с.66 Аннотация. В статье предпринимается попытка согласовать утверждение Цицерона в речи за Бальба о скупости Красса в вопросах предоставления римского гражданства с господствующим в историографии мнением о том, что из двух цензоров 65 г. именно Красс добивался гражданства для транспаданцев. Автор доказывает, что реплика Цицерона обусловлена тем, что в том же 65 г.1 Красс поддержал Папиев закон, который был направлен против иноземцев, временно пребывающих в Риме и незаконно присвоивших себе римское гражданство, но делал исключение для транспаданцев. Данная реплика обусловлена полемикой на процессе Бальба: он происходил в суде, созданном Папиевым законом, а защитником Бальба, наряду с Цицероном, выступал Красс.
Ключевые слова: Марк Лициний Красс, Квинт Лутаций Катул, транспаданцы, Цизальпийская Галлия, римское гражданство, фиктивные латинские колонии, Помпей Страбон, цензура, Папиев закон
Olga V. Liubimova
Abstract. An attempt is made in the article to reconcile Cicero’s characteristic of Crassus as too sparing in admitting men as citizens (Balb. 50) with the prevalent opinion of researchers according to which Crassus tried to grant Roman citizenship to Transpadani during his censorship in 65 BC. The author argues that the statement of Cicero resulted from Crassus с.67 backing of lex Papia, also in 65 BC; the law was directed against those peregrini who were sojourning in Rome or had illegally assumed Roman citizenship, but which made a favorable exception for Transpadani. Cicero’s statement should be regarded as the continuation of debates during the trial of Balbus who was tried by the jury-court created by the lex Papia and was defended by Crassus along with Cicero.
Keywords: Marcus Licinius Crassus, Quintus Lutatius Catulus, Transpadani, Cisalpine Gaul, Roman citizenship, fictitious Latin colonies, Pompeius Strabo, censorship, lex Papia
Согласно рассказу Диона Кассия, цензоры 65 г., «разойдясь во мнениях по поводу людей, живущих за Эриданом (один считал нужным включить их в число граждан, а другой — нет), не выполнили и никаких других дел, но отказались от должности»2. Греческий историк не называет имен этих цензоров, но они известны из Плутарха (Crass. 13. 1—
На первый взгляд, ответ на этот вопрос может содержаться в речи Цицерона «За Бальба», произнесенной во второй половине 56 г. Отстаивая право полководцев предоставлять римское гражданство союзникам в награду за воинскую доблесть, Цицерон приводит длинный перечень подобных пожалований, совершенных выдающимися римскими деятелями (49—
Однако, насколько мне известно, все современные исследователи придерживаются противоположного мнения, не оспаривая и не анализируя свидетельство Цицерона, хотя некоторые и признают наличие проблемы. Так, М. Гельцер, упомянув о желании Красса внести транспаданцев в списки граждан, оговаривает в скобках: «Несмотря на это, Цицерон позднее назвал его nimium parcus in largienda civitate»4, однако никак не объясняет это противоречие. Его отмечают также Дж. Тибилетти, который не приходит ни к какому решению проблемы5, и К. Вольтан, по мнению которой транспаданский проект Красса имел более с.68 скромные масштабы (подробнее см. об этом ниже) — тем не менее он все же предусматривал включение в списки новых граждан, что в любом случае плохо согласуется со свидетельством Цицерона6.
По-видимому, эти исследователи полагают, что данная фраза Цицерона говорит лишь о том, что Красс редко предоставлял гражданство отдельным лицам на основании собственного империя (например, во время войны против Спартака)7. Действительно, в этой части речи Цицерон говорит о поименных пожалованиях гражданства союзникам в награду за воинские заслуги. Однако не вполне понятен смысл этой оговорки Цицерона. Он стремится доказать, что предоставление гражданства союзникам за доблесть является давней традицией, которой следовали весьма уважаемые люди. Судя по всему, тот факт, что Красс предоставил гражданство некоему авеннионцу, не подвергался сомнению, и для целей оратора этого прецедента было достаточно8. Общее число людей, получивших гражданство от Красса, никак не влияло на аргументацию Цицерона и вряд ли представляло интерес для его аудитории. Возможно, Марк Туллий желал подчеркнуть, что раз уж столь скупой человек, как Красс, счел возможным даровать гражданство таким путем, то его правомерность не должна подвергаться сомнению. Однако гораздо более заметное место в его перечне занимает Гай Марий, предоставивший гражданство двум когортам камеринцев (ср. Balb. 46); переходя к Помпею Магну Цицерон тоже подчеркивает, что гражданские права от него получил далеко не один Бальб, но и многие другие союзники (Balb. 51). Таким образом, упоминание о скупости Красса в вопросах гражданства должно объясняться как-то иначе. Как полагает Дж. Рейд, этот пассаж, по-видимому, свидетельствует о том, что Красс в своей политике противодействовал распространению гражданства9, и данное мнение представляется более обоснованным.
Если вышеназванные исследователи XX в. — Гельцер, Тибилетти, Вольтан — отмечают противоречие, но не могут удовлетворительно объяснить его, то подавляющее большинство современных историков просто не видят этой проблемы и, не привлекая свидетельство Цицерона, уверенно пишут о том, что в 65 г. Красс желал предоставить римское гражданство транспаданцам10. Более того,
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с тем, что представляла собой проблема транспаданцев и как она влияла на римскую политику Поздней республики.
Цизальпийская Галлия, географически являющаяся северной частью Апеннинского полуострова и населенная кельтскими и лигурийскими племенами, окончательно перешла под власть Рима в начале II в. до н. э. В первые десятилетия после римского завоевания Цизальпийская Галлия не была организована как административно-территориальная провинция, имеющая lex provinciae и регулярно сменяемого наместника преторского ранга, хотя иногда выступала как provincia (т. е. сфера ведения) одного из консулов. На протяжении следующего века в этот регион мигрировало немало римлян и италийцев, привлеченных плодородием почвы; укреплялись его экономические связи с Италией, развивались города, строились дороги. Цизальпийская Галлия была густо населена и имела важное значение для жизни Рима, причем не только экономическое, но и военное — там проводились наборы. Галлы из этой области постоянно служили в римских вспомогательных войсках, и на протяжении II в. до н. э. в Цизальпийской Галлии долгое время размещался римский гарнизон. Все это способствовало распространению латинского языка, культуры и обычаев, и постепенно здесь образовалась значительная прослойка романизированного населения. Вместе с тем, археологические данные свидетельствуют о длительном сохранении здесь галльской культуры и идентичности, и сами римляне в I в. до н. э. по-прежнему имели предубеждения против галлов — не только трансальпийских, но и цизальпийских13.
До Союзнической войны на территории Цизальпийской Галлии существовало около десятка римских и латинских колоний; последним, как и всем остальным латинам, в 90 г. было предоставлено римское гражданство14. К следующему, 89 г. относится мера Помпея Страбона, о которой сообщает Асконий: он вывел в Транспаданской Галлии латинские колонии, но не учредил их с новыми колонистами, а предоставил остающимся там прежним жителям латинское право, чтобы, как в остальных латинских колониях, их магистраты получали римское гражданство15.
с.70 Асконий пишет о деятельности Помпея Страбона только в Транспаданской Галлии, т. е. в северной части Цизальпийской Галлии, расположенной между рекой Пад и Альпами; вопрос о судьбе ее южной части, Циспаданской Галлии, остается не вполне ясным. Эта область была более романизирована, чем Транспадана, и помимо колоний римских граждан и латинских колоний, получивших в 90 г. римское гражданство, здесь находилось множество поселений римских граждан (fora и conciliabula), не имевших городского статуса16. Сомнения вызывает судьба немногочисленных civitates peregrinae в этой области: если по мнению Шервин-Уайта, все циспаданцы, не имевшие еще римского гражданства, получили его в 89 г., одновременно с италийскими союзниками17, то другие исследователи полагают, что эта мера на них не распространялась, но Помпей Страбон лишь даровал статус латинских колоний нескольким общинам к югу от Пада, а прочие галльские и лигурийские племена либо по-прежнему считались союзными (foederati), либо были приписаны (attributi) к этим колониям. Тот факт, что и у Аскония, и в других республиканских источниках говорится именно о транспаданских латинских колониях и о борьбе транспаданцев за римское гражданство, они объясняют тем, что транспаданские латины намного превосходили циспаданских численностью и активностью18. Здесь нет возможности подробно вдаваться в рассмотрение данной проблемы; далее я вслед за античными авторами буду говорить только о транспаданцах, но следует иметь в виду, что их судьбу могло разделять и несколько общин к югу от Пада.
Несмотря на распространение в Цизальпийской Галлии римского гражданства и латинского права, вся эта территория после Суллы являлась римской провинцией под управлением проконсула19. Другая важная особенность состояла в том, что впервые латинское право получили уже существующие общины иноземцев, в которые не были высланы колонисты. Ранее этим правом обладали либо изначальные общины латинов и герников, которые сдались Риму и взамен получили признание латинских прав на определенных условиях; либо колонии, выведенные преимущественно из римских граждан в соответствии с законом или постановлением сената20. Эти колонии сохраняли тесные связи с Римом, подражали многим его учреждениям и даже городской планировке. Однако транспаданские общины существовали уже давно как civitates peregrinae. Предоставляя им латинское право без вывода колонистов, без центуриации земли, без перестройки городов по римскому образцу, Помпей Страбон ставил их в положение «фиктивных латинских колоний»21.
с.71 Этим колониям посвятил подробное исследование Дж. Лураски22; его концепция излагается здесь в наиболее общей форме. Правовое оформление мероприятий Помпея Страбона, их точная датировка, содержание и географический охват, адресаты (общины или отдельные лица, только жители городов или также приписанные к городам племена), объем предоставленных прав и порядок приобретения римского гражданства магистратами — все это дискуссионные вопросы23, один из которых затрагивается ниже. Здесь лишь следует оговорить, что теорию Лураски недавно подверг критике М. Тарпен, который оспаривает существование Помпеева закона общего действия о предоставлении транспаданцам латинского права — на том основании, что об этом совершенно новом типе колоний молчат все источники, кроме Аскония, сведения которого не совсем точны, а рукописное чтение не вполне надежно. Приводятся следующие неточности Аскония: он плохо осведомлен о статусе Плаценции во времена Цицерона; он сводит латинское право к праву приобретения гражданства через занятие магистратур; он говорит о Транспаданской Галлии, хотя в данный период по статусу она не отличалась от Циспаданской24. По мнению М. Тарпена, мероприятия Помпея Страбона сводились к созданию в Транспаданской Галлии нескольких латинских колоний. Однако исследователь не оспаривает, что они были основаны без вывода колонистов, роль которых сыграли прежние жители-перегрины (как и пишет Асконий), и допускает, что Помпей как основатель колоний был уполномочен на это специальным законом25.
Таким образом, в Транспаданской Галлии после 89 г. мы все же имеем дело с новым типом латинских колоний, который Асконий явно противопоставляет прежнему типу (в частности, Плаценции)26. Сведения Аскония об обстоятельствах основания Плаценции как реальной латинской колонии вполне точны (ср. Polyb. III. 40; Liv. Per. 20; Vell. I. 14. 8), а ее дальнейшая история уже не имеет отношения к проблеме «фиктивных колоний». Что касается содержания латинских прав, предоставленных транспаданцам, то не исключено, что они действительно ограничивались ius civitatis per magistratum adipiscendae27, но даже если транспаданцы получили и другие права (conubium, commercium, suffragium и migratio), то нельзя утверждать, что Асконий не был об этом осведомлен: возможно, он просто назвал то право, которое считал наиболее важным и характерным. Вопрос об идентичности или различии статуса транспаданцев и циспаданцев также является дискуссионным, как уже упоминалось выше. Но даже если их положение было одинаковым, вряд ли Аскония можно обвинить в грубой ошибке: он использовал широко распространенное в конце Республики выражение. Сам факт появления в последние десятилетия Республики понятия Transpadani и даже causa Transpadanorum свидетельствует о том, что население с.72 этой области в некотором отношении представляло собой общность, занимало особое положение и выдвигало специфические требования, что и обусловило возникновение этого собирательного названия28. Вполне логично связать это новое явление с новым типом колоний, латинское право в которых стало прообразом латинского права императорского времени29.
Поначалу транспаданцы, по-видимому, были удовлетворены своим статусом, однако Светоний сообщает, что уже в 68 г. латинские колонии Транспаданской Галлии добивались римского гражданства, и это требование поддерживал Цезарь (Suet. Iul. 8). Сообщение о том, что в конце 66 г. — начале 65 гг. Цезарь планировал поднять восстание в Риме, опираясь на амбронов и транспаданцев, относится к традиции о так называемом «первом заговоре Катилины» (Suet. Iul. 9. 3). Эти сведения весьма ненадежны и, скорее всего, восходят к инвективам противников Цезаря, написанным в 59 г.30, однако все же могут отражать нестабильность в Транспаданской Галлии и недовольство ее населения. В
Известно, что население Цизальпийской Галлии могло оказывать существенное влияние на выборы в Риме: ввиду этого Цицерон в 65 г. надеялся стать легатом Гая Пизона, проконсула Цизальпийской и Трансальпийской Галлии (Cic. Att. I. 1. 2); позднее он упоминал о том, что до гражданской войны римские политики обычно добивались консульства в муниципиях и колониях Цизальпийской Галлии33. В 50 г. голоса жителей этой области внесли большой вклад в победу Марка Антония на выборах авгуров, а сам Цезарь собирался вести там агитацию в преддверии консульских выборов на 48 г., в которых надеялся принять участие ([Caes.] BG. VIII. 50. 2). Речь здесь идет не только о голосах циспаданцев, с.73 имеющих римское гражданство, но и о голосах римских граждан в Транспаданской Галлии, проживавших в Эпоредии, Кремоне и Аквилее34, а также получивших римское гражданство через исполнение магистратуры в латинских колониях. Однако Транспаданская Галлия приобрела бы гораздо больший вес, если бы ее жители стали римскими гражданами: как показала
Вероятно, очевиден был и военный потенциал этого региона. В 78—
Поскольку латинское право было предоставлено транспаданцам Помпеем Страбоном, его сын Помпей Магн унаследовал от отца немалое влияние в этом регионе. Представляется убедительным мнение Э. Бэдиана, который во многом объясняет этим влиянием победы Помпея в Цизальпийской Галлии в войне против марианцев в 82 г. и против Брута в 77 г.39 По-видимому, он сохранял там влияние и в
И действительно, на протяжении 60—
Таким образом, политик, расширявший свою клиентелу и влияние в Транспаданской области, скорее всего делал это за счет клиентелы и влияния Помпея44. Однако мнение У. Эвинс о том, что активность Цезаря в Транспаданской области была в первую очередь обусловлена его соперничеством с Помпеем и послужила одной из важных причин для их конфликта, представляется преувеличением45. В 68 г., когда Цезарь начал эту деятельность, он был всего лишь квесторием и никак не мог соперничать с Помпеем — консуляром и двукратным триумфатором. В 67 и 66 гг. он поддерживал законопроекты с.75 о предоставлении Помпею военной власти (Plut. Pomp. 25. 4; Dio Cass. XXXVI. 43. 2—
Если вернуться к цензуре 65 г., то стремление уменьшить политический вес Помпея можно предположить у обоих цензоров. Если Красс был соперником Помпея с их совместного консульства в 70 г.,47 то Катул в 66 г. активно выступал против предоставления Помпею командования против Митридата (Cic. Leg. Man. 51, 59—
При такой постановке вопроса более вероятным кандидатом в защитники прав транспаданцев становится Красс, так как именно для него в
с.76 С другой стороны, для Катула, коллеги Красса по цензуре, такой «экспансионизм» вовсе не был характерен; напротив, его политика, как правило, сводилась к противодействию радикальным реформам и чрезмерно усилившимся и/или чрезмерно честолюбивым политикам: например, в 78 г. — его коллеге по консульству Лепиду, пытавшемуся отменить установления Суллы (App. BC. I. 107, ср. Sall. Hist. III. 48. 9), в 75 г. — плебейскому трибуну Опимию, добивавшемуся восстановления прав трибунов (Cic. Verr. II. 1. 155—
Наконец, вышеприведенные свидетельства ясно показывают, что в 60—
Таким образом, единодушное мнение исследователей (ср. выше, прим. 4—
Чтобы разрешить эту проблему, необходимо рассмотреть формальную составляющую конфликта 65 г., т. е., выражаясь словами Э. Харди, «объяснить, каков был locus standi цензоров при решении вопроса о предоставлении гражданства транспаданцам»58. Ведь римское гражданство не даровалось цензорским решением, для этого требовалось принятие закона. Сам Харди считает, что в 65 г. был внесен трибунский законопроект о предоставлении гражданства транспаданцам, который поддерживали Красс и Цезарь, Катул же резко выступал против. Далее исследователь предполагает, что либо Красс в ответ на сопротивление стал блокировать всю деятельность цензоров, либо Катул заявил, что в случае принятия закона не признает его и не внесет в списки граждан никого из транспаданцев. Так или иначе, но возникла патовая ситуация, и цензоры вынуждены были отказаться от должности59. Главный недостаток данной гипотезы заключается в том, что в источниках нет никаких упоминаний о подобном законопроекте в 65 г.; у Диона Кассия спор о транспаданцах связывается именно с цензорскими полномочиями Красса и Катула и даже становится причиной их отказа от должности60.
Дж. Лураски осторожно предполагает, что транспаданцы, которым покровительствовал Красс, добивались внесения своих имен в списки граждан в силу принадлежавшего латинам ius migrandi, то есть, на основании того, что они постоянно проживают в Риме61. Вопрос о содержании и самом существовании такого права, а также о хронологических рамках, в которых оно действовало, является весьма дискуссионным62. Однако представляется обоснованным вывод Тарпена: немыслимо, чтобы латины могли получить драгоценное римское гражданство, просто поселившись в Риме63. Особенно это относится к периоду после Союзнической войны, так как даже исследователи, признающие существование ius migrandi, полагают, что к этому времени, если не раньше, оно уже с.78 исчезло64. По-видимому, сам Лураски отказался от этого предположения, так как в более поздних работах он его не упоминает65.
Дж. Тибилетти полагает, что спор между Крассом и Катулом шел просто о внесении транспаданцев в цензорские списки, т. е., по сути, в списки для голосования. В своей статье исследователь доказывает, что в данную эпоху на практике цензоры имели возможность вносить в эти списки неграждан и исключать из них граждан, что привело к существенному нарушению взаимосвязи между римским гражданством и правом голоса в комициях66. Таким образом, в 65 г. либо Красс желал внести в списки тех транспаданцев, которые имели римское гражданство, а Катул, препятствуя ему, нарушил элементарные нормы, либо же эти нормы нарушил сам Красс, желая включить в списки иноземцев. Данный эпизод, по мнению Тибилетти, свидетельствует о затемнении традиционных конституционных норм и неограниченных полномочиях цензоров. Однако, как признает сам автор, предлагаемая альтернатива создает трудности: Красс не был щедр в вопросах предоставления гражданства, а Катул прославился своей корректностью67. Кроме того, Тибилетти не поясняет, почему, в условиях столь большой свободы (если не произвола) цензоров, предметом конфликта стали именно транспаданцы. Наконец, судя по выражению Диона Кассия ἐς τὴν πολιτείαν αὐτοὺς ἐσάγειν, спор между Крассом и Катулом шел все-таки именно о гражданстве транспаданцев, а не только о праве голосования в комициях.
К позиции Тибилетти близка К. Вольтан: она напоминает, что транспаданские экс-магистраты уже имели римское гражданство, и высшие, зажиточные классы Транспаданской Галлии были наиболее заинтересованы в том, чтобы отстаивать свое положение и права и влиять на внешнюю и внутреннюю политику Рима. Исследовательница полагает, что именно их Красс стремился внести в списки граждан, сделав тем самым своими клиентами, однако ему помешал запрет его коллеги Катула68. В целом из предложенных это объяснение представляется наиболее правдоподобным, однако и оно не избавляет от всех трудностей. Согласно Асконию (3 C), учреждая транспаданские латинские колонии, Помпей Страбон прямо предусмотрел для их магистратов возможность получения римского гражданства; если наличие у транспаданцев прав conubii, commercii, suffragii и migrandi может вызывать сомнения69, то ius civitatis per magistratum adipiscendae выглядит бесспорным70. На каком основании цензор с.79 (будь то Красс или Катул) мог отказаться вносить транспаданского экс-магистрата в списки римских граждан? Это стало бы открытым пренебрежением конституционными нормами, что не слишком характерно ни для Красса, ни, тем более, для Катула.
Представляется, что ответить на этот вопрос позволяют результаты исследований Дж. Лураски и С. Барбати, посвященных магистратам фиктивных латинских колоний. По мнению этих ученых, когда в 89 г. Помпей Страбон преобразовал иноземные общины (civitates peregrinae) в латинские колонии, он не издал для них ни единого устава, ни особых уставов для каждого города. В них временно продолжали действовать местные конституционные установления и сохранялись традиционные магистратуры, до тех пор, пока Рим особыми постановлениями не даровал бы каждой общине устав латинской колонии согласно обычной практике71. На деле, однако, из-за гражданских войн, потрясений и политических столкновений последних десятилетий Республики это выполнено не было. В качестве свидетельства о таком положении дел привлекается надпись из Атесте с фрагментом закона о компетенции цизальпийских магистратов (FIRA I. 176—
В таких обстоятельствах цензор 65 г., отказавшийся включать транспаданских экс-магистратов в число римских граждан, имел если не юридические, то, по крайней мере, моральные основания для такого решения. Действительно, если эти «туземные» магистраты не были избраны в соответствии с уставом латинской колонии, утвержденным в Риме, а получили должности (возможно, даже не выборные) в соответствии с местными обычаями, то их право на римское гражданство должно было вызывать в обществе серьезные сомнения, даже если его прямо гарантировал закон о выведении транспаданских колоний.
Не исключено, впрочем, что этот отказ можно было мотивировать не только с моральной, но и с правовой точки зрения. Во-первых, в речи «В защиту Бальба», произнесенной в 56 г., Цицерон упоминает о давних, но все еще с.80 действовавших договорах Рима с цизальпийскими племенами ценоманов, инсубров и япидов, которые прямо запрещали прием лиц из этих народов в число римских граждан (Balb. 22). Таким образом, предоставив галльским общинам латинское право и, следовательно, их магистратам — право на получение римского гражданства, Помпей Страбон создал правовую коллизию76. Цензор, не хотевший расширения числа граждан, мог сослаться на это обстоятельство для обоснования своей позиции.
Транспаданские экс-магистраты, желавшие получить римское гражданство, могли столкнуться и с иными трудностями. Процитируем еще раз сообщение Аскония (3 C): Pompeius enim non novis colonis eas constituit sed veteribus incolis manentibus ius dedit Latii, ut possent habere ius quod ceterae Latinae coloniae, id est ut petendo magistratus civitatem Romanam adipiscerentur. Petendo здесь — принятое Кларком исправление рукописного petendi (или, в одной рукописи из трех — peti), не поддающегося осмысленному переводу77. Сохраняя это исправление, Барбати предлагает переводить всю фразу таким образом: «Помпей на самом деле не учредил транспаданские колонии с новыми колонистами, но дал остающимся прежним жителям латинское право, так, чтобы они могли иметь право других латинских колоний, т. е. чтобы магистраты получали римское гражданство, испросив его»78. Таким образом, транспаданские магистраты не получали римское гражданство автоматически, для этого им следовало сперва обратиться с запросом в некую римскую инстанцию79. По-видимому, не случайно и выражение Аскония «ut possent habere ius»: Помпей Страбон предоставил транспаданцам не само ius honorum, а лишь возможность обладать им80. По мнению Барбати, такой порядок следует объяснять как раз отсутствием в транспаданских колониях латинских уставов и сохранением там «туземных» магистратур: в Риме не желали предоставлять гражданские права всем транспаданским магистратам без разбора81. А. Джошкун, впрочем, предполагает иную причину: автоматическое предоставление римского гражданства латинским магистратам приводило бы к потере гражданских прав в родной общине (хотя потом их можно было восстановить), поэтому приобретение гражданства происходило только с.81 по желанию экс-магистрата82. Представляется, что оба этих объяснения не являются взаимоисключающими. Таким образом, за транспаданским экс-магистратом оставался выбор, обращаться ли ему в Рим за получением римского гражданства, а за римскими властями — право удовлетворить или отклонить его прошение.
Ни Барбати, ни Джошкун не останавливаются на вопросе, к кому именно транспаданские магистраты должны были обращаться за получением римского гражданства. Барбати предполагает, что это мог быть сенат или какой-то магистрат, а с 81 г., возможно, сам проконсул Цизальпийской Галлии83. Однако в 89 г., на момент урегулирования Помпея Страбона, самостоятельной провинции Цизальпийская Галлия еще не существовало, и ее правовое положение плохо засвидетельствовано: в
Действительно, если Помпей Страбон отнес вопрос о гражданстве магистратов «фиктивных колоний» к компетенции цензоров, это хорошо объясняет конфликт цензоров 65 г. по транспаданскому вопросу. Хотя многие из транспаданских магистратов могли получить гражданство во время ценза 70 г., который проводили Лентул Клодиан и Геллий Попликола, сторонники Помпея86, однако он состоялся после 15-летнего перерыва и сопровождался огромным притоком новых граждан-италийцев (Cic. Verr. I. 1. 54), почти удвоившим численность граждан (Liv. Per. 98, ср. Hieron. Chr. 173. 4), и весьма вероятно, что в этот раз многие — как италийцы, так и транспаданцы — так и не были включены в списки87. Отметим, что нам неизвестны датировка и контекст приведенного выше высказывания Куриона против «дела транспаданцев» (causa Transpadanorum: Cic. Off. III. 88)88, но оно вполне может относиться к его цензуре в 61 г.89 и представлять собой продолжение того спора, который велся в 65 г. Вероятно, у нас есть и промежуточное звено: рассказав о конфликте Красса и Катула, Дион Кассий пишет: «Поэтому же и их (Красса и Катула в должности цензоров. —
Итак, можно сделать вывод, что цензор 65 г., отказавшийся включить транспаданских экс-магистратов в списки римских граждан, по-видимому, действовал в рамках своих должностных полномочий и мог обосновать свою позицию как с правовой, так и с моральной точки зрения стремлением соблюсти действующие договоры с галльскими племенами и сохранить чистоту римского гражданского коллектива. Таким образом, отпадает одна из трудностей, указанных Тибилетти: данную позицию вполне мог занимать Катул, «прославившийся своей корректностью»92. Остается устранить вторую, более существенную трудность: почему Цицерон характеризует Красса как человека, излишне скупого в предоставлении гражданства (Balb. 50)? Конечно, стремление предоставить гражданство транспаданским магистратам — проект более скромный, чем попытка сделать гражданами всех транспаданцев, однако все же вряд ли оно может свидетельствовать о скупости в этом вопросе.
Обратимся снова к Диону Кассию. Рассказав о трудностях, с которыми столкнулись цензоры 65 и 64 гг., он пишет: «А тем временем все (временно) пребывавшие в Риме (перегрины), кроме (постоянно) обитавших в нынешней Италии (τὴν νῦν ᾿Ιταλίαν), были высланы по предложению некоего трибуна Гая Папия, так как стали многочисленны и не считались достойными того, чтобы жить вместе с ними»93. Ко времени написания «Римской истории» Диона Кассия Цизальпийская Галлия уже давно (с 42 или 41 г.) входила в состав Италии, поэтому естественно истолковать это сообщение в том смысле, что Папиев закон делал для транспаданцев исключение и не предусматривал их изгнания из Рима94.
Однако в историографии преобладает другое толкование, которое наиболее подробно обосновал Э. Харди: по его мнению, когда Дион Кассий пишет τὴν νῦν ᾿Ιταλίαν, он просто цитирует текст самого Папиева закона, где эта оговорка потребовалась потому, что в 81 г. границы Италии были изменены; таким образом, lex Papia трактуется как реакция консерваторов на попытку Красса предоставить гражданство транспаданцам95. Возражая против трактовки τὴν νῦν ᾿Ιταλίαν как «нынешняя (с точки зрения Диона Кассия) Италия» Харди пишет: «Но зачем Дион Кассий стал бы вводить τὴν νῦν ᾿Ιταλίαν в этом смысле? Исключенным классом, конечно, были перегрины, и в Италии в узком смысле после Союзнической войны не имелось перегринов по рождению. Единственными с.83 перегринами, которые в широком смысле являлись италийцами, были перегрины Цизальпийской Галлии, и Дион Кассий никогда не перефразировал бы таким образом описание, которое им давали его источники. Я полагаю, что он вообще его не перефразировал, а τὴν νῦν ᾿Ιταλίαν — это его перевод подлинных слов источника»96. В рамках данного толкования Папиев закон предстает как мера, проведенная оптиматами и направленная против Красса и транспаданцев, которые съехались в Рим, рассчитывая на получение гражданства97.
Взаимосвязь lex Papia с транспаданским вопросом исследовала К. Вольтан, в статье, опубликованной в малоизвестном издании и потому практически незамеченной в современной историографии. Исследовательница оспаривает позицию Харди и, как представляется, справедливо отмечает, что дословное цитирование Папиева закона неправдоподобно в повествовательном контексте Диона Кассия. Кроме того, оно предполагало бы, что Дион Кассий не видел этой трудности и не знал об изменении границ Италии в эпоху второго триумвирата98. Однако Дион Кассий сам упоминает о том, что в 41 г. или незадолго до того Цизальпийская Галлия была включена в состав Италии (XLVIII. 12. 5), — следовательно, он не мог не понимать, что в рассказе о событиях 65 г. упоминание τὴν νῦν ᾿Ιταλίαν в значении «тогдашняя Италия» вводит в заблуждение его читателей.
К этому можно добавить, что Харди не высказывает никаких предположений о том, какой именно источник цитирует Дион Кассий. Если это не оригинальный текст закона, который вряд ли имелся в распоряжении историка III в. н. э., то, в рамках его гипотезы, этот источник должен быть составлен в интервале 65—
Что касается аргумента Харди, будто Дион Кассий не мог бы переформулировать описание транспаданцев в своем источнике как οἱ τὴν νῦν ᾿Ιταλίαν οἰκοῦντες, то представляется, что перефразируемое описание включало не одних только транспаданцев. Сам Харди пишет ниже, что «в то время единственными перегринами, постоянно проживавшими в Италии, были иноземцы неиталийского происхождения, и все они, вне зависимости от того, проживали ли в самом Риме или посещали его, приезжая с другого места жительства, не были затронуты Папиевым законом»100. Таким образом, выражение τὴν νῦν ᾿Ιταλίαν с.84 должно описывать территорию, постоянные жители которой не подлежали высылке из Рима. Если закон дозволял оставаться в Риме перегринам, постоянно проживавшим в Италии и Цизальпийской Галлии, нет ничего невероятного в том, что Дион Кассий, живший в эпоху, когда Цизальпийская Галлия считалась частью Италии, описал эту территорию просто как «нынешнюю Италию».
Итак, представляется, что следует согласиться с мнением Вольтан: Папиев закон освобождал от высылки из Рима всех перегринов, постоянно проживавших в Италии и Цизальпийской Галлии. В их число должны были входить как перегрины, прибывшие из заморских провинций и поселившиеся на указанной территории, так и постоянные жители латинских колоний Цизальпийской Галлии. Высылке из Города подлежали провинциальные перегрины, временно пребывавшие в Риме и не имевшие постоянного места жительства к югу от Альп.
Исследователи, которые толкуют Папиев закон в таком смысле, подчеркивают, что он благоприятствовал транспаданцам, так как их область неявно признавалась в нем регионом Италии, уже обладающей римским гражданством. Следовательно, эта мера отвечала интересам цензора 65 г., который желал включить их в списки граждан — т. е., по их мнению, интересам Красса101. Косвенное подтверждение этой точки зрения может содержаться у Цицерона. В речах против аграрного законопроекта Сервилия Рулла, трибуна 63 г., Цицерон весьма прозрачно намекает на то, что за ним стоят те же лица, которые в 65 г. пытались присоединить Египет, т. е. Красс и Цезарь (Leg agr. I. 1; II. 44)102. В другом месте, критикуя одно из положений закона, Цицерон говорит: «Затем Рулл и на будущее время строго постановляет, чтобы каждый полководец все свои деньги тотчас передавал децемвирам. Все же он здесь делает исключение для Помпея; подобно тому, полагаю я, как и в законе об изгнании инородцев из Рима было сделано исключение для Главкиппа. Действительно, смысл этого исключения состоит не в том, чтобы одному человеку было оказано благодеяние, а в том, чтоб одному не было нанесено обиды» (пер.
Папиев закон предусматривал не только изгнание из Рима иноземцев, но и учреждение суда над лицами, незаконно присвоившими римское гражданство. Впоследствии Цицерон дважды защищал в суде людей, обвиненных по этому закону: в 61 г. — поэта Архия, в 56 г. — Луция Корнелия Бальба105. В защиту Бальба выступал также и Красс, произносивший речь до Цицерона (Cic. Balb. 17). Если ранее Красс содействовал принятию Папиева закона, то его позиция на суде над Бальбом имела некоторые особенности — как выгодные, так и невыгодные. С одной стороны, обвинитель наверняка должен был привлечь внимание к непоследовательности Красса: ведь он взялся защищать нарушителя того самого закона, который прежде поддерживал. С другой стороны, Красс мог принять на себя роль «эксперта» по данному вопросу и заявить, что если уж сам он, горячий сторонник Папиева закона, считает, что Бальб получил римское гражданство законно, то его мнение должно иметь особенно большой вес106.
Таким образом, представляется, что когда Цицерон в речи «В защиту Бальба» называет Красса человеком слишком скупым в предоставлении римского гражданства, то это утверждение не связано с его позицией по транспаданскому вопросу в 65 г. Гражданские права транспаданцев не имели никакого отношения к делу гадитанца Бальба. Через девять лет после цензуры Красса и Катула, через четыре года после смерти Катула (Cic. Att. I. 20. 3) их конфликт уже не представлял общественного интереса и не стоил упоминания. Гораздо более вероятно, что этот пассаж Цицерона восходит к речам предыдущих ораторов на том же самом процессе Бальба: если обвинитель должен был указывать, что Крассу, выступавшему за Папиев закон, не пристало защищать его нарушителя, то Красс должен был отвечать, что поддержав Папиев закон, он доказал свою заботу о чистоте римского гражданства и, следовательно, его мнение о праве Бальба на гражданство заслуживает особого внимания. Отметим, кстати, что Цицерон действительно считал Папиев закон излишне суровым и даже бесчеловечным (Off. III. 47).
Чем же руководствовался Красс, поддерживая этот закон? Как уже отмечалось выше, Папиев закон благоприятствовал транспаданцам: он рассматривал их область как de facto часть Италии и позволял им, в отличие от провинциальных перегринов, беспрепятственно пребывать в Риме. Если в этом же году Красс пытался предоставить гражданские права транспаданским магистратам, то поддержать законопроект Папия для него было последовательным и закономерным шагом. Тем самым он вновь выступал в роли защитника транспаданцев и приобретал их благодарность. Ввиду значимости данного региона, о которой говорилось выше, это было политически выгодно. Однако основная цель Папиева закона состояла все же не в том, чтобы поддержать транспаданцев, а в том, чтобы ущемить других перегринов. Для чего это могло понадобиться Крассу?
Уорд и вслед за ним Вольтан полагают, что эта мера была направлена против Помпея, давнего соперника Красса. Они указывают, что из римских политиков с.86 именно Помпей имел больше всех клиентов неиталийского происхождения, и некоторые из них, прибыв в Рим, поддерживали Помпея в политических баталиях. Папиев закон был направлен на то, чтобы удалить их из Рима, причем Помпей, находившийся в Азии, не мог бы за них заступиться. Таким образом, закон имел целью лишить Помпея части его клиентелы107. Можно согласиться с тем, что Папиев закон действительно оказал подобное воздействие — в самом деле, один из обвиняемых по этому закону, Луций Корнелий Бальб, получил оспариваемое гражданство от Помпея и был его клиентом, причем его обвинение, несомненно, имело политический характер (Cic. Balb. 5—
Покровительствуя транспаданским экс-магистратам, желавшим получить римское гражданство, Красс рассчитывал приобрести новых сторонников из богатых и влиятельных семей, контролировавших общины Цизальпийской Галлии. Эти люди принадлежали к высшим имущественным классам и из всех своих соотечественников были наиболее заинтересованы в римской политике и легче других могли позволить себе путешествие в Рим для участия в голосовании. Кроме того, им предстояло войти в состав высших имущественных классов и разных, притом небольших по численности триб, так что они могли бы оказать Крассу значимую поддержку в народном собрании109. Из-за сопротивления коллеги Крассу не удалось осуществить свои планы, однако сама эта неудачная попытка должна была повредить ему в глазах старых граждан.
Ко времени цензуры Красса латинские колонии Транспаданской Галлии уже добивались римского гражданства, и в Риме об этом хорошо знали, так как в связи с этим в 68 г. сенат принял решение задержать в Италии легионы (Suet. Iul. 8). Позиция Красса в вопросе о гражданстве транспаданских магистратов должна была восприниматься в Риме как дружественный жест в отношении этих колоний и шаг к удовлетворению их требований. Однако римский плебс всегда негативно воспринимал попытки расширения римского гражданства. Как отмечает Ф. Миллар, до Союзнической войны все законопроекты о расширении прав латинов или италийцев либо проваливались, либо просто снимались с голосования; зато принимались законопроекты об ограничении их прав110. Союзническая война заставила Рим пойти на уступки и предоставить латинам и италийцам римское гражданство, однако мнение
Впрочем, для рассматриваемого эпизода имеется более близкая по времени аналогия. В конце 67 г. трибун Манилий провел закон о предоставлении вольноотпущенникам права голосовать в тех же трибах, что и их патроны (ранее они были распределены по четырем городским трибам). Сообщается, что Манилий опирался на вольноотпущенников и рабов и провел голосование с применением насилия и нарушением процедуры — в некомициальный день, в праздник Компиталий, который отмечали именно эти категории населения. Этот закон вызвал не только недовольство сената, но и гнев народа112, и на следующий же день был отменен (Ascon. 45; 65; Dio Cass. XXXVI. 42. 1—
Попытка Манилия возложить ответственность за провалившийся законопроект на Красса могла быть ложью, в которую тогда не поверили (Dio Cass. XXXVI. 42. 3—
Таким образом, можно согласиться с господствующим в историографии мнением о том, что во время своей цензуры в 65 г. Красс намеревался предоставить гражданские права транспаданцам (впрочем, не всем, а лишь экс-магистратам фиктивных латинских колоний), однако его коллега Катул, действуя в рамках своих должностных полномочий, воспрепятствовал этим планам. Заняв такую позицию, Красс должен был вызвать недовольство римского плебса, который противился расширению римского гражданства. Вероятно, чтобы возместить ущерб своей репутации, Красс в этом же году публично поддержал суровый Папиев закон, нацеленный на очищение гражданского коллектива от иноземцев; впрочем, для транспаданцев этот закон делал исключение. Однако спустя 10 лет политическая обстановка изменилась, и Красс защищал Луция с.88 Корнелия Бальба, обвиненного в присвоении гражданства, в судебной комиссии, учрежденной тем самым Папиевым законом. Слова Цицерона в речи «В защиту Бальба» (50) о том, что Красс продемонстрировал излишнюю скупость в предоставлении гражданства, вероятно, являются отзвуком полемики между Крассом и обвинителем Бальба, который должен был привлечь внимание к непоследовательности своего противника. Их не следует расценивать как свидетельство о позиции Красса по транспаданскому вопросу.
Литература / References
Adcock, F. 1966: Marcus Crassus, Millionaire. Cambridge.
Amela Valverde, L. 2002: La Galia Cisalpina y la clientela de Pompeyo Magno. Polis 14, 51—
Arena, V. 2011: The consulship of 78 BC. Catulus versus Lepidus: an optimates versus populares affair. In: H. Beck, A. Duplà, M. Jehne, F. Pina Polo (eds), Consuls and Res Publica. Holding High Office in the Roman Republic. Cambridge, 299—
Astin,
Badian, E. 1966: Notes on Provincia Gallia in the Late Republic. In: R. Chevallier (éd.), Mélanges d’archéologie et d’histoire offerts à André Piganiol. Vol. II. Paris, 901—
Badian, E. 1968: Studies in Greek and Roman History. Oxford.
Badian, E. 2000: Foreign Clientelae (264—
Balsdon,
Barbati, S. 2012: Asc., In Pis. 3 Clark: sulle cosiddette “colonie latine fittizie” transpadane. Revista General de Derecho Romano 18, 1—
Barbati, S. 2013: Ancora sulle cosiddette “colonie latine fittizie” transpadane (Asc. In Pis. 3 Clark). Quaderni Lupiensi di Storia e Diritto 48, 59—
Billows,
Bispham, E. 2007: From Asculum to Actium. The Municipalization of Italy from the Social War to Augustus. Oxford.
Broughton,
Brunt,
Broadhead, W. 2001: Rome’s migration policy and the so-called ius migrandi. Cahiers du Centre Gustave Glotz 12, 69—
Cairo, G. 2012: Gli strumenti giuridici della presenza romana in Cisalpina tra il I sec. a. C. e l’inizio del principato. Historica 2, 33—
Coşkun, A. 2009a: Bürgerrechtsentzug oder Fremdenausweisung? Studien zu den Rechten von Latinern und weiteren Fremden sowie zum Bürgerrechtswechsel in der Römischen Republik (5. bis frühes 1. Jh. v. Chr.). Stuttgart.
Coşkun, A. 2009b: Zu den Bedingungen des Bürgerrechtserwerbs per magistratum in der späten römischen Republik. Historia. Zeitschrift für Alte Geschichte 58, 225—
Coşkun, A. 2010: Cicero und das römische Bürgerrecht. Die Verteidigung des Dichters Archias. Göttingen.
Courrier, C. 2014: La plèbe de Rome et sa culture (fin du IIe siècle av.
Deknatel, Chr. 1901: De vita M. Licinii Crassi. Lugduni Batavorum.
Drumann, W. 1964: Geschichte Roms in seinem Übergange von der republikanischen zur monarchischen Verfassung oder Pompeius, Caesar, Cicero und ihre Zeitgenossen. 2. Aufl. P. Groebe (Hrsg.). Bd 4. Hildesheim.
Ewins, U. 1955: The Enfranchisement of Cisalpine Gaul. Papers of British School in Rome 23, 73—
García Fernández, E. 2001: El municipio latino: origen y desarrollo constitucional. Madrid.
Garzetti, A. 1996: Scritti di storia repubblicana e augustea. Roma.
Gelzer, M. 1926: Licinius (68). In: RE. Hlbd 25, 295—
Gelzer, M. 1968: Caesar: Politician and Statesman. Engl. tr. by P. Needham. Cambridge (Mass.).
Goudineau, C. 1976: Sur un mot de Cicéron ou Avignon et le domaine de Marseille. In: L’Italie préromaine et la Rome républicaine. I. Mélanges offerts à Jacques Heurgon. Rome, 325—
Gruen,
Häussler, R. 2013a: Becoming Roman? Diverging Identities and Experiences in Ancient Northwest Italy. Walnut Creek (CA).
Häussler, R. 2013b: De-constructing ethnic identities: becoming Roman in western Cisalpine Gaul? In: A. Gardner, E. Herring, K. Lomas (eds), Creating Ethnicities & Identities in the Roman World. London, 35—
с.89 Hardy,
Holmes,
Kendall, S. 2013: The Struggle for Roman Citizenship. Romans, Allies, and the Wars of 91—
Korolenkov,
Короленков,
Kremer, D. 2006: Ius latinum. Le concept de droit latin sous la République et l’Empire. Romanité et modernité du droit. Paris.
Kron, G. 2005: The Augustan Census Figures and the Population of Italy. Athenaeum 93, 441—
Laffi, U. La provincia della Gallia Cisalpina. Athenaeum 80, 5—
Luraschi, G. 1979: Foedus. Ius Latii. Civitas. Aspetti costituzionali della romanizzaziose in Transpadana. Padova.
Luraschi, G. 1983: Sulle magistrature nelle colonie latine fittizie. Studia et documenta historiae et iuris 49, 261—
Luraschi, G. 1996: La questione della cittadinanza nell’ultimo secolo della Repubblica. In: F. Milazzo (a cura), Res publica e princeps. Vicende politiche, mutamenti istituzionali e ordinamento giuridico da Cesare ad Adriano. Atti del Convegno internazionale di diritto romano, Copanello 25—
Liubimova,
Любимова,
Liubimova,
Любимова,
Liubimova,
Любимова,
Marshall, B. 1976: Crassus: A Political Biography. Amsterdam.
Meyer, E. 1922: Caesars Monarchie und das Principat des Pompeius. Stuttgart—
Millar, F. 2002: Rome, the Greek world, and the East. Vol. I. The Roman Republic and the Augustan revolution. Chapel Hill—
Mommsen, T. 1941: Istoriya Rima. T. 3. Ot smerti Sully do bitvy pri Tapse [Römische Geschichte. Bd 3: Von Sullas Tod bis zur Schlacht von Thapsus]. Moscow.
Моммзен, Т. 1941: История Рима. Т. 3. От смерти Суллы до битвы при Тапсе. М.
Mouritsen, H. 1998: Italian Unification: A Study in Ancient and Modern Historiography. London.
Münzer, F. 1921: Scribonius (10). In: RE. I
Nicolet, C. 1980: Les censeurs de 61 av.
Piegdoń, M. 2010: Est enim ille flos ltaliae. Northern Italy in the Legal and Administrative Structures of the Roman Republic in the 3rd — lst centuries BC. Studia Prawnoustrojowe 12, 175—
Piegdoń, M. 2014: Krassus. Polityk niespełnionych ambicji [Crassus. A politician with unfulfilled ambitions]. Kraków.
Pina Polo, F. 2015: Foreign Clientelae Revisited: A Methodological Critique. In: M. Jehne, F. Pina Polo (eds), Foreign Clientelae in the Roman Empire. A Reconsideration. Stuttgart.
Rawson, B. 1970: Pompey and Hercules. Antichthon 4, 30—
Reid, 1890: Notes. In:
Rodgers,
Sherwin-White,
Seager, R. 1964: The First Catilinarian Conspiracy. Historia. Zeitschrift für Alte Geschichte 13, 338—
Spichenko,
с.90 Спиченко
Strasburger, H. 1938: Caesars Entritt in die Geschichte. München.
Suolahti, J. 1963: The Roman Censors: A Study on Social Structure. Helsinki.
Syme, R. 1964: Sallust. Berkeley—
Tarpin, M. 2014: Strangers in Paradise. Latins (and some other non-Romans) in colonial context: a short story of territorial complexity. In: T. Stek, J. Pelgrom (eds), Roman Republican Colonization. New Perspectives from Archaeology and Ancient History. Rome, 160—
Tarpin, M. 2015: Le coloniae lege Pompeia: una storia impossibile? In: G. Cresci Marrone (cur.), Trans Padum … usque ad Alpes. Roma tra il Po e le Alpi: dalla romanizzazione alla romanità. Atti del convegno. Venezia 13—
Taylor,
Taylor,
Taylor,
Tibiletti, G. 1959: The Comitia during the Decline of the Roman Republic. Studia et Documenta Historiae et Iuris 25, 94—
Voltan, C. 1978: La Transpadana nel I sec.
Ward, A. 1977: Marcus Crassus and the Late Roman Republic. Columbia (MO)—
Ward, A. 1972: Cicero’s Fight against Crassus and Caesar in 65 and 63
Williams, J.
Wiseman,
Wiseman,
ПРИМЕЧАНИЯ