—49. Зевс, по ее убеж­де­нию, посы­ла­ет на зем­лю Афи­ну, рав­но враж­деб­ную тро­я­нам; она убеж­да­ет Пан­да­ра пустить стре­лу в Мене­лая, чтобы таким обра­зом тро­яне нару­ши­ли дого­вор и пода­ли новую при­чи­ну к бра­ни, 50—104. Но Мене­лай ранен не в опас­ное место: Афи­на отвра­ти­ла стре­лу; язву осмат­ри­ва­ет и вра­чу­ет Маха­он, 105—219. Меж­ду тем тро­яне, вновь при­няв ору­жие, насту­па­ют; ахе­яне воору­жа­ют­ся; Ага­мем­нон обхо­дит воин­ство, 220—250; одних, как Идо­ме­нея, 251, Аяк­сов, 279, Несто­ра, 293, кото­рые сто­я­ли уже в готов­но­сти, хва­лит рев­ность; дру­гих, Мене­сфея, Одис­сея, 327—364, Дио­меда, кото­рые ново­го напа­де­ния еще не слы­ша­ли, упре­ка­ет в мед­лен­но­сти, 365—421. После сего брань с обе­их сто­рон воз­об­нов­ля­ет­ся; боги вос­пла­ме­ня­ют серд­ца, Арей и Апол­лон — тро­ян, Афи­на — ахе­ян, 422—456; мно­гие озна­ме­но­вы­ва­ют доб­лесть; Анти­лох уби­ва­ет Эхе­по­ла, 457; Аге­нор — Эле­фе­но­ра, 463; Аякс Тела­мо­нид — Симо­исия, 473; Одис­сей — Демо­ко­о­на, 499; Дио­ра, вождя эпе­ян, пора­жа­ет Пирос, фра­ки­ец, 517; его — Фоас, это­ли­ец, 527—538. С обе­их сто­рон дело идет пла­мен­но, 539—544.

ПЕСНЬ V

Дио­мед, вос­пла­ме­нен­ный Афи­ною, отли­ча­ет­ся муже­ст­вом: сынов Даре­са одно­го уби­ва­ет, дру­го­го обра­ща­ет в бег­ство, ст. 1—29. Меж­ду тем Афи­на уда­ля­ет от бит­вы Арея; ахе­яне отра­жа­ют тро­ян, мно­гих уби­ва­ют, кото­рые и исчис­ля­ют­ся, 30—84. Но ужас­нее всех сви­реп­ст­ву­ет Дио­мед: ранен­ный стре­лою Пан­да­ра, 85—113, он немед­лен­но исце­ля­ет­ся Афи­ною, его моль­бой при­зван­ною, и, ею воз­буж­ден­ный разить Кипри­ду, если бы она яви­лась в бра­ни, сра­жа­ет­ся пла­мен­нее преж­не­го и мно­гих уби­ва­ет, 114—165; Пан­да­ра, преж­де пешим сра­жав­ше­го­ся, а теперь на колес­ни­це, вдво­ем с Эне­ем, на него напа­даю­ще­го, уби­ва­ет, 166—296; Энея, защи­щаю­ще­го тело дру­га, ранит кам­нем, 297—310; Кипри­ду, ране­но­го сына уно­ся­щую из бра­ни, уязв­ля­ет копьем в руку, 311—351. Кипри­да, Иридою из бит­вы изведен­ная, выпра­ши­ва­ет у Арея колес­ни­цу и уда­ля­ет­ся на Олимп, где матерь ее, Дио­на, уте­ша­ет, Гера и Афи­на над нею изде­ва­ют­ся, а Зевс дает ей бла­гие сове­ты, 352—431. Энея, остав­лен­но­го Кипри­дою, Апол­лон избав­ля­ет от сви­реп­ства Дио­медо­ва и вно­сит в свой храм Тро­ян­ский, где Лета и Арте­ми­да его исце­ля­ют; а сам он, при­зрак Энея пред­ста­вя сра­жаю­щим­ся, Арея вновь при­зы­ва­ет ко бра­ни, 432—460. Арей оду­шев­ля­ет тро­ян, Сар­пе­дон, упре­ка­ми, вос­пла­ме­ня­ет Гек­то­ра; сра­же­ние воз­об­нов­ля­ет­ся, и Эней, исце­лен­ный, вновь пред­ста­ет обра­до­ван­ным тро­я­нам, 461—518. Ахе­яне вновь оду­шев­ля­ют­ся Ага­мем­но­ном, 519—532. С обе­их сто­рон сра­жа­ют­ся храб­ро и уби­ва­ют мно­гих, 533—627. Тли­по­лем и Сар­пе­дон, оба, друг дру­гом ранен­ные, уно­сят­ся из бит­вы, 628—679. Сар­пе­до­на силы вос­ста­нов­ля­ют­ся; меж­ду тем Гек­тор вос­пла­ме­ня­ет бой, при­нуж­да­ет ахе­ян отсту­пить и мно­гих уби­ва­ет, 680—710. Гера и Афи­на, чтобы помочь утес­нен­ным ахей­цам, гото­вят­ся к бра­ни; опи­са­ние их колес­ни­цы и ору­жий, 711—756. Боги­ни, с согла­сия Зев­са, устрем­ля­ют­ся от Олим­па, 757—777. Гера, голо­сом Стен­то­ра, оду­шев­ля­ет ахе­ян; Афи­на упре­ка­ет Дио­меда, вос­хо­дит с ним на колес­ни­цу, воз­буж­да­ет его на само­го Арея, на кото­ро­го Дио­мед напа­да­ет и ранит бога, 778—863. Арей немед­лен­но уда­ля­ет­ся на Олимп и, по пове­ле­нию Зев­са, Пео­ном исце­ля­ет­ся; Гера и Афи­на вслед за ним воз­вра­ща­ют­ся на небо, 864—909.

ПЕСНЬ VI

После отше­ст­вия богов из бра­ни ахей­цы, пора­зив мно­гих тро­ян, до того одоле­ва­ют, что они гото­вы бежать в город, ст. 1—74. Гелен про­ри­ца­тель убеж­да­ет Гек­то­ра, чтобы он пове­лел все­на­род­но молить Пал­ла­ду в зам­ке Тро­ян­ском, 75—101. Гек­тор, немед­лен­но вос­ста­но­вив бой, отхо­дит в город. В сей бит­ве Дио­мед и Главк, вождь ликий­ский, сошед­шись к сра­же­нию, гово­рят о сво­ем роде и, вспом­нив об отцах, почи­та­ют себя соеди­нен­ны­ми пра­вом госте­при­им­ства, отца­ми их друг дру­гу ока­зан­но­го, обме­ни­ва­ют­ся ору­жи­ем и, в знак друж­бы, дав друг дру­гу дес­ни­цы, рас­хо­дят­ся, 102—236. Гек­тор, вошед в город, идет к При­а­мо­ву дому; опи­са­ние оно­го, 237—250. Геку­ба, по сове­ту Гек­то­ра, кото­ро­го на пути встре­ча­ет, отправ­ля­ет­ся с зна­ме­ни­ты­ми тро­ян­ка­ми, тор­же­ст­вен­ным ходом, в храм Пал­ла­ды, несет дра­го­цен­ную ризу, богине посвя­щае­мую, и совер­ша­ет моле­ние о спа­се­нии Трои, 251—312. Меж­ду тем Гек­тор при­хо­дит к Пари­су, дома поко­я­ще­му­ся, и упре­ка­ми воз­буж­да­ет его вый­ти сно­ва на сра­же­ние, 313—368; посе­ща­ет свой дом и, узнав, что Анд­ро­ма­ха ото­шла к город­ским воротам, сам туда поспе­ша­ет, у баш­ни Скей­ской встре­ча­ет ее с сыном Асти­а­на­к­сом, всту­па­ет с нею в тро­га­тель­ный раз­го­вор, уте­ша­ет ее и сына пору­ча­ет богам, 369—502. Рас­став­ши­ся, он ско­ро настиг­нут Пари­сом, на брань воору­жен­ным, кото­рый срав­ни­ва­ет­ся с конем, из стой­ла вырвав­шим­ся, 503—529.

ПЕСНЬ VII

Гек­тор и Парис, вышед из горо­да, немед­лен­но всту­па­ют в сра­же­ние, и ахе­ян, с успе­хом сра­жав­ших­ся, пре­одоле­ва­ют, ст. 1—16. Пал­ла­да и Апол­лон нис­хо­дят на побо­и­ще и согла­ша­ют­ся, дабы укро­тить сви­реп­ство рату­ю­щих, воз­будить муже­ство Гек­то­ра, 17—53. Гек­тор, по сове­ту Геле­на про­ри­ца­те­ля, вызы­ва­ет на еди­но­бор­ство храб­рей­ше­го ахей­ца, 54—91. Ахе­ян, колеб­лю­щих­ся при­нять вызов, поно­сит Мене­лай и готов сам вый­ти; его удер­жи­ва­ет Ага­мем­нон, 92—122. Меж­ду тем упре­ки Несто­ра оду­шев­ля­ют ахе­ян: вос­ста­ют девять геро­ев, гото­вых на еди­но­бор­ство с Гек­то­ром; жре­бий, по сове­ту Несто­ра меж­ду ними бро­шен­ный, пада­ет на Аяк­са Тела­мо­нида, 123—205. Аякс воору­жа­ет­ся и с Гек­то­ром схо­дит­ся, 206—225; герои раз­го­ва­ри­ва­ют, 226—243; сра­жа­ют­ся копья­ми, Гек­тор ранен, 244—262; кам­ня­ми Гек­тор сбит с ног, но воз­двиг­нут Апол­ло­ном, 263—272; гото­вы сра­зить­ся меча­ми, но вест­ни­ки обе­их сто­рон при­хо­дят раз­лу­чить их, по при­чине наступ­ле­ния ночи, и герои, почтив друг дру­га дара­ми, рас­хо­дят­ся, 273—312. На общем пире Ага­мем­нон чест­ву­ет Аяк­са, как победи­те­ля, целым хреб­том вола, 313—322. Меж­ду тем Нестор пред­ла­га­ет совет о погре­бе­нии уби­тых и об укреп­ле­нии ста­на, 323—344. В собра­нии у тро­ян Анте­нор убеж­да­ет, для пре­кра­ще­ния вой­ны, воз­вра­тить Еле­ну и сокро­ви­ща, с нею похи­щен­ные; Парис воз­ра­жа­ет, на то не согла­ша­ясь, но воз­вра­тить сокро­ви­ща жела­ет и даже умно­жить их соб­ст­вен­ны­ми, 345—364. Сей ответ его При­ам велит вест­ни­ку на дру­гой день сооб­щить ахей­цам и при­том про­сить пере­ми­рия для погре­бе­ния уби­тых, 365—416. После сего оба наро­да заботят­ся о погре­бе­нии сво­их мерт­вых, кото­рых на кост­ре сожи­га­ют. Кро­ме сего, ахе­яне окру­жа­ют кораб­ли свои сте­ною и рвом, 417—442. Боги удив­ля­ют­ся делу ахе­ян, Посей­даон него­ду­ет, Зевс его успо­ка­и­ва­ет, 443—469. Нако­нец, ахе­яне и тро­яне, устро­ив вече­рю, пиру­ют в про­дол­же­ние ночи, гроз­ной ужас­ным гро­мом, кото­рым Зевс пред­зна­ме­ну­ет им бед­ст­вия, 470—482.

ПЕСНЬ VIII

Зевс, собрав­ши всех богов, запре­ща­ет им, под жесто­кою карою, пособ­лять вою­ю­щим наро­дам и пред­ла­га­ет богам испы­тать, если они жела­ют, могу­ще­ство его, посред­ст­вом золо­той цепи, спу­стив ее с неба. Кон­чив угро­зы бла­го­во­ли­тель­ной речью к Пал­ла­де, он в колес­ни­це уда­ля­ет­ся на Иду, ст. 1—52. Оттуда смот­рит на бит­ву, кото­рая с обе­их сто­рон про­дол­жа­ет­ся с рав­ным успе­хом до полу­дня; но в сие вре­мя он, взве­сив на весах роко­вые жре­бии обо­их наро­дов, бро­са­ет мол­нию, зна­ме­нуя пора­же­ние ахе­ян; храб­рей­шие из них пре­да­ют­ся бег­ству, 53—79. Нестор, у кото­ро­го один из коней ранен, оста­ет­ся и под­вер­га­ет опас­но­сти свою жизнь при при­бли­же­нии Гек­то­ра, 80—90. Дио­мед при­зы­ва­ет, но напрас­но, Одис­сея, защи­тить стар­ца; нако­нец сам при­ни­ма­ет его в свою колес­ни­цу и, напав на Гек­то­ра, уби­ва­ет воз­ни­цу его, 91—129. Тро­яне вновь поко­леб­ле­ны; но Зевс перу­ном, перед коня­ми Дио­меда повер­жен­ным, при­нуж­да­ет Несто­ра и Дио­меда к бег­ству, 130—157. Гек­тор зло­сло­вит бегу­ще­го; герой него­ду­ет и, желая опять обра­тить­ся на Гек­то­ра, удер­жи­ва­ет­ся новым гро­мом Зев­са, 158—171. Гек­тор воз­буж­да­ет тро­ян напасть на кораб­ли ахей­ские; обра­ща­ет речь к коням сво­им, убеж­дая их догнать Дио­меда, кото­ро­го убить он похва­ля­ет­ся, 172—198. Гера него­ду­ет и пре­кло­ня­ет Посей­дао­на, но бес­по­лез­но, вос­стать на ахе­ян. По ее вну­ше­нию Ага­мем­нон воин­ство ахе­ян, уже за сте­ну отра­жен­ных, оду­шев­ля­ет гром­ки­ми упре­ка­ми и моле­ни­ем к Зев­су, кото­рый нис­по­сы­ла­ет ему орла, в счаст­ли­вое зна­ме­ние, 199—250. Ахе­яне с новым жаром обра­ща­ют­ся на тро­ян, и Дио­мед пер­вый; моло­дой Тевкр, стоя под щитом Аяк­са, мно­гих пора­жа­ет стре­ла­ми, 251—277; несколь­ко раз метит в Гек­то­ра, но тщет­но, и ско­ро сам пора­жен от него кам­нем, 278—334. Тро­яне, сно­ва Зев­сом оду­шев­лен­ные, обра­ща­ют в бег­ство ахе­ян; их пре­сле­ду­ет Гек­тор, победою гор­дый, 335—349. Гера и Пал­ла­да него­ду­ют на непра­во­судие Зев­са и, решась помо­гать ахе­я­нам, устрем­ля­ют­ся в колес­ни­це; но Зевс, узрев их с Иды, посы­ла­ет Ириду с угро­за­ми и с пове­ле­ни­ем удер­жать их, 350—437; сам, воз­вра­тясь на Олимп, жесто­ко уко­ря­ет непо­кор­ных богинь и угро­жа­ет, что зав­тра он еще боль­шее пора­же­ние нане­сет ахе­я­нам, 438—484. С наступ­ле­ни­ем ночи пре­рван бой. Гек­тор, на самом месте боя, пред­ло­жив рас­по­ряди­тель­ные сове­ты тро­я­нам, там же, неда­ле­ко от кораб­лей, рас­по­ла­га­ет­ся на ночь ста­ном; тро­яне, по сове­ту его, учреж­да­ют стра­жу и, зажег­ши в стане мно­же­ство огней, кото­рые поэт срав­ни­ва­ет со звезда­ми, кру­гом их про­во­дят всю ночь в гор­дых меч­та­ни­ях, 485—565.

ПЕСНЬ IX

Ахей­цы, пора­жен­ные в бит­ве, про­во­дят ночь в стра­хе и бес­по­кой­стве; Ага­мем­нон, отча­ясь в спа­се­нии, сзы­ва­ет собра­ние и повеле­ва­ет бежать, ст. 1—28. Дио­мед воз­ра­жа­ет и отвра­ща­ет его от без­рас­суд­но­го наме­ре­ния; так же и Нестор, 29—78, по сове­ту кое­го учреж­да­ет­ся стра­жа для охра­не­ния ста­на. Ага­мем­нон дает пир ста­рей­ши­нам; по окон­ча­нии оно­го Нестор сове­ту­ет уми­ло­сти­вить Ахил­ле­са, чтобы он при­со­еди­нил­ся к воин­ству, 79—113. Ага­мем­нон на сие согла­ша­ет­ся, обе­ща­ет Ахил­ле­су, если он с ним при­ми­рит­ся, дать зна­ме­ни­тые дары и воз­вра­тить Бри­се­иду непри­кос­но­вен­ною, 114—161. Нестор изби­ра­ет для сего послов: Феник­са, быв­ше­го настав­ни­ка Ахил­ле­со­ва, стар­ше­го Аяк­са, Одис­сея и двух вест­ни­ков, кото­рые и отправ­ля­ют­ся, 162—184. Послы нахо­дят Ахил­ле­са играю­щим на лире, 185—195; он при­ни­ма­ет их дру­же­люб­но; уго­ща­ет тра­пе­зою, по окон­ча­нии кото­рой пер­вый гово­рит Одис­сей, 196—306; Ахил­лес воз­ра­жа­ет суро­во и отвер­га­ет все, 307—429. Вто­рой убеж­да­ет его Феникс, рас­ска­зы­вая меж­ду про­чим повесть о гне­ве Меле­а­г­ра, 430—605; Ахил­лес отве­ча­ет гнев­но, велит Феник­су остать­ся у него и гро­зит­ся зав­тра отплыть с ним в оте­че­ство. Дру­гих послов отпус­ка­ет, 606—623. Нако­нец гово­рит Аякс и крат­кою, но силь­ною речью потря­са­ет душу его, 624—642. Ахил­лес остав­ля­ет наме­ре­ние ехать, но с Ага­мем­но­ном не при­ми­ря­ет­ся, 643—655. Аякс и Одис­сей ухо­дят и, вестию о без­успеш­ном посоль­стве, опе­ча­ли­ва­ют ахе­ян. Дио­мед обо­д­ря­ет их сво­ею речью и сове­ту­ет на сле­дую­щее утро сно­ва сра­жать­ся, 656—713.

ПЕСНЬ X

Ага­мем­нон, рав­но и Мене­лай, устра­шен­ные при­бли­же­ни­ем тро­ян, в виду ахей­ско­го воин­ства ста­ном рас­по­ло­жив­ших­ся, про­во­дят ночь без сна, вста­ют и схо­дят­ся, ст. 1—35. Видя нуж­ным собрать совет, идут сами сзы­вать вождей, Мене­лай — Идо­ме­нея и Аяк­са Тела­мо­нида, Ага­мем­нон — Несто­ра, 36—130. Нестор, с ним вышед­ший, будит Одис­сея, 131—149, Дио­меда, 150—176; а его посы­ла­ет при­звать Аяк­са Оилида и Меге­са. Всем собрав­шим­ся, идут осмот­реть стра­жу, око­ло рва постав­лен­ную, и нахо­дят ее бод­рою, 177—193. Пере­шед за ров, сове­ту­ют­ся и, по пред­ло­же­нию Несто­ра, наме­ре­ва­ют­ся послать согляда­тая в стан тро­ян­ский, 194—218. На это реша­ет­ся Дио­мед и спут­ни­ком себе, из мно­гих желаю­щих, изби­ра­ет Одис­сея, 219—253. Воору­жа­ют­ся и отхо­дят при счаст­ли­вом зна­ме­нии пти­цы, Афи­ною послан­ной, 254—298. Гек­тор так­же хочет послать согляда­тая в стан ахей­ский и обе­ща­ет ему в награ­ду коней Ахил­ле­со­вых. Вызвал­ся тро­я­нец Долон, воору­жа­ет­ся и отхо­дит, 299—338. Под­хо­дя уже к ста­ну ахе­ян, он попа­да­ет­ся навстре­чу Одис­сею и Дио­меду. Они напа­да­ют на него, ловят и рас­спра­ши­ва­ют. Он им рас­ска­зы­ва­ет все рас­по­ло­же­ние ста­на тро­ян­ско­го и даже место, где оста­но­вил­ся недав­но при­шед­ший Рез, царь фра­кий­ский. По окон­ча­нии рас­спро­са Дио­мед уби­ва­ет Доло­на, 339—464. Идут к ста­ну Реза, кото­ро­го Дио­мед, с две­на­дца­тью спо­движ­ни­ка­ми его, уби­ва­ет; Одис­сей уво­дит слав­ных его коней. Дио­мед замыш­ля­ет новые подви­ги, 465—506, но Афи­на, явя­ся ему, сове­ту­ет более не мед­лить, чтобы Апол­лон не воз­будил тро­ян, и герои на конях Резо­вых воз­вра­ща­ют­ся к сво­им, встре­ча­ют­ся с при­вет­ст­ви­я­ми, омы­ва­ют­ся в море и садят­ся на пир­ше­ство с дру­зья­ми, 507—579.

ПЕСНЬ XI

С вос­хо­дом зари Зевс посы­ла­ет Враж­ду, кото­рая воз­буж­да­ет ахе­ян к про­дол­же­нию бра­ни, ст. 1—14. Ага­мем­нон воору­жа­ет­ся вели­ко­леп­ным ору­жи­ем и рано выво­дит к бою все опол­че­ния, в кото­рых, мно­гим геро­ям пред­зна­ме­нуя гибель, Зевс посы­ла­ет кро­ва­вую росу, 15—55. Гек­тор с тро­я­на­ми так­же воору­жа­ет­ся; схо­дят­ся обе рати и дол­го сра­жа­ют­ся с рав­ным оже­сто­че­ни­ем и успе­хом, ибо, кро­ме Враж­ды, ни одно содей­ст­ву­ю­щее боже­ство не при­сут­ст­ву­ет в бра­ни, 56—83. В пол­день ахей­цы раз­ры­ва­ют ряды тро­ян, но необык­но­вен­ным герой­ст­вом отли­ча­ет­ся Ага­мем­нон; он уби­ва­ет мно­гих, чем вос­пла­ме­нив и все воин­ство, опро­киды­ва­ет тро­ян и гонит, 84—162. Пре­сле­ду­е­мые, они оста­нав­ли­ва­ют­ся уже под сте­на­ми горо­да, Гек­то­ром обод­рен­ные; но сам Гек­тор, по пове­ле­нию Зев­са, ему Иридою воз­ве­щен­но­му, избе­га­ет встре­чи со сви­реп­ст­ву­ю­щим про­тив­ни­ком, а сра­жа­ет­ся в дру­гих местах, пока он не будет ранен и не уда­лит­ся из боя, 163—215. Меж­ду тем Ага­мем­нон, сно­ва напав на оста­но­вив­ших­ся тро­ян, уби­ва­ет Ифида­ма­са и его бра­та, Коо­на, кото­рым сам быв ранен, при­нуж­ден уда­лить­ся из боя, 216—283. Тогда Гек­тор отра­жа­ет ахе­ян и гонит, страш­но сви­реп­ст­вуя, 284—309. Смя­тен­ный бой вос­ста­нов­ля­ет­ся Одис­се­ем и Дио­медом, 310—342; Гек­тор напа­да­ет на них, но, пора­жен­ный в шлем копьем Дио­меда, отсту­па­ет, Дио­мед же, ранен­ный в ногу стре­лою Пари­са, уда­ля­ет­ся из боя, 343—400. Одис­сей оста­ет­ся на побо­и­ще один, сре­ди тол­пы вра­гов, колеб­лет­ся духом, нако­нец напа­да­ет, пора­жа­ет мно­гих, сам, ранен­ный Соком, уби­ва­ет и его; но при­нуж­ден­ный отсту­пить от окру­жаю­щих его тро­ян, кри­ком при­зы­ва­ет на помощь дру­зей и избав­ля­ет­ся Мене­ла­ем и Аяк­сом, 401—488. Аякс, напав на тро­ян, обра­ща­ет их в бег­ство, а Гек­тор на левом кры­ле сви­реп­ст­ву­ет про­ти­ву Идо­ме­нея и Несто­ра, 489—504. Парис ранит стре­лою Маха­о­на, кото­ро­го Нестор уво­зит на колес­ни­це, 505—520. Меж­ду тем Гек­тор, узнав, что тро­яне на дру­гом кон­це смя­ты Аяк­сом, на него устрем­ля­ет­ся; Аякс, гроз­но сра­жа­ясь, отсту­па­ет; по неохот­но­му отступ­ле­нию срав­ни­ва­ет­ся с ослом, 521—573. Эври­пил ранен стре­лою Пари­са и так­же остав­ля­ет бой, 574—596. Меж­ду тем Ахил­лес, увидев Несто­ра, уво­зя­ще­го Маха­о­на из бит­вы, посы­ла­ет Патрок­ла осве­до­мить­ся, 597—617. Нестор, изве­стив о бед­ст­вен­ном поло­же­нии дел, убеж­да­ет Патрок­ла и речью и пове­стью о бра­ни эле­ян с пилос­ца­ми, дабы он или пре­кло­нил Ахил­ле­са помочь ахе­я­нам, или сам, надев ору­жия Ахил­ле­со­вы, устра­шил бы вра­гов, 618—803. Патрокл, воз­вра­ща­ясь назад, встре­ча­ет Эври­пи­ла, стра­даю­ще­го от язвы, при­во­дит в сень и вра­чу­ет, 804—847.

ПЕСНЬ XII

Ахе­яне заклю­ча­ют­ся внутрь сте­ны сво­ей (зда­ния, богам нена­вист­но­го и ими же, вско­ре после самой Трои, раз­ру­шен­но­го, что поэт здесь и повест­ву­ет), ст. 1—35. Тро­яне, угро­жая кораб­лям, гото­вят­ся перей­ти ров и спер­ва встре­ча­ют затруд­не­ние, 36—59, но вско­ре, по сове­ту Полида­ма­са, схо­дят с колес­ниц и, разде­ля­ся на пять отрядов, пешие устрем­ля­ют­ся, 60—107. Азий дер­за­ет на колес­ни­це при­бли­жить­ся к одним из ворот, но встре­ча­ет в них двух лапи­фов, Поли­пе­та и Леон­тея; герои страш­ное убий­ство про­из­во­дят в дру­жине его и само­го отра­жа­ют, 108—194. Гек­то­ру, гото­во­му перей­ти ров, Полида­мас, устра­шен­ный недоб­рым зна­ме­ни­ем — летя­щим над ними орлом, кото­рый нес змея и упу­стил его, сове­ту­ет оста­вить наме­ре­ние, 195—229. Гек­тор поно­сит его мало­ду­шие и, пре­зрев зна­ме­ние, идет, чтобы напасть на сте­ну, 230—250. Ахей­цы, невзи­рая на страш­ную бурю, Зев­сом на них устрем­лен­ную, храб­ро защи­ща­ют свое укреп­ле­ние, и осо­бен­но оба Аяк­сы, 251—289. Сар­пе­дон, убедив Глав­ка, с ним напа­да­ет на сте­ну в дру­гом месте, 290—330; им сопро­тив­ля­ет­ся Мене­сфей, но, при­звав на помощь Аяк­са стар­ше­го и Тев­к­ра, с ними удер­жи­ва­ет напа­даю­щих, ибо Аякс отра­зил Сар­пе­до­на и убил спо­движ­ни­ка его, Эпи­к­ла, и Тевкр уяз­вил Глав­ка. Одна­ко Сар­пе­дон уже раз­ру­шил вер­ши­ну сте­ны, 331—407. Ликий­цы сно­ва храб­ро напа­да­ют, ахей­цы защи­ща­ют­ся, и бой с обе­их сто­рон про­дол­жа­ет­ся рав­ный, 408—436. Но Гек­тор сра­жа­ет­ся успеш­нее: при­сту­пив к дру­гим воротам, он про­би­ва­ет их кам­нем и вры­ва­ет­ся в сте­ну; ахе­яне бегут, 437—471.

ПЕСНЬ XIII

Зевс, даро­вав тор­же­ство тро­я­нам над ахе­я­на­ми, при­вед­ши их в самый стан вра­гов, отвра­ща­ет взо­ры свои от бра­ни и от Трои, ст. 5—10. Посей­даон, состра­даю­щий об ахе­я­нах, сим поль­зу­ет­ся, вос­ста­ет, чтобы оду­ше­вить их, и на конях сво­их едет к Трое, 11—42; при­няв вид Кал­ха­са, он воз­буж­да­ет к защи­те кораб­лей спер­ва Аяк­сов, потом дру­гих вождей и напол­ня­ет их новою силою, 43—124. Ахе­яне соби­ра­ют­ся око­ло Аяк­сов, стро­ят­ся фалан­га­ми, непо­ко­ле­би­мо встре­ча­ют напа­даю­ще­го Гек­то­ра и отра­жа­ют его, 125—149. Гек­тор, убедив тро­ян, про­дол­жа­ет сра­жать­ся; мно­гие герои уби­ты с обе­их сто­рон, 150—205. Посей­даон, за убий­ство вну­ка сво­его раз­дра­жен­ный, в обра­зе Фоаса, воз­буж­да­ет к бит­ве Идо­ме­нея, 206—239. Идо­ме­ней, воору­жа­ся и взяв с собою Мери­о­на, выхо­дит на бой про­ти­ву левой сто­ро­ны, где утес­не­ны ахей­цы, 240—329. Здесь воз­жи­га­ет­ся жесто­кий бой: Зевс бла­го­при­ят­ст­ву­ет тро­я­нам, Посей­даон ахе­я­нам, меж­ду кото­ры­ми Идо­ме­ней более всех в про­дол­же­ние бит­вы сей отли­ча­ет­ся доб­ле­стию и подви­га­ми, 330—362. Он пора­жа­ет Офри­о­нея, Азия, Алка­фоя и угро­жа­ет Деи­фо­бу, потом с Мери­о­ном, Анти­ло­хом и Мене­ла­ем успеш­но сра­жа­ет­ся про­ти­ву Энея, Деи­фо­ба, Геле­на и Пари­са, 363—672. Меж­ду тем Гек­то­ра, кото­рый сра­жал­ся там, где и преж­де, Аяк­сы, соеди­ня­ся оба, и дру­гие при них воин­ства, одоле­ва­ют до того, что тро­яне гото­вы отсту­пить, 673—724. Но Гек­тор, обод­рен­ный Полида­ма­сом, соби­ра­ет храб­рей­ших и жесто­ко напа­да­ет на ахе­ян, 725—807; Аякс вели­кий сопро­тив­ля­ет­ся, вызы­ва­ет его, воз­буж­да­ет новый бой, и оба воин­ства оду­шев­ля­ют себя ужас­ным вза­им­ным кри­ком, 808—836.

ПЕСНЬ XIV

Нестор, устра­шен­ный необык­но­вен­ным рат­ным кри­ком, выхо­дит из сво­ей кущи, где осве­жал­ся питьем с уязв­лен­ным Маха­о­ном, и спе­шит узнать при­чи­ну, ст. 1—26. В встре­чу ему попа­да­ют­ся вожди, еще стра­даю­щие от ран, Ага­мем­нон, Дио­мед и Одис­сей, по той же при­чине вышед­шие в поле. Ага­мем­нон, узнав от Несто­ра, что сте­на про­би­та, сове­ту­ет при­гото­вить кораб­ли к бег­ству, 27—81. Одис­сей пори­ца­ет совет его, а Дио­мед убеж­да­ет их идти к бит­ве, не взи­рая на раны, чтобы, по край­ней мере сво­им при­сут­ст­ви­ем, обо­д­рить воин­ство, 82—134. Посей­даон, явясь иду­ще­му Ага­мем­но­ну, в виде стар­ца, обо­д­ря­ет его, а потом оду­шев­ля­ет воин­ство ахей­ское, 135—152. Меж­ду тем Гера, чтобы ока­зать еще более помо­щи ахей­цам, наме­ре­ва­ет­ся идти к Зев­су на Иду и пле­нить его жен­ски­ми пре­ле­стя­ми; для это­го укра­ша­ет­ся одеж­да­ми и бла­го­во­ни­я­ми, выпра­ши­ва­ет у Кипри­ды пояс ее, 153—230, в Лемне убеж­да­ет Сон сле­до­вать за нею и вспо­мо­ще­ст­во­вать ей; пред­ста­ет Зев­су на Иде, вос­пла­ме­ня­ет его любо­вию и в сво­их объ­я­ти­ях усып­ля­ет, 231—351. Тогда Посей­даон, Герою вспо­мо­ще­ст­ву­е­мый, успех бит­вы пре­кло­ня­ет реши­тель­но на сто­ро­ну ахе­ян, 352—401. Гек­тор, от Аяк­са вели­ко­го пора­жен­ный кам­нем, лиша­ет­ся чувств и дру­зья­ми выно­сит­ся из боя, 402—439. Ахей­цы, оду­шев­лен­ные новым муже­ст­вом, отра­жа­ют тро­ян от кораб­лей, и более всех отли­ча­ет­ся Аякс млад­ший в пре­сле­до­ва­нии бегу­щих, 440—522.

ПЕСНЬ XV

Зевс, вос­став от сна, видит бег­ство тро­ян, Посей­дао­на, пособ­ля­ю­ще­го ахе­я­нам, а Гек­то­ра без чувств лежа­ще­го в поле, ст. 1—12. Гроз­но ули­ча­ет он Геру в коз­нях ее и повеле­ва­ет ей при­звать от Олим­па Ириду и Апол­ло­на, чтобы первую послать уда­лить Посей­дао­на из бра­ни, а послед­не­го вос­ста­но­вить силы Гек­то­ра; при сем Зевс пред­ска­зы­ва­ет участь Патрок­ла, Гек­то­ра и судь­бу всей бра­ни Тро­ян­ской, не могу­щей изме­нить­ся, пока он не пока­ра­ет ахе­ян за оскорб­ле­ние Ахил­ле­са и не про­сла­вит его, как обе­щал Фети­де, 13—77. Гера, при­шед на Олимп, изве­ща­ет богов о гроз­ных пред­опре­де­ле­ни­ях Зев­са и сму­ща­ет весь сонм их; от нее узна­ет Арей об уби­е­нии сына его, Аска­ла­фа, и вос­пла­ме­ня­ет­ся местью; неистов­ство его укро­ща­ет Афи­на, 78—142. Апол­лон с Иридою пред­ста­ют Зев­су; пове­ле­ние его уда­лить­ся Посей­дао­ну от бра­ни, послан­ни­цей богу воз­ве­щен­ное, он при­ни­ма­ет с него­до­ва­ни­ем и гор­ды­ми угро­за­ми, 143—219. Апол­лон вос­ста­нов­ля­ет силы Гек­то­ра, и он, воз­вра­тя­ся к бит­ве, устра­ша­ет ахе­ян, 220—280. Они, по сове­ту Фоаса, собрав­ши­ся одни храб­рые, еще про­ти­вят­ся вра­гам и муже­ст­вен­но сра­жа­ют­ся. Гек­тор, напав и на них, одних уби­ва­ет, а дру­гих обра­ща­ет в бег­ство, пред­во­ди­мый Апол­ло­ном, кото­рый, потря­сая эгидом, от Зев­са ему вру­чен­ным, ужа­са­ет ахе­ян и гонит, раз­ру­ша­ет их сте­ну, ею засы­па­ет ров и урав­ни­ва­ет путь к кораб­лям, и тро­яне уже пред кораб­ля­ми жесто­ко тес­нят ахе­ян, 281—389. Патрокл, увидев сию опас­ность, остав­ля­ет Эври­пи­ла и спе­шит к Ахил­ле­су, чтобы убеж­дать его помочь ахе­я­нам, 390—404. Меж­ду тем ахе­яне креп­ко защи­ща­ют кораб­ли; мно­гие с той и дру­гой сто­ро­ны уби­ты, 405—590. Нако­нец Гек­тор, устрем­ля­е­мый Зев­сом, силь­но напа­да­ет на ахе­ян, кото­рые, хотя и жесто­ко тес­ни­мые, в поряд­ке отсту­па­ют в ряды кораб­лей, 591—674. Аякс Тела­мо­нид отли­ча­ет­ся доб­ле­стью: воору­жа­ся шестом и прядая с кораб­ля на корабль, один отра­жа­ет тро­ян, с огнем к кораб­лям при­сту­паю­щих, оду­шев­ля­ет ахе­ян, воз­дви­га­ет ужас­ную бит­ву и герой­ски защи­ща­ет корабль Про­те­си­лая, кото­рый зажечь при­сту­пил уже Гек­тор, 675—746.

ПЕСНЬ XVI

Патрокл воз­вра­ща­ет­ся к Ахил­ле­су и, спро­шен­ный, о чем про­ли­ва­ет сле­зы, изве­ща­ет его об край­но­сти, в кото­рой нахо­дит­ся все воин­ство ахей­ское, упре­ка­ет героя в жесто­ко­сти и нако­нец умо­ля­ет, да поз­во­лит ему воору­жить­ся сво­им ору­жи­ем и вывесть мир­мидо­нян на помощь ахе­ян, ст. 1—47. Ахил­лес согла­ша­ет­ся, но при­ка­зы­ва­ет, чтобы Патрокл, отра­зив тро­ян от кораб­лей, не под­вер­гал­ся боль­шей опас­но­сти и немед­лен­но воз­вра­тил­ся в стан, 48—100. Меж­ду тем Аякс, утом­лен­ный боем, не может более про­ти­вить­ся напа­де­нию вра­гов, отсту­па­ет, и тро­яне зажи­га­ют корабль, 101—124. Ахил­лес, увидев пла­мень, при­ка­зы­ва­ет Патро­клу ско­рее воору­жить­ся, сам стро­ит свое воин­ство, вос­пла­ме­ня­ет его речью, завет­ным куб­ком тво­рит Зев­су воз­ли­я­ние и моле­ние за дру­га Патрок­ла, отпус­ка­ет его и смот­рит на отход воин­ства, 125—256. Тро­яне, устра­шен­ные видом вождя мир­мидон­ско­го, вол­ну­ют­ся; он отра­жа­ет их от кораб­лей и пре­кра­ща­ет пожар, 257—302. Но тро­яне вновь оду­шев­ля­ют­ся и про­ти­ву­бор­ст­ву­ют, — воз­го­ра­ет­ся жесто­кая бит­ва; с обе­их сто­рон пора­же­ны мно­гие герои; тро­яне бегут, и Патрокл, про­гнав их за сте­ну, в откры­тое поле, там совер­шен­но рас­стра­и­ва­ет и про­из­во­дит ужас­ное пора­же­ние, 303—419. Нако­нец выхо­дит про­ти­ву него Сар­пе­дон, сын Зев­са, кото­ро­го Гера убеди­ла, да бой геро­ев пре­до­ста­вит на про­из­вол судь­бы, и Патрокл умерщ­вля­ет его, 419—490. Главк, избран­ный мсти­те­лем за уми­раю­ще­го Сар­пе­до­на, соеди­ня­ет­ся с Гек­то­ром и дру­ги­ми вождя­ми, Патрокл — с Аяк­са­ми. Кро­ва­вая, про­дол­жи­тель­ная бит­ва вос­ста­ет за тело Сар­пе­до­на, вокруг кото­ро­го пада­ют мно­гие герои, сам Гек­тор нако­нец бежит, и ахе­яне обна­жа­ют Сар­пе­до­на, 491—655. Тело героя, по пове­ле­нию Зев­са, Апол­лон похи­ща­ет из бит­вы, а Сон и Смерть пере­но­сят в Ликию, 656—683. Патрокл, гор­дый успе­хом, пре­сле­ду­ет вра­гов до само­го горо­да, несколь­ко раз бро­са­ет­ся на сте­ну, меч­тая овла­деть горо­дом, но Апол­лон устра­ша­ет его, 684—711. Меж­ду тем Гек­то­ру, вновь напав­ше­му на ахе­ян, он храб­ро сопро­тив­ля­ет­ся и уби­ва­ет воз­ни­цу его Кеб­ри­о­на, 712—783; упо­ен­ный новы­ми победа­ми, бро­са­ет­ся в сре­ди­ну воин­ства тро­ян­ско­го, пора­жа­ет мно­гих. Но про­тив него нако­нец выхо­дит Апол­лон, обес­си­ли­ва­ет и обез­ору­жи­ва­ет героя, 783—805; Эвфорб ранит его, а Гек­тор, отсту­паю­ще­го к сво­им, уби­ва­ет и пре­сле­ду­ет его воз­ни­цу Авто­медо­на, кото­рый на конях Ахил­ле­со­вых убе­га­ет, 806—867.

ПЕСНЬ XVII

Мене­лай защи­ща­ет тело Патро­кло­во и Эвфор­ба, поку­шаю­ще­го­ся похи­тить с него доспе­хи, уби­ва­ет, ст. 1—70. Меж­ду тем Гек­тор, по убеж­де­нию Апол­ло­на, воз­вра­тясь от пре­сле­до­ва­ния Авто­медо­на, обна­жа­ет Патрок­ла; Мене­лай при­зы­ва­ет Аяк­са на защи­ту тела, кото­рое Гек­тор увлек бы обез­обра­жен­ное, если б не явил­ся Аякс и не стал про­ти­ву него с Мене­ла­ем, 71—139. Гек­тор, гор­дясь похи­щен­ным ору­жи­ем, ухо­дит от Аяк­са; Главк жесто­ко пори­ца­ет его; воз­буж­ден­ный упре­ка­ми его, Гек­тор оде­ва­ет­ся ору­жи­ем Ахил­ле­со­вым, с Патрок­ла совле­чен­ным, 140—197. Зевс пред­ве­ща­ет близ­кую смерть его, он же вновь устрем­ля­ет­ся, чтобы увлечь тело, и на сей бой при­зы­ва­ет храб­рей­ших вождей тро­ян­ских, 198—236. Про­тив них схо­дят­ся при­зван­ные Аяк­сом и Мене­ла­ем герои ахей­ские, 237—261. Таким обра­зом на одном месте воз­го­ра­ет­ся ужас­ная бит­ва, в кото­рой Мене­лай, Аякс и Гек­тор, пред­во­ди­тель­ст­вуя сво­и­ми дру­жи­на­ми, сра­жа­ют­ся с пере­мен­ным успе­хом — одни, чтобы защи­тить Патро­кло­во тело, дру­гие, чтобы увлечь его на пору­га­ние. Но во все это вре­мя Ахил­лес еще не зна­ет о смер­ти дру­га, 262—425. Ахил­ле­со­вых коней, уны­лых и про­ли­ваю­щих сле­зы о Патрок­ле, Зевс оду­шев­ля­ет новою бод­ро­стию, и Авто­медон сно­ва летит в бой, взяв спо­движ­ни­ком Алки­медо­на, 426—483. Увидев его, немед­лен­но устрем­ля­ет­ся Гек­тор, Эней и дру­гие, чтобы овла­деть зна­ме­ни­ты­ми коня­ми. Про­тив их напа­де­ния креп­ко сто­ят ахе­яне, при­звав на помощь Мене­лая и Аяк­са, кото­рые, отра­зив вра­гов, сно­ва обра­ща­ют­ся к защи­те Патро­кло­ва тела и сно­ва поды­ма­ют за него страш­ную бит­ву. Афи­на вооду­шев­ля­ет Мене­лая, Апол­лон воз­буж­да­ет Гек­то­ра, 484—592; он жесто­ко напа­да­ет на ахе­ян, и Зевс гро­мом зна­ме­ну­ет победу тро­я­нам. Тогда пере­ме­ня­ет­ся реши­тель­но успех бит­вы: храб­рей­шие ахе­яне бегут; сам Аякс Тела­мо­нид устра­ша­ет­ся, ища Анти­ло­ха, чтобы послать к Ахил­ле­су, и, ниче­го не видя сквозь ужас­ный мрак, покры­ваю­щий бит­вен­ное поле, он в ропо­те храб­ро­го серд­ца вопи­ет к Зев­су, 593—651. По его же сове­ту Мене­лай отыс­ки­ва­ет Анти­ло­ха и посы­ла­ет к Ахил­ле­су с вестию о смер­ти Патрок­ла, 652—701; потом с Мери­о­ном поды­ма­ет тело и несет к кораб­лям, под защи­тою Аяк­сов, кото­рые, сле­дуя по сто­пам их, муже­ст­вен­но отра­жа­ют напа­даю­щих, но тро­яне жесто­ко пре­сле­ду­ют и бег­ство ахе­ян дела­ет­ся общим, 702—761.

ПЕСНЬ XVIII

Меж­ду тем как Ахил­лес, видя боль­шое смя­те­ние в воин­стве ахе­ян, раз­мыш­ля­ет о при­чи­нах его, Анти­лох при­но­сит ему весть о смер­ти Патрок­ла, ст. 1—21; он пре­да­ет­ся исступ­лен­ной горе­сти и пла­чу, 22—35. Фети­да, услы­шав плач его, выхо­дит из моря с сон­мом нере­ид, чтобы уте­шить сына; но, видя, что он пыла­ет немед­лен­но мстить Гек­то­ру, не взи­рая на то, что и сам ско­ро после Гек­то­ра уме­реть дол­жен, мать откло­ня­ет нетер­пе­ние его до сле­дую­ще­го дня, в кото­рый обе­ща­ет ему при­несть от Гефе­ста ору­жие, 36—137. Отпу­стив Нере­ид в дом, Фети­да спе­шит на Олимп. Меж­ду тем бой воз­об­нов­ля­ет­ся при теле Патрок­ла, и, не смот­ря на храб­рую защи­ту Аяк­сов, Гек­тор овла­дел бы оным, если б Ахил­лес, по убеж­де­нию Ириды, послан­ной к нему от Геры, не вышел на высоту рва, без ору­жия. Гроз­ным видом сво­им и голо­сом он устра­ша­ет тро­ян, кото­рые в смя­те­нии пре­да­ют­ся бег­ству, 138—231. Меж­ду тем ахей­цы, исторг­нув тело Патрок­ла, при­но­сят его в сень Ахил­ле­са при наступ­ле­нии ночи, при­бли­же­ние кото­рой уско­ря­ет Гера, повелев Солн­цу преж­девре­мен­но зака­тить­ся, 232—242. Тро­яне в тре­во­ге состав­ля­ют совет. Полида­мас сове­ту­ет им не оста­вать­ся ночью при кораб­лях, но вой­ти в город, чтобы избе­жать неми­ну­е­мо­го пора­же­ния, если Ахил­лес рав­но напа­дет на них. Бла­го­ра­зум­ный совет его отверг­нут Гек­то­ром; он, напро­тив, наме­ре­ва­ет­ся на дру­гой день при­сту­пить к кораб­лям и сра­зить­ся с самим Ахил­ле­сом, 243—314. Тро­яне про­во­дят ночь в поле; ахе­яне же, вме­сте с Ахил­ле­сом, опла­ки­ва­ют Патрок­ла, омы­ва­ют тело его, ума­ща­ют бла­го­во­ни­я­ми и пола­га­ют на одр погре­баль­ный, 315—355. На Олим­пе Зевс уко­ря­ет супру­гу, что она вновь воз­буди­ла ко бра­ни Ахил­ле­са. Меж­ду тем Фети­да при­хо­дит в дом Гефе­ста и почти­тель­но при­ни­ма­ет­ся, 356—427. Гефест, на прось­бу ее изъ­явив бла­го­склон­ную готов­ность, дела­ет для Ахил­ле­са щит, вели­ко­леп­но укра­шен­ный, и дру­гие ору­жия, 428—616.

ПЕСНЬ XIX

С рас­све­том дня Фети­да при­но­сит от Гефе­ста ору­жия Ахил­ле­су. Он, видом их вос­пла­ме­нен­ный, жаж­дет боя, ст. 1—27, и меж­ду тем, как Фети­да обла­го­во­ни­ва­ет тело Патрок­ла, дабы до погре­бе­ния оста­лось невреди­мым, Ахил­лес сзы­ва­ет ахе­ян в собра­ние, 28—41. Схо­дят­ся все, и сам Ага­мем­нон. Ахил­лес объ­яв­ля­ет, что он остав­ля­ет гнев и тре­бу­ет бит­вы без отла­га­тель­ства, 42—73. Народ раду­ет­ся при­ми­ре­нию вождей; Ага­мем­нон немед­лен­но созна­ет про­сту­пок свой, но вину его воз­ла­га­ет на боги­ню Обиду и пред­ла­га­ет выдать дары при­ми­ре­ния, обе­щан­ные преж­де чрез Одис­сея; Ахил­лес, рав­но­душ­ный к ним, но жаж­ду­щий отмстить Гек­то­ру, наста­и­ва­ет, чтобы немед­лен­но всту­пить в сра­же­ние, 74—153, нако­нец усту­па­ет убеж­де­ни­ям Одис­сея, кото­рый сове­ту­ет повре­ме­нить, пока рать под­кре­пит­ся пищею и пока сам Ахил­лес, в знак тор­же­ст­вен­но­го при­ми­ре­ния, не при­мет, пред лицом наро­да, как даров, так и Бри­се­иды, при­чи­ны раздо­ра, 154—237. Послан­ные, Несто­ра сыны, при­но­сят дары, при­во­дят Бри­се­иду, и Ага­мем­нон про­из­но­сит клят­ву, что деву он воз­вра­ща­ет непри­кос­но­вен­ною, 238—275. Дары отно­сят в кущу Ахил­ле­са; там Бри­се­ида, увидев мерт­во­го Патрок­ла, опла­ки­ва­ет его, 276—300. Сам Ахил­лес, не вни­мая прось­бам ста­рей­шин и отка­зы­ва­ясь совер­шен­но от пищи, пре­да­ет­ся горе­сти и пла­чу о Патрок­ле, 301—339. Афи­на, послан­ная Зев­сом, дабы Ахил­лес от голо­да не поте­рял сил, укреп­ля­ет его нек­та­ром и амбро­зи­ею. Меж­ду тем ахе­яне высту­па­ют к сра­же­нию, 340—364. Ахил­лес воору­жа­ет­ся новым доспе­хом, всхо­дит на колес­ни­цу, уго­ва­ри­ва­ет коней, 365—403, слы­шит одно­го из них, пред­ска­зы­ваю­ще­го ему ско­рую смерть и, не щадя­щий жиз­ни, устрем­ля­ет­ся в бит­ву, 404—424.

ПЕСНЬ XX

Когда оба воин­ства высту­пи­ли к сра­же­нию, Зевс, при­звав богов на собор, поз­во­ля­ет им вспо­мо­ще­ст­во­вать в бра­ни, кому кто жела­ет, дабы Ахил­лес не нанес совер­шен­но­го пора­же­ния тро­я­нам, ст. 1—30. Схо­дят с Олим­па: Гера, Афи­на, Посей­даон, Гер­мес, Гефест, чтобы побо­рать за ахе­ян, а за тро­ян Арей, Апол­лон, Ксанф, Арте­ми­да, Лета и Кипри­да. При­бли­же­ние богов к бра­ни сопро­вож­да­ет­ся гроз­ны­ми явле­ни­я­ми, гро­мом с небес, коле­ба­ни­ем зем­ли, кото­ро­го сам Аид ужа­са­ет­ся, 31—74. Ахил­лес выхо­дит на бой и ищет Гек­то­ра, но Апол­лон воз­буж­да­ет про­тив него Энея, 75—111. Гера хочет про­ти­вить­ся ему, но отвра­ще­на от сво­его наме­ре­ния Посей­дао­ном, по сове­ту кото­ро­го все боги вос­седа­ют вда­ли от боя, одни на валу Герак­ло­вом, а дру­гие на Кал­ли­ко­лоне, 112—155. Эней и Ахил­лес схо­дят­ся на бой, раз­го­ва­ри­ва­ют, 156—258, сра­жа­ют­ся, 259—290; но Энея, кото­ро­му судь­бою опре­де­ле­но цар­ст­во­вать над тро­я­на­ми, Посей­даон избав­ля­ет от смер­ти, дале­ко отбро­сив его по возду­ху, 291—352. Ахил­лес и Гек­тор, оба впе­ре­ди воинств, воз­буж­да­ют их к бою, но послед­ний, по сове­ту Апол­ло­на, нако­нец уда­ля­ет­ся в тол­пу. Ахил­лес напа­да­ет на тро­ян, и, кро­ме мно­гих дру­гих, уби­ва­ет Полидо­ра, При­а­мо­ва сына, 353—418. Гек­тор, пылая отмстить за смерть бра­та, выхо­дит на Ахил­ле­са, сра­жа­ют­ся, но Апол­лон и его, покрыв обла­ком, спа­са­ет, 419—454. Разъ­ярен­ный Ахил­лес напа­да­ет на дру­гих тро­ян и покры­ва­ет поле бит­вы тела­ми и ору­жи­ем пора­жен­ных, 455—503.

ПЕСНЬ XXI

Ахил­лес гонит бегу­щих тро­ян, одних к горо­ду, дру­гих к Ксан­фу (Ска­манд­ру), в кото­рый они бро­са­ют­ся, ст. 1—16, мно­гих из них уби­ва­ет в реке, но две­на­дцать юно­шей, захва­тив живых, отсы­ла­ет в стан, обрек­ши их в жерт­ву Патро­клу, 17—32. Там же уби­ва­ет Лика­о­на, При­а­мо­ва сына, умо­ля­ю­ще­го о поща­де, 33—137, пора­жа­ет Асте­ро­пея, вождя пео­нян, и мно­гих меж­ду ними, 138—211. Ксанф, спер­тый в тече­нии тру­па­ми, жалу­ет­ся и убеж­да­ет Ахил­ле­са укро­тить­ся, но напрас­но: он про­дол­жа­ет убий­ства и сно­ва вска­ки­ва­ет в середи­ну реки. Река сви­ре­по напа­да­ет на него вол­на­ми и, нако­нец, вышед­ше­го и бегу­ще­го пре­сле­ду­ет его по полю, 212—271. Ахил­ле­са, устра­шен­но­го и уже с трудом борю­ще­го­ся про­тив ярост­ных вод, оду­шев­ля­ет Посей­даон и Афи­на. Ксанф, более раз­дра­жен­ный, при­звав на помощь и Симо­иса, навод­ня­ет все поле и сно­ва гро­зит пото­пить Ахил­ле­са, 272—327. Но Гера про­ти­ву­по­став­ля­ет Ксан­фу Гефе­ста, кото­рый, устре­мив огонь, зажи­га­ет реку, иссу­ша­ет поле и не укро­ща­ет пла­ме­ни, пока не пове­ле­ла Гера, убеж­ден­ная моль­бою Ксан­фа, 328—384. Меж­ду тем поды­ма­ет­ся рас­пря и брань дру­гих богов: Арея, Афи­ны, Кипри­ды, Апол­ло­на, Посей­дао­на, Геры, Арте­ми­ды, Гер­ме­са, Леты, 385—513. После сего все боги воз­вра­ща­ют­ся на Олимп, но Апол­лон вхо­дит в Трою, чтобы защи­тить ее, ибо Ахил­лес, гроз­но сви­реп­ст­вуя, гонит тро­ян к горо­ду. При­ам, увидев его с баш­ни, при­ка­зы­ва­ет рас­т­во­рить ворота для спа­се­ния бегу­щих, 514—543. Апол­лон, чтобы отвра­тить от них сви­реп­ство Ахил­ле­са, устрем­ля­ет про­тив него Аге­но­ра, кото­рый и напа­да­ет на него, 544—594. Но Апол­лон, ско­ро уда­лив Аге­но­ра и сам при­няв образ его, обма­ны­ва­ет Ахил­ле­са, от него убе­гая и, таким обра­зом, отвле­кая от горо­да, 595—611.

ПЕСНЬ XXII

Все тро­ян­ское воин­ство убе­га­ет в город; Гек­тор один оста­ет­ся в поле, у ворот Скей­ских. Меж­ду тем Ахил­лес, узнав обман Апол­ло­на, кото­ро­го, под видом Аге­но­ра, пре­сле­до­вал, воз­вра­ща­ет­ся к горо­ду, ст. 1—24. Отец и мать убеж­да­ют Гек­то­ра вой­ти в сте­ны, 25—89; тщет­но: сты­дом и дру­ги­ми чув­ства­ми удер­жи­вае­мый, он оста­ет­ся, чтобы, с ору­жи­ем в руках, встре­тить Ахил­ле­са, 90—130, но, с при­бли­же­ни­ем героя, при­хо­дит в страх и убе­га­ет. Ахил­лес, его пре­сле­дуя, три раза гонит око­ло горо­да, 131—165. Все боги на них смот­рят; Зевс изъ­яв­ля­ет состра­да­ние об Гек­то­ре; Афи­на него­ду­ет и, по воле отца, нис­хо­дит с Олим­па, чтобы участ­во­вать в бит­ве геро­ев, 166—187. Когда оба они уже в чет­вер­тый раз при­бе­жа­ли к клю­чам Ска­манд­ра, Зевс пола­га­ет на весы их жре­бии: Гек­то­ров пре­кло­ня­ет­ся, 188—212; Апол­лон остав­ля­ет его. Пал­ла­да явля­ет­ся Ахил­ле­су, одоб­ря­ет его и сама, под видом Деи­фо­ба, бра­та Гек­то­ро­ва, явив­шись и ему, ковар­но убеж­да­ет сра­зить­ся с Ахил­ле­сом, 213—247. Таким обра­зом, герои схо­дят­ся к еди­но­бор­ству; Гек­тор пред­ла­га­ет усло­вия, Ахил­лес гор­до отвер­га­ет их, 248—272. Оба с рав­ным оже­сто­че­ни­ем сра­жа­ют­ся. Гек­тор, поте­ряв копье и видя, что жесто­ко обма­нут Афи­ной, отча­ян­но напа­да­ет с мечом, но Ахил­лес прон­за­ет его копьем, 273—330. Гек­тор, пав, про­сит погре­бе­ния, но отри­ну­тый, пред­ска­зы­ва­ет Ахил­ле­су близ­кую смерть и испус­ка­ет дух, 331—363. Ахил­лес обна­жа­ет его, пре­да­ет вои­нам на пору­га­ние и, нако­нец, при­вя­зав к колес­ни­це, увле­ка­ет в стан, 364—404. Гек­то­ра опла­ки­ва­ет весь город, так­же При­ам, Геку­ба, со стен его увидев­шие, и Анд­ро­ма­ха, из дому при­бе­жав­шая, 405—515.

ПЕСНЬ XXIII

Ахил­лес, воз­вра­тя­ся в стан, начи­на­ет с мир­мидон­ца­ми обряд погре­бе­ния Патрок­ла: сам, впе­ре­ди воору­жен­ных дру­жин их, на колес­ни­цах, три­жды объ­ез­жа­ет вокруг мерт­во­го тела, а Гек­то­ра про­сти­ра­ет пред одром его, ст. 1—25. При­готов­ля­ет дру­жи­нам сво­им пир похо­рон­ный, сам же ухо­дит к Ага­мем­но­ну; им упра­ши­вае­мый, отка­зы­ва­ет­ся от омо­ве­ния, вече­ря­ет у него и, назна­чив на дру­гой день погре­бе­ние, уда­ля­ет­ся, 26—58. Ночью явля­ет­ся Ахил­ле­су душа Патрок­ла, тре­бу­ет погре­бе­ния и про­сит, чтобы кости его были поло­же­ны вме­сте с Ахил­ле­со­вы­ми, 59—107. С зарею, по пове­ле­нию Ага­мем­но­на, ахей­цы едут рубить лес для кост­ра, при­во­зят его; мир­мидон­цы тор­же­ст­вен­но при­но­сят тело Патрок­ла, покры­тое воло­са­ми дру­зей, ему их посвя­щаю­щих. Ахил­лес обре­зы­ва­ет свои воло­сы, Спер­хию реке посвя­щен­ные, и, как залог люб­ви, вла­га­ет их в руки Патро­клу, 108—153. Вече­ром соору­жа­ют костер; Ахил­лес зака­ла­ет близ его мно­гие жерт­вы и две­на­дцать юно­шей тро­ян­ских; но Гек­то­ра тело сохра­ня­ют Афро­ди­та и Апол­лон, 154—191. Меж­ду тем костер не заго­ра­ет­ся; Ахил­лес при­зы­ва­ет моль­бою вет­ры, Зефи­ра и Борея, кото­рые, быв изве­ще­ны о том Иридою, при­ле­та­ют и вос­пла­ме­ня­ют его. У горя­ще­го кост­ра Ахил­лес тер­за­ет­ся горе­стию, 192—225. С наступ­ле­ни­ем дня соби­ра­ют кости Патрок­ла, пола­га­ют в урну и насы­па­ют моги­лу, 226—256. Нако­нец, в честь мерт­во­го Ахил­лес пред­ла­га­ет подви­ги раз­но­го рода и награ­ды; их заслу­жи­ва­ют вожди: риста­ни­ем на колес­ни­цах — Дио­мед, Анти­лох, Мене­лай, Мери­он, Эвмел, Нестор, 257—650; кулач­ным боем — Эпе­ос и Эври­ал, 651—699; борь­бой — Аякс Тела­мо­нид и Одис­сей, 700—739; бегом — Одис­сей, Аякс Оилид и Анти­лох, 740—797; бит­вой ору­жи­ем — Дио­мед и Аякс Тела­мо­нид, 798—825; мета­ни­ем кру­га — Поли­пет, 826—849; стрель­бой — Мери­он и Тевкр, 850—883; мета­ни­ем копья — Ага­мем­нон и Мери­он, 884—897.

ПЕСНЬ XXIV

По окон­ча­нии игр ахе­яне вече­ря­ют и пре­да­ют­ся сну; Ахил­лес, о Патрок­ле сетуя, про­во­дит ночь без сна и утром, при­вя­зав Гек­то­ра к колес­ни­це, воло­чит вокруг моги­лы дру­га; но Апол­лон сохра­ня­ет тело его невреди­мым, ст. 1—21. О таком пору­га­нии, мно­гие дни про­дол­жаю­щем­ся, одни из богов собо­лез­ну­ют и убеж­да­ют Гер­ме­са похи­тить тело, дру­гие тай­но раду­ют­ся и про­ти­вят­ся похи­ще­нию, 22—30. Нако­нец Апол­лон жесто­ко упре­ка­ет богов за их небла­го­дар­ность к Гек­то­ру и потвор­ство Ахил­ле­су; Гера гнев­но воз­ра­жа­ет ему, 31—63. Но Зевс пода­ет иной совет и совер­ша­ет его: при­звав на Олимп чрез Ириду боги­ню Фети­ду, повеле­ва­ет убедить Ахил­ле­са, чтобы он оста­вил сви­реп­ство и воз­вра­тил тело выку­паю­щим, 64—142. Ирида, по пове­ле­нию Зев­са, явля­ет­ся так­же При­аму и убеж­да­ет, чтобы он шел с дара­ми к Ахил­ле­су для искуп­ле­ния сына, 143—188. При­ам решил­ся, невзи­рая на страх Геку­бы, его откло­ня­ю­щей; соби­ра­ет дра­го­цен­ные дары, при­ка­зы­ва­ет детям при­гото­вить воз для кла­ди, а сам запря­га­ет для себя колес­ни­цу, 189—282. Нако­нец, сотво­рив воз­ли­я­ние Зев­су и видя в нис­по­слан­ном от него орле счаст­ли­вое зна­ме­ние, с одним вест­ни­ком Иде­ем отправ­ля­ет­ся в путь, 283—330. Встре­ча­ет Гер­ме­са, Зев­сом ему в спут­ни­ки послан­но­го, кото­рый, назвав­шись слу­жи­те­лем Ахил­ле­са и усы­пив стра­жей, при­во­дит При­а­ма к куще героя, 331—467. Ахил­лес, моле­ни­ем царя тро­ну­тый, при­ни­ма­ет выкуп, воз­вра­ща­ет тело, омы­тое и покры­тое ризою, согла­ша­ет­ся дать две­на­дцать дней, про­си­мых При­а­мом для погре­бе­ния, пред­ла­га­ет ему вече­рю, ноч­лег и дру­же­люб­но отпус­ка­ет ко сну, 468—676. Гер­мес рано про­буж­да­ет При­а­ма, про­во­дит через стан, остав­ля­ет его; и При­ам, с наступ­ле­ни­ем дня, при­во­зит к горо­ду тело Гек­то­ра. На встре­чу его вышед, все тро­яне поды­ма­ют плач, 677—717. При­вез­ши тело в дом, пола­га­ют на ложе; начи­на­те­ли пла­ча пени­ем опла­ки­ва­ют его; кро­ме их, пла­чет Анд­ро­ма­ха, Геку­ба, Еле­на, 718—776. Нако­нец сожи­га­ют тело на кост­ре и пир­ше­ст­вом у При­а­ма празд­ну­ют погре­бе­ние, 777—804.

Топ 50 натяжные и подвесные потолки в белгороде.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1327009049 1327009050 1327009052 1344000001 1344000002 1344000003