Ливий, Август и форум Августа
Перевод с английского О. В. Любимовой.
Звездочкой отмечены ссылки, исправленные редакцией сайта.
с.123 Форум Августа, посвящённый во 2 г. до н. э.1, наглядно показывает, как именно, по мысли императора, сограждане должны были воспринимать римскую историю на всем её протяжении и его место в ней. Хотя храм Марса Мстителя был обетован на поле битвы при Филиппах в 42 г. до н. э. (Suet. Aug. 29. 2; RGDA. 2), до его посвящения прошло сорок лет. Ввиду множества судебных и других дел форум пришлось начать использовать до завершения строительства храма (Suet. Aug. 29. 1); сколько времени созревали планы форума как единого целого, неизвестно. Возможно, какие-то его черты определились задолго до 2 г. до н. э., в том числе, быть может, выбор героев для римского «Зала славы», чьи статуи вместе с элогиями, были установлены в двух портиках и экседрах по обе стороны храма2. В любом случае с.124 ясно, что вне зависимости от того, датировать ли план форума раньше или позже, ко времени его составления Ливий уже давно работал над своей историей Рима. Первая книга была закончена между 27 и 25 гг. до н. э., и очень вероятно, что к этому времени были написаны первые пять книг3. Свидетельства о датировке остальных частей истории отсутствуют, исключая то, что публикация последних двадцати двух книг была отложена до смерти Августа в 14 г. н. э.4 Если выдвинуть консервативное предположение о равномерном производстве книг 6—
Общеизвестно, что достижение Ливия «зачистило поле». В его работе почти сразу оказались затронуты некоторые неотложные заботы императора (IV. 20. 5—
с.125
I
Форум как целое имел общую концепцию, и Зал славы был лишь её частью5. На архитраве храма, господствовавшего над центральным пространством, красовалось написанное крупными буквами имя Августа (Ovid. Fast. V. 567—
Таковы основные черты форума Августа, хотя он был гораздо сложнее приведённого здесь наброска, поскольку здесь хранились всевозможные реликвии и художественные произведения, а также украшения8. В число реликвий входили знамёна, захваченные парфянами у Красса и Антония и возвращённые (дипломатическим путём) при Августе в 20 г. до н. э. (RGDA. 29; Cass. Dio LIV. 8. 3).
Таким образом, форум Августа представлял собой смешение личных и общественных элементов с явным преобладанием личных. Август решил, что исполнение обета, данного при Филиппах, — это его личное дело. Соответственно, он на свои частные средства купил землю, на которой предстояло с.126 построить форум, и не стал изымать недвижимость у тех, кто не желал её продавать, путём объявления этой территории государственной землёй, а всего проекта — государственным мероприятием.
В результате этих покупок приобретённый Августом участок оказался меньше, чем он хотел бы: очевидно, один или несколько землевладельцев отказались продавать ему землю9. Форум в своём окончательном виде выдвигал на первый план его личность: огромная посвятительная надпись на архитраве храма, изображения его божественных предков внутри и снаружи храма, триумфальная статуя его самого в центре площади перед храмом. Веллей сообщает, что на форуме были также выставлены названия испанских племён, покорённых Августом (quarum titulis forum eius praenitet, II. 39. 2). Большинство исследователей считает, что это перечисление имело форму элогия на базе статуи. В этом можно усомниться: такой элогий соперничал бы с простой надписью PATER PATRIAE на другой стороне базы и не привлекал бы такого внимания, какое предполагает слово Веллея «блистает» (praenitet). Более подходящим местом для этих названий служили бы архитравы между верхним и нижним рядами колонн, поддерживавших портики, длина каждого из которых превышала 100 м. Буквы были бы крупными, и названия, написанные вдоль длинных сторон площади, вели бы взгляд к имени Августа на архитраве храма.
Зал славы был подчинён этому великому плану и подкреплял его. Вокруг статуи Энея, предка Августа, в центральной нише северной экседры стояли статуи предков Августа из рода Юлиев, в том числе четырнадцать царей Альбы Лонги (сохранились фрагментарные элогии четверых, D 2—
Зачем Август представил и на форуме, и на похоронах выдающихся людей, не состоявших с ним в родстве? Светоний (Aug. 31. 5) сообщает, что «После бессмертных богов он больше всего чтил память вождей, которые вознесли державу римского народа из ничтожества к величию. Поэтому… в обоих портиках при своем форуме каждому из них поставил статую в триумфальном облачении, объявив эдиктом, что это он делает для того, чтобы и его, пока он жив, и всех правителей после него граждане побуждали бы брать пример с этих мужей»[1]. Таким образом, статуи и элогии на форуме порождали соперничество за счёт сравнения. Выбор достижений, которые Август решил упомянуть в каждом элогии, позволяет выявить пункты, по которым производилось сравнение. Что до элогия самого Августа, то он составил его лично: в дальнейшем «Деяния» были вывешены перед его мавзолеем и скопированы по всему римскому миру. В недавно опубликованной статье П. Фриш убедительно показал, что достижения, тщательно перечисленные в «Деяниях», должны были сопоставляться с достижениями тех людей, чьи элогии были выставлены на форуме, и выглядеть более выдающимися14.
Словом, «Деяния» — это великий сравнительный документ, а форум Августа — великий сравнительный монумент, где все утверждения и намёки подчёркивали те дела, в которых Август что-либо совершил первым, или сделал больше других, или с.128 с бо́льшим блеском, или более эффективно. Августу недостаточно было заявить, что он сравнялся достижениями со своими непосредственными предками или превзошёл их, что было идеалом для нобилитета на протяжении всей республиканской эпохи. Главная идея форума и «Деяний» состоит в том, что Август сравнялся деяниями со всеми великими людьми в римской истории или превзошёл их.
Поддержал бы Ливий такое утверждение? Ответить на этот вопрос не позволяют несколько препятствий. Во-первых, мы не знаем его взглядов на принципат как политическое устройство, как показал в недавно опубликованной статье Ю. Дайнингер15. Второе препятствие связано с близостью дружбы и объёмом контактов между этими двоими людьми; они могли быть довольно близки и прочны, но это не обязательно. Более того, если оценивать значение упоминаний Ливия об Августе (или их отсутствия: в предисловии император не упомянут), следует помнить о том, что если Ливий желал считаться честным историком, то должен был занимать независимое положение относительно своих могущественных современников16. Откладывая публикацию книг 121—
Таким образом, на Ливия, вероятно, повлияли оба мотива. Но сомнительно, что он считал Августа последним и величайшим из множества великих людей Республики. Ливий смотрел на римскую историю как на совокупность достижений вождей и ведомых; нравы (mores) народа как целого с.129 являются константой в его истории, где национальный характер развивается, зреет и приходит в упадок18. Естественно, характерам отдельных людей придаётся большое значение, но даже величайшие герои у Ливия имеют недостатки; с его точки зрения, гораздо важнее то, что Рим создан усилиями множества вождей, а не какого-то одного человека (см. IX. 18. 9).
В одном конкретном вопросе Ливий и Август были подчёркнуто согласны друг с другом: история — это великое хранилище примеров (exempla), которые могут послужить людям ориентиром для построения жизни и мерой для оценки их собственного вклада. Замечания Ливия во введении (10) согласуются с верой императора в силу примеров в римской жизни.
II
Могли Ливий и его история подсказать Августу выбор отдельных людей в качестве наиболее выдающихся (summi viri)? Подавляющее большинство из них заслуживало громкого прославления у Ливия, ибо в основном это были триумфаторы19. Кроме того, выбор Августа был внепартийным. Например, Марий, родственник через брак, стоял на форуме и его элогий сохранился почти полностью. Окончание его карьеры описано так: post LXX annum patria per arma civilia expulsus, armis restitutus est. VII cos. factus («В возрасте семидесяти лет он был изгнан из государства вследствие гражданской войны и с помощью войны вернулся обратно. Избран консулом в седьмой раз»). Сопоставим с этим подведение итогов у Ливия, сохранившееся в 80 периохе: editisque plurimis sceleribus idibus Ianuariis decessit, vir cuius si examinentur cum virtutibus vitia, haud facile sit dictu utrum bello melior an pace perniciosior fuerit. adeo, quam rem publicam armatus servavit, eam primo togatus omni genere fraudis, postremo armis hostiliter evertit («После многих злодейств скончался в январские иды. Если сопоставить доблести его с пороками, то трудно сказать, был ли он превосходнее в военное время или пагубнее в мирное: свое государство он спасал с оружием в руках и его же переворачивал изнутри, сперва всяческими кознями, как сенатор, а потом и оружием, как враг» (пер.
Среди девятнадцати известных нам выдающихся мужей двое вызывают удивление. Первый — это Гай Корнелий Цетег (D 64). Только хорошо подкованный исследователь римской истории мог бы идентифицировать этого Цетега без каких-либо поисков, — в том числе, пожалуй, и самому Ливию это было бы непросто, хотя почти всё, что нам известно о Цетеге, сошло со страниц Ливия. Победы Цетега над инсубрами и ценоманами на севере Италии в его консульство в 197 г. до н. э. описаны в XXXII. 28—
Второй — это Луций Альбиний (D 11). И снова, лишь хорошо осведомлённый специалист по римской истории мог бы сразу его идентифицировать, ибо это был плебей (Liv. V. 40. 9), который подвёз весталок до Цере на своей повозке, когда они бежали от галлов во время разграбления города в 390 г. до н. э. У Ливия содержится единственный литературный рассказ об этом событии, ибо все последующие восходят к нему (Plut. Cam. 21; Val. Max. I. 1. 10; Flor. I. 7). И здесь мы имеем серьёзные основания предполагать, что рассказ Ливия подсказал Августу выбор Альбиния, который, насколько нам известно, не занимал государственных должностей22. Но, как будет показано ниже, едва ли даже Альбиний был заимствован из истории Ливия.
В той или иной форме до нас дошли элогии десяти человек, чьи карьеры описаны в сохранившихся книгах Ливия. Что говорит нам сопоставление о Ливии как возможном источнике сведений? В двух случаях нельзя сделать никаких выводов, ибо не сохранилось почти ничего23. В остальных восьми случаях имеются расхождения, как крупные, так и мелкие.
Авл Постумий Регилльский (D 10). В нескольких сохранившихся словах с.131 элогия упоминается присутствие в битве при Регилльском озере сыновей Тарквиния Гордого: «сыновьями и сородичами» ([f]iliis et gen[tilibus]). Согласно Ливию, там присутствовал только один его сын (II. 19. 10: filius), то есть, видимо, Тит, ибо два других сына были уже мертвы (смерть Секста упоминается в I. 60. 2, смерть Аррунта — в II. 6. 9). Согласно версии Дионисия Галикарнасского, в битве участвовали и Секст, и Тит (AR. VI. 4. 1ff. и VI. 5. 4).
Маний Валерий Максим (D 60, 78). В элогии отмечается его триумф над сабинами и медуллинами; в версии Ливия последние отсутствуют. Дионисий сообщает, что в начале года медуллины сговорились с сабинами (VI. 34. 1, 3)*, но больше их не упоминает. В элогии Валерий назван человеком, который прекратил сецессию плебса, вернул их со Священной горы и примирил с сенаторами. Ливий приписывает эти деяния Менению Агриппе (II. 32—
Марк Фурий Камилл (D 61). В элогии победы, одержанные Камиллом в третью диктатуру, перечислены в следующем порядке: этруски, эквы, вольски; у Ливия порядок завоеваний обратный (VI. 2. 7 — 4. 3). В элогии говорится, что Камилл подавил восстание в Велитрах, которое, согласно Ливию (VI. 36. 1ff.), началось в 370 г. до н. э. и ещё продолжалось в 367 г. до н. э., когда Камилл был объявлен диктатором в пятый раз, специально для ведения галльской войны. Ливий не упоминает о капитуляции Велитр; после VI. 42. 4 мы о них больше не слышим. Плутарх (Cam. 41. 6—
Луций Альбиний (D 11). Элогий гласит: [Cum Galli ob]siderent Capitolium, [virgines Ve]stales Caere deduxit; [ibi sacra at]que ritus sollemnes ne [intermitte]rentur, curai sibi habuit; [urbe recup]erata sacra et virgines [Roman re]vexit («Когда галлы осаждали Капитолий, он вывез весталок в Цере; там он с.132 позаботился о том, чтобы священные обряды и церемонии не прервались; а когда Город был отвоёван, он привёл священные предметы и весталок обратно»). Ливий не сообщает ни о том, что Альбиний привёз весталок обратно в Рим, ни о том, что он позаботился о непрерывности священнодействий. Рассказ о возвращении тривиален, но действия Альбиния в Цере — нет. Ибо какое отношение мог иметь плебей к священнодействиям, совершавшимся патрициями? Главным образом по этой причине Боргези, Хиршфельд, Швеглер и другие исследователи предположили, что элогий относится не к Альбинию, а к неназванному фламину Квирина из рассказа Ливия (V. 40. 7)24. Другие историки, например, Моммзен, сочли неправдоподобным, что элогий на форуме Августа мог прославлять человека, чьё имя не сохранилось ни в одном источнике (хотя и имя Альбиния названо только в ливианской традиции)25. Более того, что именно мог сделать плебей, чтобы обеспечить непрерывность священнодействий? Деграсси предположил, что он мог, например, предоставить весталкам свой дом в Цере. Но Альбиний был римлянином, а не жителем Цере, и трудно поверить, что предоставление жилья могло так прославляться. Чем дольше размышляешь над элогием, тем более проблематичным он выглядит. Содержащиеся в нём сведения не могут восходить к Ливию; они, вероятно, отражают версию, радикально отличавшуюся от Ливия.
Аппий Клавдий Цек (D 12, 79). В элогии сохранена странная информация о повторном занятии Цеком претуры и эдилитета, а также точные сведения о том, что он трижды был интеррексом и трижды — военным трибуном. События 296 г. до н. э. описаны в элогии так: complura oppida de Samnitibus cepit, Sabinorum et Tuscorum exercitum с.133 fudit[3]. Ливий ничего не знает о сабинах — только о сабеллах (X. 19. 20)26. Более того, в его версии победы в Самнии приписаны проконсулу Публию Децию Мусу (X. 17. 1—
Квинт Фабий Максим Веррукоз (D 14, 80). В элогии сообщается о событиях четвёртого и пятого консульств Фабия в 215—
Гай Корнелий Цетег (D 64). От первой строки на плите, прикреплённой под базой статуи, сохранились только буквы ]ET CENOM[, а от второй строки — только ]VCEM EO[. Как отмечалось выше, это указание на победу и триумф Цетега над инсубрами и ценоманами в его консульство в 197 г. до н. э. Во второй строке несомненно имеется в виду карфагенский полководец Гамилькар, который, согласно рассказам некоторых историков, был захвачен в плен в сражении и проведён в триумфе. Наши сведения об этой версии получены от Ливия (XXXII. 30. 11—
Луций Эмилий Павел (D 81). В элогии приведены подробности его карьеры, отсутствующие в других источниках: интеррекс, квестор и трижды военный трибун. Кроме того, в элогии его победы в Лигурии отнесены к его первому консульству в 182 г. до н. э. (так же у Веллея I. 9. 3; Vir. Ill. 56), тогда как Ливий датирует их 181 г. до н. э., когда он был проконсулом. В элогии также сообщается: copias regis [decem с.134 dieb]us quibus Mac[edoniam atti]git delev[it[4]. Однако и Ливий (XLV. 41. 5), и Диодор (XXXI. 11. 1) сообщают, что между его вступлением в Македонию и победой над войском Персея прошло пятнадцать дней. В элогии слишком мало места, чтобы подставить [quindecem dieb]us и слишком много для [XV dieb]us. Восстановление Бормана (CIL. XI. 1829), которому следует Деграсси, вероятно, правильно: таким образом, в элогии приводится расчёт времени, отличный от других источников. Более того, предыдущее предложение элогия гласит: iterum cos. ut cum rege/[Per]se bellum gereret, ap/[... f]actus est[5]. Очевидное восстановление — ap[sens f]actus est[6] (так у Бормана; для предложенного Моммзеном a p[opulo][7] недостаточно места). Исследователи не склонны принимать это восстановление, поскольку оно не согласуется с версией Плутарха (Aem. 10); и у Ливия отсутствие Павла тоже не упоминается (XLIV. 17—
Судя по содержащимся в них сведениям, элогии независимы, необычны и своеобразны. В них обычно указано, сколько раз человек был интеррексом, военным трибуном и принцепсом сената, и сообщается о таких странностях, как повторное занятие квестуры, курульного эдилитета и претуры. Однако в них, видимо, не различаются магистратуры и промагистратуры и не отмечаются низшие должности (например, тот факт, что Эмилий Павел был триумвиром для выведения колонии (triumvir coloniae deducendae) в 194 г. до н. э. [Liv. XXXIV. 45. 3—
Во времена расцвета исследования источников (Quellenforschung), естественно, выдвигались разные предположения об источниках элогиев. Предполагалось, что это могли быть поздние анналисты, такие как Валерий Анциат и Лициний Макр, или «Портреты» Аттика через посредство Веррия Флакка29. Но подобные догадки были обречены на неубедительность, учитывая обширный интервал времени, описываемый элогиями (от падения Трои до смерти Друза Старшего), и, видимо, необычайно широкомасштабные поиски с.135 сведений, которые в них содержатся, — порой загадочных и уникальных. Моммзен полагал, что сами источники были аутентичными и надёжными, но работали с ними небрежные и некомпетентные люди. Однако Деграсси отмечает, что в элогиях удаётся обнаружить мало несомненных ошибок30.
Сегодня мы знаем ещё одного, причём более вероятного, кандидата на роль источника, который был современным, пространным, отчётливо антикварным и включал события от падения Трои и, вероятно, по крайней мере до
с.136 По крайней мере в одном случае мы, пожалуй, можем увидеть, как составители элогиев могли работать с антикварным материалом. В элогии Мания Валерия Максима (D 60, 78) сообщается, что он был авгуром;
Фрайер признаёт, что цель этого восьмидесятитомного издания «остаётся загадкой»34. Но не вызывает сомнений, что оно было составлено в правление Августа, и Фрайер убедительно обосновал предположение, что это произошло вскоре после 12 г. до н. э., когда Август сменил Лепида в должности великого понтифика. Веррий Флакк выдвинул новую интерпретацию, согласно которой «Великие анналы» назывались так не из-за своего размера, а потому, что их составлял великий понтифик35. Вскоре после 12 г. до н. э. последовал шквал религиозных мероприятий, связанных с новой должностью Августа, особенно в сфере священных записей. Более того, у Августа имелись специалисты, выступавшие экспертами в области истории и древностей: ранее они помогали ему составлять Капитолийские и Триумфальные фасты, затем собирали информацию для элогиев (каковы бы ни были их источники), а позднее в его правление составляли списки основных жреческих коллегий36. Я полагаю, что предложенная Фрайером датировка имеет смысл, а это означает, что в течение десятилетия после 12 г. до н. э., по мере составления восьмидесяти книг «Великих анналов», были также получены все или почти все сведения для элогиев. Несомненно, для составления «Анналов» проводились широкомасштабные исследования: подробный анализ легенды о статуе Горация Коклита у Фрайера показывает, насколько сложной могла быть реконструкция составителей, включавшая этиологические объяснения, основанные на «архивных заметках», тайных религиозных преданиях, поэтических произведениях, топографическом расположении и т. д.
Таким образом, элогии демонстрируют независимость в тех сведениях, которые они с.137 дают о выдающихся мужах (summi viri), расходясь не только с Ливием, но по некоторым вопросам — со всеми дошедшими до нас источниками. Однако расхождений с Ливием необычайно много, особенно если учесть, что элогии по большей части отмечают основные факты в карьерах знаменитых людей; это вдвойне необычно, если учесть, что большинство элогиев очень фрагментарно, а дошедшие до нас целиком или почти целиком очень кратки; втройне необычно, если учесть славу истории Ливия.
Возникает подозрение, что в определённых вопросах элогии, возможно, намеренно использовались, чтобы внести коррективы в изложенные у Ливия версии событий или возразить на них: например, согласно элогию, Луций Альбиний не просто подвёз весталок до Цере, но имел куда более серьёзные заслуги. В элогии Аппия Клавдия Цека подчёркнуты расхождения по вопросу о его победах в Самнии. Согласно Ливию, это была целиком и полностью заслуга Деция Муса, но он сообщает и о других версиях (X. 17. 11—
Итак, Ливий и Август были согласны друг с другом в том, что история ценна как собрание примеров, хотя Ливий придавал главное значение тому, чтобы отдельные люди в своей личной жизни и государственной карьере подражали одним и избегали ошибок других, а Август — тому, чтобы потомство оценивало и судило его самого и последующих принцепсов, сравнивая их со свершениями предков. Но в остальном общая почва практически отсутствует. Я не верю, что в представлении Ливия Август превзошёл достижения всех выдающихся мужей (summi viri) прошлого, а римская история при Августе достигла своего расцвета (предисловие Ливия полностью исключает любую подобную интерпретацию, по крайней мере если говорить о периоде до 25 г. до н. э.)37. Более того, не похоже, что история Ливия подсказала с.138 Августу выбор кого-то из тех людей, которые, как нам известно, были представлены на форуме. Что касается сведений, представленных в элогиях, то многочисленные и ярко выраженные различия между Ливием и скудными фрагментами свидетельствуют о том, что люди, которым Август поручил собрать и отобрать информацию, относились к версии римской истории, изложенной у Ливия, с сознательным безразличием. Август принял их предложения. Возможно, дружба императора и историка была не так близкой и непритворной, как считают некоторые исследователи.
На первый взгляд, элогии кажутся довольно безобидными; многочисленные расхождения становятся заметны лишь при более внимательном рассмотрении. Я представляю себе Ливия, который впервые обходит Зал славы с радостным одобрением; но когда он останавливается, чтобы подробнее изучить элогии, то испытывает разочарование и досаду, перерастающие в острое раздражение.
ПРИМЕЧАНИЯ
Hinc videt Aenean oneratum pondere caro et tot Iuliae nobilitatis avos, hinc videt Iliadem umeris ducis arma ferentem claraque dispositis acta subesse viris[12]. |
Видит Энея он здесь, дорогой отягченного ношей, Видит праотцев ряд Юловой славной семьи, Видит и Ромула он, отягченного царским доспехом, И описания всех подвигов славных мужей. (пер. Ф.А. Петровского) |