Красс-корыстолюбец: к вопросу об образе Красса в трактате Цицерона «Парадоксы стоиков»*
с.34 В статье рассматривается образ триумвира Красса в трактате Цицерона «Парадоксы стоиков». В этом сочинении Красс изображен как пример законченного корыстолюбца, для которого деньги являются самоцелью. Однако сопоставление с другими источниками показывает, что многие поступки Красса, которые Цицерон объясняет алчностью, скорее были продиктованы честолюбием и определялись политическими мотивами.
Ключевые слова: Цицерон, «Парадоксы стоиков», образ Красса, корыстолюбие, богатство, инвектива.
Как сообщает Плутарх (Cic. 25), «Красс говорил, что ему по душе стоики, утверждающие, будто каждый порядочный человек богат. “А может, дело скорее в том, что, по их мнению, мудрому принадлежит все?” — осведомился Цицерон, намекая на сребролюбие, которое ставили в укор Крассу» (здесь и далее перевод
Об этой черте Красса упоминают и другие авторы: так, Веллей (II. 46. 2) пишет, что этот человек, «безупречнейший во всем остальном, равнодушный к наслаждениям, не знал меры и не признавал границ в страстной жажде славы и денег». Плутарх же (Crass. 2. 1) полагает, что жажда наживы, «взяв верх над остальными его пороками, сделала их лишь менее заметными»1. Ранее многие исследователи подчеркивали корыстолюбие Красса, полагая, что и политика служила для него лишь источником прибыли: например, В. Друман считал, что «Красс желал владеть многим не для того, чтобы наслаждаться, как Лукулл, и в целом не для того, чтобы господствовать, как Цезарь, но для того, чтобы владеть»2. По мнению М. Гельцера, Красс «всегда оставался расчетливым буржуа, который и политику постоянно рассматривал как экономическое предприятие»3. Ф. Эдкок назвал свою книгу об этом деятеле «Марк Красс, миллионер»4, а
При жизни Красса упоминания о его алчности крайне малочисленны. Помимо известного из Плутарха обмена репликами, процитированного в начале статьи, до 46 г.7 Цицерон лишь дважды туманно намекает на жадность Красса (которого даже не называет по имени) в речах, направленных против его политических проектов (In toga cand., fr. 1; ср. Ascon. 83 C; De reg. Alex., fr. 2; cp. Schol. Bob. P. 349 Or., подробнее о них см. ниже). В переписке имеется только нейтральное упоминание о богатстве Красса (Cic. Att. I. 4. 3), а о его корыстолюбии Цицерон не говорит даже в том контексте, где этого можно было бы ожидать (например, Cic. Att. I. 17. 9; Fam. I. 9. 20)8. В
По жанру это сочинение приближается к диатрибе, т. е. представляет философское моралистическое содержание в упрощенной и порой сатирической форме12. Во введении (3) Цицерон охарактеризовал его как шутку, а позднее не включил его в перечень собственных философских сочинений (Div. II. 1—
«Парадоксы стоиков» были написаны менее чем через два года после битвы при Фарсале. В этот период те из помпеянцев, кто прекратил сопротивление, испытывали бессилие, уныние и подавленность; многие из них плохо представляли себе собственные перспективы и будущее государства, а некоторые еще не получили разрешения вернуться в Италию. Как убедительно показали К. Куманецки, Ж. Молаже и Г. Вассман, «Парадоксы» были обращены к этой аудитории. Цицерон желал утешить республиканцев в их несчастьях, вновь вселить в них уверенность, укрепить их отвагу и добродетель15, а также разоблачить пороки прошлых и нынешних союзников и приверженцев Цезаря и возложить на диктатора ответственность за прискорбное состояние государства и общества16. Впрочем, в это время Катон и Метелл Сципион продолжали сражаться против Цезаря в Африке, — и в «Парадоксах» (2—
Сам Цицерон, конечно, не стал открыто декларировать подобные намерения и обозначил свою цель так (3—
Философская проблема, поставленная в шестом парадоксе стоиков «Только мудрец богат», была не лишена политической значимости: в те же самые дни, когда Цицерон писал «Парадоксы», в апреле 46 г. он в частном письме возмущался богатством и расточительностью Гирция, Бальба и других приверженцев Цезаря (Att. XII. 2. 2)22. Однако в «Парадоксах» Цицерон не стал нападать на столь влиятельных лиц и в качестве отрицательной иллюстрации к шестому парадоксу избрал человека, которого уже почти семь лет не было в живых.
Имя этого человека ни разу не названо, однако легко угадывается. Цицерон цитирует следующие слова своего антигероя: «Богат только тот, кто на свои доходы может содержать войско» (45). В трактате «Об обязанностях» (I. 25) оратор сообщает, что это высказывание принадлежит Марку Крассу. Авторство Красса подтверждают также другие источники23. Цицерон (Parad. 45) указывает, что эти слова «слышали многие»; значит, аудитория без труда могла понять, о ком говорит оратор. В более позднем сочинении Цицерон еще раз возвращается к этому парадоксу и утверждает, что Красс менее заслуживает звания богача, чем идеальный стоический мудрец (Fin. III. 75).
Выбор Цицерона достаточно логичен, так как Красс был одним из самых состоятельных людей своего времени, его имя вошло в поговорку24, и доказательство утверждения, что истинное богатство измеряется не деньгами, на его примере прозвучало бы весьма убедительно. Однако у Цицерона была и иная возможность.
Согласно Плутарху (Crass. 2. 3), в 55 г. Красс оценил свое состояние в 7100 талантов (более 170 млн. сестерциев), а Плиний Старший (NH. XXXIII. 47. 134) пишет, что к моменту парфянского похода у Красса было 200 млн. сестерциев. С другой стороны, известно, что в 44 г. сенат постановил возвратить Сексту Помпею имущество его отца, и Аппиан называет цифру в 50 млн. драхм, т. е. как раз 200 млн. сестерциев25. Таким образом, даже если взять более высокую оценку Плиния, то состояние Красса было равно состоянию Помпея26, и любой из них мог бы послужить отрицательным примером для шестого парадокса.
Выбор Цицерона во многом объясняется его личными взаимоотношениями с обоими деятелями. С Помпеем он имел давние персональные и политические контакты и, несмотря на то что не раз отзывался о нем с обидой и разочарованием, все же питал к нему симпатию и благодарность и встал на его сторону в гражданской войне. Однако почти все упоминания Цицерона о Крассе пронизаны неприязнью27, порожденной, как правило, их непримиримыми расхождениями в политике28.
с.38 Цицерон возмущается тем, что Красс продвигает аграрный законопроект Сервилия Рулла (Leg. agr. II. 44; ср. Suet. Iul. 9. 2; Plut. Crass. 13), отсутствует на заседании сената, где решается судьба сторонников Катилины (Cat. IV. 9)29, поддерживает снижение откупных сумм в Азии (Cic. Att. I. 17. 9), помогает Клодию и враждует с Милоном (Att. I. 16. 5; QF II. 3. 2—
Философское содержание шестого стоического парадокса состоит в том, что богатым нельзя назвать того, кто не удовлетворен собственным состоянием и стремится его увеличить. Цицерон признает, что исходя из этой логики звания богача не заслуживал бы и тот, кто обогащается законными и моральными способами (Parad. 46), однако сосредоточивает внимание на нечистоплотных путях обогащения, оговорив лишь, что для сословия его оппонента (т. е. сенаторского сословия) ни один способ добывания денег (quaestus) не может быть достойным. Это утверждение можно сопоставить со словами Ливия (XXI. 63. 3): «Всякое стяжание признавалось для сенатора позорным», сказанными в связи с принятием в 218 г. закона, запрещавшего сенаторам владеть крупными торговыми судами. Однако даже в те времена этот закон встретил очень серьезное сопротивление в сенате, — следовательно, коммерческая деятельность была достаточно распространена в сенаторской среде, а указанный принцип в ней не разделяли33, а спустя полтора века сам Цицерон называет этот закон «старым и мертвым» и не решается поставить в вину Верресу его нарушение (Cic. Verr. II. 5. 45)34. Существует ряд свидетельств о том, что римляне считали приумножение своего состояния делом не только не позорным, но и достойным — если оно достигалось честными средствами35, наиболее достойным из которых было сельское хозяйство36, что подтверждает и сам с.39 Цицерон (Off. I. 151; Senect. 51—
Перечень недозволенных способов обогащения Цицерон начинает с обобщенных обвинений: «ты каждый день мошенничаешь, обманываешь, выпрашиваешь, договариваешься, отбираешь, вымогаешь…» (43). Лишь одно из них имеет конкретные параллели в других источниках: это выпрашивание. Плутарх сообщает, что Красс не только скупал имущество проскрибированных, но и выпрашивал его себе в дар (Plut. Crass. 6. 6). Впрочем, немного выше (Crass. 2. 3) Плутарх изображает взаимоотношения будущего триумвира с Суллой иначе: здесь уже инициативу проявляет диктатор, чтобы обязать и привязать к себе влиятельных нобилей, а Крассу остается лишь не отказываться от его даров. Эти сообщения Плутарха выступают как две стороны одной медали, из которых Цицерон показывает только одну. Очень вероятно, что Красс просил диктатора о подарках, но и последний тоже желал распределить «добычу» между своими приверженцами. Однако все это происходило не «каждый день», а очень недолго: вряд ли подобные подарки были возможны после того, как Сулла разгневался на Красса за подделку проскрипционных списков (Plut. Crass. 6. 7; об этом эпизоде см. ниже). А после смерти диктатора не было другого столь могущественного человека, который был бы заинтересован бесплатно давать что-то Крассу и которого имело бы смысл просить о дарах.
С утверждением Цицерона сходны также слова Плутарха, что Красса обвиняли, будто он ради наживы заискивает перед женщинами (Comp. Nic. et Crass. 1. 2), хотя историк не вполне уверен в правдивости этого обвинения. Вероятно, данный упрек восходит к эпизоду 73 г., когда Красс, обвиненный в связи с весталкой Лицинией, на суде заявил, что оказывал ей знаки внимания лишь для того, чтобы дешево приобрести ее поместье. После оправдания он не оставлял весталку в покое до тех пор, пока поместье не оказалось в его руках (Plut. Crass. 1. 2; о датировке см. Oros. VI. 3. 1; Cic. Cat. III. 9)41. Неизвестно, было ли это объяснение правдивым, однако есть указания на то, что общество не слишком верило в невиновность Красса и с.40 Лицинии, как и второй оправданной пары — Катилины и Фабии42. Представив такое оправдание, Красс спас свою жизнь и жизнь весталки, однако дал своим противникам прекрасный повод для упреков в корыстолюбии и недостойном отношении к женщинам.
Наконец, с обвинением в «выпрашивании» созвучно утверждение Плутарха, что «Красс был очень силен в умении уловлять людей лестью» (Crass. 6. 7), однако оно имеет иную эмоциональную окраску. Цицерон изображает поведение Красса как унизительное для его достоинства, Плутарх же говорит об умении, которое давало ему власть над людьми, причем не связывает его с обогащением. Наиболее известный случай лести в исполнении Красса — это его похвала Цицерону за подавление заговора Катилины (Cic. Att. I. 14. 3—
Далее обвинения становятся более конкретными: Цицерон утверждает, что его противник «грабит союзников». Здесь, вероятно, имеются в виду два эпизода гражданской войны.
Согласно Плутарху, в 84 г. Красс набрал в Испании армию численностью в 2500 человек и отправился в Африку. «По свидетельству многих писателей», по пути будущий триумвир разграбил Малаку, однако сам он отрицал это (Plut. Crass. 6. 1). Красс был вынужден скрываться в Испании после того, как его отец и брат были убиты по приказу Мария и Цинны, а сам он подвергся преследованиям (Plut. Crass. 4). Он не имел официальных полномочий и источников финансирования, набирал армию преимущественно из своих испанских клиентов и вынужден был полагаться на их средства43. Вероятно, именно из-за нехватки денег Красс набрал лишь 2500 солдат, хотя сошлось к нему больше (Plut. loc. cit.). Можно допустить, что он действительно разграбил Малаку, особенно если этот город оказал ему сопротивление. Но в этом случае Красс, по-видимому, стремился не обогатиться, а найти средства для содержания армии44.
Далее Плутарх сообщает, что в 82 г. Красс взял умбрийский город Тудер, и Сулле донесли о том, что он присвоил большую часть добычи (Crass. 6. 5). В этот с.41 период разорение италийских городов, взятых штурмом, было обычной практикой: например, Марий разграбил Остию; самниты Телезин и Лампоний — Кампанию, молодой Помпей — Сену; Сулла — Пренесте, Сполетий, Интерамний, Флоренцию, а Аримин и Сульмон были разорены, несмотря даже на то что сдались Сулле45. Сама по себе судьба Тудера вполне вписывалась в общепринятую практику. Проступок Красса, по-видимому, состоял не в том, что он разграбил город, а в том, что он присвоил захваченные ценности, а не передал их главнокомандующему. Однако Сулла тогда либо счел это обвинение недоказанным, либо просто закрыл на него глаза.
Вероятно, этот случай можно связать со следующим обвинением: Цицерон утверждает, что его оппонент «расхищает казну» (aerarium expilas). Однако если бы Цицерон действительно имел в виду именно тудерский эпизод, то его заявление грешило бы неточностью: если бы средства, изъятые Крассом в Тудере, поступили к Сулле, то они стали бы частью его добычи (praeda), и далее уже Сулла мог бы полностью или частично передать бы их в казну (aerarium) или же, например, раздать ветеранам или потратить на общественное строительство, а возможно, и присвоить46.
Можно было бы подумать, что Цицерон здесь имеет в виду, что Красс намеревался извлечь прибыль из мероприятий, связанных с крупными расходами для казны: например, он поддерживал аграрный законопроект Сервилия Рулла47 и аграрный закон Цезаря48, выступал за снижение откупных сумм в Азии (Cic. Att. I. 17. 9) и набрал многочисленное войско для парфянской войны (Cic. Att. IV. 13. 1; Dio Cass. XXXIX. 39; о численности войска — Plut. Crass. 20). Однако здесь вряд ли можно говорить о «расхищении/разграблении» казны (aerarium expilare), так как все эти инициативы были оформлены законодательно, и обычно Цицерон в таких случаях употребляет выражение «исчерпать, опорожнить казну» (aerarium exhaurire: Leg. agr. II. 10, 15, 98; ср. Pis. 38. 57; Vat. 5; Sest. 103, или effondere: Leg. agr. I. 15).
Г. Мозер связывает это обвинение с сообщением Плиния Старшего (NH. XXXIII. 5. 14) о том, что Красс похитил из храма Юпитера Капитолийского две тысячи фунтов золота49. Эти сведения представляют сразу две проблемы. Во-первых, в тех рукописях Плиния, где упомянут Красс, речь идет о его третьем совместном с Помпеем консульстве; в других же рукописях имя Красса вообще не упомянуто, но говорится просто о четвертом консульстве Помпея. Обе традиции явно ошибочны50. Во-вторых, Светоний (Iul. 54) сообщает, что Цезарь похитил золото из Капитолийского храма еще в 59 г. Эти разногласия, вероятно, объясняются тем, что из-за самоубийства главного свидетеля расследование этой кражи так и не состоялось (Plin. NH. XXXIII. 5. 15), зато открылся простор для обвинений, и главными подозреваемыми стали Цезарь, Помпей и Красс, обладавшие огромным влиянием в
Далее (Parad. 43, ср. 46) Цицерон обвиняет оппонента в том, что он ждет завещаний своих друзей, а иной раз и подделывает их. В другом сочинении он сообщает подробности: «Некие люди привезли из Греции в Рим подложное завещание богача Луция Минуция Басила; чтобы облегчить себе получение наследства, они как сонаследников записали Марка Красса и Квинта Гортенсия, могущественнейших людей того же времени. Последние, подозревая, что завещание было подложным, но, не зная за собой никакой вины, не отвергли этого подарочка, плода чужого преступления» (Off. III. 73—
Слова Красса — «Богат только тот, кто на свои доходы может содержать войско» — Цицерон использует как доказательство того, что его оппонента одолевает ненасытная алчность, ибо подобное требование практически неисполнимо (Parad. 45). Данное высказывание Красса приводится и в других источниках54, и позднее сам Цицерон цитирует его в более полном варианте: «У того, кто желает первенства в государстве, но содержать войско на свои доходы не может, денег далеко не достаточно» (Off. I. 25). Отсюда видно, что для Красса деньги — не самоцель, с.43 а личная армия — не просто показатель богатства. Напротив, деньги здесь выступают как средство приобрести личную армию, а она служит для достижения политического влияния, которое и является конечной целью. Эти слова Красса вполне можно сопоставить с высказыванием Цезаря: «Две вещи создают, защищают и увеличивают власть — солдаты и деньги, и они зависят друг от друга» (Dio Cass. XLII. 49. 4). Таким образом, приводя в «Парадоксах» эту фразу как доказательство корыстолюбия Красса, Цицерон существенно искажает ее смысл: на самом деле она свидетельствует о его честолюбии55.
С другой стороны, «Парадоксы» содержат ценную деталь, которая позволяет сделать предположение, в связи с чем Красс сказал эти слова. Цицерон пишет: «Ты никогда не станешь богатым, пока твои владения не принесут тебе такие доходы, что ты сможешь на них содержать шесть легионов и немалые вспомогательные войска». Ф. Эдкок отметил, что эти шесть легионов в точности соответствуют сведениям Аппиана (BC. I. 118) о шести новых легионов Красса в войне со Спартаком, и сделал вывод, что в течение полугода войны Красс содержал эти легионы на свои средства56. Д. Уайтхэд, однако указывает, что, если верить Цицерону (Parad. 45), Красс так и не достиг своей цели и признавал, что по собственным критериям не может считаться богачом. Поэтому исследователь предполагает, что в 72 г. Красс взялся содержать армию, но это оказалось ему не по силам, и Цицерон пользуется случаем, чтобы напомнить о неудаче противника. Д. Уайтхэд считает, что Красс произнес свое знаменитое высказывание лишь много лет спустя, когда его богатство уже вошло в поговорку57. Однако и тогда Красс рисковал, потому что аудитория могла вспомнить его «полузабытое унижение» (как, по мнению Уайтхэда, вспомнил Цицерон). Остается неясным, зачем он затронул такую скользкую тему.
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на то, что, как показал сам Д. Уайтхэд58, Красс считал необходимым содержать армию за счет доходов (fructus — у Цицерона, reditus annuus — у Плиния), но не основного капитала. Вероятно, в 72—
Далее следуют обвинения, связанные с политической деятельностью Красса. По мнению Цицерона, о стремлении корыстолюбца к наживе свидетельствуют: «… целые толпы собравшихся вместе и обвиняемых, и судей, опасных, но богатых преступников, надеющихся с твоей помощью подкупить судей» (Parad. 46). С обвинением в том, что Красс за плату выступал посредником при подкупе судей, перекликается комментарий Цицерона по поводу оправдания Клодия в 61 г.: «В течение двух дней, при помощи одного раба и этого человека из школы гладиаторов, он устроил все дело: позвал, посулил, похлопотал, дал» (Att. I. 16. 5; перевод
Больше сведений о судах, подкупленных Крассом, в источниках нет. Известно, что в 66 г. Красс своим влиянием поддерживал Лициния Макра, обвиненного в вымогательстве, но ни один источник, в том числе Цицерон, руководивший процессом в должности претора, не упоминает ни взятки, ни финансовый интерес Красса. Более того, именно в этом деле подкуп судей очень маловероятен, так как Макр был осужден единогласно (Cic. Att. I. 4. 2; Val. Max. IX. 12. 7; Plut. Cic. 9)63.
с.45 Цицерон обвиняет Красса также в получении гонораров за судебную защиту (Parad. 46), что запрещалось законом Цинция (Tac. Ann. XI. 5; XIII. 42; XV. 20; Cic. Att. I. 20. 7). По именам известно несколько подзащитных Красса: Луций Мурена, обвиненный в 63 г. в подкупе избирателей (Cic. Mur. 10; 48), Публий Сестий и Марк Целий Руф, обвиненные в 56 г. в насилии (Schol. Bob. p. 292 Or.; Cic. Cael. 18. 23), и Луций Корнелий Бальб, обвиненный в 56 г. в незаконном присвоении римского гражданства (Cic. Balb. 17. 50). Во всех четырех делах Красс делил защиту с самим Цицероном, и источники не упоминают о том, что эти обвиняемые незаконно платили своим адвокатам вознаграждения. По крайней мере в трех случаях Красс имел личные или политические мотивы для того, чтобы взяться за защиту. Мурена был близким родственником весталки Лицинии, в связи с которой Красса обвиняли в 73 г., и она оказывала соискателю поддержку на консульских выборах, результаты которых пытались оспорить обвинители64. Целий в молодости учился у Красса красноречию и много времени провел в его доме (Cic. Cael. 9). Бальб был другом Цезаря, политического союзника Красса, а гражданство получил от Помпея, союз с которым Красс возобновил незадолго до процесса; вообще все обвинение против Бальба представляло собой политическую атаку на триумвират (Cic. Balb. 5—
Приведенный список подзащитных Красса, конечно, неполон: Плутарх (Crass. 3. 2; 7. 2) сообщает, что триумвир постоянно выступал в судах и охотно брался за любые дела. Однако греческий историк объясняет это не жаждой наживы, а стремлением приобрести сторонников, обязать подзащитных к ответным услугам и приумножить собственное влияние и популярность. Согласно Плутарху, эта стратегия позволила Крассу соперничать с Помпеем и порой одерживать над ним верх69.
Следующее обвинение Цицерона в рукописях испорчено и читается как «intercidas pecuniarum in coitionibus candidatorum» (Parad. 46). Слово intercidas издатели исправляют либо на intercessiones (pecuniarum), что дает «денежные поручительства в сговорах кандидатов» или, шире, «вмешательство денег в с.46 сговоры кандидатов»70, либо на impensas (pecuniarum), что дает «денежные расходы на сговоры кандидатов»71. Словом coitio называли «краткосрочные союзы кандидатов, предназначенные для того, чтобы не допустить конкурентов»72. Подобные сговоры, вероятно, не были запрещены, однако очень часто влекли за собой подкуп избирателей и поэтому осуждались; еще одним преимуществом сговора был «обмен избирателями», формально запрещенный только в 55 г., законом de sodaliciis, который провел не кто иной, как Красс73. Шестнадцатью годами ранее он участвовал в подобном сговоре с Помпеем во время консульских выборов; здесь можно говорить о coitio кандидатов, но вряд ли о денежном поручительстве, ведь Красс не мог поручиться сам за себя; подкуп избирателей на этих выборах тоже не засвидетельствован74.
В речи, направленной против сговора Катилины и Гая Антония на выборах 64 г., Цицерон намекает на некоего нобиля, «широко известного такой щедростью, если не промыслом»75, и Асконий (83 С) поясняет, что речь идет о Цезаре или Крассе, которые поддерживали на выборах этих кандидатов. Вероятно, Красс действительно проявил «щедрость», так как подкуп избирателей на этих выборах имел огромные масштабы (Ascon. loc. cit.), но вряд ли он рассчитывал на прибыль, так как Катилина намеревался отменить долги, а у Красса было огромное количество должников (Sall. Cat. 21. 2; Cic. Cat. II. 18)76. Поддерживая Катилину на выборах 64 и 63 годов. Красс должен был руководствоваться прежде всего политическими мотивами77.
Еще один случай предвыборной сделки, в которой был заинтересован Красс, — это союз Цезаря с Лукцеем на выборах 60 г. (Suet. Iul. 19. 1). О финансовом участии Красса здесь сведений нет, однако очень вероятно, что он поддерживал своего давнего союзника, а возможно, на момент выборов уже был создан первый триумвират78. Избрание Цезаря на должность консула могло принести Крассу прямую денежную прибыль79. Вместе с тем, союз Помпея, Цезаря и Красса в 60 г. сам по себе стал важнейшим политическим событием, он радикально изменил расстановку сил на политической арене и резко увеличил влияние участников этого союза80. Объяснять позицию Красса одной лишь финансовой выгодой означало бы сильно упрощать ситуацию.
Плутарх сообщает, что Красс часто помогал на выборах различным соискателям и таким путем «приобрел влияние и славу, равную той, какую снискал себе с.47 Помпей» (Crass. 7. 2). Греческий историк не уточняет, кто именно получил таким образом поддержку Красса, однако следует отметить, что он вновь объясняет действия триумвира стремлением не к обогащению, а к наращиванию политического влияния.
Следующее обвинение Цицерона, «посылка вольноотпущенников для опутывания долгами и разграбления провинций»81 (Parad. 46), на первый взгляд не связано с предыдущим, но, вероятно, должно было напомнить о ходатайстве, которое Красс отстаивал в 61—
с.48 Далее Цицерон переходит к сельскому хозяйству и сообщает «об изгнании соседей с их земель… о грабежах в деревне». В других источниках о Крассе не сообщается ничего подобного, но это обвинение очень созвучно рассказу Аппиана: «Расположенные поблизости от принадлежащих им участков небольшие участки бедняков богатые отчасти скупали с их согласия, отчасти отнимали силою» (BC. I. 7; пер.
Далее Цицерон упоминает «possessiones vacuas».
Подводя итог, Цицерон утверждает, что для его оппонента «… все оказывается предметом торга: набор войска, постановления и голоса в сенате, как твой собственный, так и других, дела общественные и частные, слова и молчание». Согласно предположению
В 65 г. Цицерон произнес речь «Об александрийском царе», направленную против планов Красса превратить Египет в римскую провинцию. Она сохранилась лишь фрагментарно, и в одном из отрывков содержится намек на жадность оппонентов оратора; схолиаст поясняет, что здесь имеется в виду Красс (Schol. Bob. 349 Or.; ср. Plut. Crass. 13). Такое предприятие действительно позволило бы ему обогатиться, подобно тому как Лукулл и Помпей обогатились на Востоке, а Цезарь в Галлии. Даже если бы эту территорию присоединил его союзник Цезарь (ср. Suet. Iul. 11), Красс, вероятно, получил бы свою долю добычи. Однако дело этим не ограничивается: если бы Красс (или его союзник) получил военную власть и важную провинцию, то с этих позиций ему гораздо легче было бы вести переговоры со своим соперником Помпеем: влияние последнего благодаря восточным завоеваниям достигло тогда пика, и Красс серьезно опасался его возвращения в Рим (ср. Sall. Cat. 17. 7; Plut. Pomp. 43)98.
Обвинение в том, что для Красса предметом торга служат выступления в сенате (ср. Plut. Comp. Nic. et Crass. 34. 1), тоже может быть связано с египетским вопросом. В 54 г. Цицерон в письме Лентулу Спинтеру (Fam. I. 9. 20) рассказывает, как годом ранее консул Красс, планировавший отправиться в Сирию, нападал в сенате на Габиния (который тогда управлял этой провинцией и немногим ранее восстановил на египетском престоле царя Птолемея), но через несколько дней вдруг начал его защищать. Причину столь резкой перемены оратор не поясняет. Дион Кассий, не упоминая об изменении позиции Красса, сообщает лишь о том, что он защищал Габиния, во-первых, в угоду своему союзнику Помпею и, во-вторых, потому что Габиний послал ему деньги (XXXIX. 60. 1). Как представляется, убедительную интерпретацию этого эпизода дал Б. Маршалл: гнев Красса был вызван тем, что Габиний отказался сдать командование его легату (Dio Cass. XXXIX. 60. 4); однако с.50 он смягчился, получив от наместника Сирии свою долю денег Птолемея, которая причиталась ему как члену триумвирата99. Если Э. Фэнтем и А. Уорд правы в том, что в начале 55 г. Красс сам планировал египетский поход и Габиний сорвал его планы100, то последний тем более должен был возместить Крассу упущенную выгоду. Так или иначе, Габиний сперва дал Крассу основание для претензий, а потом загладил этот конфликт. Других сведений о том, как Красс брал взятки за выступления в сенате, обнаружить не удается.
Огласив длинный перечень нечистоплотных методов обогащения, Цицерон делает вывод, что человек, прибегающий к ним, определенно не удовлетворен собственным богатством и стремится к прибыли, и поэтому не может быть назван богатым, в отличие от Фабриция, Мания Курия и других знаменитых римлян, бескорыстных как в частной, так и в общественной жизни. После этого оратор переходит к обличению роскоши и расточительности, однако вначале делает оговорку: «Я буду говорить сейчас о тех, кто не заботится о расходах (оставив в покое этого корыстолюбца)». Дальнейший текст шестого парадокса к Крассу уже не относится. Его личная умеренность была хорошо известна (Vell. II. 46. 2; Plut. Crass. 2—
Нельзя отрицать, что сам Красс дал для этого серьезные основания. Обогащение во время проскрипций, огромные прибыли, извлеченные из различных отраслей экономики (сельское хозяйство, добыча серебра, сдача в аренду недвижимости и рабов, ростовщичество, вероятно, участие в откупах), наконец, сам размер его богатства — все это делало его весьма удобной мишенью для обвинений в корыстолюбии. Примечательно, однако, что в «Парадоксах» Цицерон не упоминает о скупке сгоревших зданий в Риме, которая вызывает наибольшее негодование у Плутарха (Crass. 2. 3—
Античные авторы нередко называют Красса богатейшим человеком своего времени (см. прим. 24), но не меньше сведений и о том, что он был одним из самых с.51 могущественных государственных деятелей (Sall. Cat. 48. 5; Vell. II. 30. 6; Plut. Pomp. 22; Crass. 7; Cic. 15)101. В другом трактате сам Цицерон признает, что Красс был очень влиятелен, а в основе его могущества лежало богатство (Fin. II. 57). Односторонняя картина, представленная в шестом «Парадоксе», характерна для римской политической инвективы, и рассматриваемый текст вполне мог бы стать частью речи или памфлета Цицерона, направленных против Красса, но оказался первым кирпичиком в искаженном образе Красса-корыстолюбца, который — с античности и вплоть до наших дней — нередко затмевает Красса-политика.
Литература
1. Бугаева
2. Гринцер
3. Егоров
4. Квашнин
5. Плиний 1994: Естествознание. Об искусстве / Пер. с лат., предисл. и прим.
6. Цицерон 2000: Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / Пер.
7. Adcock
8. Alexander M. 1990: Trials in the Late Roman Republic. 149 BC to 50 BC. Toronto.
9. Alexander M. 2002: The Case for the Prosecution in the Ciceronian Era. Ann Arbor.
10. Andreau J. 1999: Banking and Business in the Roman World. Cambr.
11. Badian E. 1968: Roman Imperialism in the Late Republic. Oxf.
12. Badian E. 1970: Additional Notes on the Roman Magistrates // Athenaeum. 48, 3—
13. Badian E. 1972: Publicans and Sinners: Private Enterprise in the Service of the Roman Republic. Ithaca.
14. Badian E. 1984: Foreign Clientelae. 264—
15. Balsdon
16. Berry
17. Billows
18. Birt Th. 1930: Zu Ciceros Paradoxa 46 // Philologus. 85, 100.
19. Brunt
20. Cadoux
21. Cadoux
22. Cadoux
23. Cicero 1846: Paradoxa /
24. Cicero 1908: Paradoxa stoicorum, Academicorum reliquiae cum Lucullo, Timaeus, De natura deorum, De divinatione, De fato. Fasc. I / O. Plasberg (ed.). Lipsiae.
25. Cicero 1923: Pro Sexto Roscio Amerino Oratio / Ed., transl., comm. by
26. Cicero 1942: De Oratore. Vol. II. Book III. Together with De Fato, Paradoxa Stoicorum, De Partitione Oratoria / Engl, transi, by H. Rackham. L.
27. Cicero 1953: Paradoxa Stoicorum / With introduction and notes by
28. Cicero 2010: Pro Sexto Roscio. /
29. Cicéron 1971: Les paradoxes des Stoiciens / Texte établ. et trad. par J. Molager. P.
30. D’Arms
31. Drumann W. 1908: Geschichte Roms in seinem Übergange von der republikanischen zur monarchischen Verfassung; oder, Pompeius, Caesar, Cicero und ihre Zeitgenossen. 2. Aufl. / P. Groebe (Hrsg.). Bd 4. Lpz.
32. Englert W. 1990: Bringing Philosophy to the Light: Cicero’s «Paradoxa Stoicorum» // Apeiron. 23, 117—
33. Fantham E. 1975: The trials of Aulus Gabinius in 54
34. Frank T. 1919: Cicero and the Poetae Novi // AJPh. 40, 396—
35. Garzetti
36. Gelzer M. 1926: Licinius (68) // RE. Hlbd 25, 295—
37. Gelzer M. 1969: The Roman Nobility. Oxf.
38. Groebe P. 1920: Die Abfassungszeit des Brutus und der Paradoxa Ciceros // Hermes. 55, 105—
39. Gruen E. 1995: The Last Generation of the Roman Republic. Berkeley—
40. Harris
41. Kumaniecki K. 1957: Ciceros Paradoxa Stoicorum und die Römische Wirklichkeit // Philologus. 101. 113—
42. Lee
43. Marshall
44. Marshall
45. Mehl D. 2002: The Stoic Paradoxes According to Cicero // Vertis in Usum. Studies in Honor of Edward Courtney /
46. Michel A. 1968: Cicéron et les paradoxes stoïciens // Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae. 16, 223—
47. Molager J. 1971: Introduction // Cicéron. Les paradoxes des Stoïciens / Texte etabl. et trad. par J. Molager. P., 7—
48. Munzer F. 1932a: Minucius (37) // RE. Hlbd 30, 1947—
49. Munzer F. 1932b: Minucius (38) // RE. Hlbd 30, 1948—
50. Nicolet C. 1980: The World of the Citizen in Republican Rome. Berkeley—
51. Oltramare A. 1926: Les origines de la diatribe romaine. Genève.
52. Peter H. 1906: Historicorum Romanorum Reliquiae. Vol. II. Lipsiae.
53. Philippson R. 1939: M. Tullius Cicero (29). Die philosophischen Schriften // RE. 2. Reihe. Hlbd 13, 1104—
54. Plinius 1827: Naturalis historiae libri XXXVII. Vol. 8 /
55. Plinius 1831: Historiae naturalis libri XXXVII. Vol. 9 /
56. Plutarchus 1994: Vitae parallelae / K. Ziegler (ed.). Vol. I. Fasc. 2. Stutgardiae—
57. Rackham H. 1942: Introduction // Cicero. De Oratore. Vol. II. Book III. Together with De Fato, Paradoxa Stoicorum, De Partitione Oratoria / Engl. transl. by H. Rackham. L., 252—
58. Ravizza M. 2006: Catilina, Crasso e le vestali // Rivista di Diritto Romano. 6, 1—
59. Ronnick
60. Salmon E. 1935: Catiline, Crassus and Caesar // AJPh. 56, 302—
61. Schmidt J. 1949: Paradoxa // RE. Hlbd 36, 1134—
62. Shackleton Bailey
63. Shatzman I. 1972: The Roman General’s Authority over Booty // Historia. 21, 177—
64. Shatzman I. 1975: Senatorial Wealth and Roman Politics. Brussels.
65. Smutny
66. Stanton
67. Tatum J. 1999: The Patrician Tribune: Publius Clodius Pulcher. Chapel Hill.
68. Taylor
69. Ward A. 1972: Cicero’s Fight against Crassus and Caesar in 65 and 63
70. Ward A. 1977: Marcus Crassus and the Late Roman Republic. Columbia.
71. Wassmann H. 1996: Ciceros Widerstand gegen Caesars Tyrannis. Untersuchungen zur politischen Bedeutung der philosophischen Spätschriften. Bonn.
72. Whitehead D. 1986: The Measure of a Millionaire: what Crassus really said // Liverpool Classical Monthly. 11. 5, 71—
73. Wiseman
74. Wiseman
O. V. Lyubimova
Cicero’s Paradoxa is chronologically the first source dealing with Crassus’s self-interest in detail. In this treatise Cicero accuses Crassus of a number of unseemly deeds performed for the sake of profit and creates an impression that all the political activity of the triumvir had no other end but profit. However, analyzing the accounts of the same facts in other sources (including Cicero’s) one can see that wealth was not Crassus’ end in itself, but a means of exercising political influence (the fact Cicero himself could not but realize). The sixth paradox was composed as an element of an imaginary invective against Crassus and became a basis for developing the image of Crassus the Profit-Seeker, which sometimes overshadows that of Crassus the Politician.
ПРИМЕЧАНИЯ