Земельная политика и война за землю в конце Республики, или Как Цезарь и триумвиры «отыскали» землю для своих ветеранов
© 2021 г. Пер. с франц. О. В. Любимовой.
с.397 Гражданские войны в конце Республики всё чаще сопровождались распределением земли среди ветеранов, поскольку Цезарь и триумвиры широко использовали эту практику для укрепления верности своих испытанных солдат, а также для упрочения собственной позиции во главе Римского государства. Такая стратегия привела к переходу из рук в руки множества наследственных владений, что стало возможным благодаря реализации «земельной политики». На самом деле, чтобы успешно завершить безвозмездную передачу миллионов югеров своим ветеранам, власть имущие не ограничивались использованием грубой силы, но обращались к различным правовым механизмам. Прежде всего следует констатировать, что земельные раздачи были предварительно санкционированы принятием закона, постановления сената или же изданием официального магистратского распоряжения. Далее, участки, предназначенные для раздачи, приобретались либо путём перераспределения государственной земли (ager publicus), либо путём конфискации или экспроприации частной земли. Таким образом, вопреки распространённому мнению, земельные раздачи этого периода нельзя сводить просто к насильственному захвату, выходящему за всякие институциональные рамки, хотя и не следует преуменьшать роль силы или внеправовых механизмов в реализации указанных мер, в чём проявилось, так сказать, «вооружённое право».
Римская республика, гражданские войны, солдаты, распределение земли, ager publicus, конфискации, экспроприации, колонии
The civil wars of the late Republic lead to numerous land distributions to veterans, as Caesar and the triumvirs extensively used this practice to keep the support of their former soldiers and thus strengthen their position at the head of the Roman state. This strategy caused significant property transfers, which were made possible by setting up a «land policy». Indeed, to carry out the attribution of millions of jugera to their former soldiers, those in power did not simply resort to physical coercion, but mobilized various legal instruments as well. First, the distributions were authorized by either a law, a senatorial decree or an official act issued by a magistrate. The lands that were chosen for distribution were then obtained either by reallocation of lands from the ager publicus or by confiscation or expropriation of private lands. Contrary to what is sometimes said, the assignments of the period cannot be reduced to plunder carried out in violence and outside any institutional framework. Still, power relations or measures that were taken to implement such attributions and go beyond the law — which we might call an «armed exercise of the law» — must not be overlooked.
Roman Republic, civil wars, soldiers, land distributions, ager publicus, confiscations, expropriations, colonies
Начиная с конца II в.1, Римское государство часто прибегало к распределению земли для награждения отслуживших солдат, — чаще всего по настоянию полководцев, стремившихся привязать к себе ветеранов, чтобы укрепить собственные политические позиции2. Однако наибольшие масштабы распределение земли приобрело в 40-х —
Это массовое явление — распределение земли среди ветеранов — исследовалось во многих работах, где показано, что награждение обычно имело форму либо индивидуального (viritim) распределения, либо, чаще, основания колоний8. Исследования, посвящённые прежде всего 47—
Таким образом, эти наделы были сравнительно невелики и составляли от 6,25 до 12,5 га, однако, учитывая число ветеранов, подлежащих расселению, не всегда имелась возможность найти для них землю в Италии, как это было в предыдущие десятилетия13. Между 47 и 44 гг. четверть ветеранов (5 тыс.) несомненно была расселена в провинциях, прежде всего в Трансальпийской Галлии и Африке14. После Филипп триумвиры сумели найти землю для всех своих отслуживших солдат в Италии15, но после Навлоха Октавиан отправил четверть или половину своих ветеранов (от 5 до 10 тыс.) в Галлию, на Сицилию и в Африку16. Наконец, после Акция примерно две пятых отслуживших солдат (35 тыс.), прежде всего ветеранов Антония, были расселены в провинциях17.
Таким образом, земельные раздачи ветеранам в конце Республики повлекли за собой перемены по всей империи; можно видеть, что некоторые составляющие этих перемен уже хорошо изучены, особенно получатели или местоположение новых колоний. С другой стороны, конкретные способы, с.399 с помощью которых были получены территории, впоследствии предложенные ветеранам, не вызывают в историографии особого интереса18. Авторы многих работ ограничиваются тем, что подчёркивают беспорядки и насилие, происходившие в эту эпоху, и вперемешку используют термины «захват», «конфискация» и «экспроприация», описывая процесс присвоения земли Цезарем или триумвирами в интересах их ветеранов19. Но хотя все эти термины и передают идею перехода собственности, они не эквивалентны. «Захват» не имеет специфического значения и означает присвоение, осуществлённое вне всяких институциональных рамок. Напротив, «конфискация» и «экспроприация» — это правовые понятия, которые нельзя смешивать с точки зрения мотивов и процедур — ни в Древнем Риме, ни сегодня. В конце Республики экспроприация, или «принудительная покупка» (emptio ab invito)20, по сути означала прерогативу, позволявшую римскому государству завладевать каким-либо имуществом, чаще всего давая взамен материальную компенсацию (pretium)21. Конфискация же (publicatio)22 представляла собой настоящую юридическую санкцию, лишавшую кого-то части его собственности ввиду совершённого им правонарушения23. Однако следует подчеркнуть, что несмотря на соблюдение официальных процедур, некоторые конфискации в последний век Республики имели ярко выраженный политический оттенок — в той мере, в какой магистраты предпринимали их как наказание за партийную принадлежность, а не за установленные законом правонарушения: в качестве примера можно привести конфискации, произведённые в ходе проскрипций, объявления кого-либо врагом (hostis) или по решению трибунала, учреждённого Педиевым законом для суда над убийцами Цезаря24.
Таким образом, в настоящей статье подробно рассматриваются те конкретные методы, которые использовались для осуществления масштабных перераспределений земли в интересах ветеранов в 40—
Эти размышления о «земельной политике» Цезаря и триумвиров, которые можно основывать только на свидетельствах, представленных, к сожалению, почти исключительно литературными источниками (эпиграфические и археологические следы чаще всего не позволяют точно определить статус земель, распределявшихся между ветеранами), нацелены также на то, чтобы лучше понять один из важных механизмов, использовавшихся различными деятелями, чтобы сформировать и укрепить их военную силу и таким образом обеспечить себе приобретение и удержание власти. Этот анализ позволит также снова поставить общий вопрос о границах между правом и грубой силой в периоды гражданских войн, подобных той, что разгорелась в конце Римской республики26.
Принятие решения и формализация: процедуры, разрешающие распределение земли
От составления изначального проекта до фактического вселения получателей распределение земли представляло собой относительно длительный процесс (иногда несколько лет)27, запускавшийся обычно с принятием закона. Этот «внесённый закон» (lex rogata), называвшийся аграрным, устанавливал общие рамки выделения участков: в частности, он определял, какие территории будут распределяться, способ их распределения, категории получателей и способ формирования комиссии, которая станет заниматься его реализацией28. Цезарь был знаком с этой процедурой, поскольку в своё консульство в 59 г. он провёл два аграрных закона для распределения земли среди ветеранов Помпея и неимущих граждан29. Но как с этим обстояло дело между 47 и 30 гг.? Всегда ли использовалась традиционная законодательная процедура? Анализ источников показывает, что законодательные инструменты продолжали использоваться, несмотря на их первоначальный уход в тень и относительный упадок в этот период. Но, с другой стороны, даже в тех случаях, когда никакой аграрный закон не принимался, распределение земли всегда предварительно утверждалось правовым актом, который устанавливал для него институциональные рамки, пусть даже минимальные или исключительные. В этом отношении можно выделить три последовательных этапа данного периода.
Прежде всего, в годы диктатуры Цезаря ветераны, видимо, получали землю в силу актов, инициированных Цезарем. Разумеется, непросто установить с точностью обстоятельства и использованные процедуры ввиду того, что большинство античных авторов не останавливается на процедурных деталях30 или упоминает только Цезаря без всяких подробностей31, что может объясняться просто тенденцией приписывать диктатору вообще все события данного периода. Тем не менее, хорошо задокументированное досье о расселении ветеранов в эпирском Бутроте, которое упоминается в 29 письмах Цицерона32, позволяет с.401 думать, что Цезарь в самом деле издавал конкретные распоряжения о предоставлении земли. Действительно, земельные распределения, предусмотренные в Бутроте, были аннулированы декретом Цезаря33, а это, пожалуй, доказывает, что, с одной стороны, аграрные вопросы регулировались с использованием некоторой процедуры и, с другой стороны, они входили в компетенцию диктатора. Отсутствие упоминаний о вмешательстве сената или комиций, а также некоторые указания Цицерона наводят на мысль, что между 47 и 44 гг. земля перераспределялась не на основании сенатского решения или законодательной базы, как иногда предполагается34, но на основании прямого вмешательства Цезаря, несомненно, в форме особых декретов или общих эдиктов35, на что диктатор, вероятно, имел право в силу своих диктаторских полномочий36.
Первоначальные процедуры, устанавливавшие рамки для распределения земли, которое происходило между смертью Цезаря и самым началом
В источниках об этом времени имеется также несколько примеров аннулирования некоторых раздач и признания их недействительными, и здесь тоже применяются разные процедуры. Например, можно отметить, что укрупнение земельных участков, предусмотренное законодательством Антония, было отменено в начале 43 г. постановлением сената51. В случае аннулирования земельного распределения в Бутроте тоже предусматривалось постановление сената52, но в конце концов решение было официально сформулировано в декрете консулов Марка Антония и Долабеллы53. Таким же образом аннулировали распределение земли и триумвиры — несомненно, тоже в форме декрета, как можно видеть в случае решения Октавиана освободить от него города Регий и Вибон54, а также имущество сенаторов55, ранее предназначенные для ветеранов.
Таким образом, в период интенсивной работы по созданию колоний в конце
Напротив, с 36 г. положение стабилизировалось. Комиции и сенат были полностью устранены от принятия решений о распределении земли: в источниках упоминается только роль Октавиана. Конечно, досье, связанное с распределением земли среди 20 тыс. солдат, демобилизованных после Навлоха, также содержит много лакун, но Дион Кассий и Веллей Патеркул сообщают только об ответственности триумвира57, точно так же, как и межевые камни, поставленные в ходе вывода новых колонистов в Капую и увековечившие обновление священной борозды вокруг города58. Солдаты, распущенные после Акция, видимо, тоже получили земли, предназначенные им в силу решений, утверждённых одним лишь Октавианом, если верить его собственным словам59 и рассказам Гигина Громатика, Светония или, опять-таки, Диона Кассия60.
Таким образом, распределение земли в пользу ветеранов вписывалось в минимальные институциональные рамки, хотя порой трудно определить эти рамки ввиду отсутствия подробностей в источниках. Однако проанализированные источники, видимо, с.404 указывают на то, что после убийства Цезаря и в первые годы правления триумвирата земли передавались ветеранам с использованием различных процедур (законы, постановления сената, распоряжения магистратов). Этим данный период чётко отличается от периодов диктатуры Цезаря и господства Октавиана в Италии с 36 г., на протяжении которых, напротив, решения о распределении земли принимались простым декретом или эдиктом соответствующего властителя.
Таким образом, подробное исследование процедур, инициировавших распределение земли в данную эпоху, позволяет выявить тенденцию к отказу от принятия законов в те моменты, когда глобальное соотношение сил давало преимущество какому-то одному претенденту на власть. Эта тенденция является отражением чрезвычайных полномочий Цезаря и Октавиана, но также объясняется снижением потребности в политической легитимизации. В сущности, когда эта потребность была менее настоятельной, использование традиционных республиканских процедур становилось для претендентов на власть скорее «дорогостоящим», чем полезным, хотя бы потому, что замедляло и усложняло процесс. В этом случае они обходили извилистый путь традиционных правовых процедур, чтобы иметь возможность как можно скорее вознаградить и расселить своих солдат61. Тем не менее, вещи, возможные в стабильной военной и политической обстановке, невозможны, когда несколько соперников напрямую конкурируют за ресурсы (финансовые, человеческие или земельные), позволяющие им утвердиться во власти.
Указать и захватить: процедуры завладения распределяемыми землями
До I в. земля, предоставляемая солдатам согласно принятым законам, представляла собой области, которое Римское государство тем или иным способом сделало доступными: обычно это были участки, либо выделенные из состава общественной земли (ager publicus), либо приобретённые у частных собственников62. Однако источник наделов стал эволюционировать, начиная с больших сулланских раздач. Чтобы успешно завершить свою программу перераспределения земли, Сулла, в сущности, широко использовал частные земли, не приобретённые предварительно, а конфискованные государственной властью. Эти многочисленные конфискации, которые осуществил диктатор или другие магистраты и которые, кстати, не ограничивались земельными владениями, представляли собой вполне правовые меры, но уже принадлежали к тому роду политических конфискаций, которые умножились в конце Республики, как указывалось во введении. Эти меры принимались не столько для того, чтобы санкционировать кодифицированные правонарушения, сколько для того, чтобы покарать людей за их политическую принадлежность: они позволяли одновременно ослабить противников Суллы и наградить его сторонников. Таким образом, они позволяли обогатиться некоторым приверженцам диктатора (которые могли, например, купить имущество, наспех продававшееся с торгов63), но прежде всего — группе его ветеранов, поскольку давали возможность получить земли в Италии в сложных финансовых условиях64. «Сулланская модель», представлявшая собой, в конечном счёте, создание «новой государственной земли (ager publicus)» и её немедленное распределение65, отчасти была воспроизведена во время гражданских войн в конце Республики, но исследование этого периода показывает также, что конфискация была не единственной институциональной процедурой, которую властители использовали для получения земли, подлежащей бесплатному распределению среди своих солдат.
Согласно античным источникам, конфискация частной собственности без компенсации часто производилась после 49 и особенно — после 44 г.66 Эти конфискации, проводившиеся с.405 как в Италии, так и во многих других областях империи, затронувшие как граждан, так и неграждан, были весьма разнообразны, и современники, несомненно, не воспринимали их как единую и чётко определённую программу67. Можно просто подчеркнуть, что даже обладание квиритским правом собственности68 не защищало от этих мероприятий, прежде всего определявшихся, как и при Сулле, политическими целями: предоставить землю верным ветеранам и, при необходимости, одновременно ослабить противника, частично или полностью лишив его недвижимого имущества.
В годы диктатуры Цезаря конфискация земли для последующего распределения среди ветеранов, видимо, использовалась прежде всего в отношении провинциальных общин, поддержавших помпеянцев69. Так, Дион Кассий намекает на экспроприацию земель испанских городов после победы Цезаря при Мунде70 в пользу местных сторонников Цезаря, римских колонистов, а также ветеранов71. Ветераны Цезаря, несомненно, также обогатились за счёт конфискаций в провинции Африка и в Нумидии после битвы при Тапсе72. В случае с бутротскими землями, который Цицерон считает конфискацией (agrum proscriptum73) в наказание за конкретное нарушение (неуплату налога74), могли также выдвигаться и, вероятно, выдвигались политические (поддержка Помпея в гражданской войне) и стратегические (местоположение города) причины, как это делает Э. Деньё, для объяснения наложенных диктатором санкций75.
Начиная с конца 42 г., выполнение обещаний, которые триумвиры дали своим солдатам перед битвой при Филиппах, потребовало обширных конфискаций в самой Италии. Эта экспроприация последовала сразу за другими конфискациями, осуществлёнными в 43 г. в отношении представителей римской элиты, объявленных врагами (hostes) или проскрибированных76, но намного превзошла их количественно: действительно, данные мероприятия проводились за счёт не только конкретных противников триумвиров, но и италийских общин с целью отыскания земли для десятков тысяч солдат. Аппиан и Дион Кассий поясняют, что целых восемнадцать городов было тогда лишено части территории без всякой компенсации77. Кроме того, Аппиан уточняет, что эти земли были у них отняты словно у врага после войны78. с.406 Эта передача наследственного имущества упоминается и во многих сочинениях Вергилия, Горация, Тибулла и Проперция, которые и сами пострадали от конфискаций79, хотя их пассажи нередко кратки и туманны80. В отличие от политики Цезаря, в данном случае выбор земель, подлежащих конфискации, не определялся партийными пристрастиями (общины, попавшие в список, даже заявляли, что «невиновны», в отличие от проскрибированных81), но прежде всего экономическими соображениями (богатство городов82).
Конфискационный характер «земельной политики», проводившейся триумвирами, обусловил ожесточённое сопротивление и вызвал Перузийскую войну83, что, однако, не помешало Октавиану успешно завершить эти конфискации, а также спустя несколько лет провести новые. Действительно, он снова прибег к конфискациям в 36 г., после победы при Навлохе, но, несомненно, в гораздо меньших масштабах и, возможно, только за пределами Италии, поскольку единственный надёжно засвидетельствованный случай — это описанные Диодором конфискации в Тавромении84. После Акция Октавиан тоже мог использовать такой инструмент, как конфискации, но уверенности в этом нет, поскольку ни один источник не сообщает по этому поводу ничего конкретного; Гораций, например, просто упоминает о страхе перед отъёмом и передачей имущества85. Таким образом, к концу
Наряду с конфискациями, вторым правовым инструментом, который римские власти использовали для выполнения своих обещаний солдатам, служило изъятие частных земель с компенсацией, «экспроприация» или, как это называлось на латинском языке, «принудительная покупка» (emptio ab invito). Цезарь в своих речах даже особенно настаивал на этом способе приобретения земли, подчёркивая существенную разницу между своей политикой в отношении земельной собственности и теми произвольными и насильственными по сравнению с ней мерами, которые проводил Сулла86. Эта аргументация предназначалась для политической легитимации; и Цезарь не всегда придерживался этой политики и всё-таки прибегал к конфискациям (что, согласно Аппиану, подчёркивали и его противники в своих речах87). Однако данная аргументация по меньшей мере частично соответствует реальности, поскольку некоторые источники действительно упоминают, что Цезарь проводил политику приобретения земли88. Чтобы избежать всякого напряжения, в некоторых случаях он даже предоставлял земли, выделенные из своего личного имущества89.
В
Таким образом, Октавиан, как и Цезарь, заявлял, что не просто проводит примирительную «земельную политику», но и финансирует её скорее из личных средств, чем из государственных, что позволяло ему минимизировать критику и за счёт такой политики попытаться легитимизировать собственную персону.
Однако изъятие частных земель не позволяло удовлетворить потребности в земле, предназначенной для солдат, и такой ресурс, как государственная земля (ager publicus) в 40—
Согласно Аппиану и Диону Кассию, Цезарь рассматривал государственную землю как один из главных ресурсов для предоставления земли своим ветеранам95. Действительно, в переписке Цицерона упоминается несколько случаев изъятия участков государственной земли в 46—
Изъятие государственной земли в пользу ветеранов продолжилось после смерти Цезаря — весной 44 г. Марк Антоний выделил ветеранам Цезаря земли, входившие в состав государственной земли Капуи104. Комиссия, созданная в силу закона, принятого в июне того же года, тоже использовала государственную землю, как доказывает описание Луция Антония у Цицерона — aequissimus agri priuati et publici decempedator[2]105. Позднее, в эпоху триумвирата, ресурс государственной земли, видимо, использовался меньше. Он никак не упоминается в связи с распределениями земли, производившимися после Филипп и Акция. Однако этот метод не забыли и не отказались от него полностью, поскольку Дион Кассий сообщает, что часть земли, распределённой Октавианом в 36 г., ранее была государственной106.
Таким образом, проведённый анализ позволяет подчеркнуть, что конфискации были не единственной процедурой, использовавшейся для удовлетворения потребности солдат в земле, хотя источники не слишком щедры на подробности, связанные с происхождением земли, распределённой между ветеранами. Вопреки утверждению Э. Габбы, согласно которому «la distribuzione di terre italiche ai veterani sillani e triumvirali avvenne in contesti rivoluzionari, su terreni confiscati a città e cittadini romani»[3]107, на самом деле существовало три способа получения земли, предназначенной для ветеранов, и они могли использоваться одновременно в рамках одной и той же кампании по распределению: изъятие земли, входившей в состав государственной (ager publicus), конфискация частной земли без компенсации и экспроприация с возмещением убытков. Одновременное использование разных методов, несомненно, объясняется большим числом ветеранов, которым требовалось предоставить землю. Вместе с тем, складывающееся из источников впечатление о том, что в
Размежевание и распределение: уполномоченные по реализации земельной политики
Последний вопрос, который необходимо рассмотреть, чтобы понять как проходил конкретный процесс перераспределения земли в интересах ветеранов в 40-х —
К сожалению, невозможно собрать никаких точных сведений ни об этих «технических работниках», ни даже об их работе в исследуемый период, поскольку очень трудно точно датировать археологические следы земельных разделов. Редкие упоминания в литературных источниках позволяют думать, что по крайней мере некоторые наделы соответствовали предшествующему разделению: например, Дион Кассий поясняет, что в 41 г. Октавиан желал распределить между ветеранами уже существующие земельные участки вместе с находившимися там рабами и инвентарём112. Ввиду этих свидетельств, а также ввиду значительного числа распределений, произведённых за очень короткий период времени, существует тенденция следовать за Э. Габбой, который пишет, что «la colonizzazione triumvirale avvenne sugli agri di città italiche già precedentemente centuriati (specialmente di ex-colonie latine o cittadine), entro le cui maglie era possibile e agevole ritagliare le porzioni da assegnare ai veterani»[4]113. Однако нет оснований утверждать, что вся распределяемая земля находилась в таком положении, и, во всяком случае, земли вне Италии обязательно должны были подвергаться межеванию, имевшему важное значение.
С другой стороны, мы знаем чуть больше о магистратах, которым было поручено общее руководство этими операциями. Прежде всего, можно отметить, что комиссии для распределения земли время от времени продолжали учреждаться. Закон, принятый в июне 44 г., прямо предусматривал создание комиссии септемвиров114. Однако эта комиссия, учреждённая в нестабильный период после смерти Цезаря, как и роль Планка в Лионе и Раурике в тот же период115, скорее представляют собой исключения116: в предшествующие и последующие годы в роли инициаторов большинства поимённых распределений и основателей колоний выступали самые могущественные люди этого времени — Цезарь, а затем триумвиры. Действительно, часто в источниках упоминаются только их имена117. Однако это не означает, что они непременно отправлялись на места, чтобы руководить всем процессом. Некоторые свидетельства указывают, что иногда происходило именно так118, но другие упоминания доказывают, что их присутствие на месте было не обязательно119. Таким образом, они брали на себя роль своего рода «формальных основателей»120, тогда как за с.410 конкретные операции по основанию отвечали другие лица.
Титулы этих «подчинённых» уполномоченных иногда упоминаются в источниках121, и они довольно разнообразны122. Например, Квинт Валерий Орка был легатом пропретором Цезаря для распределения земли в Этрурии в 46—
Социологический анализ лиц, на которых была возложена непосредственная реализация земельных раздач, вне зависимости от того, известен ли их титул, позволяет вместе с тем понять, что эти люди тщательно отбирались на основании не столько своей с.411 принадлежности к сенаторской элите, как члены традиционных комиссий130, но прежде всего на основании своей политической принадлежности. Среди тех, чьи имена содержатся в источниках, лишь меньшинство принадлежало к римским аристократическим родам или далеко продвинулось по карьерной лестнице. Так обстояло дело с Тиберием Клавдием Нероном131, Квинтом Валерием Оркой132 и Марком Рутилием133, которые занимались распределением земли среди ветеранов в 46 или 45 гг.
Начиная с этого времени, большинство лиц, названных в источниках по имени, принадлежало к менее известным семьям и ранее не занимало высоких магистратур. Клувий известен лишь своей принадлежностью к сторонникам Цезаря134. Все три участника распределения бутротской земли — Луций Плоций Планк, Гай Атей Капитон и Гай Купиенний — имели италийское происхождение и, видимо, первыми в своих родах занимали государственные должности135; кроме того, Капитон и Купиенний, возможно, имели финансовые интересы или имущество в этой области136. За исключением консулов Долабеллы и Марка Антония, а также брата последнего, занимавшего тогда должность трибуна, даже члены комиссии септемвиров, учреждённой законом в июне 44 г., были новыми людьми: не все они входили в сенат и их назначение, вероятно, определялось их принадлежностью к партии Антония137. Лица, уполномоченные заниматься распределением земли после Филипп, тоже были выбраны за свою партийную лояльность, что, кстати, повлекло за собой первые трения между Октавианом и Луцием Антонием138. Известные нам ставленники Октавиана139 — Луций Меммий140 и Альфен Вар141 — только начинали свою карьеру. Что касается ставленников Антония, то источники называют новых людей, которые, однако, продвинулись дальше по карьерной лестнице. Луций Мунаций Планк уже занимал консульство в 42 г.143, а Азиний Поллион, претор 45 г. и промагистрат Дальней Испании в 44—
Это краткое исследование выявило монополизацию роли «формального основателя» Цезарем и триумвирами, что, очевидно, демонстрирует с.412 их внимание к ветеранам. Направление на места самых надёжных сторонников, несомненно, доказывает, что наделение солдат землёй проводилось в жёстких рамках и что выгоды от этих мероприятий нельзя было оставлять другим: риск был тем более велик, что уполномоченные, проводившие их на местах, «бесспорно, имели значительный простор для инициативы», как подчёркивает Э. Деньё146, исходя из примера колонии Бутрот, основанной вопреки решениям, которых добились в Риме Цицерон и Аттик.
Анализ политики распределения земли в пользу ветеранов, проводившейся в конце Республики, показывает также, что средства, использовавшиеся, чтобы «отыскать» участки для этих солдат, всегда вписывались в правовые и формальные рамки, вопреки тому, что мы предполагаем, когда рассматриваем этот период лишь как отклонение от нормы, исполненное произвола и насилия. На самом деле на разных стадиях процесса можно констатировать использование правовых процедур. Так, изначальное решение о распределении земли принимало форму либо закона (в наиболее неспокойные моменты), либо эдиктов и декретов (когда политическая обстановка прояснялась и давала преимущество деятелю, наделённому обширными полномочиями). Методы, которые использовались для захвата и получения конкретных земель, тоже предполагали использование правовых процедур: ветераны могли получать участки, исключённые из фондов государственной земли (ager publicus) или изъятые в результате конфискации или экспроприации.
Таким образом, «земельная политика» в этот период постоянно опиралась на право, — прежде всего, несомненно, потому что оно позволяло легитимировать войну за землю между претендентами на власть, которым требовалось вознаградить, привязать к себе и завербовать на будущее солдат, участвовавших в их гражданских войнах. Процедуры, использованные для осуществления этого перераспределения земли, можно также связать с анализом гражданских войн как периода «смертельной борьбы», когда ради обретения господства во всех сферах использовались все доступные ресурсы и оружие, как материальные, так и символические147. Ещё одним оружием среди прочих стало право: в ходе соперничества, пронизывающего исследуемый период, более или менее глубокое уважение к правовой традиции можно было включить в арсенал символического оружия, полезного для воюющих сторон и для их политической легитимации.
Видимо, эффективность этому символическому оружию, относившемуся к ораторской сфере, придавали в основном материальные силы, способные подкрепить его и заставить с ним считаться в рамках существующего социального порядка148. Вот почему право, использовавшееся в эту эпоху для проведения и легитимации определённой политики, всегда является прежде всего «правом войны», то есть, в конечном счёте, правом сильного, правом того, кто имеет больше солдат и материальных ресурсов.
Но это использование права, пусть даже права войны, тем не менее имело свою цену, тем более важную, что предпринимались попытки обернуть в свою пользу правовые процедуры, имеющие республиканскую легитимность. По сути, их формальное возобновление предполагало обязательство считаться с определёнными традиционными процедурами, которые вызывали более или менее серьёзные затруднения. Вот почему при обострении соперничества всё реже использовались самые традиционные процедуры: соотношение затрат (задержки и громоздкость процедур) с выигрышем (легитимация за счёт соблюдения республиканской правовой преемственности) оказывалось слишком высоким. И наоборот, чем благоприятнее было положение конкретного претендента на власть, тем больше возможностей он имел для того, чтобы сформировать «собственное» право в соответствии со своими нуждами и использовать, например, более простые и прямые процедуры, такие как эдикты и декреты, которые в определённые периоды заменяли законодательные решения о распределении земли.
Наконец, в самом общем плане, не следует забывать, что эти мероприятия по распределению земли, ставшие возможными благодаря активной и небывалой «земельной политике», представляли собой своего рода скрытую аграрную реформу огромных масштабов и привели к важным социальным переменам, последствия которых затронули не только солдат-получателей земли.
с.413
Библиография
Allély 2013 = A. Allély, Les confiscations des biens des hostes dans le cadre des déclarations d’hostis sous la République romaine //
Bertrandy 2013 = F. Bertrandy, Les confiscations romaines en Afrique au lendemain de la chute de Carthage (146 a. C.) et de la bataille de Thapsus (46 a. C.) //
Bleicken 1974 = J. Bleicken, In provinciali solo dominium populi Romani est uel Caesaris: zur Kolonisationspolitik der ausgehenden Republik und frühen Kaiserzeit // Chiron, 4, 1974, p. 359—
Bleicken 1990 = J. Bleicken, Zwischen Republik und Prinzipat: zum Charakter des Zweiten Triumvirats, Göttingen, 1990.
Bourdieu 1986 = P. Bourdieu, La force du droit: éléments pour une sociologie du champ juridique, dans Actes de la recherche en sciences sociales, 64, 1986, p. 3—
Bregi 2009 =
Broughton 1952 = T. R. S. Broughton, The Magistrates of the Roman Republic, vol. II, New York, 1952.
Brunt 1962 = P. A. Brunt, The Army and the Land in the Roman Revolution // JRS, 52, 1962, p. 68—
Brunt 1971 = P. A. Brunt, Italian Manpower, 225 B. C. — 14 A. D., Oxford, 1971.
Chouquer; Favory 1992 = G. Chouquer, F. Favory, Les arpenteurs romains: théorie et pratique, Paris, 1992.
Chouquer; Favory 2001 = G. Chouquer, F. Favory, L’arpentage romain, histoire des textes: droit, techniques, Paris, 2001.
Crawford 1974 = M. H. Crawford, Roman Republican Coinage, Cambridge, 1974.
Crawford 1989 = M. H. Crawford, The Lex Iulia Agraria // Athenaeum, 67, 1989, p. 179—
Crawford 1996 = M. H. Crawford (dir.), Roman Statutes, London, 1996.
Deniaux 1975 = É. Deniaux, Un exemple d’intervention politique: Cicéron et le dossier de Buthrote en 44 avant
Deniaux 1987 = É. Deniaux, Atticus et l’Épire // P. Cabanes (dir.), L’Illyrie méridionale et l’Epire dans l’Antiquité, Clermont-Ferrand, 1987, p. 245—
Deniaux 1991 = É. Deniaux, Les recommandations de Cicéron et la colonisation césarienne: les terres de Volterra // CCGG, 2, 1991, p. 215—
Deniaux 1993 = É. Deniaux, Clientèles et pouvoir à Rome à l’époque de Cicéron, Rome, 1993.
Deniaux 2009 = É. Deniaux, L’installation de colons romains sur le territoire de l’Albanie d’aujourd’hui: l’exemple de la colonie de Buthrote // P. Rouillard (dir.), Portraits de migrants, portraits de colons, Paris, 2009, p. 141—
Deniaux 2013 = É. Deniaux, Les confiscations de terres à l’époque de César et les interventions de Cicéron //
De Robertis 1936 = F. De Robertis, La espropriazione per pubblica utilità nel diritto romano, Bari, 1936.
De Robertis 1965 = F. De Robertis, Sulla espropriazione per pubblica utilità nel diritto romano // Studi in memoria di Guido Zanobini, vol. V, Milan, 1965, p. 141—
De Visscher 1954 = F. De Visscher, Labéon et les ventes forcées de terres aux vétérans des guerres civiles // RIDA, 3e ser, 1, 1954, p. 299—
Dilke 1971 = O. A. W. Dilke, The Roman Land Surveyors: an Introduction to the Agrimensores, Newton Abbot, 1971.
Dizionario epigrafico = E. de Ruggiero, Dizionario epigrafico di antichità romane, Spoleto, 1910.
L’expropriation 1999 = L’expropriation, Première partie: Antiquité et droit romain, Bruxelles, 1999.
Ferriès 2007 =
Ferriès 2013 =
Ferriès; Delrieux 2013 =
Gabba 1953 = E. Gabba, Sulle colonie triumvirali di Antonioin Italia // PdP, 8, 1953, p. 101—
Gabba 1971 = E. Gabba, The Perusine War and Triumviral Italy // HSCP, 75, 1971, p. 139—
Gabba 1988 = E. Gabba, Riflessioni sulla Lex Coloniae Genetivae Iuliae // J. Gonzalez, J. Arce (dir.), Estudios sobre la Tabula Siarensis, Madrid, 1988, p. 157—
Gabba 1993 = E. Gabba, Miscellanea triumvirale // A. Gara, D. Foraboschi (dir.), Il triumvirato costituente alla fine della Repubblica romana: scritti in onore di Mario Attilio Levi, Còme, 1993, p. 127—
Gargola 1995 = D. J. Gargola, Lands, Laws, and Gods: Magistrates and Ceremony in the Regulation of Public Lands in Republican Rome, Chapel Hill, 1995.
Gonzales; Guillaumin 2006 = A. Gonzales,
Hermon 2006 = E. Hermon, La lex Cornelia agraria dans le Liber coloniarum I // A. Gonzales,
Hilbold 2013 = I. Hilbold, Entre confiscation et spoliation: Marc Antoine et les jardins de Rome dans les Philippiques de Cicéron //
Hinard 1985 = F. Hinard, Les proscriptions de la Rome ré-publicaine, Rome, 1985 (Collection de l’École française de Rome, 83).
с.414 Hinard 1993 = F. Hinard, Consécration et confiscation des biens dans la Rome républicaine // Kentron, 9, 1993, p. 11—
Hinrichs 1969 = F. T. Hinrichs, Das legale Landversprechen in Bellum Civile // Historia, 18, 1969, S. 521—
Hübner 2002 = W. Hübner, La vita, la patria e l’oroscopo di Properzio // Properzio alle soglie del 2000: un bilancio di fine secolo, Assise, 2002, p. 389—
Jal 1967 = P. Jal, La «Publicatio bonorum» dans la Rome de la fin de la République // Bulletin de l’Association Guillaume Budé, 1967, p. 412—
Keppie 1981 = L. Keppie, Vergil, the Confiscations, and Caesar’s Tenth Legion // CQ, 31, 1981, p. 367—
Keppie 1983 = L. Keppie, Colonisation and Veteran Settlement in Italy 47—
Keppie 1984 = L. Keppie, The Making of the Roman Army: from Republic to Empire, London, 1984.
Keppie 2000a = L. Keppie, Legions and Veterans. Roman Army Papers 1971—
Keppie 2000b = L. Keppie, Mark Antony’s Legions // Legions and Veterans. Roman Army Papers 1971—
Kirbihler 2013 = F. Kirbihler, Brutus et Cassius et les impositions, spoliations et confiscations en Asie Mineure durant les guerres civiles (44—
Laffi 2007 = U. Laffi, Colonie e municipi nello stato romano, Roma, 2007.
Laignoux 2011 = R. Laignoux, La mise en place d’une «justice de guerre» après la mort de César // M. Houllemare, P. Nivet (dir.), Justice et guerre, de l’Antiquité à nos jours, Amiens, 2011, p. 21—
Laignoux 2013 = R. Laignoux, Justifier ou contester les confiscations des guerres civiles: l’économie discursive des sanctions patrimoniales à Rome dans les années 44—
Laignoux 2014 = R. Laignoux, Des guerres à prix d’or: multiplication et cérémonialisation des distributions exceptionnelles à la fin de la République // M. Reddé (dir.), De l’or pour les braves: soldes, armées et circulation monétaire dans le monde romain, Bordeaux, 2014, p. 199—
Lassère 1977 =
Libri coloniarum 2008 = Libri coloniarum (Livres des colonies), texte établi, traduit et annoté par C. Brunet, D. Conso, A. Gonzales, T. Guard,
Lozano Corbi 1994 = E. Lozano Corbi, La expropriation forzosa, por causa de utilidad publica y en interés del bien comun, en el derecho romano, Saragosse, 1994.
Lozano Corbi 1999 = E. Lozano Corbi, ¿Existió en la época republicana romana el derecho a la expropriation forzosa por causa de utilidad publica? // L’expropriation, Première partie: Antiquité et droit romain, Bruxelles, 1999, p. 115—
Millar 1973 = F. Millar, Triumvirate and Principate // JRS, 63, 1973, p. 50—
Misurare la terra 1983 = Misurare la terra: centuriazione e coloni nel mondo romano, Modène, 1983.
Moatti 1992 = C. Moatti, Étude sur l’occupation des terres publiques à la fin de la République romaine // CCGG, 3, 1992, p. 57—
Moatti 1993 = C. Moatti, Archives et partage de la terre dans le monde romain (IIe siècle avant — Ier siècle après
Mommsen 1883 = T. Mommsen, Die italischen Bürgercolonien von Sulla bis Vespasian // Hermes, 18, 1883, S. 161—
Nicolet 1970 = C. Nicolet, Les finitores ex equestri loco de la loi Servilia de 63 av. J. C. // Latomus, 29, 1970, p. 72—
Nicolet 1985 = C. Nicolet, Plèbe et tribus: les statues de Lucius Antonius et le testament d’Auguste // MEFRA, 97—
Osgood 2006 = J. Osgood, Caesar’s Legacy: Civil War and the Emergence of the Roman Empire, Cambridge, 2006.
Paci 1986 = G. Paci, Gli Albii del Lazio e il nome di Tibullo // Atti del convegno internazionale di studi su Albio Tibullo (1984), Roma, 1986, p. 275—
Pais 1923 = E. Pais, Storia della colonizzazione di Roma antica, Roma, 1923.
Pelletier 1999 = A. Pelletier, Lugdunum. Lyon, Lyon, 1999.
Pennitz 1991 = M. Pennitz, Der «Enteignungsfall» im römischen Recht der Republik und des Prinzipats: eine funktional-rechtsvergleichende Problemstellung, Vienne; Cologne, 1991.
Pennitz 1999 = M. Pennitz, Die Enteignungsproblematik im römischen Recht von der Zeit der Republik bis zu Justinian // L’expropriation, Première partie: Antiquité et droit romain, Bruxelles, 1999, S. 55—
Pina Polo 2011 = F. Pina Polo, The Consul at Rome: the Civil Functions of the Consuls in the Roman Republic, Cambridge, 2011.
Rathbone 2003 = D. W. Rathbone, The Control and Exploitation of ager publicus in Italy under the Roman Republic //
RE = A. Pauly, G. Wissowa et alii (dir.), Real-Encyclopädie der Klassischen Altertumswissenschaft, Stuttgart, 1893—
Rivière 2002 = Y. Rivière, Les délateurs sous l’Empire romain, Rome, 2002 (BEFAR, 311).
Rizakis 2004 = A. D. Rizakis, La littérature gromatique et la co-lonisation romaine en Orient // G. Salmeri, A. Raggi, A. Baroni (dir.), Colonie romane nel mondo greco, Rome, 2004, p. 69—
Roddaz 1988 =
Roddaz 1996 =
Roselaar 2010 = S. Roselaar, Public Land in the Roman Republic. A Social and Economic History of Ager Publicus in Italy. 396—
с.415 Rostagni 1994 = A. Rostagni, Orazio, Venosa, 1994.
Rotondi 1912 = G. Rotondi, Leges publicae populi Romani, Milan, 1912.
RRC = M. H. Crawford, Roman Republican Coinage, Cambridge, 1974.
Salerno 1990 = F. Salerno, Dalla consecratio alla publicatio bonorum: forme giuridiche e uso politico dalle origini a Cesare, Naples, 1990.
Salmon 1969 = E. T. Salmon, Roman Colonisation under the Republic, London, 1969.
Schneider 1977 =
Stephenson 1891 = A. Stephenson, Public Lands and Agrarian Laws of the Roman Republic, Baltimore, 1891.
Sternkopf 1912 = W. Sternkopf, Lex Antonia agraria // Hermes, 47, 1912, p. 146—
Syme 1937 = R. Syme, Who was Decidius Saxa? // JRS, 27, 1937, p. 127—
Syme 1939 = R. Syme, The Roman Revolution, Oxford, 1939.
Vallat 1979 =
Vittinghoff 1951 = F. Vittinghoff, Römische Kolonisation und Bürgerrechtspolitik unter Caesar und Augustus, Wiesbaden, 1951.
Volponi 1975 = M. Volponi, Lo sfondo italico della lotta triumvirale, Genova, 1975.
Winterbottom 1976 = M. Winterbottom, Virgil and the confiscations // G&R, 22, 1976, p. 55—
ПРИМЕЧАНИЯ